Евгений мартынов биография личная жизнь дети. Страница памяти евгения мартынова

Эстрадный певец, композитор, музыкальный редактор, педагог.

Родился 22 мая 1948 года в городе Камышине, Сталинградская область, РСФСР, СССР.
Детство будущего певца и композитора прошло в Донбассе.
Окончил музыкальное училище в Артёмовске и Сталинский музыкально-педагогический институт (ныне - консерватория имени С.С. Прокофьева) по классу кларнета.

Работал солистом ансамбля «Советская песня», джаз-оркестра Вадима Людвиковского, Росконцерта (бывшего оркестра Эдди Рознера).

С 1975 по 1989 год - музыкальный редактор журнала «Комсомольская жизнь».

Голос Евгения Мартынова - очень звонкий, бархатный мягкий тенор (баритональный тенор), достаточно широкого диапазона (ему предлагали стать оперным певцом) и с редким красивым тембром. Именно характерный тембр является отличительной чертой мартыновского голоса. Благодаря красивой, очаровательной сценической внешности, неотразимому личному обаянию, а также вдохновенной, лучезарной, оптимистической и романтической манере пения Мартынов несёт огромный заряд положительных эмоций, мастерски передаёт слушателю большое чувство радости и восхищения, неизменно вызывая ответный восторг. Даже трагические и драматические по сюжету песни («Лебединая верность», «Баллада о матери» и пр.) у Евгения заканчиваются светло и возвышенно. Как композитор, Мартынов - Моцарт советской эстрады, как исполнитель - напоминает Леля славянских преданий. Популярность Мартынова в СССР никогда не снижалась на всём протяжении его творческой жизни.

Музыкант много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах.

Супруга - Эвелина (род. 1959) и их сын - Сергей (род. 23.07.1984) в настоящее время живут в Мадриде, Испания.
Брат - музыкант Юрий Мартынов (род. 17.04.1957).

Евгений Мартынов ушёл из жизни утром 3 сентября 1990 года в Москве в результате острой сердечной недостаточности в подъезде дома у лифта. Вполне возможно, певца ещё можно было спасти, если бы не длительное ожидание машины «скорой помощи», которая приехала лишь спустя 40 минут после вызова.
Похоронен музыкант 7 сентября 1990 года на Ново-Кунцевском кладбище в Москве, участок № 2.

призы и награды

Удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов: Всесоюзный конкурс советской песни в Минске 1973 год,
Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Берлине 1973 год.
Победил на международных конкурсах эстрадной песни «Братиславская лира» в 1975 году и в Болгарии в 1976 году.
С 1974 по 1990 годы он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей «Песня года».

В знак признания заслуг композитора перед отечественной культурой в 1992 году одна из улиц города Артёмовска в Донбассе (Донецкая область) названа именем Евгения Мартынова.
По инициативе деятелей культуры и друзей артиста в Москве в 1993 году создано Московское культурное общество «Клуб Евгения Мартынова», занимающееся культурной и благотворительной деятельностью, пропагандирующее творческое наследие замечательного композитора и певца.

В 70-90-е годы 20 столетия жил и творил известный композитор, певец - Мартынов Евгений, биография которого связана с музыкой и творчеством. Жизнь его была полна звуков, ярких песен и эмоций.

Ранние годы

Певец Евгений Мартынов, биография которого здесь представлена, родился в СССР, в Волгоградской (Сталинградской) области, городке Камышин 22 мая 1948 года. Мартынов, инвалид войны, работал учителем пения в школе, был руководителем Мать, Нина Трофимовна, работала медсестрой. Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья переехала в город Артемовск (Донбасс).

Роль родителей в становлении певца

Женя проявил свой талант еще в детстве. Когда Мартынов-старший заводил русские и украинские песни, брал в руки баян, то сын быстро запоминал слова и с точностью до октавы отбивал ритм, повторяя за отцом. Он был его первым педагогом, обучил всем премудростям игры на баяне и аккордеоне. В 11 лет Евгений стал музицировать перед одноклассниками на своем собственном профессиональном инструменте. Родители преподнесли такой подарок в надежде, что сын будет и дальше развиваться в музыкальном направлении.

Регулярные занятия с отцом помогали совершенствовать профессиональные навыки: Евгений знал технику аккомпанемента, мог подстроиться под любую тональность и подыграть поющему, даже не зная слов песни. Все это позволило Евгению поступить в Артемовское музыкальное училище и окончить дирижерско-духовое отделение, где у него проявился еще один талант - сочинять музыку. Евгений написал романс, прелюдию, скерцо - и все для разных музыкальных инструментов.

Мама Евгения Нина Трофимовна и отец Григорий Мартынов до конца жизни получали открытки, телеграммы и письма от благодарного сына. Из каждого города, где он побывал, приходила телеграмма с обратным адресом.

Учеба в консерватории

Киевская консерватория имени Чайковского, студентом которой Мартынов стал в 1967 году, усовершенствовала талант юноши. Через время он перевелся в Донецкий музыкально-педагогический институт, который окончил экстерном в 1971 году. В течение года руководил оркестром Всесоюзного научно-исследовательского института взрывоопасного оборудования, а в 1972 году отправился в Москву с к известной и авторитетной певице

Благодаря ходатайству Майи начинающий музыкант был направлен на прослушивание в Росконцерт. Вокальные данные Евгения понравились жюри, и в течение нескольких месяцев он выступал с сольной программой бесплатно, затем его деятельность уже оплачивали.

Достижения и заслуги

Мартынов Евгений Владимирович, биография которого представляет интерес для многих поклонников музыки, заслужил любовь и признание слушателей не только своим упорством, но и, прежде всего, отличными способностями. Еще в консерватории его прозвали «подарок судьбы». Он был жизнелюбивым и веселым, оптимистом и душой компании.

Начал свою карьеру в Росконцерте, под руководством Павла Леонидова и Давида Усманова стал писать первые песни.

Приняв участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске, Евгений зарабатывает приз зрительских симпатий за исполнение собственной песни «Баллада о матери», а также становится лауреатом конкурса.

Биография Евгения Мартынова очень насыщена и плодотворна. Когда он добивается признания своего таланта, то начинает выступать в различных телевизионных фестивалях. Так, песня «Баллада о матери» становится своего рода синглом 1974 года, благодаря которому Евгения узнают.

Евгению удавалось написать музыку к стихам, с которыми затруднялись работать известные мастера. Это мы узнаем со слов Олега Иванова. Незадолго до выступления Мартынова ему дали прочесть стихи Андрея Дементьева, но Олегу они показались сложными для подбора музыки. Поэтому одним из первых удивился, как хорошо справился с этой задачей Евгений. А затем понаблюдав за натурой Жени, он понял, что такому светлому и яркому человеку подвластно любое слово. Он исполнит его, не забыв ни об одной эмоции, ярко, красиво, превратив в незабываемое воспоминание. Для него музыка была увлечением, самой жизнью, поэтому каждая песня выходила симфонией, трогала до глубин души.

Биография Евгения Мартынова сохранила такой случай: композитор однажды услышал пьесу, потом сел за рояль, перевернул клавир и исполнил ее с точностью, блестяще, как умел. За два года он набрал небывалую популярность среди композиторов, что привлекало знаменитых исполнителей, которые тянулись к Евгению то получить совет, то наложить на стихи музыку.

Таким образом, композитор и певец Мартынов Евгений, биография которого полная ярких красок, тепла и улыбок со стороны коллег и зрителей, прожил счастливую жизнь, достойную обсуждения следующими поколениями.

Важные даты

Много побед одержал Евгений Мартынов. Биография, полная творчества и музыки, содержит такие важные в его жизни даты:

1973 - Мартынов лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей советской песни. Конкурс проходил в Минске.

1973 - в Берлине проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Мартынов стал лауреатом.

1975 - на международном конкурсе эстрадных песен «Братиславская лира» завоевал гран-при, что стало знаменательным событием для СССР, так как за столько лет Евгений первым из россиян одержал победу.

1976 - в Болгарии Евгений завоевал серебряную медаль на международном конкурсе исполнителей эстрадной песни «Золотой Орфей».

1978 - Мартынов Евгений, биография которого очень интересует публику, женится и создает семью вместе с девушкой Эвелиной. В браке рождается сын Сергей. Свое имя Сергей получил в честь двух выдающихся людей - Рахманинова и Есенина. После смерти Евгения семья перебирается в Испанию.

1987 - Евгений получил Премию Ленинского комсомола за эстетическое воспитание молодежи и разработку произведений для детей.

Известные песни

Песни Евгения Мартынова исполняли многие певцы советской эстрады, например, София Ротару, Галина Ненашева, Лев Лещенко, Таня Острягина, Иосиф Кобзон и многие другие.

Среди песен большую известность получили «Березка», «Баллада о матери», «Белая сирень», «День Рождения», «Земля цветов», «Колыбельная пеплу», «На качелях», «Невеста», «Прости», «Яблони в цвету», «Тройка счастья».

Мартынов Евгений, биография которого вся пронизана творчеством, получил признание за рубежом. Его песни звучали в США, Канаде, Европе.

Евгений Мартынов – советский эстрадный певец и композитор, старший брат композитора Юрия Мартынова.

Во время войны его отец служил командиром стрелкового взвода, а мать была фронтовой медсестрой. Кроме Евгения в семье родился мальчик Юрий.

Детство и юность

Когда Евгений был еще ребенком, семейство Мартыновых решило переехать на в город Артемовск, откуда был родом глава семейства. Именно там у маленького Жени проявились способности к музыке.

Заметив это, отец начал учить его играть на баяне. Интересно, что Григорий Мартынов имел хороший слух, поскольку работал учителем пения.

Стоит отметить, что помимо музыки Евгений хорошо рисовал, и одно время всерьез увлекся фокусами, которые любил демонстрировать друзьям.

Тем не менее, наибольшую страсть он имел к музыкальному искусству. Получив школьный аттестат, юноша поступил в артемовское училище по классу кларнета.

В 1967 г. Мартынов успешно сдал экзамены в Киевскую консерваторию им. , но позже перевелся в Донецкий музыкально-педагогический институт.

Преподаватели отмечали очевидный талант студента и прочили ему хорошее будущее.

Во время учебы в институте Евгений Мартынов начал сочинять первые в своей биографии произведения. Сразу же после получения диплома, он устроился работать руководителем эстрадного оркестра в одном из донецких вузов.

Музыка

В 1972 г. Мартынов отправляется в , где собственно и начинается его творческая биография. На то время он уже успел написать несколько мелодий.

Наибольшую популярность получила композиция «Березка», положенная на стихи . Песня была исполнена в одном из столичных театров и вскоре получила широкую известность.

После этого Евгений Мартынов сочинил еще одну не менее известную композицию – «Моя любовь». Приобретя определенную популярность и почувствовав уверенность в собственных силах, он решил окончательно обосноваться в Москве.

В 1973 г. Мартынов начинает работать солистом-вокалистом в «Росконцерте». Параллельно с этим он трудится музыкальным редактором в изданиях «Правда» и «Молодая гвардия».

В 1984 г. в биографии Евгения Мартынова произошло знаковое событие. Он стал членом Союза композиторов СССР.

В данный период ему удается сочинить немало известных композиций, многие из которых становятся хитами. Он выступает на крупных концертах и кинофестивалях, где часто занимает призовые места.

Смерть

Евгений Григорьевич Мартынов умер 3 сентября 1990 года в возрасте 42 лет. Согласно официальной версии он скончался от острой сердечной недостаточности.

Тем не менее, некоторые исследователи биографии Мартынова не согласны с таким утверждением. Согласно свидетельству очевидцев, перед смертью артист почувствовал боль в области сердца, когда находился в лифте.

Скорее всего, Евгения Григорьевича можно было спасти, если бы ему оказали своевременную и качественную .

Евгений Мартынов был похоронен на московском Кунцевском кладбище. Последней песней в его биографии, исполненной при жизни, была композиция «Марьина роща».

Если вам понравилась краткая биография Мартынова – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии известных людей вообще и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Детство и юность композитора прошли в Донбассе, высшее музыкальное образование он получил в Киевской консерватории им. П.И. Чайковского и Донецком музыкально-педагогическом институте (ныне - консерватория им. С.С. Прокофьева). С 1973 года композитор жил в Москве и работал сначала в Государственном концертном объединении "Росконцерт" (солистом-вокалистом), а затем в издательствах "Молодая гвардия" и "Правда" (музыкальным редактором-консультантом). Член Союза композиторов СССР с 1984 года. За годы своей композиторской и исполнительской деятельности Мартынов Е.Г. был удостоен многих лауреатских званий и почётных дипломов, - в частности на Всесоюзном конкурсе исполнителей советской песни в Минске (1973 г.), Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Берлине (1973 г.), всесоюзном телевизионном фестивале советской песни "Молодые голоса" (1974 г.), международном конкурсе эстрадных песен "Братиславская лира" в Чехословакии (1975 г.), международном конкурсе исполнителей эстрадной песни "Золотой Орфей" в Болгарии

(1976 г.), на интерфестивалях эстрадной песни "Мелодии друзей" в Киеве (1976 г.) и "Дечинский якорь" в Чехословакии (1977 г.). В 1980 году композитор был удостоен почётного в те годы звания лауреата премии Московского комсомола, а в 1987 году стал лауреатом премии Ленинского комсомола. С 1974 по 1990 год он - постоянный лауреат всесоюзных телефестивалей "Песни года".

Артист много и с успехом гастролировал по стране и за рубежом. С концертными выступлениями и в составе творческих делегаций он побывал во многих странах мира: США, Канаде, Мексике, Бразилии, Аргентине, Италии, Германии, Испании, Бельгии, Финляндии, Индии, Швейцарии, во всех бывших социалистических странах. Песни Е.Г.Мартынова включали (и включают) в свой репертуар многие популярные отечественные и зарубежные артисты: Мичел (Испания), К.Готт (Чехия), А.Герман (Польша), Д.Марьянович, М.Унгар, И.Шерфези (Югославия), Л.Иванова (Болгария), М.Дауэр (Румыния), М.Чавес (Куба), Я.Йоала, А.Вески, М.Кристалинская, Г.Ненашева, Л.Кесоглу, А.Ведищева, Т.Миансарова, Г.Чохели, М.Кодряну, И.Кобзон, Л.Зыкина, О.Воронец, С.Захаров, С.Ротару, В.Толкунова, Л.Лещенко, Л.Сенчина, Ю.Богатиков, Е.Шаврина, Г.Белов, К.Георгиади, А.Серов, И.Понаровская, Н.Чепрага, Л.Серебренников, И.Отиева, Н.Гнатюк, Л.Успенская, В.Вуячич, Н.Бродская, исполнители нового (для композитора) поколения - Ф.Киркоров, Н.Басков, М.Насыров, В.Байков, С.Павлиашвили, А. Малинин, И.Шведова, И.Демарин, В.Готовцева, М.Евдокимов, Анастасия, Юлиан, Натали, Таня Острягина; а также такие известные коллективы, как Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской (Российской) Армии им.А.Александрова, Академический ансамбль песни и пляски ВВ МВД СССР (РФ), Государственный русский народный ансамбль "Россия", вокально-инструментальные ансамбли - "Орэра", "Самоцветы", "Пламя", "Гая", "Надежда", "Червона рута", "Семеро молодых" (Югославия), "Блю джинс" (Япония), вокальные ансамбли - "Русская песня", "Бабье лето", "Воронежские девчата", дуэт "Ромэн"... Сочинения композитора также с успехом исполнялись (и исполняются) оркестрами симфонической и эстрадной музыки Всесоюзного (Российского) радио и телевидения, Государственным духовым оркестром России, оркестрами эстрадной и танцевальной музыки Братиславского и Остравского радио (Словакия и Чехия), московским эстрадным оркестром "Мелодия", Оркестром под управлением Клода Каравелли (Франция)...

Наиболее популярные песни Е.Г.Мартынова: "Баллада о матери", "Лебединая верность", "Отчий дом", "Яблони в цвету", "Алёнушка", "Я жду весну", "Чайки над водой", "Письмо отца", "Начни сначала", "Я тебе весь мир подарю", "На качелях", "Заклятье", "Натали", "Мамины глаза", "Встреча друзей" ("Посидим по-хорошему"), "Марш-воспоминание", "Соловьи поют, заливаются...", "Если сердцем молод" ("Я сегодня там, где метёт пурга"), "Белая сирень", "Скажи мне, вишня...". Композитор сотрудничал с известнейшими московскими поэтами: А.Дементьевым, Р.Рождественским, А.Вознесенским, И.Резником, С.Островым, М.Пляцковским, В.Харитоновым, И.Шафераном, М.Таничем, Л.Дербенёвым, Н.Добронравовым, А.Поперечным, Р.Казаковой, А.Пьяновым, Н.Доризо... Нотные сборники, грампластинки и компакт - кассеты с песнями Е.Г.Мартынова выходили в свет громадными тиражами и пользовались неизменным успехом у любителей эстрадной песни как в нашей стране, так и за её пределами.

Евгений МАРТЫНОВ трагически ушел из жизни почти два десятилетия назад, однако его песни «Лебединая верность», «Яблони в цвету», «Аленушка», «Ты скажи, скажи мне, вишня» до сих пор продолжают звучать и радовать слушателей. Я решил узнать, каким Мартынов был в обыденной жизни, и встретился с его другом джазовым пианистом Леонтием АТАЛЬЯНОМ.

Михаил ФИЛИМОНОВ

– С Женей Мартыновым я познакомился, когда пришел работать в оркестр Алексея Мажукова «Советская песня», – начал рассказ Леонтий. – У Жени на тот момент опыт был скромный. Он закончил у себя в Донецке музыкально-педагогический институт по классу кларнета. Но играл не ахти как, импровизировать не умел. Некоторое время работал в донецком театре. Получал 80 рублей. Потом волею случая наткнулся на стихи «Алексей, Алешенька, сынок» мало кому известного тогда поэта Андрея Дементьева и написал на них песню. Показал ее кому-то в «Росконцерте», и его взяли в большую концертную программу «Турнир эстрадной песни» с участием Лещенко , Толкуновой и других начинающих артистов. Участникам программы аккомпанировали два биг-бэнда – оркестр Вадима Людвиковского и оркестр Алексея Мажукова .

– В то время в оркестре у Мажукова пела и Нина Бродская, которая записала «С любовью встретиться – проблема трудная» для фильма «Иван Васильевич меняет профессию»?

– Да, неординарная женщина… Однажды в Одессе Бродская чуть не довела Мажукова до инфаркта. После концерта в Зале филармонии нам объявили: «Никуда не уходите! Будет собрание». А у нас в коллективе было очень много женщин. И вот эти дамы на собрании начали лить друг на друга грязь. Дошла очередь до Бродской. Она накинулась на жену директора оркестра и выдала примерно такую тираду: «А не ты ли, Тамара, говорила, что жена Мажукова живет с ним только потому, что он композитор и у него гонорар большой? И что Мажуков, когда дирижирует, все время массажирует сердце и поправляет яйца?» Все были в шоке!

Богатство в плавках

– У нас с Женей Мартыновым с самого начала завязалась дружба, – продолжил Атальян. – Он был простой, открытый парень. Получал поначалу немного. А потом как пошло!

Свои первые гонорары – 400-500 рублей – Мартынов хранил… в плавках, завернув в целлофановый пакет. Для него это было богатство. Иногда в поездках Женя доставал полтинники и стольники, лепил на стекло автобуса и веселился, наблюдая, как реагируют проезжающие рядом люди. Он вообще любил пошутить.

– А выпивать любил?

– На заре карьеры Мартынов почти не пил. Помню, как 22 мая 1973 года мы отмечали в Кисловодске его 25-летие. Сели, кирнули немножко, поздравили его. Но даже не допили бутылку. «Фу, гадость какая!» – сказал Женя после очередной рюмки. И отдал оставшуюся водку младшему брату Мажукова – саксофонисту Илье, который любил кирнуть. На следующий день мы переехали из Кисловодска в Сочи. И там на пляже познакомились с девчонками. Веселились, забавлялись, а для Мартынова все закончилось конфузом. «Жень, ну, как провел ночь?» – спросили мы его на следующий день. «Да вот с ногой вышла лажа, – посетовал он. – У меня всегда все хорошо работает – и в гостинице, и в поезде, и в самолете. Но, как ногу перекидываешь, сразу все падает». После этого в коллективе его постоянно подкалывали: «Жень ну как у тебя с ногой?»

Тут в разговор вмешалась подруга Леонтия поэтесса Надежда Слобожан, с которой он пришел на нашу встречу:

– Ну, что ты юлишь? Скажи уж прямо, что Мартынов бог знает до скольких лет ходил в целках! Вы все девок трахали. В каждом городе у вас было по три гастрольных жены. А у Мартынова все никак. Лет в 30 он все-таки женился. Но брак у него был несчастливый. Жена пыталась его под себя подмять. И он тогда начал крепко выпивать.

– Вообще-то, Женя закирял еще до женитьбы, – уточнил Леонтий. – На него резко обрушились большие деньги. И, видимо, он оказался к этому не готов. Помню, в декабре 1975 года мы пересеклись на гастролях в Пензе. Я уже ушел в другой коллектив. А Мартынов продолжал работать у Мажукова. Пришел к нему в номер. Он был уже изрядно бухой. «Жень, ты чего, начал кирять?» – удивился я. А возле него отиралось полколлектива. Все смотрели ему в рот. И ему явно это нравилось. «Леон, я не киряю, – ответил он мне под общий смех. – Просто я вчера кирнул, а сегодня похмелился». Потом я слышал от знакомых, что Женя стал пить все больше и больше. Но с чем это было связано – судить не берусь. С его женой я не был знаком. Когда он женился, мы с ним уже не общались. В одной из телепередач про Мартынова Андрей Дементьев говорил, что не очень приветствовал этот брак. Мол, Женя был уже известный композитор, и девчонка вышла за него по расчету.

– Это был его первый брак?

– В свое время Женя оформлял фиктивный брак, чтобы сделать себе московскую прописку. У нас была костюмерша Алена Абросимова. Хорошая девчонка. Она сама предложила Жене: «Давай распишемся! Чего ты мучаешься?». Тогда многие музыканты так делали. Работали-то мы от «Росконцерта». База у нас находилась в Москве. И когда мы приезжали в Москву, каждый раз приходилось думать, где переночевать. Женя часто шутил по этому поводу. «Леон, ты сегодня на каком вокзале ночуешь? – громко спрашивал он, чтобы слышал директор коллектива. – Я на Курском» «Ты же знаешь, я предпочитаю Аэровокзал на Ленинградке, – отвечал я. – Там хороший буфет».

Ментовская облава

– Я слышал, в начале 80-х вышел приказ – убрать из «Росконцерта» всех иногородних музыкантов. Сильно пострадали?

– Даже Лариса Долина тогда пострадала. Ей пришлось уехать из Москвы и работать от Ульяновской филармонии.

– А почему ты не рассказываешь, как вы с Долиной убегали от ментов? – подала голос Слобожан. – Они выступали ночью в каком-то ресторане. Вдруг нагрянула ментовская облава с целью проверки документов. А Лёнька и Долина были единственными из музыкантов, у кого не было московской прописки. Их потихоньку выпустили через кухню, и они спасались бегством через какую-то стройку.

– Это было в период, когда я ушел из «Росконцерта» в МОМА (Московское объединение музыкальных ансамблей. – М.Ф. ) и работал по ресторанам в составе оркестра, которым руководил Юра Пастернак, – подтвердил Атальян. – Долина начала сотрудничать с нами уже в конце 70-х. Под наш коллектив даже специально создали легендарное в будущем ночное заведение «Арлекино» в подмосковном Одинцово. Одним из завсегдатаев был Михаил Звездинский. Сейчас он выдает себя чуть ли не за организатора этого заведения. На самом деле Миша с нами не работал. Просто приходил потусоваться. Иногда кто-то из гостей просил его спеть. Он приносил нам башли, и мы ему аккомпанировали.

– Название клуба как-то связано с Пугачевой?

– Именно она и подала идею дать этому заведению название своей знаменитой песни. Но Алла Борисовна отнюдь не была там первым лицом, как многие считали. Таких, как она, было полно. У нас и Савелий Крамаров тусовался, и Юра Антонов… Приезжала даже дочка Брежнева Галя. Она любила, чтобы всех выгнали, и мы играли для нее одной. Впервые Галя услышала наш оркестр в «Иверии». И была потрясена нашим солистом Мехрдадом Бади. Он был красавец – высокий, длинноволосый, всегда одетый по последней моде. Плюс безупречно пел по-английски. Короче, «фирмач». Галина просто млела, когда Бади видела. А он тушевался, ему как-то неловко было от ее напористого внимания. И чтобы не трахаться с ней, сбегал через кухню…

«Арлекино» просуществовал недолго. Грузин-директор возгордился и засадил в местной Одинцовской газете статью, что он, такой хороший, переоборудовал пивнушку в уютное кафе и сама Пугачева дала ему название. А народ подумал, что Алла там поет, и повалил туда валом. Но днем-то там ничего не было. Посыпались жалобы. И на старый Новый год в пять утра в «Арлекино» ворвалась целая команда ментов. «Что здесь происходит?» – спросили они. «Сегодня праздник – старый Новый год», – объяснил администратор. «Нет такого праздника», – возразили менты. И потребовали у всех присутствующих паспорта. Нас сфотографировали – анфас и профиль. Но потом отпустили и больше не трогали.

– Пугачева в «Арлекино» хоть раз спела?

– Однажды в «Арлекино» какой-то грузин зарядил башли и попросил спеть оказавшуюся в зале Пугачеву. Она взялась сама сыграть на органе. И затянула блюз: «Привет всем! Отдыхайте, гуляйте!». Потом исполнила быструю песню. Но у нашей публики это не особо прохиляло. И вот пока она пела, Звездинский дал кому-то из знакомых «полароид», вышел на сцену и принял такую позу, как будто он поет, а Пугачева стоит сзади на бэк-вокале. В этот момент – бэмс! – его сфотографировали. Этим снимком Миша долго козырял – мол, сама Алла у него на подпевке выступала.


Top