Сообщение по картине мика морозов. Сочинение по картине «Мика Морозов» В.А

В данном материале будет рассмотрена картина Серова «Мика Морозов». Познакомимся с биографией знаменитого художника. Детально рассмотрим полотно мастера, поделимся впечатлениями о картине. Итак, начнем.

Краткая биография художника

Валентин Александрович Серов - знаменитый русский художник, выдающийся мастер портретного жанра. Родился в 1865 году, 19 января. Мальчик вырос в семье творческих людей: его отец был знаменитым композитором, а мать - талантливой пианисткой. С детства ребенок проявлял талант в рисовании, за что его всячески поощряли родители. После кончины отца образованием сына занималась мать. Детство будущего мастера прошло в Мюнхене, а затем семья переехала в Париж. Во Франции состоялось знакомство мальчика со знаменитым художником Репиным. В свое время Репин станет наставником и учителем молодого человека, и именно он введет его в круг талантливых мастеров по приезду в Россию.

Первая картина Серова была написана в 1885 году и называлась «Волы». Позже, через два года, была написана «Девочка с персиками», которая и прославила художника.

Детальное описание

В 1901 году была написана знаменитая картина Серова «Мика Морозов». Описание вызывает чувство умиления и чистоты. В центре композиции, на краю кресла, сидит маленький мальчик лет четырех. Это сын известного в России мецената М. А. Морозова. Мальчик мил и невинен. Круглое лицо ребенка обрамляет воздушная шапка рыжеватых кудрей. Темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты, и выражают удивление и восторг. Сочинение по картине «Мика Морозов» раскрывает саму суть картины. Автор хочет показать нам запечатленный им момент детства, такого милого и нежного, и лишний раз напоминает нам о необходимости любить и оберегать своих детей. Малыш на полотне сидит на самом краю кресла, ему не терпится играть и бегать, но он наблюдает за работой мастера. На картину зритель смотрит со стороны и будто сам принимает участие в создании шедевра. Ребенок вцепился в подлокотники кресла пальчиками. Кажется, что он похож на маленького пушистого птенчика, который в любую секунду готов выпорхнуть из своего гнёздышка.

Цветовая палитра полотна

В сочинении по картине «Мика Морозов» хотелось бы особенно подчеркнуть цветовую палитру, которую использует автор в своей работе. Главный акцент сделан на контрасте темного и светлого. Центральное место занимает белая рубашка мальчика. Также ведущая роль в цветовом предпочтении остается за копной чудесных кудрявых волос. Кресло и общий фон картины написаны художником в темных тонах. За счет этого подчеркивается хрупкость детского тельца. Голова кажется немного больше обычного из-за пышных кудрей ребёнка. Все эти детали подчеркивают детскую невинную красоту.

В сочинении по картине «Мика Морозов» хочется подробней описать лицо мальчика. Лицо белое с ярким здоровым румянцем, губы слегка приоткрыты, весь образ дышит детством. И, кажется, что в любую минуту можно услышать его детский голосок и веселый смех.

Впечатление от картины знаменитого мастера

Впечатление от работы на зрителя огромное, можно сказать мощное. Прежде всего, поражает мастерство художника, а герой картины, маленький мальчишка, вызывает умиление. В сочинении по картине «Мика Морозов» хочется затронуть тему мастерства автора. В своей недолгой жизни художник написал множество портретов, большая часть которых представлена в Третьяковской галереи. Там и можно увидеть картину «Мика Морозов». На холсте запечатлено само детство, и, глядя на неё, невольно вспоминаешь собственное прошлое, такое безмятежное, свободное от суеты и житейских хлопот. И в тебе просыпается тот самый малыш, каким ты был когда-то, такой же милый, добрый как герой этой картины.

Кто не восхищался портретом Мики Морозова кисти Валентина Серова,от которого трудно оторвать взгляд! Многим известно, что сын одного из фабрикантов огромного богатейшего рода предпринимателей России, стал впоследствии знаменитым филологом, шекспироведом мирового значения. Сотрудничество с западными филологами и его мировой авторитет учёного спасли Мику, наследника "проклятых" капиталистов, давших своей родине неимоверно много и в развитии промышленности и почти во всех областях искусства,сохранили ему жизнь и избавили от ГУЛАГа.


(фотография учёного взята отсюда В статье рассказано о многочисленных научных трудах Морозова и его вкладе в развитие русского театра)
Кто это сказал "Мы все ленивы и нелюбопытны"? Все -не все, но я, вероятно, да. Почему-то со школы решила, что Мика - сын Саввы Морозова, того самого, у которого был роман с Марией Андреевой и через неё - с революционерами, который поддерживал МХТ и давал приют, спасая от царской охранки,Николаю Бауману. Я не искала в справочниках подтверждения своего решения и уж, совершенно не думала о причине его смерти. О ней я узнала только вчера. Убирая квартиру, краем глаза и краем уха слушая и смотря по телеку передачу о Савве Тимофеевиче Морозове, услыхала, что его младшего любимого сына назвали Савва. А Мика чей же сын?-спросила я и отправилась на поиски.
Мика Морозов происходит из того же рода, что и Савва(у них общий предок), но из другой ветви. Он - сын Михаила Абрамовича Морозова, тоже предпринимателя и мецената, друга русских художников, коллекционера, собирателя полотен европейских мастеров. Картины из его коллекции составляют гордость Третьяковской галереи, Эрмитажа И музея им. Пушкина.
Портрет написан В.Серовым ( )
Пробел в моём знании был ликвидирован, но то, что я узнала о последнем дне очаровательного Мики, произвело на меня впечатление и опять заставило задуматься над жестокой иронией судьбы. Перейду сразу к цитированию статьи А.В.Летенко "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЖИЗНИ МИКИ МОРОЗОВА" ( ):
И всё бы шло для Мики дальше таким же спокойным и достойным порядком, если бы в 1952 году высшее руководство страны не начало вести подготовку к проведению в Москве особой конференции, на которую вознамерилось пригласить не только западных бизнесменов, но и наследников знаменитых русских купеческих фамилий - Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Коншиных, Чичкиных, Гиршманов, Мамонтовых, фон Мекк и др. - с целью не просто наладить отношения с эмиграцией, но и привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики. Эта встреча, проходившая в Кремле, под названием «Совещание промышленников» действительно была проведена в 1955 году, то есть с некоторой задержкой, вызванной событиями, связанными со смертью И.В.Сталина. На ней, кстати говоря, присутствовал и мой отец - Виктор Александрович Летенко. И даже я, - тогда 14-летний мальчишка, помню лихо проносившиеся по улицам Москвы автомобили, развозившие участников Совещания. Мои сверстники, может быть, помнят, что эти ЗИМ-ы отличались от других тем, что их габаритные фонари были выкрашены голубой краской.

Однако вернёмся в 9 мая 1952 года, в одно из помещений ЦК КПСС, где велась подготовка Совещания. В процессе обсуждения неизбежно встал вопрос, а кто будет принимать гостей из русской диаспоры во время неформального общения? На кого возложить функции «hearty welcome» и «гостеприимного хозяина» - не на товарищей же Берия или Маленкова, с которыми у русских эмигрантов и их наследников вряд ли получится задушевный разговор? Здесь нужен человек, к которому гости отнеслись бы с максимальным доверием, а таких уже не осталось; вроде бы всех успели переловить и передушить. И тут кто-то вспомнил и подсказал со всех сторон подходящую (то есть интеллигент-«рафине», свободно владеет главными европейскими языками, потомок известной купеческой фамилии) кандидатуру Морозова, за которым немедленно выслали машину и доставили для беседы в кабинет члена политбюро ЦК А.И.Микояна.

Анастас Иванович обрисовал ситуацию, сформулировал задачи, которые должен решать Михаил Михайлович, и тот, недолго раздумывая, согласился. В заключение беседы Микоян поинтересовался социальным статусом и материальным положением собеседника и понял, что, если гости узнают правду о микиных: ничтожной зарплате, убогом коммунальном жилье и полном отсутствии у него других обычных и привычных для простого западного жителя благ и удобств, то может выйти немалый конфуз. Поэтому он в присутствии Мики продиктовал своему помощнику перечень необходимых вещей, «которыми следует срочно и безотлагательно обеспечить товарища М.М.Морозова». В этот перечень вошли: приличная одежда, солидная должность и хорошая зарплата, отдельная обставленная мебелью квартира где-нибудь на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, оборудованная для приёма гостей и расположенная в хорошем месте дача, персональный автомобиль и прочее, что мог ещё пожелать Михаил Михайлович, над чем ему было предложено подумать.
Буквально ошеломленный предстоящими переменами Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких. Последние еще более были ошарашены изложением его разговора с Микояном. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер.
Оказывается, инфаркты бывают не только от неприятностей. Их могут вызывать и весьма сильные положительные эмоции."

По своей сути В.А. Серов создавал всегда портреты правдивые, «живые», передающие открытую эмоцию, которую не так просто заметить и тем более воплотить в линии и цвете. К числу подобного рода работ можно отнести «Портрет Мики Морозова», который был написан В.А. Серовым в 1901 году.

Образ получился милым, искренним. Сам Мика точно вышел из сказки, напоминая доброго маленького принца. Пристальный, предельно внимательный взгляд Мики выдаёт его заинтересованность в чём-то. Светлая фигура мальчика в белом костюмчике словно повита струистым отсветом.

Портрет Мики напоминает изображение, сделанное скоро, спешно. Всё это создаёт эффект пленэрной работы. Тёмные глаза мальчика устремлены вперёд и выражают предельную вовлечённость и интерес к чему-либо. Мика не только что-то внимательно рассматривает, всё его существо отражает удивление, настоящее и такое искреннее.

Для полотна характерно особое импрессионистическое настроение, динамика переживания, динамика чувств. Этому способствует набросочный характер штриха, его порывистость. Художник оказался способен уловить ту самую минуту или секунду, которая характеризует изменения в ощущении самого героя полотна. Он точно готов подскочить или резко, отрывисто повернуться, взглянуть на нас. Подобное явление отличает данную картину тем, что это уже не застывшее, неподвижное, статичное изображение, но самостоятельно существующее, дышащее полотно.

Художник выстроил необходимые контрасты так, что наше внимание концентрируется непосредственно на Микином лице. Мы точно и сами эмоционально заражаемся этим состоянием мальчика. Всё остальное в картине становится менее значимо, намеренно затемняется автором, уходит в область насыщенного контраста.

Общий колористический фон полотна сдержан, приглушён. Всё нацелено на то, чтобы не только подчеркнуть портретное сходство, но и придать большей художественной выразительности. Основной план как будто размыт, сглажен. Портрет насыщен светом и воздухом. Это новореалистическое полотно, которое выстраивается по основным линиям импрессионистического искусства со стремлением передать чувство, которое ощущалось бы остро и живо. Художнику удалось запечатлеть мгновение, заметить и верно передать изменение душевного состояния, попытаться остановить время и перенести мгновение в пространство вечного. Особенно ценным является то, что это мгновение неповторимо, невозвратно. Поэтому уловить красоту мгновения невероятно сложно, а ещё сложнее передать то или иное явление, максимально точно и верно. Для этого требуется нечто большее, чем портретное сходство или мастерское повторение образов действительности. Для этого необходимо чуткое сердце художника, его тонкая восприимчивая душа. Настоящий художник должен быть сильным и прекрасным душой, чтобы чувствовать и передавать красоту жизни вокруг.

На картине изображен ребенок, мальчишка пяти лет. Судя по всему, это и есть тот самый известный Мика Морозов. Ребенок сидит на стульчике и позирует для художника. Все его нутро заявляет о том, что он желает подняться и помчаться на прогулку, а не находится в одном положении без движения.

Рассматривая Мику, можно подумать, что он только что открыл глаза от чудесного красивого сна. На нем белая сорочка. Его светлые волнистые волосы взлохмачены. А лицо слегка помято. Художник изображал его на не далеком расстоянии, из-за чего легко просматривается все тонкости и нюансы. На щечках мальчика заметен румянец, его детские губки немного приоткрыты, будто желают о чем-то узнать, а карие глаза устремлены вдаль, надеясь, что скоро его отпустят, и он сможет заняться своими делами. Весь его облик высказывает о доверчивости, послушании.

На темном отражении, ребенок смахивает на лучезарного ангела. Ведь вся его сущность излучает добро и нежность. Изучая его позу, начинаешь думать о том, кто его так усадил сам писатель или же ребенок уже весь от желания, стремится вперед, ему не хочется сидеть, ему хочется двигаться, бежать. Ведь он еще совсем малыш и ему охота познавать мир.

Художнику не просто получилось высказать в красках всю происходящую картину именно в эту секунду. Взгляд ребенка, поза, контраст помещения.

Сочинение по картине Мика Морозов Серова

Мика – мальчик, нарисованный на этой картине. Он тут крупным планом. Лет ему… Года три! Он такой симпатичный ребенок. Розовощекий (это не диатез, он здоров), кудрявый, рыжеватый. Глаза у него темные – карие, длинные ресницы. Хорошо, что его фамилия тут – Морозов, а то можно было б подумать, что он девочка.

Мика сидит на красивом деревянном кресле. У него ровная спина, хотя он немного наклонился вперёд, смотрит. Он крепко держится руками, хотя ручки у него ещё совсем слабые, пальцы маленькие, детские. Ему трудно было б усидеть, пока художник его рисовал. (Наверное, для того, чтоб сохранить его внимание, художник открыл окно.)

Он с любопытством и некоторым удивлением смотрит чуть мимо художника. Не прямо в «камеру», как на многих портретах. Мальчик явно наблюдает за чем-то интересным. Вот он даже немного подался вперёд. Возможно, что там, действительно, птичка в клетке. Он на неё смотрит, ещё не готов к ней подбежать или даже ей улыбнуться. Рот его чуть раскрыт, он заинтересован в том, на что смотрит.

На нем белая (ночная) рубашка. Возможно, это просто такая детская одежда. Немного кружева, поясок. Это белое очень отличается от бурого фона картины.

За спиной у Мики, на спинке стула висит что-то яркое. То ли платок, то ли какая-то яркая одежда. Возможно, это его. И ещё я вижу прямо за ним мягкую игрушку. Заяц! Такой серый с черными глазками и забавными ушами. Может быть, это игрушечный бегемот…

Внизу – справа от ребенка – тоже что-то цветное, но сложно разглядеть. Похоже на какую-то корзину.

Фон, как я уже сказал, бурый. Он похож просто на стену в комнате. Тут много темных мазков, как от штукатурки.

На главного героя падают лучи света. Да и сам он, как будто, светится!

Это красивая картина с контрастом между фоном темным и светлым ребенком. Светлым, я думаю, во всех смыслах. Вот так вот!

Сочинение описание картины Мика Морозов Серова

Знаменитый художник Валентин Александрович Серов написал много замечательных картин. Особое место в творчестве Валентина Александровича занимают портреты детей. Серов признан мастером детского портрета. Художник с доскональной точностью передавал и внешность, и характер позирующих детей. «Мика Морозов» - шедевр, одна из лучших работ В.А. Серова. На полотне запечатлен сын известного мецената М. Морозова. Картина написана в духе импрессионизма. Эта картина никого не оставит равнодушным, ведь на ней запечатлены искренность и прелесть детства.

Этот портрет очень живой, вызывает массу эмоций, возвращает в детство. На нем изображен маленький симпатичный мальчик, лет пяти, Мика Морозов. Нелегко дался Серову этот портрет, писал он его в несколько сеансов. Картина написана с близкого расстояния, именно поэтому можно рассмотреть все детали. Ребенок всем своим видом показывает, что не хочет сидеть в кресле и позировать. Скорей всего, Мика недавно проснулся, он даже не успел причесать свои пышные кудрявые волосы. Мальчик сидит на самом краю большого кресла и держится за подлокотники. Многих усилий стоит ему эта поза, но во взгляде нет ни малейшего напряжения.

Худенькое тело Мики отчетливо выделяется на темном фоне кресла, разноцветной накидки и серой стены. Этот контраст художник создал крупными плавными мазками, чтобы подчеркнуть красоту и непосредственность ребенка. Круглое выразительное лицо мальчика выражает нетерпение. Фигура мальчика освещена солнцем. Художник с точностью передал бархатистость кожи ребенка. Мика одет в свободную белоснежную рубашку, его образ такой же светлый. Художник использует белый цвет, чтобы подчеркнуть чистоту и открытость ребенка. Взгляд мальчика направлен в сторону, он выражает восторг, жизнерадостность. У ребенка большие ясные глаза. Эти карие глаза наполнены добром, дружелюбием. Мальчик беззаботен, спокоен. На щеках пылает здоровый румянец. Розовые губы слегка приоткрыты, кажется, что мальчик удивлен или задумался о чем-то, а, может быть, хочет что-то сказать.

Лицо Мики Морозова

У ребенка очень милое, нежное и по-детски наивное лицо. Сразу видно, что это любопытный, озорной ребенок, который немного заскучал. Его поза трогательно неподвижна, но он весь в движении, видно, как его руки с силой держатся за подлокотники, он только ждет подходящий момент, чтобы убежать и начать веселиться. Зрителю остается только догадываться, эта поза – замысел художника или естественная поза Мики, в ней нет ни капли наигранности.

Очаровательный ребенок с неподдельными эмоциями, изображенный на картине, заставляет вернуться в прошлое, в детство. Любуясь его непосредственностью и простой детской красотой, восхищаешься талантом художника. Серов сумел передать стремительность, динамизм в неподвижной позе, по взгляду можно понять характер ребенка, нам остается только умиляться образом главного героя. Эта легкая жизнеутверждающая картина заставляет забыть о суете, оставить только светлые мысли.

  • Сочинение по картине Авилова Поединок Пересвета с Челубеем (Поединок на Куликовом поле) описание

    Одним из величайших творений выдающегося российского и советского живописца Михаила Ивановича Авилова является картина Поединок на Куликовском поле. Данное полотно принесло настоящую известность и успех художнику.

    Это очень трогательная картина. На ней изображена встреча солдата и, скорее всего, его девушки (или даже жены). Но когда узнаешь название картины, то она по-новому смотрится – ещё более трогает. Ведь тогда получается, что героиня уже

  • Сочинение по картине Левитана Осень (описание)

    Лиричный пейзаж «Осень» И. И. Левитана повествует о прекрасной листопадной поре

"Портрет Мики Морозова" Серов написал в 1901 году. От картины не отвести глаз, настолько живым получился ребенок, смотришь и страшно за него до холодка в сердце. Впереди - революция семнадцатого, голод двадцатых, расстрелы тридцатых, война сороковых... Выжил? Сгинул? Михаил Михайлович Морозов - из семьи тех самых фабрикантов Морозовых - богатейших промышленников и меценатов - образование получал в Англии, несмотря ни на что, вернулся в Россию, в двадцатых годах закончил филологический факультет Московского университета. Стал известным советским литературоведом, театроведом, переводчиком. Всю свою жизнь посвятил творчеству Шекспира, результаты его работы получили мировую известность. В 1949 году занял пост главного редактора англоязычного журнала News. Пережил Вторую Мировую, арестован не был. Чудо.
В 1952 году высшее руководство СССР захотело провести в Москве особую конференцию с участием наследников знаменитых русских купеческих фамилий - Рябушинских, Морозовых, Елисеевых, Мамонтовых и других - с целью наладить отношения с эмиграцией, а, главное, привлечь её капиталы для вложений в послевоенное восстановление и развитие советской экономики. Встал вопрос, кому встречать приглашенных? Кто сможет расположить к себе столь важных гостей - не Берия же с Маленковым... И вспомнили про Мику - про Михаила Михайловича - потомка известной фамилии, блестяще образованного, свободно владеющего европейскими языками, известного за границей ученого. Вызвали. Рассказали, в чем суть, сформулировали задачи. Михаил Михайлович без промедления согласился.
И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам - копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления. Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой - где-нибудь в приличном месте - на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный всем происходящим Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и… умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет.
А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года.

Top