Живи и помни основные проблемы. Cочинение «Тема нравственности в повести В

Проблема нравственного выбора героя. Более 60 лет прошло с момента начала Великой Отечественной войны, но правда о том грозном и судьбоносном времени начинает прорываться к нам лишь в последние годы. Опубликован роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», вернулась на книжные пол­ки книга В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

Тема войны не исчерпывается только героизмом и патриотиз­мом советских людей. Нет. Все значительно сложнее. Вот эту слож­ность обстоятельств и характеров, высвеченных Великой Отече­ственной войной, с большим писательским мастерством показал Валентин Распутин в повести «Живи и помни».

Зима, 1945 год. Деревня Атамановка на берегу Ангары. Настена, эта совестливая женщина, учится врать, чтобы спасти мужа. Тяже­лы ее думы: «…Вот и научилась ты, Настена, врать, научилась воро­вать». Но мы не спешим осуждать Настену, ведь она выполняет свой человеческий долг - остается верной мужу, преданной ему. Более того, героиня искренне жалеет Андрея, видит глубину его страда­ний: «Человек должен быть с грехом, иначе это не человек». Но с таким ли? Не вынести Андрею этой вины…

Андрей Гуськов совершает преступление не только против госу­дарства и народа. Он совершает страшное преступление против сво­их родных, против Настены. С потрясающей силой показывает Валентин Распутин трагическое отдаление Настены от других жи­телей Атамановки. «Настена же таила такое, что почему-то каса­лось всех и было против всех, с чем бы каждый из них к сегодняшне­му вечеру не пришел, - против Надьки, и против Василисы Пре­мудрой, и даже против Лизы. Она, эта тайна, соединяла ихвместе и отделяла от них Настену, ее еще по привычке принимали за свою, а она уже была чужой, посторонней, не смеющей отзываться на их слезы и радости и не решающей вторить им в разговорах и песнях». И виновник всего этого-Андрей Гуськов. Да, преступна, оказыва­ется, жажда жизни любой ценой, ценой предательства. Та жажда, которая приводит Гуськова в укромное зимовье на Ангаре. Настена и муж-дезертир ищут возможный способ «оправдания» происшед­шего. И способ этот один - ребенок. «Ребенок спасет тебя от зла. Да разве есть во всем белом свете такая вина, чтоб не покрылась им, нашим ребенком! Нету такой вины, Настена».

Всетяжелее становится Настене ладить с самыми близкими людь­ми. Семеновна изгоняетнесчастную женщину издома, подозревая еев неверности Андрею. Но нетуже Настене дела до себя. Цельее одна -«спасти его, ребеночка, недатьему тронуться страданием, которое выпалоей…». Ради Гуськова и своего будущего ребенка героиня гото- ваоклеветать себя. Увы! Безжалостные деревенские слухи не щадят материнских чувств Настены. Все чаще приходят к ней грустные мысли: «Нет, сладко жить, страшно жить, стыдно жить».

Трагичен финал жизни Настены. Ангара, в воды которой броса­ется героиня, становится символом вечного успокоения и высшей правды. Бабы «предали Настену земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди. После похорон собрались… у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Насте­ну». Вот так! Чужие люди пожалели, оплакали. Они сохраняют в сердцах горькую память о Настене.

А Гуськов? Он обречен на забвение. Интересно, что в заключи­тельных главах повести никто не вспоминает и не думает о нем, кроме Настены. Он, нарушивший не только гражданский долг, но и человеческий, остается жить. Наказание ему - его собственная память! «Живи и помни!»

Кто же виноват в падении Гуськова? Иными словами, каковы соотношения объективных обстоятельств и человеческой воли, какова мера ответственности человека за свою «судьбу»? Этот вопрос никогда не снимался в русской классической литературе, и чаша весов склонялась в сторону обстоятельств жизни. Решая нравственно-философские проблемы, большую скидку на общество делал Толстой, о значении воли человека много говорил Лермонтов, она стала одним из главных пунктов преткновения в творчестве Достоевского, но именно Горький провозгласил значение ответственности человека в новую историческую эпоху, когда задачей стало не только «объяснить мир», но и «изменить его». Традиционному «рок и воля» в повести уделено немало места. Это и понятно: война, как исключительное обстоятельство, поставила всех людей, ив том числе и Гуськова, перед тем «выбором», который должен был сделать каждый. Сам Гуськов хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля».

Не случайно поэтому через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которую так цепляется Гуськов. Он не готов. Не хочет нести ответственности за свои поступки, за свое преступление всеми силами пытается прикрыться «судьбою», «роком». «Это все война, все она, - снова принялся он оправдываться и заклинать». «Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от лишних раздумий». Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки - это один из тех «штрихов к портрету», которые раскрывают червоточину в душе Гуськова и обусловливают его преступление (дезертирство). Критики (в частности, А. Карелин) обращали внимание на поведение Андрея на фронте, когда, «поддаваясь страху, не видя для себя удачи, Гуськов осторожно примеривался к тому, чтобы его ранило, - конечно, не сильно, не тяжело, не повредив нужного, - лишь бы выгадать время».

Можно найти в повести Распутина те штрихи. Которые снимают вопрос о «судьбе», но которые весьма глубоко вскрывают причины преступления, по- горьковски социально исторически определяя характер: все разъедающий индивидуализм сопровождал, оказывается, Гуськова всю жизнь. Речь идет о «переступании» через нравственные преграды, что ведет к осуществлению формулы крайнего индивидуализма «все позволено» и к разрушению личности «переступившего». В изображении психологии последствий «переступания», когда «переступивший» «себя убил», Распутин, как и Горький, мог опереться на художественный опыт Достоевского.

Показывая же логику разрушения личности человека. Предавшего интересы и идеалы народа, - как процесс необратимый (без нравственного воскресения, характерного для героя Достоевского), - Распутин идет по пути, проложенному Горьким. Распутин - в этом его новаторство - пишет о человеке, противопоставившем себя одновременно интересам и идеалам всего государства, всего общества, народа. Итак, мы подошли к самому сильному проявлению разрушения личности «переступившего» нравственные (общественные) и « природные» законы - к разрушению им самой природы, ее главного стимула - продолжения жизни на земле. Прежде всего, это убийство теленка на глазах матери-коровы. Удивительно это: «корова закричала», - когда убийца Гуськов занес топор над ее ребенком.Падение Гуськова и невозможность для него нравственного «воскресения» становятся очевидными именно после этой, высоко художественной, потрясающей, сюжетной ситуации - убийства теленка. Крайнее проявление индивидуализма Гуськова, свидетельствующее о разрушении личности, выражается, как и у горьковского Каразина, в неудержимом желании осуществить формулу «все позволено» и поставить себя вне человеческого общества, «по ту сторону добра и зла». «Срывы психики», как результат поселившегося «беса вседозволенности», фиксируются художником Распутиным в целом ряде других эпизодов «переступания»: Гуськов воровал рыбу из сетей рыбаков (не из-за нужды, а желания «досадить тем, кто, не в пример ему, живет открыто»), однажды «его вдруг охватило безудержное лютое желание поджечь мельницу» и он еле справился с этим. Финал повести невозможно постичь без судьбы Настены, которая тоже «переступила», но совсем иначе.

Сходная ситуация в «Преступлении и наказании». Совершенно не случайно то обстоятельство, что Раскольников говорит Соне: оба «переступили», оба виноваты. У Настены есть основания считать себя виноватой: она, действительно, на какое-то время противопоставила себя людям. Встреча с Гуськовым и обретение любви, которой лишены были в тяжелые годы другие женщины, ее односельчане, поставило ее в особое положение, в чем она ощутила себя избранницей судьбы. «Переступив», она тоже почувствовала - каким-то краешком своего чувства и сознания - прелесть «вседозволенности», поставившей ее в положение превосходства над людьми. Таким образом, трагедия налицо: стимул, конечная цель «переступания» через нравственные перегородки - высокое чувство любви, средства же достижения цели, как и у Раскольникова в романе Достоевского, пришли в трагическое противоречие с целью. С одной стороны, «тяжко, смутно», «знобило», с другой стороны, «просторно, оглядно», «заманчиво» - борения в душе Настены превратятся постепенно в невыносимые страдания и всеобщее чувство своей вины, своего «преступления» и убежденность в необходимости и неизбежности суда над собой и «наказания».

Наступил день окончания войны. Но - примечательно, если Андрей Гуськов в это время, разойдясь с историей, звереет и утрачивает связь не только с людьми, но и природой, не раз оскорбляя ее (убийство теленка и др.), - Настена еще острее чувствует природу. Это последнее не случайно: чувство природы не только органично поэтической, «народной» душе Настены, но также тесно гармонирует с чувством одиночества и вины перед людьми. Идя к своей гибели, Настена, вместе с тем, нравственно «очищается». Правда истории и нравственные законы побеждают не только в жизни народа, но и в душе яркой, незаурядной представительницы народного характера. Финал повести удивительно органично заканчивает развитие характеров и выражает идею произведения. Идея повести возводится Распутиным в степень больших философских обобщений после того, как мысль о человеке - в его отношении и к самому себе, и к народу, и природе, и самой истории - прошла испытания не только в «судьбах» и поступках героев повести, но и прошла через их, такой разный, внутренний мир.

Случайно сведенные вместе «судьбою» (силой обстоятельств) на «преступление», они закономерно расходятся по разным путям. Жизнь Настены в канун смерти отличается большим духовным напряжением и осознанием. Жизнь Андрея в конце повести - как отработанный штамп самосохранения. «Заслышав шум на реке, Гуськов вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход… Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».

Но это - еще не финал. Повесть заканчивается авторским сообщением, из которого видно, что о Гуськове не говорят, не «поминают» - для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит об утопившейся Настене как о живой (нигде не подменяя имени словом «покойница»): «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену». Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Настены «связь времен» (традиционная для фольклора концовка - о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина «Живи и помни», представляющая собою по жанру синтез социально-философской и социально-психологической повести, - оригинальная повесть, исследующая лучшие традиции русской литературы, в том числе традиции Достоевского и Горького.

Конспект урока. Нравственные проблемы в повести В. Распутина «Живи и помни».(10 класс)

Цели занятия:

Воспитательные:

Познакомить с духовными ценностями человеческой жизни, наметить нравственные ориентиры на примере повести В.Г.Распутина «Живи и помни»;

Способствовать воспитанию нравственности, патриотизма, интереса к истории своей страны, формированию правильного морального облика.

Образовательные:

Познакомить с повестью «Живи и помни»;

Способствовать усвоению творческого мира писателя,пониманию нравственно-философских проблем его произведений на примере повести «Живи и помни»;

Развивающие:

Приемы изучения:

Способствовать развитию логического мышления и интеллектуального развития в процессе чтения и проблемной дискуссии;

Навыков устной связной речи и культуры речи;

Выразительного чтения, внимания и памяти;

Развития письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы изучения: вступительное слово учителя, индивидуальные задания и сообщения учащихся,обращение к иллюстративному материалу,разные виды пересказа эпизодов,постановка аналитических вопросов, выразительное чтение эпизодов.

    Вступительное слово.
- О повести В. Распутина «Живи и помни» написано так много и у нас в стране, и за рубежом, сколько, вероятно, ни о каком другом произведении, она издавалась около 40 раз, одной из лучших книг о минувшей войне назвал ее Виктор Астафьев. «Живи и помни» , как никакое другое произведение этого писателя, являет собой именно трагедию – во-первых, и именно путешествие вглубь человеческой души, до того уровня, где добро и зло еще не столь явно разделены, чтобы бороться между собою, - во-вторых. Эта новаторская повесть – не только о судьбах героя и героине, но и о соотнесении их судеб с судьбою народной в один из драматических моментов истории.

- О чем, по-вашему, эта повесть? Сам Распутин не раз подчеркивал: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором, не унимаясь, талдычат почему-то все, а о женщине… писателю не нужно, чтобы хвалили, а нужно, чтобы понимали.» И критики отмечали, что «повесть Валентина Распутина – не о дезертире, а о русской женщине, великой в своих подвигах и в своих несчастьях, хранящей корень жизни». (А. Овчаренко)

    Беседа по повести.
    Что составляет основу повести?
(Рассказ о жизни деревни в годы ВОВ, отношения между людьми)
    а) –Как и почему стал дезертиром Андрей Гуськов.
б) – Кто же виноват в падении Гуськова? (Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки, эгоизм, который В.А. Сухомлинский назвал «первопричиной рака души», а М. Горький – « родным отцом подлости».) Вывод: Мысль о собственном спасении постоянно жила в нем, заглушая все остальное. «Человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца». (В. Распутин) Гуськов на эту дорожку вступил до факта предательства, он был уже подготовлен внутренне тем, что допускал возможность побега. Возможно, с детства поселившийся в нем эгоизм и обидчивость (в немалой степени переданные единственному ребенку матерью Семеновой) нашли бы выход в каких- то формах, но не в столь уродливой. Гуськов решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. Да, дезертировать он не собирался, это случилось непреднамеренно. Желая добраться до Атамановки, он не учел многих обстоятельств. Но ведь мог же вернуться, еще мог? Побоялся. И уже не желание увидеть близких руководило им, а только страх перед наказанием. Но наказание он уже выбрал себе: - Какое? И это было только начало, только первые отголоски той беды, которую он нес в себе, еще не зная всех ее трагических последствий. в) – Как же происходит душевный распад Гуськова, его нравственное падение?(Работа в группах) (Дезертирство →жизнь в зимовье (постепенно перестает быть человеком и становится человекообразным зверем→ охота на косуль → воет по- волчьи → ворует рыбу из сетей → убивает теленка). В этом подготовка и к собственному неизбежному концу. Топор, с продажи которого началось повествование, снова привлекает к себе внимание. И после этой сцены становится очевидным падение Гуськова и невозможность для него нравственного «воскресения». Нравственные категории постепенно становятся для Гуськова условностями, которым надо следовать, живя среди людей, и обузой, когда он остается наедине с собой. г) – Какую роль играет память героев о прошлом? (Индивидуальное задание) Вывод: « Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое – с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразумением ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» . (В. Астафьев).
    Гуськов предпочел жить в страхе, хотя не мог не понимать, что, какие бы планы он ни строил, само по себе существование его временно, призрачно, эфемерно. Единственное, в чем он ни на миг не сомневался, так это в том, что «надо объявиться Настене, больше некому. Один он пропадет».
Образ Настены – центр повести. Она, а не Гуськов,- главная героиня.
    -Какой была жизнь Настены до встречи с Андреем?
-Любила ли Настена своего мужа? (Да, любила, но в этом ее чувстве преобладали те стороны, которые в иных случаях воспринимаются как второстепенные. Во-первых, она испытывала к нему чувство благодарности; затем к этому примешалось чувство вины: сколько уже прожили вместе, а детей все не было. Это была любовь – привычка).
    В чем она видит смысл семейной жизни? (Верность). В чем трагедия Настены?
(Единственно возможная для нее форма существования: жалеть, отдавать, сочувствоавать, пока есть силы. И эти положительные качества направлены на преступника, дезертира. Но преступник этот- муж. И впервые, может быть, в жизни чувствует она душевный разлад, дискомфорт, разлом. Права перед собою – неправа перед людьми, помогает Андрею – значит, предает тех, кого и он предал; честна перед мужем – грешна в глазах свекра, свекрови и всей деревни).
    За что ей такое наказание? В чем она виновата?
Вина – это состояние, противоположное правоте, оно охватывает человека, когда он пренебрег нравственным долгом, не исполнил его. Но в том-то и дело, что Настена чувствует себя Виновной, будучи предельно правой и неукоснительно следуя долгу. Она просто не может себе позволить быть невиновной, когда ее муж страдает от содеянного им. Это добровольная вина- проявление и доказательство высшей этической чистоты героини.
    Что же двигало ее целенаправленными, хотя и нелогичными поступками, за следование представлениям о супружеском долге?
(Этот вывод, к которому могла бы прийти только цельная натура, многое объясняет в характере Настены. Сохранившая в себе нравственный идеал, она не отвергает падших, способна протянуть им руку.)
    Почему у повести такой финал?
(Дальше судьбу испытывать некуда, надо делать решающий выбор. Несмотря ни на что, она осталась той, прежней Настеной – цельной натурой, идущей до конца по избранному пути. Поэтому даже смертельную усталость перебивает в ней стыд, как одно из высших проявлений нравственного самосознания) -Почему же стыдно ей, тем более перед Андреем? (М. Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение- это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»). Вывод: Гуськов платит высшей платой: никогда и ни в ком он уже не продолжится; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. Умереть должен Гуськов, а гибнем Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда. В. Распутин говорит, что он рассчитывал оставить настену в живых и не думал о таком финале. «Я надеялся, что как раз у меня покончит с собой Андрей Гуськов, муж Настены. Но чем дальше продолжалось действие, чем большье жила у меня Настена, чем больше страдала от того положения, в какое попала, тем больше я чувствовал, что она не подчиняется уже автору, что она начинает жить самостоятельной жизнью».
    В чем смысл названия повести? Какие нравственные проблемы ставит перед читателем Валентин Распутин? (Проблема выбора,ответственности за свои поступки,за судьбу близкого человека,долга,памяти)
Домашнее задание:напишите сочинение,выбрав в качестве темы одну из проблем,поставленных автором.

Вопросы к уроку внеклассного чтения по повести

(вопросы были даны заранее)

1. Удается ли писателю объяснить все причины «невольного» предательства Гуськова?

2. В чем его наказание? Кто его осуждает: писатель, читатели, родные, односельчане или сама жизнь?

3. Как решается в романе проблема взаимосвязи человека со временем, тема жизни и смерти?

4. Помогает ли память героев о прошлом понять и объяснить человека («Правда – в памяти. У кого нет памяти, у кого нет и жизни»,- пишет В. Распутин)?

Повесть Валентина Распутина "Живи и помни" приковывает к себе особое внимание. В этой повести показано важность человеческого выбора. Особенную важность выбор наблюдается в сложные для всего народа времена, к примеру, как в этой повести - во время Великой Отечественной войны. Человек способен иметь большие заслуги перед Родиной, перед товарищами, однако всегда всё может изменится и ситуация ухудшиться из-за неправильного выбора.

В повести "Живи и помни" рассказывается про Андрея Гуськова, обычного солдата, который на своём жизненном пути свернул не туда. В последние месяцы войны он сбежал из госпиталя, чтобы вернуться в родные места, повстречать родных и близких, война - это пройденный путь. Он храбро служил, защищал свою родину, и Советскому союзу осталось совсем немного чтобы добить врага, однако Андрей получает ранение и его отправляют в госпиталь. На войне нужны люди, поэтому полностью не восстановившись, Андрея хотят отправить обратно на фронт. Узнав об этом, Гуськов решается сбежать из госпиталя, он не хочет погибать в последние месяцы войны.

Его объявляют дезертиром. Это был для него настоящий приговор. Дома его ждали не родные и близкие, а милиционеры и военные. Поэтому главный герой должен был скрываться, так как в те времена дезертиров расстреливали без суда и следствия. Единственное, кому он мог доверять - это собственной жене - Настёне. Они поженились ещё до войны и нельзя сказать, что это была крепкая семья. Нельзя сказать, что она его сильно любила.

Пошли слухи, что там у Насти любовник и она не верна своему мужу, Настя вынуждена была терпеть презрение со стороны окружающих, но не выдавать мужа. Она забеременела и слухи только усилились, а она продолжала помогать своему мужу. Когда слухи дошли до милиционеров, то они решили проследить за ней, когда она, в очередной раз плыла на лодке в лес к своему родному мужу. Заметив это, она принимает решение совершить самоубийство, чтобы спасти мужа.

Андрей Гуськов - дезертир, который не дослужил пару месяцев, война кончилась и односельчане встретили с фронта всех как героев, а ему суждено было жить и помнить о том, к чему привел его побег. Живи и помни, Андрей Гуськов.

Несколько интересных сочинений

  • Описание степи в повести Тарас Бульба Гоголя

    Изображение в произведении степной запорожской равнины является способом применения писателем художественного приема, заключающегося в представлении природного начала в качестве живого организма, включенного в сюжетную линию повести

  • Сочинение по картине Девочка у окна. Зима Дейнеки

    Одной из моих любимых картин А.А. Дейнеки является полотно «Зима. Девочка у окна». Данная картина была написана в 1931 году к стихотворению Н. Асеева «Кутерьма» в рамках работ гражданско-лирической линии.

  • Испытание любовью Базарова и Одинцовой (История любви) в романе Тургенева Отцы и дети сочинение 10 класс

    В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время.

  • Сочинение Трилли в рассказе Белый пудель Куприна образ и характеристика

    «Белый пудель» - один из самых известных детских рассказов А.И.Куприна. Его сюжет не придуман, он срисован с правдивой истории. Иногда к писателю на его крымскую дачу приходили бродячие артисты

  • Образ и характеристика Челкаша в рассказе Челкаш Горького сочинение

    Основным персонажем произведения является Гришка Челкаш, представленный в образе опытного, ловкого и смелого вора.

Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда Иркутской области. Окончив в 1957 г. филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Результатом этих поездок явились книги очерков-«Костровые новых городов» и «Край возле самого неба». Первый большой успех принесла писателю повесть «День для Марии» (1967 г.). Широкое общественное признание получили и другие произведения В. Г. Распутина: повести «Последний срок» (1970 г.), «Живи и помни» (1974 г.), «Прощание с Матерой» (1976 г.). За повесть «Живи и помни» В. Распутин был удостоен премии СССР (1977 г.)В своих произведениях писатель затрагивает такие важные темы, как тема экологии и тема нравственности. Проблема нравственного выбора с особой остротой выведена в повести «Живи и помню. Распутин выступает здесь как тонкий психолог и знаток народной жизни.

События повести происходят в последние дни войны. Возвращаясь домой из госпиталя, а не на фронт, один из главных героев повести Андрей Гуськов становится дезертиром. Находясь в госпитале после ранения, он мечтал о том, как вернется домой, и был полностью уверен, что на фронт его больше не пошлют. Шел 1944 г. Однако все его надежды на возвращение рушатся, и он решается на отчаянный шаг. «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал... Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу- тогда он опять готов на что угодно». Став дезертиром, он боится признаться в этом даже самому себе и поэтому идет на сделку с совестью. Он был готов, увидев своих родных, погибнуть на фронте, но постепенно огромное желание жить заглушает слабый голос совести. Он открывается своей жене Настене.

Чувство вины за то, что совершил ее муж, не дает ей спокойно жить. Она, укрывая бежавшего мужа, приняла его дезертирство на себя. После каждой встречи с Андреем Настена все больше отгораживалась от людей, с которыми всю жизнь делила и горе, и радость. Даже ожидание ребенка делается для нее мучительным. Повесть заканчивается гибелью Настены, она не может найти логического решения и искупает своей смертью вину невольного позора за тяжкий поступок своего мужа.

Почему жизнь так жестока и несправедлива? Андрей - человек без совести - остается жить, ! а жизнь такой прекрасной, честной, доброй, чистой женщины Настены обрывается. Но не только Настена стала жертвой ужасного поступка Андрея, но и его отец. Михеич тяжело переживает, замыкается в себе, предчувствуя недоброе, а потом тяжело заболевает.В этой повести В. Распутин показывает постепенную деградацию человека. Ведь Андрей из доброго, любящего сына и мужа превращается в ничтожное животное. Сделанный выбор оказывает непоправимое воздействие на его дальнейшую жизнь. Стирается грань между хорошим и плохим, правильным и неправильным. По сути, Андрей уже не властен над своей жизнью и своими поступками, он плывет по течению.

Андрей, как это ни страшно, отстраняется от своих близких, чтобы сохранить свою жизнь. Его не трогают ни смерть жены, которая могла стать матерью его ребенка, ни болезнь отца. Его заботит только собственное благополучие. Андрей, отдалившись от людей, постепенно теряет все человеческое. Он даже пытается выть на луну, подобно волкам. Какой-то момент он еще понимал, что отдаляется от нормальной жизни, но сделать уже ничего не мог. Внешние обстоятельства были сильнее, и его воли не хватило противостоять им. Он подчинился.

Жестокость по отношению к окружающим поселилась в душе Андрея. Он подстрелил косулю и наблюдал за ее предсмертной агонией. Жене же на это сказал: «Скажешь кому- убью». Так шаг за шагом Андрей опускается все ниже и ниже. Так кто же виноват в том, что человек пал так низко: обстоятельства или он сам? Этот вопрос волновал многих писателей русской литературы. В повести Распутина главный герой помещен в исключительные обстоятельства, обстоятельства войны и винит в них свое безволие: «Это все война, все она, - снова принялся он оправдываться и заклинать». Этими словами он как бы снимал с себя всю ответственность за свои поступки, перекладывал все на судьбу. Таким образом, нравственное падение Андрея не является трагедией. Он сам себя обрек на одинокое существование, вынужден Постоянно скрываться. Это даже вошло у него в привычку. Словно дикий зверь, почуявший опасность, Андрей «вскочил, в минуту собрался, привычно приводя зимовку в нежилой, запущенный вид, заготовлен был у него отступной выход... Там, в пещере, его не отыщет ни одна собака».

Трагедией же в повести является гибель Настены. Эта женщина представляет собой настоящий русский характер, который воплощается во многих героинях повестей Распутина. Настена - высоконравственная личность, чувствующая свою вину за поступок мужа, но несущая этот крест. Она покончила с собой, но при этом нравственно очистилась. В ее душе нравственные законы победили, как побеждают они в душе всего народа. Для Андрея же ее самоубийство стало еще одно ступенью вниз, ведь он видел в ребенке, которого носила Настена, свое спасение. И их гибель - это наказание за то, что он преступил через все моральные законы в своей душе.

Своей повестью В. Распутин как бы говорит «Живи и помни, человек! В беде, кручине место твое рядом с народом. Всякое отступление оборачивается горем для тебя и твоего народа». Само название, конечно, относится к Андрею, потому что так и хочется добавиться: «Если можешь жить». Но я думаю, что это касается и каждого из нас. Главное каждому жить честно, по совести, без лжи, тогда и общество наше будет высоконравственным. Опять вернутся к нам непреходящие человеческие ценности: милосердие, Доброта, справедливость. Научить жить не по лжи и призвана наша литература.


Top