Государственный строй стран мира. Глава VIII

Законодательная власть в Великобритании принадлежит парламенту, но по точному смыслу британской конституции парламент - триединое учреждение: оно включает главу государства (монарха), палату лордов (исторически - палату знати и высшего духовенства) и палату общин (исторически - палату простолюдинов). На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении - нижняя, которая осуществляет законодательные функции и верхняя. Хотя глава государства по конституционной доктрине является составной частью парламента, с точки зрения концепции разделения властей он относится все же к исполнительной власти.

Палата общин состоит из 651 члена. Избирается по одномандатным избирательным округам по мажоритарной системе относительного большинства. Она избирается на 5 лет. Депутаты (в Великобритании их принято называть членами парламента) обладают индемнитетом и ограниченным иммунитетом, причем только во время сессии, а также 40 дней до начала и после завершения сессии. Они имеют трех оплачиваемых государством помощников. Им возмещаются транспортные, канцелярские, почтовые расходы. По выходным дням организуются встречи с избирателями. Депутаты принимают их заявления для передачи парламенту и т.д. Спикер руководит заседаниями палаты и ее обслуживающим персоналом. Имеет трех заместителей, которые, в частности, руководят заседаниями, если палата преобразует себя в комитет всей палаты. Спикер избирается на весь срок полномочий палаты и выходит из состава своей партии (считается беспартийным), т.к. должен быть лицом беспристрастным (он не в праве даже обедать вместе с депутатами, чтобы те не оказывали на него влияния). Спикер не может голосовать, он подает решающий голос только в том случае, если голоса членов палаты разделились поровну. Он не вправе комментировать выступления членов палаты и выступать сам. В палате общин образуются постоянные и временные комитеты .

Постоянные , в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных и финансовых законопроектов, а также предложений о национализации или денационализации (в последнем случае - по желанию правительства). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера.

До реформы 70-х в палате существовали только неспециализированные комитеты . Они имели буквенную нумерацию - А, В, С и т.д. Такие комитеты существуют и сейчас (до 50 человек). Теперь созданы и специализированные комитеты - по обороне, внутренним делам, сельскому хозяйству и др. Их около 15, но они меньше по численности. Оба вида комитетов предварительно обсуждают законопроекты, контролируют деятельность администрации, занимаются парламентскими расследованиями, но основная деятельность специализированных комитетов связана с контролем за управлением, за работой министерств.

Среди временных особое значение имеют сессионные комитеты палаты общин. Они именуются так потому, что учреждаются из года в год в начале каждой сессии. Основная сфера их деятельности - обеспечение функционирования самой палаты. К сессионным относятся комитеты: по вопросам процедуры; привилегиям; петициям, направленным палате общин; обслуживанию депутатов.

Палата лордов , состав и численность изменяется, формируется в основном по наследственному признаку.

Около 2/3 палаты - пэры (мужчины и женщины, унаследовавшие дворянский титул не ниже барона), около 1/3 - пожизненные пэры (титул присваивается королем по рекомендации премьер-министра за выдающиеся заслуги и не передается по наследству). Кроме того, в состав палаты входят: 26 духовных лордов (архиепископы и епископы) англиканской церкви, 20 пожизненно назначаемых королем (по совету премьер-министра) «лордов по апелляции» (апелляционный комитет - по существу, высшая судебная инстанция страны по гражданским делам), несколько десятков человек, избираемых шотландскими и ирландскими лордами. В палате председательствует лорд-канцлер. Кворум в палате - 3 лорда, заседания происходят на основе саморегулирования.

В парламенте создаются партийные фракции (теперь 4 фракции имеются даже в палате лордов). Их возглавляет лидер, обеспечивающий явку членов фракции на голосование в палате. В нижней палате парламента строгая партийная дисциплина, но депутат зависит также и от поддержки избирателей, низовых организаций партии, которые могут иметь иное мнение, чем ее руководство. Организацией работы парламента, удостоверением его актов ведают клерки палаты, имеющие подчиненный им небольшой аппарат.

В конце 60-х годов создана должность парламентского уполномоченного (омбудсмана) по делам администрации. Назначается правительством до достижения 65 лет и проводит расследования правонарушающей деятельности органов исполнительной власти.

Законодательный процесс . Чтобы стать законом, билль проходит несколько слушаний в каждой палате, где тщательно обсуждаются их основные принципы и тщательно изучаются детали. Таким образом, хотя проект закона (билль) может быть внесен в любую палату, на практике законопроект сначала рассматривается палатой общин и только затем передается в палату лордов. Монарх обладает законодательной инициативой, но от его имени законопроекты представляют министры.

Подавляющее большинство законопроектов принимаются по инициативе правительства. Законопроект рассматривается в трех чтениях. В первом чтении клерк палаты зачитывает его заголовок, во втором обсуждаются основные положения законопроекта, после чего он передается в один, а иногда в несколько смежных парламентских комитетов, где проходит постатейное обсуждение с поправками и голосованием. После возвращения из комитета второе чтение в палате продолжается, могут быть внесены поправки, принимаемые путем голосования. Третье чтение заключается в общей дискуссии по проекту с предложениями за его принятие или против. Нередко спикер просто ставит проект на голосование («за» и «против»). Для дискуссий по проекту необходимо присутствие 40 членов палаты, но для принятия закона требуется большинство голосов общего числа членов палаты.

Если проект принят, то он передается в палату лордов, где происходит аналогичная процедура.

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех мира составляют республики. Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические () и буржуазные (). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: , и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Япония - практически единственная империя в мире. Император страны - символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх -- глава церкви. Примером теократической монархии является .

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas - единство) государство - такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония,

Республиканская форма правления возникла в древности, однако, большинство современных республик сформировались после распада колониальной системы в новое время. Сейчас в мире насчитывается около 150 республик.

Республики можно разделить на два вида: а) парламентарная б) президентская

Территория страны, как правило, делится на более мелкие территориальные единицы (штаты, провинции, районы, области, кантоны, округа и т. п.)

Такое деление необходимо для управления страной:

Ø проведение экономических и социальных мер;

Ø решение вопросов региональной политики;

Ø сбора информации;

Ø осуществления контроля на местах и пр.

Административно – территориальное деление осуществляется с учетом совокупности факторов:

Ø экономических;

Ø национально – этнических;

Ø историко – географических;

Ø природных и пр.

По формам административно – территориального устройства различают:

Ø Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой территория не имеет в своем составе самостоятельно

управляемых образований. В ней действуют единая конституция

и единая система органов государственной власти.

Ø Федеративное государство - форма государственного устройства, при которой территория имеет в своем составе несколько государственных образований, обладающих определенной юридической самостоятельностью. Федеративные единицы (республики, штаты, земли, провинции) имеют, как правило, собственные конституции и органы власти.

Страны различаются также по особенностям политического режима. Здесь можно выделить три группы:

Ø демократические – с политическим режимом, основанным на выборности органов государственной власти (Франция, США);

Ø тоталитарные – с политическим режимом, при котором государственная власть сосредоточена в руках одной партии (Куба, Иран).

На современном этапе развития международных отношений можно группировать страны по их внутриполитической ситуации и участию в международных военных блоках и вооруженных конфликтах. Так выделяется:

Ø «страны-участницы», входящие в военные блоки или участвующие в вооруженных конфликтах (страны НАТО, Афганистан, Ирак, Югославия);

Ø неприсоединившиеся страны, не входящие в военные организации (Финляндия, Непал);

Ø нейтральные страны (Швейцария, Швеция).



6) Исходя из уровня социально-экономического развития страны мира приятно подразделять на два типа:

Ø экономически развитые страны;

Ø страны с переходным типом экономики;

Ø развивающиеся страны.

При таком делении стран учитывается совокупность экономических показателей, характеризующих масштабы, структуру и состояние экономики, уровень экономического развития, уровень жизни населения. Важнейшим показателем выступает ВВП (валовой внутренний продукт) в расчете на душу населения.

К числу экономически развитых относится около 60 стран, однако эта группа неоднородна.

Ø Страны «большой семерки». Отличаются наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. (США, Япония, Германия, Франция, Италия, Канада, Великобритания)

Ø Экономически высокоразвитые страны Западной Европы. Имеют высокий показатель ВВП на душу населения, играют важную роль в мировой экономике, но политическая и экономическая роль каждой не столь велика. (Нидерланды, Австрия, Дания, Швейцария, Бельгия, Норвегия, Испания, Португалия).

Ø Страны «переселенческого капитализма». Выделены исключительно по историческому признаку, являются бывшими переселенческими колониями Великобритании. (Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль).

К числу стран с переходной экономикой относятся образованые в начале 90-х гг. в результате перехода к рыночной экономической системе. (Страны СНГ, Страны Восточной Европы, Монголия).

Остальные страны относятся к развивающимся. Их называют странами «третьего мира». Они занимают более ½ площади суши, в них сосредоточено около 75% населения Земли. Это в основном бывшие колонии в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании. Эти страны объединяет колониальное прошлое и связанные с ним экономические противоречия и особенности структуры хозяйства. Однако мир развивающихся стран разнообразен и неоднороден. Среди них выделяют пять групп:



Ø «Ключевые страны». Лидеры «третьего мира» в экономике и политике. (Индия, Бразилия, Мексика)

Ø Новые индустриальные страны (НИС). Страны резко поднявшие уровень экономического развития за счет увеличения объемов промышленного производства на основе иностранных инвестиций. (Республика Корея, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Тайланд).

Ø Нефтеэкспортирующие страны. Страны, формирующие свой капитал за счет притока «нефтедолларов». (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, ОАЭ, Ливия, Бруней).

Ø Страны, отстающие в своем развитии. Страны с преобладанием отсталой многоукладной экономики, ориентированной на экспорт сырья, продукции плантационного хозяйства и транспортных услуг. (Колумбия, Боливия, Замбия, Либерия, Эквадор, Марокко).

Ø Наименее развитые страны. Страны с преобладанием в экономике с потребительского хозяйства и практически полным отсутствием обрабатывающей промышленности. (Бангладеш, Афганистан, Йемен, Мали, Чад, Гаити, Гвинея).

Вопрос 5. Международные организации - объединения государств или национальных обществ неправительственного характера для достижения общих целей (политических, экономических, научно-технических и т. п.). Первые постоянные международные объединения появились (МВФ) и др. в Древней Греции в VI в. до н. э. в виде союзов городов и общин. Подобные объединения были прообразами будущих международных организаций. Сегодня в мире насчитывается около 500 международных организаций.

Общеполитические:

Ø Организация Объединенных Наций (ООН)

Ø Межпарламентский Союз

Ø Всемирный совет мира (ВСМ)

Ø Содружество независимых государств (СНГ)

Ø Лига арабских государств (ЛАГ) и др.

Экономические:

Ø Всемирная торговая организация (ВТО)

Ø Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Ø Организация стран - экспортеров нефти (ОПЕК)

Ø Европейский Союз (ЕС)

Ø Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

Законодательная власть - это одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, которую можно рассматривать как совокупность полномочий по изданию законов, а также как систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

Законодательная власть в большинстве стран осуществляется парламентом. В некоторых странах законодательную власть осуществляют органы непарламентского типа - советы. Законодательная власть может реализовываться не только специальными законодательными органами, но и непосредственно избирателями путем референдума, а также органами исполнительной власти путем делегированного или чрезвычайного законодательствования.

Парламент - это общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Считается, что первым парламентом был британский парламент, созданный в 1265 г., т.е. в XIII в. Правда, схожий орган существовал в Римской империи. Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США и продолжалось до Первой мировой войны. Однако парламенты XIX в. имели особенность: в них могли избираться только представители буржуазии. В 20-60-е годы XX в. роль парламентов резко снизилась. С конца 60-х гг. XX в. начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день.

Процесс возрождения парламентов обусловили получение избирательного права (как активного, так и пассивного) не только мужчинами, но и женщинами; ликвидация многочисленных цензов (имущественный, грамотности и т.д.); совершенствование избирательных систем, структуры парламентов и порядка их работы.

Способы формирования современных парламентов:

  • избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом (самый распространенный способ);
  • нижняя палата избирается народом, а верхняя - представительными органами регионов (Германия);
  • нижняя палата избирается народом, верхняя на 2 / 3 формируется по наследственному принципу, а на Уз назначается монархом (Великобритания);
  • нижняя палата избирается народом и затем из его состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);
  • некоторая часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за заслуги перед государством (Италия);
  • нижняя палата избирается, верхняя - назначается (Канада);
  • весь парламент назначается главой государства (Катар);
  • весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (ВСНП в КНР) .

Парламенты делятся на две большие группы: однопалатные (мо- нокамеральные) парламенты, которые существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах (Швеция, Эстония, Латвия, Венгрия и т.д.) и двухпалатные (бикамералъные) парламенты, которые существуют, как правило, в крупных федеративных государствах (США, Германия и т.д.) .

Достоинства монокамеральных парламентов: просты и компактны; обычно избираются всем населением страны напрямую; как правило, имеют большие полномочия; все решения принимаются быстрее; проще законодательный процесс и т.д. Недостатки: плохо представлены территориальные единицы; есть опасность радикализации парламента и т.д.

Достоинства бикамеральных парламентов: более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями; верхняя палата служит противовесом нижней - фильтрует ее решения; обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене курса; как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата продолжает работать. Недостатки: появляется дополнительный слой депутатов в лице верхней палаты, следовательно, больше затрат из бюджета на их содержание; усложняется законодательный процесс и т.д.

Взаимоотношения между палатами парламентов: равный правовой статус палат или неодинаковый правовой статус (слабая верхняя палата, сильная верхняя палата) .

В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах. Деятельность парламента становится более организованной и профессиональной.

По структуре парламенты представляют сложное образование, включающее различные элементы. Руководящие органы (прежде всего председатели (спикеры) парламентов или палат); бюро палат и т.д.), обеспечивающие режим административной автономии парламента и которым подчиняются парламентские служащие. Комитеты, комиссии (законоподготовительные, следственные, согласительные), задача которых состоит в том, чтобы готовить проекты решений, принимаемых парламентом. Важным элементом являются партийные фракции (важнейшая организационная форма парламентской деятельности политической партии, нацеленная на реализацию той программы, с которой она шла на выборы). Фракция может иметь право законодательной инициативы. Внешние вспомогательные органы, в функции которых входит контроль за государственной администрацией. Вспомогательная часть - специальные консультативные службы, персонал архивов и библиотек, парламентская полиция (гвардия). Основу парламента составляют парламентарии (лица, состоящие по тому или иному основанию членами парламента). Правовой статус парламентария представляет собой совокупность норм, определяющих его права, обязанности, отношения с избирателями, ответственность. Права парламентариев: получение специального вознаграждения; льготный проезд на транспорте; определенная сумма для содержания помощников; бесплатная пересылка почтовых отправлений; частичное освобождение заработной платы от налогов (в некоторых странах); выступление в прениях; внесение законопроектов и поправок к ним и т.д. Обязанности парламентариев: участие в заседаниях парламента; предъявление финансовых отчетов, определяющих финансовые расходы на его предвыборную кампанию; представление сведений о размерах личного состояния. Характер отношений между парламентарием и избирателями может определяться свободным или императивным мандатом. В демократических государствах депутаты обладают свободным мандатом, согласно которому депутат представляет весь народ, не связан волей избравших его избирателей (не обязан выполнять наказы избирателей) и не может быть отозван ими. Тем не менее свободный мандат не предполагает абсолютной свободы депутата, поскольку депутат должен считаться с мнением своих избирателей (судьба депутатского мандата зависит от выбора избирателей) и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине. Императивный мандат предполагает, что депутат подчинен избирателям округа, непосредственно его избравшим, в своей деятельности связан волей избирателей (обязан периодически отчитываться перед ними о своей деятельности) и может быть отозван ими. Императивный мандат сохраняет свое действие в социалистических странах.

Депутаты зарубежных парламентов обладают рядом привилегий. Прежде всего это парламентский иммунитет и индемнитет. Парламентский иммунитет - гарантии неприкосновенности и льготный режим ответственности парламентария. Парламентский индемнитет - группа прав парламентария, обеспечивающих материальную сторону деятельности, а также неответственность за высказывания и голосования в парламенте.

Основными формами депутатской деятельности являются:

  • работа в округах, включающая встречи с избирателями, выявление их проблем и проблем округа, их решение;
  • участие в работе сессий парламента;
  • направление вопросов правительству (интерпелляция);
  • работа в комитетах и комиссиях;
  • участие в деятельности партийной фракции.

Компетенция парламента - это его функции с необходимыми

полномочиями. Выделяют три вида компетенции парламента: неограниченная, при которой не существует никаких конституционных огра- ничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона (Великобритания, Италия, Ирландия, Греция, Япония); относительно ограниченная, при которой имеется совместная законодательная компетенция центральной власти (федерация) и территориальных единиц (субъекты) (США), абсолютно ограниченная, при которой установлен тот круг вопросов, по которым парламент не может принимать законов (французский парламент). Законодательные полномочия парламента обеспечивают выполнение главной функции парламента по принятию законов. Несмотря на то что в законодательном процессе могут в той или иной мере и форме участвовать и другие органы государственной власти (глава государства, правительство и др.), основным содержанием компетенции парламента является принятие законов. Законодательные полномочия парламента в ряде стран включают и полномочия принятия конституции страны и поправок к ней, конституционных законов. Финансовые полномочия - это прежде всего полномочия по утверждению бюджетных доходов и расходов государства и установлению налогов. Данные полномочия осуществляются в форме ежегодного принятия закона о государственном бюджете по процедуре, отличной от принятия обычных законов. В ряде стран (США, Великобритания, Япония и др.) принимается не закон о государственном бюджете, а финансовые программы, осуществляемые через серию отдельных законов об ассигнованиях и доходах. Парламент может иметь полномочия по формированию других высших государственных органов (целиком или частично). В одних случаях при этом парламент самостоятельно решает эти вопросы; в других - дает согласие на выдвинутые иными органами кандидатуры или утверждает их. Полномочия по контролю за деятельностью органов исполнительной власти и других высших государственных органов. Такие полномочия значительно шире в парламентарных республиках и монархиях, нежели в президентских республиках и дуалистических монархиях. Ратификация и денонсация международных договоров означает, что именно парламент дает окончательное согласие на заключение такого договора или выражает волю государства, направленную на его расторжение. Правом назначения референдума обладает во многих странах, согласно конституции, либо только парламент, либо парламент и президент или иной глава государства. Судебные (нетипичные) полномочия парламента в ряде стран выражены в возможности, например, осуществлять процедуру импичмента (США) .

Законодательный процесс - это порядок деятельности по созданию закона. Законодательный процесс состоит из ряда стадий: осуществление права законодательной инициативы; обсуждение законопроекта (как правило, по каждому внесенному законопроекту проводится три чтения. В первом чтении решается вопрос о передаче законопроекта в профильную комиссию. Во втором чтении идет детальное обсуждение проекта, вносятся поправки и дополнения. В третьем чтении идет голосование за проект в целом, возможны лишь редакционные поправки; принятие закона; одобрение второй палатой (если таковая существует); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.

Законодательная инициатива - официальное внесение законопроекта в законодательный орган в соответствии с установленной процедурой. Законодательная инициатива должна иметь вид законопроекта, иногда подкрепляется пояснительной запиской, а в некоторых случаях - финансовым обоснованием расходов. Круг субъектов законодательной инициативы: члены парламентов; глава государства (президент, монарх); правительство; избиратели; высшие судебные органы. В странах западной демократии парламентскому законодательному процессу присущи гласность, публичность, учет общественного мнения.

Виды актов, принимаемых парламентом: конституционные законы (в том числе конституция), органические законы, обычные законы, парламентские уставы или регламенты.

В мировой практике имеется институт делегированного законодательства, когда парламент передает главе государства или правительству часть своих полномочий. Делегированное законодательство оправдано, поскольку некоторые вопросы (например, экономические) нуждаются, с одной стороны, в срочном решении, а с другой - законодательном оформлении.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «парламент».
  • 2. Какое государство считается родиной парламента?
  • 3. Где обычно существуют однопалатные (монокамеральные) парламенты?
  • 4. Где существует однопалатный парламент?
  • 5. Где, как правило, существуют двухпалатные парламенты?
  • 7. Из чего состоит парламент Японии?
  • 8. Из чего состоит парламент Германии?
  • 9. Из чего состоит парламент Великобритании?
  • 10. Каким образом формируется парламент во Франции, Голландии?
  • 11. Каким образом формируется парламент в Канаде?
  • 12. Где существует парламент с абсолютно ограниченными полномочиями?
  • 13. Где существует парламент с абсолютно неограниченными полномочиями?
  • 14. Что относят к полномочиям современных парламентов?
  • 15. Что означает «делегированное законодательство»?

В настоящей главе, посвященной организации и функционированию законодательной власти, мы говорим только о парламенте, хотя он часто не единственный в стране законодатель. Выше мы рассматривали институт референдума, посредством которого законодательную функцию осуществляет непосредственно народ (точнее, избирательный корпус). Ниже мы покажем, что эта функция порой осуществляется в известной мере иными, чем парламент, государственными органами. В то же время парламент, как мы увидим, наряду с законодательной деятельностью осуществляет и иную деятельность. С учетом этих оговорок мы и переходим к рассмотрению института парламента.

Понятие, социальные функции и полномочия парламента

Понятие и социальные функции

Термин «парламент» происходит от английского «Parliament», который обязан своим рождением французскому глаголу parler – говорить*. Впрочем, в дореволюционной Франции парламентом (parlement) назывался суд провинциального уровня, и лишь впоследствии этот термин стал эквивалентом английского.

* Известная ленинская характеристика парламента как говорильни имеет, таким образом, некоторое этимологическое обоснование. По существу же, если она и бывала верна, то не вообще, а лишь в определенных случаях.

Считается, что родиной парламента является Англия, где с XIII века власть Короля ограничило собрание крупнейших феодалов (лордов, т. е. господ), высшего духовенства (прелатов) и представителей городов и графств (сельских территориальных единиц)*. Подобные сословные и сословно-представительные учреждения возникли затем в Польше, Венгрии, Франции, Испании и других странах. Впоследствии они развились в представительные учреждения современного типа или были заменены ими.



* Строго говоря, первоначальными предшественниками парламента следовало бы считать представительные учреждения рабовладельческих демократий, например Совет пятисот в Афинах, трибутные собрания в Риме.

Что касается места парламентов в государственном механизме и соответственно их функций, то теоретики разделения властей Дж. Локк и Ш. Монтескье ограничивали их роль осуществлением преимущественно законодательной функции, тогда как Ж.Ж. Руссо – последовательный приверженец неделимости народного суверенитета – обосновывал идею единства верховной власти, из которой вытекало право законодательной власти контролировать исполнительную. Нетрудно видеть, что эти идеи лежат в основе соответственно дуалистических и парламентарных форм правления.

Современный парламент – это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти.

Она включает и верховное распоряжение государственной казной, то есть принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением. В большей или меньшей степени в зависимости от формы правления парламент осуществляет контроль за исполнительной властью. Так, согласно ч. 2 ст. 66 Испанской конституции 1978 года, «Генеральные кортесы осуществляют законодательную власть Государства, одобряют его Бюджеты, контролируют деятельность Правительства и имеют иную компетенцию, которой их наделяет Конституция». Правда, как мы отмечали в связи с формами правления и государственным режимом, нередко сам парламент на практике, в свою очередь, также находится под контролем правительства или во всяком случае испытывает с его стороны достаточно сильное воздействие. Деятельность парламента контролируется и конституционной юстицией, о чем мы уже говорили в п. 2§ 5 гл. II.

В основу государственно-правового регулирования народного представительства в социалистических странах были формально положены теоретические разработки В.И. Ленина, опиравшиеся на сделанный К. Марксом анализ опыта Парижской коммуны 1871 года, которая считалась первым государством диктатуры пролетариата. Отсюда, в частности, идея соединения законодательной и исполнительной власти, которая весьма импонировала большевикам, ибо исключала взаимный контроль независимых друг от друга ветвей власти – получив большинство мест в выборном органе, можно бесконтрольно сочинять любые законы и самим же их исполнять. Но то, что просуществовало два с небольшим месяца в масштабе сравнительно небольшого по нынешним меркам города, каким был Париж во второй половине прошлого века (если даже существовало именно так, как описано у К. Маркса), не было пригодно для крупного государства. Социалистические конституции разделили полномочия власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, отдав на словах верховенство и полновластие представительным органам и сосредоточив реальные функции управления в руках правительств и министерств при том, что над всеми ними стояли комитеты коммунистических партий, руководство которых давало непререкаемые указания и законодательным, и исполнительным, и судебным органам.

Социалистическая концепция государства и демократии избегала даже термина «парламент», ибо основоположниками марксизма-ленинизма, особенно В. И. Лениным, этот институт был со всех сторон охаян как фактически безвластная говорильня, призванная «надувать простонародье». Ранее уже отмечалось, что в социалистических государствах выборные органы всех уровней образуют единую систему, составляющую как бы становой хребет всего государственного механизма и возглавляемую верховным органом народного представительства. В СССР таким органом считался с 1936 года Верховный Совет СССР, а с 1988 года – Съезд народных депутатов СССР. Такой орган объявлялся высшим органом государственной власти и имел право осуществлять на своем уровне все функции власти, по крайней мере законодательной и исполнительной. Согласно ст. 57 ныне действующей Конституции Китайской Народной Республики 1982 года «Всекитайское Собрание Народных Представителей является верховным органом государственной власти». В действительности решения таких органов лишь придают государственное оформление решениям узких руководящих органов (политбюро центральных комитетов) коммунистических партий. Тем не менее в целях практического удобства мы будем иногда употреблять термин «парламент» для обозначения также высшего представительного органа социалистического государства, сознавая всю условность и неправильность этого.

В развивающихся странах, особенно в Африке и Азии, парламенты даже в тех случаях, когда формально строятся по модели развитых стран Запада, на деле обычно также безвластны, регистрируют решения внепарламентских центров подлинной власти. Разделение властей, даже если конституционно провозглашено, реально осуществляться не может в силу исключительно низкого культурного уровня общества. Это тоже, строго говоря, не парламенты, хотя так обычно называются. Но и мы в целях того же практического удобства будем называть эти органы так же.

Представительный характер

Это означает, что парламент рассматривается как выразитель интересов и воли народа (нации), то есть всей совокупности граждан данного государства, управомоченный принимать наиболее авторитетные управленческие решения именем народа. Отсюда и такие его обозначения, как национальное или народное представительство.

Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII–XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство учреждается конституцией;

2) нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть (нередко в литературе указывается на уполномочие осуществлять суверенитет, но это, по крайней мере, неточно);

3) с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.;

4) член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может быть ими отозван.

Как отмечал французский классик конституционного права Леон Дюги, «парламент есть представительный мандатарий нации»*. При этом следует иметь в виду, что отношения представительства по изложенной конструкции имеют место между нацией в целом и парламентом в целом.

* Дюги Л. Конституционное право. М., 1908. С. 416.

Однако сами эти отношения оказываются при ближайшем рассмотрении не такими, какими их можно было бы предполагать, исходя из смысла слов «мандат» (т. е. поручение) и «представительство». Спустя примерно полвека после Л. Дюги французский конституционалист Марсель Прело писал об этом: «Волеизъявление избирателя ограничивается выбором того или иного лица и не оказывает никакого влияния на положение избранного. Оно определяется только конституцией и законами. Ввиду этого термин «мандат» следует понимать, согласно получившей распространение в 1789 году доктрине.., в смысле, отличном от того, какой ему придает гражданское право... Равным образом оказывается, что слово «представительство» понимается в смысле, противоположном тому, какой ему можно логически придать с точки зрения лингвистической. Избранное лицо, непосредственно и свободно творящее волю нации, обладает полной независимостью»*.

* Прело М. Конституционное право Франции. М.: ИЛ, 1957. С. 436.

Считается, другими словами, что парламент сам точно знает,чтохочет нация (народ), и выражает ее (его) волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтролен (в рамках, разумеется, конституции, которую он, впрочем, нередко может сам изменять). Воля парламента и есть воля нации (народа). В этом заключается идея представительного правления, которое, между прочим,теже французские теоретики, начиная с деятеля Французской революции XVIII века аббата Э.Ж. Сьейеса и включая, в частности, упомянутого нами М. Прело, не считали демократическим*, поскольку оно исключает навязывание гражданами своей воли парламенту.

* См.: там же. С. 61.

В действительности дело обстоит сложнее. Прежде всего в ряде стран верхняя палата парламента рассматривается конституциями как орган территориального представительства; особенно это характерно для федеративных государств, но для многих унитарных – тоже. Например, согласно части третьей ст. 24 Конституции Французской Республики 1958 года Сенат «обеспечивает представительство территориальных коллективов Республики», а учитывая, что сенаторы избираются по департаментам, можно было бы считать их представителями коллективных интересов жителей департаментов. Однако последние не имеют конституционно-правовых средств постоянного контроля за деятельностью сенаторов и воздействия на них, так что и здесь вполне проявляется действие концепции представительного правления.

Исключение составляет Германия, где Бундесрат – орган, формально не считающийся парламентским, но фактически играющий роль верхней палаты, – состоит из представителей правительств земель и представители эти обязаны действовать по указанию своих правительств. Но это именно исключение.

Другое дело – тот факт, что парламентские выборы, как правило, монополизированы в развитых демократических государствах политическими партиями. «Демократизация избирательного права по внутренней логике развития парламентского представительства вывела политические партии на господствующие позиции в демократическом процессе формирования общественного мнения и выражения воли народа в условиях парламентаризма»,– отмечают немецкие юристы*. И хотя юридическими средствами контроля за деятельностью своих депутатов политические партии обычно не располагают, тем не менее фактически контроль такой осуществляют, ибо без их поддержки почти невозможно стать депутатом, а став им, эффективно действовать в палате. Партии, в свою очередь, должны считаться с интересами своего электората и по возможности расширять его. В силу этих обстоятельств представительное правление приобретает демократические черты. Но это фактически, а не по юридической модели.

* Государственное право Германии. Т. 1. М.: ИГП РАН, 1994. С. 51.

Социалистическая концепция народного представительства претендует на преодоление формализма представительного правления. Депутат по этой концепции – представитель прежде всего своих избирателей, чьи наказы для него обязательны и которые вправе в любое время его отозвать. Впрочем, законодательство социалистических стран, включая конституции, которое регулировало эти отношения, не придерживалось строго данной концепции, а отзыв депутатов встречался крайне редко и практически осуществлялся, как отмечалось, по решению соответствующих руководящих органов коммунистических партий.

Представительные органы, включая верховные, в социалистических странах считались и иногда еще считаются представительством трудящихся. Так, согласно ст. 7 Социалистической конституции Корейской Народно-Демократической Республики 1972 года власть в КНДР принадлежит рабочим, крестьянам, солдатам и трудовой интеллигенции, а осуществляет ее трудовой народ через свои представительные органы – Верховное народное собрание и местные народные собрания всех ступеней. Согласно ст. 69 Конституции Республики Куба 1976 года в редакции 1992 года «Национальная Ассамблея Народной Власти является верховным органом государственной власти. Она представляет и выражает суверенную волю всего народа». Однако монополия коммунистической партии на выборах исключает какое бы то ни было реальное представительство. Социалистическое представительство на деле оказывается еще более фиктивным, чем раскритикованное коммунистами представительное правление.

То же можно сказать и о парламентах значительной части развивающихся стран, где существуют автократические режимы (Камерун, Джибути и др.), – это лишь видимость представительства.

Однако нельзя представлять себе парламент как арену, на которой равноправно сталкиваются все и всяческие существующие в данном обществе интересы, поскольку депутаты – просто проводники интересов своих избирателей. Отсутствие развитой партийной структуры, опосредующей отношения между избирателями и парламентом, в нашей стране и ряде других государств после падения господства коммунистических партий привело к тому, что парламент стал-таки ареной борьбы мельчайших интересов – амбиций отдельных депутатов и их групп, никак не связанных с интересами избирателей. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.


Top