Список литературы по музыкальной литературе. Список литературы на тему "музыкальная литература"

Список произведений для прослушивания

по Музыкальной литературе зарубежных стран (МЛЗС):

(преподаватель Давлетова Р.Р.)

Опера барокко

Я. Пери «Эвридика» ансамблевая сцена.

К. Монтеверди – Ария Ариадны из оперы «Ариадна»;

Опера «Коронация Поппеи» - дуэт Нерона и Поппеи I ,

Опера «Орфей» - монолог Орфея из II акта

Мадригалы.

Г. Пёрселл – Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней».

Инструментальные жанры барокко

А. Корелли – или 1 часть кончерто гроссо F - dur (по выбору)

А. Вивальди – Кончерто для виолини с оркестром a - moll (Весна)

Д. Булл Жига «Доктор Булл собственной персоной», «Шуты»

У. Бёрд Волынка, Флейта и барабан

Ф. Куперен – «Единственная», «Сестра Моника», «Будильник»

(«Пастушьи песни», «Жнецы», «Маленькие ветряные мельницы»)

Д. Скарлатти – Соната g - moll и c - moll или

01. Piano Sonata in A-moll K175 (3.45) Allegro

02. Sonata in C-dur K513 (5.36) Pastorale

Ж. Ф. Рамо «Солонские простаки» и «Циклопы»

Дж. Тартини – соната для виолы «Трели дьявола»

Дж. Витали - Чакона

Георг Фридрих Гендель:

Оратория «Самсон»: увертюра, 1 ч. – хоры № 3, 14; ария Самсона № 13, 2 ч. – а рия Михи № 34, ария (дуэт) Далилы (и служанки) № 41, ария Харафы № 51; 3 ч. – ария Самсона № 66, инструментальный и хоровой эпизод разрушения храма, траурный марш.

«Музыка на воде» сюита № 1 – ч. 3, 7 и 9. Сюита № 2 – ч. 2, 8, 9; Сюита № 7. Музыка фейерверка № 1. Кончерто гроссо сочинение 6, № 6 g- moll , части 3 и 4; № 4 F - dur . Пассакалия

Соната для виолы E-dur. Концерт для арфы и струнных, ор. 4.

Оратория «Мессия»: увертюра, ария баса № 11, хор № 42.

Иоганн Себастьян Бах

Для клавира: «Хорошо темперированный клавир»: I том - прелюдии и фуги C-dur, c-moll, d - moll (прелюдия), D - dur , es - moll , g - moll , b - moll (прелюдия). 2 том – прелюдии и фуги: c - moll , f - moll .

Французские сюиты: № 2 - жига, № 3 – менуэт, № 5 – жига, № 6 – гавот. Английские сюиты: № 2 Прелюдия и сарабанда, № 3 Аллеманда, № 4 Куранта, № 5 Жига. Симфония из партиты c - moll , «Хроматическая фантазия и фуга», «Итальянский кончерто» (F - dur ).

Для органа: органная токката и фуга d-moll, из токкаты C - dur середина (хорал). Хоральные прелюдии Es-dur, g - moll , f - moll . Чакона из скрипичной сонаты соло № 4

Для оркестра: «Бранденбургский кончерто № 4. Сюита № 3 Ария.

«Высокая месса»: №№ 1 Kirie eleison , 4, 9, 15, 16, 17, 23.

«Страсти по Матфею»: №№ 1, 12, 47 (52 Erbarme dich ), 78

«Охотничья кантата», «Крестьянская кантата» (отрывки пор выбору 2х2)

Кристоф Виллибальд Глюк

Опера «Орфей и Эвридика»: 1 д. – вступление, хор № 1, ария Орфея; сцена Орфея с фуриями, пляска фурий, соло флейты, хор блаженных теней, ария Эвридики, ария Орфея «Потерял я Эвридику», трио, хор пастухов и пастушек.

Увертюра к опере «Альцеста».

Йозеф Гайдн:

Симфония № 103. Вступление. 1 ч. – ГП, ПП, ЗП, Кода; 2 ч. – обе темы вариации; 3 ч. – 1 раздел и трио; Финал – ГП и ПП.

Симфония «Часы» часть 2; симфония № 45 части 1 и 2.

Симфония № 104 – 1 часть

Сонаты для пиано: № 27 D-dur, e - moll -1 часть; № 34, D - dur – все части; № 49 Es - dur – 1 часть? № 50 C - dur

Оратория «Времена года»: ч. 1 «Весна» – вступление, ария Симона (№ 4), песнь радости, ария Ганны «Как легко, отрадно чувству»; 2 часть – вступление, сцена «Ах, к нам близится гроза»; 3 часть – песня охотников; 4 часть – вступление, песни Ханны с хором №№ 39 и 40.

Вольфганг Амадей Моцарт:

Опера «Свадьба Фигаро»: увертюра, 1 д. – два дуэта Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, ария Фигаро; 2 д. – каватина Графини, серенада Керубино, ария Сюзанны, терцет Графа, Сюзанны и Графини; 3 д. – ария Графа, каватина Барбарины.

Опера «Дон Жуан»: у вертюра, 1 д. – выход Лепорелло, сцена дуэли и трио Хуана, Командора и Лепорелло, ария Лепорелло, ария донны Анны, дуэттино Хуана и Церлины, ария «с шампанским» Хуана; 2 д. – серенада Хуана, финал.

Опера «Волшебная флейта» : увертюра, 1 д. – ария Папагено, ария Тамино, ария царицы Ночи 1, дуэт Памины и Папагено, финал – ариозо Тамино с флейтой, сцена с маршем и колокольчиками, сцена в храме; 2 д. – марш жрецов, ария Зороастро, квинтет трех дам Папагено и Тамино, ария царицы Ночи 2, терцет мальчиков, Ария Памины, хор жрецов, ария Папагено с колокольчиками.

Симфонические произведения: симфонии №№ 40, 41; «Пражская» – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для фортепиано №21 – 2 часть.

Для фортепиано: Соната № 11 и Фантазия c - moll , «Реквием» №№ 1, 2, 3, 6, 7.

Симфонии № 40 и № 41. Симфонии «Пражская – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для пиано №21 – 2 часть

Людвиг ван Бетховен:

Клавирные сонаты: №№ 8, 14 «Лунная», 23, 27.

Симфонии: №№ 3, 5, 6 (часть1-ая и часть «Гроза»); № 7 (3 часть); № 9; Концерт № 5.

Соната для скрипки и фортепиано № 5.

Увертюры: «Эгмонт», «Кориолан».

Франц Шуберт:

Клавирная музыка: Сонаты Ля минор и Ля мажор, экспромты As- dur и Es - dur , Музыкальные моменты As - dur , F - moll .

Песни: Баркарола, Форель, Утренняя серенада, Полевая розочка, Лесной король, Маргарита за прялкой.

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха»: № 1 В путь, Куда? Нетерпение, Моя, Охотник, Ревность и гордость, Любимый цвет, Мельник и ручей, Колыбельная ручья.

«Зимний путь»: Спокойно спи, Липа, Весенний сон, Шарманщик.

Симфоническая музыка: Симфония № 8, Симфония № 9 части 1-2.

Карл Мария Вебер:

Опера «Вольный стрелок» : увертюра, 1 д. – вальс, песня Каспара, ария Макса; 2 д. – ариетта Анхен, ария Агаты, сцена в Волчьей долине; 3 д. – хоровые песни охотников и подружек.

Увертюры: «Эврианта» и «Оберон».

Для фортепиано: «Приглашение к танцу», «Вечное движение» (финал сонаты № 1)

Джоаккино Россини:

Опера «Севильский цирюльник»: увертюра, 1 д. – каватина и канцона графа Альмавивы, дуэт Альмавивы и Бартоло, каватина Фигаро, дуэт графа и Фигаро, каватина Розины, дуэт Розины и Фигаро, ария Бартоло, ария Базилио, финал; 2 д. – дуэт графа и Бартоло, квинтет «Доброй ночи».

Увертюры: «Сорока–воровка», «Вильгельм Телль».

Феликс Мендельсон-Бартольди:

Симфонические: Кончерто: для скрипки, для фортепиано. Увертюра «Сон в летнюю ночь». «Итальянская симфония» части 1 и 4. «Шотландская симфония» части 1 и 2.

Для фортепиано: Песни без слов №№ 3, 6, 9, 23, 30, 34.

Роберт Шуман:

Для фортепиано: «Фантастические пьесы» - Вечером, Порыв, Почему?

Фортепианный цикл «Карнавал» - Арлекин и Пьеро, Флорестан и Эвсебий, Благородный вальс, Танцующие буквы, Киарина, Эстрелла и Шопен, Паганини и Немецкий танец, Признательность, Марш давидсбюндлеров.

Вокальный цикл «Любовь поэта»: №№ 1-4, Над Рейна светлым простором, Я не сержусь, Напевом скрипка чарует, Её он страстно любит, Вы злые, злые песни, № 16. (№№ 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 16.)

Соната fis - moll . Струнный квинтет. Кончерто для пиано.

Гектор Берлиоз:

«Фантастическая симфония», «Чайлд Гарольд в Италии».

Фридерик Шопен:

Клавирная музыка: Соната № 2, Баллада № 1, Скерцо b -moll, Экспромт-фантазия cis - moll .

Прелюдии №№ 1, 2, 4, 6, 7, 9, 15, 17, 20.

Ноктюрны b-moll, Fis-dur, g-moll & c-moll.

Этюды №№ 1, 3, 8, 12,13,14, 23.

Полонезы fis-moll & As-dur .

Мазурки №№ 2, 5, 13, 25, 41, 45.

Вальсы As-dur, a-moll, Des-dur, cis-moll, h-moll .

Симфоническая музыка: Концерт для фортепиано с оркестром №№ 2, 3

Ференц Лист:

Для клавира: Венгерские рапсодии №№ 2, 6 и 12. Парафразы «Риголетто», транскрипции «Посвящение» Шумана - Листа, Каприсы Паганини: «Охота», каприсы Паганини a-moll, Es-dur, «Кампанелла».

«Годы странствий» - Гроза, Женевские колокола, Сонет Петрарки № 104, Обручение, Мыслитель, Тарантелла, Долина Обермана.

Для оркестра: симфоническая поэма «Прелюды», Ноктюрн № 3 «Грезы любви», Траурное (погребальное) шествие, «Мефисто-вальс». Кончерто для пиано Es - dur № 1, «Пляски смерти».

Соната h - moll .

Песни: «Лорелея», «Как дух Лауры» и «Три цыгана»

Рихард Вагнер:

Опера «Лоэнгрин»: увертюра, 1 д. – Рассказ Эльзы, Сцена прибытия Лоэнгрина, Сон Эльзы «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой…», Лейтмотив лебедя «Теперь плыви, о лебедь мой…»; 2 д. – вступление (лейтмотив зла, явление первое), второй лейтмотив Лоэнгрина; 3 д. – вступление, свадебный хор (песня) «Благ наш господь, он сохранит…».

Вокально-симфонические эпизоды из тетралогии «Кольцо Нибелунга»: вступление к музыкальной драме «Золото Рейна»; Полет валькирий из музыкальной драмы «Валькирия», 3 д., сцена заклинания огня; Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»

Увертюры: «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер».

Опера «Тристан и Изольда»: вступление, смерть Изольды.

Иоганесс Брамс:

Симфония № 4 ор.98, e - moll , «Русский сувенир. Вот на пути большое село». Симфония № 3 часть III . «Немецкий реквием».

Рапсодия h - moll , Соната для фортепиано № 3 ор. 5 (f - moll ), Соната для скрипки № 2 ор. 100 (A - dur ). Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ор. 83.

Интермеццо Es-dur, es-moll, b-moll, A-dur. «Вальсы любви» №№ 15 ор.39 (As - dur ), 16.

Венгерские танцы: №№ 1, 6, 12 (f - moll , fis - moll , g - moll ).

Песни: «Песня Девушки», «Колыбельная», «Глубже все моя дремота», «В воскресное утро», «Вестник», «Возвращение», «Песня барабанщика», «Песня юности», «Поцелуй», «Тоска».

Джузеппе Верди:

Опера «Травиата»: прелюдия, интродукция – застольная песня Альфреда, вальс и дуэт, 1 д. – дуэт Альфреда и Виолетты, ария Виолетты; 2 д. – вступление, Дуэт Виолетты и Жермона, ария Жермона; финал 2 д. – песня цыганок, песня матадоров, кульминация картины; 3 д. – вступление, сцена и ария Виолетты, дуэт Виолетты и Альфреда, финал.

Опера «Риголетто»: 1 д. – прелюдия, интродукция, баллада Герцога, ригодон, сцена Риголетто и проклятие Монтероне, дуэт Риголетто и Спарафучилле, дуэт Джильды и Риголетто, дуэт Герцога и Джильды, ария Джильды, хор придворных «Тише, тише…»; 2 д. – прелюдия, ария Герцога, рассказ придворных о похищении, песенка и ария Риголетто, рассказ Джильды, сцена Риголетто и Джильды, явление Монтероне, дуэт Риголетто и Джильды (кульминация); 3 д. – вступление, песенка Герцога, квартет (раздел «О, красотка молодая»), заключительная сцена.

Опера «Аида»: вступление, 1 д. 1 к. – романс Радамеса, трио Амнерис, Радамеса и Аиды, ариозо Амнерис, сцена фараона, двора и жрецов, гимн «К берегам священным Нила», сцена Аиды; 1 д. 2 к. – сцена посвящения и песнь (хор) жриц, священный танец жриц, монолог Радамеса; 2 д. 3 к. – песнь (хор) рабынь, пляска мавританских рабов, сцена Амнерис и Аиды, ариозо Аиды; 2 д. 4 к. – парад победителей (марш), пляска рабынь, встреча Аиды и Амонасро, сектет (начало Радамеса); 3 д. 5 к. – вступление, песнь жрецов, сцена в храме Рамфиса и Амнерис, ожидание Аидой Радамеса, романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро, дуэт Радамеса и Аиды, ариозо Радамеса, ариозо Аиды, явления Амонасро; 4 д. 6 к. – вступление, дуэт Амнерис и Радамеса, сцена суда, песнь жрецов; 4 д. 7 к. – сцена в подземелье, ариозо Аиды, пение жрецов, заключительный дуэт Аиды и Радамеса.

Отрывки из опер: хор рабов (плененных евреев) из оперы «Набукко»; вступление, хор и молитва Дездемоны из оперы «Отелло»; « Miserere », хор цыган и хор солдат, Стретта Манрико из оперы «Трубадур»; увертюра, песенка Ричарда, дуэт Амелии и Ричарда из оперы «Бал-маскарад»; увертюра, хор шотландцев из оперы «Макбет»; увертюра, ария Леоноры, дуэт Альваро и Калатравы, хор монахов из оперы «Сила судьбы»; хор монахов из оперы «Дон Карлос»

Шарль Гуно:

Опера «Фауст»: Интродукция, Пролог – вступление, песня (хор) крестьян, дуэт Фауста и Мефистофеля; 1 д. – сцена ярмарки, каватина Валентина, куплеты Мефистофеля, вальс и песня; 2 д. – сцена знакомства, куплеты Зибеля, каватина Фауста, ария с «жемчугом» дуэт Фауста и Маргариты; 3 д. 1 к. – песня Маргариты за прялкой, сцена и романс Зибеля; 3 д. 2 к. – сцена у храма, ария Мефистофеля; 3 д. 3 к. – марш и песня солдат, серенада Мефистофеля, трио и поединок, сцена Валентина и Маргариты (смерть Валентина); 4 д. 1 к. – дуэт Фауста и Маргариты, трио и заключительный хор; 4 д. 2 к. – танцы из «Вальпургиевой ночи», сцена пира в долине.

Жорж Бизе:

Сюита «Арлезианка»: Прелюд, Фарандола, Вальс-менуэт, Перезвон, Утро, Пастораль, Интермеццо.

Опера «Кармен»: Увертюра. 1 д. – Хор солдат (появление Микаэлы), марш и песня мальчиков, явление работниц и сцена выхода Кармен, хабанера, дуэт Микаэлы и Хозе, сцена ссоры на фабрике, допрос и песенка Кармен, сегидилья, сцена бегства; 2 д. – вступление, цыганская пляска и песня Кармен, куплеты Эскамильо, квинтет, песенка Хозе, пляска Кармен, дуэт Кармен и Хозе, ариозо Хозе (с цветком), сцена ссоры с офицером и бегство; 3 д. – вступление, секстет, сцена гадания и ариозо Кармен, ансамбль, ария Микаэлы, дуэт Эскамильо и Хозе; 4 д. – вступление, хоровая сцена начала корриды, дуэт Кармен и Хозе.

Бедржих Сметана:

Опера «Проданная невеста»: увертюра, 1 д. – песня крестьян, ария Маженки, дуэт Маженки и Еника, полька; 2 д. – Фуриант, ария Вашека, дуэт Вашека и Маженки, дуэт Еника и свата, финал; 3 д. – ария Вашека, дуэт Еника и Маженки, галоп, сцена появления цирка.

Симфонические поэмы: «Влтава», «Из чешских полей и лесов».

Антонин Дворжак:

«Славянские танцы» – соч. 46 №№ 2 (e - moll ), 8 (g - moll ), соч. 72 №№ 1 (H - dur ), 2 (e - moll ), 4 (Des - dur ), 7 (C - dur ), 8 (As - dur ); Симфония «Из Нового Света» .

Кончерто для виолончели.

Эдвард Григ:

Фортепианные произведения: Соната для фортепиано (ор. 7), Листок из альбома Es - dur (ор. 28 № 4); «Лирические пьесы» I том: Листок из альбома, Мелодия, Элегия, Халлинг, Бабочки, Одинокий странник, Птички, Весной, Ноктюрн, Шествие гномов.

II том: Крестьянская песня, Свадебный день в Трольхаугене, Бабушкин менуэт, Вечер в горах, Меланхолический вальс, Кобольд, Норвежский танец.

Симфонические произведения: Концерт для фортепиано с оркестром (a - moll ), Симфонический танец, Норвежские танцы ор. 35, Баллада, Симфония c - moll ,

Сюита «Пер-Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Похищение невесты», «Арабский танец», «Жалоба Ингрид», «Песня Сольвейг».

Струнные квартеты: g - moll (ор. 27), F - dur .

Камерно-вокальное творчество: «Сон», «Лебедь», «В лесу», «Люблю тебя», «Сердце поэта», «Избушка», «Колыбельная отца», «Колыбельная Сольвейг», «С водяной лилией», «Осенью», «Принцесса», «К Норвегии», «В вечерний час», «Баркаролла».

Клод Дебюсси:

Клавирное творчество: «24 Прелюдии для фортепиано» - № 1 «Дельфийские танцовщицы», № 2 «Паруса», № 8 «Девушка с волосами цвета льна», № 9 «Прерванная серенада», № 10 «Затонувший собор», № 12 «Менестрелли», № 18 «Генерал Левайн – эксцентрик», № 20 «Ундина»; «Вечер в Гренаде», «Лунный свет».

Симфонические произведения: «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны» - «Празднества», «Облака», «Море».

Морис Равель:

Клавирное творчество: «Павана», «Сарабанда», «Сонатина».

Симфоническое творчество: «Болеро»

Кончерто для фортепиано Ре-мажор

Г. Малер:

Симфония № 1; симфония № 3 часть 1; симфония № 5 -части 4.

«Песни странствующего подмастерья» (2 по выбору) № 1 и 3

Джакомо Пуччини:

Опера «Мадам Баттерфляй»: 1 д. – ариозо Пинкертона (3), явление бонзы (10), дуэт МБ и Пинкертона (11, 12); 2 д. – Молитва Судзуки (14), ария МБ (15), сцена с сыном (20), ария МБ (21), Ноктюрн и конец акта (22). 3 д.

Опера «Тоска»: 1 д. – дуэт Тоски и Марио (5); 2 д. – ария Тоски (10). 3 д.

Опера «Турандот»: 2 д. – ария Калафа (« Nessun dorma »)

О . Респиги :

Фонтаны Рима № 2 и 4 (The Villa Medici Fountain at Sunset)

Рихард Штраус :

Поэмы: «Дон Хуан» и «Тиль Уленшпигель»

Бела Барток:

Сюита «Деревянный принц» (все 3 части),

Опера «Замок герцога Синяя борода» (сцены 4. 7 и 8)

«Музыка для струнных, ударных инструментов и челесты» (1 и 3 части)

Дивертисмент для струнного оркестра (1 часть)

Мануэля де Фалья:

Клавирное творчество

Я. Сибелиус:

Поэма «Финляндия».

Кончерто для скрипки с оркестром

Туонельский лебедь

Д. Энеску:

«Румынские рапсодии» №№ 1 и 2. Соната для скрипки № 3.

Мануэль де Фалья :

Клавирное творчество

А. Берг:

Опера «Воццек» - 1 – комната Марии, 2 – городская улица, 3 - кабак

Скрипичный кончерто

Ч. Айвз:

Симфония № 4 – 2 часть

Джордж Гершвин:

« Rhapsody in blue ».

Опера «Порги и Бесс»: 1 д. – «Колыбельная Клары», песня Джейка со товарищи « A woman is a sometime thing », плач Сирины « My man s gone now », Песня Порги « Oh , I got plenty o nuttin », Порги и Бесс « Bess , you my woman now », хор «Мы едем на пикник».; 2 д. – Песенка Спортинг Лайфа « It ain t necessarily so », Ариозо Порги « Bess , oh where s my Bess », Ариозо Порги « Oh Lowd , I m on my way ».

Кончерто для пиано с оркестром (1 и 3 части). «Американец в Париже».

П. Хиндемит:

Симфония «Художник Матис»

И. Стравинский:

«Симфония псалмов» части 1 и 2

Опера «Царь Эдип» - ария Иокасты “ Non erebuskite ”и Славление Иокасты (№ 7)

Карл Орфф:

Кантата «Кармина бурана» №№ 1, 10, 19, 20

Опера « Умница » ария Умницы № 10, и So also, so war’s gemeint (Der Konig)

А. Онеггер:

Поэма «Пасифик 231». Оратория «Жанна д’ Арк на костре» Приезд короля в Реймс – часть 2. Литургическая симфония - часть «Диез Ира»

Ф. Пуленк:

О. Мессиан:

Симфония «Турангалила»

П. Владигеров :

Рапсодия «Вардар»

Кончерто № 3 для фортепиано с оркестром

Э. Вила-Лобос:

Choros № № 5 , 10; Bachianas Brasileiras № 1 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 4 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 5, часть 1

Д. Мийо:

Скарамуш» сюита для 2х пиано – части №№ 1 и 3

«Огненный замок».

М. де Фалья:

Балет «Любовь-волшебница»: Песнь любовной тоски, Танец страха, Танец огня , Песня блуждающего огня

Опера «Короткая жизнь» (2 части по выбору)

Л. Яначек:

Опера «Енуфа» (4 отрывка по выбору)

Симфониетты – части 1 и 5

Д. Энеску:

Румынская рапсодия № 1

Соната для скрипки № 3

Опера «Царь Эдип» (3 сцены по выбору)

К. Шимановски :

«Песни безумного муэдзина»

Симфония № 3 («Песнь ночи»)

Б. Бриттен:

The young person’s guide to the orchestra (Путеводитель по оркестру для юношества )

Опера «Питер Граймс» (4 отрывка по выбору)

Военный реквием №№ 1 и, 3, 10, 12, 19

«Питер Граймс» № 5- Interlude , № 6- O , hang at open doors , № 40 и № 42

В. Лютославски:

«Траурная музыка» (памяти Бартока) – 1 часть по выбору

«Книга для оркестра»

К. Пендерецки :

«Плач по жертвам Хирошимы» («Трен»)

« Dies Irae »


1. Аверьянова, О. Отечественная музыкальная литература XX века: Четвертый год обучения предмету / О. Аверьянова. - М.: Музыка, 2015. - 256 c.
2. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2014. - 208 c.
3. Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: Второй год обучения предмету / В.Н. Брянцева. - М.: Музыка, 2016. - 208 c.
4. Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 3 / В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2013. - 590 c.
5. Галацкая, В.С. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3 / В.С. Галацкая. - М.: Музыка, 2016. - 590 c.
6. Гивенталь, И. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 6 / И. Гивенталь, Л. Щукина, Б. Ионин. - М.: Музыка, 2014. - 478 c.
7. Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 2 / Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 414 c.
8. Жданова, Г. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 2 / Г. Жданова, И. Молчанова, И. Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 414 c.
9. Кандинский, А. Русская музыкальная литература. Вып. 3 / А. Кандинский, А. Аверьянова, Е. Орлова. - М.: Музыка, 2013. - 464 c.
10. Кандинский, А. Русская музыкальная литература: Вып. 3 / А. Кандинский, А. Аверьянова, Е. Орлова. - М.: Музыка, 2013. - 464 c.
11. Козлова, Н. Русская музыкальная литература: Третий год обучения предмету / Н. Козлова. - М.: Музыка, 2015. - 224 c.
12. Козлова, Н.П. Русская музыкальная литература. (Третий год обучения) / Н.П. Козлова. - М.: Музыка, 2012. - 224 c.
13. Осовицкая, З.Е. Музыкальная литература: Первый год обучения предмету / З.Е. Осовицкая. - М.: Музыка, 2015. - 224 c.
14. Охалова, И. Русская музыкальная литература: Вып. 2 / И. Охалова, О. Аверьянова. - М.: Музыка, 2014. - 592 c.
15. Охалова, И.В. Русская музыкальная литература: Вып. 5 / И.В. Охалова. - М.: Музыка, 2016. - 630 c.
16. Охалова, И.В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 5 / И.В. Охалова. - М.: Музыка, 2013. - 640 c.
17. Сорокотягин, Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения / Д. Сорокотягин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 221 c.
18. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1 / Е. Царева. - М.: Музыка, 2016. - 528 c.
19. Царева, Е. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 4 / Е. Царева. - М.: Музыка, 2013. - 704 c.
20. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Музыка, ее формы и жанры: первый год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 186 c.
21. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки: 2 год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 281 c.
22. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки: 2 год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 281 c.
23. Шорникова, М.И. Музыкальная литература: Русская музыкальная классика: Третий год обучения: Учебное пособие / М.И. Шорникова. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 283 c.

  • 1. Алиев Ю.Б. Общие вопросы музыкального воспитания /Ю.Б. Алиев Методика музыкального воспитания детей. - Воронеж, 1998. 240 с.
  • 2. Асафьев Б.В.Избранные статьи о музыке, просвещении и образовании./ Б.В. Асафьев. - М. 1978,- 220с.
  • 3. Битус А.Ф. Вопросы музыкального воспитания и обучения: учебно- методическое пособие/ А.Ф. Битус - Мн.: Бел. гос. пед. ун-т, 2005, 250с..
  • 4. Боровик Т.А. Пути педагогического мастерства // Музыкальный руководитель. - 2004. - № 1-6.
  • 5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание ребёнка в детском саду. /Ветлугина Н.А. - М.,1978 350с.
  • 6. Волох О.В. «Музыкально-эстетическое воспитание и формирование личности дошкольника: методические рекомендации»/О.В. Волох - гомель, 1995, 170 с.
  • 7. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте»/Л.С. Выготский - М,Академия, 2000. 267с.
  • 9. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое/ Д.Б. Кабалевский- М.1976.- 368 с.
  • 10. Легаски де Арисменди Альсира, Дошкольное музыкальное воспитание./Легаски де Арисменди Альсира - М.: Прогресс, 1989. 260с.
  • 11. Методика музыкального воспитания в детском саду: по спец. «Дошкольное воспитание» / Н.А. Ветлушина. - М.: Просвещение, 1989.,340с.
  • 12. Методологическая культура педагога-музыканта: Учебное пособие. / Э.Б. Абдуллин. - М., 2002. 350с.
  • 14. Музыка и воспитание/ Т.Е. Заводова. - Мн.: Красико-Принт, - 2005, 250с.
  • 15. Попова Т. В. Музыкальные жанры и формы /Т.В. Попова - М. 1990. 342с.
  • 16. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / К.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988.
  • 17. Петрушин В.И. Музыкальная психология./ В.И. Петрушин - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.320 с.
  • 18. Пралеска: программа дошкольного образования / Е.А. Панько [и др.] - мн.: Нио; Аверсэв, 2007. - 320 с.
  • 19. Работаем по программе «Пралеска»: пособие для педагогов и руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования, с русским языком обучения./ Е.А. Панько - Мн.: НИО; Аверсэв, 2007.-320с.
  • 20. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников./ О.П. Радынова - М.: Издательский центр «Академия», 2000., 387 с.
  • 21. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей./ О.П. Радынова - М., 1997.-350с.
  • 22. Ремизовская Е.Р. Солнышко. Система, опыт музыкального образования детей дошкольного возраста./ Е.Р. Ремизовская. - Мн., 1996. - 180с.
  • 23. Савельев Г.В. На пути к миру прекрасного/Г.В. Савельев - Мозырь, 2003. - 288с.
  • 24. Савельев Г.В. Музыкально-эстетическое воспитание в дошкольном возрасте/ Г.В. Савельев- МН. -1995 - 340с.
  • 25. Савельев Г.В. Развитие речи и творчества дошкольников на основе использования музыки на занятиях./Г.В. Савельев - Гомель, 2008 -288с.
  • 26. Саченко А.И. Дошкольное образование: взгляд в 19 век// Пралеска - № 8- 2000
  • 27. Сухомлинский В.А. Эмоциональное и эстетическое воспитание. Музыка /В.А. Сухомлинский Избр. пед. соч.: В 3-х т. - Т.I. - М.: Педагогика, 1989. - 367 с.
  • 28. Тарасов Г.А. Психологические основы музыкального воспитания школьников // Спутник учителя музыки / Т.В.Челышева. - М.: Просвещение, 1993.

Список произведений для прослушивания
по Музыкальной литературе зарубежных стран (МЛЗС):
(преподаватель Давлетова Р.Р.)

Опера барокко
Я. Пери «Эвридика» ансамблевая сцена.
К. Монтеверди – Ария Ариадны из оперы «Ариадна»;
Опера «Коронация Поппеи» - дуэт Нерона и Поппеи I,
Опера «Орфей» - монолог Орфея из II акта
Мадригалы.
Г. Пёрселл – Ария Дидоны из оперы «Дидона и Эней».

Инструментальные жанры барокко
А. Корелли – или 1 часть кончерто гроссо F-dur (по выбору)
А. Вивальди – Кончерто для виолини с оркестром a-moll (Весна)
Д. Булл Жига «Доктор Булл собственной персоной», «Шуты»
У. Бёрд Волынка, Флейта и барабан
Ф. Куперен – «Единственная», «Сестра Моника», «Будильник»
(«Пастушьи песни», «Жнецы», «Маленькие ветряные мельницы»)
Д. Скарлатти – Соната g-moll и c-moll или
01. Piano Sonata in A-moll K175 (3.45) Allegro
02. Sonata in C-dur K513 (5.36) Pastorale
Ж. Ф. Рамо «Солонские простаки» и «Циклопы»
Дж. Тартини – соната для виолы «Трели дьявола»
Дж. Витали - Чакона

Георг Фридрих Гендель:
Оратория «Самсон»: увертюра, 1 ч. – хоры № 3, 14; ария Самсона № 13, 2 ч. – ария Михи № 34, ария (дуэт) Далилы (и служанки) № 41, ария Харафы № 51; 3 ч. – ария Самсона № 66, инструментальный и хоровой эпизод разрушения храма, траурный марш.
«Музыка на воде» сюита № 1 – ч. 3, 7 и 9. Сюита № 2 – ч. 2, 8, 9; Сюита № 7. Музыка фейерверка № 1. Кончерто гроссо сочинение 6, № 6 g-moll, части 3 и 4; № 4 F-dur. Пассакалия
Соната для виолы E-dur. Концерт для арфы и струнных, ор. 4.
Оратория «Мессия»: увертюра, ария баса № 11, хор № 42.

Иоганн Себастьян Бах
Для клавира: «Хорошо темперированный клавир»: I том - прелюдии и фуги C-dur, c-moll, d-moll (прелюдия), D-dur, es-moll, g-moll, b-moll (прелюдия). 2 том – прелюдии и фуги: c-moll, f-moll.
Французские сюиты: № 2 - жига, № 3 – менуэт, № 5 – жига, № 6 – гавот. Английские сюиты: № 2 Прелюдия и сарабанда, № 3 Аллеманда, № 4 Куранта, № 5 Жига. Симфония из партиты c-moll, «Хроматическая фантазия и фуга», «Итальянский кончерто» (F-dur).
Для органа: органная токката и фуга d-moll, из токкаты C-dur середина (хорал). Хоральные прелюдии Es-dur, g-moll, f-moll. Чакона из скрипичной сонаты соло № 4
Для оркестра: «Бранденбургский кончерто № 4. Сюита № 3 Ария.
«Высокая месса»: №№ 1 Kirie eleison, 4, 9, 15, 16, 17, 23.
«Страсти по Матфею»: №№ 1, 12, 47 (52 Erbarme dich), 78
«Охотничья кантата», «Крестьянская кантата» (отрывки пор выбору 2х2)

Кристоф Виллибальд Глюк
Опера «Орфей и Эвридика»: 1 д. – вступление, хор № 1, ария Орфея; сцена Орфея с фуриями, пляска фурий, соло флейты, хор блаженных теней, ария Эвридики, ария Орфея «Потерял я Эвридику», трио, хор пастухов и пастушек.
Увертюра к опере «Альцеста».

Йозеф Гайдн:
Симфония № 103. Вступление. 1 ч. – ГП, ПП, ЗП, Кода; 2 ч. – обе темы вариации; 3 ч. – 1 раздел и трио; Финал – ГП и ПП.
Симфония «Часы» часть 2; симфония № 45 части 1 и 2.
Симфония № 104 – 1 часть
Сонаты для пиано: № 27 D-dur, e-moll -1 часть; № 34, D-dur – все части; № 49 Es-dur – 1 часть? № 50 C-dur
Оратория «Времена года»: ч. 1 «Весна» – вступление, ария Симона (№ 4), песнь радости, ария Ганны «Как легко, отрадно чувству»; 2 часть – вступление, сцена «Ах, к нам близится гроза»; 3 часть – песня охотников; 4 часть – вступление, песни Ханны с хором №№ 39 и 40.

Вольфганг Амадей Моцарт:
Опера «Свадьба Фигаро»: увертюра, 1 д. – два дуэта Фигаро и Сюзанны, каватина Фигаро, ария Керубино, ария Фигаро; 2 д. – каватина Графини, серенада Керубино, ария Сюзанны, терцет Графа, Сюзанны и Графини; 3 д. – ария Графа, каватина Барбарины.
Опера «Дон Жуан»: увертюра, 1 д. – выход Лепорелло, сцена дуэли и трио Хуана, Командора и Лепорелло, ария Лепорелло, ария донны Анны, дуэттино Хуана и Церлины, ария «с шампанским» Хуана; 2 д. – серенада Хуана, финал.
Опера «Волшебная флейта»: увертюра, 1 д. – ария Папагено, ария Тамино, ария царицы Ночи 1, дуэт Памины и Папагено, финал – ариозо Тамино с флейтой, сцена с маршем и колокольчиками, сцена в храме; 2 д. – марш жрецов, ария Зороастро, квинтет трех дам Папагено и Тамино, ария царицы Ночи 2, терцет мальчиков, Ария Памины, хор жрецов, ария Папагено с колокольчиками.
Симфонические произведения: симфонии №№ 40, 41; «Пражская» – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для фортепиано №21 – 2 часть.
Для фортепиано: Соната № 11 и Фантазия c-moll, «Реквием» №№ 1, 2, 3, 6, 7.
Симфонии № 40 и № 41. Симфонии «Пражская – 1 часть. «Линцская» - 1 часть. «Маленькая ночная серенада». Кончерто для пиано №21 – 2 часть

Людвиг ван Бетховен:
Клавирные сонаты: №№ 8, 14 «Лунная», 23, 27.
Симфонии: №№ 3, 5, 6 (часть1-ая и часть «Гроза»); № 7 (3 часть); № 9; Концерт № 5.
Соната для скрипки и фортепиано № 5.
Увертюры: «Эгмонт», «Кориолан».

Франц Шуберт:
Клавирная музыка: Сонаты Ля минор и Ля мажор, экспромты As-dur и Es-dur, Музыкальные моменты As-dur, F-moll.
Песни: Баркарола, Форель, Утренняя серенада, Полевая розочка, Лесной король, Маргарита за прялкой.
Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха»: № 1 В путь, Куда? Нетерпение, Моя, Охотник, Ревность и гордость, Любимый цвет, Мельник и ручей, Колыбельная ручья.
«Зимний путь»: Спокойно спи, Липа, Весенний сон, Шарманщик.
Симфоническая музыка: Симфония № 8, Симфония № 9 части 1-2.

Карл Мария Вебер:
Опера «Вольный стрелок»: увертюра, 1 д. – вальс, песня Каспара, ария Макса; 2 д. – ариетта Анхен, ария Агаты, сцена в Волчьей долине; 3 д. – хоровые песни охотников и подружек.
Увертюры: «Эврианта» и «Оберон».
Для фортепиано: «Приглашение к танцу», «Вечное движение» (финал сонаты № 1)

Джоаккино Россини:
Опера «Севильский цирюльник»: увертюра, 1 д. – каватина и канцона графа Альмавивы, дуэт Альмавивы и Бартоло, каватина Фигаро, дуэт графа и Фигаро, каватина Розины, дуэт Розины и Фигаро, ария Бартоло, ария Базилио, финал; 2 д. – дуэт графа и Бартоло, квинтет «Доброй ночи».
Увертюры: «Сорока–воровка», «Вильгельм Телль».

Феликс Мендельсон-Бартольди:
Симфонические: Кончерто: для скрипки, для фортепиано. Увертюра «Сон в летнюю ночь». «Итальянская симфония» части 1 и 4. «Шотландская симфония» части 1 и 2.
Для фортепиано: Песни без слов №№ 3, 6, 9, 23, 30, 34.

Роберт Шуман:
Для фортепиано: «Фантастические пьесы» - Вечером, Порыв, Почему?
Фортепианный цикл «Карнавал» - Арлекин и Пьеро, Флорестан и Эвсебий, Благородный вальс, Танцующие буквы, Киарина, Эстрелла и Шопен, Паганини и Немецкий танец, Признательность, Марш давидсбюндлеров.
Вокальный цикл «Любовь поэта»: №№ 1-4, Над Рейна светлым простором, Я не сержусь, Напевом скрипка чарует, Её он страстно любит, Вы злые, злые песни, № 16. (№№ 1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 13, 16.)
Соната fis-moll. Струнный квинтет. Кончерто для пиано.

Гектор Берлиоз:
«Фантастическая симфония», «Чайлд Гарольд в Италии».

Фридерик Шопен:
Клавирная музыка: Соната № 2, Баллада № 1, Скерцо b-moll, Экспромт-фантазия cis-moll.
Прелюдии №№ 1, 2, 4, 6, 7, 9, 15, 17, 20.
Ноктюрны b-moll, Fis-dur, g-moll & c-moll.
Этюды №№ 1, 3, 8, 12,13,14, 23.
Полонезы fis-moll & As-dur.
Мазурки №№ 2, 5, 13, 25, 41, 45.
Вальсы As-dur, a-moll, Des-dur, cis-moll, h-moll.
Симфоническая музыка: Концерт для фортепиано с оркестром №№ 2, 3

Ференц Лист:
Для клавира: Венгерские рапсодии №№ 2, 6 и 12. Парафразы «Риголетто», транскрипции «Посвящение» Шумана - Листа, Каприсы Паганини: «Охота», каприсы Паганини a-moll, Es-dur, «Кампанелла».
«Годы странствий» - Гроза, Женевские колокола, Сонет Петрарки № 104, Обручение, Мыслитель, Тарантелла, Долина Обермана.
Для оркестра: симфоническая поэма «Прелюды», Ноктюрн № 3 «Грезы любви», Траурное (погребальное) шествие, «Мефисто-вальс». Кончерто для пиано Es-dur № 1, «Пляски смерти».
Соната h-moll.
Песни: «Лорелея», «Как дух Лауры» и «Три цыгана»

Рихард Вагнер:
Опера «Лоэнгрин»: увертюра, 1 д. – Рассказ Эльзы, Сцена прибытия Лоэнгрина, Сон Эльзы «Помню, как молилась, тяжко скорбя душой», Лейтмотив лебедя «Теперь плыви, о лебедь мой»; 2 д. – вступление (лейтмотив зла, явление первое), второй лейтмотив Лоэнгрина; 3 д. – вступление, свадебный хор (песня) «Благ наш господь, он сохранит».
Вокально-симфонические эпизоды из тетралогии «Кольцо Нибелунга»: вступление к музыкальной драме «Золото Рейна»; Полет валькирий из музыкальной драмы «Валькирия», 3 д., сцена заклинания огня; Траурный марш из музыкальной драмы «Гибель богов»
Увертюры: «Летучий голландец», «Нюрнбергские мейстерзингеры», «Тангейзер».
Опера «Тристан и Изольда»: вступление, смерть Изольды.

Иоганесс Брамс:
Симфония № 4 ор.98, e-moll, «Русский сувенир. Вот на пути большое село». Симфония № 3 часть III. «Немецкий реквием».
Рапсодия h-moll, Соната для фортепиано № 3 ор. 5 (f-moll), Соната для скрипки № 2 ор. 100 (A-dur). Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ор. 83.
Интермеццо Es-dur, es-moll, b-moll, A-dur. «Вальсы любви» №№ 15 ор.39 (As-dur), 16.
Венгерские танцы: №№ 1, 6, 12 (f-moll, fis-moll, g-moll).
Песни: «Песня Девушки», «Колыбельная», «Глубже все моя дремота», «В воскресное утро», «Вестник», «Возвращение», «Песня барабанщика», «Песня юности», «Поцелуй», «Тоска».

Джузеппе Верди:
Опера «Травиата»: прелюдия, интродукция – застольная песня Альфреда, вальс и дуэт, 1 д. – дуэт Альфреда и Виолетты, ария Виолетты; 2 д. – вступление, Дуэт Виолетты и Жермона, ария Жермона; финал 2 д. – песня цыганок, песня матадоров, кульминация картины; 3 д. – вступление, сцена и ария Виолетты, дуэт Виолетты и Альфреда, финал.
Опера «Риголетто»: 1 д. – прелюдия, интродукция, баллада Герцога, ригодон, сцена Риголетто и проклятие Монтероне, дуэт Риголетто и Спарафучилле, дуэт Джильды и Риголетто, дуэт Герцога и Джильды, ария Джильды, хор придворных «Тише, тише»; 2 д. – прелюдия, ария Герцога, рассказ придворных о похищении, песенка и ария Риголетто, рассказ Джильды, сцена Риголетто и Джильды, явление Монтероне, дуэт Риголетто и Джильды (кульминация); 3 д. – вступление, песенка Герцога, квартет (раздел «О, красотка молодая»), заключительная сцена.
Опера «Аида»: вступление, 1 д. 1 к. – романс Радамеса, трио Амнерис, Радамеса и Аиды, ариозо Амнерис, сцена фараона, двора и жрецов, гимн «К берегам священным Нила», сцена Аиды; 1 д. 2 к. – сцена посвящения и песнь (хор) жриц, священный танец жриц, монолог Радамеса; 2 д. 3 к. – песнь (хор) рабынь, пляска мавританских рабов, сцена Амнерис и Аиды, ариозо Аиды; 2 д. 4 к. – парад победителей (марш), пляска рабынь, встреча Аиды и Амонасро, сектет (начало Радамеса); 3 д. 5 к. – вступление, песнь жрецов, сцена в храме Рамфиса и Амнерис, ожидание Аидой Радамеса, романс Аиды, дуэт Аиды и Амонасро, дуэт Радамеса и Аиды, ариозо Радамеса, ариозо Аиды, явления Амонасро; 4 д. 6 к. – вступление, дуэт Амнерис и Радамеса, сцена суда, песнь жрецов; 4 д. 7 к. – сцена в подземелье, ариозо Аиды, пение жрецов, заключительный дуэт Аиды и Радамеса.
Отрывки из опер: хор рабов (плененных евреев) из оперы «Набукко»; вступление, хор и молитва Дездемоны из оперы «Отелло»; «Miserere», хор цыган и хор солдат, Стретта Манрико из оперы «Трубадур»; увертюра, песенка Ричарда, дуэт Амелии и Ричарда из оперы «Бал-маскарад»; увертюра, хор шотландцев из оперы «Макбет»; увертюра, ария Леоноры, дуэт Альваро и Калатравы, хор монахов из оперы «Сила судьбы»; хор монахов из оперы «Дон Карлос»

Шарль Гуно:
Опера «Фауст»: Интродукция, Пролог – вступление, песня (хор) крестьян, дуэт Фауста и Мефистофеля; 1 д. – сцена ярмарки, каватина Валентина, куплеты Мефистофеля, вальс и песня; 2 д. – сцена знакомства, куплеты Зибеля, каватина Фауста, ария с «жемчугом» дуэт Фауста и Маргариты; 3 д. 1 к. – песня Маргариты за прялкой, сцена и романс Зибеля; 3 д. 2 к. – сцена у храма, ария Мефистофеля; 3 д. 3 к. – марш и песня солдат, серенада Мефистофеля, трио и поединок, сцена Валентина и Маргариты (смерть Валентина); 4 д. 1 к. – дуэт Фауста и Маргариты, трио и заключительный хор; 4 д. 2 к. – танцы из «Вальпургиевой ночи», сцена пира в долине.

Жорж Бизе:
Сюита «Арлезианка»: Прелюд, Фарандола, Вальс-менуэт, Перезвон, Утро, Пастораль, Интермеццо.
Опера «Кармен»: Увертюра. 1 д. – Хор солдат (появление Микаэлы), марш и песня мальчиков, явление работниц и сцена выхода Кармен, хабанера, дуэт Микаэлы и Хозе, сцена ссоры на фабрике, допрос и песенка Кармен, сегидилья, сцена бегства; 2 д. – вступление, цыганская пляска и песня Кармен, куплеты Эскамильо, квинтет, песенка Хозе, пляска Кармен, дуэт Кармен и Хозе, ариозо Хозе (с цветком), сцена ссоры с офицером и бегство; 3 д. – вступление, секстет, сцена гадания и ариозо Кармен, ансамбль, ария Микаэлы, дуэт Эскамильо и Хозе; 4 д. – вступление, хоровая сцена начала корриды, дуэт Кармен и Хозе.

Бедржих Сметана:
Опера «Проданная невеста»: увертюра, 1 д. – песня крестьян, ария Маженки, дуэт Маженки и Еника, полька; 2 д. – Фуриант, ария Вашека, дуэт Вашека и Маженки, дуэт Еника и свата, финал; 3 д. – ария Вашека, дуэт Еника и Маженки, галоп, сцена появления цирка.
Симфонические поэмы: «Влтава», «Из чешских полей и лесов».

Антонин Дворжак:
«Славянские танцы» – соч. 46 №№ 2 (e-moll), 8 (g-moll), соч. 72 №№ 1 (H-dur), 2 (e-moll), 4 (Des-dur), 7 (C-dur), 8 (As-dur); Симфония «Из Нового Света».
Кончерто для виолончели.

Эдвард Григ:
Фортепианные произведения: Соната для фортепиано (ор. 7), Листок из альбома Es-dur (ор. 28 № 4); «Лирические пьесы» – I том: Листок из альбома, Мелодия, Элегия, Халлинг, Бабочки, Одинокий странник, Птички, Весной, Ноктюрн, Шествие гномов.
II том: Крестьянская песня, Свадебный день в Трольхаугене, Бабушкин менуэт, Вечер в горах, Меланхолический вальс, Кобольд, Норвежский танец.
Симфонические произведения: Концерт для фортепиано с оркестром (a-moll), Симфонический танец, Норвежские танцы ор. 35, Баллада, Симфония c-moll,
Сюита «Пер-Гюнт»: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля», «Похищение невесты», «Арабский танец», «Жалоба Ингрид», «Песня Сольвейг».
Струнные квартеты: g-moll (ор. 27), F-dur.
Камерно-вокальное творчество: «Сон», «Лебедь», «В лесу», «Люблю тебя», «Сердце поэта», «Избушка», «Колыбельная отца», «Колыбельная Сольвейг», «С водяной лилией», «Осенью», «Принцесса», «К Норвегии», «В вечерний час», «Баркаролла».

Клод Дебюсси:
Клавирное творчество: «24 Прелюдии для фортепиано» - № 1 «Дельфийские танцовщицы», № 2 «Паруса», № 8 «Девушка с волосами цвета льна», № 9 «Прерванная серенада», № 10 «Затонувший собор», № 12 «Менестрелли», № 18 «Генерал Левайн – эксцентрик», № 20 «Ундина»; «Вечер в Гренаде», «Лунный свет».
Симфонические произведения: «Послеполуденный отдых фавна», «Ноктюрны» - «Празднества», «Облака», «Море».

Морис Равель:
Клавирное творчество: «Павана», «Сарабанда», «Сонатина».
Симфоническое творчество: «Болеро»
Кончерто для фортепиано Ре-мажор

Г. Малер:
Симфония № 1; симфония № 3 часть 1; симфония № 5 -части 4.
«Песни странствующего подмастерья» (2 по выбору) № 1 и 3

Джакомо Пуччини:
Опера «Мадам Баттерфляй»: 1 д. – ариозо Пинкертона (3), явление бонзы (10), дуэт МБ и Пинкертона (11, 12); 2 д. – Молитва Судзуки (14), ария МБ (15), сцена с сыном (20), ария МБ (21), Ноктюрн и конец акта (22). 3 д.
Опера «Тоска»: 1 д. – дуэт Тоски и Марио (5); 2 д. – ария Тоски (10). 3 д.
Опера «Турандот»: 2 д. – ария Калафа («Nessun dorma»)

О. Респиги:
Фонтаны Рима № 2 и 4 (The Villa Medici Fountain at Sunset)

Рихард Штраус:
Поэмы: «Дон Хуан» и «Тиль Уленшпигель»

Бела Барток:
Сюита «Деревянный принц» (все 3 части),
Опера «Замок герцога Синяя борода» (сцены 4. 7 и 8)
«Музыка для струнных, ударных инструментов и челесты» (1 и 3 части)
Дивертисмент для струнного оркестра (1 часть)

Мануэля де Фалья:
Клавирное творчество

Я. Сибелиус:
Поэма «Финляндия».
Кончерто для скрипки с оркестром
Туонельский лебедь

Д. Энеску:
«Румынские рапсодии» №№ 1 и 2. Соната для скрипки № 3.

Мануэль де Фалья:
Клавирное творчество

А. Берг:
Опера «Воццек» - 1 – комната Марии, 2 – городская улица, 3 - кабак
Скрипичный кончерто

Ч. Айвз:
Симфония № 4 – 2 часть

Джордж Гершвин:
«Rhapsody in blue».
Опера «Порги и Бесс»: 1 д. – «Колыбельная Клары», песня Джейка со товарищи «A woman is a sometime thing», плач Сирины «My man’s gone now», Песня Порги «Oh, I got plenty o’nuttin», Порги и Бесс «Bess, you my woman now», хор «Мы едем на пикник».; 2 д. – Песенка Спортинг Лайфа «It ain’t necessarily so», Ариозо Порги «Bess, oh where’s my Bess», Ариозо Порги «Oh Lowd, I’m on my way».
Кончерто для пиано с оркестром (1 и 3 части). «Американец в Париже».

П. Хиндемит:
Симфония «Художник Матис»

И. Стравинский:
«Симфония псалмов» части 1 и 2
Опера «Царь Эдип» - ария Иокасты “Non erebuskite”и Славление Иокасты (№ 7)

Карл Орфф:
Кантата «Кармина бурана» №№ 1, 10, 19, 20
Опера «Умница» ария Умницы № 10, и So also, so war’s gemeint (Der Konig)

А. Онеггер:
Поэма «Пасифик 231». Оратория «Жанна д’ Арк на костре» Приезд короля в Реймс – часть 2. Литургическая симфония - часть «Диез Ира»

О. Мессиан:
Симфония «Турангалила»

П. Владигеров:
Рапсодия «Вардар»
Кончерто № 3 для фортепиано с оркестром

Э. Вила-Лобос:
Choros №№ 5, 10; Bachianas Brasileiras № 1 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 4 - части 1 и 2; Bachianas Brasileiras № 5, часть 1

Д. Мийо:
Скарамуш» сюита для 2х пиано – части №№ 1 и 3
«Огненный замок».

М. де Фалья:
Балет «Любовь-волшебница»: Песнь любовной тоски, Танец страха, Танец огня, Песня блуждающего огня
Опера «Короткая жизнь» (2 части по выбору)

Л. Яначек:
Опера «Енуфа» (4 отрывка по выбору)
Симфониетты – части 1 и 5

Д. Энеску:
Румынская рапсодия № 1
Соната для скрипки № 3
Опера «Царь Эдип» (3 сцены по выбору)

К. Шимановски:
«Песни безумного муэдзина»
Симфония № 3 («Песнь ночи»)

Б. Бриттен:
The young person’s guide to the orchestra (Путеводитель по оркестру для юношества)
Опера «Питер Граймс» (4 отрывка по выбору)
Военный реквием №№ 1 и, 3, 10, 12, 19
«Питер Граймс» № 5-Interlude, № 6-O, hang at open doors, № 40 и № 42

В. Лютославски:
«Траурная музыка» (памяти Бартока) – 1 часть по выбору
«Книга для оркестра»

К. Пендерецки:
«Плач по жертвам Хирошимы» («Трен»)
«Dies Irae»

13PAGE 14815

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Музыка XX века. 1890-1945. Очерки в 2 т. М., 1989.

2. Нестьев И. На рубеже столетий. Очерки о зарубежной музыке 19нач. 20 века. - М. , 1967.

3. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века. - Л., 1971.

4. Земцовский И. Фольклор и композитор. - Л., 1978.

5. Коней В. Рождение джаза. - 1984.

6. Чередниченко Т. Кризис общества - кризис искусства, музыкальный авангард и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. - М., 1987.

7. Федоров Е. Рок в нескольких лицах. - М., 1983.

8. Григорьева Г. Стилевые проблемы русской советской музыки второй половины XX века. - М., 1989.

9. Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. - М., 1973.

10. Уфимцева Е. XX век в музыке Запада. Пути эволюции. Перспективы. - Екатеринбург, 2003.

11. История современной отечественной музыки в 3 т.Т.1 - М., 1995.

12. История современной отечественной музыки в 3 т. Т. 2 - М., 1999.

13. История современной отечественной музыки в 3 т. Т.З - М., 2001.

14. Нестьев И. Бела Барток. Жизнь и творчество. - Л., 1989.

15. Тараканов М. Музыкальный театр Альбана Берга. - М., 1976.

16. Леонтьева О. Бенджамин Бриттен// Западноевропейские композиторы XX века. - М., 1964.

17. Холопова В. Холопов Ю. Антон Веберн: Жизнь и творчество. - М., 1984.

18. Веберн А. Лекции о музыке. Письма. - М., 1975.

19. Конен В. Джордж Гершвин и его опера// Конен В. Этюды о зарубежной музыке. - М., 1976.

20. Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века. - Л., 1983.

21. Конен В. Блюзы и XX век. - М., 1980.

22. Конен В. Третий пласт. Новые массовые жанры в музыке XX века. - М., 1993.

23. Мешкова А. Коробова А. Массовая музыкальная культура XX века.

- Екатеринбург, 2004.

24. Екимовский В. Оливье Мессиан. - М., 1987.

25. Савенко С. Мир Стравинского. - М., 2001.

26. Сабинина М. Шостакович - симфонист. - М., 1976.

27. Нестьев И. С.Прокофьев. Жизнь и творчество. - М., 1974.

28. ТаракановМ. Творчество Родиона Щедрина. - М., 1980.

29. Сохор А. Георгий Свиридов. - Л., 1972.

30. Книга о Г. Свиридове. - М., 1983.

31. Рыцарева М. Композитор С. Слонимский. - Л., 1991.

32. Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского. - Екатеринбург, 2003.

33. Холопова В.Чигарева Е. Альфред Шнитке. - М., 1990.

34. Алексеев А. Энциклопедия российской поп- и рок-музыки: Кто есть кто - М: Эксин -Пресс, 2001. - 432 с.

35. Алексеева А. Григорьев В. Зарубежная музыка XX века. - М.: Знание, 1986.- 186 с.

36. Беличенко С. Размышления о современном российском джазе// Муз. академия. 2004 № 3, с. 127 - 134.

37. Богоявленский С. Дегтярева Н. Кенигсберг А. История зарубежной музыки: нач. XX века - сер. XX в. Учебник. СПб., 2001 - 631 с.

38. Волорихин Д. Музыка наших дней. - М., 2002 - 432 с.

39. Грачев В. О «благочестивом минимализме» в творчестве Вл. Мартынова// Муз акад. 2004 № 1, с. 12-19.

40. Крэмптон Люк Рок-энциклопедия. Рок и поп-музыка год за годом. М.: Росмэн, 2004. - 600 с.

41. Роланд Пол Рок и поп - М.: ФаирПресс: Гранд, 2003. - 320 с.

42. Соколов А. Музыкальная композиция XX в. Диалектика творчества. - М. : Музыка, 1992-230 с.

43. Соловьев - Спасский В. Всадники без головы, или рок-н-рольный бэнд. - СПб: Скифия, 2003.

44. Массовая культура и массовое искусство, «за» и «против»// Акад гуманитарных исследований. М.: Гуманитарий, 2003. - 304 с.

45. Массовая культура. Уч. пос. - М.: Альфа. М.: Инфра, 2004. - 304с.

46. Кукаркин А. Буржуазная массовая культура: Теории, Идеи. Разновидности. Образцы. - М.: Политиздат, 1978. - 350с.

47. Моль А. Социодинамика культуры. М. : Прогресс, 1973. - 409 с.

48. Сыров В. История отечественной музыки втор пол. XX в. Уч. пос. - М.: Композитор, 2001. - 356 с.

49. Адорно Т. Избранное: Социология музыки. - М.: СПб. : Унив. кн. - 1999.-395 с.

50. Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. М.: Логос, 2001. - 352 с.

51. Баташов А. Искусство джаза в музыкальной культуре// Муз. жизнь 1982 № 10.

52. Волынский Э. Джордж Гершвин. - Л., 1988.

53. Кадцын Л. Массовое музыкальное искусство XX столетия

Екатеринбург, 2006

54.Власова Е. 1948 год в советской музыке. М., 2010.


Top