«Весна священная» и «Квартира» - две премьеры в Большом. Национальная Премия детского и юношеского танца «Весна Священная Весна священная в большом

Игорь Стравинский начал работу над балетом Весна священная в июне 1911 года в своем имении Устилуг. Еще за год до этого композитор встретился с Николаем Рерихом и представил ему первоначальный план будущего балета. Создатель Русских сезонов Сергей Дягилев был увлечен идеей балета и познакомил Стравинского с Вацлавом Нижинским, для которого Весна священная стала первой работой в качестве хореографа. Премьера балета состоялась в мае 1913 года в театре Елисейских полей и вызвала неоднозначную реакцию публики. Музыкальная партитура и новаторская хореография опередили свое время, и премьера закончилась скандалом: публика свистела и шумела так сильно, что спектакль пришлось остановить.

Только в 1920 году в Русском балете Сергея Дягилева состоялась новая постановка в хореографии Леонида Мясина, которая была хорошо принята публикой. В дальнейшем этот балет ставили выдающиеся хореографы XX века: Мэри Вигман, Джон Ноймайер, Морис Бежар, Пина Бауш. Первая постановка в России состоялась в 1965 году в Большом театре.

Весня свяденная билеты

У столичных поклонников балетного искусства есть прекрасная возможность воспользоваться услугами нашего сайта и купить билеты на Весну священную , а также другие постановки Большого театра. С нами приобретать билеты на лучшие столичные спектакли стало легко и просто. Оцените преимущества, которые мы предлагаем нашим клиентам:

  • подлинность билетов гарантируется защитными голограммами и штрих-кодом.
  • каждый заказ обрабатывает персональный менеджер.
  • собственная курьерская служба осуществит доставку билетов по любому адресу.
  • привлекательные акции и спец-предложения.
  • дисконтные карты для каждого клиента.

В режиме он-лайн вы можете заказать билеты на балет Весна священная и уже в этот же день билеты будут доставлены по указанному адресу.

Часть первая

Манифест. Фестивальное издание. «Весна» Л. Мясина - 1920. Гастроли Bejart Ballet Lausanne. «Весна» Л. Касаткиной и В. Василёва - 1965. Премьера Т. Багановой - 2013

8 мая показом последних премьер театра - «Весны священной» в постановке Татьяны Багановой и «Квартиры» Матса Эка завершился грандиозный фестиваль «Век „Весны священной“ - Век модернизма». Он был приурочен к празднованию столетия одного из самых значительных произведений искусства XX века - «Весны священной » Игоря Стравинского.

Официальный юбилей партитуры Стравинского и балета Вацлава Нижинскогo отмечается 29 мая,

и практически все уважающиеся себя театры во всем мире поставили в афишу весенне-летнего сезона имеющуюся у них в запасе хореографическую версию «Весны». Аналогичным образом поступили и руководители оркестров - спланировали любопытные музыкальные программы, включающие этот opus magnum Стравинского .

Однако ничего равного тому, что происходило с марта по начало мая в Большом театре - в плане размаха, разнообразия и изысканности интеллектуального пира - не смог потянуть ни один театр.

Именно он несколько лет назад предложил А. Иксанову провести в театре такой масштабный фестиваль, в ходе которого под эгидой Большого должен был быть выпущен замечательный гроссбух «Век „Весны священной“ - Век модернизма», в котором ведущие искусствоведы, музыковеды, культурологи и композиторы размышляют о партитуре Стравинского, художественной атмосфере времени и этапных хореографических версиях «Весны священной».

Книга вышла в апреле ограниченным тиражом,

приобрести ее можно в книжных ларьках обеих сцен Большого театра во время спектаклей. Помимо постановок, представленных на фестивале, в книге есть текст о «Весне священной» Матса Эка - не существующем уже, сочиненном знаменитым шведом спектакле в японском стиле. Автор статьи съездила в Стокгольм и посмотрела хранящуюся в архиве видеозапись балета. Издание богато иллюстрировано, в том числе и эксклюзивными фото- и изобразительными материалами.

Фестиваль строился на трех китах - показе в Большом трех знаменитых версий «Весны священной»

Восстановленной по записям в 1987 году историками Миллисент Ходсон и Кеннетом Арчером оригинальной «Весны» В. Нижинского и одноименных спектаклей Мориса Бежара (1959) и Пины Бауш (1974), знаковых для своих эпох.

Первую привез Финский балет в рамках полнометражных гастролей. Кроме «Весны» финны станцевали также «Bella figura» Иржи Килиана, «Double Evil» Йормы Эло и «Walking Mad» Йохана Ингера. Версию Пины Бауш представил «Tanztheater Wuppertal Pina Bausch» вместе с фрагментом архивной записи репетиции этого спектакля. Bejart Ballet Lausanne включил в программу своих гастролей «Весну» Мориса Бежара, его же «Кантату 51» и «Приношение Стравинскому», плюс балет «Синкопа» в хореографии нынешнего худрука компании Жиля Романа.

Сам Большой театр подготовил к столетию революционной партитуры и балета собственную версию «Весны»,

которую по первоначальному замыслу должен был ставить британский хореограф Уэйн Макгрегор. Но он, видимо, не рассчитал свою занятость в этот период и в последний момент отказался. Вернее, решение вопроса о постановке его «Весны» в Большом перенесли на момент полного выздоровления худрука балета Сергея Филина. В итоге надо было срочно искать замену.

Обычно в запасниках театра хранится какая-нибудь «Весна священная», которую можно было бы восстановить вместо новой редакции, и формально у Большого имеется таковая - «Весна» Натальи Касаткиной и Владимира Василёва 1965 года.

Спектакль этот совершенно легендарный.

Он родился в глухие времена репертуарного застоя, и был глотком свежего воздуха для целого поколения артистов, а также первой попыткой в истории отечественного музыкального театра дать сценическую жизнь великой партитуре Стравинского (за пультом в 1965 году стоял Геннадий Рождественский).

Постановщики сочинили свое оригинальное либретто, в котором конкретизировали персонажей и локализировали действие в Древней Руси.

Древние русичи веселятся в преддверии большого праздника - «светлого воскрешения природы», в ходе которого одна из девушек будет принесена в жертву богу весны. Начинается обряд похищения жен. Пастух преследует девушку, у них зарождается любовь. Понятно, что по несчастному стечению обстоятельств, весенней жертвой окажется эта самая девушка. Финал еще более предсказуемый - девушка погибает, сама кинувшись на нож, а Пастух низвергает с пьедестала весеннего идола.

Спектакль стал звездным часом Нины Сорокиной (Девушка) и Юрия Владимирова (Пастух),

впервые «применившего» здесь свой гениальный суперпрыжок. Бесноватую (новый, придуманный персонаж) танцевала сама Н. Касаткина. Сохранилось уникальное видео 1973 года, запечатлевшее Владимирова и Сорокину в момент, когда их герои необычным образом встречаются и влюбляются .

Реанимировать такой спектакль - революционный и новаторский для 60-х - в год столетия «Весны» было бы любопытно,

даже при всей соцреалистической мелодраматичности сюжета, но постановщики уже очень пожилые люди, перед которыми неуместно ставить сверхзадачу - восстановить балет пятидесятилетней давности за четыре недели.

В результате позвали хореографа из смежного жанра - лидера отечественного contemporary dance и руководителя екатеринбургского театра «Провинциальные танцы» Татьяну Баганову. Оформлял ее спектакль петербургский художник Александр Шишкин. Ясно, что Баганова не справилась бы без помощи своих артистов, поэтому договорились, что в «Весне» выступят также «провинциалы».

У Багановой не было времени церемониться с традициями

Ей надо было выпустить цельный продукт, что она и сделала, выведя театр из некрасивой ситуации.

Ее спектакль местами иллюстрирует платоновский «Котлован». Измученные жаждой люди мечутся с лопатами в каком-то глиняном раскопе. У них есть неопределенная и невнятная цель - то ли освоить целину, то ли прокопать Беломорканал, то ли построить красивый город будущего в тайге и тундре. Весенний обряд этих людей - работа и марши до изнеможения. Хтонические силы присутствуют в виде красного песка, пыли и воды.

Одно из самых красивых мест спектакля - когда с колосников спускается грубо намалеванный на оберточной бумаге портрет неизвестного с открытым ртом, напоминающий перефразированный «Крик» Э. Мунка и одновременно «Папу Иннокентия X» Ф. Бэкона, а на сцене начинается бабий бунт.

Разбушевавшиеся «вакханки» бегут к «холсту» и рвут в клочья податливую бумагу с изображением любимого и ненавистного вождя

Диониса-Загрея, римского папы, генсека. Женщины с разметавшимися во все стороны волосами находятся на грани нервного срыва. Они голодны и мучимы жаждой.

В финале «котловановцы» получат воду - она польется им на головы вкусным дождем. Но это все уже после того, как отзвучит партитура Стравинского. То ли хэппи-энд, то ли иллюзия.

Работа Павла Клиничева, оркестра Большого театра, артистов обеих трупп - выше всяких похвал,

а хореография - ну да, экспериментальная и трудная для восприятия в Большом театре. В целом,

спектакль получился в духе Стравинского, который так и не примирился на все сто ни с одной из сценический версий балета.

Фото Екатерины Беляевой и из Музея Большого театра

Пара месяцев осталась до истечения ста лет с того дня, когда в Париже, в Театре на Елисейских полях, состоялась премьера балета «Весна священная». Композитор Игорь Стравинский. Хореография Вацлава Нижинского. Костюмы и декорации Николая Рериха. Импресарио - Сергей Дягилев. Сегодня поверить невозможно в то, что тогда балет провалился. По воспоминаниям Жана Кокто, «публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла». Годы и люди воздали этому спектаклю должное. 28 марта в Москве, в Большом театре, открылся фестиваль, посвященный столетию знаменитого балета Стравинского. В афише - несколько версий «Весны священной» - Мориса Бежара, Пины Бауш. Но на открытии показали балет, который с труппой Большого поставила хореограф из Екатеринбурга Татьяна Баганова. Ещё одна премьера минувшего вечера - это «Квартира» шведского хореографа Матса Эка. Рассказывают «Новости культуры».

На этой премьере - артисты, политики, чиновники. Многие, конечно, слышали, но не все видели авангардные спектакли Матса Эка. Обычно невозмутимый, в этот вечер дерзкий интерпретатор классических сюжетов не очень хочет видеть камеру. Сейчас его волнуют только обитатели «Квартиры».

Кресло, плита, дверь. Истории, конечно, не про вещи, про людей. У телевизора проходит жизнь героя Семена Чудина. Криминальная хроника и сериалы - его реальность. «В начале эмоции. Потом техника. Понимаешь, что работаешь с гением», - уверен премьер балета Большого театра .

Мария Александрова признается, никогда еще так много времени не проводила у плиты, с пылесосом. И не только танцевать - на сцене пришлось даже говорить - очень громко. «То, что я могу орать на сцене, ругаться. Сказать на сцене то, что, может быть, в жизни я никогда не скажу. А здесь мне пришлось, и это легло как-то на душу, и я чище сейчас», - признается прима-балерина Большого театра Мария Александрова.

На сцене - за этой дверью - Диана Вишнева и Денис Савин о самом сокровенном. Этот дуэт - сердце спектакля. Не зная друг друга, на этом переходе, встречаясь каждый день, мы бежим куда-то. Каждый - сам по себе. Безоговорочно приняв «Квартиру», публика долго не отпускает ее обитателей.

Эти 11 историй, понятные на любом континенте, трогают до глубины души. Как и сам Матс Эк, умеющий проникнуть в суть вещей.

«Весна священная» в 1913 году буквально расколола парижскую публику. Одни восторженно приняли новомодные идеи модернизма, другие категорически сказали: нет. Эта «Весна священная» Татьяны Багановой тоже не обещает быть солнечной и безмятежной. Контемпорари дэнс на сцене Большого заставит понервничать многих.

Татьяна Баганова в этой суете единственная, кто сохраняет спокойствие, но это ей стоит сил. «Пришла спокойная сюда, потому что мы с танцовщиками немножко разогревались. Мы попали в атмосферу нервозности, может быть мы слишом рано вышли», - говорит она. Без балетных туфель, в черных носках, и это балерины Большого?

«Мы танцуем в носках, на голую ногу. Это революционно, потому что в классическом балете нет такого проявления, когда танцуют в носках», - рассказывает солистка балета Большого театра Ольга Резвова. В этой «Весне священной» воздушные Сильфиды почувствовали земное притяжение. Танцоры в армейских ботинках с лопатами отправились не только на поиски воды, но и на освоение нового стиля. Про балетные позиции забыли - танцевали по другим законам.

На этой премьере зал не бунтовал. Мокрые, но счастливые танцовщики выходили на поклоны, принимая цветы и мечтая об одном - побыстрее переодеться. За кулисами их ждали не только махровые полотенца - поздравления коллег, которые знают цену этой «Весне священной».

Знамя же музыкально-танцевального модернизма, «Весна cвященная», за весь XX век взвилось над Большим только раз, в далеком 1965-м. Спектакль Натальи Касаткиной и Владимира Васильева, где герой, мстя за смерть любимой, вонзал нож в языческих идолов, мог бы появиться на сцене ГАБТа и в рамках вышеупомянутого фестиваля. Аккурат после отказа британца Уэйна МакГрегора осчастливить Большой балет своей «Весной».

Окрыленная Наталья Дмитриевна успела сообщить «Известиям», что спектакль в рабочем состоянии, хоть сейчас на сцену, ан нет - в Большом-таки решились ставить абсолютно новую «Весну» и уговорили пойти на прорыв мирно трудившуюся в Екатеринбурге Татьяну Баганову. Она, в свою очередь, призвала на подмогу петербургского художника Александра Шишкина.

В итоге получилась «Весна священная». Балет Татьяны Багановой и Александра Шишкина». Именно так, без затей, поименован спектакль в буклете. Стравинский, возможно, ужаснулся бы этой вольности, ну да бог с ними, с композиторскими амбициями. По сути, все верно, название попало в точку. Эта «Весна...» - единственная в своем роде, где музыка Стравинского и сцена существуют сами по себе, не взаимодействуя, не пересекаясь, не соседствуя.

Дирижер Павел Клиничев и его оркестр вдумчиво читают ноты, и, похоже, счастливы, что им в кои-то веки не приходится играть «в ножку». Татьяна Баганова с Александром Шишкиным так же вдумчиво работают в обустроенном ими пространстве и так же счастливы не замечать изливающихся из оркестровой ямы звуковых потоков.

В отдельно взятом тандеме г-н Шишкин счастлив не замечать г-жу Баганову, от движенческих трудов которой остались несколько матриц contemporary dance (танцовщики бродят по загроможденной сцене в поисках места для их исполнения) и любимое хореографом женское фризюр-шоу (взмах головой туда-сюда, от шлейфа волос в зависимости от ситуации летят пыль или водяные брызги).

Зрелище же в основном держится на сценографии и манипуляциях с аксессуарами, в качестве коих задействованы лопаты, пластиковые канистры, канцелярские ящики и прочие произвольно выбранные предметы. Танцовщики помещены в глубь бетонного куба, там же ходят персонажи в скафандрах и стекает из огромного крана гигантская ярко-зеленая капля - балет, как следует из аннотации, повествует о жажде.

Данный концепт, впрочем, проясняется лишь в финале, когда герои оказываются под струйками воды, стекающей с колосников. Однако то ли воды мало, то ли артисты недостаточно радуются утолению потребности, но в кульминационном запале эту сцену перекрывает другая - та, где сверху спускается портрет человека, похожего на композитора Стравинского.

Завидев характерные круглые очочки и нос рубильником, обитатели куба впадают в исступление, рвут изображение в клочья и брезгливо бросают обрывки в угол. И пусть отдельные зрители посчитали, что остракизму подвергнут не Стравинский, а Лаврентий Берия, и даже Антон Чехов, а то и вовсе безымянный диктатор, сцена ничего не потеряла в своем восхитительном неофитском протесте. Разве что в соответствии с нынешними реалиями ГАБТа можно было не устраивать шумную драку, а по-тихому плеснуть в ненавистного монстра кислотой.

Публика Новой сцены отреагировала на премьеру жидкими аплодисментами и вялыми свистками, хотя артисты, стоически копошившиеся в цементной пыли и бившие тела о сценическую мебель, заслуживали большего. Татьяна Баганова, кстати, тоже. По крайней мере время для обдумывания концепции и вхождения в тему ей стоило предоставить.

«Весна священная». Сцена из спектакля. Фото: bolshoi.ru/Дамир Юсупов


Top