Творческий путь Марка Твена: лучшие цитаты писателя. Краткая биография марка твена Творчество марка твена краткое содержание

Биография Марка Твена полна интересными событиями, которые будут любопытны школьникам, изучающим его произведения. Будущий классик американской литературы родился в 1835 году в поселке Флорида (штата Миссури). Можно сказать, что его родители были уже коренными американцами (выходцами из Виргинии и Кентукки).

Отец умер, когда мальчику исполнилось 13 лет, мать прожила долгую жизнь и умерла на 87 году жизни. Кроме Сэма, в семье было еще 3 ребенка: два мальчика и девочка. После смерти отца главным в семье стал старший брат Сэма Орайон. Именно он открыл семейное дело: стал издавать газету. В издательстве трудился и Сэмюэль, сначала в качестве наборщика, а потом как журналист. В качестве журналиста он путешествовал по стране, побывал в Сент-Луисе и в Нью-Йорке.

Потрудившись какое-то время на брата, Сэмюэль понял, что его «зовет» река. Он стал лоцманом на пароходе. Работа ему нравилась, но Гражданская война привела к исчезновению частного пароходства. Сэмюэль был вынужден снова заняться поисками средств к существованию.

Известно, что в самом начале Гражданской войны будущий писатель стал членом масонской ложи, хотя всегда относился к братству с юмором.

В годы Гражданской войны

Какое-то время Сэмюэль воевал в рядах народного ополчения, но после того, как его брата сделали секретарем губернатора штата Невада, уехал с ним на Запад.

В Неваде Сэм работал на шахте старателем, добывал серебро. Потом устроился на работу в газету «Territorial Enterprise».

В 1864 году Сэм перебрался в Сан-Франциско, где начал работать сразу в нескольких газетах.

Первые литературные опыты

Свой первый юмористический рассказ Твен опубликовал в 1865 году. Он принес ему успех и был даже назван лучшим юмористическим рассказом, созданным в Америке американским писателем. Весь следующий год Твен провел в командировках. Он выполнял редакционные задания газет и выступал с лекциями по всему штату, а в 1866 году Твен первый раз отправился заграницу, посетил Европу и Ближний Восток. Интересно, что во время этой поездки он также посетил и Российскую империю, в частности, побывал в Крыму.

В 1867 году Твен выпустил книгу «Простаки за границей», по сути это были заметки о путешествии. Книга имела бешенный успех. Марк Твен стал очень популярен.

После 1870 года Твен вплотную занялся сочинительством. Также в это время он начал преподавать в ряде университетов США и Англии. Твен был прекрасным оратором, и его лекции были невероятно популярны.

В своих более поздних произведениях автор выступал против расизма и империализма, критиковал действующих американских сенаторов, негативно высказывался в адрес президентов. Кстати, его роман «Приключения Гекльберри Финна» несколько раз запрещали, так как считали, что использованные авторам слова и выражения нелитературны, а многие сцены слишком натуралистичны.

Семья

Марк Твен был женат на Оливии Лэнгдон. Они прожили вместе около 20 лет, имели 4 детей, трое из которых умерли в детстве. Писатель пережил жену и глубоко переживал её смерть, даже впал в депрессию.

Последние годы

В последние годы финансовые дела писателя сильно пошатнулись, но положение спас нефтяной магнат Генри Роджерс, который стал близким другом писателя. Марк Твен очень сильно повлиял на характер американского бизнесмена и сделал его настоящим благотворителем и меценатом. Роджер по просьбе писателя организовал несколько благотворительных фондов, которые спонсировали образовательные программы для афроамериканцев и для детей с инвалидностью.

Писателя несколько раз хоронили. После очередного некролога Марк Твен даже произнес ставшую крылатой фразу о том, что слухи о его кончине сильно преувеличены.

Умер он в 1910 году от приступа стенокардии. Известно, что родился он в год прохождения над землей кометы Галлея, «ушел» он также вместе с ней, так как в 1910 году она снова проходила мимо Земли (кстати, писатель фактически предсказал свою смерть).

Другие варианты биографии

  • Самое главное заключается в том, что историки и биографы долго спорили (и до сих пор спорят) о происхождении псевдонима «Марк Твен». Некоторые связывали его с терминами речной навигации. Другие считали, что данный псевдоним был взят писателем после прочтения романов Артемуса Уорда (главный герой одного из произведений как раз и носил имя Марк Твен).
  • Максим Горький и Александр Куприн очень любили творчество Марка Твена, считая, что оно формировало во многом взгляды американского общества, в том числе повлияло и на искоренение расовых предрассудков.
  • Краткая биография Марка Твена представляет определенный интерес для детей, так как произведения Марка Твена изучаются в 5-6 классах средней школы.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Марк Твен, краткая биография которого представлена в статье ниже, является известным писателем. Его любят и уважают по всему миру, он снискал славу своим талантом. Как проходили его дни, что важного случилось в его жизни? Ответы читайте ниже.

Немного о писателе

Произведения Марка Твена читают ещё в школе, так как они входят в обязательный курс. Все взрослые и молодые люди знают этого писателя, поэтому здесь будет представлена краткая биография Марка Твена для 5 класса, ведь примерно в это время дети знакомятся с его захватывающими книгами. Наш герой являлся не только писателем, но и человеком с активной жизненной позицией. Творчество его очень разнообразно и отображает жизненный путь - такой же насыщенный и разношерстный. Он писал во многих жанрах, начиная с сатиры и заканчивая философской фантастикой. В каждом из них он оставался верен гуманизму. На пике своей популярности считался одним из самых выдающихся американцев. Русские творцы отзывались о нём очень лестно: особенно Горький и Куприн. Прославился Твен благодаря своим двум книгам - «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

Детство

Марк Твен, краткая биография которого - тема нашей статьи, родился в штате Миссури, осенью 1845 года. Через некоторое время семья сменила место жительства, переехав в город Ганнибал. В своих книгах жителей этого города он описывал чаще всего. Вскоре умер глава семейства, и вся ответственность перешла на юных мальчиков. Старший брат занялся издательским делом, чтобы хоть как-то обеспечивать семью. - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) пытался внести свою лепту, поэтому подрабатывал у брата наборщиком текста, а позже - автором статей. Самые смелые и яркие статьи парень решался писать только тогда, когда его старший брат Орайон куда-то надолго уезжал.

Когда началась Гражданская война, Сэмюэл решил попробовать себя лоцманом на корабле. Вскоре он вернулся из плавания и решил уехать от ужасных событий войны как можно дальше. Будущий писатель часто повторял, что если бы не война, он посвятил бы всю свою жизнь работе лоцманом. В 1861 году отправляется на запад - туда, где добывают серебро. Не почувствовав истинного влечения к выбранному делу, он решает заняться журналистикой. Его берут работать в газету в Вирджинии, и тогда Клеменс начинает писать уже под своим псевдонимом.

Псевдоним

Настоящее имя нашего героя Сэмюэл Клеменс. Он рассказывал, что свой псевдоним придумал во время работы лоцманом на пароходе, используя термины из речной навигации. Дословно он означает «метка двойка». Есть и другая версия происхождения псевдонима. В 1861 году Артемус Уорд опубликовал юмористический рассказ про трёх моряков. Одного из них и звали М. Твеном. Самое интересно состоит в том, что С. Клеменес любил и часто публично читал произведения А. Уорда.

Успех

Биография Марка Твена (кратко) свидетельствует о том, что в 1860 году, после того, как автор побывал в Европе, он выпустил книгу под названием «Простаки за границей». Именно она принесла ему первую славу, а литературное общество Америки наконец-то обратило на молодого автора своё пристальное внимание.

Кроме писательства, чем ещё жил Марк Твен? Краткая биография для детей расскажет вам, что почти через десятилетие писатель влюбляется и переезжает в Хартворд к своей невесте. В этот же период времени он начинает критиковать американское общество в своих сатирических произведениях и читать лекции в учебных заведениях.

Биография Марка Твена на английском языке (кратко) поведает нам, что в 1976 году писатель издает книгу «Приключения Тома Сойера», которая в будущем приносит ему всемирную славу. Через 8 лет он пишет второе известное произведение под названием «Приключения Геккльберри Финна». Наиболее популярным историческим романом автора является «Принц и нищий».

Наука и другие интересы

Разве имеет какое-то отношения к науке Марк Твен? Краткая биография писателя просто невозможна без упоминания науки! Он очень интересовался новыми идеями и теориями. Его хорошим другом был Никола Тесла, с котором они вместе занимались некоторыми опытами. Известно, что два друга могли часами не выходить из лаборатории, занимаясь очередным экспериментом. В одной из своих книг писатель использовал богатое техническое описание, насыщенное мельчайшими деталями. Это свидетельствует о том, что он был не просто знаком с некоторыми терминами. На самом деле он владел глубинными знаниями во многих сферах.

Чем ещё увлекался Марк Твен? Краткая биография поведает вам о том, что он был прекрасным оратором и часто выступал на публике. Он умел буквально захватить дух у слушающих и не отпускать его до окончания своей речи. Понимая, какое влияние он может оказывать на людей и имея уже достаточное количество полезных связей, писатель занимался тем, что находил юные дарования и помогал им пробиться, проявить свой талант. К сожалению, большинство записей и лекций его публичных выступлений были попросту утрачены. Некоторые он сам запретил издавать.

Также Твен был масоном. В ложу "Полярная звезда" он вступил в Сент-Луисе весной 1861 года.

Последние годы

Самым тяжелым временем для писателя оказались его последние годы жизни. Складывается ощущение, что все беды решили навалиться на него в одночасье. На литературном поприще наблюдался упадок творческих сил, и одновременно с этим материальное положение быстро ухудшалось. После этого его постигло сильное горе: погибли жена Оливия Лэнгдон и трое из четверых детей. Удивительно, но М. Твен всё равно пытался не унывать и даже иногда шутил! Умер великий и талантливый писатель весной 1910 года от стенокардии.

Самюэль Ленгхорн Клеменс, известный читателям всего мира под именем Марка Твена, родился 30 ноября 1835 года в штате Миссури в крохотной деревушке Флорида.

Позднее его семья переехала в городок Ганнибал в том же штате. Марк Твен стал сотрудником газеты из-за нужды, которую испытывала его семья после смерти отца, мелкого юриста, неудачливого дельца, оставившего после себя множество долгов. Любовь к справедливости и чувство юмора Твен унаследовал от своей матушки Джейн Клеменс. Над которой горожане однажды решили подшутить, сказав, что она способна молиться за самого дьявола, на что та ответила, что дьявол просто величайший грешник и ничего страшного, если она помолится за успокоение его души.

«Твен, по собственному признанию, рос болезненным, вялым ребенком и первые семь лет своей жизни питался, главным образом, лекарствами. Как-то он спросил свою мать, которой шел уже восемьдесят восьмой год:

Наверно, ты все время беспокоилась за меня?

Да, все время.

Боялась, что я не выживу?

Миссис Клеменс, поразмыслив, ответила:

Нет, я боялась, что ты выживешь.»

В 1853 году, восемнадцати лет, Твен покинул родные места, он начал работать бродячим наборщиком. Подолгу нигде не задерживаясь, он бродяжничал четыре года и успел повидать не только Сент-Луис, столицу своего штата, но и крупнейшие промышленные и культурные центры США этих лет - Нью-Йорк, Филадельфию, Вашингтон.

Вернувшись из скитаний, двадцатидвухлетний Марк решил осуществить заветную мечту своего отрочества - стать лоцманом на Миссисипи. Он проплавал четыре года, два года лоцманским учеником ("щенком") и еще два года полноправным водителем речных пароходов. По заявлению Твена. Если бы негражданская война, он бы плавал свою свою жизнь. Так что можно сказать спасибо вражде северян и южан за столь ценный подарок.

Свою краткую автобиографию писатель представляет так: "Мне пришлось искать другого заработка, - вспоминал Твен позднее, обозревая свои ранние годы. - Я стал рудокопом в копях Невады, потом газетным репортером; потом золотоискателем в Калифорнии; потом газетчиком в Сан-Франциско; потом специальным корреспондентом на Сандвичевых островах; потом разъездным корреспондентом в Европе и на Востоке; потом носителем факела просвещения на лекторских подмостках, и, наконец, я стал книжным писакой и непоколебимым столпом среди других столпов Новой Англии".

Твен работал во множестве изданий. Одной из первых была "Territorial Enterprise" - газета Вирджинии-Сити, куда Твен уже посылал написанные между делом юмористические очерки из жизни старателей.

Так описал Альберт Пейн, биограф писателя, его первое появление в редакции "Энтерпрайз": "В душный августовский день изнуренный, покрытый дорожной пылью путник вошел, шатаясь, в помещение редакции "Энтерпрайз" и, скинув с плеча тюк с одеялом, тяжело опустился в кресло. Он был без пиджака, в выцветшей синей фланелевой рубашке. Порыжелая широкополая шляпа, револьвер у пояса, высокие сапоги с отворотами. Спутанные пряди каштановых волос падали на плечи незнакомца, борода цвета дубленой кожи закрывала грудь. Он прошел пешком сто тридцать миль, отделявшие старательский поселок Аврора от Вирджиния-Сити".

Твену было двадцать семь лет, и он начинал всерьез свою литературную деятельность.

Твен быстро выдвинулся как фельетонист "Enterprise". В 1864 он окончательно останавливается на литературном имени Марк Твен. Есть несколько версий, касающихся появления псевдонима:

1. Клеменс утверждал, что псевдоним «Марк Твен» был взят им в юности из терминов речной навигации. Тогда он был помощником лоцмана на Миссисипи, а выкрик «марк твен» (англ. mark twain, дословно -- «метка двойка») означал, что согласно отметке на лотлине достигнута минимальная глубина, пригодная для прохождения речных судов -- 2морских сажени (? 3,7 м).

2. Существует версия о литературном происхождении этого псевдонима: в 1861 году в журнале Vanity Fair вышел юмористический рассказ Артемуса Уорда «Северная звезда» о трёх моряках, одного из которых звали Марк Твен. А Сэмюэл как любил юмористический отдел этого журнала, так и читал в своих первыхстендап-выступлениях именно произведения Уорда.

3. Также есть мнение, что псевдоним был взят со времени весёлых деньков Твена на Западе: там говорили «Марк Твен!», когда, выпив двойной виски, не хотели платить сразу, а просили бармена записать на счёт.

Первая версия кажется мне наиболее правдоподобной, так как она была озвучена самим писателем, хотя две последующие тоже достаточно привлекают своим юмористическим подтекстом.

1865 год ознаменовался важнейшими переменами в литературной судьбе Марка Твена. Нью-йоркская газета "Saturday Press" напечатала его небольшой рассказ "Джим Смайли и его знаменитая скачущая лягушка из Калавераса", который представлял собой необыкновенно талантливую обработку калифорнийского фольклорно-юмористического материала. Рассказ имел бесспорный успех. Твен оставил поденную журналистику. Весной 1866 года он был командирован газетой «Сакраменто Юнион» на Гавайи. По ходу путешествия Твен должен был писать письма о своих приключениях. По возвращении в Сан-Франциско эти письма ждал оглушительный успех. Полковник Джон Мак Комб, издатель газеты «Альта Калифорния», предложил Твену поехать в турне по штату, читая увлекательные лекции. Лекции сразу же стали бешено популярны, и Твен исколесил весь штат, развлекая публику и собирая по доллару с каждого слушателя.

В июне 1867 году Твен, в качестве корреспондента «Alta California» и «New-York Tribune», отправился в Европу на пароходе «Квакер-Сити». В августе он посетил также и Одессу, Ялту и Севастополь. Письма, написанные Твеном во время путешествия по Европе и Азии, отправлялись им в редакцию и печатались в газете, а позже легли в основу книги «Простаки за границей».

Таким образом, мы видим, что с начала своей карьеры Твен не сидел на одном месте, он постоянно путешествовал, стремясь расширить свой кругозор. Да и герои его наиболее известных романов («Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий») не сидят на месте, в основу положены их скитания, по ходу которых разворачивается проблематика, интересующая писателя.

Как журналист, Марк Твен наиболее ярко предстаёт в своих рассказах «Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» и «Разнузданность журналистики». Все эти произведения были написаны в первый период творчества писателя, представленный в основном сатирической и юмористической прозой. Герой рассказа «Как я редактировал сельскохозяйственную газету» берётся за должность редактора газеты для фермеров, он ничего не смыслит в сельском хозяйстве, и не считает, что это необходимо в занимаемой им должности: «я четырнадцать лет работаю редактором и первый раз слышу, что человек должен что_то знать для того, чтобы редактировать газету». Таким образом, автор изображает невежду, который доводит до отчаянья настоящего редактора, нескольких фермеров, но тем не менее поднимает тираж издания. Твен глумится над очевидныой несуразицей: в газете пишут чепуху, а люди её читают, да ещё и с усилившимся интересом. Это сатира не только на работника редакции, но и на неразборчивых читателей. О последнем Твен говорит также в «Разнузданности печати»: «Общественное мнение, которое должно бы удерживать ее в рамках, печать сумела низвести до своего презренного уровня». Данное выступление Твена - разоблачение не только продажных журналистов и редакторов, но также и самого себя: «Не стоило бы в этом признаваться, но я и сам печатал злостные клеветнические статьи о разных людях и давно заслужил, чтобы меня за это повесили». Таким образом, писатель при помощи иронии, усилившейся и заметно озлобившейся только к последнему примеру - «Разнузданности печати», выявляет больные стороны американской печати второй половины 19-го века.

Журналистика в Теннесси.

Герой рассказа отправляется по рекомендации своего врача на юг, в Теннесси поправить здоровье. Там он поступает на службу в газету с настораживающим названием «Утренняя заря и боевой клич округа Джонсон». В редакции он видит эксцентричного редактора в одежде полувековой давности, само помещение оже не отличается привлекательностью: у стульев не хватает ножек, дверца у печки отваливается, а возглавляет всё это великолепие деревянный ящик с песком, усеянный окурками. Редактор поручает новичку задание: сделать обзор под названием «Дух теннессийской печати». Когда герой показывает результат работы, редактор остаётся недоволен, так как текст оказывается слишком скучен, не годен для читателей. После правки материал преобразился до неузнаваемости: его язык стал вульгарным, жаргонным, обыкновенные новости поданы нарочито сенсационно, а все лица, на которые ссылаются в текстах, неприглядно названы «лгунами», «ослами», «безмозглыми проходимцами». Мы понимаем, что за газетёнка перед нами, образец бульварной, жёлтой прессы. После в редакцию начинают приходить посетители, но их приём проходит довольно своеобразно: «Тут в окно с грохотом влетел кирпич, посыпались осколки, и меня порядком хватило по спине. Я посторонился; я начинал чувствовать, что я здесь лишний.

Редактор сказал:

Это, должно быть, полковник. Я его уже третий день жду. Сию минуту он и сам явится.

Он не ошибся. Минутой позже в дверях появился полковник с револьвером армейского образца в руке.

Он сказал:

Сэр, я, кажется, имею честь говорить с презренным трусом, который редактирует эту дрянную газетку?»

Далее редактор оставляет новичка на своём месте, даёт ему новое задание: « -- Джонс будет здесь в три -- отстегайте его плетью, Гиллспай, вероятно, зайдёт раньше -- вышвырните его из окна, Фергюссон заглянет к четырем -- застрелите его. На сегодня это, кажется, все. Если выберется свободное время, напишите о полиции статейку позабористее -- всыпьте главному инспектору, пускай почешется. Плётки лежат под столом, оружие в ящике, пули и порох вон там в углу, бинты и корпия в верхних ящиках шкафа».

Вот что из этого получается у нашего героя: «Он ушел. Я содрогнулся. После этого прошло всего каких-нибудь три часа, но мне пришлось столько пережить, что всякое спокойствие, всякая весёлость оставили меня навсегда. Гиллспай зашёл и выбросил меня из окна. Джонс тоже явился без опоздания, и только я было приготовился отстегать его, как он перехватил у меня плётку. В схватке с незнакомцем, который не значился в расписании, я потерял свой скальп. Другой незнакомец, по фамилии Томпсон, оставил от меня одно воспоминание».

Когда возвращается редактор, герой объявляет ему, что не намерен более сотрудничать с газетой, так как «Журналистика в Теннесси слишком живое дело».

Во времена Твена как раз зарождались и достигали своего расцвета такие «жёлтые» издания, как «Нью-Йорк Сан», «Нью-Йорк Геральд» Беннета и «Нью-Йорк Уорлд» Пулитцера. Местная же пресса перенимала черты «гигантов»: игра на читательских инстинктах, таких как самосохранение и секс, отсюда сенсационность и скандальность.

Нельзя не заметить своеобразный юмор рассказа. Это так называемый типичный американский юмор, которые зародился из фольклора, процветавшего на западных окраинах США. Этот фольклор отражал жизнь и нравы самобытной и примитивной, преимущественно фермерской цивилизации, формировавшейся в условиях суровой борьбы за существование. Юмор, рожденный на той основе, был "грубиянским" юмором. В середине XIX столетия молодая литературная школа на Западе стала пародировать его, создавая американскую юмористику, мало в чем соприкасавшуюся с современной европейской традицией. Стоит только сказать, что в поэтике американского юмора убийство рассматривалось как источник комических ситуаций, что для европейского юмора немыслимо.В повествовательной технике американского юмориста господствовали два популярных приема. В первую очередь это - гротескное преувеличение, гипербола, тяготеющая к комическому абсурду. В других случаях это вопиющая недомолвка, снова ведущая к рассчитанному на комический эффект несоответствию.

Поэтому обычная ругань в редакции превращается в массовые убийства и увечья, которые призваны не напугать читателя, а рассмешить. А смех призван помочь задуматься о настоящем, бедственном положении дел.

По-моему мнению, Твен был больше писателем, нежели журналистом. Чего только стоят созданные им мистификации «Окаменелый человек» и «Моё кровавое злодеяние», заведомо ложные материалы, которые высмеивают в первом случае повальное увлечение жителей Невады и калифорнии всякими окаменелостями, во втором случае шум вокруг Дейнского акционерного общества, которое «стряпало» дивиденды для поднятия собственных акций. Как бы ни были остроумны и очевидно поучительны эти материалы (Твен хотел, чтобы читатели напрягли мозг и заметили очевидный абсурдный характер материалов, а не верили на слово всему сенсационному, что подаётся на газетной полосе, но у него ничего не вышло), они принадлежали перу не журналиста, а писателя, который при помощи литературного приёма - мистификации пытается добиться своей цели. В «Разнузданности печати» Твен признаёт свою ошибку: «По собственному опыту я знаю, что журналисты склонны ко лжи. Несколько лет тому назад я сам ввел на Тихоокеанском побережье особый и весьма живописный вид вранья, и он до сих пор не выродился там.

Когда я читаю в газетах, что в Калифорнии прошел кровавый дождь и с неба падали лягушки, когда мне попадается сообщение о найденной в пустыне морской змее или о пещере, утыканной алмазами и изумрудами (и обязательно обнаруженной индейцем, который умер, не успев досказать, где эта пещера находится), то я говорю себе: "Ты породил это детище, ты и отвечай за газетные небылицы"».


Марк Твен (псевдоним; настоящее имя - Сэмюэл Ленгхорн Клеменс), американский писатель. Родился в 1835 г. в деревне Флорида, штат Миссури, в семье судьи. Детство провел в городке Ханнибал на реке Миссури. Когда его отец умер, он оставил школу и стал работать наборщиком в местных газетах. С 18 до 22 лет скитался по стране, затем стал лоцманом на Миссисипи. В 1861 г. Твен уехал на Дальний Запад, где был старателем на серебряных рудниках Невады и золотоискателем в Калифорнии. В это же время он попробовать себя в роли репортера газеты в Виргиния-Сити, где опубликовал ряд юмористических очерков и рассказов. В 1865 г. он отправился на пароходе в Европу и Палестину, посылая с дороги юмористические репортажи. Широкую известность получил рассказ Твена на фольклорный сюжет «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865). Посетив Францию, Италию, Грецию, Турцию, Крым и Святую Землю, возвратился в США. В 1869 г. издал сборник путевых очерков «Простаки за границей», который имел громадный успех.

В 1872 г. вышла автобиографическая книга «Закаленные» о людях и нравах Дикого Запада. Через три года Твен выпустил сборник своих лучших рассказов - «Старые и новые очерки», после чего его популярность еще более возросла. В 1876 г. он опубликовал «Приключения Тома Сойера», и т. к. книга имела грандиозный успех, в 1885 г. он издал продолжение: «Приключения Гекльберри Финна». Между двумя этими романами Твен выпустил еще одну автобиографическую книгу - «Жизнь на Миссисипи» (1883).

Всю жизнь Твена занимала проблема средневековья. Иерархическое общество прошлого представлялось ему гротескным. В 1882 г. он опубликовал повесть «Принц и нищий», а в 1889 г. увидел свет остропародийный роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
В начале 90-х гг. в жизни писателя настала тяжелая пора. Крах его издательской фирмы (1894) вынудил Твена много работать, предпринять годовое путешествие вокруг света (1895) с чтениями публичных лекций. Новый удар нанесла смерть дочери. Многие страницы, написанные Твеном в последние два десятилетия его жизни, пропитаны чувством горечи. Умер в 1910 г. в Рад-динге, штат Коннектикут.

АФОРИЗМЫ МАРКА ТВЕНА


  • Доброта - это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.
    Если вы говорите только правду, вам не нужно ни о чем помнить.
    Ни один человек не способен понять, что такое настоящая любовь, пока не проживет в браке четверть века.
    Один раз в жизни счастье стучит в дверь каждого, но часто этот каждый сидит в соседнем кабачке и не слышит стука.
    Персик был когда-то горьким миндалем, а цветная капуста - это обычная капуста, получившая позднее высшее образование.
    Не многие из нас могут вынести счастье - разумею, счастье ближнего.
    Нет большей вульгарности, чем чрезмерная утонченность.
    Правда - наше самое драгоценное состояние. Давайте бережно с ней обходиться.
    Человек был создан в последний день творения, когда Бог уже утомился.
    Человек - это единственное животное, которое краснеет или, при определенных обстоятельствах, должно краснеть.
    Люди, у которых свое горе, умеют утешать других.
    Мир, счастье, братство людей - вот что нужно нам на этом свете!
    Морщины должны только обозначать места, где раньше были улыбки.
    Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
    Шум ничего не доказывает. Курица, снесши яйцо, часто клохчет так, как будто она снесла небольшую планету.
    Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться.
    Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в возможность добиться чего-то значительного в жизни. Эта черта свойственна мелким душонкам.
    Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает.
    В мире много забавного; среди прочего - убеждение белого человека, что он - в меньшей степени дикарь, чем все другие дикари.
    Давайте жить так, чтобы даже гробовщик оплакивал нашу кончину.
    Когда сомневаетесь, говорите правду.
    Адам был счастливым человеком: когда ему в голову приходило что-нибудь смешное, он мог быть твердо уверен, что не повторяет чужих острот.
    Адам был человеком: он пожелал яблока с райского древа не потому, что оно было яблоко, а потому, что оно было запретным.
    Большинство писателей считают правду наиболее ценным своим достоянием - вот почему они так экономно ею пользуются.
    Кошка, раз усевшаяся на горячую плиту, больше не будет садиться на горячую плиту. И на холодную тоже.
    Лучший способ приободриться - подбодрить кого-нибудь другого.

Введение

Известный американский писатель Марк Твен родился в деревне Флорида, штат Миссури, в 1835 году. Марк Твен - лишь псевдоним Сэмюэля Лэнгхорна Клеменса, и первая заметка, подписанная знаменитым псевдонимом, относится к 1863 г.

Детские годы писателя прошли на Миссисипи, в городке Ганнибал, известном читателям всего мира под именем Санкт-Петербурга. Сэмюэль Клеменс происходил из семьи, чья судьба тесно переплелась с американским фронтиром - границей цивилизованных земель Америки. Ганнибал в ту пору был последним форпостом цивилизации, дальше шли почти неосвоенные земли. На другом бepегy Миссисипи начинались территории, свободные от рабовладения. Через Ганнибал пролегал путь переселенцев на Запад, путь рабов, которых везли по реке на хлопковые плантации в ее низовьях, и путь беглых невольников. История словно специально позаботилась о том, чтобы в этом захолустье наглядно выступили главные конфликты американской жизни прошлого столетия.

Сэмюэль Клеменс с детских лет работал учеником печатника, продавал газеты, водил пароходы по Миссисипи, работал секретарем у брата в штате Невада, в канцелярии губернатора, золотоискателем. Затем он приобщился к журналистике, а в 1867 году началась его карьера профессионального писателя. В 1888 году Клеменс закончил Йельский университет в Нью-Хэйвене (штат Коннектикут), там же получил почетный диплом доктора литературы, почетного представителя университета.

Марк Твен был представителем демократического направления литературы США, именно демократическое мироощущение Твена и помогло ему создать произведения, представляющие собой сплав достижений предшествующего искусства Америки, не став при этом подражателем авторитетам или простым продолжателем традиций.

В произведениях Твена возник полностью естественный синтез романтизма и реализма, составляющий одно из условий возникновения большого реалистического искусства. Его творчество, отчасти подготовленное и романтиками и реалистами 50-х годов, стало точкой скрещения разнородных художественных тенденций. Но романтизм был не "довеском" к реализму Твена, а органическим качеством его мировосприятия, определившим весь внутренний строй его произведений. Даже при поверхностном соприкосновении с ними ощущается, как и во всех явлениях высокого реализма, умение объединить "романтически прекрасное" с "реалистически повседневным", он сумел синтезировать эти понятия.

В произведениях Твена американский реализм обрел характерный для него художественный облик со всеми его определяющими чертами: гротескностью, символикой, метафоричностью, внутренним лиризмом и близостью к природе. Это произвело решающий сдвиг в художественном развитии Америки.

При этом наследник великих американских романтиков XIX в. был и их убежденным непримиримым противником. Борьба писателя с романтизмом носила на редкость целеустремленный и постоянный характер и продолжалась на протяжении всего его творческого пути. Причиной Твена послужило разное понимание главной задачи искусства - задачи воспроизведения жизненной правды. Вслед за романтиками он воспевал красоту "естественных", не изуродованных цивилизацией явлений жизни, разделял их ненависть ко всему фальшивому, искусственному, однако все эти черты он находил и в произведениях самих романтиков.

Подлинный сын своего народа, он обладал той ясностью взгляда, той конкретностью поэтического мышления, которая составляла характерную черту народного мироощущения. Поистине "у него был ясный взгляд на жизнь, и он лучше знал ее и меньше был введен в заблуждение ее показными сторонами, чем любой американец".

Связь Твена с трудовой Америкой, скрепленная жизненным опытом, уже с самого начала писательской деятельности определила живую силу его творческого воображения. Эти особенности мировосприятия и позволили автору взглянуть на свою страну глазами непредубежденного человека, чистыми и открытыми для новых идей.

Первая книга Марка Твена

Когда Твен стал репортером "Территории энтерпрайз", выходившей в столице Невады Вирджиния-Сити, ему открылась литературная дорога. Только в наше время были собраны все изданные там его заметки, фельетоны, очерки, скетчи, сценки. Именно в то время формируется юмор Твена - неповторимое и вместе с тем по сути своей глубоко американское художественное явление.

Твену достаточно быстро приелся юмор, рассчитанный лишь на вкусы не избалованных высокой литературой старателей да переселенцев. Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса на фоне такого юмора казалась Монбланом рядом с небольшими холмиками. В ней есть качество, которое напрасно было бы искать в анекдотах и небылицах, - это умение буквально двумя – тремя штрихами обрисовать не просто потешную ситуацию, а целый жизненный уклад, целый мир в его необычности. И это умение будет крепнуть у Твена от рассказа к рассказу, стремительно завоевывая ему известность лучшего юмориста Америки.

В то же время ему было необходимо, чтобы читатель и за самоочевидным, буйным и несдержанным гротеском видел достоверно описанную американскую жизнь со всей ее многокрасочностью. Он постарался сохранить тональность такой, какой она была в устном, не ведающем никакой литературной приглаженности изложении, он добивался, чтобы его рассказ прежде всего смешил.

Обложку самой первой его книги украшала огромная желтая лягушка, ярко выступающая на кремовом фоне переплета. Какова ее история? Откуда взялся сюжет о лягушке по имени Дэниел Уэбстер? Нашли несколько напечатанных вариантов этого рассказа. Но все же лягушку из Калавераса прославил не кто иной как Марк Твен. История вполне достоверна, ее можно было услышать в родных краях Твена или даже прочитать в газетах, издававшихся на периферии, на фронтите.

Джим Смайли проиграл на пари сорок долларов объявившемуся в Калаверасе незнакомцу, понадеявшись на удивительный талант Дэниела. Твен записал этот случай почти в точности так, как его не раз при нем излагали: незнакомец усомнился в способностях Дэниела, принял пари и, пока Смайли ловил для него другую лягушку, всыпал в пасть чемпиону пригоршню перепелиной дроби, так что бедная знаменитость не смогла сдвинуться с места. В общем-то печальная повесть об обманутом доверии и о прилежании, которое пошло прахом, но такова жизнь.

Есть особые приметы твеновского юмора, которые будут видны, если прочесть рассказ о лягушке по имени Дэниел Уэбстер внимательно. Но Твен представил этот случай, уместившийся на нескольких страницах, так, что тот смешит читателей вот уже второе столетие, и дело в неподражаемом юмористическом даре.

В этом рассказе Твена сохранена красочная атмосфера быта и нравов переселенцев. Мы отчетливо можем себе представить и этот поселок в несколько кривых улиц, уводящих в бескрайнюю прерию, и как попало одетых, давно не брившихся людей у входа в салун.

О самих лягушачьих скачках мы узнаем лишь под самый конец, а до этого Твен будет долго рассказывать о разных происшествиях из жизни Смайли. Твен? Нет, рассказывать будет некий Саймон Уилер, которому доверено вести повествование. Этот Уилер сам из Калавераса, он ее видел своими глазами и все запомнил.

Подтекстом этой ультракомической новеллы, представляющей собою обработку одного из анекдотических западных сюжетов, являлась антитеза "неотшлифованного" Запада и "прилизанного" Востока. За простодушным рассказом неуклюжего фронтирсмена Саймона Уилера, развлекающего своего слушателя-джентльмена бесхитростным повествованием о "подвигах" собак и лягушек, скрывалась мысль о существовании особого мира со своей неузаконенной шкалой ценностей, в принципе столь же законной, сколь и господствующая.

Намеком на это служили и имена героев. Дэниель Уэбстер - лягушка и Эндрью Джексон - собака являлись тезками известных государственных деятелей. Рассказ Уилера доказывает, что ему нет дела до этих знаменитостей. Излагая свою лягушачью эпопею, он "ни разу не улыбнулся, ни разу не нахмурился, ни разу не переменил того мягко журчащего тона, на который настроился с самой первой фразы, ни разу не проявил ни малейшего волнения; весь его рассказ был проникнут поразительной серьезностью и искренностью. Это ясно показало, мне, что он не видит в этой истории ничего смешного или забавного, относится к ней вовсе без шуток и считает своих героев ловкачами самого высокого полета".

В самом деле, так ли уж прост Саймон Уилер? Ведь, в сущности, в этом рассказе не один, а два повествователя - клоун и джентльмен, и неизвестно, кто из них подлинный "простак" и кто кого дурачит. Ясно лишь одно, что из двух рассказчиков фронтирсмен - более искусный. Он рассказывает лучше, ярче, сочнее и, так же как и автор, умеет видеть вещи и ощущать их внутреннюю жизнь. Иными словами, он говорит языком Марка Твена. Подобный способ изложения наталкивает читателя и на некоторые дополнительные выводы относительно характера как повествователя, так и слушателя.

Гротеск в ранних произведениях Твена

Искусство молодого Твена - это искусство гротеска. Но и гротеск бывает самый разный по своим формам, да и по сущности. На мнимой авторской серьезности основывается весь юмористический колорит рассказов молодого Марка Твена. В те времена считалось, что литература непременно должна быть возвышенной, глубокомысленной и подчеркивающей свое глубокомыслие, изысканной по языку, выстроенной в согласии со строгими правилами и законами художественного повествования. А у Твена попадались словечки грубоватые и просто жаргонные, изысканность осмеивалась беспощадно, и сам рассказ больше всего напоминал небылицу или анекдот.

Небылицы и анекдоты обязательно требовали преувеличений, обстоятельств, выдаваемых за подлинную, абсолютно достоверную реальность, явлений совершенно немыслимых, но почитаемых истинными в каждой своей подробности.

Мы читаем, как у коллежского асессора Ковалева исчез нос. Бедный Ковалев увидел свой нос - подумать только! - в экипаже, который катит по улице. А когда на почтовой станции подозрительного путника задержали, выяснилось, что нос уже успел обзавестись паспортом. Выдумка? Конечно. Все это чистая фантазия. Гоголь вовсе и не хочет, чтобы читатель даже на секунду заподозрил, будто имеет дело с событием, хоть отдаленно правдоподобным. Может быть, все это только страшный сон несчастного Ковалева, может быть, его бред, наваждение (“черт хотел подшутить надо мною”) или просто какая-то необъяснимая загадка природы. Для Гоголя это не так уж существенно. Важнее то, что вся жизнь, какой она представлена в “Носе”, нелепа и страшна до последнего предела, перевернута с ног на голову.


Top