Иорданская лестница в эрмитаже. Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца

Ее величия размах --
Сплошное головокруженье;
Ей достается первый: "Ах!"
И первый возглас восхищенья.

Каррарский мрамор, зеркала,
Барочных линий позолота,
Закат, сгорающий дотла --
Все дышит светом, словно кто-то

Там, на "Олимпе", где союз
Языческих богов и муз,
Зажег Огонь... И этим Он
Нарушил физики закон.

Здесь с Николаевских времен
Гостей дворца встречала свита
Попарно встроенных колонн
Из сердобольского гранита;

Крылатый сонм кариатид:
"Власть", "Милосердье", "Правосудье" --
Иной полет, нездешний вид,
Другой реальности орудье.

Здесь начинался Крестный ход,
Монарх с семьей, и весь народ
С митрополитом во главе
Шли к Иордани на Неве,

И все сословья всех мастей
К Святой воде несли молитву...
Здесь Русский Царь встречал гостей,
Отсюда -- провожал на битву;

Здесь все вершилось: карнавал,
И панихида, и присяга;
И каждый службу начинал
С незабываемого шага

По этой лестнице... Она
Самим Растрелли создана!
По ней послы иных держав
Шли, к сердцу грамоты прижав;
Фельдмаршалы и короли... И даже Пушкин с Натали!

Рецензии

Читатель скуп на теплые слова
Там, где они, воистину, уместны,
Но от стихов коллеги-поэтессы,
Я в изумление пришла сперва.
Все, постепенно, встало на места,-
Музейный мир - источник вдохновенья,
И пишем мы свои стихотворенья,
С Душой открытой, с чистого листа...

Марина, я рада нашему второму знакомству, мне все очень понравилось, обязательно буду знакомиться с новыми стихами. Не судите строго мою простую поэзию, я мало знаю, но остро чувствую))) До встречи, с теплом, Лена

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани – специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

Посольская лестница Эрмитажа - это главная парадная лестница Зимнего Дворца. По ней послы иностранных государств поднимались во дворец. Название "Иорданская" лестница получила из-за того, что царская семья в праздник Крещения Господня спускалась по ней к Иордани - специальной проруби в замершей Неве, где и проходил обряд.
Лестница выполнена Франческо Бартоломео Растрелли в стиле барокко. Парадная лестница была восстановлена после пожара 1837 г. В.П. Стасовым, сохранившим в общих чертах замысел Ф.Б. Растрелли.

2 Белый мрамор скульптур и балюстрады, серый мрамор колонн, роскошная позолота гипсовой лепнины - всё вызывает восхищение. Давайте пройдёмся по ней?

3 Беломраморная лестница разветвляется в разные стороны: вправо и влево, расходится двумя широкими торжественными маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Она занимает всю высоту здания (высота 22 метра). Широкая лестница с удобными невысокими ступеньками - по ним хорошо подниматься в шикарных бальных платьях

4 Во время восстановления лестницы после пожара Стасов заменил золоченые резные балясины тяжелой мраморной балюстрадой. Балясины изготовлены из каррарского мрамора скульпторами Ф. Трискорни и Э. Модерни

5

6 Стены украшает декоративная скульптура эпохи Древнего Рима. Атлант

7 Кариатида

8

9 Скульптуры "Правосудие" и "Милосердие"

10 На верхней площадке лестницы - монолитные колонны из серого (сердобольского) гранита - петербургского камня. Десять монолитных колонн коринфского ордера украшают и поддерживают своды лестницы

11

12

13 В центральной нише установлена статуя "Владычица", привезённая из Таврического дворца

14

15

16 Центральном плафон лестницы площадью около 200 квадратных метров. На нём изображена живописная композиция "Олимп" работы итальянского художника XVIII века Гаспаро Дициани, которая покоится на падугах, декорированных фигурно-орнаментальными росписями в манере "гризайль". Выбрав в кладовых Эрмитажа плафон 18 века с изображением Олимпа, Стасов включил его в композицию потолка, а так как новый плафон оказался несколько меньше старого, оставшееся пространство художник А.И. Соловьёв расписал по эскизам Стасова

17 В 1898-1901 годах для освещения лестницы были использованы электрические осветительные приборы в виде люстр и бра из цветного металла, позолоченные гальваническим способом

18 Они были изготовлены в необарочной стилистике под руководством архитектора Л.Н. Бенуа по рисунку художника В. Эмме на петербургском заводе А. Морана

является парадной лестницей Зимнего дворца. Именно по ней поднимались послы различных стран для того, чтобы пройти в залы для аудиенции с русскими правителями. Исходя из этого, лестница первоначально называлась Посольской. И только после революции, когда Зимний Дворец стал музеем, она получила название Иорданской. Связывали это с тем, что по лестнице сходила царская семья в Крещение для ритуала водосвятия к - особой проруби на Неве.

История Иорданской лестницы

Иорданская лестница была выстроена в стиле барокко российским архитектором, по происхождению итальянцем, Франческо Бартоломео Растрелли. Но в 1837 году случился страшный пожар, который уничтожил своим огнем почти все внутренне убранство зимнего Дворца, и, конечно, не пощадил лестницу.


Восстановление Главной лестницы было возложено на В. П. Стасова, который в течение полутора лет старался возобновить лестницу совершенно по-старому, как приказал император Николай I. Архитектор очень внимательно отнесся к восстановлению Иорданской лестницы, пытаясь сохранить ей всю красоту и роскошь, которую придал ей Растрелли.

Лестница в настоящее время

Сегодня перед посетителями лестница представлена практически в первозданном виде и вызывает восторг. Белый мрамор скульптур, серый мрамор колонн, позолота лепнины – все это восхищает и влюбляет в себя с первого взгляда.


Для оформления лестницы были применены лучшие материалы. Для изготовления балюстрады, пола и ступенек – белый каррарский мрамор. А для стен – искусственный мрамор, также белый. Колонны на втором уровне выполнены из сердобольского гранита.

Серый гранит разбавляет общую бело-золотую цветовую гамму, отмечая величие и монументальность интерьера. Плафон Фонтебассо, который сгорел при пожаре, был замещен Стасовым на найденный в хранилищах Эрмитажа плафон «Олимп». Он также был создан в 18 веке в Гаспаро Дициани.


Статуи для украшения лестницы были получены из Летнего сада и Таврического дворца. Их привезли из Италии еще в петровское время. Из Таврического замка была привезена статуя «Власть», которая украшает центральную нишу. Интересный и курьезный факт, что за статуей «Власть», установленной на Иорданской лестнице в Эрмитаже, вскоре закрепилось название «Владычица», указывая неким образом на время правления Елизаветы Петровны и Екатерины II.


Как найти Иорданскую лестницу в Эрмитаже

Пожалуй, искать ее не придется. Как правило, осмотр Дворца начинается с прохода по вестибюлю, который и ведет к Главной лестнице. Вестибюль как бы готовит посетителей к восприятию пышной, грациозной красоты Иорданской лестницы. Попадая сюда, сразу ощущаются ее размеры, простор, обилие света, который попадает не только из огромных окон, но еще и с помощью отражения в больших зеркалах.


Пышный облик Зимнего Дворца и, в частности, Посольской лестницы должны были продемонстрировать положение нового города на Неве. Интересно, что в 1844 году Николай I подписал указ, который гласил о том, что в запрещено возводить гражданские строения выше, чем Зимний Дворец.



Величественная и прекрасная Главная лестница Зимнего дворца в XVIII веке играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, где проходили торжественные церемонии и придворные празднества. По ней послы иностранных государств поднимались в центральные залы для аудиенций, поэтому она называлась Посольской. После революции, когда дворец стал музеем, экскурсоводы дали ей имя Иорданская, поскольку на праздник Крещения по ней спускалась царская семья и другие участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви и выходившего к иордани - специальной проруби в замёрзшей Неве, где проводился обряд водосвятия.


Эта лестница связана со строительством Нового Эрмитажа - здания, созданного специально под музей для разросшихся коллекций предметов искусства. Оно было построено в 1850 году архитектором Н. E. Ефимовым под руководством В. П. Стасова по проекту Л. фон Кленце. Лестница стала главным входом в здание Нового Эрмитажа и была подобна той, что вела на афинский Акрополь. Её подъезд со стороны улицы украшен гранитными скульптурами десяти атлантов, созданными академиком А. И. Теребеневым, отсюда и другое название - Теребеневская лестница. Если смотреть на лестницу с площадки первого этажа вверх, то можно заметить одно любопытное архитектурное решение: в каждом следующем пролёте количество ступенек уменьшается на одну, что создаёт иллюзию бесконечной дороги ввысь.

По Главной лестнице Нового Эрмитажа поднимались первые посетители музея. Однако публичным, рассчитанным на широкого посетителя, музей не был. Первоначально для того, чтобы попасть в Эрмитаж, требовалось специальное разрешение, которое выдавали только избранным. Так, например, великий поэт А. С. Пушкин смог получить постоянный музейный пропуск только по рекомендации В. А. Жуковского, своего учителя. Даже известные русские художники, которым нужно было работать в залах, не всегда могли добиться такого разрешения.


Никакого отношения к Советскому Союзу эта лестница не имеет. Советская лестница, построенная в середине XIX века архитектором А. И. Штакеншнейдером, получила своё название в связи с тем, что через её подъезд проходили члены Государственного совета, направлявшиеся на заседания, происходившие под председательством царя. Лестница уникальна также и тем, что связывает сразу три здания музейного комплекса: переходным коридорчиком она сообщается с Малым Эрмитажем, с противоположной стороны вдоль линии набережной располагается Старый Эрмитаж, двери в центре (напротив окон) ведут в залы Нового Эрмитажа.

Октябрьская лестница


Название «Октябрьская» лестница получила в память о революционных событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По Октябрьской же лестнице в ночь с 25-го на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.

Ни в одном путеводителе не найти точной даты появления этого имени, и знаменитая мемориальная доска была установлена на ней уже после того, как новое название прижилось. До того лестница именовалась «ея императорского величества», поскольку примыкала непосредственно к апартаментам императриц - супруги (впоследствии вдовы) Павла I Марии Фёдоровны и супруги Александра II Марии Александровны.

Церковная лестница


Церковная лестница расположена в непосредственной близости к Малой церкви Зимнего дворца, где проходили службы с участием членов царской семьи. Несколько лет назад в Эрмитаже произошёл удивительный случай: во время проведения плановых электротехнических работ на площадке второго этажа Церковной лестницы была обнаружена гипсовая скульптура, замурованная в стену.

Скульптура изображает раба в ошейнике и носит название «Беглый раб». В процессе реставрации находки выяснилось, что создал её знаменитый скульптор Владимир Беклемишев в конце XIX века. А в 1893 году она представляла Россию на Всемирной выставке в Чикаго. Как и почему она попала в «заточение» - неизвестно, но провела она там более 60 лет. Таких открытий в музее не было больше века.


Top