Что такое язык пчел. Есть понятие "язык пчел"

Вы знаете, как разговаривают пчелы? А ведь оказывается, для общения у них есть свой язык. Все знают, что эти насекомые живут в очень организованном обществе со своими законами и четко определенной иерархией. Без взаимопонимания пчелиному семейству прожить было бы невозможно. Но вот как именно они общаются между собой, стало известно относительно недавно. Открыл этот пчелиный язык австралийский зоолог Карл фон Фриш. Оказывается, общение пчел происходит посредством специфических замысловатых жестов и движений, похожих на танцы. Такими своеобразными танцами, к примеру, пчела-разведчик может сообщить своим сородичам информацию о ближайшей поляне полной нектарных цветов, расстоянии и направлении к ней. Открытие языка общения пчел посчитали очень важным событием в развитии естествознания, и этот факт был отмечен присуждением зоологу Нобелевской премии в 1973 году. Однако многие ученые изучающие поведение насекомых очень скептически отнеслись к открытию, считая, что пчелы не могут иметь именно такой своеобразный и сложный язык для общения.











Но в 1992 году ученые из Дании создали пчелу-робота, обученную всем движениям «танца» языка общения которые описал зоолог Карл фон Фриш. И что удивительно, наблюдавшие за «танцами» пчелы-робота настоящие насекомые полетели именно в то место, которое было указано в описаниях австралийского зоолога разгадавшего язык общения.

Теперь в какой-то степени уже расшифрован сложный язык медоносных пчел. Это язык звуков, жестов, запахов. Они издают звуки и ультразвуки и способны их воспринимать, реагируя на них. Однотонный, глухой шум, доносящийся из улья, свидетельствует о том, что в семье все нормально. Возбужденные, озлобленные пчелы гудят громче и резче. Разрозненный, нескладный шум, из которого то в одной, то в другой стороне гнезда выделяются жалобные, попискивающие голоса, свидетельствует о том, что семья потеряла матку. Исключительно важную роль в жизни сообщества медоносных пчел играет и так называемый химический язык - запахи. Само гнездо пчел переполнено ароматическими веществами. Нектар и цветочная пыльна самых разных растений, прополис березы, тополя, осины, воск, гормональные выделения матки, пчел и расплода - все это создает неповторимый запах улья.

Этот запах - пароль, особый для каждой семьи, служит пропуском в жилище, который предъявляют прилетающие домой пчелы. Гормональные выделения кожных желез матки, которые разносятся пчелами по гнезду, активизируют жизнедеятельность семьи и организуют ее. Стоит матке потеряться, как сработает сигнал бедствия, и семья приходит в сильное возбуждение и расстройство. По феромонам личинок во тьме улья пчелы безошибочно узнают их возраст и потребность в соответствующей их организму пище. Запахи, таким образом, управляют поведением медоносных пчел, обеспечивают жизнедеятельность семьи, как единого, самостоятельного биологического организма. Важнейшее средство общения между пчелами - особые телодвижения на сотах, так называемые танцы. Известно, что этими сигналами пчелы-танцовщицы сообщают об открытии нового богатого источника пыльцы или нектара, о найденном для роя новом жилище, о времени выхода роя и т. д. Известно два вида танцев - круговой и виляющий. В танце содержатся сообщения о расстоянии до взятка и направлении полета. Перед началом кругового танца пчела освобождается от нектара, а затем начинает описывать небольшие круги на том месте сота, где до этого сидела.

Она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь направо и налево. Двигаясь то в одну, то в другую сторону в самой гуще пчел, пчела описывает один-два круга, вовлекая в танец других насекомых. Постепенно за танцовщицей движется уже целый хоровод. Такое кружение может длиться от нескольких секунд до минуты, после чего танцовщица внезапно прекращает его, чтобы начать танцевать в другом месте сотов. Затем она направляется к выходу, летит к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет свой танец. Не менее важен в жизни пчел и виляющий танец. Пчела делает небольшой полукруг, пробегая по соту, а затем резко возвращается назад и бежит по прямой к исходной точке. Второй полукруг пчела делает в обратном направлении, дополняя первое движение до полного круга. После этого пчела делает несколько таких полукругов в одну и другую сторону. Все время танца она производит быстрые виляющие движения брюшком, которые и дали название танцу. Пчелы, наблюдающие за танцем, постоянно касаются танцовщиц своими усиками - обнюхивают, запоминая аромат тех растений, на которых танцовщицы собирали нектар. Уяснив из танца, где находится взяток и насколько он велик, они вылетают из улья, отыскивают взяток и при возвращении тоже начинают танцевать, вербуя для сбора меда все новые и новые группы пчел.

Догадки, что в улье есть пчёлы-разведчицы, были давно. Например, у А. С. Пушкина есть такие строки:

Вылетала первая пчёлка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать. Впервые танцы пчёл описаны в 1688 году садовником английского короля Карла II Д. Эвелином. В дневнике он писал: "Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений"Более 20 лет изучал поведение пчёл австрийский учёный Карл Фриш. Он пришёл к выводу, что пчёлы, нашедшие источник взятка, своеобразными движениями, сигналами могут о нём сообщить другим пчёлам. Фриш обнаружил у них две разновидности движений, которые назвал круговыми и виляющими танцами. Делая пробежки за танцующей пчелой, повторяя её движения, улавливая запахи принесённого корма, пчёлы лучше усваивают информацию, чтобы тут же использовать в деле. Так устроена память у пчёл. При круговом танце пчела в возбуждённом состоянии входит в леток, бежит по сотам в самую гущу пчёл. Передав нескольким пчёлам-приёмщицам принесённый нектар, сборщица начинает круговой танец буквально вокруг одной ячейки и, развернувшись на 180 градусов, бежит в обратном направлении. Так она описывает несколько кругов. Таким своим поведением она привлекает окружающих её пчёл. "Танец" продолжается 15-30 секунд. Затем танцовщица переходит на другие соты и снова повторяет подобные движения. После этого она улетает за взятком, и другие пчёлы летят за ней. Это был вербовочный танец пчелы, зовущей своих подруг за добычей. Во время танца пчёлы своими усиками ощупывали танцовщицу и повторяли за ней её движения. Вот в этом и вся разгадка. Ведь танцовщица пропитана ароматом какого-то одного видацветка, на котором она работала. И другим пчёлам надо найти именно такой же. Вот поэтому иногда пчёлы пролетают мимо буйного цветения других растений и летят дальше туда, куда их позвала танцовщица. Усики хорошо "запоминают" предложенный запах, так как в этих своеобразных антеннах находятся тысячи обонятельных пор. Теперь пчёлы найдут в воздухе среди множества других запахов и ароматов именно тот, который сообщила вербовщица. Круговые танцы направляют пчёл на работу вблизи улья, в пределах 100 метров. Уникальная особенность пчёл заключается ещё и в том, что они оставляют запахи, выделяемые особой железой, на тех цветах, которые обильно дают нектар. Эти цветы служат своеобразным душистым маяком. По мере того, как успешный взяток иссякает, пчёлы всё меньше выделяют запахов своими железами. А это ведёт к тому, что отцветающий массив привлекает всё меньше пчёл и, наконец, их прилёт за добычей сюда прекращается полностью. К этому времени пчёлами уже найдены другие медоносы. Виляющий танец изображает пчела, нашедшая взяток дальше 100 метров. Она описывает полукруг влево, затем резко поворачивает и резво бежит к исходной точке, изображая восьмёрку. Таким образом, она делает повороты несколько минут. Когда пчела пробегает по прямой линии, то делает быстрые, виляющие движения брюшком. К. Фриш утверждал, что при этом слышен шорох. Любопытно, что виляющий танец с пробежкой, пчела делает на соте в сторону солнца. Это значит, что взяток находится в той стороне, где светит солнце. А если голова пчелы при пробежке направлена в нижнюю часть сота, то взяток находится в обратной стороне от солнца. Когда взяток вправо или влево от солнца, то и пчела показывает это с помощью своей пробежки. Направление полёта пчелы к источнику взятка определяется углом, который образуется между двумя прямыми, проходящими от улья к солнцу и от улья к тому месту, где обнаружен корм. Чем дальше найден корм, тем медленнее движения пчёл, тем больше времени занимает прямой пробег, и пчела делает больше виляющих движений брюшком. К. Фриш и другие учёные многократно убеждались в этом, наблюдая за танцами пчёл в стеклянном улье на одну рамку. Напитавшись информацией в улье, сборщица, вылетая за добычей, выбирает нужный курс по солнечному компасу и на самой высокой скорости летит к намеченной цели. Характерно, что сборщица, прилетевшая со скудной поляны, не танцует. Интересно и то, что солнечный компас действует по-разному в течение дня. По мере движения солнца танцовщица даёт поправки в танце, смещая пробежки по часовой стрелке.

Уже на протяжении тысячелетийЧеловек пытается решить невероятно трудный вопрос: есть ли на свете другие разумные существа?С тех пор как научные открытия дали людям понятие «космос», поиски «другого Разума» направились во Вселенную.Люди настойчиво ищут там себе подобных, не задумываясь над тем, поймутли они сами тот другой Разум.

Между тем, вокруг нас обитает огромное количество живых существ, наделенных Создателем просто необыкновеннымиспособностями. Люди часто и не представляют,насколько разумны, например,действия пчел, ос, шмелей или муравьев.

Всех этих «букашек», а также термитов относят к категории общественных или социальных насекомых.Таковыми этологи (специалисты в области поведения животных) считают таких животных, у которых существуют следующие черты:

Совместное обитание не менее двух поколений – материнского и дочернего;

Разделение особей на способных размножаться (у пчел это -матка и трутни) и бесполых, выполняющих различные работы в гнезде (рабочие пчелы);

Совместная забота о выращивании потомства, строительстве и защите гнезда, добывании корма, расселении и т. п.

У общественных насекомых подобное поведение естественно и ни одна особь не пытается уклониться от своих обязанностей. Так, муравьи трудятся с восхода до заката солнца, не требуя перерыва для отдыха, а пчелы отважно жалят напавшего на улей медведя, хотя каждая из них тотчас же погибает, будучи не в состоянии вытащитьжало обратно.

Сравнивая людей с общественными насекомыми, легко заметить, что выполнение перечисленных выше условий общественной жизни требует от нас постоянного духовного напряжения. Людям чрезвычайно трудно относиться к чужим детям с такой же любовью, как к своим собственным, у нас считается великим подвигом погибнуть в борьбе с врагом. Большинство людей совсем не стремится жить вместе с родителями или дедами, а пытается устроиться хотя бы в худших условиях, но отдельно. И нам свойственно ожидать награды за свой труд, если он оказывается большим, чем труд другого человека.

Так что, если говорить честно, человеку еще очень далеко донастоящей общественной жизни, то есть до состояния, когда каждая особь ставит интересы общества выше своих собственных интересов. То, что мы называем человеческим обществом весьма и весьма несовершенно, хрупко и поддерживается невероятными усилиями. С этой позиции следует признать,что христианские заповеди наставляют человека именно на путь истинной общественной жизни.

Преимущества в организацииобщественных насекомых признавали уже античные мыслители, а Аристотель сравнивал устройство семьи пчел с устройством государства. Он первым предположил, что насекомые имеют «язык общения», то есть способны обмениваться информацией и сообщать друг другу, допустим, о месте нахождения корма.

Оказалось, что такой «язык» действительно существует. Правда, открытие этого языка произошло спустя более двух тысячелетий после Аристотеля. Эта честь выпала на долюпрофессора Мюнхенского университета Карла Фриша, посвятившего поведению пчел всю свою жизнь. Впервые опубликовав свои выводы в 1946 г.,К. Фришизучал пчел при помощи особого застекленного улья, позволявшего наблюдать жизнь пчелиной семьи и даже следить за поведением отдельных, помещенных разноцветными метками особей.

Оказалось,что «язык» пчел с нашей точки зрения напоминает танец. Обнаружив источник нектара (например, поле цветущей гречихи),пчела-разведчица возвращается в улей и начинает возбужденно бегать по одному из сотов («танцевать»). При этом движущаяся пчела бегает по траектории, напоминающей восьмерку: она поочередно описывает полукруги то вправо, то влево. Главнейшим элементом танцаявляется поперечная ось восьмерки (на рисунке слева показана в виде стрелки). Направление движения пчелы по этой оси указывает направление полета от улья к источникам нектара.

Движение в любом направлении непременно требует какого-либо неподвижного ориентира. Пчелывыбирают в качестве такого ориентира Солнце. За время полета одной пчелы оно практически не перемещается по небосводу. А вот в темном улье направлением на Солнце для пчел служит направление против силы тяжести. Другими словами, для танцующей пчелы и ее сестер Солнце в улье находится всегда вверху.

На приведенном ниже рисунке слева поперечная ось восьмерки направлена к вертикали (= к Солнцу) под углом в 45º. (Пчела всегда пробегает по этой осииз левого нижнего угла в правый верхний, но не наоборот!). Другие пчелы, запомнив танец разведчицы, выйдут из улья, найдут Солнце и под углом в 45º к нему полетят в поисках корма.

Если поперечная ось восьмерки танца направлена строго вверх, то к источнику нектара следует лететь в сторону Солнца. Если же танцующая пчела пробегает поперечную ось строго сверху вниз, то ее сестры, покинув улей, полетят прямо от Солнца.

В 1963 г. за исследования в области«языка» пчел К. Фришубыла присуждена Нобелевская премия. Со временем оказалось, что механизм передачи информации среди пчел необыкновенно сложен.

Кроме направления полета к источнику нектара пчела-разведчица указывает и на видцветущего растения.Касаясь усиками тела разведчицы, другие пчелы ощущают запах растения-медоноса и, полетев в указанном направлении, будут искать именно его.

Наконец,в танце пчел содержится информация и о дальности полета. Ведь, покидая улей, пчела должна взять с собой в зобике запас меда на дорогу. Меньше взять его нельзя, а носить избыток невыгодно. Вот почему особыми движениями (вилянием брюшка) разведчика обозначает, насколько далеко находится источник корма. Самое удивительное в том, чтопри попутном ветре разведчица указывает расстояние, чуть меньшее действительного,а при ветре встречном, напротив, увеличивает длину полета. Проще говоря, она помнит, сколько меда потратила на дорогу, и сообщает об этом другим пчелам.

Привлеченные открытиями К. Фриша, другие ученые тоже принялись изучать «язык» пчел. Выяснилось, что он таит в себе массу загадок и удивительных находок.

Было установлено, например, что при боковом ветре летящая пчела делает соответствующую поправку от заданного направления, то есть движется к Солнцу под иным углом, чем указывалось разведчицей. Благодаря такой поправке пчела не сбивается с курса и благополучно находит источник нектара.

Еще одним открытием стало «знание» пчелами траектории движения Солнца. Было замечено, что иногда разведчица может «танцевать» на соте в течение одного часа и более. Такое случается, если она находит очень богатый источник нектара. Но ведь за час Солнце переместится пол небосводу на 15º. Оказывается, и восьмерка танца за это время тоже наклонится вправо на 15º!Не исключено, что у пчел имеется некий точный часовой механизм, позволяющий им ощущать ход времени даже в полной темноте.

Танцы пчел используются не только при поиске нектара, но и в других случаях, например, при роении. Покинувшая старый улей семья пчел присаживается на соседнем дереве или кусте и ожидает разлетевшихся во все стороны разведчиц. Когда те обнаружат подходящее дупло или пустой улей, то они вернутся и тем же танцем сообщат о том, куда следует лететь. При этом они танцуют прямо на поверхности клуба пчел.

Интересно, что разные породы пчел отличаются своими танцами. Так, карпатские пчелы не совсем правильно понимают танец кавказских, а те с трудом понимают итальянских. Получается что-то похожее на диалекты у людей.

После открытий К. Фриша и его коллег неизбежно возник вопрос о том, как же появился «язык» пчел? Эволюционная теория предполагает, что большинство изменений происходит постепенно, проходя длительный путь совершенствования. Для пчел такое объяснение не годится. Их «язык» должен был быть совершененным изначально, иначе он неимел бы никакой ценности и не сохранялся у потомков. С другой стороны, трудно представить себе внезапное появление сложнейшего танца пчел в результате случайной мутации или других генетических перестроек. Такая случайность практически просто невозможна.

В целом же,«язык» пчел несравненно интереснее, чем размышленияписателей-фантастов об инопланетянах. Ведь мир насекомых и животных вообще существует реально ирасположен совсем рядом. Сможем ли мы когда-нибудь познать его, а через него и наших соседей по планете?

ЛИТЕРАТУРА

Кипятков В. Е. Мир общественных насекомых. Л. Изд-во ЛГУ. 1991. 480 с.

Фриш К. Из жизни чел. М. Изд-во «Мир». 1980.

Шовен Р. От пчелы до гориллы. М. Изд-во «Мир». 1965.

В. Н. АЛЕКСЕЕВ,

канд. биол. наук.

Биолог Кальмус решил это проверить. Он перевез из северного полушария в Южную Америку семью пчел, после чего они полностью утратили способность ориентироваться. Между тем местные пчелы, четыреста лет назад завезенные из Португалии в Южную Америку, отлично ориентируются. Отсюда следует, как считает Кальмус, что в «знании» пути, по которому движется солнце, есть что-то врожденное и что пчелам, вывезенным из северного полушария европейцами-завоевателями, понадобился весьма длительный срок, чтобы столь радикально измениться. Линдауэр с этим не согласен: он полагает, что Кальмус вел свои наблюдения недостаточно долго. Если следить за перемещенными пчелами дольше, то вначале по их поведению, действительно, будет заметно, что они дезориентированы, но пройдет четыре-пять недель, в семье появятся молодые пчелы, никогда не видевшие солнца в северном полушарии, и все придет в норму.

Диалекты

Вот что взбудоражит лингвистов: помилуйте, как можно применять такое слово, говоря о пчелах?! Попробуем все-таки разобраться: все породы пчел (а их в наших широтах насчитывается пять или шесть) в тех случаях, когда корм находится поблизости, танцуют просто, совершая круг на сотах. Предельное расстояние, при котором мобилизующий круговой танец сменяется большим направляющим танцем в форме «8», не одинаков у разных пород. Даже «темп» бывает различным: быстрее всего танец краинских пчел, за ними, далеко позади, следуют пчелы немецкие и тельенские, затем - итальянские и, наконец, особо медлительные кавказские. Пчеловоды умеют формировать из различных пород население одного улья. Если вести запись ошибок, совершаемых пчелами, можно увидеть, что они перестают «понимать» друг друга: краинская пчела, например, не способна расшифровать танец разведчицы-кавказянки; ведь для оповещения об одном и том же расстоянии пчелы этой породы танцуют гораздо медленнее, чем ее соотечественницы.

Диалоги

«Ну уж теперь вы перешли все границы», - скажут лингвисты. И тут же займутся определением понятия «диалог», применимого только к человеку, да еще примутся убеждать нас в том, в чем многие и без того твердо убеждены: язык танцев пригоден только для того, чтобы оповещать пчел о месте, где находится нектар. Между тем все обстоит совершенно иначе, и мы убедимся в этом, наблюдая обмен информацией у отроившихся пчел. Пока рой еще в улье, разведчицы не- которое время ведут поиски, но ищут не корм, а пристанище. Линдауэр задумал выяснить, чем определяется их выбор. Он перевез на один остров в Балтийском море, совершеино лишенный растительности, несколько различных предметов, которые, как он полагал, могли послужить убежищем для роя. Сюда же он перевез несколько ульев с готовыми к роению пчелиными семьями. Именно здесь и удалось очень скоро выяснить, что пчелы предпочитают старые плетеные ульи деревянным, что рои выбирают места, защищенные от ветра и расположенные неподалеку от прежнего улья. Лучше, кроме того, если новое убежище затенено, в него не должны иметь доступ муравьи. Рой, вылетев из улья, собирается где-нибудь поблизости, повисая на ветке дерева. Для того чтобы рой выбрал себе пристанище, разведчицы исполняют на поверхности клуба танцы и танцуют, если нужно, целыми днями, постоянно отражая в танце изменения в поло- жении солнца в течение дня. Линдауэр, хорошо изучивший вкусы пчел, довольно жестоко поступил с ними, дав возможность сразу двум разведчицам открыть два равноценных по удобству убожища, расположенных в двух противоположных направлениях. Оказалось, что, если одна из разведчиц менее настойчива, она вскоре прекратит танец, полетит в направлении, указанном ее «собеседницей», и постепенно примирится с этим. Но если обе пчелы-разведчицы проявят одинаковое упорство, то рой разделится на две группы и полетит в двух противоположных направлениях. Беда, по правде говоря, не гак уж велика: ведь одна группа пчел неизбежно окажется без матки (матка-то всего одна) и не замедлит присоединиться к другой группе в избранном ею убежище.


Top