Скачать презентацию на тему импрессионизм. «Импрессионизм» Основные черты импрессионизма в живописи

Презентация «Импрессионизм в живописи » познакомит в творчеством выдающихся французских художников: Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Альфреда Сислея и Огюста Ренуара, расскажет о революции, которую они совершили в искусстве.

Импрессионизм в живописи

О происхождении термина «импрессионизм » скажу лишь для порядка, уверена, что мой любознательный читатель знает об этом ещё со школьных лет. Впервые этот термин появился в критической статье в газете «Шаривари », посвящённой выставке художников, решивших показать работы, не принятые в Салон, где в то время приветствовалось академическое искусство. Наши свободолюбивые герои, не желая подчиняться никаким правилам, добились от императора Наполеона III разрешения устроить свою выставку. Первая такая акция в 1863 году получила название «Салон отверженных ». Через десять лет художники выставляются вновь. На этой выставке среди других эпатировавших публику работ находилась и знаменитая теперь во всём мире картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца », подарившая имя замечательному направлению в искусстве.

Художников-импрессионистов существовало и существует очень много. Моя презентация посвящена лишь творчеству пяти самых выдающихся. Любой творческий человек отлично представляет, как трудно оставаться верным своим идеям в авторитарном обществе. Наши герои часто оказывались в безвыходной ситуации, не имея средств, чтобы накормить семью (У Камиля Писсарро, например, было семеро детей!).

Искусство и наука

Открытия импрессионистов в области искусства были неразрывно связаны с научными открытиями и творческими прозрениями их предшественников. Главным правилом живописцев-импрессионистов было условие работы на пленэре . Эта идея не была новой. На пленэре писали свои чудесные, живые пейзажи Но, ни барбизонцы, ни импрессионисты не смогли бы работать на воздухе, если бы в 1841 году американский портретист Джон Ренд не изобрёл оловянный, сжимающийся тюбик для масляных красок . Изобретение фотографии также не могло не сказаться на судьбе живописи. Кстати, один из первых профессиональных фотографов Ральф Надар был другом импрессионистов, и свои первые выставки они устраивали именно в его мастерской.

«Суха теория, мой друг …»

В отличие от живописи в пейзажах импрессионистов мы не найдём глубины и душевности. Задача героев моей презентации состояла в том, чтобы запечатлеть на полотне сиюминутное состояние воздушной среды. Главным героем художников-импрессионистов была не природа, а свет и воздух , меняющиеся каждое мгновение. Уловить эти изменения и старались Клод Моне, Камиль Писсарро, Альфред Сислей. Именно этим стремлением мы обязаны существованию знаменитых серий Клода Моне: «Стога», «Руанский собор», «Вокзал Сен-Лазар», «Тополя», Здание лондонского Парламента», «Нимфеи» и других. На сайте Gallerix.ru можно увидеть эти картины в хорошем качестве.

Идеи импрессионистов

  • Ни один цвет не существует сам по себе. Форма и краски – понятия нераздельные. Свет вызывает формы. Исчезает свет, пропадают формы и краски.

  • Всякий цвет составлен из элементов солнечного света, то-есть из 7 тонов спектра.

  • То, что прежде называлось локальным тоном – заблуждение: лист не зелёный, ствол дерева – не коричневый.

  • Воздух – единственный реальный сюжет картины, только через него мы видим всё, что на ней изображено.

  • Живописец должен писать только семью красками спектра и изгнать из палитры все остальные. Это то, что смело сделал Клод Моне, добавив лишь белую и чёрную. Затем, вместо того, чтобы составлять смеси на палитре, он должен вводить на холст лишь мазки из семи чистых красок, раскладывая их одну около другой, предоставляя отдельным цветам вступать в смеси уже в глазу зрителя, следовательно, поступая так, как это делает сам свет. Это и есть теория разложения тонов, составляющая главную основу техники импрессионистов.

  • Свет становится единственным сюжетом картины, интерес к предметам, на которых он играет, делается второстепенным.
    Волынский. Зелёное дерево жизни

«Импрессионисты преобразовали восприятие живописи и природы. Вряд ли после них найдётся любитель искусства или художник, который решится утверждать, что небо – просто синее, снег – белый, а трава – зелёная. Не замечая того, мы смотрим теперь на мир сквозь призму импрессионистической живописи. Они открыли возможность видеть не только определённый объект, но то «что живёт между художником и предметом изображения». Конечно, у них были великие предшественники, но окно в мир солнца и воздуха так широко было распахнуто именно импрессионистами»
Фомина Н.Н.

На сайте Артхив есть интересный материал, посвящённый импрессионистам: «Путешествие по Франции с импрессионистами» . Любителям импрессионистического искусства будет интересно.

Если вы решите посмотреть мою презентацию, то не поленитесь загрузить её на свой компьютер (она, правда, получилась очень тяжёлой, хотелось сделать красиво, а формат png тяжёлый). Иначе, многие эффекты анимации не будут работать.

Использованная литература:

  • Искусство. Малая детская энциклопедия. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
  • Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. – М.: Аванта+, 2000.
  • Энциклопедия. Пейзаж. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2002.
  • Великие художники. Том 72. Камиль Жакоб Писсарро. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2011.
  • Беккет В. История живописи. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
  • Великие художники. Том 25. Эдгар Илэр Жерме Дега. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 59. Альфред Сислей. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2010.
  • Великие художники. Том 4. Клод Моне. – М.: Издательство «Директ-Медиа», 2009.
  • Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
  • Львова Е.П., Сарабьянов Д.В., Борисова Е.А., Фомина Н.Н., Березин В.В., Кабкова Е.П., Некрасова Л.М. Мировая художественная культура. XIX век. Изобразительное искусство, музыка, театр. ‒ СПб.: Питер, 2007.
  • Раймон Конья. Писсарро. – М.: Слово, 1995
  • Самин Д.К. Сто великих художников. – М.: Вече, 2004.

Удачи!

МХК, 11 класс

Урок № 22

Импрессионизм

и постимпрессионизм

в живописи

Д.З.: Глава 20, ?? (с.236-237), тв. задания (с.237-241)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащихся роли импрессионистов и постимпрессионистов в изобразительном искусстве;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать произведение живописи;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров школы импрессионистов и постимпрессионистов.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • импрессионизм (в живописи);
  • постимпрессионизм (в живописи);
  • (в живописи) «Салон Отверженных»;
  • импрессионисты;
  • Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар;
  • пейзажи впечатления;
  • К. Моне, А. Сислей, К. Писсарро, П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и А. Тулуз-Лотрек, К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь

Универсальные учебные действия

  • прослеживать эволюцию определять ценность выявлять способы и средства находить ассоциативные связи определять роль искусства
  • перечислять существенные признаки импрессионизма и соотносить его с определенной исторической эпохой;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства импрессионизма;
  • прослеживать эволюцию творческого метода в произведениях известных представителей направления;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • определять эстетическую, духовную и художественную ценность искусства художников-импрессионистов;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами импрессионизма, представленными в различных видах искусства;
  • определять роль искусства импрессионизма в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи;
  • разрабатывать план-проспект выставки о творчестве импрессионистов с последующим оформлением экспозиции;
  • проводить самостоятельный анализ лирического стихотворения «Импрессионизм» О. Э.Мандельштама;
  • знакомиться с лучшими зарубежными и отечественными коллекциями произведений художников-импрессионистов

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет творчество импрессионистов и постимпрессионистов?


подвопросы

  • Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» - решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар).
  • Пейзажи впечатления. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К.Писсарро).
  • Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара).
  • Последователи импрессионистов. Индивидуальный характер творчества П. Сезанна, В. Ван Гога, П. Гогена и А. Тулуз-Лотрека. Поиски нового художественного решения. Последователи импрессионизма в русской живописи (К. А. Коровин, В.А. Серов, И. Э. Грабарь)

Стилевые направления художественной культуры в Западной Европы XIX века

I треть XIX века

I половина XIX века

Середина XIX века

70-80 е г. XIX века

Конец XIX века – начало XX века


Париж, 1863 год , Дворец промышленности

Жюри знаменитого Салона отклоняет около 70% представленных работ.

В разразившийся скандал вмешался Наполеон III , который милостиво разрешил представить полотна в другой части Дворца промышленности.

Так 15 мая 1863 года была открыта выставка, получившая выразительное название «Салон Отверженных».

Среди них - Клод Оскар Моне (1840-1926), Камиль Писсарро (1830-1903), Пьер Огюст Ренуар (1841-1919), Альфред Сислей (1839-1899), Эдгар Дега (1834-1917) и др. Битва за новое искусство продолжалась вплоть до 1886 г., когда состоялась последняя, восьмая выставка этих художников.


Публика привыкшая к академическому искусству на этой выставке пребывает в полном недоумении…

Взрыв хохота вызывает «неприличная»

картина Эдуарда Мане

«Завтрак на траве»

Эдуард Мане

(1832 - 1883)


Э.Мане

Олимпия

На защиту картины встал писатель

« Он познакомил нас с Олимпией, девушкой наших дней, которую он встречает на тротуарах, кутающей свои худые плечи в холодную полинявшую шаль… Место господину Мане в Лувре уже обеспечено».


Вокруг Мане объединились немало талантливых художников, которые как и он не признавали официальное искусство и решили идти своим путём.

Франция

70-80-е годы 19 в.

«Салон Отверженных»

Эдуард Мане

1832-1883

Камиль Писсарро

1830-1903

Клод Оскар Моне

1840-1926

Пьер Огюст Ренуар

1841-1919

Альфред Сислей

1839-1899

1834-1917


Так в конце 19 века во французском искусстве появилось новое направление-импрессионизм. С французского impression- впечатление

Своим названием он обязан картине Клода Моне , впервые представленной на выставке отверженных художников в 1874 году .

Она называлась «Впечатление. Восход солнца».

«Зарождение импрессионизма

было радостно, как ранняя весна.

Первые импрессионисты вышли

на свет из темной комнаты и

по-детски радовались свету,

краскам».

Максимилиан Волошин


Особенности живописного языка импрессионистов .

Неважно, ЧТО изображено, важно – КАК.

Работа на

пленэре

Техника

пастели

Изобразить

подвижность

и изменчивость

мира

Общие

принципы

Восприятие

цвета на

расстоянии

Чувственное

восприятие,

впечатление

Живая

подвижная

композиция


Впервые художники – импрессионисты вышли из темных мастерских

на пленэр (фр. plein air вольный воздух).

Альфред Сислей. Дорога на опушке леса .

Камиль Писсарро. Весна в Эраньи.

Маки


Художников –импрессионистов объединяло

субъективное переживание света, цвета, тени, отражений на поверхности предметов

Эдуард Мане. Сирень.

Клод Моне. Цветущий сад.

Клод Моне. Руанский собор.

Камиль Писсарро. Мороз.

Камиль Писсарро.

Бульвар Монмартр

в Париже.


1. Подвижность и изменчивость мира становятся главной целью изображения.

С помощью света и цвета художники пытались запечатлеть «мимолетные видения», поэтому они наносили краски на холст быстрыми мазками, заботясь только об общем впечатлении от увиденного.

Здание парламента в Лондоне.


Подвижность и изменчивость

Клод Моне. Парламент.

Чайки. Река Темза.

Клод Моне. Парламент. Закат.


Клод Моне. Осень .

2. Передачи света и цвета .

С их помощью можно передать изменчивость и быстротечность жизни. Художники учитывали законы восприятия цвета на расстоянии и никогда не смешивали краски на палитре. Использовалось сочетание цветов солнечного спектра.

Альфред Сислей. Город Вильнев на берегу Сены.

Огюст Ренуар. Качели.


3. Техника пастели (фр. pastel – живопись цветными карандашами или красочным порошком) открывала огромные возможности в использовании цвета.

Фактура пастели бархатиста, она способна передать вибрацию цвета, который кажется как бы светящимся изнутри.

Голубые танцовщицы.

Танцовщицы

в зале

для занятий.

Танцовщицы

на поклонах.


4. Пейзажи впечатления.

Реалистическим пейзажам художники – импрессионисты предпочли

пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они

наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы,

пытаясь запечатлеть ее «душу»

Вокзал Сен-Лазар.


Берег Сены у Буживаля.

Мост в Марэ ранним утром.

Альфред Сислей

Камиль Писсарро.

Оперный проезд в Париже.

Набережная Малаке в солнечную погоду.


5. Повседневная жизнь человека

Эдуард Мане. Бар в Фоли Бержер.

Огюст Ренуар. Танец в Буживале.

Эдуард Мане. Музыка в саду Тюильри.


Огюст Ренуар.

«Ренуар превосходен

в портретах. Он не

только схватывает

внешние черты,

но и детально

воссоздает их

характер и внутренний

Теодор Дюре.

Прогулка

Портрет Жанны Самари.

Дама с веером.


Говоря о творчестве

импрессионистов,

нельзя

не отметить их поиски

в области живописных

композиций.

Эти художники во многом

обновили

принципы их построений,

отказавшись от академических

требований

неподвижности,

симметрии,

порядка и четкости.

О.Ренуар. Лодки на Сене.

К.Моне. Тюльпаны Голландии

А.Сислей. Регата.

К.Моне. Мост Ватерлоо.

Э.Мане. Весна.(Жанна)

А.Сислей. Лужайки весной.

К.Моне. Пруд в Монжероне

К.Моне. Эртрет. Закат.

Э.Мане. Скачки в Булонском лесу.


Постимпрессионизм

Цель через изменчивую видимость природы передать ощущение ее постоянства. Максимально яркие художественные образы. Яркие краски.

Ван Гог «Дорога в Провансе»

Поль Гоген «Таитянские пасторали»

Поль Сезанн «Натюрморт с луком»


Поль Гоген.Таитянские женщины.

Франция.

Голландия.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи

Жорж Сера. Цирк

Вид на Мартинику.

Терраса кафе ночью.

Поль Сезанн. Дорога в Шантийи.


Германия.

Андерс Цорн.

Купание у скал.

Волны Лапландии.


Россия.

Игорь Грабарь.

Февральская лазурь.

Константин Коровин.

Бульвар Капуцинок.


Валентин Серов.

Портрет Зинаиды Юсуповой

Девочка с персиками


Задание на дом

Портрет Жанны Самари


Винсент

Ван Гог

Автопортрет

Аральские дамы


Поль Гоген


Поль

Сезанн

Натюрморт с драпировкой


Камиль

Писсарро

Сена и Мост Искусств


Пьер Ренуар

Девушка с веером




Эдуард Мане

«Перед зеркалом»

Контрольные вопросы

1. Какие открытия в области художественного творчества были

сделаны импрессионистами? Проиллюстрируйте их на примере

известных вам произведений. Почему реалистическим пейзажам

художники-импрессионисты предпочли пейзаж и впечатления?

2. Почему современные французские критики увидели в картине К.

Моне «Впечатление. Восход солнца» «дерзкий вызов прекрасному»,

«оскорбление общественного вкуса»? Какие именно «впечатления» и

почему стремился выразить в ней художник? Чем можно объяснить

приверженность К. Моне к жанру пейзажа? Какими живописными

средствами ему удавалось передавать изменчивость мира,

неповторимое очарование и волшебство образов?

3. Какая почва была подготовлена импрессионизмом для

возникновения постимпрессионизма? Что сближало и отличало два

этих художественных течения?

4. Расскажите об истоках творчества Ван Гога. Что отличало его

художественную манеру? К каким сюжетам, темам и образам он

обращался? В чём особенность трактовки мира природы и человека

в его произведениях?

5 . Какие художественные открытия в жанре натюрморта были

сделаны П. Сезанном?

6. Используя картину К. А. Коровина «Париж. Бульвар Капуцинов»

(см. с. 238), поясните, почему художника причисляли в

определённый период его творчества к последователям

импрессионизма.



Темы проектных исследований или презентаций

  • Эстетическая программа и живописная система импрессионизма.
  • Художественные искания импрессионистов.
  • Художественная организация пространства в произведениях К. Моне.
  • Особенности использования цвета, света и тени в произведениях К. Моне.
  • Колористическая реформа К. Моне.
  • Проблема традиции и новаторства в творчестве Э. Мане.
  • Мастерство в создании женских портретов Э. Мане.
  • Творческий диалог и художественные аналогии Э. Мане и Ван Гог (Ф. Гойя, П. Пикассо, С. Дали - по выбору).
  • Художники русского импрессионизма - по выбору К. А. Коровин, В А. Серов, И. Э. Грабарь.

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Калинина Е.М., учитель ИЗО и МХК, МОУ "Ермишинская СОШ», р.п. Ермишь, Рязанская область



Название "Импрессионизм" возникло после выставки 1874 г. в Париже, на которой экспонировалась картина Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872 г.). В 1985 г. украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола) Моне "Впечатление. Восходящее солнце"


Когда импрессионисты организовали свою первую выставку, они уже не были неопытными, начинающими художниками; это были люди, перешагнувшие за тридцать, имевшие за плечами свыше пятнадцати лет усердной работы. Они учились в Школе изящных искусств, обращались за советами к художникам старшего поколения, обсуждали и впитывали различные художественные течения своего времени - классицизм, романтизм, реализм. Поль Сезанн. Мост через Марну в Кретее Эдгар Дега. Гладильщицы Эдуард Мане.Прогулка в лодке


Однако они отказались слепо руководствоваться методами прославленных мастеров. Импрессионисты выступали против условностей классицизма, романтизма, утверждали красоту повседневной действительности, простых, демократических мотивов, добивались живой достоверности изображения, пытались уловить "впечатление" от того, что глаз видит в конкретный момент. Клод Моне. "Сорока" Поль Сезанн. «Натюрморт»


Наиболее типичной для импрессионистов темой является пейзаж, однако они в своём творчестве затрагивали и многие другие темы. Дега, например, изображал скачки, балерин и прачек, а Ренуар - очаровательных женщин и детей. Камиль Писсарро. Утреннее солнце на снегу Клод Моне. "Сад художника"




Клод Моне "Пейзаж. Парк Монсю. Париж". "Белые кувшинки". "Завтрак".


Top