Иван никитич никитин биография. Иван никитин - первый русский портретист Братья никитины художники

ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА

НИКИТИН Иван Никитич(1680-е (Москва) - не ранее 1742 г.)

Живописец, портретист.

Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).

1711 г . - переезд в Петербург.

Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна).

1714 г . - портреты племянниц Петра I , царевен Екатерины и Прасковьи.

Не позднее 1716 г. - Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.

1712-1713 гг. - Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве.

1715 г . - поясной портрет Петра I . Не сохранился.

Итальянский период.

1716-1719 гг. - находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи.

1717 г . - парные портреты Петра I и Екатерины I . Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике.

Петербургская деятельность.

1720 г . - возвращение в Петербург.

1721 г . - Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте.

28 января 1725 г. - вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса.

1720-е гг. - «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV .

1726 г . - «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо.

1726-1727 (?)) - «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению.

После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать. Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.

Главные работы:

«Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)

«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)

«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)

«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты - ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716);

«Портрет Петра I »(парный к портрету Екатерины I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)

«Портрет Екатерины I » (парный к портрету Петра I, оба - 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);

«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ);

«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ);

«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ);

«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ).

_____________________________________________________________________________________________

Полный текст статьи чит. в книге:

Никитин Иван Никитич (1680-1742)

Иван Никитич Никитин - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.

Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Картины художника

Петр I на смертном ложе


Портрет Анны Петровны, дочери Петра

Портрет Елизаветы Петровны ребенком


Портрет Марии Яковлевны Строгановой


Портрет Петра I.

Портрет Петра I

Портрет графа С.Г.Строганова

Портрет императрицы Екатерины I

«Есть и из нашего народа добрые мастеры» — отозвался Пётр Первый о «живописце Иване», творчество которого было предметом гордости императора за Отчизну. Иван Никитич Никитин стал основоположником нового этапа развития русского живописного искусства. Искусствоведы, эксперты в области в течение многих лет связывали творчество этого художника с его однофамильцем. Историки сравнительно недавно изучили архивные материалы, из которых стало известно отчество живописца. Также был определён круг произведений Никитина, установлена принадлежность картин его кисти.

Старинная живопись Ивана Никитина. Биография художника

Точная дата рождения художника неизвестна. Можно лишь утверждать, что родился Иван Никитич в середине 1680-х годов в Москве в семье приближенных ко двору священников. Детство Никитина прошло в Измайлове, в имении царской семьи. Есть предположение, что Иван обучался живописи в Оружейной палате, однако даже самые ранние работы художника демонстрируют нам влияние европейского искусства. Известно имя наставника Никитина - им был А. Шхонебек, гравёр из Голландии. С переводом в 1711 году Оружейной палаты из Москвы в Санкт-Петербург, «персонных дел мастер» Иван Никитин перебрался в новую столицу Российской Империи. Там он работал при типографии, самостоятельно обучаясь технике письма посредством копирования старинных картин известных мастеров. Позднее стал преподавателем рисовальной школы.
Иван Никитин побывал за границей - в Венеции, Италии и Флоренции. Там живописец пополнил свои знания и умения. По возвращении в Россию он был удостоен звания гофмалера, а также признан мастером живописи. Иван Никитин был первым знаменитым по всей Европе портретистом своего времени.

После смерти Петра Великого судьба любимого художника императора сложилась трагически. В 1732 году протопоп Архангельского собора в Москве Иродион и его братья - Родион и Иван Никитины были арестованы. Они обвинялись в оскорблении Феофана Прокоповича, вице-президента Святейшего Синода посредством распространения на него пасквилей. Пять лет пробыли братья в Петропавловской крепости, подвергаясь пыткам и допросам. Далее последовала ссылка в Тобольск. Иван и Родион получили реабилитацию в 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоанновны.
Иван Никитич Никитин умер в 1742 году, предположительно, по пути в Москву.

Старинные картины Ивана Никитина. Творчество художника

Первые произведения, принёсшие автору известность, были написаны Никитиным во время работы при типографии. Они напоминают старую живопись предшествующего столетия - тёмный фон, плоскостное изображение, яркие пятна цвета. При наличии свойственной картинам прошлого условности светотени и отсутствии глубины, портреты кисти Никитина прекрасно решены композиционно. Стоит отметить, что работы художника не отличает характерная парадных портретов того времени лесть. Примеры произведений раннего периода — «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны» (1714), «Портрет царицы Прасковьи Фёдоровны» и «Портрет царевны Натальи Алексеевны» (1716). В 1720-е годы увидели свет лучшие произведения Никитина. В этот период в цветовом решении картин появляются тёплые оттенки. Наиболее известные работы — «Портрет Петра Первого» (начало 1720-х), «Портрет канцлера Г.И. Головкина» и «Портрет напольного гетмана» (1720-е), «Пётр Первый на смертном ложе» (1725), портрет юного барона С.Г. Строганова (1726).
Последний портрет Петра Великого, написанный 28 января 1725 года, представляет собой сильное живописное произведение. Оно создано единомышленником императора, понёсшим огромную утрату.
В наши дни картины кисти Ивана Никитича Никитина представляют историческую и культурную ценность.

И.Н.Никитин (Середина 1680-х – не ранее 1742) - «Персонных дел мастер», любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле этого слова.

И.Н.Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру

В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с парсунами - русскими портретами конца XVJI столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное - от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности. Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
>

В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.Из Италии И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи - рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)- в сущности, большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат, вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным образом, церковной живописью.

В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и пыток братьев отправ- ляют в ссылку. Иван и Роман оказались в Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.

Подробности Категория: Искусство России XVIII века Опубликовано 15.02.2018 15:43 Просмотров: 927

Иван и Роман Никитины – русские художники, работавшие в стиле западноевропейского искусства.
Иван Никитин считается основателем русской портретной школы XVIII в.

Иван Никитич Никитин (ок. 1690-ок.1742)

Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником.
Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека.
В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. В это время там работал и преподавал немецкий художник Иоганн Таннауэр, приглашённый Петром I для обучения живописи русских художников. Иван Никитин становится его учеником. В 1716-1720 гг. Иван и Роман Никитины, а также ещё 20 начинающих художников отправляются в Италию для получения дальнейшего художественного образования. Все учатся на государственную пенсию. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Возвратившись на родину, Иван Никитин стал придворным художником и любимцем Петра I. Жил в Петербурге и Москве.
Но карьера Ивана Никитина внезапно прерывается. Вместе с братом Романом он был арестован в 1732 г. по делу о распространении пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича, очень влиятельного человека того времени – члена Синода, проповедника, государственного деятеля, писателя и публициста, поэта, философа, сподвижника Петра I. Но многие считали его жутким человеком, чуть ли не в традициях инквизиции. Так что последствия критики Прокоповича для братьев Никитиных были весьма печальны: 5 лет они томились в Петропавловской крепости, после этого их били кнутом и сослали в Тобольск пожизненно.
Только в 1741 г. братья получили разрешение вернуться в Москву. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.

Творчество

Иван Никитин в основном работал в жанре портрета . Но подписаны им всего три работы. Остальные работы (около 10) ему приписываются.
Ранние портреты художника ещё носят следы парсуны . Но Никитина всё же считают одним из первых (а часто называют даже первым) русских художников, кто отошёл от традиционного иконописного стиля русской живописи и начал писать так, как в это время писали в Европе – с перспективой.

Иван Никитин. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Холст, масло. 54 х 43см. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки. Этот образ полон обаяния. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы. Пышный парадный костюм ребенка, тяжелое платье с большим декольте, горностаевая мантия на плечах, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени.
Портрет царевны Прасковьи Иоанновны – одна из ранних его работ.

Иван Никитин. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Холст, масло. 88 x 67,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. Это девушка с чувством собственного достоинства, своеобразным характером и собственным миром. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье.

Иван Никитин. Портрет канцлера Г.И. Головкина (1720). Холст, масло. 90,9 x 73,4 cм. Государственная Третьяковская галерея (Москва)
Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат.
У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. Парик – по моде того времени. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. В его осанке – чувство собственного достоинства. Торжественность и значительность образу придают сдержанность позы, андреевская лента и звезда, польский орден Белого Орла в виде креста на голубом банте.
Портрет напольного гетмана считается вершиной творчества Ивана Никитина. Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Он создаёт трагический образ сильного, властного, много перенесшего на своем веку и исполненного скорби человека.

Иван Никитин. Портрет напольного гетмана (~ 1725). Холст, масло. 76 х 60 cм. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
Гетман изображён в спокойной позе, со спутанными волосами, в расстёгнутой домашней одежде. Он погружён в себя, в свои переживания.
Высокий лоб изрезан морщинами, а глаза застыли, глядя в пространство. Драматический эффект картины создаёт выражение его лица. Преобладание красного тона в изображении лица, а также элементов одежды, усиливает чувство тревоги и напряжённости ситуации.

Роман Никитич Никитин (1691-1753)

Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Его жизнь и творчество менее известны, а его художественные принципы более традиционны и консервативны, чем у брата.
Художественное образование Романа Никитина началось под руководством его брата Ивана. Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий живописец, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I.
Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. В 1732 г. братья Никитины были арестованы по делу Феофана Прокоповича, о чём сказано в биографии Ивана Никитина. В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью.
После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные живописцы, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре.
Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г.

Творчество

С уверенностью Роману Никитину приписывают только два портрета: Григория Дмитриевича Строганова и его супруги, баронессы Марии Яковлевны (Вассы) Строгановой, относящиеся примерно к 1724 г. Возможно, им созданы портреты всей семьи Строгановых, но они не сохранились.

Роман Никитин. Портрет Григория Дмитриевича Строганова (не позднее 1715). Холст, масло. 101 x 77, 5 см. Одесский художественный музей
Портрет Строганова выполнен в классическом европейском стиле с элементами рококо , но в нём ещё видны следы парсуны: статичность, тёмный фон, отсутствие психологизма. Делается попытка передачи движения руки персонажа, но эта попытка не совсем удачна – рука изображена в застывшем положении.

Роман Никитин. Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-1724). Холст, масло. 76 x 60 см. Государственный Русский музей (Петербург)
Портрет баронессы Строгановой был написан позже. Видно мастерство художника в передаче фактуры богатой одежды. В этом портрете уже чувствуется характер персонажа: открытый взгляд, женственность. Присутствует и некоторая динамика образа, передано движение рук.


Top