Какие отрасли промышленности развиты в индии. Индия

Несмотря на ускоренное развитие индустрии, Индии в мировом промышленном производстве остается незначительной - 1,3%. В то же время если вспомнить, что на все развивающиеся страны, которых насчитывается более сотни, приходилось в середине 70-х годов 8,7% мировой продукции обрабатывающей промышленности, то Индия предстает как одна из крупнейших индустриальных держав среди развивающихся стран. Промышленность страны включает разнообразнейшие формы производства - от современных мощных фабрично-заводских предприятий государственного сектора индийского и иностранного монополистического капитала до промыслов и ремесел, составляющих наследственную профессию каст миллионов кустарей и ремесленников.

Между этими полюсами существует множество переходных форм мелкотоварного производства, начального капиталистического предпринимательства, мелкой средней капиталистической промышленности.

Известно, что опережающее развитие энергетики - необходимая создания тяжелой индустрии, повышения производительности труда во всех сферах производства, модернизации отсталых секторов хозяйства. В общем энергетическом балансе Индии продолжают преобладать непромышленные виды энергии; бытовое потребление топлива (в основном для приготовления пищи) почти целиком обеспечивается дровами, кизяком, сельскохозяйственными отходами. В стране прилагаются большие усилия, чтобы увеличить добычу угля, ресурсами которого она обеспечена лучше по сравнению с другими энергетическими источниками. За годы независимости угледобыча почти утроилась, превысив 100 млн. т в начале 80-х годов. Существенное воздействие на размещение и функционирование хозяйства оказывает угольной промышленности на северо-востоке полуостровной части страны: и разрезы, сосредоточенные на протяжении 300 км по долине р. , дают свыше 2/3 всего добываемого угля, в том числе весь коксующийся. Это вызывает длительные и дорогостоящие перевозки. составляет % всех грузов, перевозимых железными дорогами. Освоение угольных месторождений, расположенных вне Дамодарского бассейна, - одна из официально поставленных в Индии задач.

Небольшие современные механизированные предприятия образуют наиболее быстро развивающийся сектор мелкой промышленности. Потенциально они обладают возможностями специализироваться на производстве узлов и деталей для фабричных предприятий. Однако пока «японский» кооперации мелкой и крупной промышленности не получил широкого распространения в Индии.

Индия - одна из крупнейших железнодорожных держав : к концу 70-х годов протяженность ее железных дорог достигла почти 62 тыс. км, из них половина имеет узкую колею метровой ширины.

Первые железные дороги были проложены в начале 1850-х годов как классические «линии проникновения» от главных портов в глубь страны. После подавления Великого народного восстания 1857-1859 гг. строительство железных дорог стало главным орудием стратегического и экономического упрочения британского господства в Индии. Основные железные дороги, соединив порты между собой и с внутренними территориями, оставили связь глубинных районов друг с другом крайне слабой. Созданная к началу XX в. железнодорожная сеть позволила выкачивать сырье из глубинных районов, содействуя росту Калькутты, Бомбея, Мадраса и стимулируя в них возникновение фабричной промышленности. В то время как главные порты были связаны между собой ширококолейными путями, обширные внутренние территории (прежде всего княжества , территории Катхиявара и Раджастхана), а также -ское левобережье, получили лишь метровой колеи. Унаследовав большую по протяженности железнодорожную сеть, независимая Индия была поставлена перед задачей усиления межрайонных связей и изменения сети в интересах национального развития.

При большой протяженности железнодорожной сети основные перевозки грузов и пассажиров сосредоточены на нескольких магистральных направлениях ширококолейных дорог, связывающих Калькутту, Дели и Мадрас. Основная грузов, перевозимых по железным дорогам, - уголь, железная руда и другая продукция горнодобывающей промышленности, которые в сумме образуют около половины общего грузопотока. Среди готовых промышленных изделий в наибольших количествах перевозятся и продукция черной металлургии, а также . Важную роль играют перевозки зерновых. Железные дороги выполняют основную транспортную работу: на них приходится 3/4 грузовых и половина пассажирских перевозок.

За годы независимости протяженность автогужевых дорог почти утроилась , достигнув к концу 70-х годов 1 200 тыс. км. Однако лишь 480 тыс. км составляют дороги с твердым покрытием - «пакка», так называют в Индии дороги, проходимые круглый год. Крупнейшие города страны соединены между собой национальными автострадами, асфальтированными, обсаженными тенистыми деревьями. Но их общая протяженность составляет лишь 29 тыс. км. Национальные автострады расширяются и реконструируются. Индийский участок сооружаемой трансазиатской магистрали - проходит по направлению - Дели - Агра - - - Калькутта, что еще более усиливает значение этой главной североиндийской автострады.

Однако 3/4 дорог Индии - это грунтовые «качча», которые становятся в сезоны дождей труднопроходимыми. Тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира. Почти % сельских дорог считается непригодной для движения моторизованного транспорта. Упряжка волов или буйволов - основное средство передвижения крестьян, для доставки товаров на ближайший местный рынок «манди» - в среднем на расстояние 15-20 км. Гужом перевозится 200 млн. т грузов в год - столько же, сколько железными дорогами страны. Замена крестьянских упряжек моторизованными видами транспорта - длительный процесс, связанный с улучшением сельских дорог, повышением стоимостной ценности сельскохозяйственной продукции, удешевлением средств доставки и т. д.

Не менее роль автотранспорта в грузовых и особенно пассажирских перевозках быстро возрастает. В конце 1970-х годов автобусы перевозили 10 млрд. пассажиров в (железные дороги - 2,4 млрд.). Доля автотранспорта в грузовых перевозках повысилась с 1950 до 1980 г. втрое. К сожалению, развитие автомобильных перевозок затруднено тем, что они находятся в ведении правительств отдельных штатов и для переезда автомашин из одного штата в другой необходимо получение специальных разрешений. Посты, инспекции, налогообложение, существующие на всех дорогах при переезде из одного штата в другой, замедляют и удорожают грузовые автомобильные перевозки.

Индия - морская . осуществляет большую часть внешнеторговых грузоперевозок страны. Почти 90% морского грузооборота перерабатывается восемью главными портами. Крупнейший среди них - Бомбей, через который в конце 70-х годов проходило 17-18 млн. т. , длительное время главенствовавшая в колониальный , находится в трудном положении. , в которой находится город-порт, быстро мелеет. Сооружение глубоководного аванпорта Халдии должно облегчить сложившееся . Крупнейшие порты Южной Индии - , Коччи. Наиболее быстро растут порты, специализирующиеся на вывозе железной руды, которая в годы независимости стала одним из главных экспортируемых Индией товаров. Благодаря этому порт Мармаган () выдвинулся по грузообороту на второе место в стране, был создан новый специализированный Парадип, быстро расширился Вишакхапатнама. порт Кандла, созданный в экономически пока слаборазвитой части Гуджарата, растет медленно.

Существенный прогресс за годы независимости достигнут в развитии авиатранспорта как на международных, так и на внутренних линиях. На комфортабельном самолете за пару часов можно перебраться из одного конца страны в другой. Начали появляться в промышленных районах специализированные виды транспорта: трубопроводы, канатные дороги. Внешние экономические связи. Индии в годы независимости динамично развивается, при этом не просто расширяется ее объем, но изменяется структура товарооборота и география внешних связей страны. Объем импорта почти постоянно превышает экспорт. Это связано с резким увеличением стоимости импортируемых нефти и нефтепродуктов, поглощающих свыше У4 средств, расходуемых на импорт. Второе место во ввозе занимают машины и оборудование, далее следуют черные и цветные . Среди капиталистических торговых партнеров Индии в импорте преобладают , в экспорте - . Великобритания, господствовавшая во внешней торговле страны в колониальный период, ныне отодвинулась на третье место. Значителен объем внешнеторговых операций Индии с . Расширяются торговые связи с развивающимися странами, особенно Азии и бассейна Тихого океана. Страны Ближнего и Среднего Востока - основные поставщики нефти, превосходящие другие государства по стоимости импорта и объему отрицательного сальдо внешнеторгового баланса Индии.

Важную роль в индустриализации, достижении хозяйственной самостоятельности и укреплении государственного сектора играет экономическое сотрудничество Индии с социалистическими странами, и в первую очередь с . Экономические связи между нашими странами развиваются на основе межправитель-ственньгх соглашений экономическом и техническом сотрудничестве. В результате успешной реализации этих соглашений в Индии с помощью СССР сооружены и введены в эксплуатацию 50 промышленных и других объектов в отраслях государственного сектора. Среди них такие мощные новостройки, Kajc введенные в и расширяющиеся металлургические комбинаты в и Бокаро, угольные шахты, железорудные разработки, нефтепромыслы и нефтеперерабатывающие заводы, электростанции, заводы тяжелого машиностроения в Ранни, горношахтного оборудования в Дур-гапуре, тяжелого электрооборудования в Хардваре, завод приборостроения в , предприятия медицинской промышленности в Ришикеше, Хайдарабаде и Мадрасе. В 1979 г. было подписано соглашение об оказании технического содействия СССР в строительстве нового металлургического завода близ Вишакхапат-нам.

Построенные в Индии при экономическом и техническом содействии других стран предприятия выплавляют 33% всей стали, добывают 16% железной руды и 60% нефти, производят 20% электроэнергии, практически все металлургическое оборудование и значительную часть горнодобывающего оборудования.

Большую роль играет помощь Советского Союза Индийской Республике в подготовке технических и научных кадров. Символом научно-технического сотрудничества наших стран стал запуск в 1975 и 1979 гг. советскими ракетами-носителями первых индийских научных спутников Земли - «Ариабата» и «Бха-скара».

В марте 1979 г. была подписана Долгосрочная программа экономического, торгового и научно-технического сотрудничества между СССР и Индией. программа рассчитана на 10-15 лет и предусматривает дальнейшее развитие сотрудничества в строительстве в Индии промышленных и других объектов, включая сотрудничество на компенсационной основе в различных отраслях тяжелой и легкой промышленности. В декабре 1980 г. во время официального дружественного визита Генерального секретаря и Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева в Индию были подписаны Совместная советско-индийская , соглашение об экономическом и техническом сотрудничестве и торговое соглашение на 1981-1985 гг.

Одним из элементов внешних экономических связей является международный , приносящий стране определенную часть дохода в иностранной валюте. Число иностранных туристов за последние полтора десятилетия быстро растет. В 1960 г. Индию посетило 120 тыс. туристов, а в 1979 г. - около 800 тыс. Из них больше половины прибыли из стран Западной Европы и Северной Америки.

Площадь — 3,2 млн км².

Население — 1010 млн человек.

Официальное название — Республика Индия .

Столица — Дели.

Государственное устройство — федеративная республика.

Глава государства — президент. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Народная палата и Совет штатов). В административном отношении делится на 25 штатов и 7 союзных территорий.

Штаты Индии: Андха-Прадеш, Арунагал- Прадеш, Ассам, Бихар, Гоа, Гуджахарат, Джамму и Каммир, Западная Бенгалия, Карнатака, Керала, Мадхъя-Прадеш, Манипур, Махараштра, Мегхалал Мизорам, Нагаленд, Орисса, Пенджаб, Раджастхан, Сикким, Талиелнад, Тринура, Харьяна, Химачая-Прадеш, Уштар-Прадеш. Союзные территории: Андаманские и Никобарские острова, Дадра и Нонархавели, Даман и Диу, Дели, Ланшадвип, Путтучери (Пондишери), Чандигарх.

Индия - одна из наибольших стран мира. Горные системы Гиндукуша и Гималаев на севере и Индийский океан на юге отделяют полуостров Индостан от остальной части мира. Тем не менее, связи Индии с миром были всегда. Современные соседи страны имеют с ней много общего в естественном, этническом, историко-культурном и экономическом отношениях.

Естественные ресурсы и население Индии

Из минеральных ресурсов мировое значение имеют залежи железной, марганцевой руды, слюды. Энергоресурсы представлены главным образом углем и гидроэнергией. Уровень потребления энергии очень низкий. Почти 2/5 ее получают за счет непромышленных источников: дрова, гной, солома и т.п.. Более всего ГЭС в Западных Гатах. Нефть добывают на шельфе вблизи Мумбаи (Бомбея).

Демографическая ситуация в Индии подобна другим странам, которые развиваются. За количеством жителей Индия уступает только Китаю. Средняя густота населения составляет 310 чел. на 1 км² и является одной из высочайших в мире, а в долине Ганга и на прибрежных низменностях возрастает до 1000-1500 чел. на 1 км².

Понятие «индийцы» объединяет несколько сообществ. Большинство из них принадлежит к двуязычным семьям: на севера - индоевропейская языковая семья (индоарийская группа), на юге - дравидская. Наибольшая этническая общность - хиндустанцы, язык которых - хинди - провозглашен государственным. Штаты созданы за этническим признаком, местные языки в них также официальные. Язык государственного общения английский. Свыше 80% населения представляют индуисты, мусульмане - 14%. Есть также сикхи и христиане. Общинные конфликты на религиозной почве возникают особенно в северной Индии: между мусульманами и индуистами, между сикхами и индуистами.

Индийская цивилизация насчитывает свыше 5 тыс. лет, ее материальные памятки - храмы, мавзолеи, мечети, дворцы, форты распространены повсеместно, многие из них известные во всем мире.
Три четверти индийцев живут в сельской местности, преимущественно в больших селах. Городское население составляет 28%, или почти 300 млн человек.

Города чрезвычайно разнообразные. Многие из них возникли очень давно, еще до нашей эры: Патна, Варанаси, Иллахабад, Дели. Кольката (Калькутта), Мумбаи и Ченнай основанные колонизаторами. В последнее время в ходе индустриализации возникли города Бхилаи, Роуркела, Дургапур, Бокаро и др.

Экономика Индии

За абсолютными размерами валового национального продукта Индия входит в первые 15 стран мира. Если же его поделить на 1000 млн человек, то страна окажется среди самых отсталых и беднейших. В Индии есть современные заводы и электростанции, космическая и атомная техника, индустрия. Тем не менее характер общества в значительной мере остается доиндустриальным. Это - сельскохозяйственная страна. Свыше 700 млн индийцев, которые равняется населению всей Европы, - сельские жители. Для большинства, как и 3000 лет тому, орудием работы является деревянное рало и серп, топливом - гной и солома, транспортом - вол или буйвол, формой обмена - бартер. В городах положение не лучше. В Колькате, что насчитывает 15 млн жителей, треть живет в трущобе, которая являются накоплениями примитивных лачуг, а иногда просто тележек или тентов.

Индия хорошо обеспечена сельскохозяйственным сырьем. Она поставляет на международный рынок чай, руды металлов, изделия из хлопка и джута. Но ее участие в мировой торговле незначительное. Страна имеет большую внешнюю задолженность.

Сельское хозяйство

Для муссонного климата характерная неравномерность распределения осадков по территории и на протяжении года. Есть чрезмерно увлажненные районы и районы засушливые. Есть влажный сезон и сезон сухой. Поэтому важную роль здесь сыграет искусственное орошение, которое практикуется из давних времен. Плотины, каналы, колодцы, помпы, временные водоемы - характерная особенность индийского ландшафта.

Главными зерновыми культурами страны является рис, пшеница и просо. Рис выращивают везде. Наибольшая концентрация его посевов — на северо-востоке и прибрежных низменностях. Иногда собирают до трех урожаев на протяжении года. В питании индийцев большую роль сыграют бобы, овощи и фрукты, пряности, масляные (особенно арахис и рапс) и сахарная тростина. Культивируют также манго, папайю, апельсины и бананы. Из волокнистых культур - хлопчатник и джут. Индия - крупнейший в мире производитель и экспортер чая.

Животноводство имеет подсобное значение. За поголовьем большого рогатого скота страна занимает первое место (1/5 мирового поголовья), но скот (волы, буйволы, коровы) используется преимущественно как тягловая сила. Индийцы-индуисты являются вегетарианцами. Они употребляют только молочные продукты. Индуизм считает корову священным животными.

Промышленность Индии

За годы независимости Индия сделала значительный шаг вперед в создании современной индустрии, особенно тяжелой промышленности. Но ее развитие сдерживается узким внутренним рынком. Бедность населения является причиной развития кустарной промышленности. Дешевая ручная работа кузнецов, плотников, гончаров, ткачей обеспечивает население потребительскими товарами.
Тяжелая промышленность , созданная в последнее время, сконцентрированная в северо-восточной Индии в долине реки Дамодар и на плато Чхота-нагпур, где огромные залежи железной руды находятся рядом с каменноугольными бассейнами. Здесь возник комплекс производств, который объединяет добывание сырья и топлива, электроэнергетику, черную и цветную металлургию, тяжелое машиностроение. По аналогии район зовут «Индийским Руром» или «Индийским Донбассом» . Наибольшим центром металлургии является Бокаро, тяжелого машиностроения - Ранчи. Особое место в машиностроении занял Бенгалуру на юге Индии. Здесь вырабатывают станки, самолеты, оружие, средства связи. Бенгалуру - центр электронной промышленности и космических исследований.

В транспорте лавную роль выполняют железные дороги. Важное значение имеет гужевой и вьючный транспорт, мускульная энергия человека.

Внутренние отличия и города Индии

Для Индии характерные большая территория и естественные этническое и хозяйственное отличия. Проще всего ее рассмотреть за тремя зонами: Индо-Гангская низменность, Запад и Юг .

Индо-Гангская низменность - это важнейшая и самая известная часть. Здесь зародились религии индуизма и буддизма, состоялись важнейшие события индийской истории, отсюда пошла и название страны. Не случайно столицей Британской Индии была Кольката, что открывала из моря путь в долину Ганга, а столицей независимой Индии стал старинный Дели, расположенный на водоразделе Инда и Ганга. Теплый климат, плодородные аллювиальные грунты и много влаги оказывали содействие возникновению развитой земледельческой культуры и высокой густоты населения. Эта часть Индии испокон века притягивала многочисленных завоевателей.

Индо-Гангская низменность равнина представляет собой наибольший массив плодородных аллювиальных грунтов в мире и есть одним из наибольших и важнейших сельскохозяйственных районов мира. Только в Индии здесь проживает и питается 360 млн человек, а вместе с Пакистаном и Бангладеш эта цифра возрастает до 600 млн человек. Многочисленные города Индо-Гангской равнины отображают ее историю. За легендами, это места рождения богов. Города на берегах священного Ганга живут за счет паломников, которые беспрерывным потоком идут сюда из всех концов страны. Небольшое поселение Бод-Гая (штат Бихар) - священный центр буддистов всего мира. Средние века ярчайший представлены городами Агра с мавзолеем Тадж-Махал и Амритсар с «Золотым храмом» сикхов.Самые большие города - Дели и Кольката.

Западная Индия состоит из штатов Махараштра, Гоа, Гуджарат и союзных территории Даман, Дадра, Диу и Нагархавели. В сравнении с другими районами Западная Индия развита в промышленном отношении с преобладающим числом городского населения. Западная Индия - это главный нефтеносный район страны.

Юг . В отличие от индоарийского севера Южную Индию часто называют дравидской Народы Южной Индии представляют переходную форму между европеоидной и экваториальной расами, разговаривают на языках дравидской языковой семьи. Считают, что дравиды населяли Индостан еще до того, как в II тыс. до н.э. в Пенджаб, а потом и в долину Ганга начали проникать из северо-запад скотоводческие племена ариев. В средние века Южная Индия меньше испытывала мусульманских вторжений и их влияния. Она чрезвычайно богатая на памятки индуизму в их чистом виде. Юг - главный район плантационных культур. Район Бенгалуру получил название «Силиконовое плоскогорье». В городе происходят международные авиасалоны; это ячейка вычислительных центров и космических исследований.

После десятилетия реформ производственный сектор готовится удовлетворять потребности нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании к 1994 году достигли рекордного уровня, и множество транснациональных корпораций решили открывать свои магазины в Индиис целью использования преимущества улучшенного финансового климата. С целью дальнейшего роста промышленного производственного сектора были разрешены прямые иностранные инвестиции по автоматическиому маршруту почти во всех отраслях промышленности с некоторыми ограничениями. Структурные реформы были предприняты в режиме акциза с целью введения единой ставки и упрощаения процедур и правил. Индийским филиалам транснациональных корпораций разрешили платить лицензионный платеж родительской компании для регистрации международных торговых марок, и т.д.

Компании в производственном секторе объединились в области их основной компетентности, налаживая связи с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, экспертизы менеджмента и доступа к иностранным рынкам. Выгодно низкие затраты, связанные с производством в Индии, зарекомендовали Индию как привлекательный сектор для производства и источник для мировых рынков. Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия не обеспечивает полностью потребности в нефти и вынуждена импортировать её. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год. Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являются города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас. По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье. Для металлургии используется собственная железная руда. Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство телевизоров и радиоприемников, бумаги, удобрений и цемента. Главными экспортными промышленными товарами являются транспортное оборудование, одежда и лекарства.

По состоянию на 2010 год на долю промышленности индии приходилось 28% ВВП, в промышленности было задействовано 14% трудоспособного населения. В абсолютных цифрах, Индия является 12-ой в мире по объему промышленного производства. Индийский промышленный сектор подвергся существенным изменениям в результате экономических реформ 1991 года, которые сняли ограничения импорта, ввели иностранную конкуренцию, привели к приватизации определенных отраслей промышленности государственного сектора, улучшенную инфраструктуру и привели к увеличению производства товаров народного потребления. После реформ, индийский частный сектор столкнулся с увеличением внутренней и иностранной конкуренции, включая угрозу более дешевого китайского импорта. Это заставило производителей снижать затраты, обновлять управление, полагаться на дешевую рабочую силу и новые технологии. Однако, это стало препятсивем к созданию новых рабочих мест даже в малом бизнесе, где ранее полагались на относительно трудоемкие процессы. Текстильное производство - второй по величине источник занятости в Индии после сельского хозяйства - составляет 20% всего объема продукции обрабатывающей промышленности и предоставляет рабочие места более чем 20 миллионам человек. Согласно заявлениям правительства, преобразование текстильной промышленности от деградации до быстро развивающейся отрасли стало самым большим достижением центральных властей. После освобождения промышленности в 2004–2005 гг. от многих обременений, прежде всего финансовых, правительство дало зеленый свет потоку инвестиций – как внутренних, так и внешних. В период с 2004 по 2008 год общий объем инвестиций составил 27 миллиардов долларов. К 2012 году, как были убеждены в правительстве, этот показатель должен был достичь 38 миллиардов; инвестиции в 2012 году должны были создать дополнительно более чем 17 миллионов рабочих мест. Однако спрос на индийский текстиль на мировых рынках в 2008 году стал падать. Согласно данным Министерства торговли и промышленности, только в течение 2008–2009 финансового года (который заканчивается 31 марта) текстильная и швейная промышленность вынуждены были сократить приблизительно 800 тысяч новых рабочих мест – почти половина от уровня в 2 миллиона рабочих мест, который должен сокращен в экспортно-ориентированных секторах индийской экономики, чтобы смягчить воздействие мирового кризиса.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

В химической промышленности выделяется производство минеральных удобрений. Растет значение нефтехимии. Производятся смолы, пластмассы, химическое волокно, синтетический каучук. Развита фармацевтика. Химическая промышленность представлена во многих городах страны.

Легкая промышленность - традиционная отрасль экономики Индии. Особенно выделяются хлопчатобумажная и джутовая отрасли. По выпуску хлопчатобумажных тканей Индия является одной из ведущих стран мира, а по производству изделий из джута (технических, упаковочных, мебельных тканей, ковров) занимает первое место. Крупнейшими центрами хлопчатобумажной промышленности являются Бомбей и Ахмадабад, джутовой - Калькутта, Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии изделия текстильной и швейной промышленности составляют 25%.

Пищевая промышленность производит товары и для внутреннего потребления, и на экспорт. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай. Его производство сконцентрировано в Калькутте и на юге страны. По экспорту чая Индия занимает первое место в мире.

Ведущая отрасль сельского хозяйства Индии - растениеводство (4/5 стоимости всей продукции). Посевная площадь - 140 млн.га, но для нового освоения земельных ресурсов практически нет. Земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей). Сводятся леса (еще сохранилось подсечноогневое земледелие).

Основная часть посевных площадей занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу и др. Главные технические культуры Индии - хлопчатник, джут, чай, сахарный тростник, табак, масличные (рапс, арахис и др.). Выращивают также каучуконосы, кокосовую пальму, бананы, ананасы, манго, цитрусовые, пряности и специи.

Животноводство является второй по значению отраслью сельского хозяйства Индии, сильно уступая растениеводству. Крупный рогатый скот используется в крестьянских хозяйствах в основном как тягловая сила. Используется молоко, шкура и кожа животных.

В приморских районах немалое значение имеет рыболовство. Использование морепродуктов может улучшить продовольственную ситуацию в стране.

ИНДИЙСКАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

С древних времен было известно изысканное качество индийских тканей. Мистика текстуры, сложный узор рисунка поражал воображение любого от царского вельможи до простого обывателя. Высокая оценка, популярность и признание, которые снискала индийская текстильная промышленность в мире, делают ее одной из самых быстроразвивающихся отраслей Индии. Текстильная промышленность имеет важное социально-экономическое значение в национальной экономике страны. Она составляет около 5% ВНП и более 1/3 всего экспорта.

Индийская текстильная промышленность - одна из самых старых отраслей промышленности в стране и представляет собой сложный секторальный комплекс, на одном конце спектра которого находится форма производства с ручным прядением и ручным производством ткани, а на другом конце - основной интенсивный по-современному модернизированный фабричный сектор, а между ними сектора децентрализованных мощных ткацких и прядильных станков. Именно в организованном секторе, существует "остров мастерства", использующий оборудование, основанное на модернизированных информационных технологиях с использованием оборудования для ЕRРSАР, которое является непревзойденным в мире.

Специфическая конфигурация волокон, используемых в текстильной промышленности, включает практически все типы текстильных волокон от натуральных, таких как хлопок, джут, шелк и шерсть, до синтетических/искусственных волокон типа полиэфирных, вискозных, нейлоновых, акриловых, полипропиленовых и многочисленных смесей этих волокон и нитяных пряж.

Разнообразная структура текстильной промышленности, тесно связанная с нашей древней культурой и традициями, обеспечивает уникальную возможность осуществлять производство, используя последние достижения технологии и возможности дизайна, продукции широкого ассортимента, отвечающей разнообразным вкусам и предпочтениям потребителя, как в нашей стране, так и за рубежом.

Возможно, это единственная отрасль в многообразной индустрии Индии, которая является самодостаточной и полной в цепи производства, т.е. от исходного сырья до окончательного получения готовой продукции, например такой, как готовая одежда.

Индийская текстильная промышленность занимает значительное место, как в экономике Индии, так и в международной текстильной экономике. Её вклад в экономику Индии проявляется в производстве промышленных товаров, занятости населения и получении иностранной валюты.

В соответствии с данными, опубликованными Международной Текстильной Федерацией Производителей (МТФП) (ITMF) за 1999 год, Индийская текстильная промышленность также вносит значительный вклад в мировое текстильное производство и производство текстильного волокна/пряжи. Эта промышленность произвела около 21 процента мировой пряжи и 6 процентов мировой ткацкой продукции. После того, как Китай демонтировал 10 миллионов своих прядильных станков, Индия оказалась страной с самым высоким оснащением прядильными станками. Имея почти 5,64 миллиона текстильных станков (включая 3,89 миллионов ручных), эта промышленность также имеет самую высокую в мире оснащенность текстильными станками (включая ручные) и имеет около 57% мирового парка станков. Даже если не учитывать ручные текстильные станки, промышленность имеет 33% мирового парка текстильных станков.

Эта промышленность вносит также значительный вклад в мировое производство текстильного волокна и пряжи, включая джут. В мировом текстильном сценарии, индийская текстильная промышленность самый крупный производитель джута, занимает второе место по производству шелка, третье - по производству хлопка и целлюлозного волокна/пряжи и пятое место по производству синтетического волокна/пряжи.

Исследование МТФП (ITMF) показало также, что Индийская текстильная промышленность имеет преимущества перед другими крупнейшими странами-производителями текстиля относительно стоимости сырьевых материалов и стоимости рабочей силы при производстве различных типов текстильной продукции.

Внутренний Валовый Продукт (ВВП) Индии по текущим ценам: 692 млрд. $ США (FY 2004-2005гг.). Средний рост Внутренного Валового Продукта: 7.5 % (FY 2004-2005гг.). Размер инфляции по оценкам ВПИ: 4.5 % (декабрь 2005 г.). Курс обмена: 44.20 рупии за 1 $ США (приблизительно) (январь 2006 г.) Валютный резерв: 143 млрд.$ США (декабрь 2005 г.).

Экспорт: 79.2. млрд. $ США (FY 2004-2005гг.); апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 66.43 млрд.$ США). Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта. Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

Импорт: 107.9 млрд.$ США (2004-2005гг.) апрель-декабрь (FY 2005-2006гг.: 96.26 млрд.$ США). Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения (для более детального ознокомления, посетите www.nic.in/commin). Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно - Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе.

Внешний долг Индии: Отношение внешнего долга к ВВП снизилось от 38.7 % в конце марта 1992 г. до 21.9 % к концу марта 2000. Коэффициент обслуживания внешнего долга, который составлял 35.3 % в 1990-91, постоянно снижался и к 2000 году составил 20%. Кроме того, Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников.

Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США, а 2005 году. Зарубежные непрямые инвестиции (FII) cоставили 10 млрд..$ США Валютный резерв в декабре 2005 года составляет 143 млрд.$ США.

Статистические показатели Индии
(по состоянию на 2012 год)

Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.

Основные отрасли экономики Индии

Производственный сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.

Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай.

Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования.

Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год.

Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.

Переработка Пищевых Продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе.

Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Драгоценные камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии. Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества.

Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США.

Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.

Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза.

Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.

Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.

Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).

Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США.

Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

Транспорт Индии

Сегодня Индия имеет обширную инфраструктуру в следующих областях: гражданская авиация, железные дороги, судоходство, телекоммуникации и электроэнергия, она также владеет самой большой в мире сетью автодорог. Индия достигла больших успехов в области авиационно-космической и ракетной технологий. Первый полет геостационарного спутника был успешно выполнен в апреле 2001 года в центре SHAR, Срихарикоте. Индия готовится запустить свой первый спутник на луну Чандраяан-1, который должен быть готов в 2007 или начале 2008г. Правительство Индии постепенно снижает свою роль «единственного поставщика» средств инфраструктуры, что отмечается прогрессивной корпоратизацией в сферах телекоммуникации, введение новой регуляции во внутренних, междугородных службах, предложения разнообразить правительственные акции в национальных авиалайнерах, разрешение местным самолётам летать за рубеж и приватизация железными дорогами контейнерной службы.

«План Золотого Квадрата» (5850 км, стоимостью 12.6 млрд. долларов США) в соответствии с которым будут связаны четыре метрополя, города Дели, Мумбай, Ченнай и Кольката посредством современных автобанов, должен быть завершён к 2007 г. Также сооружаются автобан Север-Юг (Сринагар - Каньякумари) и Запад-Восток (Силчар-Порбандар), протяжённостью 10,000 км. Ещё один проект был запущен в январе 2004 г. В соответствии с ним все основные города будут соединены 10, 000 км дорогой. Стоимость этого проекта составляет 9 млрд. долларов США. Индия насчитывает 3, 300,000 км автодорог и 63, 000 железных дорог.

В Индии 12 больших портов, а также. 184 порта средней величины, девять верфей и 7517 км береговой линии. Примерно 140 корабельных компаний действуют в Индии. Проект «Сагар Мала», начатый в августе 2003 г. для расширения и модернизации портов, навигации и морского транспорта потребовал инвестиций 22 млрд. долларов США за период 10 лет. В то время, как Правительство инвестировало 15%,частный сектор позаботился об остальном. Ожидается, что объём грузоперевозок возрастёт до 565 миллионов тонн в 2006-2007 г. по сравнению с 412 млн. тонн в 2002-03 г. К 2008 г. только развитие автодорог потребует инвестиций, равных 24 млрд. долларов, а железнодорожный сектор 22 млрд. долларов США в следующие 10 лет.

Индия имеет сильную инфраструктуру гражданской авиации с 19 международными и 87 внутренними аэропортами. Внутренние авиационные услуги были либерализованы в 1994 году. В настоящее время действуют 12 плановых частных операторов и 22 неплановых операторов. В 2004-05 году авиалинии Индии перевезли около 60 млн. пассажиров. Аэропорты в Дели и Мумбае модернизируются и к 2010 смогут пропускать 75 миллионов пассажиров в год в Дели и 28 миллионов в Мумбае. Правительство Индии посредством гибкого подхода по сращению капитала, также поддерживает участие частного сектора в строительстве и приведении в действие новых аэропортов.

Участие Индии в интеграциональных группах

Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.

Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018 году.

Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.

FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.

Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.

Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.

Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.

Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.


Top