Правда ли что сальери отравил моцарта. Моцарт vs Сальери: кто кому завидовал на самом деле, и что стало причиной смерти Моцарта

ОТРАВИЛ ЛИ САЛЬЕРИ МОЦАРТА?

„Genie ist Fleiß.

Gewiss ich weiß.

Ist Fleiß Genie!“-

Конечно – я знаю это.

Но запомните – никогда

Усердие не станет гением!»


ОТРАВИЛ ЛИ САЛЬЕРИ МОЦАРТА?

«Сальери отравил Моцарта» - эта легенда существует уже более двухсот лет.

Даже в далекой от Вены России она была распространена. Именно на этой легенде основал знаменитый русский поэт Александр Пушкин свою известную трагедию «Моцарт и Сальери».

Правда, есть музыкальные исследователи, которые называют эту легенду «глупой сплетней». Однако часть исследователей до сих пор верят в неё и даже пытаются доказать.

Действительно, с одной стороны, мы видим явного музыкального гения, создателя небесных мелодий, которые никто не может повторить и который навсегда останется в истории человечества. А с другой стороны – плодовитый музыкальный ремесленник, чья музыка почти забыта и которого помнят только в связи с этой легендой об отравлении Моцарта. И многие находятся под сильным воздействием от такого понятного противопоставления.

Есть также едкое, насмешливое стихотворения молодого Гёте по этому поводу:

„Genie ist Fleiß.

Gewiss ich weiß.

Ist Fleiß Genie!“-

«Гений – прежде всего усердие.

Конечно – я знаю это.

Но запомните – никогда

Усердие не станет гением!»

И эти строчки часто относят к Сальери и ему подобным усердным музыкантам, у которых много амбиций, но не хватает таланта.

А теперь познакомимся вкратце с биографией Сальери. Антонио Сальери родился в августе 1750 года. Он писал оперы, оратории, инструментальные произведения, а также церковную музыку. Все эти произведения сейчас почти забыты. Но в свое время у Сальери был большой успех, он был известен не менее Моцарта. Он состоял на службе королевского двора в качестве придворного композитора и капельмейстера. Некоторое время Сальери был учителем музыки у Бетховена, Керубини, Листа и Шуберта. Он был дружен с известными композиторами Глюком и Гайдном.

В 1825 году, когда Сальери, будучи уже смертельно больным, лежал в венском городском госпитале, его посетил бывший ученик, виртуоз игры на фортепьяно Игнац Мошелес (Ignaz Moscheles). «Моя жизнь подходит к концу», - сказал Сальери молодому человеку.- «Но все же, прежде тем как покинуть навсегда этот мир, я хочу сказать вам, что я не отравил Моцарта, как почему-то утверждают мои недруги.»

Он рассказал также, что именно его неловкое высказывание сразу после смерти Моцарта легло в основу этого нелепого слуха. Вот те его слова: «Гений покинул нас. Порадуемся этому, так как вскоре наша собственная музыка не приносила бы нам никакого куска хлеба».

Признание Сальери кажется правдоподобным, принимая во внимание, что звучало оно как предсмертная исповедь.

Однако все равно Сальери был не без греха – он действительно ненавидел Моцарта с самого начала музыкальной карьеры этого «мальчика-вундеркинда». Он инстинктивно считал его своим главным соперником в музыке, угрозой для его дальнейшей работы в качестве придворного композитора. Он осознал гений Моцарта, может быть, даже раньше других, но он делал все, что было в его власти, чтобы не дать Моцарту достичь всеобщего признания.

Например, он мог бы помочь Моцарту стать придворным капельмейстером, но он высказался о нем плохо. В результате Моцарт не получил эту должность, которая давала бы какой-то постоянный доход Моцарту и помогла бы ему рассчитаться с его многочисленными долгами.

Да, Сальери не был безжалостным убийцей. Но его поведение по отношению к Моцарту было ужасным и отвратительным. Сознательно и намеренно он отравил лучшие годы бессмертного гения и тем самым способствовал его преждевременной смерти.

(written and read by Evgueny40, 2018)

Отравил ли Сальери Моцарта, как пишет Пушкин в своей маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" и как показано в фильме "Амадей" Милоша Формана?

Ответ

Если бы сегодня состоялся суд над Антонио Сальери по всем правилам судебного разбирательства (с привлечением показаний свидетелей, анализом всей совокупности фактов) по обвинению в отравлении Амадея Моцарта, то, безусловно, Сальери был бы вынесен оправдательный приговор, ввиду полного отсутствия каких-либо доказательств и даже мотивов к убийству, и было бы заведено новое дело - о клевете.

Александр Пушкин, основываясь на слухах, возникших в Вене спустя 30 лет после смерти Моцарта, появившихся в венских газетах, сочинил всего лишь красивую легенду, главной идеей которой было - используя художественные средства литературы, силу поэтического языка, поставить вопрос о том, совместны ли гений и злодейство, есть ли правда на земле и в небе (слова Сальери: "Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше"; Сальери обвиняет самого Бога и, как он думает, восстанавливает справедливость, убивая Моцарта - этого праздного гуляку и повесу, которому Бог на за что дал огромный музыкальный дар, обойдя тех, кто своим великим трудом, старанием, усердием честно и добросовестно служит Богу, сочиняя музыку).

С лёгкой руки Пушкина эта легенда стала восприниматься правдой, и имя Сальери стало нарицательным именем коварного завистника чужому таланту и славе.

Слух этот возник и стал распространяться, когда Сальери был ещё в совершенно здравом уме. Сальери решительно отвергал эти гнусные сплетни. Как для всех слухов и сплетен, не были найдены источники информации о том, кто первый сказал об отравлении Моцарта, осуществлённом Сальери, и о том, кто услышал из уст самого Сальери это признание. Ни один свидетель, ни один знающий Сальери человек не подтверждал этого слуха. В газетах появилось множество гневных опровержений от друзей, коллег, музыкантов, знающих Сальери с самой лучшей стороны и не могущих мириться с возведением гнусной клеветы на честное имя. Эти опревержения Пушкин не мог не читать, но всё же решил использовать реальные имена Моцарта и Сальери в своём художественном произведении.

Антонио Сальери в 24 года занял в Вене пост придворного капельмейстера - самый высокий пост в музыкальной Европе (сейчас бы мы назвали его министром музыки Европейского союза). Все 58 лет своей жизни в Вене пользовался всеобщим уважением. Имея высокую должность, он никогда ею не злоупотреблял; имея высокие доходы, жил скромно, а все гогорары от концертов передавал вдовам музыкантов и сиротам. О нём с искренней любовью и благодарностью как о музыканте, учителе и человеке отзывались все его ученики, а это такие великие композиторы и музыканты как Бетховен, Шуберт, Лист, Черни. С большой любовью Сальери относился ко всем музыкантам, искренне радовался чужим успехам, поддерживал молодых музыкантов не только советом и участием, но и материально (не брал с них денег за уроки), высочайше ценил Моцарта (первый исполнил его 40-ю симфонию, дирижиовал несколькими его произведениями, вернул в репертуар королевского театра оперу Моцарта "Свадьба Фигаро".

Есть множество свидетельств того, что именно Моцарт патологически завидовал Сальери, всячески интриговал против него, кричал на каждом углу о противных итальяшках, "наехавших тут" и занимающих чьи-то места (а тут ещё случай, когда руский царский двор из двух кандидатур учителей музыки для великой книягини - Моцарта и Сальери - выбрал Сальери). Да, Моцарт великий композитор, стоявший много выше Сальери, но, что касается человеческих качеств, то подобное сказать о нём мы, к сожалнию, не можем.

В 1997 году в миланском Дворце юстиции по инициативе Миланской консерватории состоялся суд над Сальери по обвинению в убийстве Моцарта, который, заслушав свидетелей защиты и обвинения (исследователей творчества и жизни Моцарта и Сальери), полностью оправдал композитора "за отсутствием состава преступления".

В 1832 году Александр Сергеевич Пушкин переписал на отдельный листок заметку из немецкой газеты. В ней рассказывалось, как на первом представлении «Дон Жуана» в Вене, когда изумленные знатоки упивались гармонией Моцарта, в зале раздался свист. Все обратились с негодованием в ту сторону. И Сальери, снедаемый бешеной завистью, вышел из театра...

«Завистник, который мог освистать «Дон Жуана», мог отравить его творца», - сделал приписку наш поэт. Итак, для своей драмы Пушкин принял версию прямой вины Сальери. Правда, совсем не это стало главным в его произведении. Смысл здесь - в противопоставлении двух характеров, двух разных уровней творчества: бескорыстного пламенного и хладнокровного.

Таинственные обстоятельства смерти Моцарта в эпоху Пушкина еще не начинали распутываться. Предметом исследований они стали позже. Версия вины Сальери долго оставалась основной, более того, она искусственно поддерживалась...

В 1983 году во время музыкального фестиваля в Брайтоне английский литератор Фрэнсис Карэ организовал и успешно провел публичное и весьма своеобразное «судебное разбирательство» по делу Моцарта, пригласив на него юристов, адвокатов, музыковедов и журналистов из ряда европейских стран. Слушалось дело по обвинению четырех лиц в отравлении композитора. Четырех? Да, подозреваемых было именно столько. И скажем сразу: имени Сальери между ними не оказалось.

После ознакомления с новыми фактами, речами обвинителей и прений был сделан осторожный вывод, что речь может идти о преступлении со стороны неизвестного лица, не входящего в четверку подозреваемых. Скорее всего это был наемный убийца, оплаченный венскими масонами.
Большая часть «следователей» остановилась на имени Франца Хофдемеля, тоже связанного с кругами масонов.

Первая попытка скрупулезно разобраться в этой загадочной истории и снять обвинение с Сальери была предпринята в Австрии примерно сто лет назад. Тогда в книге некоего автора печальная судьба Моцарта связывалась с другими именами и обстоятельствами. Автор утверждал, что о творческой зависти не могло быть и речи. Сальери не был злодеем. Сработали другие пружины, а Сальери - жертва интриг и намеренно распускаемых слухов. Но эта книга не увидела свет, а сама рукопись затем бесследно исчезла. Остались лишь краткие упоминания о новой версии в переписке венских музыкантов и музыковедов конца XIX века. Намекалось, что автору удалось добыть какие-то новые документы.

Дотошные биографы Моцарта, особенно немецкие, давно о многом догадывались. Они считали, что Сальери - это ловко подставленная фигура, жертва старых слухов, кому-то очень выгодных. Да и похоронили великого Моцарта в великой спешке не как бедняка, а как человека, с самим именем которого надо было скрыть очень неприятный венским верхам скандал. Его вспухшее от яда тело просто спрятали в общей могиле и постарались неуклюжими слухами затемнить причины происшествия. Интриги шли с самого верха австрийского престола. Это для августейших особ понадобилась версия вины Сальери. Чтобы ее опровергнуть, биографам Моцарта были необходимы документы. И они появились в наше время.

В декабре 1970 года на аукционе в Марбурге было продано за 28 тысяч немецких марок письмо, написанное рукой Моцарта 2 апреля 1789 года и адресованное члену масонской ложи Вены, процветающему юристу Францу Хофдемелю. В письме содержалась просьба о денежной помощи в размере 100 гульденов для поездки в Берлин. Как старший по ложе Хофдемель просьбу младшего брата удовлетворил, но поездка не состоялась из-за болезни композитора...

Так на свет Божий всплыло имя, которое раньше чрезвычайно редко упоминалось в связи с последними днями жизни великого композитора.
Прежде чем поведать о личности юриста и его роли в судьбе Моцарта, проясним причины появления документов XVIII века. Они всплыли на многих аукционах Европы - в Лондоне, Париже, Женеве, Вене. С чем же это связано?

Оказывается, дальние потомки австрийских и австро-венгерских герцогов и эрц-герцогов к середине нашего века успели прожить и промотать фамильные драгоценности, а сейчас потихоньку принялись приторговывать письмами, документами, дневниковыми записями своих предков. Для тех, кто занимается загадкой смерти Моцарта, из пожелтевших бумаг посыпались сногсшибательные новости. Взять, к примеру, записи одной из придворных дам, в которых явно отражались события декабря 1791 года. Оказывается, император, узнав о странной смерти композитора, всполошился и не стеснялся в выражениях. Он, как выясняется, был шокирован ролью Хофдемеля в этом мрачном деле и приказал исключить это имя из любых разговоров в его присутствии. Кроме того, он распорядился замять скандал любыми средствами и заткнуть глотку газетам.

С первого взгляда больших новостей в этих записках вроде бы не было. Но и сами приведенные факты и связь двух имен - Моцарта и Хофдемеля - прекрасно нанизывались на единую нить расследований, проводимых в наши дни литераторами и биографами Моцарта. Ведь всплыли сведения о том, что австрийский драматург Франц Грильпарцер подозревал в убийстве Моцарта не Сальери, а Хофдемеля и намекал на суетливые интриги венского двора. Почему же так разгневался австрийский император и почему надавал столько поспешных распоряжений? Причин было много. Моцарт - плебей по происхождению, и его пышные похороны могли бы умалить первенствующее значение правителя, который очень кичился своим положением и властью. Кроме того, отравителем стал масон. А там, где члены ложи преступают законы и попадают в скандальные ситуации, должна быть тишина. Хорошо организованная тишина!

Что же произошло 6 декабря 1791 года? За день до этого в муках скончался Вольфганг Моцарт. Жена Хофдемеля - венская пианистка Магдалена - вернулась домой из кафедрального собора святого Стефана, где она заказала скромную службу в память почившего композитора, своего учителя. Не успела она войти в свою комнату, как муж набросился на нее с бритвой в руке. Женщина закрыла горло руками и в ужасе закричала. Ее оглушительные вопли и визг разбудили ребенка, чьи тревожные рыдания спасли Магдалене жизнь... Когда на крики женщины и плач ребенка примчались соседи, Хофдемель скрылся в своей комнате. Дверь долго взламывали. Когда она поддалась, люди увидели 36-летнего судью, лежащего на кровати с перерезанным горлом. Правая рука самоубийцы сжимала бритву...

Франц Хофдемель скончался от полной потери крови. Его жену отвезли к врачу в бессознательном состоянии. Муж успел не только порезать ей шею и руки, но и обезобразить лицо...

В доме № 10 по улице Грюненгергассе в центральной части Вены Моцарт был частым гостем. Весь первый этаж занимали апартаменты супружеской пары Хофдемель. Композитор там музицировал, обедал, беседовал с хозяином о разных столичных новостях. Однако главная цель посещений дома богатого юриста - музыкальные занятия с Магдаленой. Не всякой венской пианистке Моцарт так охотно давал уроки. Она была одаренной ученицей. Ей было всего 23 года, и в столице она слыла чуть ли не первой красавицей. Лучшие венские художники считали за честь писать ее портреты. Однако после декабрьских событий все эти полотна бесследно исчезли...

Моцарт, несомненно, был влюблен в Магдалену, посвящал ей необыкновенно мелодичные сонаты. Написан для нее и концерт для фортепиано с оркестром. Любовь была взаимной. Учитель был молод, красив и знаменит. Словом, повод для ревности был. Но трудно было ожидать такой дикой вспышки от члена Королевской судебной палаты и высокого сановника масонской ложи...

Супругу Хофдемеля после длительного лечения сослали в Брно, назвав это «великой милостью императрицы, взявшей вдову под свое покровительство». Конечно, ей было рекомендовано молчать и молчать. Император оказал «покровительство» Францу Хофдемелю, разрешив похоронить его не в коровьей шкуре, как самоубийцу, а как гражданина Вены в дубовом гробу.

Что касается Моцарта, то и его коснулись монаршьи «милости». О его смерти разрешили написать в газетах лишь после того, как тело было в спешке закопано в общую могилу захолустного кладбища. Написали несколько скромных слов. Затем послушные императору чиновники и полицейские чины приказали молчать всем, кто был так или иначе связан с композитором. Разве случайно, что Зюсмайер, ученик Моцарта, вдруг отказался закончить знаменитый «Реквием», хотя вся Вена знала об этой предсмертной просьбе великого композитора. В своих воспоминаниях этот ученик не упоминает ни единой фразой о том, что учитель был отравлен. Ни словом об яде не обмолвился ни один из венских врачей той поры, хотя следы отравления были налицо. Об этом туманно заявили лишь немецкие газеты в 1792 году. Молчала до конца жизни жена композитора Констанца. Не поведал правды и ее второй муж, взявшийся писать первую биографию великого композитора.

По версии англичанина Фрэнсиса Карэ, немецкого публициста Рольфа Хохута и австрийского музыковеда Фердинанда Фрикса есть убедительные сведения, что Констанца хорошо знала об отравлении мужа. Он сам ей об этом несколько раз говорил. Да и не увидеть это было просто невозможно. Моцарт говорил о яде и двум врачам, посещавшим его на дому. Много раз свои подозрения он выражал Магдалене. Его ученица и возлюбленная не могла не замечать медленное, но жуткое действие яда...

Франц Хофдемель пытался убить жену, чтобы она не выдала его злодейства. Юрист не мог не догадываться о последствиях своего поступка. Моцарт был крупной величиной в Европе. Магдалена могла догадываться и о характере яда, действующего в течение нескольких месяцев. Добавляли его в вино, а состоял он из мышьяка, сурьмы и окиси свинца. Рецепт был старинным, идущим от итальянских алхимиков. Назывался он «Аква Тофана». Расшифровали его состав и характер действия немецкие врачи в 1962 году, тогда еще верившие в виновность Сальери. Но Сальери не мог давать такой яд Моцарту. Виделись они от случая к случаю, чаще всего в концертных залах. Отравить композитора мог лишь человек, который встречался с ним постоянно и подливал капли яда методично. Хофдемель делал это в своем доме, где не скупился на столовое вино.

Хофдемель задумал свою месть давно и педантично отравлял Моцарта в течение года. Композитор вдруг стал терять силы, страдать мигренью, испытывать боли в желудке. За день до смерти тело его распухло, что выдало, как характер яда, так и чрезмерную дозу в последнюю неделю его жизни.
Можно предположить, что хладнокровный Хофдемель после мучительной смерти Моцарта все же растерялся, заметался. Вместо того чтобы испытать облегчение после устранения любовника своей жены, он делает неожиданную попытку убить Магдалену, как опасную свидетельницу его преступления. После неудачной попытки убийства жены, ему не оставалось ничего другого, как наложить на себя руки. Остальные заботы взял на себя императорский двор...

Теперь можно вернуться к началу статьи, а точнее - к эпиграфу, где стоят слова Бетховена. Немецкий композитор высочайшим образом ценил музыку Моцарта. Он довольно часто посещал Вену и был, очевидно, в курсе причин, из-за которых над Моцартом сгущались тучи. Семейство Хофдемелей не пользовалось доброй славой. Муж был мрачным педантом и слыл не только суровым судьей, но и стяжателем. В Вене ходили слухи о нем, как о честолюбце и бешеном ревнивце. Жена была моложе его, красива и крайне легкомысленна. Все это было зловещим клубком.

Что касается версии Сальери, то Бетховен явно не поддался на такую уловку. Немецкий композитор знал тут что-то более глубокое, он никогда не упоминал имени Сальери в связи с судьбой Моцарта. Словом, Бетховену уже тогда было очевидным то, что нам становится понятным только сейчас.

Бурмистров Иван

Обучающийся в своей работе доказывал непричастность Антонио Сальери к смерти Вольфганга Амадея Моцарта.

Работа интересна еще тем, что использовать свидетельства современников Сальери и Моцарта нужно взвешенно.

Почему А.С.Пушкин в своей трагедии "Моцарт и Сальери" обвиняет в гибели великого австрийского композитора Сальери?

В Италии в XX состоялся процесс на котором Антонио Сальери был оправдан.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей» № 20

Городская научно-практическая конференция обучающихся

Секция: Искусство

«Почему обвиняли Антонио Сальери в смерти Моцарта?»

Юрьевич,

Класс: 9

ОУ : МБОУ «Лицей № 20»

Руководитель: Бурмистрова Ольга

Валентиновна, учитель музыки

МЕЖДУРЕЧЕНСК - 2016

Введение ………………………………………………….……….3

Глава 1. Антонио Сальери ……………………………………….5

Глава 2. Слухи, версии, предположения ………………………..9

Глава 3. Социологический опрос …………………………….....14

Заключение ……………………………………..………..…….....15

Список литературы и источников……………..………….……..16

Приложения……………………………………………………….18

Введение

Тема моей исследовательской работы «Почему обвиняли Антонио Сальери в смерти Моцарта»

Меня эта тема привлекает тем, что Антонио Сальери сыграл немалую роль в музыкальной жизни Вены XVIII века. Так почему же придворного композитора, прекрасного музыканта и ученика Глюка, наставника Л.Бетховена обвинили в смерти великого венского классика - Вольфганга Амадея Моцарта?

По этому поводу существовало много противоречивых мнений. Были созданы фильмы на эту тему, например одноименная телепостановка «Моцарт и Сальери» (1962) Владимира Гориккера, «Маленькие трагедии» (1979) Михаила Швейцера, также был снят «Амадей»(1984) американским режиссером Милошем Форманом.

Так кто же он, этот любимец фортуны, итальянский композитор – Антонио Сальери?

Высказывались разные предположения, разделились мнения у известных поэтов, композиторов и других великих деятелей культуры.
Актуальность этой работы я вижу в том, что порой общественное мнение складывается совершенно случайно и не отражает действительные события.

Проблема: Выявить, по какой причине Антонио Сальери обвиняли в смерти Моцарта.

Гипотеза: Может быть, в причине обвинений Сальери лежала национальная подоплека (связанная с взаимными претензиями австрийских к итальянским композиторам, т.к. при дворе австрийского императора Иосифа II занимали высшие музыкальные посты композиторы итальянского происхождения)?

Цель : Выявление причины обвинений Сальери в смерти Моцарта.

Задачи:

  1. Изучить биографию А.Сальери
  2. Изучить всевозможные версии обвинений
  3. Познакомиться с трагедией А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»,

с экранизацией произведения Пушкина «Маленькие трагедии» режиссера Михаила Швейцера,

с фильмом Милоша Формана «Амадей».

Объект: музыкальные события XVIII-века в Вене

Предмет: обвинения Сальери в гибели Моцарта.

Методы: сравнение, анкетирование, анализ

Области применения: Литература, музыка, мировая художественная культура, психология.

1.Антонио Сальери .

Первые уроки музыки Сальери брал у местного органиста. Вундеркиндом он не был, но обладал хорошим слухом и незаурядными способностями.

Семья, взявшая его на воспитание после смерти отца, позаботилась о его музыкальном образовании.

Уже с 1765 года он пел в хоре Святого Марка в Венеции, учился у известного оперного композитора Джованни Батиста Пешетти, Ф.Пачини. По рекомендациям, на Сальери обратил внимание Флориан Гассман, придворный композитор Иосифа II, находившегося в Венеции. Возвращаясь обратно, он взял с собой будущего композитора в Вену.

Гассман занялся образованием Сальери, обучал всем, что могла пригодиться в его будущей профессии. В столице Австрии Сальери начал свою службу в качестве ассистента Гассмана а после, в 1769-м получил должность клавесиниста- концертмейстера придворного оперного театра. Гассман входил в круг приближенных, близкий к императору. Постепенно, он ввел в него и Антонио, тем самым приблизив его к императору и положив начало его блестящей карьеры.

Вскоре, Гассман познакомил Сальери с Кристофом Виллибальдом Глюком, чьим приверженцем и последователем Антонио оставался до конца жизни.

Первый успех пришел к Сальери уже в 1770 году, когда он вместо Гассмана сочинял оперу - буффа «Образованные женщины» для рождественского карнавала. В течение трех последующих лет молодой композитор завоевал популярность и закрепил свой успех с помощью опер- буффа, таких как: «Венецианская ярмарка», «Трактирщица» и «Похищенная бадья».

В 1774 году умер Гассман, занимавший в Вене пост придворного капельмейстера. К тому времени, Сальери, автор 10 опер, унаследовал от учителя должность придворного композитора.

Совсем молодым, Антонио Сальери приобрел огромнейший успех в Европе. В том время, при дворе Габсбургов, почиталась именно итальянская опера. Успех Сальери, не в последнюю очередь, был обусловлен близостью к императору. Оперы композитора заказывали во всех городах Европы: Милане, Венеции, Мюнхене, Риме, Неаполе. Иосиф II между тем пытался привлечь Сальери к работе над немецкой комической оперой, но это была не его стезя. Антонио до конца своих дней считал немецкий не пригодным для пения, но один зингшпиль для императора все, же сочинил. В 1788 году Иосиф II отправил в отставку престарелого придворного капельмейстера Джузеппе Бонно, назначение на этот пост 37-летнего Сальери было ожидаемо: особое расположение императора к нему в Вене было хорошо известно. Этот высший музыкальный пост сделал его фактически распорядителем всей музыкальной жизни Вены.

Сальери пользовался большим авторитетом и как педагог. Двадцатитрехлетний Бетховен начал совершенствоваться у Сальери в вокальной композиции в 1793 году, вскоре после смерти Моцарта. Занятия происходили эпизодически на протяжении не менее десяти лет. Под наблюдением Сальери вырос как композитор Франц Шуберт. Он щедро вознаградил своего учителя, посвятив ему десять вариаций для фортепиано, цикл песен на слова Гете и три струнных квартета. В честь Сальери юный Шуберт написал восторженную кантату. Отец Ференца Листа с радостью принял предложение престарелого маэстро обучить одаренного мальчика гармонии, чтению партитур и сольфеджио

У Сальери учились Иоганн Непомук Гуммель, Франц Ксавер Зюсмайр, Ансельм Хюттенбрсннер, Игнац Мошелес, Иозеф Вайгль, Карл Готлиб Райсигер, Петер Винтер, Иозеф Штунц, Игнац Асмайр, Бенедикт Рандхартингер. Всего около шестидесяти учеников-композиторов, другие композиторы. Уроки пения у него брали Катарина Кавальери, Анна Мильдер-Хаунтман, Анна Краус - Враницки, Катарина Вальбах - Канци, Фортуната Франкетти, Амалия Хенель, Иозеф -Моцатта и многие другие вокалисты

Последние годы жизни композитора были омрачены сплетней о его причастности к смерти Мацарта. В здравом уме и в твёрдой памяти Сальери решительно отвергал эту чудовищную клевету, видел в ней лишь «злобу, обычную злобу» и в октябре 1823 года просил своего ученика Игнаца Мошелеса опровергнуть её перед всем миром. Именно эта сплетня, в конце концов, и спровоцировала у композитора нервный срыв. И в те годы, и позднее люди, не питавшие враждебных чувств к композитору, но принимавшие на веру слух, видели в его признании лишь подтверждение его тяжёлого психического состояния. Так, Ф. Рохлиц в некрологе писал: «…Его мысли становились всё более путаными; он всё более погружался в свои мрачные сны наяву …Он обвинял себя в таких преступлениях, которые не пришли бы в голову и его врагам»

Сальери умер 7 мая 1825 года и был похоронен 10 мая на Мацляйндорфском католическом кладбище в Вене. «За гробом, - писал Игнац фон Мозель , - шёл весь персонал императорской капеллы во главе с директором, графом Морицем фон Дитрихштейном, а также все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и множество уважаемых любителей музыки». В 1874 году останки композитора были перезахоронены на Центральном кладбище Вены.

Антонио Сальери был выдающимся музыкальным педагогом, одним из лучших в Европе; преподавал вокальную композицию, пение - сольное и хоровое, чтение партитур, в чём не знал себе равных, и теорию музыки.

Он воспитал более 60 композиторов и вокалистов , при этом небогатым, но талантливым музыкантам давал уроки бесплатно, как бы возвращая долг своему благодетелю Гассману.

Юный Бетховен поклонялся Моцарту и Й. Гайдну, но первый не был педагогом по призванию, у второго он некоторое время учился, однако быстро разочаровался. Настоящего учителя Бетховен нашёл в Сальери, которому посвятил три скрипичные Сонаты, оп. 12, опубликованные в Вене в 1799 году. Новый наставник, к которому Бетховен пришёл учиться итальянской вокальной технике, не только передал ему свои знания, но и обратил в свою веру, привлёк внимание к тому направлению, которое развивалось параллельно «венской классике»: от Глюка - к его итальянскому последователю Луиджи Керубини и к самому Сальери. Бетховен и в зрелые годы высоко ценил как Глюка, так и Керубини; последнего в 1818 году назвал величайшим из современных композиторов. Отношения учителя и ученика продолжались и после собственно обучения, - так, в 1806 году Сальери помогал уже зрелому и знаменитому, но не искушённому в оперном жанре Бетховену дорабатывать «Фиделио»; в области вокального письма Сальери консультировал Бетховена, по-видимому, вплоть до 1809 года.

Выводы по первой части:

  1. Очень мало иностранных композиторов получили признание в Италии.
  2. В Вене, при дворе Габсбургов, почиталась именно итальянская опера, итальянские композиторы. Опера же на немецком языке только начинала ставиться (существовало мнение, что немецкий язык не совсем подходит для оперного пения)
  3. Антонио Сальери представлял старую оперную школу в противовес новым веяниям, которые отразились в операх Моцарта.
  4. Антонио Сальери при жизни сделал блестящую карьеру, написал множество успешных опер.
  5. Многие талантливые композиторы были его учениками.
  6. Слухи о причастности Сальери к гибели Моцарта появились не сразу после гибели Моцарта. Сальери обучал музыке сына Моцарта.

2. Слухи, версии, предположения:

1А) Позже, когда Сальери был помещён в клинику для душевнобольных, - как утверждала молва, после неудачной попытки самоубийства, - распространился слух, будто он сам сознался в отравлении Моцарта. Этот слух запечатлён в «разговорных тетрадях» Бетховена за 1823-1824 годы, что в дальнейшем многим противникам Сальери служило веским аргументом, хотя сам Бетховен, судя по репликам в тетрадях, любые сплетни о своём учителе отвергал.

В 1825 году в самом конце своей жизни уже безнадёжно больной композитор признался личному секретарю Бетховена, что именно он, Сальери, отравил Моцарта. Однако можно ли это признание считать «доказательством»? Ведь оно было сделано Сальери в бреду, в состоянии помешательства (о психическом расстройстве свидетельствовала и попытка самоубийства). Кроме того, сам композитор от него вскоре отрёкся. У придворного капельмейстера – и это уже исторический факт – не было причин завидовать Моцарту: при жизни он был не менее известен и популярен в Европе, чем его молодой коллега.

К вопросу о зависти. Произведения Сальери в течение полувека оставались самым кассовыми. Некоторые оперы Сальери ставили так же успешно, как и при королях, так и во время террора Французской революции, и при Наполеоне . Да, в те времена Сальери был обласкан и особами королевской крови, и миром искусства. Он доходит до того, что даже брезгует приглашениями занять должность при дворе от некоторых европейских монархов. Скажем, шведского короля Густава III. В августе 1778 г. после пожара открывается миланский оперный театр Ла Скала, а оперу на открытие театра заказали написать именно Сальери.

1Б) Большинству исследователей представляется сегодня другая версия, называющая виновником гибели Моцарта некоего Франца Хофдемеля, венского юриста и масона, с которым композитор близко сошёлся в последние годы. Жена Хофдемеля 23-летняя красавица-пианистка Магдалена была ученицей и любовницей Моцарта. 6 декабря 1791 года, когда жена Хофдемеля вернулась домой с панихиды по Моцарту, муж набросился на неё с бритвой в руке, нанёс раны на шее, лице, груди, руках, и только крики Магдалены и её годовалого ребёнка спасли ей жизнь: на шум сбежались соседи Хофдемелей. Вечером Франц заперся в кабинете и перерезал себе бритвой горло.
Чтобы не раздувать скандала из неприятной истории, в которой оказался замешан высокий сановник масонской ложи и член Королевского суда, власти распорядились похоронить Хофдемеля, как добропорядочного гражданина Вены, в дубовом гробу и в отдельной могиле, а не в общей яме, как хоронили обыкновенно самоубийц.

1В) Также ходили слухи, что у Констанции Моцарт был любовник, близкий друг Моцартов, Франц Зюсмайер. Высказывались предположения, что Сальери причастен к смерти Моцарта.

1Г) После смерти личный лечащий врач Вольфганга Амадея Моцарта написал, что больной скончался в ужасных страданиях от острой «сыпной лихорадки», отягощенной резкими проявлениями суставной болезни. Вскрытия делать не стали и даже не было мысли о насильственной смерти.

В 1984 году английский врач Питер Дэвис, тщательно проанализировав историю болезни Моцарта, пришёл к выводу, что причиной смерти композитора стало «сочетание почечной недостаточности, стрептококковой инфекции и хронической бронхопневмонии».

2А) В газетной заметке о Сальери говорится, что «на одре смерти признался он будто бы в отравлении великого Моцарта». Это "будто бы" выдает всю меру осторожности Пушкина по отношению к самому факту. Юридически он не установлен, и верить в него нельзя. Да Пушкину это и не было нужно.

В трагедии "Моцарт и Сальери" Пушкин использует три, как сказали бы сейчас - сплетни, - три анекдота: о Сальери, о Бомарше и о Буонаротти. Само количество анекдотов обнажает, подчеркивает литературный прием, переводя тем самым разговор с нравственно-исторической почвы на литературную. Недостоверность легенд о Бомарше и о Буонаротти выявляется в ходе пьесы не с помощью юридических доказательств, а через отношение к ним действующих лиц - Моцарта и Сальери. Достоверность легенды о них самих, следовательно, тоже должна быть результатом художественной, а не юридической убедительности.

Пушкин в своем произведении обличал образ завистливого и хитрого человека, который пойдет на все, ради достижения собственной цели. Поэту было без разницы, на кого примерять этот образ.

2Б) Когда Павел Александрович Катенин, друг Пушкина, очень даровитый поэт, драматург и прекрасный знаток театра, вспоминал о Пушкине, рассказывая о нём его первым биографам, он в двух словах сказал и о «Моцарте и Сальери». Смысл его высказывания заключался в следующем. Действие суховато, но трагедия заслуживает ещё больший упрек. Есть ли твёрдые доказательства тому, что Сальери отравил Моцарта? Если таких доказательств нет или у Пушкина было что-то в распоряжении позитивное, то нужно было бы сделать об этом примечание или какое-то предисловие, как писал Катенин, «уголовной прозой». Потому что этически немыслимо обременять таким тяжким обвинением художника, может быть, и посредственного, но, тем не менее, реально существовавшего. Вот эта идея этической двусмысленности «Моцарта и Сальери» была Катениным брошена. Она получила новую жизнь в ХХ веке. Вопрос о том, имел ли Пушкин право взять легенду в качестве основы для драматического произведения и таким образом как бы канонизировать её в сознании читателя по сие время не теряет своей актуальности.

2В) Только в России укрепилась убежденность в причастности Сальери к отравлению Моцарта, что подтверждает якобы одна из «Маленьких трагедий» А.С.Пушкина и неоднократные экранизации данного произведения.

2Г) На Западе же только предполагалась причастность Сальери к гибели Моцарта, о чем свидетельствует пьеса Шеффера, правда Сальери не травит Моцарта ядом, но сводит его в могилу интригами и кознями, - в Австрии и Германии эта версия получила более широкое распространение. Также, по пьесе Шеффера был снят фильм американским режиссером Милошем Форманом «Амадей» (1984).

2Д) В 1997 году в суде города Милана состоялся процесс, в котором слушалось дело Сальери об отравлении Моцарта. На суде не присутствовало ни одного свидетеля, так как прошло более двухсот лет. На основе заключений личного лечащего врача Моцарта и отсутствии состава преступления, Сальери признали невиновным. Сальери защищали два известных адвоката Италии: Джовани Арно и Джулиано Спадзали. Адвокатам получилось убедить суд в невиновности маэстро Сальери. Великий композитор признался в бреду личному секретарю Бетховена, что именно он убил Моцарта. Но можно ли считать это доказательством? Кроме того, вскоре, Сальери от него отрекся. У придворного капельмейстера не было причин завидовать Моцарту, т.к. Сальери был не менее известен и популярен, чем его молодой коллега. Если бы Сальери действительно страдал патологической ревностью к чужому таланту, то мир бы не досчитался многих композиторов, таких как Бетховен, Шуберт, Лист.
На основе анализа информации и источников, я пришел к некоторым результатам, которые хочу отразить в схеме (приложение 1):

  1. Сальери был успешен, занимал пост императорского капельмейстера, имел талантливых учеников, обучал даже бесплатно. Был добропорядочным и уважаемым человеком. После смерти Моцарта не было даже тени подозрения на него.
  2. В глубокой старости попал в сумасшедший дом (попытка самоубийства). Признался в причастности к смерти Моцарта, после категорически отказался. Люди, знавшие Сальери, не поверили в это.
  3. Ходило много слухов и анекдотов по поводу смерти Моцарта.
  4. Описанный, почти анекдотический случай, Пушкин воплотил в трагедию, убедив, сформировав общественное мнение в России. Цикл «Маленькие трагедии» создавались А.С.Пушкиным в 1830 году в селе Большое Болдино. Поэт был отрезан от мира карантином холеры и не имел доступа к СМИ того времени. Доказательств вины Антонио Сальери нет.
  5. В XX веке открывается занавес, и западные зрители знакомятся с «Маленькими трагедиями» и экранизациями по произведению А.С. Пушкина.
  6. На Западе лишь предполагали, что Сальери может быть причастен к смерти Моцарта, но не выдвигали обвинений.
  7. Сначала британский драматург сэр Питер Левин Шеффер, находившийся под впечатлением от трагедии А.С.Пушкина и одноименной оперы Н.А.Римского- Корсакова написал пьесу, а позднее американский режиссер Милош Форман создал фильм «Амадей» на основе этой пьесы, где ссылается на некую косвенную причастность Сальери к гибели Моцарта.

Пьеса Шеффера не о Моцарте, это - трагическая история Антонио Сальери. История о взаимоотношениях человека с Господом, о природе гения и об отношении разных людей к дарованным им способностям.

  1. Суд в Милане в 1997г. оправдал Антонио Сальери.

3. Социологический опрос.

Был проведен социологический опрос. В опросе участвовало 107 учащихся из 8 - 9 классов. Им были предложены следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы Сальери виновным в деле об убийстве Моцарта?
  2. Почему у вас сложилось такое мнение?

83% оппонентов придерживаются мнения А.С.Пушкина, после прочтения «Маленьких трагедий», просмотра экранизации «Маленьких трагедий» Михаила Швейцера (1979), фильма «Амадей» Милоша Формана (1984)

10% опрошенных имеют положительные отзывы об А.Сальери (обучающихся музыкальных школ) знают, что Антонио Сальери оправдан.

В работе использованы результаты опроса обучающихся учителем музыки Лицея предыдущих 5 лет и выяснилось, что:

В 2011 году опрошенных восьмиклассников, считавших Сальери невиновным, было всего 1,5%

В 2012- 2013 году число респондентов из восьмых классов, считавших Сальери невиновным, увеличилось до 2%

В 2014 году число оппонентов, знающих о невиновности Сальери, увеличилось до 4%.

В 2015 - 2016 году число опрошенных, считающих Антонио Сальери невиновным увеличился до 10% (это в основном обучающиеся музыкальных школ, владеющих информацией о непричастности Сальери к смерти Моцарта).

Информация, связанная с результатом миланского процесса, все больше проникает в слои населения и люди перестают мыслить стереотипами. Ученики начинают верить реальным фактам, а не слухам. Честное имя Антонио Сальери восстановлено.

Заключение:

  1. Австрийские композиторы стремились к положению, которое занимали итальянские композиторы при дворе австрийского императора Иосифа II. Сальери для Моцарта был по статусу недосягаем, хотя Моцарт обладал непревзойденным музыкальным талантом. Распространился слух, будто бы Сальери, находясь в лечебнице для душевнобольных, сознался в отравлении Моцарта. Этот нелепый слух, который опровергал Бетховен, был на руку противникам Сальери.
  1. На основе слухов русский поэт в XIX веке написал трагедию. А.С. Пушкин своим произведением «Моцарт и Сальери» оказал большое влияние на отношение к Сальери в России.
  1. В XX веке, в результате открытия «железного занавеса» трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» и её экранизации проникают в Европу. На основе произведения Пушкина появляется пьеса Питера Шеффера «Амадей», где Сальери якобы косвенно способствует смерти Моцарта.

Список литературы:

  1. Порфирьева А. Сальери // Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. XVIII век. - 1999. - Т. Кн. 3; (12.03.16)
  2. Кириллина Л. Пасынок истории (К 250-летию со дня рождения Антонио Сальери) // Музыкальная академия: журнал. - 2000. - № 3; (13.03.16)

Список электронных ресурсов:

  1. Б. Кушнер//В защиту Антонио Сальери [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vestnik.com/issues/1999/0706/koi/kushner.htm (9.03.2016)
  2. Кудряшов К. //Аргументы и факты/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aif.ru/society/history/chelovecheskaya_istoriya_znaet_mnogo_zlodeev_antonio_saleri_i_mnogie_drugie - (22.02.2016)
  3. Бэлза И.Ф. Моцарт и Сальери [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/im4/im4-237-.htm (08.03.2016)
  4. Мединский В., Косачёв К. Убийственный успех. Моцарт завидовал Сальери и хотел его смерти. [Электронный ресурс] // «Аргуенты и Факты» № 36 08/09/2010 – Режим доступа: http://www.aif.ru/culture/person/20425 (25.02.2016)
  5. Сэнт Н. «Гений и злодейство»: дело закрыто. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.myjane.ru/articles/text/?id=3247 (29.01.2016)
  6. Антонио Сальери [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/138691/16/Samin_-_100_velikih_kompozitorov.html (29.03.2016)
  7. 1750-1825 Сальери Антонио(Salieri Antonio) Восстановим Доброе имя!!! [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vk.ya-peviza.ru/index.php?id=78&Itemid=88&layout=blog&option=com_content&view=category (31.03.2016)
  8. Сальери в наши дни: возрождение интереса [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.e-reading.club/chapter.php/1030630/72/Nechaev_-_Saleri.html (31.03.2016)

Приложение №1

Приложение №2

Приложение №3

Результат опроса обучающихся в течение 5-ти лет

Театр в Леньяго, что близ Венеции (в родном городе Сальери), активно функционирует «Театр Сальери»

Есть только небольшая площадь Моцарта в районе Виден, в Вене, где поставлен весьма скромный памятник величайшему австрийцу. В Зальцбурге, его родном городе, площадь названа его именем.

В честь Моцарта проводится ежегодный фестиваль в Зальцбурге, где звучат его оперы.

Ситуация, когда искусство на протяжении нескольких поколений используется для разрушении репутации, доброго имени ни в чем не повинного человека. выдающегося артиста и музыкального деятеля

В наши дни именем Сальери названы театры, улицы, музеи, ему ставят памятники и устраивают фестивали в его честь. Он при жизни 40 лет был «первым композитором Австрийского двора», богатым и успешным. У Моцарта же умопомрачительные творческие успехи были обратно пропорциональны житейским и финансовым. И похоронили-то его по третьему разряду в общей могиле для бедняков.

Театр в В Леньяго, что близ Венеции (в родном городе Сальери), активно функционирует «Театр Сальери»

Сейчас имя Сальери носят улицы в ряде городов Европы (например, в Леньяго, Вероне, Милане, Болонье, Буччинаско, Ангьяри, Ланьоне, Ньоре), ему установлены памятники, его именем названы гостиницы, кафе и рестораны.

Интересно, что при наличии улицы Сальери в фешенебельном районе австрийской столицы - Вэринге улицы Моцарта в Вене нет.

Одним из серьезнейших событий, повлекших за собой восстановление репутации Сальери, стал выход в 2003 году великолепного диска «The Salieri Album». Этот альбом составлен из отрывков опер композитора, а исполнила их одна из самых знаменитых оперных звезд современности Чечилия Бартоли, обладающая прекрасным меццо-сопрано. Альбом этот был записан на студии «Decca», а потом певица совершила с этой программой европейское турне

Есть только небольшая площадь Моцарта в районе Виден, где поставлен весьма скромный памятник величайшему австрийцу»

В 2009 году во Франции был создан и поставлен мюзикл «Моцарт. Рок-опера». Музыку для него написали Жан Пьер Пило и Оливье Шультез, слова - Дов Аттья и Франсуа Шоке, либретто - Жан Пьер Пило, Оливье Шультез и Биллям Руссо. Режиссер - Оливье Даан. Мюзикл стал одним из самых коммерчески успешных проектов среди вышедших в 2009-2010 годах.

Эту пьесу создал британский драматург сэр Питер Левин Шеффер, находившийся под впечатлением от трагедии А.С. Пушкина и одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова - вольных (мягко говоря) интерпретаций биографий Моцарта и Сальери.

Почему-то считается, что «Амадей» - это произведение о Моцарте, но это не совсем так. По сути, это - трагическая история Антонио Сальери. История о взаимоотношениях человека с Господом, о природе гения и об отношении разных людей к дарованным им способностям.

Его музыка для меня - это большой вызов, так как она находится на границе между музыкой-барокко и классической музыкой, иногда захватывающей романтическую музыку.

Сальери, Антонио [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D0%B8,_%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BE

На протяжении долгого времени, миф о том, что Антонио Сальери отравил Моцарта настолько укоренился в умах, что было написано и снято не одно произведение о зависти Сальери к Моцарту, а в медицине даже появился термин «синдром Сальери». Кто отравил Моцарта? Конечно Сальери. И, хотя большинство людей уже давно знает, что версия участия Сальери в смерти Моцарта самая маловероятная из всех, этот стереотип надолго засел в нашем воображении. Термин «синдром Сальери» — дискредитация чужого успеха и патологическая агрессия в адрес объекта зависти. Слух об отравлении Моцарта был пущен далеко не Пушкиным в «Маленьких трагедиях», а появился практически сразу после смерти Вольфганга Амадея...
Перед глазами душераздирающая картина: дом умалишенных, крики «Моцарт! Я убил тебя!», окровавленное тело старого Сальери, в припадке безумия пытавшегося покончить с собой. За кадром звучит музыка Моцарта. Фильм Милоша Формана «Амадеус» несомненно войдет в сокровищницу мирового кинематографа как одна из самых пронзительных лент, повествующая о таланте и гении, о борьбе человека с судьбой, о жажде справедливости и непостижимости Божьего замысла. Такие фильмы не устаревают, как, впрочем, и поэтический шедевр Пушкина «Моцарт и Сальери». «Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет - и выше», «Гений и злодейство - две вещи несовместные»... Цитаты из пушкинской маленькой трагедии давно стали афоризмами. И всякий раз, произнося их, мы неизменно вспоминаем о композиторе-убийце.


Реальный Антонио Сальери, а не всем известный персонаж трагедии A.C. Пушкина, самостоятельно «раз-гуливающий по галерее мифов, придуманных челове-чеством», родился 18 августа 1750 года в итальянском местечке Леньяго, что близ Вероны.Родился он в многодетной семье состоятельного тор-говца.То ли родители быстро разглядели музыкальный та-лант своего сына, то ли ребенок сам очень рано проявил способности и интерес к музыке. В любом случае можно с уверенностью сказать, что маленький Антонио получил тщательное образование и воспитание, причем первые свои уроки музыки он получил у родного брата-скрипача Франческо, ученика Джузеппе Тартини.Затем мальчик учился игре на клавесине у соборного органиста Джузеппе Симони, который, в свою очередь, был учеником знаменитого падре Мартини (Джованни-Батиста Мартини (1706- 1784) — монах-франциска-нец, капельмейстер собора Сан-Франческо в Болонье) из Болоньи.Антонио рано взбунтовался против чрезмерной суро-вости отца, но, несмотря на его авторитарные замашки, достиг значительного продвижения в области музыки.Безоблачное детство Антонио Сальери, однако, было недолгим.К несчастью, в 1763 году у Антонио умерла любимая мать, а вскоре за нею ушел в мир иной и его отец (точная дата смерти отца Сальери неизвестна; вероятнее всего, это был 1765 год), потерявший к тому времени все со-стояние в результате сомнительных торговых махинаций. Мальчик остался полным сиротой. Некоторое время он жил в Падуе с одним из своих старших братьев, а затем его приняла на воспитание семья друзей отца.

Василий Шкафер в роли Моцарта и Федор Шаляпин в роли Сальери в опере Николая Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1898 год.

Семья Мочениго была одной из самых богатых и ари-стократических в Венеции. Ее глава, Джованни Мочениго, состоятельный меценат и любитель музыки, друг отца Антонио, по-видимому, собирался дать мальчику более серьезное музыкальное образование. Во всяком случае, в Венеции Антонио Сальери с 1766 года изучал бассо континуо у вице-капельмейстера собора Святого Марка Джованни-Батиста Пескетти, а также изучал гар-монию и учился пению у известного тенора Фердинандо Пачини.Но вторым отцом Антонио стал не сеньор Мочениго, а совсем другой человек. Этим человеком был приехавший в это время по театральным делам в Венецию венский композитор Флориан-Леопольд Гассман (1729-1774).
Уроженец Богемии, Гассман имел весьма заметное положение в Вене. В 1771 году он организовал первое в мире музыкальное общество «Tonkünstler-Sozietät», которое занималось поддержкой композиторов и орга-низацией благотворительных концертов. Теперь же он был придворным композитором балетной и камерной музыки, капельмейстером и, что особенно важно, членом небольшой группы музыкантов, с которой император Иосиф II ежедневно музицировал.Пораженный музыкальным даром Сальери, он предложил мальчику переехать в Вену.Гассман и Сальери прибыли в Вену 15 июня 1766 года. С этого дня Вена стала его родным городом, где, за ис-ключением нескольких творческих поездок, прошла вся его жизнь.В Вене Сальери стал жить в доме Гассмана, ставшего его заботливым покровителем, учителем и фактически приемным отцом.
Флориан-Леопольд Гассман отметил талант Сальери, выделил его как самого способного своего ученика и даже стал считать его своим преемником.
Великодушие Гассмана не знало границ. Он трепетно заботился о своем воспитаннике, бескорыстно нес все расходы по его содержанию и образованию, вводил в круг столичной элиты. Благодаря Гассману, у юноши появились новые покровители - император Иосиф II и крупнейший композитор того времени Кристоф Виллибальд Глюк. Прославленный маэстро выразил готовность заниматься с одаренным юношей. Очень скоро отношения учитель-ученик переросли в творческий союз. Глюк полюбил Антонио и видел в нем своего преемника.
Итак, судьба благоволила к Антонио Сальери. Ему никогда не приходилось испытывать нужду, искать полезных связей, кому-то что-то доказывать, пробивать себе дорогу. У него было все для того, чтобы жить и творить в гармонии с собственными интересами и душевными наклонностями. Единственное, что требовалось от молодого музыканта - оправдать ожидания своих опекунов и покровителей. И Сальери их оправдал.Композитор быстро приобрел известность в Европе. Ему было немногим более двадцати, а его оперы уже с успехом ставились в Дрездене, Мангейме, Флоренции, Праге и Копенгагене. Тогда же он получил почётное и выгодное приглашение шведского короля Густава Третьего, но отклонил его, предпочел остаться верным австрийскому императору. Сразу после смерти Гассмана Сальери получил должность придворного композитора камерной музыки, а также заместителя капельмейстера итальянской оперы. Впоследствии Сальери получил самую высокую в Вене музыкальную позицию: должность императорского капельмейстера.
В 1781 году маэстро Глюку поступил из Парижа заказ на оперу под названием «Данаиды». Композитор был болен и не горел желанием погружаться в новую работу. Но, несмотря на преклонный возрасти слабое здоровье, учитель Сальери, очевидно, был способен на смелые авантюры. Глюк решил воспользоваться парижским заказом, чтобы продвинуть своего талантливого ученика. Руководству Парижской оперы был отправлен ответ, что композитор принимает заказ и намерен привлечь к участию в написании оперы младшего коллегу. В действительности Глюк полностью передоверил оперу Сальери. Признаваться в этом было рискованно - заказчики не согласились бы заменить знаменитого композитора человеком мало известным. Кроме того, Глюку платили по высшему разряду. Если бы администрация Парижской оперы и смирилась с кандидатурой начинающего музыканта, гонорар в этом случае был бы значительно скромнее.
Премьера «Данаид» прошла в Париже 26 апреля 1784 года с огромным успехом. Все восхваляли Глюка. А вскоре получило огласку письмо маэстро, в котором он признавался в полном авторстве Сальери. Ученик ответил письмом, полным благодарности и уважения к старому учителю.
«Данаиды» прославили Сальери. В одном только Париже опера выдержала сто двадцать семь представлений. Ставилась она и на русском языке в усадьбе Кусково.
После столь успешного дебюта Сальери получил из Парижской оперы заказ еще на два произведения. Одно из них, музыкальная драма "Терар", стало эпохальным в истории французского театра. Помните, в трагедии Пушкина Моцарт восклицает:
«Да! Бомарше ведь был тебе приятель;
Ты для него «Терара» сочинил»…» (А.С. Пушкин, «Моцарт и Сальери»)
Они действительно были приятелями. Именно Бомарше предложил Сальери в качестве композитора для задуманной им оперы и даже пригласил его жить в своём доме. Впоследствии Сальери с теплотой вспоминал это время и своего приветливого, заботливого хозяина.
Премьера оперы Сальери-Бомарше состоялась в Париже 8 июня 1787 года. Аншлаг был невероятным. Для сдерживания толпы были возведены специальные ворота, 400 солдат патрулировали улицы вокруг Оперного театра. В течение десятилетий "Терар" оставался самым кассовым произведением в Парижской опере. Композитор был в зените славы.

И. Смоктуновский в роли Моцарта и П. Глебов в роли Сальери, 1962

Моцарт был на шесть лет моложе Сальери. Их пути часто пересекались, иногда им приходилось конкурировать друг с другом, и почти всегда эти соревнования заканчивались в пользу последнего.
Впервые они столкнулись после смерти придворного композитора Гассмана. Тогда, в 1773 году, семнадцатилетний Моцарт поспешил в Вену в надежде получить освобождающуюся должность и… вернулся в Зальцбург ни с чем. Придворным композитором был назначен Сальери.
В 1781 году при дворе решался вопрос о музыкальном образовании молодой княгини Елизаветы. На пост преподавателя претендовали Сальери и Моцарт. Выбор пал на Сальери. Моцарт имел репутацию легкомысленного и даже разнузданного молодого человека, и ему не рискнули доверить честь и достоинство пятнадцатилетней девушки.

В 1786 году состоялся еще один поединок. 6 февраля в оранжерее императорского дворца исполнялись две оперы: «Сначала музыка, а потом слова» Сальери и «Директор театра» Моцарта. Сюжет бы примерно один и тот же. Опера Сальери была встречена овациями, опера Моцарта провалилась.
Вообще, оперы Сальери ставились намного чаще, чем оперы Моцарта. Причин у такой популярности было много, и в первую очередь - музыкальный вкус, который в те времена был совсем другим. Сальери был итальянец, а в Европе 18 века именно итальянцы считались законодателями моды в области музыки. Моцарт не любил «итальяшек», что вполне понятно. Немецкому музыканту, даже гению было нелегко пробиться сквозь их плотный кордон. И тем не менее Моцарт высоко ценил музыку своего итальянского собрата, внимательно следил за его творчеством и даже заимствовал у него музыкальные идеи. Как ни парадоксально это звучит, но именно Сальери оказал серьезное влияние на творчество Моцарта.
Они были соперниками, но каждый признавал заслуги другого. Моцарт в последний год жизни добивался расположения маэстро как одного из самых влиятельных музыкантов. Однажды он взял Сальери с собой на представление «Волшебной флейты» и очень гордился, получив от мастера высокую оценку своего творения. Вероятно, Сальери понимал, что Моцарт гений. Но сознание этого факта вызывало у него не зависть, а уважение. У процветающего музыканта никогда не было оснований чувствовать себя обделенным.
После смерти Моцарта его вдова Констанца отдала в обучение Сальери одного из своих сыновей. Очевидно, она не воспринимала всерьез сплетни об отравлении мужа, зато высоко ценила итальянского композитора как хорошего педагога. Впоследствии Сальери дал мальчику такую рекомендацию: «Я, нижеподписавшийся, свидетельствую, что юноша господин Франц Ксавер Моцарт, являясь уже умелым исполнителем на фортепиано, обладает редким талантом к музыке; …я ему предсказываю успех не меньший, чем его знаменитого Отца».
Моцарт и Сальери врагами не были никогда.
К 40 годам Антонио Сальери написал около тридцати опер, некоторые из которых относились к лучшим произведениям своего времени и с энтузиазмом принимались по всей Европе. Однако впереди был ранний закат. Из 11-ти последовавших опер только две или три могли считаться удачными. Последняя опера Сальери, написанная и поставленная в 1804 году, успеха не имела.

Вдохновение оставило композитора, но он продолжал работать. Остаток своей жизни он посвятил преподаванию и организации музыкальной жизни в Вене. Уроки он давал бесплатно, вероятно, в память о своих бескорыстных учителях, выведших его в люди. Сальери был одним из лучших музыкальных педагогов Вены. Среди его многочисленных учеников - Бетховен, Черни, Лист, Шуберт. Бетховен учился у Сальери (бесплатно!) десять лет и посвятил ему несколько сонат для скрипки.Сальери стоял у истоков создания Венской консерватории. Вообще, его заслуги в области развития европейской музыкальной жизни огромны и были признаны еще при жизни. Он был членом Шведской Академии наук, почётным членом Миланской консерватории. Наполеон назначил Сальери иностранным членом Французской Академии. В 1815 году уже при вернувшихся Бурбонах он был награждён Орденом Почётного Легиона. Мало кто из музыкантов может похвастаться столь блестящей карьерой. По крайней мере, среди композиторов конца 18 века таких счастливчиков больше не найдется.
Фильм Формана рисует нам образ мрачного отшельника, одержимого честолюбивыми идеями и мучимого завистью. Однако у нас есть подлинные свидетельства современников композитора: «Человек в высшей степени приятный. Радушный и любезный, доброжелательный. Жизнерадостный, остроумный, неиссякаемый источник анекдотов…»; «Сальери мог шутить обо всём на свете, он был очень приятный человек, глубоко уважаемый в Вене…»; «Это хрупкого телосложения маленький человек с пылающим взором, смуглой кожей, чистоплотного, опрятного вида; живой темперамент, вспыльчив, но сразу готов к примирению».

Он был женат, имел семь дочерей и сына. Сохранились воспоминания самого композитора о счастливых вечерах, проведенных им дома во время болезни: "Моя жена обычно сидела с двумя из моих дочерей, работая за столом около моей постели. Мой сын занимался уроками за моим письменным столом, две дочери помоложе были в соседней комнате. Они были заняты вязанием и присматривали за тремя маленькими дочерьми, игравшими со своими куклами. Я лежал в постели и, чередуя чтение и размышления, наслаждался этой картиной, столь радостной для меня. В семь часов жена и дети совершали вечерние молитвы и снова продолжали свои разнообразные занятия. Попозже вечером сын садился за фортепиано и, если кто-то из сестёр просил, играл вальс, и девочки радостно кружились. В девять жена и слуга приходили ко мне, чтобы греть паром или окуривать мою больную ногу, или выполнять другие предписанные врачом процедуры. Одна из старших дочерей затем приносила мой суп, и через полчаса жена, сын и семь моих дочерей приходили ко мне. Жена целовала меня, остальные целовали мне руку и желали спокойной ночи. Как легко, радостно пролетали эти вечера!"

Ему было суждено похоронить и горько оплакивать свою жену, единственного сына и трех дочерей.
В начале 1800-х годов у композитора стали проявляться признаки депрессии, резко усилившиеся к старости. Он тяжело переживал оттого, что не может больше писать, много думал о смерти, размышлял о Боге. Угасание его было долгим и мучительным. Есть предположение, что маэстро страдал болезнью Альцгеймера, постепенно съедавшей все его творческие, душевные и физические силы.
В 1822 году композитор признался одному из своих учеников: "Я чувствую, что дни мои подходят к концу; чувства мои изменяют мне, моя сила и радость в сочинении песен ушли, тот, кого когда-то осыпала почестями половина Европы, забыт. Другие пришли и стали предметом восторгов. Один должен уступать место другому. Мне остаётся только верить в Бога и надеяться на безоблачное существование в Стране Вечного Мира".
В 1823 Сальери утратил ясность рассудка, у него отнялись ноги. Больного композитора насильно поместили в госпиталь, где он провёл ещё полтора мучительных года.
По Вене поползли слухи о пребывании Сальери в госпитале. Кто-то из современников писал тогда: «Сальери опять очень больной… В бреду он все повторяет, что виновен в смерти Моцарта, он избавился от него с помощью яда». Говорил ли Сальери что-то подобное, выяснить теперь уже невозможно. Известно лишь одно - нечаянно оброненное слово, возможно неправильно понятая фраза имели эффект искры на сеновале. Смерть Моцарта действительно выглядела довольно странной и давала массу поводов для домыслов. Публика жаждала развития сюжета. Таким образом, странное признание Сальери, пусть даже вымышленное, пришлось более чем кстати. Столицу наводнили сплетни о страшном злодеянии.
Старый мастер знал, что о нем говорят за стенами больницы, и страдал от этого. В октябре 1823 года его ученик, известный пианист и композитор Мошелес, получив специальное разрешение властей, навестил учителя. "Это была печальная встреча, - писал Мошелес в своем дневнике. - Он выглядел призраком и говорил незаконченными фразами о своей быстро приближающейся смерти. В конце он сказал: "Хотя я смертельно болен, я хочу заверить Вас честным словом, что нет совершенно никаких оснований для этих абсурдных слухов. Вы знаете, о чём я: Моцарт, что я якобы отравил его. Но нет. Это - злобная клевета, одна только злобная клевета. Скажите миру, дорогой Мошелес, что старый Сальери на краю смерти сам Вам это сказал".
Сохранилось свидетельство санитаров больницы, ухаживавших за композитором: «Мы, нижеподписавшиеся … санитары, заявляем перед лицом Бога и перед всем человечеством, что… с начала длительной болезни (кавалера Сальери)… ни разу не оставляли его наедине… Мы также свидетельствуем, что в связи с его слабым здоровьем никому, даже членам его семьи, не разрешалось навещать его… В связи с этим на поставленный вопрос, соответствует ли действительности, что вышеупомянутый кавалер Сальери говорил во время болезни, что он отравил знаменитого композитора Моцарта, клянемся честью, что никогда не слышали от Сальери таких слов. Вена, 5 июня 1825 года»

Бюст Антонио Сальери в здании Парижской оперы

Физические и душевные страдания Сальери закончились 7 мая 1825 года в 8 часов вечера. Последние, едва различимые слова, написанные слабеющей рукой умирающего маэстро: "Пресвятой Боже, смилуйся надо мною".
Похороны были торжественными. За гробом шел весь персонал императорской капеллы, все присутствовавшие в Вене капельмейстеры и композиторы, толпа музыкантов и просто любителей музыки. На панихиде согласно желанию композитора был исполнен Реквием, который Сальери сочинил сам для себя, надписав на нем: «Антонио Сальери: маленький Реквием, сочиненный мною и для себя, Антонио Сальери, малюсенького человечка».

Время все расставляет по своим местам. Таланты прошлых лет отходят в тень, выдвигая на первый план более яркие фигуры. Чимароза, Клементи, Паизиелло - эти уважаемые музыканты конца 18 века заняли достойное место в истории музыки, вполне соответствующее своим заслугам. Сальери должен был оказаться в их числе - среди не очень известных, но безусловно уважаемых композиторов эпохи гениального Моцарта. Но судьба распорядилась иначе. С тех пор, как Пушкин замыслил свою маленькую трагедию, несчастный композитор был обречен на славу совсем иного рода.Миф о Сальери-убийце развенчали почти сразу после смерти композитора. Уже двести лет назад всем стало ясно, что эти обвинения не имеют под собой никаких оснований. Однако в России существовал негласный закон его произведения не входили ни в какие нотные сборники, не найти их и в музыкальных библиотеках. Ничего не поделаешь. Истинное искусство обладает огромной силой убеждения, и если сам Пушкин, а вслед за ним Форман, рисуют нам образ предателя, завистника и убийцы, не поверить этому очень сложно...

Моцарт и Сальери, 1962

«Маленькие трагедии»

Амадей / Amadeus 1984


Top