Драгунский биография кратко самое важное для детей. Виктор Драгунский: биография

Биография

ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913−1972), русский писатель. Родился 30 ноября 1913 в Нью-Йорке, где поселились его родители, эмигрировавшие из России в поисках лучшей жизни. Однако уже в 1914, незадолго до начала Первой мировой войны, семья вернулась обратно и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. На становление его личности повлиял не столько рано умерший от сыпного тифа отец, сколько два отчима - И. Войцехович, погибший в 1920 красный комиссар, и актер еврейского театра М. Рубин, с которым семья Драгунского ездила по юго-западу России. В Москву они перебрались в 1925, но и этот брак окончился для матери драматически: Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Драгунскому надо было зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод «Самоточка», откуда его вскоре уволили за трудовую провинность. Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930).

Поступил в «Литературно-театральные мастерские» (руководитель А. Дикий) учиться актерскому ремеслу. После окончания курса был принят в Театр транспорта (ныне Театр им. Н.В.Гоголя). Позднее выступавший на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры. В 1940 были опубликованы его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Во время Великой Отечественной войны Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами. Немногим более года работал в цирке клоуном, потом вернулся в театр. Назначенный во вновь созданный Театр-студию киноактера (1945) Дикий пригласил туда и Драгунского. Удачно сыграв в нескольких спектаклях, снявшись у М. Ромма в фильме Русский вопрос, Драгунский тем не менее искал новое поприще: в театре-студии с его огромной труппой, куда входили именитые кинозвезды, молодым и не очень известным актерам не приходилось рассчитывать на постоянную занятость в спектаклях.

Драгунский создал пародийный «театр в театре» - придуманная им «Синяя птичка» (1948−1958) разыгрывала нечто вроде забавных капустников. Мгновенно прославившийся коллектив приглашали в Дом актера, в научно-исследовательские институты. По предложению руководства Мосэстрады Драгунский организовал эстрадный ансамбль, который также назывался «Синяя птичка» и ставил концертные программы. Здесь играли Е. Весник, Б. Сичкин, тексты писали В. Масс, В. Дыховичный, В.Бахнов. Для этих программ Драгунский придумывал интермедии и сценки, сочинял куплеты, эстрадные монологи, цирковые клоунады. В соавторстве с поэтессой Л. Давидович сочинил несколько популярных песен (Три вальса, Чудо-песенка, Теплоход, Звезда моих полей, Березонька). По общему признанию, Драгунский был очень талантливым человеком, но вряд ли кто-то предполагал, что он станет прозаиком - это произошло как бы в одночасье.

Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. Мемуаристы вспоминают, что он находил какие-то замечательные московские уголки, неизвестные другим, знал, где продают чудесные бублики или можно увидеть что-нибудь интересное. Он ходил по городу и впитывал краски, звуки и запахи. Все это отразилось в Денискиных рассказах, которые хороши не только потому, что там с необыкновенной точностью передана психология ребенка: в них отразилось свежее, не искаженное восприятие мира - те самые звуки, запахи, ощущения, увиденные и почувствованные словно впервые. То, что певчих птиц показывают в павильоне «Свиноводство» (рассказ Белые амадины), не просто необычайно острый поворот, дающий возможность взглянуть на события с иронией, это деталь одновременно и поразительно точная, и многозначная: тут и примета времени (павильон расположен на ВДНХ), и знак пространства (Дениска живет возле Чистых прудов, а Выставка достижений народного хозяйства находится вдалеке от центра города), и психологическая характеристика героя (отправился в такую даль вместо того, чтобы поехать в воскресенье на Птичий рынок). Рассказы привязаны к конкретному времени (первые появились в 1959), и хотя самих примет времени не так много, здесь передан дух 1950−1960-х годов. Читатели могут не знать, кто такой Ботвинник или что за клоун Карандаш: они воспринимают атмосферу, воссозданную в рассказах. И точно так же, если у Дениски и был прототип (сын писателя, тезка главного героя), герой Денискиных рассказов существует сам по себе, он вполне самостоятельный человек, и не он один: рядом с ним его родители, друзья, товарищи по двору, просто знакомые или еще не знакомые люди. В центре большинства рассказов стоят как бы антиподы: пытливый, доверчивый и деятельный Дениска - и его друг Мишка, мечтательный, чуть заторможенный. Но это не цирковая пара клоунов (рыжий и белый), как могло бы показаться, - истории чаще всего веселые и динамичные. Клоунада невозможна еще и потому, что при всей чистоте и определенности выразительных средств характеры, нарисованные Драгунским, достаточно сложны, неоднозначны. Сделанные впоследствии экранизации показали, что главное здесь - тональность, которая существует только в слове и утрачивается при переводе на язык другого искусства. Точные детали и определенность ситуаций в тех немногих повестях и рассказах, что написаны Драгунским для взрослых, напротив, придают этим произведениям жесткость. Драматизм их почти переходит в трагедию (при жизни автора не был напечатан рассказ Старухи, который высоко оценил главный редактор журнала «Новый мир» А.Т.Твардовский). Однако автор не дает оценок, уж тем более не критикует социальную действительность: он рисует человеческие характеры, по которым, словно по разрозненным деталям, можно восстановить целое жизни. Повесть Он упал на траву (1961) рассказывает о самых первых днях войны. Герой ее, по инвалидности не взятый в армию молодой художник, записался в ополчение и погиб. О человеке, существующем времени вопреки, по крайней мере, не во всем с ним согласном, рассказывается в повести Сегодня и ежедневно (1964). Клоун Николай Ветров, замечательный коверный, способный спасти любую программу, сделать сборы даже в провинциальном цирке, не в ладу с самим собой - и в жизни ему неуютно, неловко. Повесть экранизировалась дважды, в 1980 и 1993. Умер Драгунский в Москве 6 мая 1972.

Драгунский Виктор Юзефович (1913−1972 гг.) – известный русский писатель, родившийся 30 ноября 1913 в Нью-Йорке. В свое время его родители уехали за границу с целью лучшего заработка на жизнь, однако перед Первой мировой войной семья вернулась в родные края и остановилась в Гомеле. Там и прошло все детство Драгунского.

После смерти отца будущему писателю необходимо было самостоятельно зарабатывать на жизнь. Сразу после школы он устроился токарем на завод «Самоточка». А в 1930 году уже работал на фабрике «Спорт-туризм». С предыдущей работы он был уволен по причине трудовой провинности.

Позже поступил в «Литературно-театральные мастерские», где начал обучаться актерскому ремеслу. Пройдя курс обучения, он был принят в Театр транспорта. В настоящее время, это известный Театр им. Гоголя. Совсем скоро, в 1940 году, в мир выходят его первые фельетоны и юмористические рассказы.

Драгунский создал пародийный «театр в театре», а «Синяя птичка» стала примером разыгрывания увлекательных капустников. По мнению мемуаристов, у Драгунского была способность замечать или отыскивать мелкие детали, а главное интересные и чудесные. В обычных бубликах он видел такое, что не смог быть увидеть ни кто другой. Он довольно часто гулял по городу, независимо от времени года. Он ходил и впитывал в себя все запахи, улавливал любой звук и старался его запомнить и отобразить в своих произведениях как можно точнее.

Драгунский в своих рассказах и повестях старался передать все настолько подробно, что даже взрослый вздрагивал о такой грубости. Более того произведения такого характера обретали некую жестокость, их драматизм довольно близок к трагизму.

Драгунский ушел из жизни 6 мая 1972 в Москве, его могила находится на Ваганьковском кладбище.

Биография и эпизоды жизни Виктора Драгунского. Когда родился и умер Виктор Драгунский, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя,фото и видео.

Годы жизни Виктора Драгунского:

родился 1 декабря 1913, умер 6 мая 1972

Эпитафия

«Много верных друзей у меня на заставе,
Но не знает никто, где я сердце оставил.
Только иногда затянет запевала:
„Ах, во поле березонька стояла…“»
Из песни «Березонька» (муз. Никита Богословский, сл. Виктор Драгунский)

Биография

Жизнь Виктора Драгунского - автора знаменитого цикла «Денискины рассказы» - тесно переплетена не только с литературой, но и с театром. Любовь к творчеству была присуща Виктору Юзефовичу с детства и даже будто бы возрастала вместе с ним. Отец Драгунского умер рано, так что жилось его семье весьма непросто. Чтобы хоть как-то поправить материальное положение, мальчику приходилось помногу работать. Но мечты о сцене, поэтические фантазии все же взяли свое. С переездом в Москву Виктор начинает посещать литературно-театральную мастерскую Алексея Дикого, а спустя пять лет дебютирует на сцене Театра транспорта. А между тем еще и над литературой работать успевает. Так, едва успев разменять третий десяток, Драгунский сумел зарекомендовать себя как изобретательный актер и талантливый писатель.

Работая в театре, Драгунский не оставляет писательства и сочиняет ряд юморесок, эстрадных монологов, цирковых клоунад. Непродолжительное время Виктор Юзефович даже выступает в цирке. Позже приходят небольшие роли в кино и работа в Театре киноактера, в труппу которого входили известнейшие артисты. К сожалению, получить более-менее значимую роль было отнюдь нелегко, и Драгунскому приходит идея создать самодеятельную труппу внутри театра. Он организовал ансамбль литературно-театральной пародии, получивший название «Синяя птичка». Труппа постепенно приобрела славу и стала пополняться знаменитыми артистами из различных театров Москвы. Веселые пародийные спектакли, поставленные «Синей птичкой», имели огромный успех, и Драгунского пригласили создать подобный коллектив в Мосэстраде.


Драгунский, занятый театральной деятельностью, не забывает публиковать свои юмористические рассказы. Но наступает Вторая мировая война, Виктор Юзефович отправляется защищать родину. Из-за проблем со здоровьем его отказались принять в армию, поэтому писатель отбывал войну в добровольческом батальоне ополчения.

Первые забавные рассказы о Денисе Кораблеве появляются в 1959 году, и в течение последующих двадцати лет выходят еще несколько книг этой серии. Однако из-под пера писателя выходили и «взрослые» произведения, например, повесть «Сегодня и ежедневно», в которой идет речь о клоуне, живущем по-своему вопреки всему миру.

Виктор Драгунский скончался 6 мая 1972 года в Москве. Причиной смерти Драгунского послужила старая затянувшаяся болезнь. Весть о смерти Виктора Драгунского вызвала бурную реакцию в обществе, а на церемонии прощания с писателем и артистом собрались не только родственники и друзья, но и сотни поклонников его творчества. Похороны Драгунского состоялись на Ваганьковском кладбище. Могила Драгунского находится на участке № 14.

Линия жизни

1 декабря 1913 г. Дата рождения Виктора Юзефовича Драгунского.
1925 г. Переезд в Москву.
1930 г. Посещение литературно-театральной мастерской.
1935 г. Начало актерской карьеры в Театре транспорта (ныне Театр Гоголя).
1940 г. Начало писательской деятельности и первые публикации в сборниках.
1948 г. Организация ансамбля литературно-театральной пародии «Синяя птичка», руководителем которого стал Драгунский.
1959 г. Первые публикации из цикла «Денискины рассказы».
1962 г. Выход первого сценария авторства Драгунского под названием «Веселые истории».
6 мая 1972 г. Дата смерти Виктора Драгунского.

Памятные места

1. Город Нью-Йорк, где родился Виктор Драгунский.
2. Город Гомель, где прошло детство Драгунского.
3. Москва, где жил и работал писатель.
4. Театр Гоголя в Москве, где служил Виктор Драгунский.
5. Театр киноактера в Москве, на сцене которого выступал Драгунский.
6. Дом актера, на сцене которого выступал артист.
7. Ваганьковское кладбище (участок № 14), где похоронен Драгунский.

Эпизоды жизни

Помимо прочей деятельности Драгунский зарекомендовал себя и в качестве прекрасного сценариста. Также были экранизированы и некоторые из его рассказов. «Волшебная сила искусства», к примеру, вышла в рамках одноименного киноальманаха, главную роль в котором сыграл Аркадий Райкин.

Виктор Драгунский имел троих детей. И каждому из них литература не чужда: старший сын Леонид стал автором ряда книг, дочь Ксения посвятила себя драматургии, а младший сын Денис - журналистике.

Завет

«Жизнь я прожил очень интересную и длинную и самых интересных случаев знаю штук сто…»

Мультфильм «20 лет под кроватью», созданный по одноименному рассказу Драгунского

Соболезнования

«У него была удивительная пластика, кошачья пластика. Он спасал нас, детей, от напраслины и окрика. Он умел снять напряжение и внести какое-то равновесие. Я его обожала».
Наталья Дурова, народная артистка СССР

«Ему казалось, что жизнь надо кардинальным образом менять, должен был совершиться какой-то важный поворот. Он сидел на довольно холодной подмосковной даче зимой и в этом довольно мрачном состоянии написал тринадцать детских рассказов».
Леонид Зорин, драматург

«Драгунский прожил одну, на редкость многообразную, насыщенную, напряжённую и цельную жизнь. Ему выпала редкая участь быть ни на кого не похожим, создать свой стиль и в жизни, и в творчестве».
Юрий Нагибин, писатель

(1913-1972) русский писатель

Несмотря на широкую известность Виктора Юзефовича Драгунского, биографические сведения о писателе скупы и отрывочны. Известно, что Виктор родился в Нью-Йорке. Его отец рано умер от сыпного тифа, и мальчика воспитал комиссар Войцехович. В шестнадцать лет началась трудовая биография Драгунского, он перепробовал множество профессий: был рабочим, шорником, лодочником.

Впервые он смог реализовать себя в качестве актера, когда поступил в Литературно-театральные мастерские, где преподавали А. Дикий, В. Качалов, В. Топорков.

С 1935 года, Виктор Драгунский работал актером в Московском театре транспорта (в настоящее время - театр имени Н. Гоголя), Театре Сатиры, Театре-студии киноактера. Он также участвовал в цирковых представлениях и даже снялся в кино, сыграв небольшую роль в картине «Русский вопрос». Возможно, работа в театре обусловила особую структуру его рассказов: каждый из них построен на диалоге и представляет собой законченную сценку или миниатюру.

В годы войны, Виктор Драгунский сражался в рядах народного ополчения. Вернувшись с фронта, он продолжил работу в театрах Москвы. В 1948-1958 годах руководил ансамблем литературно-театральной пародии «Синяя птичка», выросшем из капустников, которые устраивались в Геатре-студии киноактера. Вместе со своим соратником по «Синей птичке» Л. Давидовичем пробовал сочинять песни, а позже сотрудничал с композиторами Л. Лядовой и А. Цфасманом.

Литературная биография Виктора Юзефовича Драгунского началась в 1940 году, когда он начал сочинять фельетоны, тексты для реприз клоунов, сценки для эстрадных номеров. Известна его миниаютюра «Волшебная сила искусства», в течение некоторого времени исполнявшаяся А. Райкиным. Некоторые произведения Драгунский позже собрал в книге «Железный характер» (1960).

Известность приходит к писателю в 1961 году, когда появляются первые шестнадцать рассказов о мальчике по имени Дениска. Обычно Виктор Драгунский давал название сборникам по одному из рассказов - «Он живой и светится» (1961), «Расскажите мне про Сингапур» (1961), «Человек с голубым лицом» (1963), «Девочка на шаре» (1964), «Старый мореход» (1964), «Денискины рассказы» (1966), «Похититель собак» (1966).

За десятилетие активной творческой деятельности Драгунский создал более 90 произведений. На их основе были созданы сценарии к фильмам и постановкам («Веселые истории»,1962).

Образ Дениски - собирательный, в нем переплелись и черты его прототипа - сына писателя, и штрихи, подсмотренные у ребят-ровесников, возможно, отразились и детские впечатления самого Виктора Драгунского.

Дениска активно воспринимает мир, находится в постоянном движении, с ним все время что-то происходит, и он живо реагирует на происходящее. В этой неувядающей непосредственности и заключен секрет обаяния маленького героя.

Главным для писателя становится исследование поведения ребенка и отчасти взрослого в конкретной житейской или бытовой ситуации. Поэтому повествование обычно ведется от первого лица, что придает ему особую доверительную интонацию. Дениска является и комментатором, и главным действующим лицом рассказов.

Вместе с Носовым, Виктору Драгунскому удалось создать новую разновидность рассказа, в котором комизм положения определяет расстановку действующих лиц и позволяет автору прийти к необходимым выводам. Он не учит и не морализирует, а просто представляет возможные варианты поведения.

Автор постоянно разграничивает мир ребенка и мир взрослых. Явления внешнего мира объясняются через понятные герою реалии. Характеристика Дениски дается в рассказах «Что я люблю» и «Что я не люблю», ставших свооебразной автобиографической характеристикой писателя. Автор не идеализирует Дениску, показывает и сильные, и слабые стороны его характера. Денис боится темноты («Двадцать лет под кроватью»), любит задаваться («Надо иметь чувство юмора»), любит командовать и быть лидером («И мы!»).

Особое место среди других персонажей занимает образ друга детства Мишки, интересно дополняющего первоначальную характеристику Дениски («Что любит Мишка», «Друг детства», «Космические дали», «Ровно 25 кило», «Пожар во флигеле»).

В рассказах Виктора Юзефовича Драгунского точно переданы временные реалии. Разговаривая о щенке, отец и сын мечтают о том времени, когда они станут жить в более просторной квартире. Герои увлеченно играют в космонавтов, смотрят фильмы, поют песни. Из подобных деталей и складывается атмосфера действия, происходящего в шестидесятых годах XX века.

Типичность создаваемых ситуаций, блестящее раскрытие психологии ребенка не позволяют устареть рассказам писателя. Используя односоставные предложения, риторические обращения, конкретную лексику, простой и яркий язык, автор создает динамичное повествование.

Кроме рассказов для детей, Виктор Драгунский написал две повести, также созданные на биографической основе, но адресованные взрослому читателю. Первая, «Он упал на траву»(1961), посвящена событиям Великой Отечественной войны, вторая - «Сегодня и ежедневно» - цирку и цирковым артистам.

Особые уроки нравственности, преподносимые писателем в его книгах, привлекают все новые поколения читателей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Жизнь и творчество Виктора Драгунского

« Ну как же, как же вы ухитрились вырасти, не читая «Денискины рассказы»? Так и хочется вам сказать: растите обратно! Пока не прочитаете, не становитесь взрослыми! Иначе вы можете стать не такими взрослыми, какими следует, и вся жизнь пойдет наперекосяк.» Марина МОСКВИНА Биография В.Драгунского «Денискины рассказы» Список литературы

Драгунский Виктор Юзефович (1913-1972) Знаете ли вы кто такой Виктор Драгунский? У писателя Виктора Драгунского есть рассказ «Сестра моя Ксения» и есть дочь Ксения Драгунская. Вот Ксения Драгунская и расскажет нам о своем папе. «Когда я была маленькая, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. Все думали, что это дедушка. Потому что он был уже совсем не очень молодой. Я – поздний ребёнок. Младшая. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Они толстые и довольно лысые. Зато всяких историй про папу знают гораздо больше, чем я. Но раз уж не они стали писателями, а я, то написать чего-нибудь про папу обычно просят меня. Ксения ДРАГУНСКАЯ. Окончила сценарный факультет ВГИКа.

«…добрые, смешные, поучительные рассказы и фельетоны моего отца – это уроки эмоциональной культуры, воспитания чувств, общения с искусством слова, наслаждения красотой…». из книги К.Драгунской «Мой первый учитель»

«Мой папа родился давным-давно. В 1913 году. И не где-нибудь там он родился, а в Нью-Йорке. Это вот как вышло – его мама и папа были очень молодые, поженились и уехали из белорусского города Гомеля в Америку за счастьем и богатством. Про счастье – не знаю, но с богатством у них совсем не сложилось. Питались они исключительно бананами, а в доме, где они жили, бегали здоровенные крысы. И они вернулись обратно в Гомель, а через некоторое время переселились в Москву. Там мой папа плохо учился в школе, зато любил читать книжки». На фото - дом в Москве, где жил Драгунский, сейчас - живет его дочь.

В школе Виктор был заводилой во всех играх, устраивал представления, пел куплеты, танцевал. Еще учась в школе, Виктор старался помочь семье. Чтобы как- то заработать он с одним из своих товарищей устроился лодочником, чтобы перевозить людей через Москву – реку.

Об учебе в высшем учебном заведении не могло быть и речи. И вот окончив школу, Виктор пошел работать учеником токаря на завод. Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. И однажды, не выспавшись, он прилег под станком и уснул. Там его застал мастер. Приговор был короткий и жестокий: уволить!

Тут кто-то из друзей посоветовал ему пойти на фабрику, где требовались ученики- шорники. (Шорник – это мастер, который изготавливает из кожи сёдла и другой инвентарь для езды на лошадях) При фабрике был манеж, и можно было обучиться конному спорту, а лошадей Виктор любил с самого детства.

В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу. Окончив школу, Виктор Драгунский стал хорошим театральным актером и был принят в Театр Сатиры. «На площади есть дом казенный, «Театр» - написано на нем, Там день и ночь актер ученый Все ходит по фойе кругом…» Автор пародии Виктор Драгунский

Пришла война. Драгунский рвался на фронт, врачи из-за болезни не разрешили, но он не сдался и поступил в ополчение. (Ополчение – это войска, которые создаются во время войны в помощь основной армии из добровольцев). Ополченцы рыли глубокие траншеи, окопы, устанавливали противо-танковые заграждения. Работа была изнурительная, тяжелая. Немцы неумолимо наступали под Москвой. Часть ополченцев была убита, Драгунский спасся чудом. Потом вместе с театром он выступал с концертами перед бойцами, которые направлялись на фронт, перед раненными в госпиталях.

После войны Драгунский неожиданно для всех бросает театр и уходит в цирк. Работать рыжим клоуном! Особенно любил Драгунский выступать перед детьми. Для него не было большего наслаждения, чем следить за маленькими зрителями, которые во время его представлений просто сползали со стульев от смеха.

Виктор Драгунский говорил: «Смех – это радость. Я даю его двумя руками. Карманы моих клоунских штанов набиты смехом. Дети должны жить, они должны радоваться… и я должен приносить радость детям…»

Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Называлась она «Он живой и светится». После этой книжки писатель выпустил еще много других, не только про Дениску. Есть у него и две взрослые повести. Но самое любимое, самое читаемое у писателя – это «Денискины рассказы», героем которых стал не какой-нибудь выдуманный мальчик, а его сын Денис. Когда Денис Драгунский вырос, он стал журналистом.

Все рассказы разные: над одними смеешься до слез, над другими задумываешься, порой грустишь и огорчаешься. Когда читаешь эти рассказы, замечаешь, что Дениска похож на каждого из нас. Он любит то, что любим мы. Вот как об этом написано в рассказе «Что я люблю»: «Я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Очень люблю звонить по телефону. Я люблю строгать, пилить, я умею лепить головы древних воинов и бизонов, и я слепил глухаря и царь-пушку. Все это я люблю дарить. Я люблю посмеяться. Иногда мне нисколько не хочется смеяться, но я себя заставляю, выдавливаю из себя смех – смотришь, через пять минут и вправду становится смешно. Я много чего люблю!»

Дениска любознателен, он ищет ответы на многие вопросы и отвечает на них по-своему, что приводит к смешным ситуациям. Если он видит, что обижают слабого, нужна помощь, то никогда не останется в стороне. В рассказе «Сражение у чистой речки» весь класс во главе с Денисом помог нашему отряду победить врага. Не беда, что не все получается у Дениса или получается не так, как хотелось бы. В рассказе «Сверху вниз, наискосок» Денис решил стать маляром и покрасил Алёнку с головы до ног, а заодно чистое белье, новую дверь и управдома Алексея Акимыча. Дети так увлеклись своим занятием, что забыли обо всем на свете. Денис никогда не сидит без дела, он всегда помогает папе и маме в домашних делах. Вот как они готовили обед с папой в рассказе «Куриный бульон»…

Куриный бульон «И я подошел к раковине и пустил воду, подставил под нее нашу курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Курица была очень горячая и жутко грязная, и я сразу запачкал свои руки до самых локтей. Папа покачивался на табурете. - Вот, - сказал я, - что ты, папа, с ней наделал. Совершенно не отстирывается. Сажи очень много. - Пустяки, - сказал папа, - сажа только сверху. Не может же она вся состоять из сажи? Подожди? А! И папа пошел в ванную и принес мне оттуда большой кусок земляничного мыла. - На, - сказал он, - мой как следует! Намыливай! И я стал намыливать эту несчастную курицу. У нее стал какой‑то совсем уже дохловатый вид. Я довольно здорово ее намылил, но она очень плохо отмыливалась, с нее стекала грязь, стекала уже, наверно, с полчаса, но чище она не становилась. Я сказал: - Этот проклятый петух только размазывается от мыла. Тогда папа сказал: - Вот щетка! Возьми‑ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное.»

В рассказе «Главные реки Америки» Дениска проявляет массу выдумки, чтобы не получить двойку, а потом дает клятву, что всегда будет делать уроки. «Хотя мне уже идет девятый год, я только вчера догадался, что уроки все‑таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь. Я, например, вчера не успел уроки сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения Некрасова и главные реки Америки. А я, вместо того чтобы учиться, запускал во дворе змея в космос. Ну, он в космос все‑таки не залетел, потому что у него был чересчур легкий хвост, и он из‑за этого крутился, как волчок. Это раз. А во‑вторых, у меня было мало ниток, и я весь дом обыскал и собрал все нитки, какие только были; у мамы со швейной машины снял, и то оказалось мало. Змей долетел до чердака и там завис, а до космоса еще было далеко. И я так завозился с этим змеем и космосом, что совершенно позабыл обо всем на свете. Мне было так интересно играть, что я думать перестал про какие‑то там уроки. Совершенно вылетело из головы. А оказалось, никак нельзя было забывать про свои дела, потому что получился позор». Рисунок М.Скобелева к рассказу В.Драгунского «Главные реки Америки».

Книге Драгунского «Денискины рассказы» скоро исполнится 50 лет, но дети уже нашего 21 века с увлечением следят за приключениями озорного мальчишки, вместе с ним играя в прятки, уча уроки, строя космический корабль, катаясь на велосипеде и распевая частушки на детском празднике. Писатель часто получал письма от юных читателей и всегда старался ответить на них. Каждое свое послание он заканчивал девизом: «Дружба! Верность! Честь!»

В 2010 году Виктору Юзефовичу Драгунскому исполнилось бы 97 лет, его уже давно нет с нами, но «Он живой и светится», и его книги всегда с нами. Детский поэт Яков Аким, близкий друг Драгунского, однажды сказал: «Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим детям щедро и талантливо Виктор Драгунский. Если бы я был доктором, я бы всем детям выписывал специальное лекарство: «Витамины Драгунского» - его рассказы. Принимать ежедневно!!!»

ФИЛЬМЫ ЗНАКОМЫЕ С ДЕТСТВА

В 1972 году Виктор Драгунский умер. Это его могила. Виктора Драгунского похоронили в Москве.

Список литературы 1. Драгунская А. О Викторе Драгунском // Начальная школа. – 2000. – 8. 2. Драгунская К. Про папу моего // Кукумбер. – 2003. – 10. – (Доска почёта и уважения). 3. Нагибин Ю. Писатель щедрый и радостный // Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2004. 4. Драгунский В. Денискины рассказы.- М. Эксмо, 2005. 5. Драгунский В. Старый мореход.-М. Советская Россия, 1964. 6. Материалы сайтов: http://www.biblioguide.ru http://www.rgdb.ru http://bookoliki.gmsib.ru 7 . Фотоматериалы сайтов: vecherka.su www.livejournal.ru http://www.biblioguide.ru www.izbrannoe.ru ozon.ru moscow-live.ru Составитель презентации: Хусаинова Л.Ю.


Советский писатель, автор рассказов для детей Виктор Юзефович Драгунский родился 30 ноября 1913 года в Нью-Йорке (США) в семье эмигрантов из России. В 1914 году, незадолго до начала первой мировой войны, семья вернулась на родину и осела в Гомеле, где и прошло детство Драгунского. Его отец умер от сыпного тифа во время гражданской войны, в 1920 году погиб отчим - красный комиссар Ипполит Войцехович.

В 1925 году вместе со вторым отчимом, актером еврейского театра Михаилом Рубиным, семья перебралась в Москву, но вскоре Рубин уехал на гастроли и не вернулся. Его судьба так и осталась неизвестной .

Виктору пришлось зарабатывать на жизнь самостоятельно. После школы он поступил учеником токаря на завод "Самоточка", затем в 1930 году устроился учеником шорника на фабрику "Спорт-туризм".

В 1935 году после окончания "Литературно-театральных мастерских" под руководством актера и режиссера Алексея Дикого, Драгунский был принят в Театр транспорта (ныне Театр имени Н.В. Гоголя). После выступления на смотре молодых талантов актер был приглашен в Театр сатиры.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Драгунский был в ополчении, затем выступал с фронтовыми концертными бригадами.

В 1944 году работал клоуном в цирке.

В 1945 году Драгунский стал артистом труппы Театра-студии киноактера. Он сыграл в нескольких спектаклях и снялся в художественном фильме "Русский вопрос" (1947) режиссера Михаила Ромма.

В 1948-1958 годах он был организатором и руководителем ансамбля литературно-театральной пародии "Синяя птичка". Здесь играли такие актеры, как Евгений Весник и Борис Сичкин, тексты писали драматурги Владимир Масс, Владимир Дыховичный, Владлен Бахнов.

С начала 1940-х годов Драгунский стал известен как автор, пишущий для эстрады и цирка фельетоны, юмористические рассказы, скетчи, сценки, стихи, песни, интермедии. Наибольшую популярность из созданного в легком жанре получили песни, написанные совместно с Людмилой Давидович, — "Три вальса", "Чудо-песенка", "Теплоход", "Звезда моих полей", "Берёзонька".

Сатирический рассказ Драгунского "Волшебная сила искусства" впоследствии был экранизирован в одноименном киноальманахе с Аркадием Райкиным в главной роли.

Широкую известность и большую популярность принесли Виктору Драгунскому детские юмористические рассказы о Дениске Кораблеве, объединенные в цикл общим названием "Денискины рассказы". Сборники "Расскажите мне про Сингапур" (1961), "Человек с голубым лицом" (1962), "Девочка на море" (1964), "Старый мореход" (1964), "Денискины рассказы" (1966), "Похититель собак" (1966) и другие неоднократно переиздавались, становились основой сценариев и постановок. Рассказы о Дениске автобиографичны: прототипом главного героя стал сын писателя Денис, в них были отражены некоторые действительные события жизни семьи.

Среди других произведений Драгунского самыми значительными стали повесть "Он упал на траву" (1961) о первых днях войны и повесть "Сегодня и ежедневно" (1964) о жизни работников цирка.

По произведениям писателя были сняты короткометражные фильмы "Где это видано, где это слыхано" (1973) и "Капитан" (1973), киноальманах "Волшебная сила" (1970), а также фильмы "Веселые истории" (1962), "Девочка на шаре" (1966), "Денискины рассказы" (1970), "По секрету всему свету" (1976), "Удивительные приключения Дениса Кораблева" (1979), "Клоун" (1980).

Писатель был дважды женат. Первой его супругой стала артистка Елена Корнилова, которая родила ему сына Леонида. Впоследствии Леонид Корнилов (1937-2007) стал выпускником экономического факультета МГУ и журналистом,


Top