Цитаты чингиза айтматова, которые нужно помнить и сейчас. Афоризмы от Чингиза Айтматова

12 декабря 1928 года родился советский и киргизский писатель Чингиз Айтматов. Каждое произведение писателя становилось событием. Его книги переведены на множество языков. Вот некоторые цитат, которые помогут понять, какие важные жизненные темы затрагивал писатель

«Плаха» (1986) - роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны человек подчиняет себе и использует природу, а с другой стороны разрушает своими преобразованиями. В романе переплетаются две основные сюжетные линии жизнь волчьего семейства и судьба Авдия Каллистратова .

- … смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего, - выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия - изо дня в день все выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.

А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживется с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история.

Зло противостоит добру даже тогда, когда добро хочет помочь вступившим на путь зла.

И среди тысячной толпы – ты одинок, и находясь с собой наедине – ты одинок.

Когда открытие делаешь для себя, все в тебе согласно и наступает просветление души.

«Белый пароход» (1970) - сказка о Рогатой Матери Оленихе, которую рассказывал мальчику, главному герою произведения, его дед. На фоне величественного и прекрасного в своей доброте сказания особенно пронзительно ощущается трагизм судьбы ребенка, который сам оборвал свою жизнь, будучи не в силах смириться с ложью и жестокостью «взрослого» мира.

Одно сделаешь - ну, думаешь, теперь спокойно поживу. Ан жизнь еще что-нибудь придумает.

Но жизнь не так устроена - рядом со счастьем постоянно подстерегает, вламывается в душу, в жизнь несчастье, неотлучно следующее за тобой, извечное, неотступное.

Недаром говорят: чтобы скрыть свой позор, надо опозорить другого.

Детская совесть в человеке как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает. И что бы ни ждало нас на свете, правда пребудет вовеки, пока рождаются и умирают люди…

«И дольше века длится день­» (1980) - главный герой романа - казах Едигей, работавший на затерянном в степи полустанке. В судьбе Едигея и окружающих его людей, как в капле воды, отразилась судьба страны - с предвоенными репрессиями, Отечественной войной, тяжелым послевоенным трудом, строительством ядерного полигона близ родного дома. Земные события пересекаются с космическими; внеземные цивилизации, космические силы не остались безучастными к злым и добрым поступкам людей. - Куда бы ты ни запропастился, а от беды своей не уйдешь. Она будет всюду с тобой. Нет, Едигей, если ты джигит, то ты здесь попробуй перебори себя. А уехать - это не храбрость. Каждый может уехать. Но не каждый может осилить себя.

Не родишься - свет не увидишь, а родишься - маеты не оберешься.

Прислушиваясь к высказываниям Абуталипа, Едигей приходил к выводу, что самое лучшее, что может человек сделать для других, так это воспитать в своей семье достойных детей. И не с чьей-то помощью, а самому изо дня в день, шаг за шагом вкладывать в это дело всего себя, быть, насколько можно, вместе с детьми.

Добро отберут у тебя - не пропадешь, выживешь. А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь.

Для малых детей взрослые всегда кажутся умными и авторитетными. Вырастут, смотрят - а учителя-то, не так уж много знали и не такие уж умные, как казалось.

«Прощай, Гюльсары!» (1966) - первая повесть, написанная писателем по-русски. Главный герой, крестьянин Тананбай, принимал участие в коллективизации, не жалея при этом родного брата, затем сам стал жертвой партийных карьеристов. Важную роль в повести играет образ иноходца Гюльсары, который сопровождал Тананбая на протяжении долгих лет.

Вчерашний мальчишка, гонявший мяч по задворкам, становится вдруг всеобщим любимцем, предметом разговоров знатоков и восхищения толпы. И чем дальше, тем больше возрастает его слава, пока он забивает голы. Потом он постепенно сходит с поля и начисто забывается. И первые забывают его те, кто громче всех восхищался им.

Половина жизни проходит в мечтах, потому, может быть, и сладка она так, жизнь. Быть может, потому и дорога она, что не все сбывается, о чем мечтаешь...

«Материнское поле» (1963) - повесть о материнской любви. Старая Толгонай , неутомимая труженица, мудрая и человечная, ведет разговор с землей, с родным полем. Испытания, выпавшие на долю женщины, не сломили ее, и свою любовь Толгонай переносит на ребенка, чужого ей по крови.

Есть, оказывается, у каждого слова своё время, когда оно ковкое, как раскаленное железо, а если упустишь время - слово остывает, каменеет и лежит на душе тягостным грузом, от которого не так-то просто освободиться.

Недавно в одной из библиотек я не увидела на полках книг Чингиза Айтматова. Потом оказалось, что они все-таки есть - и "Тополек мой в красной косынке", и "Джамиля", и "Первый учитель", и "Буранный полустанок", и другие, любимые уже несколькими поколениями читателей произведения писателя. Просто библиотекари поместили их в раздел "Зарубежная литература".

Однако встреча с Айтматовым в Центральном доме художника в рамках Восьмой ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction показала: для наших читателей Чингиз Торекулович по-прежнему остается писателем российским, русским. На презентации его новой книги "Когда падают горы (Вечная невеста)" не было свободных мест, народ стоял в проходах. Свою роль сыграло и долгое молчание писателя: между выходом его нынешнего и предыдущего романов прошло десять с лишним лет...
Эта встреча завершила девятидневный "презентационный марафон", во время которого Айтматов представлял книгу в Москве и Санкт-Петербурге. Журнальная публикация "Вечной невесты" состоялась чуть раньше в "Дружбе народов" - журнале, где в свое время дебютировал Чингиз Торекулович.
- Я работаю в "Дружбе народов" больше 11 лет, - рассказал главный редактор журнала Александр Эбаноидзе, - и за это время ни одну публикацию читатели не ждали так, как это произведение. Из самых дальних городов бывшего Советского Союза в редакцию звонили люди, помнящие и любящие творчество Айтматова, спрашивали, в каком номере будет напечатан роман, как можно получить журнал. Сам я в отрочестве очень эмоционально пережил встречу с киргизским народным эпосом "Манас". И позже, читая Айтматова, ощутил ту же горную свежесть и родниковую чистоту, связывающую его прозу с этим эпосом. По сравнению с ранними книгами Чингиза Торекуловича для его новой вещи характерна некоторая сухость подачи главной идеи, отсутствие пышных беллетристических "украшений". Айтматов относится к тем писателям, о которых Борис Пастернак сказал: "...и дышат почва и судьба". Мне показалось, что автор внутренне близок центральному персонажу романа - снежному барсу, который мужественно и достойно встречает старость. Хотя, глядя на Айтматова, понимаешь: слово "старость" в данном случае неуместно.
Одним из первых читателей книги стал московский режиссер Владимир Спесивцев. В молодежном экспериментальном театре под его руководством сейчас идет спектакль по предыдущему айтматовскому роману "Тавро Кассандры".
- Айтматов - писатель внезапный: в каждом новом произведении он непредсказуем в выборе тем и проблематики, и это привлекает молодежь, - считает Спесивцев. - Мои юные актеры, играя "Тавро", всегда удивляются: "Надо же было так придумать, что семинедельный плод у мамы в животе сообщает человечеству, хочет он приходить на эту землю или нет!" И Чингиз Торекулович молодежи доверяет. Помню, в 1982 году я поставил спектакль по его роману "И дольше века длится день...". На премьеру он не пришел - послал своих детей. И если бы им, молодым, не понравилось, смотреть постановку он бы не стал.
Сам Айтматов взволнован и счастлив тем, что его книга вызвала такой интерес в России. Будучи Чрезвычайным и Полномочным послом Кыргызстана в странах Бенилюкса и Франции, писатель уже много лет живет в Европе, но часто бывает в Москве, и русский язык для него так же близок, как и родной киргизский:
- Когда спрашивают, на каком языке я думаю, то даже не знаю, что ответить. Оба этих языка для меня - как правая и левая рука - это дар истории, дар судьбы. Хотя писать на русском для меня лучше с практической точки зрения: с него быстрее делают переводы на японский, немецкий и другие языки, как это уже произошло с новым романом. Мы должны быть "полигамны" не только в языках, но и в отношении к религиям, одинаково зная и уважая все ныне существующие. Я молю Бога, чтобы вы прочли "Когда падают горы" и постарались проникнуть в самую суть. Книга целиком посвящена современной эпохе - эпохе глобализации - и сочетает в себе два пласта: мифологию (предание о вечной невесте) и экологические раздумья и тревоги. Главные персонажи - человек и зверь. Журналист Арсен Саманчин, живущий в мегаполисе, и дикий барс Жаабарс не подозревают о существовании друг друга, но в итоге их судьбы пересекаются. Ведь мы живем на планете не сами по себе - вокруг много живых тварей, о которых нужно помнить и заботиться, ибо разум дан именно нам, людям.
Гости ярмарки спрашивали Чингиза Айтматова не только о литературе, но и про Бога и границы человеческой свободы, про патриотизм и политическую ситуацию в Киргизии, про будущее творческой молодежи. Что ж, Айтматов по-прежнему остается для читающей публики больше, чем просто хорошим писателем. Он еще и философ, и незаурядный мыслитель, и человек с обостренным чувством совести.

(12.12.1928 - 10.06.2008)

Русский и киргизский писатель, лауреат Ленинской премии, государственных премий СССР. Автор повестей «Джамиля», «Тополек мой в красной косынке», «Первый учитель», «Прощай, Гульсары!», «Материнское поле», «Белый пароход», «Пегий пес, бегущий краешком моря», «Плаха»; романа «Буранный полустанок», очерков, статей и пр.

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются.

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится.

Если мы знаем, что история человеческого общества - это история войн, то, в конечном счете, история народов - это борьба за правду.

Материнское счастье идет от народного счастья, как стебель от корня. Нет материнской судьбы без народной судьбы.

Свободны могут быть или все, или никто, включая и тех, кто управляет, кто устанавливает данный порядок.

Такие мы все. Вспоминаем друг о друге к концу жизни, когда кто тяжело заболеет или помрет. Вот тогда вдруг становится всем нам ясно, кого потеряли, каким он был, чем славен, какие дела совершил.

Человек должен уметь ценить природу. …Относиться к природе как к равному - разумно и вдохновенно.

Человек не умирает до тех пор, пока живут знавшие его.

Человек стареет не столько от старости своих лет, сколько от сознания того, что он стар, что время его ушло, что осталось только доживать свой век…

(1928 - 2008) - выдающийся киргизский и русский писатель и сценарист. Его называли мастером советского «магического реализма». Такие его произведения, как «Плаха », «И дольше века длится день » и «Белый пароход », стали классикой отечественной литературы XX века.

Мы отобрали 12 цитат из книг писателя:

Люди не понимают, сколько несчастий и убожества в их жизни проистекает и проистекало во все времена от лени. «Плаха »

Родину невозможно унести, можно унести только тоску, если бы родину можно было перетаскивать с собой, как мешок, то цена ей была бы грош. «Плаха »

Для малых детей взрослые всегда кажутся умными и авторитетными. Вырастут, смотрят - а учителя-то, не так уж много знали и не такие уж умные, как казалось. «И дольше века длится день »

Перед каждым человеком стоит неизбывная задача - быть человеком, сегодня, завтра, всегда. «Плаха »

Сколько земли, сколько простора и света, а человеку все равно чего-то недостает, и прежде всего - свободы... «Плаха »

Одно сделаешь - ну, думаешь, теперь спокойно поживу. Ан нет, жизнь еще что-нибудь придумает. «Белый пароход »

Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь. Добру человек у человека учится. «Материнское поле»

Ведь все мечты так - вначале рождаются в воображении, а затем по большей части терпят крушение за то, что посмели произрастать без корней, как иные цветы и деревья... «Плаха »

Когда счастье есть, о нем не думают. «Ранние журавли»

Добро отберут у тебя - не пропадешь, выживешь. А душа останется потоптанной, этого ничем не загладишь. «И дольше века длится день »

Многие умирают не столько от болезней, сколько от неуемной, съедающей их вечной страсти - выдать себя за большее, чем они есть. «Белый пароход »

Говорят, что друзья познаются в несчастье, а по-моему, и в счастье они тоже познаются. «Тополек мой в красной косынке»


Top