Западноевропейская культура XIX века. Культура Западной Европы XVIII в Культура стран европы в 18 веке

«Культура Европы в XVII–XVIII веках»


1. Духовная жизнь


В истории Европы XVII век отмечен торжеством нового стиля барокко в искусстве и скептицизма в духовной жизни общества. После заполненного энтузиазмом и верой в способности человека эпохи Возрождения приходит разочарование, отчаяние и трагический разлад отдельной личности с окружающим миром. Человек, со времен средневековья привыкший ощущать себя в центре мироздания, вдруг оказался затерянным на огромной планете, размеры которой ему стали известны. Звездное небо над головой перестало быть надежным куполом и превратилось в символ бескрайности пространства, которое манило и одновременно отталкивало и пугало. Европейцам пришлось вновь обрести себя и приспособиться к сильно изменившемуся окружающему миру.

В начале XVIII века в континентальной Европе на смену скептицизму и рационализму барокко пришла эпоха Просвещения и искусство рококо. Главной идеей Просвещения был оптимизм и твердая вера в то, что человечество можно изменить путем повышения его образованности (отсюда и название данного течения). Просвещение зародилось во Франции, которая облегченно вздохнула после смерти Людовика XIV и с надеждой смотрела в будущее.

Огромную роль в распространении идей Просвещения сыграло тайное общество масонов - вольных каменщиков. Происхождение масонства до сих пор остается загадкой. Сами масоны считают себя продолжателями Ордена тамплиеров, выживших после расправы в начале XIV века, члены которого основали первую ложу - тайную секцию. Ученые считают, что масоны как политическая организация возникли в начале XVIII века на основе ремесленных союзов строителей. Члены масонских лож выступали за построение нового мира на основе всеобщего равенства и братства и боролись против католической церкви, за что неоднократно предавались анафеме.

2. Искусство Барокко и Рококо


В конце XVI века маньеризм постепенно начал уступать место барокко, высокому стилю утвердившейся абсолютной власти монархов, переживших кризис католичества и отстоявших право на существование протестантизма. Наивысший расцвет барокко пришелся на 2-ю половину XVII века, когда Европа с успехом преодолела катаклизмы религиозных войн.

Для барочной архитектуры была характерна пышная декоративная отделка со множеством деталей, многоцветная лепка, обилие позолоты, резьбы, скульптуры, живописные плафоны, создающие иллюзию уходящих вверх разверзшихся сводов. Это время господства кривых, причудливо изогнутых линий, перетекающих друг в друга, торжественных фасадов зданий и величественных архитектурных ансамблей. В живописи доминирует парадный портрет, полотна заполнены аллегориями и виртуозными декоративными композициями.

Несмотря на господство барокко, эта эпоха не была однородна в стилевом отношении. Во Франции, где были сильны тенденции строгого классицизма, старались следовать античным образцам. В Нидерландах более склонялись к натуралистическому стилю.

Барокко как стиль зародился в Италии, откуда он должен был нести в Европу свет возрожденного католицизма. Одним из самых выдающихся архитекторов-основоположников барокко стал Лоренцо Бернини. Он был назначен главным архитектором собора святого Павла - главного католического храма Рима. По его проекту в 1623-1624 годах над алтарем собора был сооружен огромный бронзовый балдахин, в качестве материала для которого по приказу Папы Урбана VIII использовали античную крышу Пантеона. Также в 1656-1665 годах Бернини выстроил грандиозную овальную колоннаду перед фасадом собора. В 1658 году архитектор возвел церковь Сант-Андреа аль Квиринале, в 1663-1666 годах - «Королевскую лестницу» в Ватикане. Блестящее мастерство Бернини проявилось в строительстве знаменитых римских фонтанов - «Фонтан тритона» и «Фонтан четырех рек». Помимо гениального архитектурного дара, Бернини обладал блестящими способностями скульптора. Он является автором гробниц Папы Урбана VIII и Александра VII в соборе святого Петра, скульптур «Давид» (1623), «Аполлон и Дафна» (1622-1625), многочисленных бюстов. В частности, во время поездки во Францию в 1665 году Бернини создал бюст Людовика XIV.

Главной живописной школой Италии эпохи барокко стала болонская, основанная тремя художниками: Аодовико Карраччи и его двоюродными братьями Аннибале и Агостино. В 1585 году они основали в Болоньи мастерскую, названную «Академией вступивших на правильный путь», в которой разработали основные принципы барочной живописи. В 1597 году Аннибале и Агостино переехали в Рим, где получили заказ на роспись галереи палаццо Фарнезе. По мнению Карраччи, реальная действительность слишком груба, поэтому ее следует облагородить, создавая на полотне идеальные образы.

Другой видный художник итальянского барокко, Караваджо Микеланджело да, наоборот стремился к максимальному реализму. Создавая картины на библейские сюжеты, художник специально старался сделать их как можно более демократичными и простыми. Таковы его полотна «Обращение Савла» (1600-1601), «Положение во гроб» (1602 - 1604), «Смерть Марии» (1606). Кроме того, он превратил натюрморт в самостоятельный жанр живописи.

Стиль барокко в Испании превратил XVII столетие в «золотой век» национальной культуры этой страны. Король Филипп IV всячески покровительствовал живописцам, создавая им наилучшие условия и щедро оплачивая их работу.

Первым крупным испанским художником барокко считается Хусепе Рибера, несмотря на то, что он еще в молодости уехал в Италию, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Его творчество испытало влияние Караваджо, и художник старался сделать свои персонажи как можно более реалистичными. Наиболее известными работами Риберы являются «Святой Иероним» (1626), «Мучение святого Варфоломея» (1630), «Хромоножка» (1642).

Величайшим живописцем Испании XVII века стал Диего Де Сильва Веласкес, с 1623 года - придворный живописец Филиппа IV. Манера Веласкеса отличалась подчеркнутым Реализмом, некоторой жесткостью письма и поразительной жизненной правдой. В молодые годы он создал целую галерею ярких народных типов, в зрелые годы, живя при дворе, отдавал предпочтение аристократам, членам королевской фамилии, а также мифологическим сюжетам. Таковы «Вакх» (1628-1629), «Венера с зеркалом» (1651), «Менины» (1656).

Испанское барокко оказало глубокое влияние на Фландрию, где утвердился тот же стиль. Вершиной фламандского барокко стало творчество художника Питера Пауля Рубенса. Как и многие другие живописцы, в молодости Рубенс совершил поездку в Италию, где изучал памятники античности и работы мастеров Возрождения. Вернувшись на родину, он создал классический образ монументально алтарного образа барокко - «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1610-1614). Для Рубенса характерны могучие и пышные человеческие тела, полные жизненной силы, большой декоративный размах. Темой его полотен были мифологические и библейские сюжеты, исторические сцены. Он стал создателем парадного барочного портрета. Наиболее известными картинами Рубенса являются: «Похищение дочерей Левкиппа» (1619-1620), «Персей и Андромеда» (1621), «Вирсавия» (1636), «Шубка» (1638).

Учеником Рубенса был художник Антонис ван Дейк, придворный живописец Карла I. Продолжатель идей фламандской школы, Ван Дейк долгое время работал в Генуе, Антверпене, а в 1631 году навсегда переехал в Лондон. Там он стал любимым портретистом королевской семьи и получал такое количество заказов, что вынужден был распределять работу между учениками, создав нечто вроде художественной мануфактуры. Его кисти принадлежат портреты: «Карл I на охоте» (1633), «Семейный портрет» (1621).

Во Франции, где классическая традиция соперничала с барокко, наиболее ярким представителем национальной школы живописи был Никола Пуссен. Своими учителями Пуссен считал Рафаэля и Тициана, творчество которых изучал во время посещения Италии. Художник отдавал предпочтение изображению мифологических и библейских сцен с использованием большого количества персонажей и аллегорий. Яркими примерами классицизма стали его полотна «Вдохновение поэта» (1629-1635), «Царство флоры» (1632), «Похищение сабинянок» (1633), «Вакханалия».

Правление Людовика XIV стало целой эпохой в развитии французского искусства. Художники и архитекторы были объединены в Академию живописи и скульптуры и Академию архитектуры. Они были призваны прославить величие «короля-Солнца» и совместными усилиями на основе компромисса между барокко и классицизмом создали новое течение, которое получило название стиль Людовика XIV. Грандиозные дворцы и парковые ансамбли должны были наглядно воплотить идею всесилия абсолютного монарха и могущества французской нации.

Руководствуясь этими принципами, архитектор Клод Перро в 1667 году начал строительство восточного фасада Лувра, так называемой «Колоннады». По проекту Либераля Брюана и Жюля Ардуэна-Мансара был сооружен Дом инвалидов - общежитие для ветеранов войны и собор. Вершиной французского зодчества этой эпохи стало возведение Версаля (1668-1689). Работами по строительству Версальского дворца и паркового ансамбля руководили архитекторы Луи Лево и Жюль Ардуэн-Мансар. В Версале свойственная классицизму строгость линий здания дворца сочетается с пышной барочной отделкой залов. К тому же, сам парк, украшенный многочисленными фонтанами, - порождение стиля барокко.

В отличие от Италии, Испании, Англии и Франции, где живописцы получали за свои полотна огромные деньги, в Голландии художникам платили очень мало. Неплохой пейзаж можно было купить за пару гульденов, хороший портрет, к примеру, стоил всего 60 гульденов, а Рембрандт, находясь на пике славы, получил за «Ночной дозор» только 1600гульденов. Для сравнения, гонорары Рубенса исчислялись десятками тысяч франков. Голландские мастера жили в весьма скромном достатке, иногда в нищете в небольших мастерских. Их искусство отражало повседневную жизнь страны и было направлено не на прославление монархии или славы Господней, а на раскрытие психологии обычного человека.

Первым великим мастером голландской школы живописи стал Франс Хальс. Подавляющее большинство его картин составляют портреты. Он располагал большой мастерской, имел 12 детей, которые вслед за отцом стали художниками, множество учеников, вел богемный образ жизни, был обременен многочисленными долгами и умер в полной нищете.

Самыми значительными произведениями ранней голландской живописи стали групповые портреты кисти Хальса. Заказчиками выступали члены гильдий, которые просили изобразить их во время пирушки или собрания. Таковы «Офицеры стрелковой роты святого Георгия» (1616), «Стрелки гильдии святого Адриана в Харлеме» (1627). Искусство Хальса лишено глубокой сосредоточенности и психологических коллизий. На его картинах, отразивших характер самого художника, люди почти всегда смеются. Хальс создал галерею простых голландцев, немного грубоватых, но откровенных в свои чувствах - «Цыганка», «Малле Баббе», «Мальчик-рыбак», «Шут».

Ученик Хальса художник Адриан ван Остаде работал в бытовом жанре. Его сцены из сельской и городской жизни проникнуты юмором и добродушной усмешкой. Тако вы «Драка», «В деревенском кабачке», «Мастерская художника». Классиком голландского пейзажа стал Ян ван Гойен, который использовал в своих работах принципы воздушной перспективы. Лучшим его полотном считается «Вид Дордрехта» (1648).

Вторым великим живописцем Голландии, чье творчество стоит вровень с Хальсом, был Ян Вермер Делфтский. Он отдавал предпочтение бытовым лиричным композициям, изображавшим одну или двух женщин в домашней обстановке, - «Девушка, читающая письмо», «Женщина у окна», «Женщина, примеряющая ожерелье», «Бокал вина», «Кружевница». Вермеру удалось с большой эмоциональной силой показать личную жизнь горожан, а также человека в единстве с окружающей средой. Ему удалось поразительно правдиво передать серебристый дневной свет, играющий на его полотнах множеством бликов.

Вершиной голландской школы стало творчество Рембрандта Харменса ван Рейна с его глубоким психологизмом и неповторимыми золотисто-коричневыми оттенками. Как и Хальс, Рембрандт пережил период популярности, но затем разорился и кончил жизнь в ужасающей бедности.

Рембрандт писал в основном портреты, как индивидуальные, так и групповые, а также картины на мифологические и библейские сюжеты. Художник был мастером светотени, и его персонажи как выхвачены лучом света из темноты. Его полотна «Даная», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» по праву считаются непревзойденными шедеврами. Из групповых портретов наиболее известны «Урок анатомии доктора Тюльпа» и «Ночной дозор». Одухотворенность и поразительная эмоциональная глубина отличает «Портрет старика в красном».

Из Италии архитектура барокко распространялась не только на север, но и на восток. После окончания Тридцатилетней войны на юге Германии под руководством итальянских мастеров возводятся многочисленные барочные постройки. В конце XVII века в немецких землях появились собственные мастера, творившие в стиле барокко.

Прусский архитектор Андреас Шлютер возвел в Берлине Королевский дворец и здание цейхгауза. Если Шлютер ориентировался на итальянского скульптора Лоренцо Бернини и французские образцы, то творчество Даниеля Пеппельмана совершенно самобытно. По его проекту в Дрездене для Августа II Сильного был возведен знаменитый дворцовый комплекс Цвингер. Также по заказу Августа архитектор Пеппельман возвел Королевский дворец в Гродно.

Распространение стиля барокко в Речи Посполитой было вызвано проникновением в страну иезуитов. Первым барочным памятником в Беларуси и вообще в Европе за пределами Италии стал иезуитский костел, возведенный в конце XVI века итальянским архитектором Бернардони для князя Радзивилла в Несвиже. Подлинного расцвета этот стиль достиг во 2-й половине XVII века, когда, приобретя национальные черты, оформился в белорусское, или виленское барокко. Классическими примерами белорусского барокко стали многочисленные костелы и городская застройка в Вильно, Гродно, Минске, Могилеве, Бресте, Слониме, Пинске, перестроенный после взрыва Полоцкий Софийский собор, монастыри в Голыпанах, Барунах, Березвечье, дворцовые комплексы в Несвиже и Ружанах.

В конце XVII века из Беларуси барокко проникло в Россию, где вначале получило название нарышкинский стиль. Примером этого направления являются церковь Покрова в Филях и церковь Знамения в Дубровицах. С началом реформ Петра I барокко окончательно восторжествовало в русской архитектуре, что прежде всего проявилось при строительстве Санкт-Петербурга. Вершиной развития барокко в России стало творчество итальянского архитектора Бартоломео Франческо Растрелли. Он перестроил дворцы в Петергофе и Царском Селе, возвел в столице комплекс Смольного монастыря и знаменитый Зимний дворец.

В начале XVIII века во Франции зародился новый стиль искусства - рококо. В отличие от барокко, которое было исключительно придворным стилем, рококо было искусством аристократии и высших слоев буржуазии. Теперь главной целью мастера стало не прославление кого-либо или чего-либо, а удобство и удовольствие конкретного человека. Если барокко смотрело высоко вверх, то рококо спустилось с небесных высей на грешную землю и обратило свой взор на стоящих вокруг людей. Иногда стиль рококо называют искусством для искусства. Более верно было бы назвать этот стиль искусством для человека.

Архитекторы рококо стали заботиться о комфорте человека. Они отказались от помпезности величественных барочных зданий и старались окружить человека атмосферой удобства и изящества. Живопись также отказалась от «великих идей» и стала просто красивой. Избавленные от бурных эмоций барокко, картины наполнились холодным светом и тонкими полутонами. Рококо был, пожалуй, первый почти полностью светский стиль в истории европейского искусства. Как и философия Просвещения, так и искусство рококо отделились от церкви, отодвинув религиозные темы далеко на задний план. Отныне и живопись, и архитектура должны были быть легкими и приятными. Галантное общество XVIII века устало от нравоучений и проповедей, люди желали наслаждаться жизнью, получая от нее максимум удовольствий.

Крупнейшим мастером рококо был Франсуа Буше, который превратил свои картины в декоративное панно для украшения стены. Таковы полотна «Купание Дианы», «Триумф Венеры», «Пастушеская сцена».

Морис-Кантер Ларут смог создать портретный жанр рококо. Запечатленные на его картинах люди в полном соответствии с требованием века любезно и галантно смотрят на зрителя, стараясь вызвать у него не восхищение, но чувство симпатии. Истинные же характеры персонажей скрыты под маской светской учтивости.

Картины Оноре Фрагонара полны искреннего чувства полноты жизни, которая проходит в беззаботном наслаждении. Примером этому служат полотна «Качели» (1766), «Поцелуй украдкой» (1780).

В Германию стиль рококо пришел в 30-х годах XVIII века, так и остался на севере, так как в южнонемецких землях до конца столетия безраздельно господствовало барокко.

В 1745 году прусский архитектор Георг Кнобельсдорф начал строительство под Потсдамом дворцово-паркового ансамбля Сан-Суси. Само его название (в переводе с французского «без забот») отражало дух эпохи рококо. По заказу Фридриха II на виноградной террасе был выстроен скромный одноэтажный дворец. Однако довольно скоро рококо было вытеснено набиравшим силу классицизмом.

Английское искусство XVIII века было настолько своеобразно, что не поддается классификациям, принятым в континентальной Европе. Здесь наблюдается причудливое переплетение всех стилей и направлений, среди которых постепенно на первое место выступает классицизм.

Основоположником национальной английской школы живописи стал Уильям Хогарт. В полном соответствии с духом английского общества того времени он посвятил свое творчество политической и социальной сатире. Подлинную славу художнику принесли серии картин «Карьера мота», «Модный брак», «Выборы». Чтобы познакомить со своими работами как можно большее количество зрителей, Хогарт сам изготавливал гравюры всех своих работ маслом и распространял их большими тиражами.

Художник Джошуа Рейнолдс вошел в историю как теоретик искусства, первый президент Королевской (Лондонской) академии искусств и выдающийся портретист. Его портреты наполнены пафосом прославления героев, которые стали достойны того, чтобы их навечно запечатлели на полотне.

Если Рейнолдс отличался рациональным подходом к живописи, то творчество Томаса Гейнсборо было более, эмоциональным. Его портреты отличает поэтическое восприятие природы человека.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

К началу XVII века Ренессанс в художественной культуре Западной Европы исчерпал свои жизненные силы, и прогрессивное общество обратилось к искусству нового типа. Окончательно оформился переход от поэтически-целостного восприятия мира, который был характерен для ученых и мыслителей Возрождения, к научному методу познания действительности. «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование» - таков девиз этой эпохи, провозглашенный Джордано Бруно в преддверии новых свершений. «...характер европейского культурного процесса в XVII в. был крайне сложен, неоднороден и.... противоречив».

На первый план в это время выдвинулась художественная культура пяти стран: Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Искусству каждой из пяти национальных школ были присущи характерные только ей отличительные черты. Однако их многое объединяло и делало близкими, что позволяет говорить о XVII столетии как о целостном этапе в истории искусства стран Западной Европы. Мастера разных по уровню экономического и социального развития стран решали в своих произведениях подчас общие для этого времени задачи.

Искусство Ренессанса воплощало гуманистические идеалы и утверждало культ красоты и превосходства человека. Это касалось как содержания, так и формы произведений эпохи. Перед художниками XVII века стояли совсем иные задачи. Действительность предстала перед ними во всем своем многообразии с множеством острых и порой неразрешимых общественных конфликтов. Картина развития западноевропейского искусства в этот период отличается особой сложностью. Произведения искусства обозначенной эпохи изобилуют всевозможными проявлениями современной авторам реальности. Сюжеты картин на библейские и мифологические темы приобрели черты жизненной конкретики, также получили широкое распространение непопулярные доселе изображения повседневной жизни частного человека и мира окружающих его вещей, реальных мотивов природы. Соответственно общей тенденции сформировалась новая система художественных жанров. Ведущее положение в ней по-прежнему принадлежало библейско-мифологическому жанру, однако в некоторых национальных художественных школах интенсивно стали развиваться жанры, связанные непосредственно с реальной действительностью. Среди них были портреты людей самых различных сословий, эпизоды из быта бюргеров и крестьян, скромные, без прикрас пейзажи, разнообразные типы натюрмортов.

В произведениях мастеров XVII века новое звучание получила передача окружающей человека среды. Фон отныне был не просто заполнением картинной плоскости, а приобрел статус дополнительной характеристики героя или героев картины. Помимо этого возникла новая традиция передачи образов и явлений - в движении и изменении.

Такое масштабное расширение художественного отражения действительности, а также многообразие послужило толчком к возникновению новых направлений в художественной культуре Западной Европы, рождению двух соседствовавших стилей - барокко и классицизма. Стиль барокко господствовал в европейском искусстве между маньеризмом и рококо приблизительно с 1600 года до начала XVIII века. От маньеризма новый стиль унаследовал динамичность и глубокую эмоциональность, а от Ренессанса - основательность и пышность, и черты обоих стилей гармонично слились в единое целое. Классицизм вобрал в себя идеи рационализма, обратившись за вдохновением к формам античного искусства. Классические произведения декларировали стройность и логичность мироздания. Этот стиль развивался параллельно барокко и просуществовал вплоть до начала XIX века. Тогда как родиной первого принято считать итальянские города Рим и Флоренцию, второй сложился в целостную стилевую систему именно во французской художественной культуре. Реализм был еще одной новой формой художественного отражения действительности, но его не принято выделять в отельный стиль в рамках развития изобразительного искусства Западной Европы XVII века.

В целом эволюцию искусства XVII столетия можно представить в виде нескольких основных этапов. Начало века было временем утверждения прогрессивных тенденций, борьбы художников новой формации с пережитками маньеризма. Крупнейшему итальянскому живописцу эпохи Караваджо принадлежит главенствующая роль в утверждении новых, прогрессивных принципов. В его творчестве уже проявились зачатки новых принципов реалистического отражения картины мира. Его новаторские идеи скоро проникли в искусство различных национальных школ. Параллельно этому процессу на стыке XVI-XVII веков происходило формирование и распространение принципов барочного искусства.

Первая половина и середина XVII века являет собой картину наивысших достижений в искусстве стран Западной Европы того времени. В этот период прогрессивные направления приобрели ведущее значение во всех национальных художественных школах за исключением Италии. В искусстве Италии к этому времени относятся высшие достижения в скульптуре и зодчестве, связанные с именами Бернини и Борромини.

Во второй половине XVII века произошел перелом. В искусстве Италии и Испании главенствующее положение заняла реакционно-католическая линия, во Франции -- официальное придворное направление, а искусство Фландрии и Голландии пришло в состояние глубокого упадка и стагнации. Степень единства, свойственная всему искусству XVII века, не в последнюю очередь связана с характерным для этой эпохи интенсивным художественным обменом. Быстрому распространению новых творческих идей в соседствующих художественных школах способствовали образовательные поездки молодых художников в Италию и крупные зарубежные заказы, которые получали художники соответствующего уровня.

Рим, всегда манивший художников сокровищами классического искусства античности и Ренессанса, превратился в своеобразный международный художественный центр, где жили целые колонии живописцев разных европейских стран. Кроме того, что Рим являлся главным очагом формирования барочного искусства и одновременно центром, где развернулся во всю свою мощь революционный метод Караваджо, он смог послужить и оплотом для идей классицизма -- большую часть своей жизни тут провели Пуссен и Клод Лоррен. В Риме творил немецкий мастер Эльсгеймер, который внес значительный вклад в сложение отдельных жанров живописи XVII века, и здесь же сформировалось своеобразное направление в бытовой картине, представленное группой голландских и итальянских мастеров («бамбоч чанти»).

На протяжении всего XVII века искусство развивалось под знаком борьбы, которая выражалась в противостоянии между отходящими на второй план консервативными художественными канонами и новыми художественными принципами. Эта борьба проявлялась во внутренних противоречиях, свойственных творчеству того или иного мастера, в конфликтах между художниками разных мастей, или даже в столкновении Пуссена с французскими придворными мастерами.

Основанная в 1634 году по инициативе А. де Ришелье Французская Академия кодифицировала литературный язык и пропагандировала нормы поэтики классицизма, первой «официально одобренной» художественно-эстетической системы. Это было сделано с целью максимально подчинить монархической власти различные социальные институты и сферу культуры. Но подобное проявление и без того усилившейся власти короля встретило в среде французского дворянства крайне негативный ответ и породило открытое противодействие монарху со стороны феодалов. Позже оно переросло в восстание 1648-1653 годов.

XVII век был веком грандиозных открытий и переворотов в науке (особенно в астрономии, физике, химии, биологии, географии, алгебре и геометрии). В то же время он стал эпохой стремительного развития искусства, бурного расцвета литературы, живописи, архитектуры, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, появления первых опер и балетов, освобождения театра от элементов «городской культуры» Средневековья. Этот период в истории мировой культуры ознаменован активным сотрудничеством и обменом опытом между представителями науки и искусства, между философами и художниками.

В восемнадцатом веке Франция стала центром просветительского движения. Это интеллектуальное и духовное движение, которое явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, зародилось в Англии еще в XVII столетии, и спустя век оказалось в Европе.

На это столетие пришелся расцвет материалистической философии просвещения во Франции и Англии. В Германии сложилась школа классической идеалистической философии. В Италии силами Джованни Баттиста Вико были осуществлены первые опыты внесения диалектического метода в философию нового времени. Ускоренное развитие получили естественные науки, сблизившиеся с производством и техникой. Переход к индустриальному веку предвещало создание новых машин. Особую значимость приобрел обмен философскими, научными и эстетическими идеями между странами.

Век Просвещения принес бурное развитие и выдвинул на первый план культурной арены музыку и литературу. Прозаики заинтересовались судьбой одного отдельно взятого персонажа и стремились поведать миру о сложных взаимоотношениях человека с окружающей средой. Музыка приобрела статус самостоятельного вида искусства. Произведения Баха, Моцарта и Глюка служили цели передачи целого спектра человеческих страстей. Для этого времени характерно изучение природы актерского мастерства, вопросов этики театра и его социальных функций.

Художественный прогресс несколько неоднозначно отразился на изобразительном искусстве. Тонкое чувство мастерски запечатленного момента присуще всей портретной и жанровой живописи эпохи.

XVIII столетие вошло в историю искусств как век портрета, сложившегося уже на новом витке становления художественной культуры. Портреты Латура, Гейнсборо и Гудона ярко иллюстрируют тенденции эпохи. Им свойственны чуткая наблюдательность автора, интимность и лиричность. Жанровые сценки Ватто чудесным образом передают все нюансы различных настроений, как и картины Шардена на бытовую тему или городские пейзажи Гварди. Однако живопись лишилась той полноты охвата духовной жизни человека, которая была свойственна полотнам Рубенса, Пуссена, Рембрандта и Веласкеса.

Формирование новой культуры было неравномерным в разных странах. Так, в Италии продолжали развиваться традиции предшествовавшего столетия. Во Франции его началу соответствовало появление изящного искусства Ватто, а к концу XVIII века характерным стал революционный пафос картин Давида. Испанец Гойя сообщил своему творчеству интерес к ярким и выразительным сторонам жизни. В некоторых областях Германии и Австрии это явление отразилось в области дворцовой и садово-парковой архитектуры. Резко увеличился объем гражданского строительства. Для архитектуры характерным был стиль барокко.

Архитектурный образ отдельно взятого особняка решался теперь в более комфортабельном и элегантном звучании. Так сложились принципы нового стиля в искусстве - рококо, - менее пафосного и более камерного, чем барокко. Новый стиль проявил себя в архитектуре главным образом в бласти декора, плоскостного, легкого, капризно-прихотливого, изысканного. Рококо не был ведущим стилем эпохи, но он стал наиболее характерным стилевым направлением художественной культуры ведущих стран Западной и Центральной Европы в первой половине XVIII века.

Вновь сложившиеся живопись и скульптура несли чисто декоративную функцию и служили оформлением интерьера. Это искусство было рассчитано на чуткого и проницательного зрителя, оно избегало излишней драматизации сюжета и носило исключительно гедонистический характер.

Живопись и скульптура второй половины XVIII столетия характеризуются неподдельной жизненностью образов. Классицизм XVIII века качественно отличался от классицизма века XVII . Он, зародившись вместе с барокко, не просто существовал параллельно с ним, но развивался в противоборстве с этим стилем, преодолевал его.

Европейская культура XVIII века не только продолжает культурное развитие предшествующего (XVII) столетия, но и отличается от него –по стилю, колориту, тональности.

XVII в. – век становления рационализма. XVIII – век Просвещения, когда рационалистические парадигмы культуры получили свой более конкретный социальный адрес: они стали опорой«третьего сословия» в его сначала идейной, а затем и политической борьбе с феодальным, абсолютистским строем.

Вольтер и Руссо во Франции, Гете и Шиллер в Германии, Юм в Англии, Ломоносов и Радищев в России – все великие просветители–гуманисты XVIII столетия выступали как убежденные сторонники и защитники человеческой свободы, широкого и универсального развития личности, непримиримые противники рабства и деспотизма. Во Франции, где противоречия общественной жизни переживались особенно остро, идеология Просвещения, материалистическая и атеистическая по преимуществу, стала теоретической, духовной предпосылкой великой революции 1789–1793 гг., а затем начавшегося широкого реформистского движения на континенте. Десятилетием ранее на идеях Просвещения создавалось государство Северо–Американских Соединенных Штатов.

Американская война за независимость, французская политическая революция и промышленная революция в Англии подвели «итог» длительному, напряженному общеевропейскому развитию со времен Реформации. Таким итогом было образование современного типа общества – промышленной цивилизации. Нарушалась не только феодальная, натуральная система хозяйства. «Ломалось» присущее ему сознание – раболепие вассала перед «синьором» и «сюзереном», хотя в этой ломке рождалось не только «высокое», но и «низкое» (термины заимствованы из «Феноменологии духа» Гегеля) сознание эпохи – цинизм и нигилизм тех общественных слоев и классов, которые воспринимали происходящее лишь как кризис и разложение и сами не были способны к социальному творчеству.

Понять XVIII в. – значит постичь его контрасты и парадоксы. Утонченность, изящество классицизма, великолепие Лувра и Версаля, величие Прадо и Вестминстерского аббатства соседствовали с суевериями, темнотой и неграмотностью масс, с бесправием и нищетой крестьянства, с деградацией и одичанием городских люмпенов. Блеск и нищета еще больше усиливали и оттеняли друг друга.

Моральный кризис охватил и «образованные» слои общества. Классическим памятником пышной и помпезной эпохи Людовика XV стал герой знаменитого диалога Дидро «Племянник Рамо» – предтеча будущих нигилистов и ницшеанцев (Диалог написан в 1762 г. Его персонаж – реальное лицо, племянник известного французского композитора). В образе незаурядного, но безнравственного циника и авантюриста автор диалога вывел тип человека, не нашедшего себя в своем времени, а потому социально опасного.


«Низкому», «разорванному» сознанию безвременья, его разрушающей и развращающей силе противостояла сила созидания и творчества – культура. Основным вектором ее развития было постепенное, но неуклонное преодоление одностороннего, «монохроматического» видения человека и мира, переход от механического к органическому, т.е. целостному, многокачественному восприятию действительности.

В производстве, в базисной структуре общества осуществлялся переход от мануфактуры к более развитым и сложным технологиям, к освоению новых видов сырья и источников энергии – к использованию природных сил не в первозданном, а в качественно измененном, преобразованном виде.

В науке монополия механико–математического знания уступала место выдвижению – наравне с ними – опытных и описательных дисциплин: физики, географии, биологии. Естествоиспытатели–натуралисты(Д.Геттон, К.Линней и др.) коллекционировали, систематизировали великое многообразие явлений и образований природы. Качество и количество заняли теперь уже равнозначное, сопоставимое место в логике, языке и мышлении теоретика.

Не только научное, но имассовое сознание XVIII в. обретало черты, не свойственные рационально–рассудочному XVII столетию, когда существовали лишь «черное и белое», одномерное различение противоположностей на «да» и «нет», истину и ложь, добро и зло, правый и виноватый. XVIII в. уже стал замечать и полутона, признавая за человеком право на изменения, совершенствование своей природы, т.е. право на «просвещение» и образование как на процессы, требующие и предполагающие время. Вера в возможность преобразования мира на разумных началах и морального совершенствования личности предполагала уже элементы историзма в сознании и самосознании эпохи.

Эта тема – постоянство и изменчивость человеческой Природы, зависимость и независимость ее от внешних условий или «среды», – рожденная в массовом опыте людей, ждущих перемен и практически готовящих своей деятельностью невиданное ранее обновление жизни, стала одной из центральных темфилософской рефлексии. То,что лишь предчувствовалось и предугадывалось в массах, философия подняла до уровня критики. Ее объектом стали и общественный (государственный) строй, и идеология этого строя – религия.

Во Франции, где социальные противоречия достигли наиболее острых и открытых форм классового противостояния. Критика религии (католицизма) велась с радикальных, атеистических позиций.По Гольбаху, религия есть ложь и бред, «священная зараза», не покончив с которой нельзя разделаться с насилием и деспотизмом крепостников–феодалов. АнгличанинЮм и немецКант были далеки от такого рационализма. Но и их критика феодальной идеологии нацеливалась в ее эпицентр: вопреки Ветхому и Новому заветучеловеческая личность и общественная мораль объявлялись автономными по отношению к религии, которая сама теперь выводилась из требований и интересов морали, вместо того чтобы стать ее опорой и истоком. В «Критике чистого разума» Кант отверг все возможные доказательства бытия бога и личного бессмертия, а это, по словам Генриха Гейне, было тогда настоящим «штурмом неба».

Но и на родине революции – во Франции – идеи Просвещения не были однородны, претерпев существенную эволюцию – от реформизма (в первую половину столетия) к откровенно революционным программам действия (в 60–80–е гг. XVIII в.). Так, если у представителей старшего поколения просветителей– Монтескье и Вольтера, выражавших интересы и умонастроения верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, преобладала идея постепенного обуржуазивания феодального общества по образцу соседней Англии, давно уже утвердившей у себя конституционно–монархический строй, то у идеологов следующего поколения антифеодальных мыслителей –Ламетри, Дидро, Гельвеция, Гольбаха – прослеживался уже другой настрой: решительное отрицание помещичьей собственности и сословных привилегий, открытый призыв к свержению деспотической власти.

В крупнейших странах Европы к середине XVIII в. королевская власть уже не нуждалась в заигрывании с «третьим сословием», не искала больше в нем союзника в борьбе с феодальной вольницей. Более важным теперь стало для нее упрочение союза с церковью и высшим дворянством. Перед лицом главной угрозы, для подавления крестьянских волнений и голодных бунтов горожан объединились, забыв прежние распри, все силы старого общества. Объявив войну собственному народу, абсолютистский режим перенес ее и на сферу культуры: публично сжигались «нечестивые» и «мятежные» книги, а их авторов ожидали Венсенский замок или Бастилия. Однако всё это не отдаляло, а приближало народный взрыв, революцию.

Дух, мироощущение эпохи самым ярким и выразительным образом запечатлели себя в искусстве. Самые величайшие художники века:Бах, Гете, Моцарт, Свифт говорили с современниками и будущими поколениями людей языком вечности, не стесняя и не сковывая себя никакими условностями и искусственными правилами «стиля».

Но это не значит, что XVIII в. не знал своих собственных, характерных художественных стилей. Основным из них былбарокко – стиль, соединивший в себе старые традиции (готику) с новыми тенденциями – идеями демократического свободомыслия. Сочетая в себе аристократизм формы с апелляцией к «народному», т.е. буржуазному, вкусу, живопись, скульптура, а особенно архитектура барокко, – это нетленный памятник дуализму эпохи, символ непрерывности европейской культуры, но и неповторимости исторического времени (Примером чему может служить скульптура Бернини, архитектура Растрелли, живопись Джордано, поэзия Кальдерона, музыка Люлли и др).

В течение первых трех четвертей XVIII в. наряду с барокко в западноевропейском искусстве достаточно широко распространился и другой стиль –рококо: такое название он получил за вычурность, манерность, нарочитую «несхожесть» выполненных в этом стиле произведений искусства с грубой, неотлакированной натурой. Декоративная театральность, хрупкость и условность образов – это полная противоположность «легкомысленного» рококо тяжелой торжественности барокко.Лозунг эстетики рококо – «искусство для наслаждения» – выражал достаточно точно и красноречиво мироощущение предреволюционной аристократии, жившей «одним днем», по известному девизу Людовика XV: «После нас – хоть потоп».

Но большинство нации ожидало не потопа, а очистительной бури. К середине века вся образованная, мыслящая Франция, затем и остальная Европа (вплоть до России) жила идеями и идеалами Просвещения.Вольтер и Руссо стали знаменем борьбы. Но вольтерианство и руссоизм – это все же различные, во многом несхожие программы и цели, два достаточно отдаленных друг от друга полюса напряженной социальной жизни, два центра сосредоточения антифеодальных, антикрепостнических сил. При жизни (оба мыслителя умерли в одном году – 1778) Вольтер и Руссо относились друг к другу резко критически, даже неприязненно. Вольтеру претил плебейский демократизм женевского философа, его призывы отказаться от благ и достижений цивилизации во имя мифического «возвращения» человека к первобытной и первозданной природе. Руссо, со своей стороны, не мог разделить аристократического высокомерия своего старшего современника по отношению к простонародью, как и деистического вольнодумства вольтерианцев, их излишнего, как полагал он, и даже опасного рационализма.

Историческое время смягчило, сгладило эти противоречия. В глазах потомков великие деятели Просвещения –с каких бы позиций ни вели они критику идеологии и практики отживающего строя – делали одно, общее дело. Но в актуальном переживании современниковаристократический и демократический пути борьбы за переустройство общества были более чем двумя равноценными и равнозначными, равновозможными вариантами прогресса. Каждый изних не только по–своему выражал исторический опыт прошлого (вследствие давно уже происшедшей и продолжающейся дивергенции в культуре материального и духовного, нравственного и умственного развития), но и был по–своему продолжен в будущем – в европейской истории следующего, XIX столетия.

Путь Вольтера – это путь духовных и социальных революций «сверху»: от вольнодумства вольтерианцев – к романтизму и свободолюбию «Бури и Натиска», к мятежной неуспокоенности байронизма, а затем – и к русскому декабризму 1825 г. Европейская и наша отечественная литература запечатлела героев аристократического бунтарства:Чайльд Гарольда и Карла Моора, Чацкого и Дубровского. Их интеллектуальное и нравственное превосходство по отношению к своим современникам было несомненным. Но столь же очевидной была и обреченность этих людей на одиночество, на большую, трудно преодолимую удаленность от народа.

Судьба идей и учения Руссо еще более сложна и необычна. Изних рождались лозунги Французской революции: свобода, равенство, братство и во имя свободы появлялись вопреки логике – императивы и программы якобинской диктатуры, оправдывающие не только теорию, но и практику массового, истребительного террора (о чем сам философ, умерший за 10 лет до революции, конечно, и не помышлял).

Это была первая крупнейшая метаморфоза гуманизма в культуре нового времени. «Абсолютная свобода и ужас» –так в гегелевской«Феноменологии духа» назван параграф, где революция и диктатура выводятся как практический результат теоретических идей и принципов Просвещения, а политический террор оценивается как абсолютный пункт отчуждения. Великий диалектик не только оказался глубоко прав, осмысливая – на опыте Французской революции – свою современность, но и прозорливо смотрел в наш, XX в., когда указывал на односторонность якобинского (тем самым любого леворадикального) принципа «абсолютного равенства». Называя такое равенство «абстрактным», Гегель писал, что единственным результатом его может быть только «самая холодная, самая пошлая смерть, имеющая значение не большее, чем если разрубить кочан капусты или проглотить глоток воды» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2–е изд. Т. 12. С. 736).

Но Руссо был не только (и не столько) предтечей Робеспьера и Марата. Имя женевского мудреца стоит у истоков и другого духовного течения, которое в целом можно охарактеризовать как романтически–патриархальное и антитехнократическое. (Через 100 лет после него эти же идеи у нас в России отстаивал Лев Толстой.) Руссо, Толстой, их единомышленники и последователи выразили протест широких масс (Руссо – городских низов, Толстой – крестьянства) против той тяжелой поступи цивилизации, которая осуществлялась не для, а за счет народа. На заре первой промышленной революции Руссо не дал обольстить себя скороспелыми плодами материального прогресса, предупредив об опасности неконтролируемого воздействия человека на природу, громко заявив об ответственности ученых и политиков не только за ближайшие, но и за отдаленные последствия принимаемых ими решений.

Но ничто не могло тогда разубедить европейца в том, что именно на его земле в его век совершаются или должны вот–вот совершиться великие, поворотные события мировой истории. Весь остальной мир был для Европы все еще «необетованным», а иноземцы – «туземцами». Европейская экспансия приняла уже не случайный (как в ХVI–ХVII вв.), а систематический, организованный характер. По ту сторону Атлантики (на Востоке Америки) европейские переселенцы осваивали новые для себя территории, оттесняя в центр материка коренное население континента. Африка, Азия, Океания продолжали хищнически разграбляться.«Пятый континент» (Австралия) был определен британским правительством как место самой отдаленной, а потому и самой жестокой ссылки наиболее важных, неисправимых преступников.

Европейцы, даже если они между собой воевали (австрийцы и итальянцы, немцы и французы), признавали друг в друге равных и соблюдали неписаные правила поведения даже в самых острых и ожесточенных спорах (победители не могли превратить побежденных в рабов, сражались армии, но не мирное население и т.п.). Но в неевропейских, «нехристианских» странах для англичан и французов, испанцев и португальцев не существовало уже никаких норм и запретов. С «туземцами» положено было не торговать и даже не воевать;их следовало покорять и истреблять. (Даже если это была страна такой высочайшей и древнейшей культуры, как Индия.)

Европейское Просвещение вписалось в историю культуры как эпоха гордого и самонадеянного сознания Ее современники гордились cобой и своим временем. Поэт века – Гете – с олимпийским величием и глубоким удовлетворением взирал на ход мировых событий который – казалось тогда – полноcтью подтверждал разумность и моральную оправданность действительности.

«Все разумное – действительно». Это не случайная фраза оброненная философом. Это – самосознание эпохи. Но уже последующие столетия заставили людей в этом усомниться.

XVIII век вошел в историю Европы, да и всего мира под названием века Просвещения . Понятие "Просвещение" было впервые употреблено французским философом Вольтером в 1734 г. В общем смысле под просвещением понимают процесс распространения научного знания, источником которого является человеческий разум, свободный от догматического мышления. Именно в XVIII веке передовые европейские мыслители осознали необходимость такого распространения и активно решали эту задачу.

Эпоха Просвещения была подготовлена достижениями эпохи Возрождения и научной революции XVII в., в которой особую роль сыграли такие английские мыслители как Френсис Бэкон, Исаак Ньютон, Джон Локк и Томас Гоббс.

Наибольшее развитие идеи Просвещения получили во Франции. Как для английских ученых XVII века, так и для французского Просвещения XVIII века была характерна первоначальная ориентация на сенсуализм как метод познания мира через чувственное восприятие - наблюдения за природой с помощью органов чувств. Затем она была дополнена акцентом на рационализм , на разум как основной источник и критерий истинности научного знания. Просветители верили в то, что мир устроен разумно, а также в то, что человек своим разумом способен познать окружающий мир, осмыслив ту информацию, которую он получил через органы чувств.

Вера в неограниченные возможности человеческого разума в познании мира, и в способность науки разрешить любые противоречия, с которыми сталкивается человеческое сообщество, стала характерной чертой эпохи Просвещения, и именно поэтому XVIII век часто называют веком Разума .

Повышенное внимание уделялось проблемам общественного устройства. Для просветителей характерными были попытки определить законы развития общества и создать на основании этих законов идеальную модель, или хотя бы исправить недостатки современного им общественного строя. При этом просветители опирались на концепцию «естественного права», предполагая, что все люди от рождения обладают определенными правами, проистекающими из самой природы человека. Эти права были нарушены в ходе исторического развития, что привело к созданию несправедливых, ущербных общественных отношений. Теперь задача состоит в том, чтобы восстановить эти права и построить общество, основанное на «естественных началах». Просветители верили, что такое обеспечит наивысший уровень развития культуры. Поэтому определение "естественных составляющих" человека и общества было одним из главных вопросов, которым задавались просветители. Большое внимание они уделяли изучению конкретного опыта общественного развития. И в этой связи признавали наиболее передовым в Европе общественный строй в Англии (конституционная монархия с широкими правами парламента). Английский парламентаризм рассматривался просветителями как образец для подражания.

Главной мишенью для критики деятели французского Просвещения избрали феодальные порядки и католическую церковь. Уже непосредственный предшественник просветителей, священник Жан Мелье получил широкую известность потому, что в своем «Завещании» выступил с жесткой критикой католической церкви и феодальных институтов светской власти. Таким же образом широкую известность получили Шарль Монтескье и Вольтер, первые крупные деятели французского Просвещения.

Резко критикуя церковь, далеко не все просветители были готовы выступать против религии как таковой. Как и ученые XVII века, французские просветители в вопросе о роли Бога в основном стояли на позициях деизма: Бог рассматривался лишь как «Великий Архитектор», создавший мир и установивший законы, по которым этот мир существует. Дальнейшее развитие мира шло по этим законам без божественного вмешательства. Часть просветителей разделяла позиции пантеизма, в котором Бог растворялся в природе и отождествлялся с ней. Ряд просветителей, среди которых были Ламетри, Дидро, Кондильяк, обратились к материализму , рассматривая духовное сознание как одно из свойств материи. Такой подход нес в себе скрытые атеистические начала. Однако на открытый атеизм (отрицание существования сверхъестественных сил вообще и Бога в частности) решались немногие. Первым представителем атеизма стал барон П. Гольбах . Весьма непримиримо к религии и церкви относились также материалисты Дидро и Д’Аламбер . С их точки зрения религия возникла на почве невежества и беспомощности человека перед силами природы, а церковная организация служит для того, чтобы поддерживать это невежество, препятствуя духовному и социальному освобождению людей.

В практическом плане главным для деятелей французского Просвещения была сама просветительская деятельность. Они верили, что история возложила на них особую миссию: распространять и пропагандировать научные знания и веру в торжество разума, в возможность и закономерность общественного прогресса. Прогресс мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума.

Среди первых просветителей следует отметить Шарля Монтескье (1689-1755). О н получил широкую известность, выпустив анонимное произведение «Персидские письма», в котором в форме переписки богатых персов подверг острой сатирической критике современные французские порядки. Затем в сочинении «О духе законов» он на ярких исторических примерах показал существование у разных народов различных обычаев и принципов политического устройства и выступил с осуждением деспотизма, пропагандой идей веротерпимости, гражданской и личной свободы людей. При этом автор не призывал к революции, а говорил о постепенности и умеренности в проведении необходимых преобразований. Монтескье внес важный вклад в развитие культурологической теории. Он сделал вывод о том, что общественный строй, обычаи и сами народы во многом являются продуктами воздействия окружающей географической среды (климат, реки, почвы и др.). Этот подход носил явный материалистический характер и получил название «географического детерминизма».

Самым ярким представителем эпохи Просвещения был французский писатель и философ Вольтер (1694 – 1778 гг.). Его талантливому перу принадлежали сотни литературных, философских, исторических произведений самых различных жанров от сатирических стихов до серьезных философских трактатов, в которых он выступал против феодальных институтов, беспощадно обличал Библию, вымыслы о чудесах и другие религиозные предрассудки. Вольтеру принадлежит знаменитый призыв «Раздавите гадину!», направленный против католической церкви. В то же время Вольтер не выступал против религии как таковой и считал ее необходимой как способ подчинения темных масс: «Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать!». Резкая критика церкви и феодальных порядков сочеталась у Вольтера с умеренными практическими рекомендациями. Так, он не считал возможным в современной ему Франции бороться за республиканский строй. Недоверчиво относился к низам общества, считая их слишком темными. Вольтер уделил большое внимание изучению особенностей культуры разных наций. В этой связи он написал работу "Очерки по всеобщей истории, обычаям и характере наций" (1756 г.).

Важный вклад в идеологию Просвещения внес Ж.А. Кондорсе (1743-94 гг.), который в своей работе «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума» (1794 г.) представил мировую историю как процесс развитие человеческого разума. Он разделил историю человечества на 9 эпох, начало которых связывал с тем или иным крупным изобретением.

Наряду с превалирующим оптимистическим взглядом на культуру, в эпоху Просвещения появилось и пессимистическое отношение к культуре как к средству закабаления и угнетения людей. Так, особое место во французском Просвещении занял уроженец Женевы Жан-Жак Руссо, получивший известность в 1749 г., когда он опубликовал знаменитое "Рассуждение" о том, что «просвещение вредно и сама культура - ложь и преступление». Руссо видел корень зла и бедствий человечества в неравенстве, утверждая, что главной причиной неравенства стало возникновение частной собственности, разделившей людей на богатых и бедных. Неравенство охраняется государством, а религия, искусство и даже наука, способствуют сохранению неравенства, препятствуют счастливой жизни людей. Очевидно, что Руссо абсолютизировал те конкретные формы и институты культуры, которые в современном ему обществе действительно препятствовали развитию демократии и социально справедливых общественных отношений.

Руссо разрабатывал вопросы педагогики и теорию «общественного договора», согласно которой государство есть продукт соглашения граждан и если государство их не устраивает, то они имеют право его сменить. Взгляды Руссо во многом способствовали идейной подготовки Великой Французской революции конца века.

Квинтэссенцией всех идей французского Просвещения стала знаменитая «Энциклопедия» под редакцией Дени Дидро , которая стала своеобразной Библией просветителей. Статьи в энциклопедию были написаны лучшими умами Европы и объясняли все устройство мира с рациональной точки зрения. Просветители рассматривали Энциклопедию как инструмент, при помощи которого они откроют доступ к знаниям широкому кругу людей.

Так как взгляды просветителей расходились с официальной идеологией, то их деятельность часто вызывала суровую реакцию светских и особенно духовных властей. Многие просветители подвергались гонениям, их арестовывали, высылали, уже отпечатанные произведения запрещались и конфисковывались.

Тем не менее, идеи Просвещения получили широкое распространение и проникли даже в те слои общества, которые сами были мишенью их критики. Поэтому многие деятели французского Просвещения обладали высокопоставленными покровителями, которые давали им защиту. Например, выход «Энциклопедии» стал возможен благодаря поддержке мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV, которая сама была мишенью критики просветителей.

Никем из деятелей Просвещения не ставилась целью подготовка революции – наоборот все они опасались ее и стремились к постепенному преобразованию общества, через распространение света знаний, долженствующего рассеять тьму невежества. Тем не менее, под влиянием просветительских идей в Европе возникают тайные общества. Первым таким обществом был баварский Орден Иллюминатов, однако наибольшей известностью пользовался орден масонов. Тайные общества создавали и распространяли различную популярную литературу, доступную для среднего читателя. Именно с помощью такой литературы идеи Просвещения разошлись по всей Европе.

В Германии движение Просвещения носило не столь радикальный характер, как во Франции. Внимание немецких просветителей привлекали не социально-политические проблемы, а вопросы философии, морали, эстетики и воспитания. Значительное внимание уделялось вопросам развития культуры.

Концепцию развития культуры разрабатывал Г. Лессинг, который проводил мысль о том, что человечество проходит ряд ступеней органического развития, причем господство религии и вера в божественное откровение свидетельствуют о незрелости общества.

Большое внимание проблемам культуры уделил немецкий философ Иоганн Гердер (1744-1803 гг.), который назвал свой главный 20-томный труд «Идеи к философии истории человечества»(1791). Занявшись вопросом о происхождении языка, он отверг тезис о "богоданности" последнего и выдвинул тезис о естественно-историческом развитии не только природы, но и языка, мышления и человеческой культуры в целом. Гердер - пантеист, растворил бога в природе и видел историю развития природы как поступательное развитие от неорганической материи к миру растений и животных, а затем к человеку. В истории общества он видел процесс нарастания гуманизма, который понимал как улучшение условий жизни и гармоничное развитие каждого индивидуума. Гердер обратил особое внимание на национальную самобытность культуры разных народов и выступил с идеей равноценности различных культур и различных эпох в развитии культуры того или иного народа, видя в них естественно-исторические стадии, одинаково ценные и необходимые в общем процессе поступательного развития. То специальное внимание, которое уделил Гердер проблемам культуры, и широкий круг поставленных им культурологических вопросов, дают все основания считать этого ученого одним их основоположников культурологии как науки.

Существенный вклад в развитие теории культуры внес Иммануил Кант (1724-1804 гг.), основоположник немецкой классической философии. Он рассматривал культуру как искусственный мир, созданный человеком. Основной чертой культурологической концепции Канта стала идея о том, что культура выступает как инструмент освобождения человека от мира природы. Философ противопоставлял мир природы и мир свободы и связывал второй мир с миром культуры. Он отмечал, что в природе господствуют суровые законы зоологии, и человек как продукт природы лишен свободы. Создаваемая человеком культура освобождает его от несвободы и зла природного мира, и важнейшую роль в этом деле играет мораль: сила морального долга побеждает суровые законы зоологии. Таким образом, Кант подчеркнул ведущую роль морали в системе культурных ценностей. В то же время Кант указывал, что мир природы и мир свободы связывает великая сила Красоты, и полагал, что культура в ее высших формах связана с эстетическим началом, с художественным творчеством - с искусством.

В Италии Просвещение имело свои глубокие корни, ведущие в эпоху Возрождения, однако вследствие жесткой позиции церкви просветительское движение развивалось медленно и носило умеренный характер. В начале XVIII в. важную роль в общественной мысли Италии играл Дж. Вико (1668-1744 гг.), который создает циклическую теорию истории, не порывая при этом с традиционной для христианства концепцией Провидения (божественного Замысла). Согласно концепции Вико, божественное Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, затем вновь наступает эпоха варварства и цикл повторяется. Этот вывод Вико сделал, опираясь на анализ известной ему истории, в которой явно выделялись два свершившихся цикла: от древнейших времен до заката Рима и вновь от «нового варварства» раннего Средневековья к эпохе Просвещения. Тезис о руке Провидения ставит Вико в ряды теистов, но идея повторяющихся исторических циклов плохо совмещалась с традиционным христианским представлением о втором пришествии Христа и установлением "царства Божьего на Земле, как на Небе". Вико полагал, что все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: Эпоха Богов (безгосударственное состояние, подчинение жрецам как служителям богов), Эпоха героев (аристократическое государство, которое угнетает обычных людей) и Эпоха людей (простые люди восстают против аристократии и добиваются равноправия, устанавливая республику; однако в ходе дальнейшего развития происходит дезинтеграция общества и вновь наступает эпоха варварства). Следует отметить, что в рамках этой циклической теории явно содержится и идея поступательного развития политической культуры человеческого общества. Вико одним из первых высказал мысль о классовой борьбе как факторе общественного развития.

Во 2-й пол. XVIII в. главным центром просветительских идей был Милан, где их распространением занимались братья Вьерри . Другим центром итальянского Просвещения становится Неаполь, где читал лекции Антонио Дженовези , изучавший возможности регулирования экономических отношений с помощью законов разума.

Просвещение в Испании отличалось сдержанным отношением испанских мыслителей к французским коллегам, что было своего рода защитной реакцией на негативные оценки французскими просветителями роли Испании в истории Европы. Ведущую роль среди испанских просветителей играл ряд высокообразованных представителей аристократии, таких как Педро Родригес де Кампоманес, граф Флоридабланка, граф Аранда, Гаспар Мельхиор де Ховельянос-и-Рамирес, которые выступали за постепенное реформирование феодального общества. Их деятельность способствовала проведению в Испании реформ в духе «просвещенного абсолютизма».

Англия . Практически все английские мыслители XVIII в., такие как Генри Болингброк, Джеймс Аддисон, А. Шефтсбери и Ф. Хатчисон, были людьми религиозными и отличались умеренностью взглядов, особенно в вопросах политического и общественного устройства. Их идеалом был политический компромисс, а к неотъемлемым естественным правам человека причислялось и право собственности. С именем шотландца Адама Смита связано начало классической политической экономии.

Английские материалисты XVIII века - Гартли, Пристли и другие - признавали мышление продуктом материи. Им противостояло идеалистическое направление, представленное Джоржом Беркли (1685-1753 гг.), который поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Взяв за исходную точку учение Локка об ощущениях, Беркли сделал крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами через соединение различных ощущений. С идеями Беркли были созвучны взгляды шотландского философа и ученого Дэвида Юма , который постулировал невозможность объективного познания мира (агностицизм ).

Обострение общественных противоречий, связанных с развитием капиталистических отношений, довольно рано вызвало в Англии критику буржуазного общества. На первое место здесь можно поставить Джонатана Свифта с его гениальным сатирическим романом «Путешествия Гулливера» (1726 г.). Разочарование в реалиях британского буржуазного общества с парламентским строем породило неверие в возможность создать совершенное общество на началах разума. Это способствовало повышению интереса к внутреннему миру человека, к его чувствам и переживаниям. В середине XVIII века эта потребность отразилась в новом литературном направлении – сентиментализме . Крупнейшим представителем этого направления был Лоренс Стерн , чей роман «Сентиментальное путешествие» и дал.

Из Англии идеи Просвещения оказались перенесенными за океан в ее североамериканские колонии. Американские просветители были в большей степени практики, чем мыслители, и пытались применить новые научные знания к обустройству своей страны. Больше всего их интересовали проблемы взаимоотношений общества, личности и государства. При этом американские мыслители полагали, что граждане могут менять свою политическую систему, если сочтут это полезным. Наиболее активно эту концепцию отстаивал Томас Пейн в памфлете «Здравый смысл». Деятельность американских просветителей идейно подготовила Американскую революцию и провозглашение независимости североамериканских колоний. Наиболее известные представители американского просвещения, такие как Томас Джефферсон и Бенджамин Франклин , стали лидерами Американской революции и «отцами-основателями» США – первого государства, в конституции которого получили отражения многие важные идеи эпохи Просвещения.

Познание мира. XVIII век был временем бурного развития науки. Оно базировалось на достижениях научной революции XVII в. На рубеже веков в большинстве стран Европы возникают научные учреждения – Академии Наук. Научные знания приобретают все более систематический и точный характер. Ученые ориентировались на практическое использование своих достижений в интересах экономического и общественного развития.

Меняется характер морских путешествий . Если ранее экспедиции были преимущественно военными и торговыми, то теперь в их состав специально включаются ученые, которые заняты поиском и исследованием новых земель. Благодаря изобретению более совершенных навигационных инструментов, таких как секстан (1730 г.) и хронометр (1734 г.), морские путеществия становятся более безопасными. Три экспедиции англичанина Дж. Кука (1768-1771 гг.), а также плавания французских капитанов Л.А. Бугенвиля (1766-1769 гг.) и Ж.Ф. Лаперуза (1785–1788 гг.) положили начало планомерному изучению и практическому освоению региона Тихого океана.

В развитие ботаники и биологии огромный вклад внес шведский ученый Карл Линней (1707–1778 гг.). Он разработал используемую до сих пор систему классификации живых существ, в которую поставил и человека.

Французский исследователь Ж.-Б. Ламарк (1744–1829 гг.) выдвинул первую теорию биологической эволюции, во многом предвосхищавшую идеи Ч. Дарвина.

В области точных наук Иоганн Бернулли и его ученики Леонард Эйлер и Жан Д’Аламбер завершают разработку систем дифференциального и интегрального исчисления и создают теорию дифференциальных уравнений. С ее помощью стали рассчитывать движение комет и других небесных тел, а свое завершение она нашла в знаменитой книге Жозефа Лагранжа «Аналитическая механика» (1788 г.).

Французский ученый Пьер Лаплас (1749-1827 гг.), виртуозно применив математический анализ, доказал устойчивость орбит планет Солнечной системы, а также полностью описал их движение, тем самым опровергнув мнение, что поддержание настоящего вида Солнечной системы требует вмешательства каких-то посторонних сверхъестественных сил.

В физике утверждается мнение, что все физические процессы - проявления механического движения вещества. Изобретение термометра голландцем Фаренгейтом в начале XVIII века и последовавшее за этим появление температурных шкал Реомюра (1730 г.) и Цельсия (1742 г.) позволило вести измерение температуры и привело к появлению учения о теплоте.

В химии была создана теория флогистона (огненная субстанция), обобщавшая знания, касавшиеся процессов горения и обжига металлов. Попытки обнаружить и выделить флогистон стимулировали изучение газообразных продуктов горения и газов вообще. В результате были открыты водород, азот, кислород и явление фотосинтеза. В 1777 году Антуан Лавуазье создал кислородную теорию горения.

Начинается изучение электрических и магнитных явлений . В ходе него было открыто явление электропроводности, создан электрометр. Б. Франклиным и М. В. Ломоносовым был изобретен громоотвод. Француз А. Кулон открыл закона Кулона, который стал основой для последующего развития знаний об электричестве.

Главным итогом развития науки в XVIII в. стало создание полноценной научной картины мира, не требующей теологического обоснования.

Восемнадцатый век в Западной Европе – последний этап длительного перехода от феодализма к капитализму. В середине века завершился процесс первоначального накопления капитала, велась борьба во всех сферах общественного сознания, созревала революционная ситуация. Позднее она привела к господству классических форм развитого капитализма. На протяжении века совершалась гигантская ломка всех общественных и государственных устоев, понятий и критериев оценки старого общества. Возникла цивилизованная общественность, появилась периодическая печать, образовались политические партии, шла борьба за эмансипацию человека от оков феодально-религиозного миросозерцания.

В изобразительном искусстве возрастало значение непосредственно реалистического отображения жизни. Расширилась сфера искусства, оно становилось активным выразителем освободительных идей, наполнялось злободневностью, боевым духом, обличало пороки и нелепости не только феодального, но и нарождающегося буржуазного общества. Оно выдвинуло и новый положительный идеал ничем не скованной личности человека, свободного от иерархических представлений, развивающего индивидуальные способности и вместе с тем наделенного благородным чувством гражданственности. Искусство становилось общенациональным, обращалось не только к кругу утонченных ценителей, но к широкой демократической среде.

Основные тенденции социального и идейного развития Западной Европы 18 века в различных странах проявляли себя неравномерно. Если в Англии промышленный переворот, совершившийся в середине 18 столетия, закрепил компромисс буржуазии и дворянства, то во Франции антифеодальное движение имело более массовый характер и готовило буржуазную революцию. Общим для всех стран был кризис феодализма, его идеологии, формирование широкого общественного движения – Просвещения, с его культом первичной нетронутой Природы и Разума, ее оберегающего, с его критикой современной испорченной цивилизации и мечтой о гармонии благостной природы и новой демократической цивилизации, тяготеющей к естественному состоянию.

Восемнадцатый век – век Разума, всеразрушающего скепсиса и иронии, век философов, социологов, экономистов; развивались связанные с техникой точные естественные науки, география, археология, история, материалистическая философия. Вторгаясь в умственный обиход эпохи, научные знания создали и для искусства фундамент точного наблюдения и анализа действительности. Просветители провозгласили целью искусства подражание природе, но природе упорядоченной, усовершенствованной (Дидро, А. Поп), очищенной разумом от пагубного воздействия рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественным неравенством, праздностью и роскошью. Рационализм философско-эстетической мысли 18 века, однако, не подавлял свежести и искренности чувства, но порождал устремленность к соразмерности, изяществу, гармонической завершенности художественных явлений искусства, начиная с архитектурных ансамблей и кончая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству – средоточию благороднейших устремлений человечества, чувству, жаждущему целеустремленного действия, заключающего в себе силу, революционизирующую жизнь, чувству, способному возродить исконные добродетели «естественного человека» (Дефо, Руссо, Мерсье), следующего естественным законам природы.

Афоризм Руссо «Человек велик только своими чувствами» выражал одну из примечательных сторон общественной жизни 18 столетия, породившей углубленный утонченный психологический анализ в реалистическом портрете и жанре, поэзией чувств проникнуты лирический пейзаж (Гейнсборо, Ватто, Берне, Робер) «лирический роман», «поэмы в прозе» (Руссо, Прево, Мариво, Фильдинг, Стерн, Ричардсон), она достигает высшего выражения в подъеме музыки (Гендель, Бах, Глюк, Гайдн, Моцарт, оперные композиторы Италии). Героями художественных произведений живописи, графики, литературы и театра 18 века стали, с одной стороны, «малые люди» – люди, как все, поставленные в обычные условия эпохи, не избалованные достатком и привилегиями, подверженные обыкновенным естественным движениям души, довольствующиеся скромным счастьем. Художников и писателей в них восхищали искренность, наивная непосредственность души, близкая природе. С другой стороны, в центре внимания – идеал эмансипированного цивилизованного интеллектуального человека, порожденного просветительской культурой, анализ его индивидуальной психологии, разноречивых душевных состояний и чувств с их тонкими оттенками, нечаянными порывами и рефлектирующими настроениями.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерны для всех художественных жанров 18 века. Художники стремились запечатлеть разнообразные в оттенках обыденные жизненные ситуации, самобытные индивидуальные образы, тяготели к занимательным повествованиям и феерической зрелищности, острым конфликтным действиям, драматическим интригам и комедийно построенным фабулам, утонченному гротеску, буффонаде, грациозным пасторалям, галантным празднествам.

Новые проблемы были выдвинуты и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, и возросла роль гражданской архитектуры, изысканно простой, обновленной, освобожденной от излишней импозантности. В некоторых странах (Франция, Россия, отчасти Германия) решались проблемы планировки городов будущего. Рождались архитектурные утопии (графические архитектурные пейзажи – Джованни Баттиста Пиранези и так называемая «бумажная архитектура»). Становились характерными тип частного, обычно интимного жилого дома и городские ансамбли общественных зданий. Вместе с тем в искусстве 18 века по сравнению с предшествующими эпохами снизились синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Нарушилась былая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизма и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Вместе с тем возросло взаимодействие и взаимообогащение различных видов искусства, достижения, обретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, было весьма плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство 18 века прошло два этапа. Первый продолжался до 1740–1760 годов. Он характеризуется видоизменением поздних форм барокко в декоративный стиль рококо. Своеобразие искусства первой половины 18 века – в сочетании остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирующее нюансы чувств и настроений, устремленное к изящной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеющее к «философии наслаждения», к сказочным образам Востока – арабов, китайцев, персов. Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление – у некоторых мастеров оно приобрело острообличительный характер (Хогарт, Свифт). Открыто проявлялась борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с углублением идеологических противоречий, ростом самосознания, политической активности буржуазии и народных масс. На рубеже 1760–1770-х годов. Королевская Академия во Франции выступила против искусства рококо и пыталась возродить парадный, идеализирующий стиль академического искусства конца 17 века. Галантный и мифологический жанры уступили место историческому с сюжетами, заимствованными из римской истории. Они были призваны подчеркивать величие утратившей авторитет монархии в соответствии с реакционным истолкованием идей «просвещенного абсолютизма».

Представители передовой мысли обратились к наследию античности. Во Франции граф де Кейлюс открыл научную эру исследований в этой области («Собрание древностей», 7 томов, 1752–1767). В середине 18 века немецкий археолог и историк искусств Винкельман («История искусства древности», 1764) призывал художников вернуться к «благородной простоте и к спокойному величию древнего искусства, несущего в себе отражение свободы греков и римлян эпохи республики». Французский философ Дидро нашел в античной истории сюжеты, обличающие тиранов, призывающие к восстанию против них. Возник Классицизм , противопоставивший декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей – познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мысли и поступков. Художники впервые изучали древнегреческое искусство на вновь открытых памятниках. Провозглашение идеального, гармоничного общества, примат долга над чувством, пафос разума – общие черты классицизма 17 и 18 веков. Однако классицизм 17 века, возникший на почве национального объединения, развивался в условиях расцвета дворянского общества. Для классицизма 18 века характерна антифеодальная революционная направленность. Он был призван объединить прогрессивные силы нации для борьбы с абсолютизмом. За пределами Франции классицизм не имел революционного характера, которым он отличался в первые годы французской революции.


Top