Иллюстрации алексея лаптева. Работы художника А

Текст Ю.Л. Оболенской, рис. худ. Ю.Л. Оболенской и К.В. Кандаурова, факсимиле рис. и текста исп. худ. В. Несслер, печ. лит. Р. Бахман, Москва. М. – Пг., издание Театрального отдела Комиссариата народного просвещения, 1918. 36 с. с ил. Цена 6 рублей. В издательской хромолитографированной обложке. Oblong. 25х34 см. Очень высоко ценится у коллекционеров русской детской литографированной книги. Чрезвычайная редкость!

Октябрьская революция оказала решающее воздействие на судьбы искусства. Она изменила его идейное содержание, формы и методы художественного воздействия, наконец, его аудиторию и заказчика. Отныне искусство активно включается в общенародную борьбу за переустройство мира. И всё же резкого разрыва с художественным наследием, отрицания всего предшествовавшего опыта развития отечественного искусства не произошло, потому что у многих активных деятелей той революционной эпохи очень крепким было чувство преемственной связи с прогрессивными демократическими устремлениями русской общественной мысли XIX века, а также твердое убеждение, что настало наконец время осуществления лучших чаяний человечества. В первые годы советского режима первостепенное значение приобрели боевые, оперативные формы массового агитационного искусства - политический плакат и газетно-журнальная графика, ораторская поэзия и героический театр, массовые театрализованные действа и народные праздничные шествия, росписи агитпоездов и оформление улиц в дни революционных празднеств. В таких необычных формах агитационно-массового искусства прежде всего проявлялся живой и непосредственный отклик на события революции, здесь, по словам Анатолия Луначарского, "несомненно произошло слияние молодых творческих исканий и исканий толпы". Важную роль сыграло здесь такое основополагающее начинание новой власти, как план монументальной пропаганды, выдвинутый Ильичем в апреле 1918 года. Излагая Луначарскому этот свой план, Ленин напомнил ему трактат одного из первых социалистов-утопистов эпохи Возрождения Томмазо Кампанеллы "Государство Солнца". В нем описан идеальный город, где все стены расписаны фресками, которые

"служат для молодёжи наглядным уроком по естествознанию, истории, возбуждают гражданское чувство - словом, участвуют в деле образования и воспитания новых поколений... Мне кажется, заметил Ильич, - что это далеко не наивно и с известным изменением могло бы быть нами усвоено и осуществлено теперь же. Я назвал бы это монументальной пропагандой".

Пьеса Вл. Маяковского. 1919.

Эскиз декорации.

В.В. Маяковский. "Мистерия-Буфф".

Пьеса Вл. Маяковского. 1919.

Эскиз костюмов.

Важное значение придавалось оформлению различного вида театрализованных зрелищ: балаганам с их пестрой и шумной программой, передвижным шапито, устраивающим раешники с клоунами, скоморохами, балагурами, шутами, жонглерами, танцорами: все должны жить новой жизнью, все должны вовлечь зрителей, которые должны принимать участие в том, что творится на подмостках этих балаганов. Значительную роль в смысле оживления революционных праздников и придания им карнавального оттенка могли сыграть карусели; их предлагалось проводить в виде "цеховой" карусели. В плане художественного сектора Наркомпроса мы видим также проект проведения политической карусели на основе пантомимы, написанной Иваном Рукавишниковым совместно с Н.М. Фореггером. Такая широкая программа различного вида театрализованных зрелищ не осталась лишь в проектах, а получила в дальнейшем многообразное воплощение в художественной практике народных празднеств. Она помогала убедительно раскрывать революционные идеи в живых конкретных образах, вносила в праздничный ритуал убедительную наглядность сценического действа.

После Октябрьской Социалистической революции 1917 года в России главным направлением развития драматургии театра кукол стали агитпьесы (театральные агитки) - симбиоз обычной уличной «комедии о Петрушке» с сатирическими фигурами политического карнавала тех лет. Петрушка, сменивший свой дурацкий колпак на будёновку, бил своей дубинкой, колол штыком «многоголовую гидру империализма» - Юденича, Деникина, Колчака, Врангеля, Антанту и в целом «Мировой империализм» и т.д. Кровавой ярости и беспредела новых окаянных дней России этот сатирический театр социальных масок вполне соответствовал. В воздухе так и витала идея создания профессионального театра кукол, как места, где может воплотиться новая русская профессиональная драматургия от революции. Появились поэты, писатели, художники, режиссеры, художественные, литературные кружки, изучающие возможности кукольного театра, ставящие перед собой задачу создания некой особой кукольной пьесы для особого кукольного спектакля. Появлению большого количества агитационных кукольных пьес во многом способствовала возникшая система государственного заказа от агитпропа. Пьесы писали для сотен появившихся самодеятельных и профессиональных агитационных театров кукол, нуждавшихся в принципиально новом репертуаре, который должен был соответствовать новой советской идеологии. Среди первых таких пьес была «Война карточных королей» Юлии Оболенской и К. Кандаурова, написанная для организованной в Москве (при Театральном отделе Народного комиссариата просвещения) Студии «Петрушка».

Студия создавалась, как драматургическая лаборатория агитационного кукольного театра. Газеты того времени писали, что «театр кукол является зрелищем народного гнева и сатиры, воплощением революционной мысли». «Война карточных королей» была приурочена к первому юбилею Октября, а ее премьера состоялась в Москве 7 ноября 1918 г. при открытии артистического клуба «Красный петух». Впоследствии Студия выпускала наборы кукол к этой пьесе, которые вместе с текстом высылались в любительские кукольные театры. Персонажами пьесы были карточные короли, которых свергали «двойки», «тройки» и «шестерки». Главный герой пьесы - Петрушка - вел карточную игру - комментировал действие, призывал младшие карты на борьбу с карточными королями. «Свои козыри были на руках, а остались мы в дураках», - восклицали в финале побежденные короли. Как не вспомнить здесь стихотворение Константина Бальмонта «Кукольный театр» (1903):

«Я в кукольном театре. Предо мной,

Как тени от качающихся веток,

Исполненные прелестью двойной,

Меняются толпы марионеток.

Их каждый взгляд расчитанно-правдив,

Их каждый шаг правдоподобно-меток.

Чувствительность проворством заменив,

Они полны немого обаянья,

Их modus operandi прозорлив.

Понявши все изящество молчанья,

Они играют в жизнь, в мечту, в любовь,

Без воплей, без стихов и без вещанья…

Но что всего важнее, как черта,

Достойная быть правилом навеки,

Вся цель их действий только красота…».

Ю. Л. Оболенская. Коктебель. 1913. Фотография.

Короткая справка: Оболенская, Юлия Леонидовна(1889 – 1945, Москва) - русская художница-живописец, книжный иллюстратор. Близкая знакомая М.А. Волошина (с 1913), состоявшая с ним в многолетней переписке, адресат его стихотворения «Dmetrius-Imperator» (1917), автор мемуарного очерка о поэте, соучастница росписи коктебельского кафе «Бубны», где декоративное оформление А. Лентулова было дополнено злободневными «фресками» А.Н. Толстого, М. Волошина и Ю. Оболенской. Тётка «последнего князя кинематографа», киноактёра, режиссёра, звукооператора Л.Л. Оболенского (в монашестве – инока Иннокентия). Училась в школе Званцевой в Петербурге («Школа Бакста и Добужинского»), где в числе преподавателей были Л. Бакст, М. Добужинский, К. Петров-Водкин и где соучениками Оболенской некоторое время были А.Н. Толстой, вскоре оставивший школу по совету Бакста, и С.И. Дымшиц, в 1907 – 1914 – гражданская жена А.Н. Толстого.

Ю. Л. Оболенская. Автопортрет с окнами. 1914.

Фоторепродукция. ГТГ

Ю.Л. Оболенская. Письмо (Январь). 1915.

Фоторепродукция. ГТГ

Ю.Л. Оболенская. Игрушки в пейзаже (Львы). 1915.

Холст, масло. Частное собрание.

В 1912 году Ю. Оболенская становится экспонентом объединения «Мир Искусства», в 1917 – действительным членом Свободных мастерских, в 1923 – членом-учредителем общества «Жар-Цвет». В 1926 – 1928 принимает участие в выставках Ассоциации художников-графиков при московском Доме печати. В 1930-е работает преподавателем рисунка и живописи в Доме народного творчества им. Н.К. Крупской (г. Москва), сотрудничает с Госиздатом, возможно, что эпизодически выполняет оформительские заказы Музея нового западного искусства (существовал в Москве с 1919 по 1948).

К. В. Кандауров. 1900е. Фотография из архива К. А. Кандауровой

Ю. Л. Оболенская. Портрет К. В. Кандаурова. 1925.

Холст, масло.

Короткая спрака: Кандауров, Константин Васильевич(1865-1930) (Москва) - живописец, график, художник театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства. Из дворянской семьи. Учился в МУЖВЗ (1880–1885, не окончил). Жил в Москве. Был женат на художнице Ю. Л. Оболенской, часто работал в соавторстве с ней. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; много работал в технике акварели. Автор живописных произведений: «Лето. Пикник» (1917), «Степной Крым. Шейх-Мамай» (1917), «Персидский натюрморт» (1918), «Куклы кукольного театра» (1919), «Астры» (1924) и других. Занимался деревянной скульптурой: «Карусель», «У балагана» (обе - 1916). В 1887–1897 - художник-исполнитель Большого театра. В 1910-х - художник-осветитель Малого театра, в 1920–1926 - художник Малого театра. Оформлял спектакли: «Война карточных королей» в Московском агитационном театре кукол (1918, совместно с Ю. Л. Оболенской; по мотивам издан альбом цветных литографий - «Война королей», М., 1918); «Снегурочка» А. Н. Островского в Московском театре кооперативов (1923, совместно с Ю. Л. Оболенской). Был дружен со многими известными представителями художественной жизни Москвы и Петербурга первой трети ХХ века - А.Н. Толстым, С.И. Дымшиц-Толстой, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинским, А.Я. Головиным, К. С. Петровым-Водкиным, Н.Н. Сапуновым, С.Ю. Судейкиным, П.И. Нерадовским и другими. Неоднократно бывал в Крыму, где гостил у М.А. Волошина и К Ф. Богаевского. Занимался организацией художественных выставок: «Мира искусства» в Москве (1910-е), картин В. Д. Поленова цикла «Из жизни Христа» в пользу раненных Первой мировой войны (1914), «Художники Москвы - жертвам войны» (1914), картин и скульптуры русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев (1915), авангардной выставки «1915 год» (1915) в Москве; «Война и печать» в Петрограде (1914) и других. Имел коллекцию живописи и графики. С 1907 - участник выставок (14-я выставка картин Московского товарищества художников).

К.В. Кандауров. 1900-е.

Фотография из архива К. А. Кандауровой

К. В. Кандауров в гостях у Волошина.

Член и экспонент объединений: «Бубновый валет» (1916), «Мир искусства» (1911–1917; в 1916–1917 - секретарь общества), «Жар-цвет» (1924–1928). Участвовал в выставках: современной русской живописи в Художественном бюро Н.Е. Добычиной в Петрограде (1916); 1-й и 2-й выставках картин профессионального союза художников-живописцев (обе - 1918), 1-й и 4-й выставках московского хранилища произведений современного искусства (обе - 1919), 4-й государственной выставке картин (1919), выставке в память 100-летия со дня рождения А. Н. Островского (1923), 1-й передвижной выставке живописи и графики (1929) в Москве; 1-й государственной выставке искусства и науки в Казани (1920); 1-й передвижной выставке картин по городам РСФСР (1925); выставке современного искусства в Симферополе (1927); 3-й (1927), 4-й (1928), 5-й (1929) выставках картин современных русских художников в Феодосии. Творчество представлено в ряде региональных собраний, в том числе в Государственном музее-усадьбе «Поленово», Таганрогском художественном музее.

Планета Коктебель

Максимилиан Александрович задержал меня наверху и провел к самому краю скалы в какойто прорыв между скалами, откуда внизу иглами и пиками устремлялась кверху внутренность вулкана. Вокруг были видны: в одну сторону - Меганом, Крымские горы вплоть до АйПетри, а с другой Богаевский показал мне Азовское море. Какого вида были эти узорчатые цепи и море с лежащими на нем облаками, и наши мысы, и далекие берега - невероятно.
Ю.Л. Оболенская. Из дневника 1913 года.

«Кошмарично сказочный» (А. Бенуа) Коктебель стал началом амурной истории Юлии Оболенской и Константина Кандаурова. Ландшафт, заряженный вулканической творческой силой и напитанное ею же воображение, побуждали к рифме, образу, чувству. Genius loci: фантастическая реальность и идеальная декорация, поэтическая сцена для вымыслов, романтических сюжетов, легендарных небылиц, сменявших друг друга в причудливой драматургии. И чем больше коктебельская дача превращалась в Дом поэта, примагничивая к себе новых персонажей и культурных героев, тем большее пространство обживалось, отзывалось, резонировало ему. Непринужденная повседневность дачной жизни на древней земле у жерла вулкана обретала черты эстетикогеографического феномена, природного и культурного взрыва, создававшего «крымский текст» серебряного века.

Проводы М. И. Цветаевой и С. Я. Эфрона в Феодосию. Коктебель.

Август 1913. Ю. Л. Оболенская - крайняя справа;

впереди нее - М. М. Нахман.


«Ехали молча, изредка переговариваясь, видели страны неописанной изумительности, базальтовое пламя, каменные ручьи, клыки тысячи фигур, замков, соборов, готических кружев, ассирийских барельефов. Слонов, египетских сфинксов и пр. - зелёные, голубые и рыжие скалы, пещеры, скалы, которые Максимилиан Александрович удачно назвал Самофракийской победой, а Лев Александрович (Бруни) застывшим ужасом - говорить о них нет сил. Проехали ворота, увенчанные орлиным гнездом и вышли на каменистый берег, замкнутый стеной Карадага с сфинксом и египетской сидящей фигурой по бокам. Полоса его так узка, что в прибой некуда деться - отвесные скалы и круг моря с полетом «ворот» - точно нет больше ничего, точно ты на другой планете».

Лето 1913 года вовлекло Оболенскую и ее подругу Магду Нахман во «взрослый» мир художников, органичный, естественный, погруженный в природную среду - без мундиров и академической иерархии. Разговоры о живописи совмещались с походами на этюды, прогулками и вечерними посиделками, поиском камушков на берегу («фернампиксов»), словесной пикировкой и вовлеченностью в общую жизнь волошинского дома. Серьезность и сдержанность привносил в него Ф.К. Богаевский, суровый романтик, извлекавший из радующего глаз пейзажа печальный облик одисеевой Киммерии. Интеллектуальноигровое поведение, перетекающее от слова к образу - «в ударах рифм и ритме вольных линий», как об этом напишет Оболенская, - от реальности к маскараду и мистификации больше было свойственно Волошину. Абсолютный позитив солнечного диска воплощал в себе Канадуров. Он умел радоваться простым вещам с какойто детской непосредственностью, и это делало мир вокруг него свежее и ярче. Улыбка, кажется, не сходила с его лица, синие глаза светились радостью:

«Как хорошо!

Как прекрасно!»

Банальность описания здесь не характеристика - краска. Таким воспринимает Кандаурова Юлия Леонидовна, да и другие мемуаристы вспоминали о нем как о человеке легком, «солнечном», располагающим к общению. Приятный собеседник и талантливый рассказчик, Константин Васильевич - человек театра с амплуа «романтического героя», а потому мелодраматические реплики, повышенный эмоциональный накал речи отчетливо проступают в его письмах многочисленными восклицательными знаками. Со всеми троими Юлия Леонидовна сумеет выстроить отношения, быть интересной в письмах, найдя свои темы и интонации, каждому, начиная с Волошина, посвятит стихи, захочет сделать портреты. Но в первое лето ее художественные опыты еще не слишком смелы, обращены к пейзажу, который завораживал и просился в слова, оставаясь на страницах дневника:
«Каждое утро работаем на самой высокой из гор-холмов, куда бесконечно трудно взбираться с вещами, но когда я попала в долину между ними и увидела сверху пейзаж, цветной как драгоценные камни, а в море, похожем на огонь сквозь зеленый бриллиант, окровавленные мысы, точно полные алой и малино-вой крови и запятнанные рыжим, я онемела. В Южном Крыму никогда не видела таких цветов, разве к вечеру и то не столько. А композиция! Вчера ходили вечером еще рисовать с Богаевским, Волошиным и Костантином Васильевичем на СююрюКая». Спустя насколько дней: «Чувствую, что начинаю уже понимать возможный подход к здешним местам. Меня очень мучила моя беспомощность. До сегодня еще не имею работ и нечего было показать Контснтину Васильевичу, но теперь что-то намечается в мыслях». Коктебельские пейзажи фигурируют в списке работ Оболенской. Один из них - «Вид на СююрюКая» - обнаружился в Русском музее. Но первой ее настоящей вещью станет «Автопортрет в красном», задуманный в Коктебеле, но законченный уже в Петербурге и затем перевезенный в Москву к Кандаурову. В отличие от портрета Цветаевой, сделанного М. Нахман в августе 1913 года, фигура там вписана в пейзаж - смуглые излоги и лукоморье обозначили его происхождение и более сложное живописное решение. Нахмановский портрет известен по репродукциям, а вот непосредственное и вполне профессиональное суждение Оболенской о нем:

«Тишайшая (коктебельское прозвище М. Нахман) тоже кончила свой портрет. Он хорош и только вялость оранжевых складок слегка огорчает меня: неизвестно, каково их значение в композиции. Меж тем, как если бы она вложила в них ясно выраженное стремление к отвесу - их роль была бы ясна. И еще ошибкой мне кажется: цвет фона слишком близок к лицу…Меня удивляет, насколько поэзия доступна живописи, какое удовлетворение дают слушателю ритм и рифма, и чем они чище, тем сильнее».

Итак, главными чертами агитационного театра кукол являются плакатный гротеск, сатиричность жанра, простота и тупость сюжетов, знаковость персонажей и ритуально-смертельный характер действия. Среди вереницы работ агитационного театра кукол того времени на общем плане выделяются «Революционный Петрушка» (1918), созданный режиссером П.И. Гутманом. Работавший на фронтах Гражданской войны, он положил начало целому направлению – Красноармейскому Петрушке. Первый спектакль Гутмана «О Деникине-хвастуне и герое-красноармейце» был показан в 1919 г. под Тулой, где шли бои между Красной армией и Белой армией генерала Деникина. Среди других пьес Гутмана, бывшего в то время одним из законодателей жанра, - «Петрушкино племя», «Петрушкина полька», «Хождение по верам» и др. В «Хождении по вере» рассказывалось о том, как Петрушка-пролетарий расспрашивает Эсэра, Анархиста, Кадета о задачах их партий. В результате все трое оказываются побитыми Петрушкиной дубинкой. В агитационных кукольных представлениях, как правило, использовались приемы, формы обрядового, религиозного театра. Иллюстрацией тому служит Межигорский революционный вертеп, (1919) созданный в Киеве. режиссером П.П. Горбенко и театр «Арлекин», созданный юными Г.М. Козинцевым, С.И. Юткевичем и А.Я. Каплером (1919).

Агитационный театр кукол особенно активно развивался в первые десятилетия после революции. Большую роль сыграла поэзия В.В. Маяковского, и тексты Д. Бедного (Е. А. Придворов) которых ставили за образец литературной и идеологической основы кукольных пьес. В 1919 г. возникли многочисленные представления на антирелигиозную тему. В 1920 г. получил распространение спектакль «Петруха и разруха», где Петрушка вместе с кукольным «народом» борется с разрухой. В 1927 г. пьесой С. Городецкого “От царя к Октябрю” открылся театр “Красный Петрушка” (“О займе”, “Бабье равноправие”, “Наша конституция”, “Политические пантомимы”, “Дорога бедняка”, “Класс против класса” и др.). Спектаклем “Зеленый змий” (1929) открылся Первый государственный передвижной театр малых форм Института санитарной культуры под руководством О.Л. Аристовой (“Сан-Петрушка”). Также известны в 20-е годы были Московский театр кукол «Кооперативный Петрушка», «Осоавиахимовский Петрушка» и др. Одновременно существовали и другие кукольные театра, не ставившие перед собой политических задач. Среди них – театр марионеток А.П. Седова («Давид и Голиаф», «Липанюшка» и др.). Куклы создавал В.А. Фаворский.

В 1917 г. в Москве открывается “Театр Петрушки” известных художников Н.Я. Симонович - Ефимовой и И.С. Ефимова. Изучив опыт народных кукольников, Ефимовы обогатили его классическим репертуаром, технически усовершенствовали сами театральные куклы. Круг их общения составляли художники В.А. Серов, В.А. Фаворским, скульптор А.С. Голубкина, ученый и философ П.А. Флоренский. Огромным успехом пользовались спектакли Ефимовых: «Басни И.А. Крылова», «Веселый Петрушка» и др. Они работали с различными системами кукол, и в каждую вносили технические и художественные коррективы. В 30-е годы в фойе драматических театров, артистических клубах они показывали сцены из "Макбета" У. Шекспира. На фоне кроваво-красного задника, над серебристыми, легкими ширмами играли куклы с широкими трагическими жестами необыкновенно длинных рук, выразительными лицами, при поворотах меняющими мимику. Интересны были и номер с Большим Петрушкой (куклой в рост человека) и кукольные интермедии Ефимовых для Н.П. Смирнова-Сокольского "Тринадцать писателей" (1934). Их семейный театр просуществовал более 20 лет, повлияв на эстетику, профессиональное мастерство не только русского, но и мирового театра кукол. В театр Ефимовых приезжали на практику десятки кукольников из многих городов СССР. Он стал первой ступенью к формированию российской кукольной школы.

Алексей Михайлович Лаптев (1905-1965) - художник-график, книжный иллюстратор, поэт. Член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР].
Учился в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923) в Москве, у П. И. Львова и Н. Н. Купреянова в Высших художественно-технических мастерских (1924-1929/1930).
Иллюстрировал детские книги: «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Носова, «Басни» И. А. Крылова (1944-1945). После выхода «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя с его иллюстрациями был избран членом-корреспондентом академии художеств]. Сотрудничал в журнале "Весёлые картинки" с момента его основания. Работы художника находятся во многих региональных музеях, а также в частных коллекциях в России и за рубежом. Последней работой стали иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Писал стихи, опубликовал несколько детских книг со своими собственными иллюстрациями.
Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей.
Самых маленьких читатели книги порадуют стихи про таких же малышей, как они сами - маленького мышонка, который случайно прилип к грибу и зовет маму, про "совсем взрослого" цыпленка, которому исполнилось (уже!) три дня, крошечного птенчика, который хочет пить, и храбрецов-утят, которые никак не решатся напасть на жука. Можно и посмеяться над жадноватыми или хвастливыми, трусливыми или глупыми героями, и сделать кое-какие полезные выводы для себя.
Последний раз одна из книг А. М. Лаптева была переиздана в 2010.

Лаптев Алексей Михайлович (1905, Москва - 1965, Москва) — график, скульптор.

Учился в Москве: в школе-студии Ф. И. Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д. А. Щербиновского, П. И. Львова (рисунок) и Н. Н. Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.

Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.

С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г. Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.

Один из первых иллюстраторов А. Л. Барто («Про войну», 1930) и Н. Н. Носова («Приключения Незнайки и его друзей», 1956; «Незнайка в солнечном городе», 1959). Оформил книги: «Что такое хорошо и что такое плохо?» В. В. Маяковского (1930), «Басни» И. А. Крылова (1944–1945), «Медведко» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1951), «Мертвые души» (1953), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1960) Н. В. Гоголя, «Литовские народные сказки» (1954), «Джованнино и Пульчероза» Д. Пирелли (1958), «Маша-растеряша» Л. Ф. Воронковой (1960) и другие.

Написал и проиллюстрировал книги для детей: «Патефон» (1947), «Забавные малыши» (1948, 1949), «Веселые картинки» (1948), «Как я рисовал в зоопарке» (1950), «Фу ты, ну ты!», «Забавные картинки» (обе - 1958), «Лесные диковины» (1959), «Малыши» (1964), «Раз, два, три…» (1966) и другие. С 1956 художник журнала «Веселые картинки».

В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М. А. Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М. А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).

Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).

В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.

В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры» (изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А. М. Лаптева» М., 1969).

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).

Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»).

С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н. В. Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР. Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951). Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972).

Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.

Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее и других.

Яснов М. Д. «С добрым утром!» ,
В книге «Раз-два-три…» был .

График, член-корреспондент АХ СССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Окончил среднюю школу в Москве. Учился в Москве: в школе-студии Ф.И.Рерберга (1923–1924); Испытательно-подготовительном отделении Вхутемаса (1924); Вхутемасе - Вхутеине (1924–1930), сперва на текстильном факультете, затем на графическом у Д.А.Щербиновского, П.И.Львова (рисунок) и Н.Н.Купреянова (литография). В 1920-х - член волейбольной команды Вхутемаса.
Жил в Москве. Занимался станковой и книжной графикой. Прекрасно владел всем техническим «арсеналом» рисунка: использовал прессованный уголь, соус, сангину, тушь, акварель, пастель, мел и другие материалы.
С 1925 работал художником-иллюстратором в журналах; рисовал для журнала «Пионер» (1927–1929). В 1929 начал работать в области книжной графики («Первый выгон» Г.Замчалова). В 1930–60-х сотрудничал в различных издательствах Москвы: ГИЗ, Детгиз, Гослитиздат, «Молодая гвардия», «Советский график», «Советский художник», «Детская литература» и других. Иллюстрировал учебники по заказу Учпедгиза.
Плакат 1929г.
Выполнял портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции; создал несколько автолитографий на историко-революционную тему. В 1935 по заданию оргкомитета Всесоюзной выставки «Индустрия социализма» совершил поездку на Урал; результатом стал цикл рисунков «Заводы Красноуральска» (1936). В 1937–1939 и 1940 ездил в творческие командировки по колхозным деревням; создал серии рисунков «Колхозы Украины» и «Сальские степи». В 1941 был командирован на Каспий, где выполнил серии зарисовок с изображением рыбацких поселков и степных пейзажей («Каспийская сюита», «Под Астраханью»).
В годы Великой Отечественной войны оставался в Москве. Член бригады графиков МОССХ, издававшей сатирические литографированные плакаты «Окна МОССХ», агитационные листовки. Сотрудничал в «Окнах ТАСС» и издательстве «Искусство», работал над плакатами, открытками, листовками. Выезжал на Калининский и Юго-Западный фронты; создал цикл фронтовых рисунков (1942–1943), за который в 1944 был удостоен диплома 1-й степени Комитета по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР.
В послевоенные годы выступил одним из инициаторов движения за сохранение памятников старины, шествовал над молодежным клубом «Родина», помогавшим в охране памятников культуры. Зарисовывал памятники древнерусского зодчества для предполагавшейся выставки «Шедевры русской архитектуры»
(изданы в альбоме «Памятники древнерусского зодчества в рисунках А.М.Лаптева» М., 1969)

Создал циклы рисунков «Углич», «Колхозная серия» (1947), портретов знатных рабочих заводов Москвы (1958), путешествий по Чехословакии (1958) и Италии (1956–1962).
Работал в скульптуре малых форм. Выполнял деревянные игрушки («Жеребенок», «Каранд`Аш», обе - 1948). В начале 1950-х увлекся скульптурой из корней («Санчо-Панса и ослик», «Дон-Кихот»)
В 1948–1954 создал обширный цикл иллюстраций к роману М.А.Шолохова «Поднятая целина», для чего предпринял поездку на Дон (несколько изданий, одно из них: Шолохов М.А. Собрание сочинений. М.: Молодая гвардия. 1956–1960, т. 6–7). В конце жизни работал над серией иллюстраций к поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (не завершена, издана - 1971).
С 1926 - участник выставок (1-я выставка «Ассоциации графиков» в Москве). Член Союза художников СССР. Экспонировался на выставках: выставка-смотр произведений молодых художников (1936), произведений московских художников (1939, 1942, 1947), рисунка, иллюстрации и плаката (1940), живописи, графики, скульптуры (1941), «Красная Армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками» (1943), «Героическая оборона Москвы в 1941–1942 годах» (1944), Всесоюзная художественная выставка (1946), «30 лет советских вооруженных сил. 1918–1948» (1948), 1-я Всесоюзная выставка графики и плаката (1950), книги и книжной графики Детгиза (1951), «Н.В.Гоголь в произведениях советских художников» (1952) в Москве; «Военная доблесть русского народа» в Свердловске (1943) и других. Экспонент многочисленных передвижных выставок советского искусства в союзных республиках и городах РСФСР. Участник ряда зарубежных выставок: международной выставки «Искусство книги» в Париже и Лионе (1931–1932), «Современное искусство СССР» в Сан-Франциско, Чикаго, Филадельфии, Нью-Йорке (1933), «Советская графика» в Бухаресте, Хельсинки, Праге, Будапеште (1950), советского изобразительного искусства в Дели, Калькутте, Бомбее (1952), «Советское и классическое русское искусство» в Берлине, Дрездене, Галле, Будапеште (1953–1954), XXVIII международной биеннале в Венеции (1956). Провел персональные выставки в Москве (1940, 1949).
Автор учебных пособий по рисунку: «Как рисовать лошадь» (М., 1953), «Рисунок пером» (М., 1962).
Творчеству художника посвящено издание «Алексей Михайлович Лаптев» (серия «Мастера советского искусства»; М., 1951).

Автор воспоминаний: «В пути…: записки художника» (М., 1972)
Мемориальная выставка произведений Лаптева была организована в 1966 в Москве.
Творчество представлено во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственном Русском музее и других.
Тверская областная картинная галерея "Дворец в городе Калинине, построенный в XVIII в. архитектором Казаковым" 1942г.


Биография http://artinvestment.ru/auctions/14850/biography.html
*Земля Советская. Литературно-художественный ежемесячный журнал №2. М. 1929г. 64с обложка, увеличен. Художник обложки М.Шегаль. Рис. в тексте А.Лаптев, Г.Щегаль, Храповский.
* Рудерман М. Эстафета. Рис. и макет А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с литографированной обложке. 17*22 см. т.50000 экз. 20к. Агитационные тексты стихотворений примыкают к близким по духу стихам Маршака и Натана Венгрова. Конструктивистское по духу построение макета и шрифтовые приемы Алексея Лаптева с полным взаимопроникновением текста и иллюстраций максимально эффективно решает поставленную соцзаказом Пятилетки агитзадачу)
*Рудерман М. Эстафета. Рис. А.Лаптева Изд. 2-е. М. Мол.гвардия 1931г. 16с т.30000 экз. 20к.
* Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. Рис. А.Лаптева М. Гиз 1930г. 15с т.100000 экз. 12к.
http://www.book-illustration.ru/read-chitat-detskie-knigi.html
*Гурьян О. Все вместе. Рис. цв. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 11с. 11х13см т.75000 экз. 6к.
* Зак Софья. Летчик и кот. Рис. А. Лаптева Изд. 2-е. М. Гиз 1930г. 15с. т.50000 экз. 12к.
http://rgdbarch.elpub.ru:8080/xmlui/handle/123456789/22855#page/0/mode/2up
*Коваленский А. Ай, ай, скорей доставай. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с т.75000 экз. 12к.
*Барто А. Про войну. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 15с т.75000 экз. 12к.
*Барто А. Про войну. Рис. А.Лаптева Изд. 2-е. М. Гиз 1930г. 15с т.75000 экз. 12к.
*Федорченко Софья. В лесу. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гиз 1930г. 16с т.75000 экз. 12к.
* Чумаченко А. Город под дождем. Рис. А.Лаптева М.-Л. Гос. из-во 1930г. 88с
http://rgdbarch.elpub.ru:8080/xmlui/handle/123456789/22866#page/0/mode/2up
*Александрова З. Колхозная весна: Поэма. Рис. А.Лаптева М. Мол.гвардия 1932г. 14с т.50000 экз. 45к.
*Май. Сборник подготовлен и оформлен сквозной ударной бригадой детского сектора изд-ва Мол.гвардия. Цв. илл. С.Боим, Б.Суханов, А.Лаптев, Д.Моор, К.Кузнецов М. ОГИЗ Мол.гвардия 1932г. 12с (Для дошкольного возраста)
* Мурзилка № 12 декабрь 1937г. Орган Цк ВЛКСМ. М. Детгиз 1937г. 24с обложка, энц. Ответ.редактор А.Н.Дудина. Обложка: рис. В.Житенев Елка на Манежной площади в Москве. - Н.Саконская Двенадцатое декабря. Стихи. Рис. А.Лаптева (Стихи о первых выборах в Верховный Совет, после принятия новой Конституции в 1936г.) - О.Иваненко Изобретатель. Рассказ. Рис. Л.Радиной - С.Маршак Двадцатилетний. Рис. Е.Бургункера - Сказка про бычка. Украинская сказка. Рис. А.Лаптев - Л.Воронкова Галилей. Рис. В.Вакидина - Памяти тов.Кирова. - Золотые яблоки. Миф о Геракле. Рис. С.Прусова - Е.Тараховская Десять лет. Стихи. Рис. В.Житенев - Мурзилкина газета (Стихи 11-летней Веры Миндель Сталину.) - И.Рахтанов Ледовое побоище. - Задняя обложка: Мурзилка на Северном полюсе. Илл. Л.Смехов
* Иваненко Оксана. Лесные сказки. Рис.ч/б А.Лаптева. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1937г. 60с переплет, увеличен. квадрат.
* Дуров В. Мои звери. илл. А.Лаптева Детиздат М.-Л. ЦК ВЛКМ 1937 г. 178с переплет, уменьшен.

*Барто А. Стихи. рис. А.Лаптева М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1937г. 66с переплет, обычный.
* Мурзилка № 1 январь 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с обложка, энц. Обложка: В.Житенев Восхождение на пик Ленина. - Передовица: Быть такими как Ленин.(В основном о Сталине..) - В.Сафонова Музей Ленина. Гравюры М.Полякова - Н.Забила Домик над озером. рис. Е.Бургункер - Рассказы о Ленине, со слов рабочих совхоза села Горки Ленинские. Рис. А.Лаптев Ильич в горках. Ильич и рыболов. Как старик печку Ленину чинил. Как Ильич корзинки учился плести. Главный работник.- Агния Барто Письмо. Лолита. Рис. Р.Барто- Я.Тайц Рассказ. Рис. Г.Корвин Рис. Л.Смехова Зимние развлечения в мурзилкином зоопарке. - Мурзилкина газета. Стихи десятилетней Инны Лисичкиной о Ленине и Сталине. - Л.Алпатов Орлан. Рис. Г.Туганов- Задняя обложка: Вот что видят наши ребята во сне. Рис. Л.Смехов
* Мурзилка № 7 июль 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с обложка, энц. Обложка: А.Лаптев В колхозе. - М.Горький Пепе. рис. Б.Дехтерева - Соловеюшка. Детская песенка. - И.Кипнис Про мальчика Береле. Пер. с еврейского. Рис. Е.Бургункера - Е.Тараховская 16 попугаев. Рис. М.Храпковского - Н.Найденова Как я медведя испугала. Рис. Н.Радлова - Н.Артюхова Саша-дразнилка. рис. Е.Эндриксон - М.Андриевская Приключение трех имен существительных. Грамматическая задача. Рис. Л.Смехова - Мурзилкина газета.- Хитрый мужик. Русская народная сказка. Рис. М.Храпковского - М.Андриевская Мурзилка поймал вора. Рис. М.Храпковского - М.Пустынин Мурзилка-рыболов. Рис. Н.Радлова
* Мурзилка № 8 август 1938г. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1938г. 24с энц. обложка: Н.Машкова Уборка урожая. - Миша Стельмах Вождю... Сияй наш Сталин, светлой славой... - Н.Григорьев Случай в горах. Рис. А.Изаксон - Письмо Лебедеву-Кумачу от Лели Гениной. - Песенка про Мишку. - А.Аи Поступлю в кавалерию. Стихи. Рис. А.Лаптева - Я.Тайц Веревочка. Рис. Н.Толстова - Широка страна моя родная. Рис. В.Житнева В разворот. - З.Александрова Дозор. Рис. М.Михаэлис - Мурзилкина газета. Н.Плавильщиков Знаешь ли ты?- В.Лифшиц Рыболов. Рис. Н.Радлова- Мурзилка - канатный плясун. Рис. М.Храпковского
* Житков Б. Рассказы. Серия: Школьная библиотека. Рис. А.Лаптева М.-Л. Детиздат 1938г. 48с переплёт, обычный.
* Счастливое детство. Сборник рассказов и стихов. М.-Л. ДетЛит 1938г. 140с переплет, увеличен. К XXлетию ВЛКСМ. В.Гусев, К.Паустовский, Р.Фраерман, Г.Замчалов, Л.Кассиль, Л.Квитко, С.Маршак, Джамбул, А.Письменный, Е.Благинина, А.Барто, Н.Саконская, Н.Кауричев, Я.Тайц, С.Гехт, С.Михалков, Л.Квитко, Г.Рыклин, Г.Кубанский, Л.Соболев. С ч/б В.Щеглова, Е.Афонасьевой, В.Ермолова, Д.Шмаринова, К.Ротова, А.Лаптева, В.Ладягина. С цветным фронтисписом ` Сталин в окружении детей `, худ. цв. форзацы.
* Шатилов Б. В лагере. Худ. А.Лаптев М. ДетЛит 1938г. 48с переплет, увеличен.
* Барто Агния. Стихи. ч/б рис. А.Лаптева. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1939г. 64с переплет, обычный.

*Лаптев А. Разрисуй. Картинки для раскраски со стихами. Для дошкол. возраста. Ил. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1943г.
*Лаптев А. Разрисуй! Картинки для раскраски со стихами. Для дошкол. возраста. М. Союзпечать 1944г.
* Крылов И.А. Басни. Илл. А.Каневский, А.Лаптев, Г.Ечеистов М. ГИХЛ 1944г. 224с т.100000 экз.переплет, обычный.
*Загадки. Для младш. возраста. Ил. А.Лаптев М. Всекохудожник 1945г. (6-я тип. ОГИЗа)
*Трутнева Е. Зоопарк. Рис. А.Лаптева. М. Сов.график 1945г. 16с т.500000 экз. 60к.
*Гернет Н. Разрисуй! Рис. А.Лаптева. М.-Л. Детгиз 1945г. 24с т.50000 экз. 2р.50к. Перед загл. авт.: А. Лаптев. Текст Н. Гернет.
*Маршак С. Где обедал воробей? Илл. А.Лаптева. М. Всекохудожник 1946г. 16с т.500000 экз. 1р.
*Лаптев А. Веселые картинки. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский график 1947г. 12с обложка, энц.
*Лаптев А. Патефон Рис. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1947г. 12с т.25000 экз. 5р.
*Лаптев А. Патефон Рис. и текст А.Лаптева М. Сов.график 1947г. 10с т.100000 экз. 15р.
*Михалков С. Стихи для детей. Детгиз 1947г. 184с переплет, энц. Обложка, титул и шмуцтитулы В.Конашевича Содержание: Песня пионеров Советского Союза. Рис. А.Ермолаева - Быль для детей. Разговор с сыном. Рис. В.Высоцкого Карта. Десятилетний человек. Комсомольский билет. Партийный билет. Красноармеец Петров. Три товарища. Почетный пассажир. Посылка. Мой друг. Сторонка родная. Школа. Светлана. Веселый турист. Находка. Про мимозу. Про сома. Если. Кораблики. Песенка друзей. Рисунок. А что у вас? Под Новый год. Рис. А.Ермолаева - Граница.Приезд героя. Зенитчики. Данила Кузьмич. Бараны. Рис. В.Щеглова - Хороший человек. Холодный сапожник. Часы. Одна рифма. Рис. В.Коновалова Велосипедист. Рис. И.Семенова - Дядя Степа. Фома. Рис. И.Шабанова - Чудаки. Про Янека.(Из Ю.Тувима) Рис. И.Семенова Мы с приятелем. Пес. В цирке. Рис. Н.Радлова - Всадник. Рис. В.Лебедева - Мой щенок. Трезор. Рис. В.Лебедева - Любимые вещи. Рис. Д.Дубинского - Как старик корову продавал. Где очки?(Из Ю.Тувима) Птичий двор.(Из Ю.Тувима) Рис. В.Конашевича - Овощи.(Из Ю.Тувима) Азбука.(Из Ю.Тувима) Птичье радио.(Из Ю.Тувима) Андрюшка. Елка. Мой телефон. Рис. И.Семенова - Басни. Медвежий зарок. Заяц и черепаха. Полкан и Шавка. Рыбьи дела. Слон-живописец. Винтик. Рис.А. Лаптева.
* Крылов И. Басни. Рис. А.Лаптева М. Детгиз 1947г. 80с переплет, энц.
* Крылов И. Басни. Для младшего возраста. Серия: Золотая библиотека. Переплет и титул С.Телингатера. Рис. А.Лаптева М.-Л. Детгиз 1948г. 150с переплет, 125х200мм На фронтисписе мелованной бумаги цветной портрет Крылова.
* Лаптев А. Веселые картинки. ч/б рис. А.Лаптева М. Советский график 1948г. 32с обложка, энц. т.25000 экз. 10р.
*Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский художник 1948г. 16с т.100000 экз. 2р.50к. http://blagoroden-don.livejournal.com/1243142.html
*Недогонов А. Флаг над сельсоветом: Поэма. Худ. А.Лаптев. М. Гослитиздат 1949г. 96с т.75000 экз. 1р.50к.
*Лаптев А. Веселые картинки. Рис. и текст А.Лаптева. Изд. 2-е. М. Советский график 1949г. 32с т.25000 экз. 3р.
* Лаптев А. Забавные малыши. Рис. и текст А.Лаптева. М. Советский художник 1949г. 16с 214х283 мм
1950е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/142614.html
1960е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/142990.html
1970е гг. http://horoshkovaok.livejournal.com/143189.html
и переиздания http://horoshkovaok.livejournal.com/143390.html


Top