Методическая разработка по живописи для преподавателей ДШИ « Методика работы над пейзажем в технике акварели.

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение

  1. Разработать урок по теме: «Акварельная живопись»

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме данной работы.

Список литературы

  1. Базанова, Е. Стихия воды и краски. О технике акварельной живописи [текст] / Е. Базанова.-М.: «Просвещение», 2008. - 256с.
  2. Браун, К. Акварель. Цветы. Энциклопедия [текст] / К.Браун. – M.: «Арт-Родник», 2011. – 192 с.
  3. Винер, А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью [текст] / А.В.Виннер. – М.: «Искусство», 2009. – 193 с.
  4. Керси, Д. Деревья и леса. Акварель [текст] / Д. Керси.-М.: «Контэнт», 2010. - 250с.
  5. Комесанья, П. Рисуем акварелью. Полный курс [текст] / П.Комесанья. – Белгород: Книжный клуб «Рисуем акварелью. Полный курс», Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2011. – 56 с.
  6. Косминская, В.Б., Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности [текст] / В.Б.Косминская– М.: «Просвещение», 2008. – 125 с.
  7. Крошоу, Э. Как рисовать. Акварель. Пошаговое руководство для начинающих» [текст] /, Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 174 с.
  8. Крошоу, Э., Крошоу, Д., Ваух, Т. Акварель. Все что надо знать [текст] / Э.Крошоу. – М.: «Астрель», 2006. – 159 с.
  9. Кунц, Д. Основы акварели. Цвет [текст] / Д.Кунц.-М.: «Попурри», 2006. – 169 с.
  10. Лаветт, Д. Акварель - это просто [текст]: Руководство для начинающих / Д.Лаветт. – М.: «Попурри», 2005. – 189 с.
  11. Либралато, В., Лаптева, Т. Школа акварели [текст] / В.Либралато.-М.: «Эксмо», 2012. – 96 с.
  12. Назаров, А.К. Основные способы акварельной живописи [текст] / А.К.Назаров. – M.: «Орбита-М», 2011. – 145 с.
  13. Найс, К. Акварель для начинающих [текст] / К.Найс. – M.: «Попурри». 2010, – 314 с.
  14. Ревякин, П.П. Техника акварельной живописи [текст] / П.П.Ревякин. – M.: «АСТ», 2009. – 187 с.
  15. Розенберг, К. Классические пейзажи [текст] / К.Розенберг. – М.: «Арт-Родник», 2008. – 153 с.
  16. Сервер, Ф. Акварель для начинающих» [текст] /Ф.Сервер. – M.: «Астрель», 2008. – 128 с.
  17. Фенвик, К. Курс акварельной живописи: пейзаж за считанные минуты [текст] / К.Фенвик. - М.: «ACT», 2007.- 45с.
  18. Харрисон, Т. Пейзажи акварелью. Полный курс для начинающих» [текст] /Т.Харрисон. – M.:, «БММ», 2010. – 116 с.
  19. Шитов, Л.А., Ларионов, В.Н. Живопись. Уроки изобразительного искусства» [текст]: Кн. для учащихся/ Л.А.Шитов. – М.: «Просвещение», 2005. – 189 с.
  20. Шматова, О. Самоучитель по рисованию акварелью [текст] / О.Шматова. – М.: «Эксмо», 2007. – 80 с.

Приложение 1

Условная классификация акварельных техник.

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №5 г. КУРСКА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

МЕТОДЫ РАБОТЫ АКВАРЕЛЬЮ.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Выполнила: преподаватель изобразительного искусства

Проценко Елена Владимировна

Курск 2016 г.

Введение.........................................................................................................3

Глава1. Теоретические основы техники акварельной живописи

1.1.Особенности акварельной живописи....................................................5

1.2. История акварельной техники ………………………………………7

1.3. Классификация акварельных техник..................................................10

Глава 2. Техники акварельной живописи на уроках изобразительного искусства

2.1. Изучение техник акварели в ДШИ………………………………...22

2.2. Разработка урока по теме: «Акварельная живопись. Теплые и холодные краски»........................................................................................27

Заключение..................................................................................................32

Список литературы.....................................................................................34

Приложение.................................................................................................36

Введение

Акварель – это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания. (Н. Петрашкевич).

В изобразительном искусстве существует огромное количество самых разнообразных материалов. Одни из них используются довольно редко, другие наоборот известны каждому. К таким широко известным материалам относится акварель.

Акварелью называют краски, растворителем для которых служит вода. Они экологичны, не требуют сложного оборудования, просты в употреблении. Поэтому акварельные краски используют как для детского, так и профессионального творчества.

Акварель выполняется, как правило, на бумаге, поэтому ее часто относят к графическим техникам. Вместе с тем по своим живописным возможностям ее трудно не отнести к живописи. Уникальность акварели заключается в ее промежуточном положении между двумя крайне интересными видами изобразительного искусства.

Важнейшей особенностью акварели является ее прозрачность. Это свойство материала позволяет передавать глубину пространства световоздушной среды, изменчивость и подвижность окружающего мира, разнообразие цветовых и тональных отношений.

В тоже время акварель портативный и достаточно доступный по стоимости материал. Ею удобно пользоваться как при работе на природе, так и в условиях мастерской.

Акварель обладает широкими техническими возможностями. Акварельные работы могут быть построены на тончайших цветовых переходах прозрачного красочного слоя или глубоких сочных цветовых пятнах.

В ней может быть использовано ровноокрашенное или с неповторимыми затеками пятно, разной формы красочные мазки и линии.

Есть у акварели еще одна особенность. Она не любит поправок. А это требует от исполнителя виртуозного владения не только техническими приемами акварельной живописи, но и умения уверенно рисовать. Именно поэтому акварель следует отнести к одной из самых сложных живописных техник. Разумеется, и процесс освоения приемами письма акварелью, требуют серьезной и целенаправоенной работы.

Возникает вопрос о целесообразности изучения акварельной живописи на первоначальной стадии обучения изобразительному искусству. Отвечая на него можно привести массу доводов как «за», так и «против» использования этого материала в целях обучения детей изобразительному искусству.

Объект исследования: процесс обучения живописи на уроках изобразительной деятельности.

Предмет исследования: техники и методы акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Цель работы – определить необходимость изучения методов и техник. акварельной живописи на уроках изобразительной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Выделить особенности акварельной живописи;
  2. Рассмотреть виды акварельных техник;
  3. Выявить особенности изучения акварельной техники на уроках изобразительной деятельности;
  4. Разработать урок

В процессе освоения способов и технических приёмов письма акварельными красками студенты должны помнить известное предостережение: техника не самоцель, а всего лишь средство в передаче поставленных задач. Каждый студент в соответствии с личными качествами и художественным вкусом находит свой особый стиль письма, в соответствии с требованиями натуры выбирает тот или иной метод и технический приём.

Существуют различные методы работы над произведением. Укажем наиболее распространённые из них:

1) работа над этюдом «раскладкой», где мазки и заливки кладутся в разбивку с одновременным учётом цветового тона, светлоты и насыщенности;

2) метод «широкого» письма, где к частному и деталям переходят лишь после общей организации в этюде больших световых и цветовых отношений;

3) метод письма по частям с разработкой деталей, при котором студент вынужден сохранять большие световые и цветовые отношения в своём представлении;

4) совмещение в одном этюде одновременно методов «широкого» письма и работы по частям.

Все указанные методы в техническом отношении выполняются письмом по сухой или по сырой бумаге, в один приём или по стадиям, рассчитанным на продолжительное время, и должны быть подчинены выявлению основного содержания живописи.

Способы работы по сухой бумаге

Способ сухого штудированного письма. Этот способ заключается в работе по сухой бумаге во всю силу светового и цветового тонов с конструктивным разбором объёмной формы (так называемой обрубовкой) посредством заливок плоскостей. Не давая мягких акварельных эффектов, способ сухого штудированного письма является методически наиболее верным в решении задач при работе с натуры на начальном этапе обучения. Он развивает у начинающего акварелиста цветовосприятие, укрепляет рисунок, даёт правильное конструктивное отображение формы и объёма, помогает быстрому освоению красок и их смесей.

Этот способ применяется по подготовленному рисунку с последовательной разработкой в цвете - от общего к деталям, от главного к второстепенному с уточнением целого в конце работы. Его нужно использовать уже в первом длительном задании, после работы над натюрмортом из геометрических тел.

Однослойный способ письма. Однослойный способ техники акварели исключает письмо, рассчитанное на стадии, но допускает перерывы в работе. Этот способ предусматривает широкое письмо большой кистью, сухо и резко или мягко и сочно, в один сеанс. Однослойный способ пригоден в работе над этюдами на пленэре.

Работа однослойным способом возможна и по частям. Она ведётся небольшими мазками (мозаическое письмо) малой кистью, мазок к мазку. Эта работа требует соответствующей подготовки и умения, так как при сложении изображения из множества мазков и цветовых пятен трудно сохранить цельность и колорит произведения. В работе применяют как лессировочные, так и корпусные краски.

Многослойный способ письма. Эта работа рассчитана на стадии и в основе своей предполагает так называемое «лессировочное письмо». Последнее не исключает применения в допустимых пределах корпусных красок в свете и при необходимости на передних планах. Выполнение работы на стадиях вызвано рядом причин и, прежде всего, сложностью самого процесса создания этюда (произведения), при котором воображению начинающего не под силу сразу охватить всю работу от начала до конца, от общего до деталей.

Работа начинается с цветовой подготовки - нанесения в цвете подкладки, рассчитанной на последующее перекрытие после высыхания лессировочными красками. При этом рекомендуется использовать тёплые оттенки красок. Холодные тона цветовой подкладки, особенно голубые, могут исчезнуть, а места, где они находились, приобрести грязный вид.

Многослойный способ требует большого опыта и знания красок палитры. Умение предугадать завязку цветовой основы посредством неоднократных перекрытий различных оттенков представляет трудность. Здесь имеется в виду не письмо со слабой прокладкой одного и того же цвета до постепенного его усиления. Речь идёт о методе наложения различных цветов и оттенков, дающих в сумме сочетания, возникновения которых возможно только в истинной лессировке. При многократном наложении цвета на цвет необходима осторожность и чувство меры: существует предел, нарушение которого может привести к утрате прозрачности цвета в заливках. Допустимо комбинирование однослойного и многослойного способов письма в одном этюде.

Работа по сырой бумаге

Работа по влажной бумаге позволяет достигнуть удивительного единства цветовых масс, нежного и постепенного перехода одних красок в другие.

Однослойный способ работы. Это широкое письмо без стадий по увлажнённой бумаге. Выполняется крупной кистью подготовленными растворами красок. Кистью быстро и широко, не давая краскам высыхать, определяют большие отношения. Исправления делают сразу же: неверный тон снимают полусухой, отжатой кистью. Используют механические смеси красок всех групп.

Работа без перерыва, по частям, в один сеанс (способ а-ля прима). Это живопись, выполняемая по влажной бумаге в полную силу света и цвета, быстро и сочно. Этот способ письма позволяет передавать тонкость и мягкость цветовых переходов. Хорошее колористическое решение в акварели достигается путём сохранения в ходе работы крупных цветовых планов и силуэтов. Но характер акварельной техники не даёт возможности одновременно сочно и мягко работать над большими участками этюда и вынуждает складывать изображение по частям. В этом случае метод а-ля прима незаменим в работе с натуры.

Способ письма по сырой бумаге на стекле. Он заключается в том, что перед письмом бумагу опускают в воду, дают ей время пропитаться и набухнуть. Когда бумага набухнет, её вынимают и кладут на стекло, расположенное почти горизонтально. Писать можно сразу по очень влажной бумаге, но во избежания растекания красок лучше губкой снять излишек воды и начать работу после некоторой выдержки. Растворы красок следует подбирать однородные.

Способ «вливания цвета в цвет». Сырая краска, влитая в невысохшую другую и органически соединяющаяся с ней, даёт общую естественную для акварельной техники разноцветную заливку. Смешение красок при рассматриваемом способе - механическое. Хороший результат дают смеси и вливание цвета в цвет при работе лессировочными и полулессировочными красками. Лессировочная краска, влитая в корпусную, смывает её и стекая, образует грубые и жёсткие подтёки. Работу при способе «вливания цвета в цвет» лучше всего вести по частям.

Приём «срыва» положенной на бумагу краски. Этот приём заключается в следующем: не успевшая ещё высохнуть, особенно корпусная краска, смывается струёй воды, ранее проложенные заливки остаются нетронутыми; под смытой краской проявляется белая бумага с мягкими естественными переходами по краям. Приём «срыва» хорошо зарекомендовал себя в соединении с однослойным способом письма по сухой бумаге. Начинают работу с широкой и быстрой заливки по готовому рисунку растворами красок. После уточнения цветовых отношений, отдельной кистью - кадмием лимонным или жёлтым - густо закрывают места, предназначенные для снятия краски. Влажное состояние прокладок кадмия при этом поддерживают повторными его наложениями до полного высыхания остальных заливок. Затем работу промывают струёй воды из-под крана до полного срыва кадмия и краски, на которую он наносился. В следующей стадии письма определяют по сырому этюду светлые и тёмные тона, дорабатывают детали.

Среди перечисленных способов и приёмов ведения работы акварельными красками нет простых и лёгких, каждый из них имеет свои особенности, свои сложности, требует внимательного изучения и терпеливого освоения. Начинающий акварелист должен помнить, что механическое перенесение указанных способов, без учёта всего комплекса требований, обусловивших их применение, не может привести к положительным результатам в учёбе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виннер А.В. Как пользоваться акварелью и гуашью. - М.: Искусство, 1951.
  2. Вибер Ж. Живопись и её средства. - Л., 1961.
  3. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1965.
  4. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. - М.: Искусство, 1986.
  5. Лепикаш В.А. Живопись акварелью. - М., 1961.
  6. Одноралов А.В. Материалы в изобразительном искусстве. - М.: Просвещение, 1983.
  7. Ревякин П.А. Техника акварельной живописи. - М.: Наука, 1959.
  8. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1992.

Аннотация: в статье выполняется краткий обзор основных способов работы в акварельной живописи, даётся краткая характеристика материалов, используемых в технике акварельной живописи.

Ключевые слова: изобразительное искусство, акварельная живопись, творческий потенциал, техника, материалы.

Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у детей художественно- творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. «Акварель помогает овладеть пространством и формой предметного и воображаемого мира» . В то же время, акварель обладает множеством нюансов, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызовет у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Все акварельные техники можно разделить на две основные группы: акварель «по-сухому» и акварель «по-сырому». В каждой из этих групп, в свою очередь, можно выделить несколько более мелких. В первую группу входит акварель, выполняемая как в 2-3 слоя, так и в более высоком количестве слоёв, т.е. в лессировочной технике. Вторая группа состоит из техники «а-ля прима» и самой техники «по-сырому». Их отличие заключается в том, что техника «а-ля прима» однослойная и выполняется за один сеанс, в то время как техника «по-сырому» позволяет дописывать мелкие детали уже по сухой поверхности.

В акварели можно выделить ещё одну группу техник – смешанную. Эта группа подразумевает творческое использование материалов «применение творческих методов в работе с акварелью делает урок интересным и увлекательным» . Она подразумевает введение в акварель дополнительных материалов. Чаще всего добавляют белила для обозначения бликов или прорисовки мелких светлых деталей на тёмном фоне. Помимо белил, с акварелью можно сочетать тушь, пастель, цветные карандаши. Необычных эффектов можно достигнуть, если ввести в акварель воск, соль, применить приём разбрызгивания. Например, соль, нанесённая на сырую работу, растворяясь, высветляет под собой бумагу, создавая текстуру листьев или капель, поэтому её с успехом можно применять на занятиях, посвящённых пейзажу. Сочетая в работе акварель, воск и чёрную гуашь или тушь, можно предложить детям поработать в технике «граттаж».

Смешанная техника у детей вызывает наибольший интерес. Это объясняется возможностью сочетать несколько материалов в одной работе, а также результатом, полученным от их применения. «Применение в работе такой техники, как монотипия, использование воска, соли учит экспериментировать в искусстве, активизирует художественно-творческие способности и образное мышление» .

В технике акварели к качеству используемых материалов выдвигаются повышенные требования, так как акварель не терпит частых исправлений.

Основная нагрузка в акварельной живописи ложится на бумагу. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, будет сделан выбор в пользу бумаги с гладкой или с шероховатой фактурой.

Фактура бумаги зависит от способа прессовки: холодной или горячей. Холодная прессовка придаёт бумаге характерную шероховатость, в то время как горячая наоборот, делает бумагу гладкой. Бумагу с гладкой фактурой лучше применять при работе в смешанной технике, например с тушью или маркером, а также в работе, предполагающей наличие большого количества мелких деталей. Шероховатую бумагу лучше использовать для больших заливок цветом. Однако, вне зависимости от поверхности, акварельная бумага должна обладать достаточной плотностью для того, чтобы краска имела возможность впитаться в неё и закрепиться. На бумагу с одинаковой высокой плотностью, но с разной фактурой, краска ляжет одинаково хорошо. В то же время, при выборе между двумя видами бумаги, обладающими низкой плотностью, лучше остановиться на бумаге холодной прессовки, так как на ней краска лучше закрепится из-за шероховатой фактуры.

Низкоплотностную бумагу лучше не использовать для лессировочной техники, т.к. такая бумага не сможет глубоко впитать краску, и впоследствии верхние слои краски будут вымывать нижние. Данную бумагу лучше применять для коротких этюдов, техник «по-сырому» и «а-ля прима».

В классической акварельной технике белая краска не используется, её роль выполняет незакрашенная бумага. Однако не всегда имеется возможность оставить белые места белыми. Например, если перед художником стоит задача написать натюрморт со стеклянным графином в технике «а-ля прима», то блики на стекле оставить не тронутыми будет непросто. В подобной ситуации он может воспользоваться белилами, но тогда работа будет считаться выполненной в смешанной технике, или воспользоваться приёмом процарапывания. Последним приёмом пользовался ещё Томас Гёртин, один из основоположников английской акварельной живописи, в своей картине «Белый дом в Челси». Данный приём заключается в том, что белые места на картине получают путём аккуратного удаления верхнего слоя бумаги с краской с помощью какого-нибудь острого предмета. Этот способ имеет смысл применять для выявления бликов и других мелких деталей. С недавнего времени у акварелистов появился ещё один способ, позволяющий сохранять белые места на полотне – маскирующая жидкость. Она представляет собой раствор на основе латекса. После нанесения на бумагу она довольно быстро высыхает, образуя резиновую плёнку, защищая поверхность от попадания краски. По окончании работы она легко удаляется ластиком. Маскирующая жидкость позволяет намного облегчить работу акварелиста, даёт возможность работать сразу большими заливками, не боясь закрыть цветом не нужные места.

Большим успехом на занятиях акварельной живописью пользуется такая техника, как «граттаж». Далее предлагается методика проведения занятия в этой технике. Для выполнения задания лучше ограничиться тремя основными цветами: жёлтым, красным и синим с нанесением их на акварельную бумагу с высокой плотностью. В случае проведения занятия в общеобразовательной школе, можно использовать обычную акварельную бумагу. Выбор цветов обуславливается тем, что, во-первых, позволит закрепить навыки получения дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового и зелёного, а также их оттенков), и, во- вторых, малое количество цветов поможет избежать появления грязи на рисунке.

Сначала лист акварельной бумаги увлажняется достаточным количеством воды. Важно, чтобы бумага была именно влажной, так как это позволит краскам лучше взаимодействовать между собой и впитываться в бумагу. Большое значение имеет то, что цвета должны смешиваться внутри структуры бумаги, а не на её поверхности. При избыточном количестве воды краска будет «плавать» и хуже смешиваться. В этом случае плавные цветовые переходы не получатся. Краски лучше наносить от светлой к тёмной в следующей последовательности: жёлтая, красная, синяя, в хаотичном порядке по всей площади листа. Цветовые пятна лучше располагать рядом, а не одно на другом. Нанося их подобным образом, дети смогут нагляднее проследить процесс смешения красок. Это постепенно приведёт к изучению особенностей колористического построения в живописи, так как «изучение колорита и его возможностей занимает центральное место в обучении живописи» . После нанесения красок нужно дождаться, чтобы бумага полностью высохла. Затем на просохшую работу нужно нанести слой воска. Для этого подойдёт как восковые мелки, так и обычная свечка. Слой должен быть достаточно плотным, чтобы на нём можно было легко работать. Подобное задание лучше не давать детям младше 3-4 класса, так как им тяжело покрыть воском лист бумаги равномерно. На последнем этапе на бумагу наносится чёрная гуашь или тушь. После высыхания туши, в зависимости от сложности композиции и уровня подготовки детей, наносится подготовительный рисунок. Его можно выполнять тупым мягким карандашом – в этом случае у детей появляется возможность исправлять ошибки. Итоговый рисунок, напротив, нужно делать хорошо отточенным карандашом или другим заострённым предметом.

Организация уроков, посвящённых акварельной живописи, требует от учителя большой подготовительной работы, так как содержит в себе много особенностей и нюансов. Правильно выстроенные систематические занятия акварелью на уроках изобразительного искусства позволят детям освоить интересную живописную технику, развить творческое мышление, а также получить удовольствие от проделанной работы.

Список литературы

1. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью./ – М.: Начальная школа плюс До и После/ № 09, 2009. – 24-28 с.

2. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого- педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С. 82-86.

3. Семенова М.А. Колорит в акварельной живописи. / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 3/12 – М.: ООО «Баласс», 2012. – С. 91-94.

4. Семенова М.А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие / М.А. Семенова. – М.: МГПУ, 2013. – 52 с.

5. Фармаковский М.В. Акварель: ее техника, реставрация и консервация/ - М..


Top