Евгений онегин купить билеты в театр. Билеты на евгений онегин

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Damirus отзывы: 118 оценок: 138 рейтинг: 410

Два Онегиных, два Ленских и восемь балерин

Только что вернулись со спектакля в полном восторге. Все-таки, Театр им. Вахтангова - это всегда высокий уровень театрального искусства. "Пушкин", "Бесы", теперь вот - "Евгений Онегин" - мы всякий раз выходим под сильным впечатлением.
Прочтение Пушкина близкое к классике, - все, что не сказано стихами, постарались изобразить вообще без слов. Потрясающие выразительные находки при полном отсутствии декораций. Даже из зеркала на заднем плане выжали все возможные иллюзии и смыслы. А как Онегин "сыграл" на Ольге Лариной в сцене именин Татьяны? А как он переступал в буквальном смысле через женщин, которые ему попадались на жизненном пути? А сцена дуэли с Ленским? Без всякой скидки - это шедевр, а не спектакль.
Периодически повествование прерывается хореографическими и вокальными вставками - частично, чтобы позабавить зрителя, а частично для того, наверное, чтобы следующие сцены были более напряженными. Возможно, их можно было бы и подсократить немного, чтобы спектакль укладывался в заявленные 2 часа 45 минут, а не шел 3:45, как сейчас. Но скучно не было. Юмор не пошлый, вставки заставляют задуматься.
Да, забыл сказать - в спектакле целых два Онегина (взрослый - Сергей Маковецкий, и юный - Виктор Добронравов), и два Ленских: юный (Василий Симонов) и состарившийся призрачный в исполнении Олега Макарова. Еще блистает "вечно пьяный" автор - Владимир Вдовиченков и Танцмейстерша - Людмила Максакова, руководящая небольшой труппой из восьми прекрасных балерин. Татьяна (Ольга Лерман) и Ольга (Мария Волкова) только в одном экземпляре, но это нисколько не мешало - играли они потрясающе. Порадовал еще мальчик-репетитор танцев (Александр Солдаткин).
Главный вывод, который я сделал после спектакля - надо перечитать Пушкина. Что я там понимал, когда в школе готовился к уроку по этой поэме? Как вообще такую литературу дают в школе? Я понял, например, какой трагизм заложен в последнем монологе Татьяны только тогда, когда этот монолог прочитала Ольга Лерман ТАК, что слезы на глаза наворачиваются.
В общем, читайте классику, сходите на спектакль - очень рекомендую.

Сережа Пузанов отзывы: 2 оценок: 2 рейтинг: 10

Пришли в хорошем настроении смотреть русскую классику, отдали 12 тысяч за 2 билета. Хуже спектакля мы еще не видели, и вообще мы ничего хуже в своей жизни не видели. Распишу по пунткам:

1. Маковецкий словно понимал, в каком ужасе он играет, и оттого играл жутко паршиво.
2. Татьяна похожа на затасканную уличную девку, у которой начался жесткий отходняк - таскает лавочки, бросает скамейки, прессует няню и кричит нечеловеческим голосом.
3. Зачем там вообще нужен Вдовиченков? Почему он пьяный и почему ему забыли сообщить, что съемки Бумера уже закончились? Почему он все время орет на максимуме своих возможностей? Откуда столько ненависти и злобы в милейших строчках романа?
4 - Зачем розовый заяц с огромным задом? Зачем бесконечные уроки хореографии и 10 балерин? Зачем столько лишних песен и почему Ольга играет на баяне? Словно актеры отказались учить слишком много текста и время спектакля пришлось чем-то забить.
5 - Почему зрители аплодировали стоя после каждого пронзающего крика Вдовиченкова? Почему кричали от восторга по завершению спектакля? Откуда такие восторженные рецензии и такая высокая средняя оценка???

Итог: Смотреть это нельзя. Либо режиссер - психопат с маниакальной депрессией, либо он выпустил всех на сцену и попросил поиздеваться над залом. Есть и еще вариант - все они понимают, какие дегенераты приходят в театр, и делают все специально так, чтобы народные массы это схавали.

Александра отзывы: 89 оценок: 153 рейтинг: 137

Прекрасно. Потрясающе. Необыкновенно.
Музыка! Прошло уже полгода после спектакля, а я все еще слышу ее, когда говорят "Евгений Онегин в Вахатнгова" и она все также потрясает меня. Любимый театр продолжает радовать и один полюбившийся спектакль сменяет другой. Хочу, чтобы и далее так продолжалось)
Два Онегина органично смотрятся в действии. Когда одному жалко Татьяну, эстафету перенимает другой, а тот, сожалеющий, смотрит на себя со стороны. Ведь так и есть! И у великого русского писателя их два: один молодой и холодный, другой, умудренный жизнью и раскаивающийся.
Понравилась Татьяна. Ее прочтение письма тронуло до глубины души и проняло до слез. Сцена с няней перед написанием письма знакома не понаслышке каждой женщине) Она проста и понятна, в то же время умилительна и одновременно комична)
В целом, в спектакле присутствует юмор, который местами помогает снять внутреннее напряжение и немного расслабиться. Ну а финальная сцена вообще войдет в историю. Ее образ на фоне всепроникающей музыки - визитная карточка этого спектакля.

Nataly Zelenskaya отзывы: 111 оценок: 134 рейтинг: 48

Я очень люблю произведения Пушкина, а "Евгений Онегин" мой любимый роман, перечитанный неоднократно. Ощущения от увиденного можно охарактеризовать "день в психиатрической больнице", где душевнобольные люди вообразили себя героями романа. Полный неадекват. Отсутствие декораций и костюмов полбеды. Американцы в данном случае со своими "комиксами" по мотивам русской классики просто отдыхают. Туминас переплюнул. Боже упаси, увидеть такое творение школьникам. Хотя... все же местами, когда читались отрывки из романа, можно было отдохнуть от происходящего на сцене и насладиться классикой.

Дмитрий Петров отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Я оцениваю спектакли. фильмы, книги и другие произведения искусства непрофессионально. Если внутри меня рождается какая-нибудь ответная эмоция, будь то улыбка, печаль, недоумение, сочувствие, я полагаю, что не зря сходил на выставку, в театр или музей.
Очень хорошим, отличным мне представляется творение, которое вызывает множество эмоций, ведет меня через весь спектр чувств, мне доступных. Тогда я иду на спектакль вторично, перечитываю книгу, смотрю много раз давно знакомый фильм.
Спектакль Римаса Туминаса "Евгений Онегин", который мне посчастливилось недавно посмотреть, именно так на меня и подействовал: от смеха и цинизма до любовных переживаний и восхищения Татьяной. В общем, я взрыв эмоций.

Считается, что Ф.М.Достоевскому потребовалось целое семейство Карамазовых, чтобы описать нюансы характера русского человека - невозможно литературными средствами раскрыть перед читателем такой сложный предмет, как русская душа, используя только один персонаж.
Подобный же прием применяет Римас Туминас в спектакле. На сцене два Онегиных (молодой и пожилой) и два Ленских (живой и, скорее, мертвый). Их перекрестные диалоги раскрывают перед зрителем роман совершенно по-новому. Заслуга режиссёра, в данном случае, ещё и в том, что он практически не отступает от текста А.С.Пушкина и, тем не менее, являет нам совершенно новое его прочтение.
Герои, которые в романе упоминаются мельком - Странница с домрой, Гусар в отставке - занимают на сцене ведущее место, но их появление на сцене очень органично и усиливает атмосферу русского уклада жизни и в усадьбе и в столице.
Как всегда у Туминаса много режиссерских находок и зритель не скучает при смене картин, действие развивается и без текста. Как и Маскарад, спектакль снежный, только, вместо пушистого новогоднего снегопада, здесь метёт февральская вьюга.
Не очень понятно появление в конце спектакля персонажа совершенно гейского типа, от него ни тепло спектаклю, ни холодно. Думаю, этот персонаж позволил театру маркировать спектакль, как 18+. Во-первых, как маркетинговый ход, чтобы повысить интерес у совершеннолетней публики. Во-вторых, школьникам на спектакле, я думаю, делать совершенно нечего, т.к., разница между пониманием романа школьной программой и Туминасом радикальна. Вредно для ЕГЭ.

В общем, спектакль удивительный, смотреть его стоит, расцветёте букетом эмоций. Советую перелистать роман перед представлением. Мне его пришлось перечитывать после спектакля.

Сначала, еще перед закрытым занавесом, возникает музыка Фаустаса Латенаса – оглушающая, как вспышка свето-шумовой гранаты, будто взрыв метеорита над Челябинском. Удар звуковой волны – и тишина. И открывается типичная туминосовская пустая сцена (сценография – Адомас Яцовскис). Почти пустая. Преобладающий цвет – черный. Жизнь, погруженная в ночь. B смерть.

И зеркало во весь задник. Будто оживший «черный квадрат». Покачивающийся, втягивающий в себя, как в черную дыру, всех, кто будет сметен со сцены… Это колеблющееся зеркало – как постаревший, почерневший занавес из любимовского «Гамлета». Он теперь живет на задворках, но так же страшен и неумолим. И одновременно, на сцене декорация, которая идеально подошла бы для спектакля Константина Треплева в «Чайке». (Чеховское «вишневое» настроение прощания со «старой» Россией очень заметно в ЕО Туминаса.) Так и кажется, что вот-вот появится Нина Заречная и скажет: «Как пленник, брошенный в пустой глубокий колодец, я не знаю, где я и что меня ждет. Холодно, холодно, холодно. Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно… (на фоне озера показываются две красных точки) Вот приближается мой могучий противник, дьявол. Я вижу его страшные, багровые глаза...»

И появляется… Евгений Онегин. Жуткий, инфернальный и старый. Мстительный злой дух.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызет.

Это первые слова спектакля. Его лейтмотив. «Все жизни, все жизни, все жизни, свершив печальный круг, угасли...» Онегин Сергея Маковецкого – уставший от жизни человек. Который тоже явно завершает свой круг жизни и никак не может отделаться от гложущих душу воспоминаний. Совершенно неправильно говорить: ну как же, а где же хрестоматийное начало? - «Мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» Где со школы заученное наизусть? - «Какое низкое коварство//Полуживого забавлять,//Ему подушки поправлять,//Печально подносить лекарство,//Вздыхать и думать про себя://Когда же черт возьмет тебя!»

Вот же он, этот «дядя», перед вами! Онегин Маковецкого как раз тот самый полуживой дядя в ожидании чёрта. Круг замкнут. Всё вернулось на круги своя.

ЕО Туминаса особый. Здесь все – призрачная система отражений и отголосков. Здесь вторая реальность – отражение в зеркале – часто важнее первой. Здесь оттенок важнее тона. Кто здесь настоящий – а кто тень, видение? Кто там во плоти, с жилами и кровью? Скорее надо говорить о «бесплотности» спектакля – все многочисленные девушки танцкласса (во главе с блистательной Анной Антоновой) больше наяды, русалки, феи чем реальные танцовщицы. И это же относится к их повелительнице, названной в программке танцмейстером, от чего кипучая Людмила Максакова всячески открещивается, считая это определение слишком узким, бытовым. Она, конечно, другая. То белый, добрый лебедь – Одетта, то черный лебедь Одиллия - вестник смерти и символ погибшей любви (в последней сцене). И она же иногда не то добрая старушка-богомолка, не то страшная черная женщина из «Норд-оста».

Поэтому скажу больше: на сцену выведены не персонажи романа Пушкина, а их души – бестелесные души.

И все же. Все мы знаем – «веселое имя Пушкин». Да и сам ЕО в особой мрачности не упрекнешь – «энциклопедия» не может быть мрачной. Почему же Туминас исключает все светлое и лирическое, все эти «сады Лицея» и в «Летний сад гулять водил», и оставляет заведомо мрачную палитру? «Всегда нахмурен, молчалив,//Сердит и холодно-ревнив». Так можно сказать не только про Онегина, но и про весь спектакль.

Пора сказать самое главное. Концептуально спектакль строится вокруг только одного эпизода романа, являясь, по сути, инсценировкой лишь этого небольшого фрагмента пятой главы. Основа всего спектакля, его смысловое ядро – так называемый «страшный сон Татьяны». И дело не только в том, что этот сон вынесен в одну из кульминационных сцен ЕО Туминаса, где нас ждет настоящий бенефис великой Юлии Борисовой, в помощь которой из вышних сфер прислан сам Иннокентий Смоктуновский, - а в том, что весь спектакль построен на этом сне, который «прорастает» почти в каждой его сцене. Из этого сна тянутся все нити. Ведь мрачная полупустая сцена - не только оживший «черный квадрат» или колдовская декорация к спектаклю Треплева, но и заставка, сгущенная атмосфера тех самых «сновидческих» строк: «И снится чудный сон Татьяне.//Ей снится, будто бы она//Идет по снеговой поляне,//Печальной мглой окружена…» И дальше: «Две жердочки, склеены льдиной,//Дрожащий, гибельный мосток…»

Далее – во сне – «большой, взъерошенный медведь…» «…лапу с острыми когтями ей протянул». И этот медведь будет преследовать Татьяну (Ольга Лерман) до конца, и уже не во сне овладеет ею и сделает своей женой. Эта встреча будет материализована в финале, в котором Татьяна танцует с чучелом огромного бурового мишки. Да и сам Князь, за которого выйдет Ларина, - Юрий Шлыков, корпулентный, с бакенбардами и с тяжеловесной, "гордой”, но косолапой походкой – вылитый «Генерал Топтыгин» из стихотворения Некрасова - разве не напоминает того медведя из страшного сна?

Далее. Вот Татьяна решает подсмотреть в дверь, за которой находится Онегин в окружении чудовищ: «И, любопытная, теперь// Немного растворила дверь...// Вдруг ветер дунул, загашая//Огонь светильников ночных». Но ведь точно так же Туминас ставит и сцену свидания Онегина с Татьяной – с ветром и ураганом!

И наконец – последние строки сна: «вдруг Евгений//Хватает длинный нож, и вмиг// Повержен Ленский». Но именно так Туминас и расправляется с Ленским в сцене дуэли! Там Онегин действительно не убил, а зарезал Ленского!

Как только рецензенты не объясняли двух Онегиных и двух Ленских постановки Туминаса. Можно, конечно, считать (и это тоже верно!), что режиссер хотел вывести пожившего, умудренного опытом, постаревшего Онегина, чтобы столкнуть его в воспоминаниях с Онегиным молодым (Виктор Добронравов). И представить не только «романного» Ленского (Василий Симонов), но и Ленского (Олег Макаров), каким тот мог бы стать, не случись та самая дуэль.

Но, на мой взгляд, «раздвоение» Онегина и Ленского – это тоже «последствия» прочтения романа в русле одного только эпизода. Молодые герои – из сна. А пожилые и пожившие – из романа.

Но этот ключевой для ЕО Туминаса сон предшествует в каноническом тексте сцене святочных гаданий Татьяны и Ольги (Мария Волкова). Почему-то никто не обратил внимание на то, что спектакль получился агрессивно языческим. Я специально спрашивал многих зрителей: а какие собственно черты православного антуража (и даже чего-то сугубо христианского), определяющего глубоко религиозную пушкинскую эпоху, - иконы, кресты, свечи, лампады, молитвы – они заметили в этом спектакле. Ответ – никаких. Там никто ни разу не перекрестился – даже в сцене венчания Татьяны и Князя. В общем-то неслыханное дело для спектакля, сделанного по «энциклопедии» эпохи! Как раз в той самой сцене обручения светильник у условного алтаря дан зрителям только в отражении. Он вроде бы и есть, а вроде бы его и нет. Перед нами бесцерковный (внецерковный) мир, абсолютно атеистический и уж вовсе не православный. Несмотря на хрестоматийное «и стаи галок на крестах» (в романе, но не в спектакле). Так и кажется – вынесут на авансцену лампаду, кто-нибудь перекрестится – и чары демонов, черных людей, мефистофельского Онегина – исчезнут и все герои, обратившись в чудищ из страшного сна Татьяны, полезут прочь из театрального храма, как из церкви в гоголевском «Вие».

Но и тут Римас Туминас не покривил против правды. Как писал русский философ Иван Ильин, беда Онегина в том, что он «существовал на сквозняке между небом и преисподней, а его опыт был опытом жизни без Бога, без веры. Бог не служил для Онегина ни регулятивным, ни объяснительным принципом».

Вот этот мотив: «Россия – страна, где был убит Бог», возникал у меня в голове всякий раз, когда я задумывался о той или иной важной сцене спектакля. Но это происходило не потому, что Туминас пытался каким-то образом проиллюстрировать слова уже современного исследователя: «…в Онегине лишь едва проклюнулся росток того атеизма-демонизма, который потом распустится ярким и страшным цветком в образе Ставрогина, засверкает зловещими красками на полотнах полубезумного Врубеля, а еще позднее рассеет семена богоборческих сумасшествий едва ли не по всему русскому тексту и по просторам всей русской земли. Они взойдут диким бурьяном бешеного богоненавистничества…» (Владислав Бачинин). А потому, что постоянно задумываешься о могуществе образных рядов режиссера, который, казалось бы, не делая ничего, чтобы осовременить свой спектакль, легко выводит меня из состояния простого восторженного созерцания и умело «расчесывает» самые печальные мои «зарубки», относящиеся к истории России всех ее послепушкинских почти двухсот лет.

Вот, например, первая сцена посещения Онегиным усадьбы Лариных. Как предать простоту, но в то же время душевность сельских нравов, особую домашность и милость ларинского быта? И Онегина начинают беспрерывно поить брусничной водой. Но упомянутая и у Пушкина деталь здесь превращается в целую многосерийную эпопею: Евгению подносят один кувшин, другой, третий – он пьет, но не сдается. Ну, почему, скажите мне, почему я вспоминаю здесь сцену из шолоховской «Судьбы человека» (1), относящуюся… к немецкому концлагерю? Да, и там происходит такая же проверка героя «на вшивость». Но если Онегину грозит лишь расстройство желудка («Боюсь: брусничная вода//Мне не наделала б вреда»), то Соколову грозит уже смерть…

А как передать простодушный, чуть провинциальный, наивный семейный праздник – именины Татьяны? Чтобы стало тепло и знакомо? И появляется Ольга с аккордеоном (о котором, разумеется, сам Пушкин и слыхом не слыхивал) – как массовик-затейник из «Жизни отдыхающих» Николая Губенко. Помните там Ролана Быкова с аккордеоном?
Да и сам концерт на именинах сделан смешным и провокативным – все время ждешь Пласидо Доминго или Хворостовского, а раз за разом появляются всякие доморощенные Кобзоны и Трофимы.

И постепенно чувствуешь, что все эти ассоциации охватывают всю историю России, все ее темные и светлые стороны. Вот, например, придуманный «Гусар в отставке» в исполнении Владимира Вдовиченкова, появляющийся «как беззаконная комета//В кругу расчисленном светил». «Вдовиченкову придумана отличная роль. Отставной гусар со щетиной (когда и вполпьяна), похожий более на генерала Чарноту на константинопольском Гран-базаре» (Елена Дьякова).

Даже самые невинные сцены в ЕО Туминаса почему-то несут за собой непостижимый шлейф совершенно убийственных ассоциаций. Вот девушки садятся в возок и отправляются на ярмарку невест в Москву. Но вот мы заглядываем внутрь – и перед нами возникает… внутренность прямо-таки какого-то тюремного столыпинского вагона. «Деревенских девушек загоняют в огромную карету, словно арестантов в теплушку, а заколачивают в нее и вовсе будто в гроб»(Роман Должанский). «И почудится, что не Татьяна, а вся Россия тронулась по ссыльному, вечному своему тракту в безнадежье»(Алена Карась). «Дверь «кареты» заколачивают, что тот чеховский дом, где забыли Фирса» (Наталия Каминская).

Боже ты мой – ужас какой! А всего-то девушки поехали за женихами! И так у Туминаса все три с половиной часа!

А сцена расставания с косами? В Москве девушкам отстригают их прекрасные волосы, чтобы сделать им прически по последней светской моде. А мне с моим извращенным воображением мерещится пострижение в солдатки девиц из будущего женского батальона, защищавшего Зимний в октябре 1917 года...

А прием реализованных метафор! Как поразительно передана смерть отца сестер Лариных. Он стоит, оглядывается, пытается поймать взгляды окружающих, но все отводят глаза, и он понимает, что.. он прямо осязаемо становится чужим, отдаляется от всех. Но уходить не хочет, немного упирается, но все же сопровождающая духов – все та же Максакова – строго берет его за руку и медленно уводит в тьму, в небытие. Вот она реализация метафоры, заменяющей формулировку «он умер». Отец Лариной именно «ушел». Ушел туда, откуда сами понимаете… Это – гениально!

Вообще мастерство Туминаса потрясает. Вот сцена ухаживания Онегиным за Ольгой назло Ленскому. Совсем недавно в другом театре я наблюдал сцену соблазнения. По пьесе ловелас-развратник соблазняет 14-летнюю девочку. И как же ужасно эта сцена поставлена! Там был и расстегнутый ремень и чуть ли не спущенные брюки и прочее, не менее эстетически неприятное. А здесь на глазах всего честного народа над Ольгой чуть ли не надругались – и при этом никакой пошлости, пошлых подробностей и пошлой игры. И эта свисающая использованным презервативом (фантазия, фантазия, моя больная фантазия!) перчатка из уст Ольги навсегда мне запомнится…

А уж каков ассоциативный шлейф у кульминационной сцены дуэли! Во-первых, когда секунданты начинают долго и методично утаптывать полянку для дуэли – а делается это с какой-то жуткой обстоятельностью и мрачной силой – ну невозможно не напридумать себе ужасов – от затаптывания рва, со сброшенными туда еще живыми людьми, до самой простой метафоры, символизирующей растоптанную Россию… Во-вторых, о чем я уже говорил, – Онегин здесь не убивает, а закалывает Ленского. Можно сказать – поднимает на вилы (ох, уж тут все крестьянские бунты – от Пугачева до послереволюционного тамбовского Антонова). В-третьих, погибший Ленский остается в позе не убитого, а скорее повешенного (ну, тут даже страшно перечислять варианты - тут и повешенные декабристы и замученный где-нибудь в Крымском ЧК русский офицер). И, наконец, последнее. Обнаженного до пояса Ленского увозят чуть ли не на детских санках – почти как умершего в блокаду ленинградца, которого везут на Волково кладбище или Пискаревку…

Именно эта сцена – кульминационная. Высочайшей силы и энергии. А затем… Спектакль словно по мановению волшебной палочки начинает буксовать, а затем просто замирает. Словно из него выскакивает какая-то важная пружина и действие останавливается. И оставшиеся сцены, конечно, любопытны и по своему содержательны, но сделаны скорее только потому, что требовалось как-то довести рассказ до конца. Отсюда и пустая, не подкрепленная замыслом, красивость – качели и вставные номера – милые, но пустые (зайчик). А уж финальное объяснение Онегина и Татьяны выглядит вообще трагической неудачей спектакля – так академично, с нажимом, играют ее неузнаваемые Маковецкий и Лерман…

Как не крутите, но получился спектакль о бесах. Нет, не о бесах. О черных людях. Которые приходят к каждому, и мы гоним их, а оказывается, что гоним свое отражение в зеркале. Получился спектакль о человеческих страданиях и несчастьях, лишь изредка скрашиваемых чем-то добрым, о крестном пути России, о России без бога – нет, не так, - о россии без Бога. Спектакль Римаса Туминаса оказался страшной энциклопедией русского будущего – со всеми его ужасами и кошмарами.

(1) «Он встал и говорит: "Я окажу тебе великую честь, сейчас лично
расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и
распишешься". - "Воля ваша", - говорю ему. Он постоял, подумал, а потом
кинул пистолет на стол и наливает полный стакан шнапса, кусочек хлеба взял,
положил на него ломтик сала и все это подает мне и говорит: "Перед смертью
выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия".
Я было из его рук и стакан взял, и закуску, но как только услыхал эти
слова, - меня будто огнем обожгло! Думаю про себя: "Чтобы я, русский солдат,
да стал пить за победу немецкого оружия?! А кое-чего ты не хочешь, герр
комендант? Один черт мне умирать, так провались ты пропадом со своей
водкой!"
Поставил я стакан на стол, закуску положил и говорю: "Благодарствую за
угощение, но я непьющий". Он улыбается: "Не хочешь пить за нашу победу? В
таком случае выпей за свою погибель". А что мне было терять? "За свою
погибель и избавление от мук я выпью", - говорю ему. С тем взял стакан и в
два глотка вылил его в себя, а закуску не тронул, вежливенько вытер губы
ладонью и говорю: "Благодарствую за угощение. Я готов, герр комендант,
пойдемте, распишете меня".
Но он смотрит внимательно так и говорит: "Ты хоть закуси перед
смертью". Я ему на это отвечаю: "Я после первого стакана не закусываю".
Наливает он второй, подает мне. Выпил я и второй и опять же закуску не
трогаю, на отвагу бью, думаю: "Хоть напьюсь перед тем, как во двор идти, с
жизнью расставаться". Высоко поднял комендант свои белые брови, спрашивает:
"Что же не закусываешь, русс Иван? Не стесняйся!" А я ему свое: "Извините,
герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать". Надул он
щеки, фыркнул, а потом как захохочет и сквозь смех что-то быстро говорит
по-немецки: видно, переводит мои слова друзьям. Те тоже рассмеялись,
стульями задвигали, поворачиваются ко мне мордами и уже, замечаю, как-то
иначе на меня поглядывают, вроде помягче.
Наливает мне комендант третий стакан, а у самого руки трясутся от
смеха. Этот стакан я выпил врастяжку, откусил маленький кусочек хлеба,
остаток положил на стол. Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я
и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня
есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не
превратили, как ни старались.
После этого комендант стал серьезный с виду, поправил у себя на груди
два железных креста, вышел из-за стола безоружный и говорит: "Вот что,
Соколов, ты - настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я - тоже солдат и
уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня
наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это
для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в
свой блок, а это тебе за смелость", - и подает мне со стола небольшую
буханку хлеба и кусок сала.
Прижал я хлеб к себе изо всей силы, сало в левой руке держу и до того
растерялся от такого неожиданного поворота, что и спасибо не сказал, сделал
налево кругом, иду к выходу, а сам думаю: "Засветит он мне сейчас промеж
лопаток, и не донесу ребятам этих харчей". Нет, обошлось. И на этот раз
смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло...»

Михаил Шолохов, «Судьба человека».


Режиссер - Римас Туминас. Он давно в России живет, однако впечатление от его спектакля примерно такое же, как от постановок глубоко иностранных режиссеров оперы "Евгений Онегин". Не спасает ни великая Юлия борисова, ни замечательная Людмила Максакова, ни тем более матерый Маковецкий. Ни прочие хорошие актеры, которые в театре имени Вахтангова еще остались.
Но в целом режиссер, по-моему, не очень хорошо понимает, что он ставит. Да и зачем он это ставит - тоже не понимает. Зрительский успех спектакля в данном случае никакого значения не имеет, сразу выносим за скобки.
Мадемуазель Крегжде, литвиночка, любимая актриса Туминаса, в принципе хороша, Крессида она превосходная, лучше некуда, но тут она не очень годится. Хотя она симпатичная. Да впрочем, дело не в ней.
Два Онегина, Ленских тоже двое - прием не новый, многократно использованный в свое время Юрием Любимовым.
Главное - это спектакль иностранного режиссера. Хорошего, добротного, профессионального режиссера. Но... Не в этом дело.
Вот Рэйф Фанйс, уж совсем иностранный режиссер, снял прекрасный фильм по "Онегину", почти без недостатков. И он намного тоньше и глубже почувствовал стихию, тональность и поэтику пушкинского романа в стихах. Туминас, увы, проскользил по поверхности.

В спектакле есть сильные решения отдельных сцен - дуэль Онегина с Ленским, например. Или зимнее путешествие Татьяны в Москву - очень красиво оформлено.
Но есть слишком много странной суеты и мишуры, какие-то девушки-балерины в пачках во главе с дамой-танцмейстером. Татьяна зачем-то то и дело таскает по сцене то скамейку, то кровать, и таким образом как бы выражает свои чуйства. Ольга постоянно ходит с баяном (?). Есть и другие примитивные, лобовые режиссерские ходы. Так, сватовство "толстого генерала" (у Пушкина он не имеет фамилии) к Татьяне выражено в совместном поедании банки с вареньем (может, это литовский свадебный обычай?). Много бессмысленных интермедий - с зайчиком, со срезанием кос девушкам в пачках (что это? зачем? О чем и к чему?).
И в самом конце Татьяна чересчур визгливо и истерично кричит, что она "другому отдана и будет век ему верна". Не верится, уж простите, в такую верность на грани самоистязания.
В спектакле нет главного - Пушкина (хотя вставлены некоторые его стихотваорения, не имеющие отношения к "Онегину"). Получилась вампука. Красивая, яркая, местами интересная. Но все равно вампука, уж извините.
Еще

Вот, сами можете посмотреть

Ирине Петровне (12.04.2016) и всем, кто, к сожалению, не понял…
Уважаемая Ирина Петровна, Вы меня страшно огорчили и удивили.
Я искренне не понимаю, ЧТО в спектакле могло Вас обидеть так, что Вы употребили столь негативные выражения, ЧТО могло Вас так оскорбить? Намеренно не повторяю ваших выражений, потому что всё есть неправда!
Римас Туминас рожден русской матерью - староверкой, вышедшей замуж по большой любви за литовца. Получил образование в Москве. И, хотя сам он себя считает литовцем, русский язык и русская литература, так же как и Вам, ему родные. Смотрите его интервью. В интернете их легко найти. Это очень тонкий и, во всех отношениях, достойный человек! Злобствовать и писать совершенно несправедливые слова просто стыдно.
«Евгений Онегин» Туминаса – фантазия талантливейшего режиссера, построенная на символах и ассоциациях. Но важно, с каким внутренним багажом знаний и жизненного опыта зритель приходит в театр, ЧТО СПОСОБЕН увидеть. У каждого свои знания и ассоциации, а значит и "Евгений Онегин" свой.
Что увидела я? Спектакль, поставленный с большой любовью к русской литературе и глубоким ее знанием, рассчитанный на умного, думающего, читающего и вчитывающегося зрителя.
Первую главу романа Пушкин в своих записках назвал «Хандра». «Но был ли счастлив мой Евгений?» Нет, «рано чувства в нем остыли...», и «...ничто не трогало его...». Это симптомы душевного недуга. Какого? Пушкин называет его «русской хандрой», подобной «английскому сплину». Это состояние - доминанта в характере Онегина. Странница с домрой (не с балалайкой) – это и есть «русская хандра» Онегина, вечная его спутница.
Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.
Вот она вполне зримо и бродит за Онегиным. Сравните: странница (по программке театра) – спутница. Хотя, Я ее окрестила «Судьба - Злодейка». И в этом тоже, наверное, есть доля правды. Когда Онегин собирается идти на именины к Лариным, Странница отрицательно качает головой, не советует, предостерегает. Оплакивает Ленского. И перед встречей Татьяны с израненным генералом она катает инвалида в коляске, предвещая Татьяне суженого «…муж в сраженьях изувечен…» Когда Онегина настигает любовь, Странница-хандра исчезает со сцены.
В спектакле главные персонажи раздвоились, «отражаясь» в огромном зеркале на заднике сцены, второстепенные - имеют несколько ипостасей. Думаю, идея с зеркалом родилась, потому что сюжет романа построен по принципу зеркальной симметрии. Упрощенно: письмо Татьяны - монолог Онегина; письмо Онегина-монолог Татьяны, зеркально-симметричная трансформация чувств героев; сон Татьяны – вещий, сон Онегина – воспоминание и т.д. Cцена дуэли проигрывается дважды, усиливая воздействие. Это центр симметрии. Дуэль – точка, где переворачиваются судьбы всех героев.
У Пушкина в романе много ироничных отступлений. Почему бы и режиссеру немного не добавить иронии и юмора в спектакль? Так проходная у Пушкина фраза «…Боюсь: брусничная вода/ Мне не наделала б вреда» у Туминаса стала целой иронично- юмористической сценкой. Кто из нас обратил в школе на эту фразу внимание? Я ее теперь запомню на всю жизнь! Как прелестно обыграны кокетливые слова Пушкина «Но вот/Неполный, слабый перевод…» о хрестоматийном письме Татьяны.
Про Зайчика. Известна легенда о том, что заяц перебежал дорогу суеверному Пушкину, ехавшему в Петербург. Он вернулся и тем самым, возможно, избежал судьбы (опять она, Злодейка) друзей-декабристов. Возможно. У меня же Зайчик родил другие ассоциации: детство, любимая считалочка «Раз, два, три, четыре, пять./ Вышел зайчик погулять./ Вдруг охотник выбегает,/ прямо в зайчика стреляет…» Ну там всё хорошо закончилось. Впрочем, как и в спектакле. По-моему, сцена поставлена очаровательно.
Ну что еще Вас смущает? Да, валенки! Это – просто символ зимы. Ими обозначено ее наступление: «И вот она приходит матушка зима». Тоже ирония (ну самоирония, не стереотип). Я в детстве носила валенки. У меня, коренной москвички, они вызвали ассоциации с теплом, уютом, русской деревней и,опять, - со счастливым детством. Думаю, Туминас – хуторянин в детстве, этого и добивался.
Досталось от многих сцене именин. Она действительно затянута, номера далеки от совершенства. Почему она так решена? Вспомним роман. Онегин назло Ленскому начал оказывать знаки внимания Ольге. И это за две недели до свадьбы Ленского и Ольги!
Ленский передает Евгению приглашение на именины к Татьяне. Тот возражает:
"Но куча будет там народу
И всякого такого сброду..."
- И, никого, уверен я!
Кто будет там? своя семья.

И что же на самом деле?

С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях…
Сцена именин специально решена так, чтобы вызвать у нас скуку и раздражение. Именно эти чувства испытал Евгений на именинах и, ухаживая за Ольгой, он решил насолить Ленскому за его обман. Возможно, Ленский искренне ошибался и сам обманулся.
Чудак, попав на пир огромный,
Уж был сердит.
…Надулся он, и негодуя,
Поклялся Ленского взбесить
И уж порядком отомстить.
Пушкин черпал вдохновение в народном творчестве. В русских сказках медведь - один из главных героев. Ирина Петровна, Вы любите русские сказки? Вас не смущают ТАМ «русские стереотипы медведи-балалайки»?
Медведь в спектакле впервые появляется (упоминается) во сне Татьяны. Он помог ей перейти через ручей, оберегал в пути, а когда она оступилась, подхватил и отнес к Онегину. Сон в спектакле у меня читала Купченко, одета и причесана как Татьяна в финальной сцене. У взрослой Татьяны руках – хлыст, один из символов мук Христова. Этот же хлыст молодая Татьяна возьмет из рук умершей танцдамы и уйдет с ним в свой финальный танец. Сон Татьяны - вещий. Он предвещает всё, что произойдет дальше в романе, в том числе и будущее замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину родственником и другом. Кстати, сон тоже зеркально отображает действительность: сначала Татьяна встречает медведя, уж потом Онегина и кончается он убийством Ленского. Наяву же всё произойдет зеркально – симметрично (опять оправдан задник-зеркало): через два дня погибнет Ленский, спустя время Онегин будет требовать-молить «моё». И в финале, после прощального объяснения с Онегиным: «Я вас люблю (к чему лукавить?), /Но я другому отдана;/ Я буду век ему верна», Татьяна танцует с медведем-мужем-генералом, тем самым, из её сна. Этот танец символизирует её осознанное решение, даже решимость, принять эту судьбу и не нарушить раз и навсегда данной клятвы. В объятиях медведя « она бесчувственно покорна,/Не шевельнется, не дохнет…» (занавес)
Опять всё по Александру Сергеевичу! И ничего более.
Спектакль Туминаса – гимн русской женщине, способной на самые искренние чувства, благородной и жертвенной.
Вспомните, как взлетают девушки в белоснежных (цвет невинности и чистоты) платьях, перед объяснением Татьяны и Онегина. И это не только безумно красиво! Сцена символизирует нравственную высоту Татьяны, ее моральное превосходство над Евгением.
Онегин морально наказан за свою гордыню, предательство, убийство юного друга, зло, причиняемое им окружающим, за бесцельную и бесплодную жизнь. Состарившись, в одиночестве ему остается только вспоминать, что «…счастье было так возможно…» (первая и последняя картина спектакля).
В чем «пошлость»? В чем « мракобесие»? И причем тут «либеральное мышление»?
Роман Пушкина весь насыщен символами и загадками. Режиссер поставил спектакль, мастерски продолжив эту игру. Спектакль завораживает и потрясает, восхищает, заставляет не просто перечитывать оригинальный текст, а изучать его, - разгадывать эти загадки.
Читайте роман! Читайте литературную критику! Не надейтесь, что школьных знаний Вам хватит. Может быть тогда, многие непОнятые Вами места в спектакле, будут не так Вас раздражать. Да и чувство юмора надо развивать. Без него никуда!
Уверена, « российские ценности» (?) от этого спектакля не страдают, а «российская культура» только выигрывает.
Спасибо Римасу Туминасу за его трепетное отношение к русской классике, за уважительное отношение к зрителю, ВСЕМ артистам спасибо за СЛУЖЕНИЕ ИССКУСТВУ.
P.S . Прибалтийский немец Адам Иоганн фон Крузенштерн, датчане Витус Беренг и Владимир Даль, шотландец Барклай де Толли, грузин князь Багратиони, еврей Лев Ландау, немцы Фридрих Цандер и Святослав Рихтер, литовец Римас Туминас и др. составляют гордость моего Отечества и послужили ему более чем иные «русские».


Top