Краткое содержание ромео и джульетта сцена 2. У

Действие трагедии охватывает пять дней одной недели, в течение которых происходит роковая череда событий.

Первый акт начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Неясно, что послужило причиной вражды, очевидно лишь, что она давняя и непримиримая, втягивающая в водоворот страстей и молодых, и старых. К слугам быстро присоединяются знатные представители двух домов, а затем и сами их главы. На залитой июльским солнцем площади закипает настоящий бой. Горожанам, уставшим от розни, с трудом удается разнять дерущихся. Наконец прибывает верховный правитель Вероны - князь, который приказывает прекратить столкновение под страхом смерти, и сердито удаляется.

На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он уже знает о недавней стачке, но мысли его заняты другим. Как и положено в его возрасте, он влюблен и страдает. Предмет его неразделенной страсти - некая неприступная красавица Розалина. В разговоре с приятелем Бенволио он делится своими переживаниями. Бенволио добродушно советует обратить взор на прочих девушек и посмеивается над возражениями друга.

В это время Капулетти наносит визит родственник князя граф Парис, который просит руки единственной дочери хозяев. Джульетте ещё не исполнилось и четырнадцати, но отец соглашается на предложение. Парис знатен, богат, красив, и о лучшем женихе нельзя мечтать. Капулетти приглашает Париса на ежегодный бал, который они дают в этот вечер. Хозяйка отправляется в покои дочери, чтобы предупредить Джульетту о сватовстве. Втроем - Джульетта, мать и кормилица, вырастившая девочку, - они живо обсуждают новость. Джульетта пока безмятежна и послушна родительской воле.

На пышный бал-карнавал в доме Капулетти под масками проникают несколько молодых людей из вражеского лагеря - в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Все они горячи, остры на язык и ищут приключений. Особенно насмешлив и речист Меркуцио - ближайший друг Ромео. Сам Ромео охвачен на пороге дома Капулетти странной тревогой. «Добра не жду. Неведомое что-то, / Что спрятано пока ещё во тьме, / Но зародится с нынешнего бала, / Безвременно укоротит мне жизнь / Виной каких-то странных обстоятельств. / Но тот, кто направляет мой корабль, / Уж поднял парус…»

В толчее бала, среди случайных фраз, которыми обмениваются хозяева, гости и слуги, взгляды Ромео и Джульетты впервые пересекаются, и, подобно ослепительной молнии, их поражает любовь.

Мир для обоих моментально преображается. Для Ромео с этого мгновенья не существует прошлых привязанностей: «Любил ли я хоть раз до этих пор? / О нет, то были ложные богини. / Я истинной красы не знал отныне…» Когда он произносит эти слова, его по голосу узнает двоюродный брат Джульетты Тибальт, немедленно хватающийся за шпагу. Хозяева упрашивают его не поднимать шум на празднике. Они замечают, что Ромео известен благородством и нет беды, даже если он побывал на балу. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

Ромео тем временем удается обменяться с Джульеттой несколькими репликами. Он в костюме монаха, и за капюшоном она не видит его лица. Когда девушка выскальзывает из зала на зов матери, Ромео от кормилицы узнает, что она - дочь хозяев. Через несколько минут Джульетта делает такое же открытие - через ту же кормилицу она выясняет, что Ромео - сын их заклятого врага! «Я воплощенье ненавистной силы / Некстати по незнанью полюбила».

Бенволио и Меркуцио уходят с бала, не дождавшись друга. Ромео в это время неслышно перелезает через стену и прячется в густом саду Капулетти. Чутье приводит его к балкону Джульетты, и он, замирая, слышит, как она произносит его имя. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор двух влюбленных начинается с робких восклицаний и вопросов, а заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы. «Мне не подвластно то, чем я владею. / Моя любовь без дна, а доброта - как ширь морская. / Чем я больше трачу, тем становлюсь безбрежней и богаче» - так говорит Джульетта о поразившем её чувстве. «Святая ночь, святая ночь… / Так непомерно счастье…» - вторит ей Ромео. С этого момента Ромео и Джульетта действуют с необычайной твердостью, отвагой и вместе с тем осторожностью, полностью подчиняясь поглотившей их любви. Из их поступков непроизвольно уходит детскость, они вдруг преображаются в умудренных высшим опытом людей.

Их поверенными становятся монах брат Лоренцо, духовник Ромео, и кормилица, наперсница Джульетты. Лоренцо соглашается тайно обвенчать их - он надеется, что союз юных Монтекки и Капулетти послужит миру между двумя семьями. В келье брата Лоренцо совершается обряд бракосочетания. Влюбленные переполнены счастьем.

Но в Вероне по-прежнему жаркое лето, и «в жилах закипает кровь от зноя». Особенно у тех, кто и без того вспыльчив как порох и ищет повода показать свою храбрость. Меркуцио коротает время на площади и спорит с Бенволио, кто из них больше любит ссоры. Когда появляется задира Тибальт с приятелями, становится ясно, что без стычки не обойтись. Обмен едкими колкостями прерван приходом Ромео. «Отстаньте! Вот мне нужный человек, - заявляет Тибальт и продолжает: - Ромео, сущность чувств моих к тебе вся выразима в слове: ты мерзавец». Однако гордец Ромео не хватается в ответ за шпагу, он лишь говорит Тибальту, что тот заблуждается. Ведь после венчанья с Джульеттой он считает Тибальта своим родственником, почти братом! Но никто этого ещё не знает. А Тибальт продолжает издевательства, пока не вмешивается взбешенный Меркуцио: «Трусливая, презренная покорность! / Я кровью должен смыть её позор!» Они дерутся на шпагах. Ромео в ужасе от происходящего бросается между ними, и в эту минуту Тибальт из-под его руки ловко наносит удар Меркуцио, а затем быстро скрывается со своими сообщниками. Меркуцио умирает на руках у Ромео. Последние слова, которые он шепчет: «Чума возьми семейства ваши оба!» Ромео потрясен. Он потерял лучшего друга. Мало того, он понимает, что тот погиб из-за него, что Меркуцио был предан им, Ромео, когда защищал его честь… «Благодаря тебе, Джульетта, становлюсь я слишком мягок…» - бормочет Ромео в порыве раскаянья, горечи и ярости. В этот миг на площади вновь появляется Тибальт. Обнажив шпагу, Ромео налетает на него в «огненнооком гневе». Они бьются молча и исступленно. Через несколько секунд Тибальт падает мертвым. Бенволио в страхе велит Ромео срочно бежать. Он говорит, что смерть Тибальта на поединке будет расценена как убийство и Ромео грозит казнь. Ромео уходит, подавленный всем происшедшим, а площадь заполняют возмущенные горожане. После объяснений Бенволио князь выносит приговор: отныне Ромео осужден на изгнанье - в противном случае его ждет смерть. Джульетта узнает о страшной новости от кормилицы. Сердце её сжимается от смертной тоски. Скорбя о гибели брата, она тем не менее непреклонна в оправдании Ромео. «Супруга ль осуждать мне? / Бедный муж, где доброе тебе услышать слово, / Когда его не скажет и жена на третьем часе брака…» Ромео в этот миг мрачно выслушивает советы брата Лоренцо. Тот убеждает юношу скрыться, подчинившись закону, пока ему не будет даровано прощение. Он обещает регулярно посылать Ромео письма. Ромео в отчаянье, изгнанье для него - та же смерть. Он изнывает от тоски по Джульетте. Лишь несколько часов удается провести им вместе, когда ночью он тайком пробирается в её комнату. Трели жаворонка на рассвете извещают влюбленных, что им пора расставаться. Они никак не могут оторваться друг от друга, бледные, терзаемые предстоящей разлукой и тревожными предчувствиями. Наконец Джульетта сама уговаривает Ромео уйти, страшась за его жизнь. Вошедшая в спальню дочери леди Капулетти застает Джульетту в слезах и объясняет это горем из-за смерти Тибальта. Известие, которое сообщает мать, заставляет Джульетту похолодеть: граф Парис торопит со свадьбой, и отец уже принял решение о венчанье на следующий день. Девушка молит родителей обождать, но те непреклонны. Или немедленная свадьба с Парисом - или «тебе тогда я больше не отец». Кормилица после ухода родителей уговаривает Джульетту не переживать: «Твой новый брак затмит своими выгодами первый…» «Аминь!» - замечает в ответ Джульетта. С этой минуты в кормилице она видит уже не друга, а врага. Остается единственный человек, кому ещё может она доверять, - брат Лоренцо. «И если не поможет мне монах, / Есть средство умереть в моих руках». «Всему конец! Надежды больше нет!» - безжизненно говорит Джульетта, когда остается наедине с монахом. В отличие от кормилицы Лоренцо не утешает её - он понимает отчаянное положение девушки. Всем сердцем сочувствуя ей и Ромео, он предлагает единственный путь к спасению. Ей надо притвориться покорной воле отца, готовиться к свадьбе, а вечером принять чудодейственный раствор. После этого она должна погрузиться в состояние, напоминающее смерть, которое продлится ровно сорок два часа. За этот срок Джульетту погребут в фамильном склепе. Лоренцо же даст знать обо всем Ромео, тот прибудет к моменту её пробуждения, и они смогут исчезнуть до лучшей поры… «Вот выход, если ты не оробеешь / Или не спутаешь чего-нибудь», - заключает монах, не утаивая опасности этого тайного плана. «Дай склянку мне! Не говори о страхе», - обрывает его Джульетта. Окрыленная новой надеждой, она уходит с флаконом раствора. В доме Капулетти готовятся к свадьбе. Родители счастливы, что дочь больше не упрямится. Кормилица и мать нежно прощаются с ней перед сном. Джульетта остается одна. Перед решающим поступком её охватывает страх. Что, если монах обманул её? Или эликсир не подействует? Или действие будет иным, чем он обещал? Что, если она проснется раньше времени? Или ещё хуже - останется жива, но потеряет рассудок от страха? И все-таки, не колеблясь, она выпивает флакон до дна. Утром дом оглашает истошный вопль кормилицы: «Джульетта померла! Она скончалась!» Дом охватывает смятение и ужас. Сомнений быть не может - Джульетта мертва. Она лежит в постели в свадебном наряде, окоченевшая, без кровинки в лице. Парис, как все прочие, подавлен страшной вестью. Музыканты, приглашенные играть на свадьбе, ещё неловко топчутся, ожидая приказов, но несчастная семья уже погружается в безутешный траур. Пришедший Лоренцо произносит слова сочувствия близким и напоминает, что покойницу пора нести на кладбище. …«Я видел сон: ко мне жена явилась. / А я был мертв и, мертвый, наблюдал. / И вдруг от жарких губ её я ожил…» - Ромео, который скрывается в Мантуе, ещё не подозревает, каким пророческим окажется это видение. Пока он ничего не ведает о случившемся в Вероне, а лишь, сжигаемый нетерпением, ждет вестей от монаха. Вместо посыльного появляется слуга Ромео Балтазар. Юноша кидается к нему с расспросами и - о горе! - узнает ужасную весть о смерти Джульетты. Он отдает команду запрягать лошадей и обещает: «Джульетта, мы сегодня будем вместе». У местного аптекаря он требует самого страшного и скорого яда и за пятьдесят дукатов получает порошок - «в любую жидкость всыпьте, / И будь в вас силы за двадцатерых, / Один глоток уложит вас мгновенно». В это самое время брат Лоренцо переживает не меньший ужас. К нему возвращается монах, которого Лоренцо посылал в Мантую с тайным письмом. Оказывается, роковая случайность не позволила выполнить поручение: монах был заперт в доме по случаю чумного карантина, так как его товарищ перед тем ухаживал за больными. Последняя сцена происходит в гробнице семьи Капулетти. Здесь, рядом с Тибальтом, только что положили в усыпальнице мертвую Джульетту. Задержавшийся у гроба невесты Парис забрасывает Джульетту цветами. Услышав шорох, он прячется. Появляется Ромео со слугой. Он отдает Балтазару письмо к отцу и отсылает его, а сам ломом открывает склеп. В этот момент Парис выступает из укрытия. Он преграждает Ромео путь, грозит ему арестом и казнью. Ромео просит его уйти добром и «не искушать безумного». Парис настаивает на аресте. Начинается поединок. Паж Париса в страхе бросается за помощью. Парис гибнет от шпаги Ромео и перед смертью просит внести его в склеп к Джульетте. Ромео наконец остается один перед гробом Джульетты, Он поражен, что в гробу она выглядит как живая и так же прекрасна. Проклиная злые силы, унесшие это совершеннейшее из земных созданий, он целует Джульетту в последний раз и со словами «Пью за тебя, любовь!» выпивает яд. Лоренцо опаздывает на какой-то миг, но он уже не в силах оживить юношу. Он поспевает как раз к пробуждению Джульетты. Увидев монаха, она немедленно спрашивает, где её супруг, и заверяет, что все отлично помнит и чувствует себя бодрой и здоровой. Лоренцо, боясь сказать ей страшную правду, торопит её покинуть склеп. Джульетта не слышит его слов. Увидев мертвого Ромео, она думает лишь о том, как скорее умереть самой. Она досадует, что Ромео один выпил весь яд. Зато рядом с ним лежит кинжал. Пора. Тем более что снаружи уже слышны голоса сторожей. И девушка вонзает себе в грудь кинжал. Вошедшие в усыпальницу нашли мертвых Париса и Ромео, а рядом с ними ещё теплую Джульетту. Давший волю слезам Лоренцо поведал трагическую историю влюбленных. Монтекки и Капулетти, забыв о старых распрях, протянули руки друг другу, безутешно оплакивая мертвых детей. Решено было поставить на их могилах по золотой статуе. Но, как верно заметил князь, все равно повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете…

Читать:

Переводы:

Действующие лица:

  • Эскал, герцог Веронский
  • Парис, молодой дворянин, родственник герцога
  • Монтекки } главы двух
  • Капулетти } враждебных домов
  • Старик, родственник Капулетти
  • Ромео, сын Монтекки
  • Меркуцио, родственник герцога и друг Ромео
  • Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео
  • Тибальт, племянник синьоры Капулетти

  • Брат Лоренцо } францисканские
  • Брат Джованни } монахи

  • Бальтазар, слуга Ромео

  • Самсон }
  • Грегори } Слуги Капулетти

  • Пьетро, слуга кормилицы Джульетты
  • Абрам, слуга Монтекки
  • Аптекарь
  • Три музыканта
  • Паж Меркуцио
  • Паж Париса
  • Пристав
  • Синьора Монтекки, жена Монтекки
  • Синьора Капулетти, жена Капулетти
  • Джульетта, дочь Капулетти
  • Кормилица Джульетты

  • Горожане Вероны, родственники обоих домов, мужчины и женщины, маски, стража, часовые и слуги, Хор.

    Место действия:

    Верона и Мантуя

    Примечание:

    Диалог Ромео и Джульетты - Акт II, сцена 2
    Клуб Ромео и Джульетты - все о наших главных героях
    Фраза "Самая печальная повесть на свете, которую написал Шекспир" относится к цитате из самого произведения, а не к общему отношению к пьесе.

    Хор повествует о двух веронских враждующих семействах, которые помирились после того как покончили с собой их влюбленные дети.

    Действие пьесы начинается с потасовки слуг, которые принадлежат к двум враждующим семьям - Монтекки и Капулетти. Причина давней вражды неясна. К потасовке слуг присоединяются представители обоих семей, включая самих глав семейств. Бой удается разнять. Прибывает верховный правитель Вероны и приказывает прекратить столкновение под страхом смерти. Почти все расходятся.

    На площади появляется Ромео, сын Монтекки. Он слышал о стычке, но мысли его заняты другим - он влюблен в неприступную красавицу Розалину. Бенволио, друг Ромео, предлагает забыть о ней и обратить взор на других девушек.

    В это время Капулетти беседует с Парисом, родственником Эскала. Капулетти не хочет отдавать замуж свою дочь, которой еще нет четырнадцати лет, и предлагает подождать еще два года. Парис пытается переубедить его. Тогда Капулетти оставляет право выбора за дочерью и приглашает Париса на торжество в свой дом.

    От слуги Капулетти Ромео узнает, что на торжестве будет Розалина. Бенволио предлагает сходить на торжество и Ромео соглашается.

    В доме Капулетти Леди Капулетти предлагает Джульетте выйти замуж за Париса, которого всячески расхваливает. Джульетта покорно соглашается.

    На улице перед домом Капулетти собрались несколько молодых людей, в том числе Бенволио, Меркуцио и Ромео. Ромео не намерен танцевать, он охвачен странной тревогой, предчувствуя, что ночное торжество будет началом бед, которые могут привести к его преждевременной смерти.

    На балу Ромео увидел Джульетту. Это любовь с первого взгляда, и он осознает, что до этого по-настоящему не любил. Тибальт, двоюродный брат Джульетты, по голосу узнал Ромео и просит пажа немедленно принести шпагу. Капулетти успокаивает разгоряченного Тибальта, т.к. Ромео известен благородством и ни в коем случае не допустит, чтобы в его доме Ромео нанесли обиду. Уязвленный Тибальт затаивает обиду.

    Ромео общается с Джульеттой. Он считает ее святыней и дважды ее целует. Джульетта уходит на зов матери. От кормилицы Ромео узнает, что это была дочь Капулетти. Джульетта просит узнать у кормилицы, с кем она только что разговаривала и молится, чтобы она был не женат. Кормилица выясняет, что это был Ромео - сын их заклятого врага!

    Хор повествует о том, что былое увлеченье закончилось, и Ромео теперь «любит и любим». Им не просто встретиться – они дети враждующих семей, но любовь находит дорогу.

    Ромео перелезает через стену и прячется в саду Капулетти. Бенволио видел, как Ромео перелез через стену и пытается вместе с Меркуцио докричаться до него, но бесполезно.

    Сад Капулетти. Знаменитая сцена на балконе. Ромео в окне видит Джульетту. Джульетта вслух произносит имя Ромео. Не выдержав, юноша отзывается. Разговор заканчивается клятвой в любви и решением немедля соединить свои судьбы.

    Утром, в кельи монаха Лоренцо, Ромео просит обвенчать их с Джульеттой, причем сегодня же. Лоренцо соглашается, надеясь, что наконец-то прекратится давняя вражда.

    На улице Ромео встречается с кормилицей. Через нее он передает Джульетте, чтобы она пришла днем исповедаться в келью монаха Лоренцо. Кормилицу просит взять веревочную лестницу у его слуги, чтобы он ночью смог подняться к Джульетте.

    Сад Капулетти. Джульетта ждет кормилицу. Наконец-то она появляется. Джульетта допытывается у кормилицы, что сказал Ромео. Та все время уходит от вопроса, но в итоге передает сообщение.

    Келья монаха Лоренцо. Встречаются монах Лоренцо, Ромео и Джульетта. Предстоит венчание.

    Действующие лица

    Эскал, герцог Веронский.

    Парис, молодой патриций, его родственник.

    Монтекки, Капулетти – главы двух враждующих друг с другом фамилий.

    Дядя Капулетти.

    Ромео, сын Монтекки.

    Меркуцио, родственник герцога, друг Ромео.

    Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео.

    Тибальдо, племянник жены Капулетти.

    Лоренцо, Джованни – францисканские монахи.

    Бальтазар, слуга Ромео.

    Самсон, Грегорио – слуги Капулетти.

    Пьетро, слуга кормилицы Джульетты.

    Абрамо, слуга Монтекки.

    Аптекарь.

    Трое музыкантов.

    Офицер.

    Паж Меркуцио.

    Паж Париса.

    Синьора Монтекки.

    Синьора Капулетти.

    Джульетта, дочь Капулетти.

    Кормилица Джульетты.

    Веронские граждане, родственники и родственницы обеих враждующих фамилий, маски, стража и слуги.

    Место действия – Верона, одна сцена V акта – Мантуя.

    Пролог

    Входит Хор.

    Хор

    Две знатные фамилии, равно
    Почтенные, в Вероне обитали,
    Но ненависть терзала их давно, –
    Всегда они друг с другом враждовали.
    До мщенья их раздоры довели,
    И руки их окрасилися кровью;
    Но сердца два они произвели,
    На зло вражде, пылавшие любовью,
    И грустная двух любящих судьба
    Старинные раздоры прекратила.
    Фамилий тех свирепая борьба,
    Влюбленных смерть, любви их страстной сила, –
    Вот то, что мы вам здесь изобразим,
    Прося у вас на два часа терпенья,
    И если что пропустим, то дадим
    Мы к действию на сцене объясненья.

    Акт I

    Сцена 1

    Городская площадь в Вероне. Входят Самсон и Грегорио, вооруженные мечами и щитами.

    Самсон

    Грегорио, я ручаюсь, что мы не позволим плевать нам в лицо!

    Грегорио

    Еще бы! Лицо – не плевальница.

    Самсон

    Я хочу сказать, что когда нас рассердят, мы живо выхватим мечи из ножен.

    Грегорио

    А покуда ты жив – не лезь на рожон.

    Самсон

    Когда меня выведут из себя, я скор на удары.

    Грегорио

    Да только не скоро тебя можно вывести из себя – для ударов.

    Самсон

    Всякая собака из дома Капулетти выводит меня из себя.

    Грегорио

    Выйти – значит двинуться с места, а быть храбрым – значит стоять крепко; поэтому, если ты выйдешь из себя, то струсишь и убежишь.

    Самсон

    Собака из дома Капулетти заставит меня стоять крепко; я точно в стену упрусь, отбиваясь от каждого мужчины или девки из этого дома.

    Грегорио

    Ну вот и видно, что ты – слабый раб: к стене припирают только слабейших.

    Самсон

    Верно; поэтому женщин, как более слабые сосуды, всегда припирают к стене. Я буду отталкивать слуг Монтекки от стены, а служанок прижимать к стене.

    Грегорио

    Но ведь ссорятся-то наши господа, а мы – только их слуги.

    Самсон

    Это все равно. Я выкажу себя тираном: поколотив мужчин, не дам пощады и девкам: я сорву им головы.

    Грегорио

    Сорвешь головы девкам?

    Самсон

    Ну да, или их девственность, – понимай как хочешь.

    Грегорио

    Понимать должны те, которые почувствуют.

    Самсон

    Меня-то они почувствуют; я постою за себя; я, как известно, здоровый кусок мяса.

    Грегорио

    Хорошо, что ты не рыба; будь ты рыбой – ты не годился бы ни к черту. Вынимай свой инструмент: вон идут люди из дома Монтекки.

    Входят Абрамо и Бальтазар.

    Самсон

    Мое оружие обнажено. Начинай ссору, а я буду сзади и тебя поддержу.

    Грегорио

    Да ты убежишь!

    Самсон

    Обо мне не беспокойся.

    Грегорио

    Да я не беспокоюсь о тебе, черт возьми! Беспокоиться о тебе!

    Самсон

    Пусть закон будет на нашей стороне: пусть начнут они.

    Грегорио

    Я нахмурю брови, когда они будут проходить мимо нас; пусть они принимают это как хотят.

    Самсон

    То есть как смеют. Я закушу на них палец, и будет им срам, если они стерпят это.

    Абрамо

    Это вы на нас закусили палец, синьор?

    Самсон

    (обращаясь к Грегорио )

    На нашей стороне будет закон, если я скажу «да»?

    Грегорио
    Самсон

    Нет, синьор, не на вас, я просто закусил палец.

    Грегорио

    Вы хотите затеять ссору, синьор?

    Абрамо

    Ссору? Какую ссору? Нет, синьор.

    Самсон

    Если желаете, то я к вашим услугам, синьор. Я нахожусь в услужении у господина, который не хуже вашего.

    Абрамо

    Да и не лучше.

    Самсон

    Хорошо, синьор.

    Вдали показывается Бенволио.

    Грегорио

    Признайся, что лучше. Вот идет один из родственников моего господина.

    Самсон

    Да, лучше, синьор.

    Абрамо
    Самсон

    Вынимайте мечи, если вы мужчины. Грегорио, вспомни свой знаменитый удар.

    (Дерутся. )

    Входит Бенволио.

    Бенволио

    Прочь, глупцы! Вложите свои мечи в ножны; вы сами не знаете, что делаете.

    (Выбивает мечи у них из рук. )

    Входит Тибальдо.

    Тибальдо

    С мечом в руке, средь этих слуг негодных!
    Поворотись, Бенволио, взгляни
    На смерть свою.
    Бенволио

    Я водворяю мир,
    Не более. Вложи свой меч в ножны,
    Иль помоги разнять мне эту сволочь.
    Тибальдо

    Ты вынул меч – и говоришь о мире!
    Я ненавижу это слово так же,
    Как ад, как всех Монтекки и тебя.
    Трус, защищайся!
    (Дерутся. )

    Входят разные приверженцы обеих фамилий, затем сбегаются граждане, с палками и бердышами.

    Первый гражданин

    Эй! алебард, дубин и бердышей!
    Бей их! Долой Монтекки, Капулетти!

    Входят Капулетти в халате и синьора Капулетти.

    Капулетти

    Что тут за шум? Подайте длинный меч мой!
    Синьора Капулетти

    Костыль, костыль! Зачем тебе твой меч?
    Капулетти

    Меч, говорю! Идет старик Монтекки,
    Своим клинком размахивает он,
    С угрозой мне.

    Входят Монтекки и синьора Монтекки.

    Монтекки

    Негодный Капулетти!
    (Жене. )
    Пусти меня!
    Синьора Монтекки

    Не ступишь ты ни шагу;
    Не допущу, чтоб лез ты на врага.

    Входит герцог со свитой.

    Герцог

    Мятежники, спокойствия враги,
    Свои мечи позорящие кровью
    Сограждан! Эй! – не слышат?.. Люди, звери,
    Гасящие огонь своей вражды
    Губительной пурпурными струями
    Из жил своих! Под страхом пытки, бросьте
    Оружье из окровавленных рук,
    И слушайте разгневанного князя.
    Три раза уж междоусобной распрей,
    Из пустяков, ты, старый Капулетти,
    И ты, Монтекки, нарушали мир
    На улицах Вероны, заставляя
    Ее граждан, степенный сняв наряд,
    За бердыши старинные схватиться,
    Чтоб во вражде закоренелой вашей
    Участие принять, когда же снова
    Осмелитесь нарушить тишину
    На улицах, то вы своею жизнью
    Ответите за возмущенный мир.
    На этот раз все остальные пусть
    Уходят прочь; ты, старый Капулетти,
    Иди со мной, а ты, Монтекки, в наше
    Судилище явись к нам, пополудни,
    Чтоб выслушать дальнейший наш приказ.
    Все – прочь отсель, под страхом смертной казни!

    Герцог, его свита, Капулетти с синьорой Капулетти, граждане и слуги уходят.

    Монтекки

    Кто поднял вновь старинную вражду?
    Ты был ли здесь, когда возникла ссора?
    Бенволио

    Нет; вашего врага и ваши слуги
    Уж собрались, когда я подошел;
    Я их хотел разнять, но в тот момент
    Запальчивый Тибальдо появился,
    С мечом в руке; он оскорблял меня,
    Над головой своей мечом махая
    По воздуху, который лишь свистел
    В ответ ему, как будто бы с презреньем.
    Меж тем как мы обменивались с ним
    Ударами; все более стекалось
    Народа с двух враждующих сторон,
    Чтобы принять участье в общей свалке,
    Покуда их не рознял герцог наш.
    Синьора Монтекки

    Не видел ли сегодня ты Ромео?
    Как рада я, что не было его
    При этой драке! Где же он?
    Бенволио

    Синьора,
    За час пред тем, как в золотом окне
    Востока лик свой солнце показало,
    Взволнованный, я вышел побродить
    И в фиговой той роще, что на запад
    От города лежит, я увидал
    В столь ранний час бродившего Ромео.
    Направился к нему я, но, меня
    Заметивши, он скрылся в чаще леса.
    Я понял, по себе судя, что он
    Находится в том состояньи духа,
    В котором мы желаем тем сильней
    Уйти от всех, чем более нас ищут;
    И, занятый самим собой, не стал
    Мешать ему, своим отдавшись думам.
    Я рад был сам избегнуть встречи с тем,
    Кто от меня бежал, желая скрыться.
    Монтекки

    Уж много раз его видали в роще,
    В часы утра; холодную росу
    Слезами там усиливал Ромео
    И новых туч он к тучам прибавлял
    Туманами своих глубоких вздохов.
    Но только лишь востока дальний край
    Осветится всерадующим солнцем,
    Едва оно тенистые покровы
    Приподнимать начнет с одра Авроры,
    Мой грустный сын спешит уйти домой, –
    И в комнате своей один запрется;
    Он свет дневной оттуда гонит вон,
    Все окна там он плотно закрывает
    И создает искусственную ночь.
    До мрачного отчаянья Ромео
    Уныние такое доведет,
    Коль кто его советом не спасет,
    Не устранит его тоски причину.
    Бенволио

    Вы знаете ее, мой милый дядя?
    Монтекки

    Не знаю и узнать я не могу
    От самого Ромео.
    Бенволио

    Вы пытались
    Настойчиво расспрашивать его?
    Монтекки

    Расспрашивал и сам, и чрез друзей,
    Но в чувствах здесь он сам себе советник;
    Хороший ли – не стану говорить,
    Но только он так скрытен, недоступен,
    Как почка, где сидит уже червяк,
    Когда она еще не развернула
    На воздухе прекрасных лепестков
    И красоты не посвятила солнцу.
    Когда бы нам узнать лишь – отчего
    Тоскует он, спасли бы мы его.

    В отдалении показывается Ромео.

    Бенволио

    А, вот он сам. Уйдите; постараюсь
    Узнать его печаль, но не ручаюсь.
    Монтекки

    О если б ты добился – чем она
    В нем вызвана! Идем, идем, жена.

    Монтекки и синьора Монтекки уходят.

    Бенволио

    Кузен мой, с добрым утром!
    Ромео
    Бенволио
    Ромео

    Ах, печальные часы
    Так тянутся! То не отец ли мой
    Поспешно так отсюда удалился?
    Бенволио

    Да, то был он. Что за печаль так длит
    Твои часы?
    Ромео

    Отсутствие того,
    Что придает им быстрое теченье.
    Бенволио
    Ромео
    Бенволио
    Ромео

    Лишен
    Взаимности.
    Бенволио

    Подобная любовь,
    Прекрасная по виду, быть должна
    Так тяжела, мучительна на деле.
    Ромео

    Увы, любовь, хотя она слепа,
    Без глаз найдет, какими ей путями
    Дойти до нас и властвовать над нами.
    Где будем мы обедать? – Горе мне!
    Что тут была за драка? Впрочем, нет,
    Не говори: я слышал все; с враждою
    Сопряжено так много здесь тревог,
    Но больше их с любовью… О, любовь
    Жестокая! О, любящая злоба!
    Из ничего создавшееся нечто!
    О, грустное веселье, суета
    Серьезная, бесформенный хаос
    Красивых форм, свинцовое перо,
    Блестящий дым, морозящее пламя,
    Болящее здоровье, сон неспящий,
    Которого и сном нельзя назвать!
    Такую вот я чувствую любовь,
    Не чувствуя в такой любви отрады.
    Ты не смеешься?
    Бенволио

    Нет, скорее плачу.
    Ромео

    О чем же это, добрая душа?
    Бенволио

    О горести, твою гнетущей душу.
    Ромео

    Причина этой горести – любовь.
    Мне тяжело от собственных печалей,
    И хочешь ты свою прибавить к ним,
    Избыток их усилить состраданьем.
    Любовь есть дым, поднявшийся от вздохов;
    Она – огонь, сверкающий в глазах
    Любовников; в тревоге, это – море,
    Которое питают слезы их.
    Что далее? То – хитрое безумье,
    Желчь горькая, которая нас душит,
    И сладость, что поддерживает нас.
    Прощай.
    Бенволио

    Постой, и я пойду с тобою, –
    Обидно мне, когда ты так уйдешь.
    Ромео

    Я потерял себя, я не Ромео,
    Его здесь нет, он где-то там…
    Бенволио

    Скажи
    Серьезно мне: кто та, кого ты любишь?
    Ромео

    Потребуй-ка, чтоб человек больной,
    В страданиях, составил завещанье:
    Как слово то больного поразит!
    Но, мой кузен, скажу тебе серьезно:
    Я женщину люблю.
    Бенволио

    Своей догадкой
    Я в цель попал.
    Ромео

    О, ты стрелок искусный! –
    Прекрасна та, кого я так люблю.
    Бенволио

    Чем лучше цель – попасть в нее тем легче.
    Ромео

    Ну, тут, кузен, ты промах дал: в нее
    Нельзя попасть стрелою Купидона, –
    Дианы ум ей дан, невинность в ней
    Защищена броней несокрушимой,
    Ей детский лук любви не повредит.
    Она к речам любовным равнодушна,
    Нахальных глаз не может выносить,
    Порой святых, ее не соблазнить.
    О, красотой она богата, – вместе
    Бедна она – тем, что когда умрет,
    Богатство то напрасно пропадает.
    Бенволио

    Иль поклялась она остаться в девстве?
    Ромео

    Да; и к большой потере поведет
    Бесплодное такое воздержанье:
    Ведь целое потомство в ней умрет,
    Заранее лишась существованья.
    Она чиста, прекрасна и умна, –
    Но для того ль все эти совершенства,
    Чтоб, ввергнувши в отчаянье меня,
    Тем в небесах ей заслужить блаженство?
    Безбрачия обет она дала;
    Я умерщвлен суровым тем обетом,
    Хотя живу и говорю об этом.
    Бенволио

    Послушай, друг, забудь о ней и думать.
    Ромео

    О, научи, как это сделать мне!
    Бенволио

    Глазам дай волю, на других красавиц
    Вниманье обрати.
    Ромео

    Вот средство – чаще
    О красоте ее мне вспоминать!
    Так маски, что лица прекрасных женщин
    Касаются, наводят нас на мысль
    О красоте, таящейся под ними.
    Тот, кто ослеп, не может позабыть
    Сокровища утраченного зренья.
    О, покажи красавицу ты мне –
    Из ряда вон – и красота ее
    Послужит мне лишь памятною книжкой,
    Где буду я читать черты другой,
    Что красотой ее так превосходит.
    Прощай; меня не можешь научить
    Забвенью ты.
    Бенволио

    Я научу, иль буду
    До гроба я в долгу перед тобой.

    Сцена 2

    Улица. Входят Капулетти, Парис и слуга.

    Капулетти

    Такой же штраф наложен на Монтекки,
    Как на меня; и нам, двум старикам,
    Я думаю, не трудно бы жить в мире.
    Парис

    Обоих вас глубоко уважают,
    И очень жаль, что длится ваш раздор.
    Но что же вы на сватовство мое
    Мне скажете?
    Капулетти

    То, что сказал уж прежде:
    Что дочь моя едва вступила в свет,
    Ей нет еще четырнадцати лет;
    Когда краса еще двух лет увянет –
    Для ней пора невестой быть настанет.
    Парис

    Есть матери моложе, чем она.
    Капулетти

    Зато они и блекнут слишком рано.
    Я все мои надежды схоронил,
    Она – одна моя надежда в мире.
    Но, милый мой Парис, понравьтесь ей,
    Ее любви добиться постарайтесь:
    Согласие мое заключено
    В согласии и выборе Джульетты.
    Сегодня пир вечерний я даю,
    По старому обычаю семейства,
    И множество гостей я пригласил
    Из тех, кого люблю я; в том числе
    Вы будете моим желанным гостем.
    И я вас жду; придите в эту ночь
    В мой скромный дом, чтоб на земные звезды
    Там посмотреть, которых яркий блеск
    Сиянье звезд небесных затмевает.
    Вас у меня то наслажденье ждет,
    Что юноши так чувствуют весною,
    Когда она, цветущая, идет
    За скучною медлительной зимою.
    Там в цветнике из почек молодых
    Вы видом их прекрасным насладитесь;
    Прислушайтесь ко всем и присмотритесь –
    И выберите лучшую из них.
    И дочь моя там будет меж другими
    Для счета лишь: она – ничто пред ними.
    Пойдемте, граф;
    (слуге )
    а ты скорей ступай
    По городу; ищи и приглашай
    Всех, кто вот здесь записан в списке этом;
    (отдавая записку )
    Скажи, что жду их с лаской и приветом.

    Капулетти и Парис уходят.

    Слуга

    Отыскать тех, чьи имена здесь записаны? А тут написано, чтобы башмачник принимался за аршин, а портной за шило; чтобы рыбак орудовал кистью, а живописец – неводом. Меня послали найти тех, чьи имена здесь записаны; но мне не отыскать – кто же именно записан тут. Я должен обратиться к ученым людям. А, вот они кстати!

    Входят Ромео и Бенволио.

    Бенволио

    Один огонь теряется в другом,
    Страдание страданьем уменьшится;
    Коль голова твоя идет кругом,
    Заставь ее обратно закружиться;
    Одна печаль другою исцелится:
    Пусть новый яд в глаза твои войдет –
    И прежняя зараза пропадет.
    Ромео

    Пользителен тут подорожник твой.
    Бенволио
    Ромео

    Для поврежденной кости
    Твоей ноги.
    Бенволио

    Да ты сошел с ума?

    Ромео

    Нет, не сошел, а хуже, чем сошел:
    Я заключен в тюрьму, лишен я пищи,
    Истерзан я, измучен.
    (Подходящему слуге. )

    Здравствуй, милый.

    Слуга

    Здравствуйте, синьор. Скажите, пожалуйста, вы читать умеете?

    Ромео

    Мою судьбу в несчастии моем.

    Слуга

    Вы могли выучиться этому без книг, а я спрашиваю – умеете ли вы читать то, что написано.

    Ромео

    Да, если знаю буквы и язык.

    Слуга

    Вы отвечаете честно. Счастливо оставаться.

    (Хочет уйти. )

    Ромео

    (Читает. )

    «Синьор Мартино с женою и дочерьми; граф Ансельмо и его прекрасные сестры; вдова синьора Витрувио; синьор Плаченцио и его милые племянницы; Меркуцио и его брат Валентин; мой дядя Капулетти, его жена и дочери; моя прекрасная Розалина; Ливия; синьор Валенцио и его кузен Тибальдо; Лючио и веселая Елена».

    Прекрасное общество. А куда оно приглашено?

    Слуга
    Ромео
    Слуга

    На ужин, в наш дом.

    Ромео
    Слуга

    В дом моего господина.

    Ромео

    Мне следовало бы спросить прежде всего, кто твой господин.

    Слуга

    Я отвечу вам и без вопроса. Мой господин – знатный и богатый Капулетти; и если вы не принадлежите к фамилии Монтекки, то я прошу вас, приходите осушить стаканчик вина. Счастливо оставаться.

    Бенволио

    На вечере у Капулетти будут
    И Розалина милая твоя,
    И первые красавицы Вероны:
    Иди туда и, беспристрастным взором,
    Сравни ее с другими, на кого
    Я укажу, и белый лебедь твой
    Окажется вороною простой.
    Ромео

    Коль ересью подобной заразятся
    Мои глаза, то пусть они умрут;
    Пускай в огонь их слезы превратятся,
    Еретиков, отступников сожгут!
    Чтобы была красавица другая
    Прекраснее возлюбленной моей?
    Нет, – солнце, все на свете созерцая,
    Не видело другой, подобной ей.
    Бенволио

    Ты не видал еще других с ней рядом,
    Она одна твоим владела взглядом;
    На чашечках кристальных глаз твоих
    Взвесь вид ее с наружностью других –
    И красоты найдешь ты очень мало
    В той, что твой взор доныне чаровала.
    Ромео

    Пойду туда, но только не за тем,
    Чтоб на других красавиц любоваться:
    Я буду там своею восторгаться.

    Сцена 3

    Комната в доме Капулетти. Входят синьора Капулетти и кормилица.

    Синьора Капулетти

    Кормилица, где дочь моя? Зови
    Ее ко мне.
    Кормилица

    Невинностью моей
    В двенадцать лет клянусь, что я звала.
    Ягненочек, порхающая птичка!
    О Господи, да где ж она? – Джульетта!

    Входит Джульетта.

    Джульетта

    Что там еще? кто кличет?
    Кормилица
    Джульетта

    Я здесь. Что вам угодно?
    Синьора Капулетти

    Вот в чем дело…
    Кормилица, оставь нас; нужно нам
    Поговорить наедине. – Постой, вернись.
    Я вспомнила, что следует тебе
    Присутствовать при нашем разговоре.
    Ты знаешь, что Джульетта подросла…
    Кормилица

    Ее года час в час я сосчитаю.
    Синьора Капулетти

    Ей нет еще четырнадцати лет.
    Кормилица

    Да, это верно. Я отдать готова
    Четырнадцать зубов моих, что так.
    (Четырнадцать тут только для прикрасы,
    Их у меня всего четыре). Сколько
    Осталось до Петрова дня?
    Синьора Капулетти

    Еще
    Две с небольшим недели остается.
    Кормилица

    Ну, ровно две, иль с небольшим, а только
    Четырнадцать исполнится ей лет
    В канун Петрова дня; моей Сусанне
    Ровесница она, – да упокоит
    Все души христианские Господь!
    Сусанна с Ним; была я недостойна
    Иметь ее. Так вот, – я говорю,
    Что в ночь перед Петровым днем Джульетте
    Исполнится четырнадцать как раз.
    Да, именно, я твердо это помню.
    Теперь прошло одиннадцать годов
    Со времени землетрясенья; мы
    Тогда ее от груди отымали.
    Век не забыть мне дня того; из всех
    Он дней в году мне памятным остался.
    Полынью я намазала соски –
    И села с ней у стенки голубятни,
    На солнышке. Вас не было в тот день:
    Вы в Мантую уехали с супругом.
    (Как хороша-то память у меня!)
    Когда дитя попробовало груди,
    С полынью, и почувствовало горечь, –
    Бедняжечка, как сморщилась она!
    Грудь бросила, и в этот самый миг
    Вдруг зашаталась наша голубятня.
    Я – прочь скорей, – давай Бог только ноги!
    С тех пор прошло одиннадцать годов –
    Она тогда стоять уже умела.
    Нет, что я! и ходить могла, и бегать,
    Цепляяся за что-нибудь. Она
    Себе ушибла лобик накануне
    Того же дня; а муж мой – весельчак
    Покойник был – взял на руки ребенка
    И говорит: «Ты личиком упала,
    А вот, когда ты будешь поумней,

    И дурочка, божусь вам, перестала
    Тотчас же плакать и сказала: «Да».
    Вот видите, как шутка помогает.
    Хоть прожила б я тысячу годов,
    Я этого б до гроба не забыла.
    «Не так ли, детка?» – он спросил; малютка
    Сдержала слезы и сказала: «Да».
    Синьора Капулетти

    Довольно уж об этом, перестань,
    Пожалуйста.
    Кормилица

    Перестаю, синьора.
    Но не могу от смеха удержаться,
    Лишь вспомню – как, оставивши свой плач,
    Она сказала: «Да», а ведь у ней
    Большущая на лбу вскочила шишка –
    Она ушиблась больно, зарыдала.
    Он говорит ей: «Личиком упала,
    Сегодня ты, – когда же подрастешь,
    То будешь падать навзничь. Так ли, детка?»
    Она сдержалась и сказала: «Да».
    Джульетта

    Сдержись и ты, прошу тебя.
    Кормилица

    Ну ладно.
    Не буду больше. Бог тебя храни!
    Из тех детей, которых я кормила,
    Ты у меня была красивей всех.
    Ах, если б мне твоей дождаться свадьбы.
    Синьора Капулетти

    Об этом вот предмете и хочу я
    Поговорить. Джульетта, дочь, скажи мне,
    Желаешь ли ты выйти замуж?
    Джульетта

    Мне
    Не грезится об этой чести.
    Кормилица

    Чести!
    Когда б не я кормилицей твоей
    Единственной была, тогда б сказала,
    Что разум ты всосала с молоком.
    Синьора Капулетти

    Так о замужестве теперь подумай.
    В Вероне есть почтенные синьоры,
    Уж матери, которые моложе
    Тебя, Джульетта; да и я сама
    Давно была уж матерью в те лета,
    В какие ты в девицах остаешься.
    Вот дело в чем: граф молодой Парис
    Твоей руки желает.
    Кормилица

    Ах, Джульетта,
    Вот человек! такой-то человек,
    Что равного нельзя найти на свете!
    Картинка, воск!
    Синьора Капулетти

    В веронских цветниках
    Цветка такого летом не бывает.
    Кормилица

    Да, истинно цветок, как есть цветок!
    Синьора Капулетти

    Что скажешь мне, Джульетта? Можешь ли
    Ты полюбить его? У нас сегодня
    На вечере увидишь ты Париса.
    Внимательно прочти тогда всю книгу
    Его лица, всмотрись в его черты,
    Что вписаны рукою красоты,
    И примечай – как все они согласны
    Одна с другой; а если в чем неясны
    Покажутся, его глаза прочтешь –
    Тогда ты все неясное поймешь.
    Для полноты той книги драгоценной,
    Не связанной, обложка ей нужна
    Так точно, как для рыбы глубина,
    И красота наружная должна
    Дать вид красе, от взоров сокровенной.
    Для большинства становится ценней
    Вся книга от богатства переплета;
    Достоинства тут разделяют с ней,
    В глазах толпы, застежки, позолота;
    Так точно все, чем обладает граф,
    Разделишь ты, в союзе с ним, нимало
    Не потеряв того, чем обладала.
    Кормилица

    Не потеряв! прибыток тут один –
    Ведь женщины толстеют от мужчин.
    Синьора Капулетти

    Ну говори, Джульетта, поскорей,
    Как, нравится тебе любовь Париса?
    Джульетта

    Я рассмотрю его, чтоб полюбить,
    Когда любовь тем можно возбудить,
    Причем, смотреть позволю я глазам,
    Насколько лишь угодно это вам.

    Входит слуга.

    Слуга

    Синьора, гости собрались, стол для ужина накрыт, вас ждут, спрашивают синьорину, кормилицу проклинают в буфетной. Суматоха страшная, я должен идти прислуживать. Ради Бога, идите скорее.

    Синьора Капулетти

    Сейчас идем. – Джульетта, граф уж там!
    Кормилица

    Иди, мой свет, к твоим счастливым дням,
    Ночей тебе счастливых я желаю.

    / / «Ромео и Джульетта»

    Дата создания: 1594-1595.

    Жанр: трагедия.

    Тема: любовь и верность.

    Идея: для влюбленных смерть предпочтительнее вечной разлуки.

    Проблематика. В кровавой вражде не может быть победителей и побежденных.

    Основные герои: Ромео, Джульетта, Тибальт, Парис, брат Лоренцо.

    Сюжет. Действие трагедии происходит в итальянском городе Верона в начале XIV века. Уже давно длится непримиримая кровавая вражда между двумя самыми знатными семействами в городе - Монтекки и Капулетти. Управляющий Вероной герцог Эскал пытается пресечь эту борьбу.

    Племянник синьоры Капулетти Тибальт настроен очень воинственно. Полную противоположность ему представляет сын главы семейства Монтекки Ромео. Это мечтательный и влюбчивый молодой человек. В начале повествования он сходит с ума по очередной возлюбленной Розалине.

    У Капулетти есть единственная дочь - Джульетта. Ей еще не исполнилось четырнадцати лет, но отец Джульетты уже намерен выдать свою дочь замуж за графа Париса. Ее мать благосклонно относится к такому решению. С целью сближения молодых людей родители устраивают праздник.

    Ромео с друзьями случайно узнают о списке приглашенных, в числе которых есть и Розалина. Появление в доме заклятых врагов означает по меньшей мере скандал. В худшем случае молодых людей могут просто убить. Ромео, Бенволио и Меркуцио идут на хитрость, надевая маски.

    Тибальт узнает Ромео даже в маске. В гневе он собирается обнажить меч. Но глава семейства успокаивает его, заклиная не портить праздник. Ромео видит Джульетту и приглашает ее на танец, во время которого молодые люди целуются. Между детьми непримиримых врагов возникает настоящая любовь.

    Эта любовь безнадежна, так как нет никаких шансов на заключение перемирия между Монтекки и Капулетти. В отчаянии Ромео вечером тайно пробирается под балкон Джульетты. Девушка выходит и начинает вслух говорить о своей любви. Ромео все слышит и появляется перед любимой. Происходят взаимные признания, уверения, клятвы.

    Ромео рассказывает о своей любви монаху Лоренцо и просит обвенчать себя с Джульеттой. Брат Лоренцо соглашается, он надеется таким путем прекратить многолетнюю вражду. Ромео встречается с Джульеттой в келье брата Лоренцо. Монах проводит обряд венчания.

    На улицах города происходит случайная встреча Меркуцио и Бенволио с Тибальтом. После взаимных оскорблений завязывается вооруженная схватка. Подоспевший Ромео пытается разнять противников и бросается между ними. Тибальт пользуется этим и наносит Меркуцио смертельный удар. Ромео в отчаянии. Породнившись с Капулетти, он стал причиной смерти верного друга. В порыве мести Ромео убивает Тибальта и скрывается. На месте убийства появляется герцог Эскал. Выслушав все свидетельства, он приговаривает Ромео к изгнанию из Вероны.

    Брат Лоренцо всей душой сочувствует молодому человеку. Он успокаивает его и советует на время укрыться в Мантуе. Перед тем, как отправиться в путь, Ромео в последний раз встречается с Джульеттой. Влюбленные клянутся друг другу хранить верность.

    Родители замечает подавленное состояние дочери. Они думают, что оно вызвано смертью брата - Тибальта. Отец сообщает Джульетте, что через три дня состоится ее свадьба с Парисом. На отчаянные возражения он грубо отвечает, что в случае отказа изгонит Джульетту из дома. Такую же позицию занимает ее мать.

    Джульетта обращается за помощью к брату Лоренцо. Монаху жаль влюбленных, он разрабатывает план по их спасению. Лоренцо дает Джульетте зелье, которое на два дня погрузит ее в глубокое оцепенение, подобное смерти. К моменту пробуждения девушка уже будет в склепе, откуда ее заберет Ромео.

    Поначалу план удается. Все уверены, что Джульетта умерла. Ее тело помещают в фамильный склеп. Но посланник Лоренцо не смог добраться до Ромео. Молодой человек тоже убежден в смерти любимой. В отчаянии он покупает яд и, чтобы последний раз взглянуть на Джульетту, проникает в склеп. В это же время туда направляется Парис с целью возложить цветы. Соперники встречаются, и Ромео убивает Париса. Взглянув на бездыханную Джульетту, он выпивает яд и падает замертво. Девушка приходит в себя и видит мертвого мужа. Поцеловав Ромео, она закалывает себя кинжалом. Лоренцо приходит слишком поздно.

    В склеп врываются представители обоих семейств во главе с герцогом. После допроса слуг и монаха Эскал с горечью говорит, что виной всему многолетняя вражда. Главы семейств с опозданием заключают мир.

    Отзыв о произведении. Бессмертная трагедия Шекспира до сих пор с успехом идет на лучших сценах мира. Причина ее популярности заключается в разработке актуальной для любой эпохи темы любви и верности, символами которых стали Ромео и Джульетта.

    Действующие лица:

    Эскал, князь веронский
    Граф Парис, молодой человек, родственник князя
    Монтекки
    Капулетти - главы двух враждующих домов
    Дядя Капулетти
    Ромео, сын Монтекки
    Меркуцио, родственник князя, друг Ромео

    Бенволио, племянник Монтекки, друг Ромео
    Тибальт, племянник леди Капулетти
    Брат Лоренцо
    Брат Джованни - францисканские монахи
    Балтазар, слуга Ромео
    Самсон
    Грегорио - слуги Капулетти
    Петр, слуга кормилицы
    Абрам, слуга Монтекки
    Аптекарь Паж Париса
    Леди Монтекки, жена Монтекки
    Леди Капулетти, жена Капулетти
    Джульетта, дочь Капулетти
    Кормилица Джульетты

    Место действия - Верона и Мантуя

    Входит Хор и объявляет:

    Две равно уважаемых семьи
    В Вероне, где встречают нас событья,
    Ведут междоусобные бои
    И не хотят унять кровопролитья.
    Друг друга любят дети главарей,
    Ho им судьба подстраивает козни,
    И гибель их у гробовых дверей
    Кладет конец непримиримой розни.
    Их жизнь, любовь и смерть и, сверх того,
    Мир их родителей на их могиле
    На два часа составят существо
    Разыгрываемой пред вами были.

    Акт I

    На площади Вероны Самсон и Грегорио, вооруженные мечами и щитами, готовятся «не осрамиться» перед «шавками Монтекки». Завидев Абрама и Балтазара, Самсон и Грегорио начинают задирать их, Самсон демонстративно призывает товарища показать свой «молодецкий удар». Появляется Бенволио. Он приказывает слугам спрятать оружие и разойтись. Однако Тибальт, заметив Бенволио, заявляет, что ему «ненавистен мир и слово “мир”». Бенволио и Тибальт дерутся на шпагах. Приверженцы обоих домов присоединяются к дерущимся. На площадь выходят главы обоих враждующих семейств с женами. Они громогласно оскорбляют друг друга. Вмешивается князь. Он останавливает «изменников, убийц тишины», приказывает «бросить шпаги из бесславных рук» и велит Монтекки и Капулетти явиться к нему для дачи показаний.

    Леди Монтекки обеспокоена состоянием сына. Она спрашивает Бенволио, почему Ромео ищет уединения, избегает общения с родителями, не отвечает на вопросы. Бенволио обещает выведать у друга его тайну.

    Бенволио узнает от Ромео, что тот безответно влюблен в Розалину. «Красавица, она свой мир красот нетронутым в могилу унесет», потому что дала обет безбрачия. Бенволио советует другу: «Дай волю и простор своим глазам - другими полюбуйся».

    Капулетти рассказывает Парису, что князь оштрафовал его и Монтекки. Парис сватается к Джульетте, но пока Капулетти отвечает на его предложение уклончиво: «Ведь дочь моя совсем еще ребенок, ей нет еще четырнадцати лет». Он советует Парису «столковаться» с Джульеттой, и тогда через два года отец объявит ее невестой Париса. Капулетти приглашает Париса вечером к себе на праздник, где будет «богатый съезд, как звезды ночи, блещущих невест». Там молодой человек беспристрастно сможет оценить красоту Джульетты.

    Слуга, которому приказано обойти со списком всех гостей Капулетти, случайно встречает на улице Ромео и Бенволио и просит их прочесть ему имена и адреса приглашенных (слуга неграмотен). Ромео видит в списке Розалину и решает во что бы то ни стало проникнуть под чужим именем на бал, чтобы поглядеть на свою возлюбленную. Бенволио разделяет стремления своего друга, но преследует при этом другую цель: «У Капулетти будут на балу виднейшие красавицы Вероны». Стало быть, Ромео сможет сравнить Розалину с другими девушками, и Бенволио уверен, что друг тут же забудет свою печаль.

    Леди Капулетти объявляет Джульетте, что за нее посватался молодой Парис. Кормилица и мать в один голос на все лады расхваливают жениха - «не человек, а картинка», «цветок, каких Верона не видала». Мать советует Джульетте как следует присмотреться к Парису на балу, постараться узнать его получше. Джульетта покорно соглашается, чтобы доставить родителям удовольствие.

    Ромео, Меркуцио и Бенволио с несколькими ряжеными и факельщиком стоят перед воротами дома Капулетти. Ромео по-прежнему сетует на свою несчастную долю, на то, что «под бременем любви» к Розалине он «подгибается». Ему кажется, что он идет в гости не к добру, так как накануне он видел дурной сон. Меркуцио уверяет друга, что сны - «галиматья... плоды бездёлицы-мечты и спящего досужего созданья». Однако Ромео не по себе:

    ...Неведомое что-то,
    Что спрятано пока еще во тьме,
    Ho зародится с нынешнего бала,
    Безвременно укоротит мне жизнь
    Виной каких-то страшных обстоятельств...

    Ромео, Бенволио и Меркуцио в масках входят в залу, где танцуют гости Капулетти. Ромео видит среди танцующих Джульетту, не может отвести от нее глаз, спрашивает слугу, кто эта девушка, но слуга не может дать ответ. Ромео не знает, что перед ним - дочь Капулетти, заклятого врага его семейства. Ромео моментально забывает Розалину, забывает свои несчастья и сетования.

    Переодетый монахом, Ромео подходит к Джульетте, целует девушку, она целует его в ответ. Ромео узнает у кормилицы, что Джульетта - хозяйка дома. Он потрясен, но не может бороться со страстью, которая охватила его. FoMeo не намерен отступиться от Джульетты только потому, что она - Капулетти. Когда сама Джульетта узнает, кто поцеловал ее на балу и кто так понравился ей, она прекрасно понимает, что в глазах ее родителей - «Ромео не жених».

    Акт II

    Чувство всепоглощающей любви обуревает молодую пару. И Ромео и Джульетта не могут думать ни о чем, кроме как друг о друге. Ромео, прокравшись в сад Капулетти, ждет, когда Джульетта покажется на балконе своей комнаты, чтобы еще раз взглянуть на ту, что потрясла его воображение.

    ...Джульетта, ты как день!
    Стань у окна, убей луну соседством;
    Она и так от зависти больна,
    Что ты ее затмила белизною.
    Оставь служить богине чистоты.
    Плат девственницы жалок и невзрачен.
    Он не к лицу тебе. Сними его.
    О милая! О жизнь моя! О радость!

    Джульетта появляется на балконе. He видя своего возлюбленного, девушка разговаривает вслух сама с собой. Ей жаль, что Ромео косит фамилию Монтекки, она мечтает, чтобы он отрекся от семьи pi л и сделал ее своей женой, чтобы ей не быть больше Капулетти. Ведь имя не главное, главное - сам человек: «Ромео под любым названьем был бы тем верхом совершенств, какой он есть».

    Ромео снизу отвечает, что ради любимой он примет новое крещение. Его любовь не остановят ни высокая ограда, ни враждебность родных Джульетты. Для него лучше «смерть от их ударов, чем долгий век без нежности» Джульетты.

    Джульетта просит юношу не лгать ей, не давать пустых клятв.

    Конечно, я так сильно влюблена,
    Что глупою должна тебе казаться,
    Ho я честнее многих недотрог,
    Которые разыгрывают скромность...
    Прости за пылкость и не принимай
    Прямых речей за легкость и доступность...
    Мне неподвластно то, чем я владею.
    Моя любовь без дна, а доброта -
    Как ширь морская. Чем я больше трачу,
    Тем становлюсь безбрежней и богаче.

    Джульетта просит Ромео, если он «решил жениться не шутя», на следующий день сообщить ее служанке, когда и где состоится венчание. Влюбленные долго не могут расстаться. Неоднократно простившись, они вновь и вновь возвращаются друг к другу. Наконец Джульетта, которую настойчиво зовет кормилица, исчезает.

    Брат Лоренцо приносит в келью корзину сонной травы, из которой будет готовить целебное зелье. Он рассуждает о том, что на свете все имеет смысл и все необходимо, ибо все создано землею, «праматерью всех пород»:

    Какие поразительные силы
    Земля в каменья и цветы вложила!
    На свете нет такого волокна,
    Которым не гордилась бы она,
    Как не отыщешь и такой основы,
    Где не было бы ничего дурного.
    Полезно все, что кстати, а не в срок -
    Все блага превращаются в порок...
    Так надвое нам душу раскололи
    Дух доброты и злого своеволья.

    К Лоренцо приходит Ромео, просит монаха как можно быстрее обвенчать его с Джульеттой. Лоренцо подшучивает над тем, как быстро Ромео позабыл о Розалине. Ho у юноши готов ответ: он предпочел Розалине Джульетту, потому что «та злобилась, а эта - доброта». Лоренцо соглашается исполнить просьбу юноши, потому что в браке Ромео и Джульетты ему видится «развязка меж-доусобья» Монтекки и Капулетти.

    Ромео встречает Бенволио и Меркуцио. Te недоумевают, куда исчез их друг накануне вечером, когда они договорились после бала у Капулетти уходить вместе. Ромео отвечает уклончиво; он еще не находит сил поведать друзьям обо всем, что с ним произошло за вчерашний вечер.

    Появляется кормилица. Ей надо поговорить с Ромео с глазу на глаз по поводу венчания. Ромео передает через нее Джульетте, чтобы та под любым предлогом пришла к полудню на исповедь к монаху Лоренцо, который согласился обвенчать влюбленных.

    Джульетта с нетерпением ждет в саду кормилицу. Она считает минуты до прихода няни, ругает ее за медлительность. Кормилица передает ей слова Ромео, рассказывает и о том, что ночью муж придет к Джульетте по веревочной лестнице.

    Брат Лоренцо совершает свадебный обряд над Ромео и Джульеттой. Ромео просит Джульетту найти слова, чтобы выразить чувства, которые переполняют его. Джульетта отвечает:

    Богатство чувств чуждается прикрас,
    Лишь внутренняя бедность многословна.
    Любовь моя так страшно разрослась,
    Что мне не охватить и половины.

    Акт III

    По площади идут Меркуцио, Бенволио, паж и слуги. Бенволио уговаривает Меркуцио пойти домой: он предчувствует, что сегодня им не избежать неприятностей, потому что «повсюду Капулетти». Ho пока они препираются, появляется Тибальт. Он цепляется к Меркуцио, задирает его. Вспыхивает ссора. Бенволио изо всех сил старается предотвратить конфликт, предлагает уединиться, обсудить возникшие «вопросы» с «холодною душой» и разойтись.

    Ho тут Тибальт видит Ромео. Ни за что на свете он не согласен уйти без драки. Ромео (который теперь родственник Тибальта) спокойно объясняет, что не хочет ругаться с ним, что готов простить его «слепую злобу», предлагает расстаться друзьями. Меркуцио, который пока не в курсе факта женитьбы Ромео, с презрением заявляет, что должен кровью смыть позор Ромео (примиренческие настроения Ромео кажутся Меркуцио позором).

    Меркуцио обнажает шпагу и бросается на Тибальта. Ромео всеми способами пытается разнять дерущихся, бросается между ними. Из-под руки Ромео Тибальт ранит Меркуцио и скрывается со своими сообщниками.

    «Чума возьми семейства ваши оба!» - восклицает умирающий Меркуцио. Бенволио уводит его прочь. Ромео чувствует свою вину за то, что его друг и родственник князя так опасно ранен из-за него, в то время как сам Ромео «молча снес смертельную обиду» - публичное оскорбление от Тибальта, человека, который час назад стал ему родным.

    Бенволио подходит к Ромео и объявляет ему, что Меркуцио скончался. Торжествующий Тибальт возвращается. Ромео бросается на него, чтобы отомстить за умершего друга, убивает Тибальта и бежит прочь.

    Вбегают горожане, князь, Монтекки, Капулетти и их ясены. Бенволио рассказывает князю, что произошло. Леди Капулетти рыдает над трупом племянника, требует справедливости и мщения. Князь, чьи родственные чувства тоже пострадали (Меркуцио - его родственник), повелевает немедленно выслать Ромео из города. Рассерженный князь налагает на Монтекки и Капулетти, чей раздор окончательно надоел ему, огромный штраф. Если же Ромео вновь появится в Вероне, князь распоряжается казнить его.

    В саду Капулетти Джульетта ждет вечера, когда она вновь увидит Ромео:

    Ведь любящие видят все при свете
    Волненьем загорающихся лиц.
    Любовь и ночь живут чутьем слепого.
    Прабабка в черном, чопорная ночь,
    Приди и научи меня забаве,
    В которой проигравший - в барыше,
    А ставка - непорочность двух созданий.
    Скрой, как горит стыдом и страхом кровь,
    Покамест вдруг она не осмелеет
    И не поймет, как чисто все в любви.

    Кормилица рассказывает Джульетте, что Тибальт убит, а Ромео изгнан. Вначале Джульетта принимается корить Ромео, «дракона в обворожительном обличье», «ничтожество с чертами божества» за убийство двоюродного брата. Кормилица подхватывает ее причитания:

    ...В мужчинах нет ни в ком
    Ни совести, ни чести. Все притворство
    Пустое обольщенье и обман.

    Тут Джульетта, словно очнувшись, одергивает себя. Ее любимый «для позора не рожден», он прекрасный человек, чистый, искренний, а бранить мужа - низость со стороны жены. Для нее страшнее всего - не смерть двоюродного брата. Ho если бы что-то плохое случилось с Ромео, жизнь Джульетты омрачилась бы навсегда. Ей нестерпима мысль об изгнании любимого. Кормилица обещает найти Ромео (он скрывается у Лоренцо в монастыре) и привести его к Джульетте.

    Брат Лоренцо уговаривает Ромео незаметно уехать из города, переждать, пока гнев князя пройдет. Ho Ромео глух ко всем его убеждениям. Он хочет мчаться к Джульетте, он бредит ею, без нее ему нет жизни.

    Кормилица приходит в келью Лоренцо, извещает Ромео о том, что Джульетта жаждет видеть его. Ромео в порыве благородства отрекается от своих родных и выхватывает шпагу, чтобы заколоть себя (потому что он доставил Джульетте столько страданий). Брат Лоренцо останавливает юношу, бранит его за слезливость и слепоту поступков, за то, что Ромео ругает свой род.

    Лоренцо напоминает, что Ромео следовало бы бога благодарить за свое счастье. Он не убит Тибальтом, его любит и ждет Джульетта. Брат Лоренцо советует Ромео потихоньку отправиться к Джульетте ночью, а утром, до обхода стражи, вернуться и немедленно отбыть в Мантую, пока не представится удобный случай обнародовать их брак и примирить семьи Монтекки и Капулетти. Лоренцо обещает регулярно посылать Ромео в Мантую известия о Джульетте со своим слугой.

    Джульетта все время плачет, потому что Ромео изгнан. Родители же решают, что дочь убивается по покойному Тибальту. Отец полагает, что Джульетту надо чем-то отвлечь от горестных мыслей. Парис, появившись в траурный день (похороны Тибальта) в доме Капулетти, напоминает о своем сватовстве. Сам Капулетти обещает Парису руку Джульетты, назначает свадьбу на ближайший четверг (т. е. через три дня) и распоряжается уведомить о грядущем торжестве дочь.

    На рассвете Ромео собирается уходить из комнаты Джульетты. Влюбленные не в силах расстаться. Ромео обещает посылать жене известия с чужбины, призывает ее надеяться на лучшее, уверяет, что муки разлуки послужат им потом воспоминанием. Джульетту терзают недобрые предчувствия. Ромео исчезает.

    Леди Капулетти объявляет дочери, что через три дня у нее свадьба с Парисом. Джульетта горько плачет, объясняя свою тоску болью утраты Тибальта. Мать обещает расквитаться с убийцей Тибальта (т. е. с Ромео), через верных людей подмешать ему отраву в пищу. Джульетта вызывается сама составить яд, а за Париса идти замуж отказывается.

    Появляется Капулетти. У него не укладывается в голове, как осмелилась дочь ослушаться его, как могло ей быть «не очевидно, во сколько раз жених знатнее», и не гордиться выбором родителей. Отец грубо ругает Джульетту. Его буквально сводит с ума то, что его многолетние хлопоты по поиску для дочки достойного жениха не увенчались благодарностью и неускоснительным послушанием с ее стороны. Капулетти грозит выгнать Джульетту из дома, лишить куска хлеба и дает ей на размышления два дня. Джульетта умоляет мать заступиться за нее и отложить брак хотя бы на месяц, но мать непреклонна. Родители уходят.

    Джульетта плачет на руках у кормилицы. Ta советует ей плюнуть на мужа и выйти замуж за Паркса, потому что «новый брак затмит своими выгодами прежний», а «нынешний муж в такой дали, что это - как покойник, та же польза». Сообразив, что кормилица ей больше не союзница, Джульетта посылает ее к родителям: просить, чтобы те отпустили Джульетту к исповеди в келью брата Лоренцо.

    Парис является к Лоренцо, назначает свое венчание с Джульеттой на четверг. Лоренцо пытается отговорить молодого графа от поспешного брака под предлогом того, что ему «невестин образ мыслей неведом». У Лоренцо Парис сталкивается с Джульеттой, называет ее супругой. Джульетта, прямо не отказываясь от брака, тем не менее на вопросы Париса не отвечает и всячески избегает общения с ним.

    Оставшись наедине с Лоренцо, Джульетта просит его предпринять что угодно, лишь бы отвратить ее от ненавистного брака и помочь воссоединиться с Ромео. Лоренцо велит ей идти домой, дать отцу согласие на свадьбу, а в среду вечером выпить перед, сном склянку снадобья, которое дает ей Лоренцо. Оно погрузит Джульетту в такой глубокий сон, который будет неотличим от смерти. Родные похоронят ее в семейном склепе в гробу без крышки (такова фамильная традиция Капулетти). Тем временем Лоренцо вызовет Ромео и вместе с ним придет в склеп. Через сорок два часа Джульетта проснется, и Лоренцо устроит им с Ромео побег. Джульетта бесстрашно берет склянку и обещает в точности выполнить его инструкции.

    Под предлогом, что ей надо как следует помолиться перед свадьбой, вечером в.среду Джульетта уговаривает кормилицу оставить ее на ночь в спальне одну. При мысли о том, что монах мог дать ей выпить настоящий яд, Джульетту «пронизывает легкий холод, и ужас останавливает кровь». Ей мерещится Тибальт, который насаживает Ромео на шпагу. Джульетта пьет яд «за здоровье Ромео» и падает на постель без дыхания.

    Утром в доме Капулетти идут активные приготовления к свадьбе. Наконец кормилица отправляется будить юную невесту, ко возвращается в слезах. Весть о смерти Джульетты разносятся по дому. Капулетти в отчаянии. Появляется Лоренцо, который готовился «венчать Джульетту и Париса», ко теперь будет отпевать ее, а праздничный обед «на похоронный церемониал пойдет».

    Акт V

    Балтазар приносит Ромео в Мантую весть о том, что Джульетта умерла и лежит в фамильном склепе. Лоренцо отдал письмо для Ромео, в котором он объяснял, что Джульетта еще очнется ото сна, брату Джованни, но тому оказалось не с кем отправить письмо в Мантую.

    Ромео немедленно собирается в Верону. Жить без Джульетты Ромео не хочет, но стремится увидеть ее перед кончиной, хоть и мертвую. Перед отъездом его посещает аптекарь. Он приносит Ромео по его просьбе яд, один глоток которого убивает человека мгновенно и без мучений.

    Лоренцо узнает от брата Джованни, что его письмо к Ромео не было отправлено. Брат Лоренцо поспешно пускается к склепу Капулетти, по-тому что «с минуты на минуту Джульетта может встать». Лоренцо решает укрыть ее у себя в келье, а пока все же написать Ромео и вызвать его из Мантуи. Лоренцо не знает, что Балтазар уже побывал в Мантуе, и Ромео мчится по направлению к Вероне,

    К гробнице Капулетти приходит Парис со своим пажем, Парис прощается со своей несостоявшейся супругой, убирает ее гроб цветами. Заслышав шаги, Парис прячется.

    Появляются Ромео с Балтазаром. Ромео отсылает Балтазара прочь, объясняя, что хочет снять с пальца жены дорогой перстень. Однако Балтазар на всякий случай прячется в кустах неподалеку, чтобы в случае чего прийти на помощь, поскольку вид Ромео страшен.

    Парис останавливает Ромео, арестовывает его (Ромео не имеет права быть в Вероне). Ромео пытается избежать конфликта, объясняет, что «сам готовит над собой расправу». Ho Парис стоит на своем. Они начинают драться, и Ромео убивает Париса. Паж бросается звать караул. Ромео вносит Париса, по его предсмертной просьбе, в склеп Джульетты,

    Оставшись наедине с Джульеттой, Ромео рыдает над ее бездыханным телом:

    Любовь моя! Жена моя! Конец
    Хоть высосал до дна твое дыханье,
    He справился с твоею красотой...
    Прости меня! Джульетта, для чего
    Ты так прекрасна?..

    Ромео приникает губами к лицу Джульетты, чтобы «запечатлеть долгим поцелуем со смертью свой бессрочный договор». Ромео пьет яд за свою любовь и умирает.

    В гробницу входит брат Лоренцо. Он уже знает от Балтазара, что Ромео приехал в Верону, не получив известий от него. Лоренцо видит у гроба Джульетты Ромео и Париса. Он не сразу находит «ключ к разгадке этой».

    Джульетта пробуждается. Лоренцо с горечью объясняет ей, что злая сила предупредила его действия. Он не сдержал своего обещания. Ромео мертв. Лоренцо торопит Джульетту, уговаривает ее покинуть склеп. Он готов помочь несчастной принять монашеский постриг.

    Джульетта отказывается выходить из склепа. Лоренцо уходит. Джульетта видит, что склянка, из которой Ромео выпил яд, пуста. Она целует мужа в губы, надеясь, что хоть капля яда осталась на его устах. Джульетта слышит чьи-то голоса. Это подходят к склепу сторожа, вызванные пажом Париса. Джульетта хватает кинжал Ромео и закалывает себя.

    К склепу приходят, кроме сторожей, князь и Монтекки с Капулетти. Они устраивают пристрастный допрос Балтазару и Лоренцо.

    Лоренцо рассказывает князю, в чем была истинная причина гибели молодых отпрысков семейств Монтекки и Капулетти. Жена Монтекки тоже умерла: она не вынесла разлуки с сыном. Князь с укором обращается к главам враждующих семейств:

    Где вы, непримиримые враги,
    И спор ваш, Капулетти и Монтекки?
    Какой для ненавистников урок,
    Что небо убивает вас любовью!

    Капулетти и Монтекки на могиле детей пожимают друг другу руки, договариваются, что установят из чистого золота памятник Ромео и Джульетте. Все удаляются, чтобы вместе скорбить. По словам князя, «повесть о Ромео и Джульетте останется печальнейшей на свете».

    
    Top