Телевизионные профессии. Работа на телерадиокомпании: обзор профессий

Тележурналист - одна из наиболее ярких профессий на телевидении. Он всегда в кадре, он всегда в центре самых интересных событий, он всегда идет по "лезвию ножа"; его образ иногда "спорит" с образом известнейших актеров по популярности. Миллионы телезрителей застывают у телеэкранов в ожидании информационной программы, чтобы утолить свой информационный "голод", об этой профессии можно говорить много, с другой стороны - это самая известная профессия на телевидении, и не секрет, что талантливых журналистов всегда не хватает на любом телеканале.Следующая по популярности профессия - профессия телеведущего. Телеведущий, как принято говорить на телевидении, является лицом программы. Все, от мала до велика, ждут, когда же "придет" в дом долгожданный гость. Дети ждут очередную "тетю" с мультфильмами или Туту Ларсен с музыкой, родители Леонида Якубовича с "Полем чудес" или Александра Маслякова с "КВН"; и этот перечень практически бесконечен. У всех и каждого из нас есть свой любимый и нелюбимый ведущий, которому мы доверяем или не доверяем, но равнодушным, как правило, никто не остается. Нравится или не нравится Ксения Собчак или Сергей Зверев, дискуссия на эти темы плавно переходит на страницы газет и журналов, продолжая будоражить умы сограждан. Жизнь телеведущего в эфире недолгая, но очень яркая. И чтобы найти такую яркую звезду телеканалы проводят бесконечные кастинги и просмотры, тщательно отслеживая и отбирая новые образы.Для того чтобы подготовить "поле" для работы журналиста и телеведущего на телевидении существует профессия редактора телепрограмм. Редактор телепрограмм - это профессия, скрытая от глаз телезрителей. Работа редактора начинается задолго до того, как программа выйдет в эфир. Это работа над выбором темы, героя программы, практическое участие в работе над сценарием, творческим замыслом, - и это далеко не все грани работы редактора. Далее следует участие в организации и проведении съемок, участие в монтаже и озвучании, в сдаче программы. И даже после выхода программы не заканчивается работа редактора. Он первым начинает работу над программой и последний ее заканчивает, сдавая монтажные листы, то есть описание программы в архив. По неписаному закону, редактор является самым умным человеком на телевидении, он знает все о теме программы, ее героях, о событиях и людях, обо всех "подводных" и "надводных" камнях сюжета, истории, о конфликтах и противоречиях, обо всех сплетнях и домыслах. И, конечно же, о хорошем редакторе мечтает любая телекомпания.Одна из интереснейших профессий - это профессия телевизионного режиссера . Режиссер телевизионных программ - одна из самых сложных и интересных профессий на телевидении. Прямой эфир информационной программы и постановка телевизионного спектакля, прямая трансляция с чемпионата мира по футболу и вручение премии "Оскар", запись программы "Песня года" и работа над реалити-шоу, - вот только небольшой экскурс в работу режиссера. В отличие от работы кинорежиссера, работа режиссера на телевидении более многогранна, это и постановочные работы с актерами и не актерами, прямые трансляции и запись, и, конечно же, монтаж и озвучание.Рядом с телережиссером его "вечный друг" и спутник телеоператор. Телеоператор - одна из интереснейших профессий на телевидении, она соединяет в себе человека творческого и технического. С одной стороны телеоператор должен владеть законами композиции, цвета и света, а с другой необходимо отличное знание и владение современнейшей цифровой техникой и оптикой. И не для кого, не секрет, что хороший, грамотный телеоператор желанный гость на любом телеканал.После того как материал снят, он попадает в руки режиссера монтажа телепрограмм. Режиссер монтажа телепрограмм - одна из наиболее необходимых и востребованных профессий на телевидении. "Монтажер" - так наиболее часто называют эту профессию на телевидении. Монтажер должен быть наиболее близок по духу и режиссеру, и журналисту, и редактору. Он должен обладать массой достоинств: великолепно знать компьютерную технику, новейшее программное обеспечение, быть в курсе огромного количества монтажных решений, знать историю кино и телевидения, теорию режиссуры и монтажа, обладать чувством темпа и ритма. И это только то, немногое что несет в себе монтажер. Он монтирует не только те программы, которые выходят в эфир в записи, но и те программы, которые выходят в прямом эфире, где нет права на ошибку. Работа над выпуском информационных программ - это ежедневная работа в прямом эфире с несколькими источниками изображения, требующая от монтажера большой отдачи и профессионализма. Грамотный монтажер - находка для любого телеканала и продюсерского производящего центра. Сегодня, практически все телеканалы испытывают настоящий "голод" в хороших монтажерах.Так же нельзя забывать и о звуке, а соответственно и о профессии звукорежиссера. Все, что слышит зритель, он слышит ушами звукорежиссера. Это и проникновенный голос ведущего в кадре, и звучание симфонического оркестра, рок-концерт и запись телеспектакля.Использование одного микрофона и десятка разных микрофонов, огромные микшерские пульты и самые современные компьютерные технологии в обработке и записи звука - это всё то, что должен знать и уметь звукорежиссер. И если звукорежиссер этим владеет, телеканалы с большим удовольствием заберут его к себе на высокооплачиваемую работу.Еще одна профессия, связанная со звуком, точнее с музыкой - профессия музыкального редактора. Музыкальный редактор - самая музыкальная профессия на телевидении. "Там, где кончается слово, начинается музыка"- так должен звучать основной лозунг музыкального редактора. Музыкальный редактор не только должен знать музыкальную культуру, но и основы монтажа, звукорежиссуры и телевизионной режиссуры. Он должен понимать, как можно создать определенную атмосферу и настроение, создать единство музыки и изображения. К хорошим музыкальным редакторам режиссеры выстраиваются в очередь.Для того, что бы телеведущие, тележурналисты, гости в студии предстали во всей красе перед зрителем, существует профессия гримера. Художник-гример телепрограмм - одна из самых красивых профессий на телевидении. Ведь не секрет, что ни один телеведущий, даже молодого возраста, никогда не появится в кадре без грима. Да сейчас и гости в студии стараются не появляться в кадре без грима. А в холле одной из ведущих телекомпаний Америки до сих пор висит лозунг " У нас гримируется даже президент". Такую важность грим приобрел не случайно. Если в кино и театре гримируются актеры, то на телевидении огромное количество гостей. И если актеры и певцы привычно гримируются, то заставить загримироваться члена правительства или академика было не просто, но красота победила! Поэтому гриму уделяется огромное внимание.

«У богатых людей - большая библиотека.

У бедных людей - большой телевизор.»

Дэн Кеннеди

ДЕТЯМ О ПРОФЕССИЯХ. БЕСЕДА ТРЕТЬЯ

О ЛЮДЯХ РАБОТАЮЩИХ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ. КТО РАБОТАЕТ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ?

Ребята! Знаете ли вы, кто делает телевизионные передачи? Я вам расскажу.

Во-первых, для любой передачи нужен автор-сцена­рист . Он сочиняет сюжет, ищет героев, продумывает, что они будут делать, в какой обстановке происходит действие.

Готовый сюжет автор-сценарист показывает режис­серу. Режиссер-постановщик - главное лицо теле­передачи. Вместе с автором он обсуждает сюжет. Ре­жиссер подбирает подходящих артистов, распределяет роли. Каждый актер получает текст роли и указания режиссера.

Послушайте стихотворение.

Моя роль

Хоть я маленький пока,

Дали роль мне старика.

А ведь я совсем иной

Беззаботный, озорной,

Прыгать, бегать я привык,

Ну какой же я старик?

Чтобы лучше роль сыграть,

Стал за дедом наблюдать:

Ходит дедушка, кряхтит,

Опирается на палку,

У него усталый вид.

Мне дедулю очень жалко!

Стал и я ходить, сгибаться

И на палку опираться.

Стал ворчать я на домашних,

Будто в доме самый старший.

Стал я охать: «Ой-ой-ой,

Чувствую в коленке боль».

Все спросили: «Что с тобой?»

Я войти пытаюсь в роль!

Если действие происходит в студии, необходимы декорации. Их создают художники-декораторы.

Осветители налаживают световой режим, а звуко­операторы - звук. Среди сотрудников телевидения немалую роль играют гримеры. Это художники, ко­торые с помощью красок, кремов, специальной кос­метики, накладных волос меняют облик человека, придают ему те черты, которые нужны режиссеру-по­становщику.

Однако актера нужно еще и одеть соответственно его роли. Этим занимаются художники по костюмам и костюмеры, которые следят за одеждой, ее состояни­ем. Швеи шьют одежду, подбирают ткани.

Наконец, огромную роль в создании телепередачи играют оператор ы. Они снимают на камеру происхо­дящее действие. Музыку к телепередачам пишут ком­позитор ы, слова песен - поэт ы.

Кого из работников телевидения мы забыли? Верно! Ведущего . Это специалист, который ведет программу из студии или с места событий.

Профессия телеведущий

Лекторий "Тактики и практики" с участием легендарного ведущего программ "Спокойной ночи, малыши!" и "С добрым утром, малыши!" Хрюшей

Профессия Телеведущий - лекция


Телевизионная студия - это звукоизолированное помещение. Площадь студии может колебаться от не­скольких десятков до тысячи метров! Стены и потол­ки там покрыты звукопоглощающими материалами.

В студии есть система освещения. Для отвода тепла, которое выделяется осветительными приборами, сту­дию оборудуют вентиляцией и кондиционерами.


Ответьте на вопросы

Каких специалистов, работающих на телевидении, вы зна­ете?

Кто продумывает и пишет сюжет телепередачи?

Кто исполняет роли?

Кто налаживает свет?

Кто занимается звукозаписью?

Кто гримирует актеров?

Кто их одевает?

Кто снимает передачу?

Кто ее ведет?

Кто создает декорации?

Кто сочиняет музыку к передаче?

Кто сочиняет слова песен?

Как выглядит телевизионная студия?

Послушайте сказку.

В гримёрной


В телевизионной гримерной работают гримеры. У них есть специальные кисточки, грим, накладные усы, бороды, волосы, особый клей и другие интересные предметы.

Каждого артиста сажают перед большим зеркалом, и гри­мер берется за работу. Из молодого человека он может сде­лать пожилого с морщинами и седыми волосами. А пожилого, наоборот, «омолодить» специальным гримом.

Анастасия Ивановна - очень опытный, умелый гример - как-то принялась гримировать молодую, но уже знаменитую актрису, восходящую звезду. Ее звали Ольгой. Знаменитая-то она знаменитая, но воспитана совсем плохо! Девушка все время делала гримеру замечания: то здесь не так, то щеки не очень розовые, то губы бледные. Анастасия Ивановна старалась, как могла, но угодить актрисе у нее не получалось. Наконец та рез­ко вскочила со стула, нагрубила и убежала на съемку

Когда актриса пробегала по коридору, ее лица коснулась крылом волшебная бабочка. Краски сразу поблекли и осыпа лись с лица, накладная коса растрепалась, ресницы слиплись и в съемочный павильон вошла не юная красавица, а настоящая Баба Яга!

Оленька! Что с тобой? - удивился оператор. - Ты за­болела? Тебе плохо?

Да, мне плохо! Старуха гримерша меня довела! Тут Оля разревелась и стала выглядеть еще хуже.

Старушка гримерша, Анастасия Ивановна, - самая опытная и умелая гримерша. Она не могла так тебя загримировать! - за­метил режиссер. - Здесь что-то не так! - сказал он.

Когда я бежала по коридору, моего лица кто-то коснул­ся, - вспомнила Оля.

Ну тогда все понятно. Ты обидела Анастасию Ивановну, и волшебная бабочка, ее любимица, заступилась за нее. Се­годня сниматься ты не будешь, - сказал режиссер. - Иди и извинись перед гримером.

Оля так и сделала. Анастасия Ивановна простила Олю. Ведь она была добрая и не злопамятная, как все талантливые люди. Она нанесла актрисе новый грим, та стала писаной красавицей и поспешила на съемку. А волшебная бабочка сложила кры­лышки и уселась на цветок фиалки, которая росла в горшочке на окне. Так она стала совсем незаметной.

Спасибо, маленькая подруга! - поблагодарила ее Анаста­сия Ивановна. - Ты защитила меня своим волшебным крылом.


Главный фактор успеха в профессии телеведущего

Ответьте на вопросы

Кто работает в гримерной?

Чем пользуются гримеры?

Как звали самого опытного гримера?

Кого она стала гримировать?

Как была воспитана молодая актриса?

Кто коснулся ее лица крылом?

Что с ним случилось?

Что сказали оператор и режиссер?

Хотелось ли Оле просить прощения у Анастасии Ивановны?

Простила ли ее гример?

Кого она поблагодарила за помощь?

Где спряталась волшебная бабочка?

Высшая Школа Телевидения «Останкино» - лидер в сфере подготовки кадров для телевидения и радио.
Преподаватели будущих телеведущих, тележурналистов, актеров, режиссеров являются действующими профессионалами на телевидении и в медиа-журналистике. Также в школе преподают заслуженные деятели культуры и искусства: Александр Политковский, Татьяна Пушкина, Евгений Гинзбург, Дмитрий Крылов, Лев Новожженов, Алексей Лысенков, Александр Журавский, Алексей Якубов, Юлианна Шахова, Елена Борзова, Дарья Червоненко.
Учащиеся имеют возможность пользоваться профессиональной аудио- и видеотехникой, все студии оснащены необходимым современным оборудованием.
Выпускники школы телевидения по результатам производственной практики находят постоянное место работы на ведущих российских телеканалах: «Первый канал», «Россия», «Культура», «НТВ», «СТС», «ТНТ», «Столица», «Домашний», «ТВЦ» и многие другие.
Высшая Школа Телевидения «Останкино» выдает диплом установленного образца по следующим специальностям:
«Мастерство телерадиоведущего»,
«Имиджмейкер. Искусство стиля и грима»,
«Режиссер телевидения»,
«Режиссер музыкальных видеоклипов»,
«Актёр кино и телевидения»,
«Телеоператор. Фотохудожник»,
«Тележурналистика. Редактура. Связи с общественностью»,
«Режиссер видеомонтажа»,
«Звукорежиссер».
В Высшую Школу Телевидения приглашаются все, кто хочется стать профессионалом в мультимедийной журналистике и в творческой сфере! Вас ждут интересные мастер-классы с известными деятелями культуры и журналистики, яркая студенческая жизнь, и достойный фундамент для будущей профессии.
Московский Институт Телевидения и Радиовещания «Останкино» МИТРО

Источники

Шорыгина Т.А. Беседы о телевидении: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с. (Вместе с детьми).

Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!

Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам, курсовым и дипломным работам. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.

С уважением, О.Г. Гольская.

"Помощь по сайту" - нажмите на изображение - гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю "Планирование работы по развитию детской речи. Профессии. РАБОТНИКИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ").

Репортёр -- наиболее универсальная специализация, требующая от журналиста способности к оперативному сбору инф-ции, умения произнести краткий монолог, сценарно выстроить сюжет, взять краткое информационное интервью. Репортёр - точный посредник между аудиторией и реальностью. Функции репортёра: сбор информации, организация съемки, руководство оператором, подготовка текста, подготовка видеоряда к монтажу, начитка. Репортаж -- не только оперативная работа журналиста внутри события, но ещё и своеобразный автопортрет самого репортёра, а главное -- умение мыслить публично. Репортёр тесно сотрудничает с редактором, который утверждает тему репортажа, и с оператором, фиксирующим событие на плёнку.

В отличие от репортёра интервьюер воздерживается от высказывания оценок и мнений. Интервьюер -- самостоятельная журн. специализация, хотя нет журналиста, который не занимался интервьюированием. В информационном интервью репортёр и собеседник выступают как сотрудники, которым надо проинформировать аудиторию о каком-то факте. Интервьюер должен чётко знать тему, мягко подчинять собеседника своему статегическому плану беседы.

Редактор . Литературное редактирование как таковое - малая часть функций редактора. В радиожурналистике, в его ведении слово и звук, в тележурналистике к слову и звуку (на радио) еще и изображение. Редактор программы, кроме того, является еще и одним из тех людей (и едва ли не самым главным), кто определяет стратегию программы, ее конечные цели. Вместе с журналистом разрабатывает темы, выстраивает последовательность ключевых вопросов, обозначает гоаницы затрагиваемых проблем.Редактор как организатор творческого процесса заботится о драматургии телевизионного зрелища, каким является любая передача. Редактирование на телевидении начинается с составления планов рубрики (а иногда и ее концепции), с подбора авторов – исполнителей замысла редактора, а заканчивается корректировкой сценария прямой передачи или отснятого и смонтированного видеоматериала в соответствии с творческими задачами рубрики.



Модератор -- журналист, ведущий "круглые столы", за которыми собираются сторонники противоположных мнений. Модератор должен следить за справедливым распределением времени высказываний, не давать участникам уходить от предмета дискуссии, не допускать общения за рамками приличия (при этом сохраняя эмоциональность спора), не становиться на сторону кого-то из участников (что не исключает права модератора выражать свою позицию).

Шоумен - ведущий эфира, ток-шоу, массовой передачи, в которой разговор по ходу действия становится зрелищем. В организационном плане сложнее интервью и беседы, т.к. в студии присутствуют зрители, гости; ведущих может быть двое.От шоумена требуются эрудиция, раскованность, доброжелательность, быстрая реакция на происходящее. Важным качеством является артистичность, т.к. ведущую роль здесь играет не столько вербальная инф-ция, сколько визуальный ряд (мимика, жестикуляция, расстановка пауз). Все эти качества востребованы в игровых передачах (викторинах, конкурсах, играх), а также среди ведущих эфира (ви-джей на ТВ и ди-джей на радио).

Комментатор и обозреватель представляют моножанровые авторские программы. Комментатор появляется в новостной прогамме (или после неё), когда нужно разъяснить какую-то проблему, проанализировать сообщённый в новостях факт. Для отстаивания своей позиции комментатор может предъявлять аудитории новые факты. Он отличается прогностичностью мышлений, критичностью, аналитическим умом.

Обозреватель - специалист в какой-то области, который ведёт персональную передачу, высказывая личные размышления и объясняя смысл видеоряда. Обозреватель, как правило, перерабатывает готовый материал, систематизируя его, давая свою оценку. От комментатора обозреватель отличается умением создавать сценарии передачи журнального типа. В отличие от комментатора он скорее энциклопедист, а не пропагандист или агитатор; его личная позиция носит нейтральный характер.

Диктор , – это человек, который доносит и освещает до своей аудитории такие актуальные вопросы, как новости, события в сфере политики, культуры, спорта. Это человек, который читает чужой текст, т.е. сам он не журналист, а только озвучивает. Его задача быть максимально беспристрастным, не показывать личное отношение, иронию и т.д. Но при этом дикторы профессионально работают над речью, если журналисту простят зажевывание слов от эмоциональности, то диктор должен говорить идеально. Дикторы были распространены на ТВ и радио в СССР, вспомните такие размеренные голоса с идеальными интонациями из советских фильмов, потом в 90-е наступила новая тенденция - когда ведущими становились простые журналисты, сейчас снова кое-где возвращаются к дикторам. На ТВ отличное произношение, правильная дикция, спокойная уверенность в себе, ухоженный внешний вид - это внешняя сторона профессии. Профессия диктор получила толчок к развитию в первой половине 20-го века в качестве радиодиктора. В те, не избалованные техническими устройствами годы, радио для людей заменяло окно в мир. Неудивительна поэтому любовь, которую слушатели испытывали к ведущим радионовостей. Например, известный диктор СССР Левитан, пользовался всенародным обожанием, и был завален благодарственными письмами.

Ну а на радио дикторы распространены больше, т.к. для радиоведущего голос - главное рабочее оружие))) Но с начала 90-х они тоже вытесняются ди-джеями и т.д., потому что сейчас общая тенденция для ТВ и радио - быть ближе к народу, проще и эмоциональнее, беспристрастность была нужна в СССР, когда нужно было какие-то партийные идиотские новости доносить совершенно беспристрастно. Ныне дикторы уходят на «задний план рекламы, трейлеров, промо и.т.п.

Обязательные профессиональные свойства – хорошая память, находчивость, сообразительность.

Ведущий новостей зачитывает в эфир с телесуфлера заранее подготовленный и выверенный текст. Имеет право импровизировать. ведущему требуются актерские навыки перед камерой: зритель должен чувствовать, что человек на экране понимает то, что говорит в эфир. Ведущий не может претендовать на роль автора программы.

Специфика электронной журналистики такова, что основной объем работы делается вне эфира, с помощью большого количества творческих и технических сотрудников", - замечают авторы книги. Это связано со сложностью технологического и технического процесса. Редакторы, режиссеры, операторы, монтажеры, осветители, администраторы, звукорежиссеры, осветители, администраторы активно трудятся для того, чтобы журналист мог выйти в эфир. Любой выпуск программы - это плод коллективного труда.

По презентациям Бережной

Журналист работающий в эфире

Корреспондент (репортер)

Комментатор

Обозреватель

Интервьюер

Ведущий информационной программы

Ведущий дискуссии (модератор)

Киноискусство в последнее время очень прибыльным и популярным. На съемочной площадке происходит много действий, чтобы создать двухчасовой фильм требуются месяцы упорного труда десятков, сотен, а то и тысяч работников. Потому рассмотрим самые востребованные

Профессии, связанные с кино

  • Актер или актриса
  • Гримёр
  • Декоратор
  • Звукорежиссер
  • Костюмер
  • Режиссер-постановщик
  • Сценарист
  • Хореограф
  • Технолог
  • Композитор
  • Художник (постановщик, гримёр)
  • Продюсер

Профессия продюсер кино и телевидения – одна из самых главных в этой сфере, но без других работников было бы невозможно создать красивое кино. Стоит учитывать также множество людей, отвечающих за техническую составляющую, это необходимые профессии в сфере кино.

Профессия актер кино - наиболее яркая, все мечтают стать актерами, ведь они – это лицо фильма, они известны, их лица узнают миллионы, чего не сказать про дублеров, которые исполняют самые опасные трюки вместо них.

Но есть еще одна приносящая славу и мировое признание профессия. Режиссер кино может быть узнаваем, по его имени можно многое судить о предстоящем фильме, чего ожидать, и т.д. Если рассмотреть мир профессий – кино одна из самых ярких площадок для реализации своих творческих возможностей.

Профессии кино и телевидения

Профессия оператор кино – никто не запомнит операторов как звезд мирового уровня, но ведь это они создают сырьё для обработки, это те люди, которые превращают мгновение на площадке для съемок в цифровую или пленочную запись.

Какие профессии в кино еще можно упомянуть? Несомненно, каскадеры заслуживают внимания. Они рискуют жизнью ради красивого кадра, сложно представить себе современный фильм, без активных действий, сложных трюков. Это все благодаря им.

На телевидении роль актеров играют ведущие, но за кулисами остается очень много работников, которые делают картинку такой, какую мы видим по телевизору. Много профессий кино и телевидения идентичны между собой, ведь и там, и там создается качественный видеоматериал.

Профессии театра и кино

В театре нет возможности сделать второй дубль, настоящее искусство сделать все без единой ошибки и повторов. Многие люди ценят это и ходят до сих пор на известные постановки. Все как в кино, только сразу без записи, в качестве операторов сами зрители, но за кулисами проделано очень много работы по подготовке всех декораций, грима, да и сами актеры на уровень выше знают сценарий и свою речь, чем в кино.

Выучить огромный текст, рассказывать его с эмоциями, так, как будто сам становишься частью постановки – это непростое дело. Профессия актер театра и кино является мечтой многих людей из самого детства. В общем, профессии, связанные с кино и театром очень схожие между собой.

Большинство известных голливудских актеров начинали с театра. Их талант продолжал расти, и появлялась возможность сниматься в фильмах. Но актер – не всегда значит мировая известность. Мы видим многих людей в фильме, но главные роли достаются 2-3 человекам, иногда больше. Кому-то приходится умирать первым, кому-то играть злодея, кому-то на 30 секунд побыть в кадре, но это все делает их актерами.

Профессии в анимационном кино значительно отличаются, хотя часто приглашают известных актеров для озвучивания персонажей, актеры здесь являются плодом фантазии художников. Профессия художник кино – вот главная составляющая всех анимационных фильмов. В наше время, некоторые мультфильмы делают до сих пор рисованными, а не на основе трехмерных моделей.

Профессия - снимать кино

Сложно найти что-то более увлекательное, чем создавать отличный видеоконтент, шедевры, которые приносят невероятную прибыль. Профессий много, но прекрасней всех – кино, кассовые сборы тому подтверждение.

Работать над созданием фильма – это мечта многих. Очень важно чтобы человек отдавался своему делу с головой, тот кто работает с искусством делает это как никто другой.

Корреспондент

Самый простой вариант, чтобы начать карьеру в телерадиокомпании. Эта вакансия всегда открыта для стажеров, и жесткость требований, предъявляемых к образованию и опыту работы, зависят только от статуса СМИ. Большая часть корреспондентов работает на редакцию новостей, меньше – на авторские программы. На телевидении корреспондентов больше, чем на радио – нередко радионовости используют звуковую дорожку телевыпуска.

Карьерная лестница несложная: начинают с «мальчиков и девочек на побегушках», которых посылают на простые и неинтересные задания (выехать в район, осветить посевную), затем доверяют более серьезные темы, потом появляется возможность самостоятельно провести выпуск новостей или получить полноценную рубрику в авторской программе.

Корреспонденты наиболее мобильны в области смены места работы – легко переходят из одной компании в другую (особенно, если они еще не стали «лицом» или «голосом» канала).

Зарплата начинается от 10 000 в провинциальных СМИ и доходит до 60 000 в столичных.

До ведущих «дорастают» наиболее профессиональные корреспонденты. В небольших телерадиокомпаниях они совмещают оба вида деятельности.

Раньше это была престижная вакансия , теперь она постепенно исчезает, а с ней исчезают и повышенные требования. Сейчас ведущий может картавить или пришепетывать: большее значение имеют профессионализм и имя. В зависимости от типа программы гибкими оказываются и требования к внешнему виду: новостник элегантен, но неярок, а ведущий авторской может носить дреды, бриться наголо и даже быть пенсионером – все зависит от тематики и аудитории.

Карьерная лестница строится по такой вертикали: корреспондент-ведущий-начальник службы радиовещания или телевидения-директор. Реже руководителями становятся режиссеры и никогда – техники.

Если ведущий совмещает работу корреспондента, то он получает либо двойную зарплату, либо надбавку «за выпуск». Отдельной штатной единице платят около 15 000 рублей в провинции и от 40 000 в столице.

Редактор и шеф-редактор

Люди, которые формируют то, что мы в итоге слушаем или смотрим. Шеф-редактор новостей определяет, какие сюжеты пойдут в выпуск и как они будут скомпонованы. Редактор авторской программы одобряет тему и сценарий, вносит свои коррективы и исправления.

Работа ответственная и подчас нудная, но достойно оплачиваемая – около 25 000 в провинциальных СМИ и 60 000 в столичных.

Режиссер

Должность на авторских программах. Режиссеры старой закалки мало чем отличаются от кинематографических коллег: могут внести исправления в сценарий, дать советы по подбору героев программы и указать ведущим на ошибки. От молодых же режиссеров требуется только руководство процессом съемки – и то, если операторы не вникли в задание.

Зарплата зависит от востребованности услуг режиссера в конкретной ТРК: от 20 000 в небольших компаниях и 70 000 рублей в крупных.

Оператор

В обиходе просто «монтажер». Раньше этой профессии обучались годами: нелинейный монтаж происходил на нескольких пленочных аппаратах, практически на ощупь, но теперь компьютерные программы подвластны даже подростку. Любой, освоивший технику монтажа и работу с Sony Vegas, Adobe Audition или Adobe Premiere, может попытать счастья и подать резюме. Но так как подобных умельцев теперь в изобилии, то смотреть в первую очередь будут на скорость работы и знание основ режиссуры.

В небольших СМИ зарплата у монтажера 15 000 рублей, в статусных столичных телерадиокомпаниях – от 50 000 и выше.

Без гримеров не обходится ни одна программа. накладывает макияж, исходя из специфики съемок: света, тепла софитов, чувствительности камеры. Опытные ведущие могут самостоятельно нанести только основные черты, но корректировать и доводить до ума будет всё равно гример. В его умелые руки попадают и гости программ: припудрить носик, убрать жирный блеск, затушевать косметический дефект.

Зарплаты здесь невысоки – от 10 000 рублей, зато есть возможность подработать, да и портфолио создается само собой, без отрыва от производства.

Продюсер

Чаще всего встречаются на телевидении, чем на радио. Бывают нескольких видов: генеральный, исполнительный, креативный и линейный. Генеральный продюсер контактирует со спонсорами, ведет переговоры об эфирах и занимается подбором штата. На плечах креативного продюсера лежит ответственность за тематику и содержание программ, за появление новых идей и сценариев. Исполнительный продюсер следит за процессом и контролирует сотрудников, а линейный занимается организацией отдельных съемок, координацией съемочных бригад и водителей, получениями аккредитаций и тому подобными вещами.

В небольших компаниях под понимают только линейного, а обязанности остальных разбирают редакторы, режиссеры и авторы-ведущие программ. Кое-где и линейных не бывает - всё делают своими силами. Итог обычно печален.

Генеральный продюсер может получать от 70 000 рублей, исполнительный и креативный – от 60 000, линейный – от 30 000.

Однако этими профессиями штат телерадиокомпании не исчерпывается. Если вы хотите связать свою жизнь с таким СМИ, но не обладаете талантом журналиста, ничего не понимаете в монтаже или у вас на ушах потоптался медведь – шанс всё равно есть. В телерадиокомпаниях есть секретари, юристы, бухгалтеры, менеджеры по рекламе, дизайнеры, системные администраторы, завхозы, охранники… Специфика их работы не очень отличается от работы в других организациях, но зато можно с гордостью сказать: «Я работаю на телевидении/радио!»

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!


Top