Преступление и наказание способ выражения авторской позиции. Сочинение Достоевский Ф.М

Позиция Ф.М.Достоевского задана самим названием романа — «Преступление и наказание»..

Причем сама произведения определяет отношение автора к названным понятиям, поскольку:

  • Лишь одна часть произведения посвящена преступлению,
  • А целых пять — наказанию.

Авторская позиция Достоевского в романе «Преступление и наказание»

«Он был задавлен бедностью»,

— скажет он, чтобы объяснить состояние души . Такая же задавленность характерна и для семьи Мармеладова. Трагична судьба самого отца семейства, гибнущего под колесами щегольской коляски, и его жены, Катерины Ивановны, умирающей от чахотки.
Вместе с героем автор-писатель возмущен сценой на бульваре

«Ах, жаль- то как! Совсем еще ребенок. Обманули как раз.».

Весь мир униженных и оскорбленных вопиет о несправедливости, о необходимости социальных перемен. Авторская позиция здесь ясна.

Отношение Достоевского к теории главного героя

Не менее явно выражена эта позиция и по отношению к теории Раскольникова.

Автор судит героя не по юридическим законам, а по законам нравственным. Всей Достоевский говорит о том, что деление на «право имеющих» и «тварей дрожащих» неверно, даже пагубно. Ложности теории не выносит и душа героя. Раскольников, убив старуху и Лизавету, «себя убил». Путь воскресения героя в покаянии, в возвращении к христианским заповедям.

Выбор Родиона, человека доброго, совестливого, сострадающего ближнему, говорит о том, что автор считает: теория может подчинить себе не только плохого человека (по таким же законам живет, например, Свидригайлов), но и человека по сути своей неплохого.

Таким образом, Достоевский открыто заявляет, что рассудочные теории вредны и тем, что они имеют удивительную власть над своим создателем, и тем, что они, как правило, не учитывают многомерность и многообразие жизни.

Проводником позиции автора в романе «Преступление и наказание» становится . Основа ее жизни — жертвенность во имя ближнего и христианское смирение. Близость судьбы героев (она тоже преступила закон, только в отношении самой себя) показывает их различие в нравственном отношении к жизни.

«Это человек-то — вошь?»

— восклицает Сонечка. Достоевский и его героиня уверены, что счастье нельзя построить на страдании других людей.

Только жертвенность и христианские заповеди при любой ситуации сохраняют человека в человеке.

Человек же, обрекший себя на падение в ад, даже преследуя благие цели, оказывается отрезанным от других людей. Так чувствует себя Родион Раскольников не только после убийства, но и на каторге, пока не доходят до него слова Евангелия.

Катастрофичность теории Раскольникова показана Достоевским и в последнем сне героя, где осуществление его теории доведено до вселенских масштабов. Именно и Евангелие становятся последней каплей в возрождении героя. Само возрождение Родиона, считает автор, сопряжено с трудностями, почти с подвигом.

» Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом…»

Наша презентация

И все же у автора нет готовых рецептов преобразования жизни. Раскрывая сокрытую даже от самого человека сущность его, Достоевский показывает глубины человеческой психики, возможные глубины его падения и возвышения. Писатель ощущает современную ему действительность как кризис человечности, взывающей о возрождении высшего нравственного идеала.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. Мазневой О.А. (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Я предлагаю коллегам конспект нестандартного урока литературы в 10 классе. Он будет интересен и для педагогов, и для учащихся, так как сложный во всех отношениях роман Достоевского требует особого подхода к изучению и рассмотрению. Конечно, для качественного проведения такого урока требуется прочтение текста романа всеми учащимися

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Цели:

  1. Выработка навыков аналитической работы над прозаическим текстом большой формы.
  2. Пополнение словарного запаса лексикой философского характера.
  3. Воспитание гуманизма, милосердия, стремления быть полезным людям, неприятия унижения человеческого достоинства.

Оборудование:

  1. белый и чёрный цилиндры:
  2. романы Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы»;
  3. опорная схема по роману.

Столы расположены полукругом. В центре – учитель, расположившейся за тумбой.

Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности.

Учитель зачитывает эпиграф урока:

Живи и помни:

Жизнь коротка,

Не делай того,

Что греховным считается.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о людях и их поступках, о добре и зле, о любви и ненависти, о грехе и праведности, о преступлении и наказании. Всё это позволил нам сделать великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». А сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как ко всем этим нравственным категориям относился писатель. Чтобы мы могли общаться с вами по принципу «глаза в глаза», я пригласила вас в древний амфитеатр, но не бой гладиаторов, а на заседание Совета старейшин. Итак, первое заседание объявляется открытым.

Звучат фанфары.

Учитель: Первый этап нашего заседания я предлагаю считать разминкой.

Учитель предлагает классу четыре вопроса.

Отвечает любой ученик.

2. Разминка:

Вопрос № 1. Почему роман «Преступление и наказание» одновременно роман-исследование и роман-предупреждение?

Ответ: В этом романе Достоевский задаёт множество вопросов, на которые сам и отвечает: почему убил, почему признался, почему воскрес. Перед нами Достоевский – психолог человеческих душ. На протяжении всего романа автор пытается доказать, что нельзя загонять человечество в счастье железной рукой и что любое преступление должно быть наказано.

Вопрос № 2 . За годы своей жизни Достоевский сменил много квартир, и большинство из них были угловыми. Там же живут его герои. Почему?

Ответ: Достоевский очень настороженно относился к людям. Травма, перенесённая им в детстве, непростые взаимоотношения в семье, социальные проблемы общества – всё это в какой-то степени отложило отпечаток на психику писателя. Он предпочитал жить подальше от суеты, чужих глаз, создавая свой, закрытый для других мир. Это свойственно и его героям.

Вопрос № 3. Для понимания данного романа, творчества писателя в целом и гражданской позиции Достоевского необходимо представить образ Петербурга, который помогает писателю передать душевное состояние его героев, особенно Раскольного. Найдите сцену возвращения героя от Разумихина. Почему красота города угнетает Раскольникова?

Ответ: По мнению Достоевского, Петербург глух и нем к страданиям человеческим. К тому же писателя угнетало то, что на город, в котором жили он и его герои, огромное влияние оказывал Запад.

Вопрос № 4 . Достоевский долго думал, как назвать своего героя. Он перебрал много вариантов, но от имени Пётр отказался сразу. Почему?

Ответ: Достоевский ненавидел это имя по 3 причинам: а) Пётр-анархист, он против Бога; б) Пётр-нигилист, а Достоевский всегда был против революции; в) Пётр – имя, которое он дал своему отрицательному герою – Петру Петровичу Лужину, так как считает, что это имя – олицетворение жестокости, например, Пётр I.

Учитель: Итак, позади разминка, и мы выяснили, как относится автор к своему роману, к Петербургу и имени Пётр. Достоевский считает, что в главное зло в мире – это деньги. Именно они стали причиной трагедий, происходящих в романе. Несчастны и нищи положительные герои романа, из-за них идёт на убийство Раскольников, за деньги продаёт себя Соня Мармеладова, чтобы выжить, соглашается на замужество Дуня. Достоевский в романе не раз упоминает о деньгах и делает это не случайно. Почему? Мы поймём это после того, как примем участие в аукционе цен.

3. «Аукцион цен»

  1. Сколько стоит обмундирование титулярного советника Мармеладова?

Ответ: 11 рублей 50 копеек.

  1. Какое жалование получал Мармеладов?

Ответ: 23 рубля 40 копеек.

  1. Сколько стоит рюмочка водки (полуштоф) или бутылка минеральной воды?

Ответ: 30 копеек.

  1. Во сколько обошлись Катерине Ивановне поминки Мармеладова?

Ответ: 10 рублей.

  1. Сколько стоит урок, которым подрабатывали студенты типа Раскольникова?

Ответ: 20 копеек

Вывод делает ученик: Цены аукциона – свидетельство того, что рабский труд людей и жизнь простого человека в России 60-х годов 19 века стоили гроши, на которые невозможно было жить по-человечески. Достоевский презрительно относится к деньгам, ради которых люди готовы так низко пасть. При этом писатель сочувствует несчастным, понимая, что на это их толкает жизнь и обстоятельства, в которых они оказались.

Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. Мы постепенно определяем отношение автора ко всем сторонам русской жизни и делаем это для того, чтобы к концу урока понять, как Достоевский относится к двум очень важным составным жизни: преступлению и наказанию. Ведь именно в этом и содержится основной смысл романа.

Учитель просит ассистентов вынести в центр класса два цилиндра:

Чёрный и белый. В каждом из них находятся карточки с вопросами,

Только в белом – простые вопросы, в то время как в чёрном – сложные.

Отвечающий вправе выбрать вопрос по мере сложности и, естественно, он понимает, что от сложности вопроса зависит оценка его ответа.

Вопросы чёрного цилиндра:

  1. Какое историческое событие произошло на том канале, где произошло убийство старухи-процентщицы Раскольниковым?

Ответ: покушение на Александра II

  1. Назовите чин, должность или происхождение нижеперечисленных героев романа:

А) Катерина Ивановна – штабс – офицерская дочь;

Б) Мармеладов - титулярный советник;

В) Раскольников – студент;

Г) Разумихин – бывший студент;

Д) Порфирий Петрович – следователь;

Е) Лужин – надворный советник;

Ж) Алёна Ивановна – коллежская регистраторша, процентщица.

Вопросы белого цилиндра:

  1. Как иначе могла звучать фамилия Разумихина, если учесть способ и степень его влияния на Раскольникова?

Ответ: Вразумихин.

  1. Адрес одной из самых ненавистных квартир Достоевского.

Ответ: Петропавловская крепость.

Учитель: Мы немного отклонились от замысла нашего урока, но сделали это для того, чтобы вы могли ещё более полно представить ситуацию, сложившуюся вокруг романа Достоевского. Добро и зло, вера и безверие, праведность и грех. Что эти нравственные категории значат для самого Достоевского, ведь о них так часто идёт речь в романе? Давайте сейчас поговорим об этом посредством сравнения романа «Преступление и наказание» с романом «Бесы».

Это задание было дано предварительно самым сильным ученикам в классе.

1 ученик: Главные герои романа – Ставрогин и Верховенский – ведут разговор о вреде собственного мнения. Именно тогда Верховенский говорит Ставрогину: «Я ваш червяк!», чем демонстрирует свою привязанность и зависимость от этого человека.

Эта сцена создана автором для того, чтобы показать, что Ставрогин стремится подняться над людьми. Он создаёт идею, и оба героя начинают по ней жить. Верховенский жаждет власти. Он предлагает убийство, и Ставрогин соглашается. Верховенский – реализатор бредовых идей Ставрогина. Они оба презирают людей. Это бесы, несущие идею разрушения.

В роман звучит фраза: «Если Бога нет…». Её произносят герои, но не Достоевский. Писатель считает, что человек не может быть выше Бога, а значит не может создавать какие-то жуткие философии и теории и свято им следовать.

2 ученик: Совершенно верно. Раскольников тоже создал теорию: тварь ли я дрожащая или право имею. Как и Наполеон, которого идеализировал герой, он считает, что в жизни существует право одному иметь преимущество над другими. Достоевский утверждает, что добро и зло – критерии человеческой натуры. Нет в душе Бога – нет ничего человеческого, нет чести, долга, совести. И Ставрогин, и Верховенский, и Раскольников идут именно этим путём. Но Раскольникову повезло: рядом с ним появилась Соня Мармеладова. Я считаю, что это любимый персонаж Достоевского. «Станьте солнцем, и вас заметят…» - это жизненный выбор не только Сони, но и самого писателя. Бог – спасение, это очищение от скверны и ужаса. Революция – красное зарево – это гибель человечества.

Учитель: Действительно, идея Бога – основа жизни Достоевского. Бог – это не символ. Бог есть любовь.

Завершая разговор об авторской позиции в романе «Преступление и наказание», я предлагаю вам вынести вердикт, который позволит сформулировать эту позицию наиболее полно и чётко. На доске записано начало 7 фраз. Ваша задача – завершить начатое. Чтобы вам было легче, первой начну я.

  1. Выводы – выработка вердикта.
  1. Достоевский убеждён: самое мучительное наказание для человека – это…утрата им глубинной сути, того, что составляет неотъемлемое свойство его природы – свободу;
  2. Достоевский считает, что в своих преступлениях, в первую очередь, виноват сам …

Раскольников, но писатель не снимает вины и с общества, жестокого и равнодушного к человеческим страданиям;

  1. Достоевский просит: не убий, иначе… убьёшь в себе человека;
  2. Достоевский настаивает: возлюби… ближнего своего, и он ответит тем же;
  3. Достоевский напоминает: за каждым преступлением… следует наказание;
  4. Достоевский утверждает: нельзя загнать… человечество в счастье железной рукой.

5. Обобщение.

Учитель: По-моему, теперь ясно, что каждая строчка романа «Преступление и наказание» пронизана болью за всё человечество и за каждого человека в отдельности. Достоевский-гуманист верил в людей и надеялся, что разум восторжествует, что любовь и вера в Бога победят преступление, эгоизм, кровопролитие. Завершая разговор об авторе и его романе, хочется попросить Вас помнить об этом и не преступать непреложный закон нравственности: оставайтесь людьми в любой ситуации. Именно этому учит нас Достоевский.

  1. Итоги урока.
  2. Домашнее задание.

1 гр. – формулировка тем по роману Достоевского «Преступление и наказание»;

2 гр. – размышление на тему «Как бы поступил я, оказавшись на месте Раскольникова?»;

3 гр. – ответ на вопрос «Кто из героев романа мне ближе и почему?»


И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал...

А. С. Пушкин

«Преступление и наказание» считается одним из самых социально направлен-ных романов Ф. М. Достоевского. Писатель убедительно показывает, что капита-лизм создает большую пропасть между бедными и богатыми, разъединяет людей. Вот почему Достоевский исследует важную этическую проблему — проблему оди-наковой ценности всех людей при их фактическом неравенстве.

Бедный студент Раскольников, стремясь помочь всем людям, выдвигает теорию о праве сильной личности во имя высокой цели переступать через нравственные законы общества. И не только выдвигает, но и хочет доказать на практике себе и другим, что сам он относится к избранным. Для этого Раскольников обдумывает и совершает преступление — убивает старуху-процентщицу. Но затем начинает тер-заться муками совести и не умеет воспользоваться плодами своего злодейства.

За словами Раскольникова о благе человечества отчетливо проступает идея На-полеона — идея одного избранного, стоящего над человечеством и предписываю-щего ему свои законы. Достоевский ставит вопрос: допустимо ли, чтобы один чело-век (или группа людей) присвоил себе право быть «благодетелем человечества»? Старуха-процентщица для Раскольникова — символ зла. Достоевский описывает ее без всякой симпатии: крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с малень-ким вострым носом... Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смаза-ны маслом». Но допустимо ли ради счастья большинства уничтожить нужно мень-шинство, пусть даже единственную, никому не нужную старуху? Раскольников отвечает: да. А Достоевский всем художественным содержанием романа говорит: «нет» — и последовательно опровергает своеволие Раскольникова.

В чем же автор видит ошибочность теории Раскольникова? С точки зрения ути-литарной морали, против нее трудно возразить. Чтобы в государстве было больше счастливых людей, надо поднять общий уровень зажиточности, каждый должен обогащаться, заботиться о личной выгоде, не думая о любви к другим людям.

Равнодушие к человеческой жизни опасно и смертельно для общества, поэтому убийство должно внушать страх нормальным людям. Раскольников требует свобо-ды от этого страха для немногих избранников человечества, которые могут ради счастья людей переступить закон. Сам Родион хочет защитить униженных и ос-корбленных. Но Достоевский показывает, что если он станет человеком, которому все позволено, то неизбежно кончит презрением к этим обездоленным людям, к «тварям дрожащим». Эта теория бесчеловечна, говорит нам Достоевский. Ведь если разрешить себе убивать презренных «людишек», неизбежно встанешь на одну дос-ку со Свидригайловым, совершавшим преступления просто от скуки. Тем более, что Родион Раскольников не может до конца выдержать роль сверхчеловека — он жалеет семью Мармеладовых, пьяную девочку на бульваре, чувствует себя винова-тым перед матерью и сестрой. Судьба Свидригайлова — одна из возможных судеб Раскольникова. Недаром он приходит в полицию с повинной именно после само-убийства Свидригайлова.

Достоевский показывает, как в Раскольникове идет внутренняя борьба между совестью и разумом. Ведь он по-прежнему считает свою теорию правильной и толь-ко себя — не выдержавшим испытания. Достоевский полагал, что натура человека противится любым доводам рассудка, если они идут вразрез с ней. Действительно, хотя Раскольников и не испытывает раскаяния, он чувствует себя отрезанным от всех людей, даже от матери и сестры. Он — частица мира, которая не может почув-ствовать себя над миром. Материал с сайта

Достоевский написал свой роман после каторги, когда его революционные убеж-дения сменились религиозными. Поиски правды, обличение несправедливого уст-ройства мира, мечты о счастье человечества сочетались у него с неверием в насиль-ственную переделку мира. Он полагал, что ни при каком общественном устройстве нельзя до конца избежать зла, мир спасет не революция, а нравственное совершен-ствование каждого человека. Поэтому Раскольникова спасает Соня Мармеладова, по-могающая ему стать на путь религиозного раскаяния и очищения души через стра-дание. Только любовь, символ которой Христос, может спасти мир.

Сегодня, с высоты XXI века, мы понимаем, что и христианство, именем которо-го иногда творились страшные злодеяния, не для всех и не всегда является спасе-нием. Но мы благодарны гению Достоевского, открывшему для нас важные сторо-ны человеческой души и развенчавшему бесчеловечную теорию «вседозволенности».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • автррская позицыя преступление и наказание
  • позиция по роману преступление и наказание
  • авторская позиция преступление и наказание
  • сочинение на тему "я тебя убил, а не старушку"
  • авторская позиция в романе преступление и наказание

Многие герои Достоевского одержимы идеей поиска смысла жизни и пытаются вырваться из круга жизненных противоречий. Одержим жела нием изменить мир и Раскольников. Исследуя трагизм судьбы униженных, Достоевский старается “найти в человеке человека”, - так отмечает он в записных книжках. Это стремление автора выражается в его отношении к героям, к событиям, которые он изображает в романе. И эта позиция - взгляд прежде всего реалиста. Этот истинный реализм проявляется в глубоком психологизме повествования. Боль писателя за униженных, раздавленных жизнью людей сливается с их болью и обидой. Однако он не растворяется в своих героях, они существуют самостоятельно, независимо. Автор лишь стремится проникнуть в суть человеческого характера, обнажить те страсти, которые терзают его персонажей. Достоевский выступает как тщательный исследователь всех движений души человеческой, но делает это в разных ситуациях по-разному, никогда не выражая своей прямой оценки.
Подробно описывая все оттенки меняющегося состояния Раскольникова, Достоевский все-таки оставляет читателю возможность самому делать выводы. Очень часто в его описаниях содержатся намеки, догадки. С самой первой встречи Раскольников предстает как человек, одержимый идеей, терзаемый внутренней борьбой. Неопределенность душевного состояния героя создает ощущение напряженности. Важно, что герой даже в мыслях не называет убийство убийством, а заменяет это слово определениями “это”, “дело” или “предприятие”, что показывает, насколько душа его, пусть бессознательно, боится задуманного.
Сцена за сценой включают все новых лиц в действие. И если в начале романа автор подводит нас к теории Раскольникова намеками, потом развертывая ее в форме статьи, написанной Родионом, то по мере развития сюжета идея эта обсуждается, оценивается другими героями, подвергается сильнейшему испытанию. Раскольников, чувствуя, что погибает, мучительно ищет выхода. В нем зреет бунт, но бунт индивидуалистический, связанный с теорией, по которой сильные личности имеют право нарушать человеческие законы, даже преступая через кровь, имеют право властвовать над слабыми, которых считают “тварями дрожащими”.
Образ Раскольникова не лишен обаяния. Он честен и добр, склонен к состраданию. Беспокоится о матери, любит сестру, готов помочь несчастной обреченной девочке, которая поразила его своим видом, тревожится о судьбе Мармеладовых. Убедив себя, что смерть старухи спасет тысячи жизней, он не может сладить со своей растревоженной совестью. Душевная уязвимость обостряет страдания героя, он постепенно начинает задумываться над тем, насколько вредна его теория. Может ли сильная личность переступить закон, если обрекает себя и близких на нравственные страдания? Сначала ему казалось, что если существует право сильного, если мир, разделенный на угнетателей и угнетенных, стонет от несправедливости, то он вправе преступить законы общества. Но не смог. И не смог потому, что преступление отчуждало его от людей, потому, что не старуху убил, а принцип убил, “себя убил”. То, что Раскольников после содеянного в буквальном смысле слова заболел, ясно выражает позицию автора: убийство противно человеческой натуре. Раскольников не выдержал испытания, которому себя подверг, в этом его спасение. Потрясенный великодушием и душевной силой Сони Мармеладовой, Раскольников оказывается способным приблизиться нравственному воскрешению. Достоевский ставит вопрос, имеет ли право такая личность пойти на крайность - убить другого человека, и отвечает на него отрицательно: не может, потому что за этим обязательно следует наказание - нравственное, внутреннее страдание.

Носителем нравственного идеала Достоевского является Соня Мармеладова. Писатель считает, что человек, который жертвует собой ради спасения других людей, стоит очень высоко в нравственном отношении. Его героиня волею судьбы оказалась в крайней степени падения. Но для нас Соня - чистая, возвышенная, потому что все делает, движимая одним чувством - желанием спасти близких, даже такой ценой.
По мысли Достоевского, общественное зло может быть побеждено, если люди не будут строить счастье на несчастье других. Человек, испытывающий страдания, не будет причинять зла людям. Автор ставит проблему добра и внутренней гармонии, к которой человек может прийти через страдания.
Достоевский ставит еще одну проблему - проблему способности человека к нравственному возрождению. Раскольников, пройдя через страдания, под влиянием Сони подходит к порогу нравственного перерождения. Именно поэтому следователь, предлагая явку с повинной, спросил, верит ли он в легенду о Лазаре, которого воскресил Христос.
Позиция Достоевского по отношению к героям глубоко гуманна. Он сострадает своим героям, заступается за их право быть людьми, за право, которого лишает общество, где властвуют деньги. И, по-моему, Достоевский не видит смысла в изменении общественных условий, он ищет выход в нравственном совершенствовании своих героев, путь к счастью видит через страдания.

Роман "Преступление и наказание" называется многими критиками полифоничным, многоголосным. Полифоничность романа заключается в том, что каждый его герой выступает как отдельная, уже сформировавшая свои взгляды личность. Благодаря такой самостоятельности, они вступают в спор друг с другом и пытаются (с большей или меньшей степенью настойчивости) утвердить за своей идеей право на существование. Примечательно то, что голос автора не выделяется из общего хора в романе, а звучит наравне со всеми. Только герои Достоевского

В первую очередь стоит отметить, что в романе отсутствует традиционное испытание любовью. Конечно, нельзя сказать, что это чувство вовсе не упоминается на его страницах; по правде говоря, здесь есть даже любовный треугольник (Дуня – Лужин – Свидригайлов). Но в действительности, скорее всего, оно фигурирует в качестве детали, необходимой для развития сюжета в нужном для автора направлении.

Дают читателю первый намек на то, как относится ним автор, в зависимости от того, насколько привлекательными или, наоборот, неприглядными они вышли. Внешний облик в целом говорит не столько о характере, сколько об определенном материальном (социальном) положении. Собственно же характерам посвящено много страниц, Достоевский их детально обрисовывает, часто применяя описание ситуаций, в которых характеры проявлялись. Здесь как раз можно наблюдать своеобразный контраст между социальным положением и взглядами: например, Свидригайлов, богач, но следует принципу вседозволенности; Соня же, находясь на низшей ступени бедности, придерживается идеи всепрощения.

Подобно Гоголю, Достоевский уделяет много внимания деталям интерьера. Здесь они говорят о нищете и вообще являются показателями образа жизни. Так, например, по неоднократным замечаниям визитеров, комната Раскольникова напоминала скорее гроб или коробку, нежели жилище человека. Давящие стены и потолок служат напоминанием о стесняющих обстоятельства, о том, что Раскольников замкнулся в себе и не видит ничего вокруг. В противопоставление с этой, комната сони довольно большая, но это "компенсируется" неправильностью формы: один угол острый, другой тупой, что символизирует ненормальность, уродливость ее существования. Но больше всего поражает, наверное, комната, в которой проживает семейство Мармеладовых, – угол, отгороженный занавеской. Любопытно то, что и Свидригайлов, философствуя на тему потустороннего мира, представлял себе темную комнату с науками по углам.

По изображенным Достоевским мелким деталям легко воссоздать образ Петербурга – Петербурга его времени. Город становится сродни живому существу (как у Гоголя в "Петербургских повестях", у Пушкина в "Медном всаднике"), злобному и мрачному. Тем самым Достоевский в некоторой степени оправдывал героев, перекладывал большую часть вины на условия их жизни. Отсюда столь часто встречающийся мотив болезни, отсюда и неоднородность временного пространства (время то растягивается, то сжимается). Добавляет хаотичности и нестрогая композиция романа: наличие внесюжетных элементов, переносящих в прошлое, повествование-воспоминание. В мрачных тонах нарисовал и петербургский пейзаж: вечная пыль, грязь, духота, дома серых и желтых цветов – и все это сопровождается постоянным несмолкающим шумом улицы.

Не удивительно то, что о самой теории Раскольникова, ее сути читатель узнает ближе к концу романа. Это не только интригующий прием; Достоевский, вероятно, стремился создать фон для ее понимания, и как можно более мрачный. Теория является основной составляющей романа и, как уже говорилось, в ее рождении значительное участие принимал Петербург. Он создал все условия для того, чтобы лишить человека возможности реализовать себя где-либо, и вдобавок – львиная доля эгоизма. Так возникает идея вседозволенности одних и бесполезности других, деления людей на "высших" и "низших", на "Наполеонов" и "тварей дрожащих". Такая теория небезосновательна и, как известно, была не выдумана Достоевским, а взята почти в натуральном виде из жизни. Тем не менее, писатель делает все для того, чтобы убедить читателя в ее ошибочности. Идее Раскольникова в романе противостоит идея (а скорее – мировоззрение) Сони Мармеладовой. Сам Достоевский, считается, был довольно религиозным человеком, и потому христианский принцип смирения и терпения должен быть ему близок. Таким образом писатель выражал свое отношение к теории Раскольникова – через солидарность с человеком, ее не разделяющим.

Второй момент в отношении Раскольникова, на который стоит обратить внимание – это его минутные, но искренние душевные порывы. Достоевский вовсе не лишает своего героя положительных черт, поэтому ситуации, подобные той, когда Раскольников, отчаянно пытаясь спасти пьяную девушку от лап "жирного франта", отдает полицейскому деньги, так нужные ему самому, оказываются в своем роде фальшивыми нотами в стройной (на его взгляд) "мелодии" теории. Кроме ого, на голову "богохульника" и преступника (идейного, что, по мнению Порфирия Петровича, крайне важно) постоянно сыплются несчастья, он испытывает нечеловеческое напряжение каждую минуту, страдает и, наконец, разочаровывается в себе. Крайне важен для понимания авторской позиции эпилог романа. Именно он является средоточием характеристики Достоевского Раскольникову. Герой был твердо убежден в верности своей идеи и, главное, в том, что он сам принадлежит к разряду "Наполеонов". К чему же приходит он в эпилоге? Как выздоровление от болезни показано крушение его былых убеждений, и не просто крушение, а искренняя уверенность в их ложности. Кажется, сама человеческая природа протестует против его теории – теории, противоречащей всем законам, как судебным так и божеским. Главным в доказательстве несостоятельности теории явилось то, что не автор это сделал, а как бы сама жизнь. Это было крайне важным для Достоевского. Высказывая всем произведением свое мнение, писатель, естественно, считал его за единственное верное, и потому не он должен был произнести его в виде морали, а сама проблема (т.е. теория Раскольникова) должна "рассыпаться". Достоевский, думается, был убежден в возможности искупления вины страданием и поэтому отказался от роли судьи, предоставив жизни решать все проблемы по христианскому учению.


Top