Тони Крэгг в Эрмитаже: От мусора до муранского стекла. Почему нельзя пропустить выставку Тони Крэгга в Эрмитаже? Выставка тони крэгга в эрмитаже

В середине 70-х Тони Крэгг собирал пластиковые отходы, называл их новыми камнями и создавал из них скульптуры в духе британской панк-революции. Лишь спустя несколько лет новаторская выставка «Предметы и скульптура» признала «урбанистические материалы» пригодными в искусстве. За почти 50 лет экспериментов с формой и материалами Тони Крэгг был удостоен престижных премий – Тёрнера и Императорской. Сегодня он возглавляет Дюссельдорфскую академию искусств и живёт в Германии.

на фото: работа Тони Крэгга "Новые камни"

Тони Крэгг. Биография: из Ливерпуля в Вупперталь

родился в Ливерпуле 9 апреля в 1949-м году в семье инженера авиации. Уже с семнадцати лет работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства.

Параллельно изучал искусство в Глостерширском колледже искусства и дизайна, потом, в 1969-1973-х годах - в Уимбилдонской школе искусств. Увенчало образование скульптора обучение в Королевском колледже искусств в 1973-1977-м годах.

Завершив образование, Тони Крэг г сразу переехал в немецкий город Вупперталь, где живёт и работает и сегодня. В 1978-м году Крэгг начал преподавать в Дюссельдорфской академии искусств, а в 2009-м стал её ректором.

"Груда". 1975 год

Тони Крэгг. Ранние работы из мусора: молодо-зелено

Ранние работы преимущественно изготовлены из отходов - покрышек, кусков пластика, паллет, детских игрушек и т.д. С середины 70-х до начала 80-х годов молодой скульптор представлял композиции из первичных структур, а также красочные, рельефные работы на полу и стенах разных галерей. Крэгг создавал эти объекты, сочетая отдельные фрагменты смешанных материалов по цветам или по форме, формируя большие изображения. Примером этой техники служит работа «Красный индеец» (1982-1983).

"Красный индеец". 1982 год

Другая работа, «Взгляд на Британию с севера» (1981) (Britain Seen from the North), сделанная из разноцветных обрезков разных предметов, собранных на стене, считается выдающейся в творчестве . Работа представляет собой контуры Великобритании на белой стене. При этом изображение ориентировано так, что северная часть страны находится слева, а на неё смотрит сам скульптор в виде разноцветного человечка. Он будто глядит на страну с позиции аутсайдера. Работу «Взгляд на Британию с севера» часто интерпретируют как комментарий о социальных и экономических трудностях страны во время «Тэтчеризма», который имел особое влияние на севере Великобритании. В настоящее время эта работа находится в коллекции галереи «Тэйт».

"Взгляд на Британию с севера". 1981 год

К слову, многие из работ Тони Крэгга являются остросоциальными. Среди его ранних настенных работ есть такие, где отдельные фрагменты складываются то в полицейского, то в спецназовца с дубинкой, которые разгоняют демонстрации. Возможно, это связано с британской панк-революцией 1977-1979-го годов.

Создание работы "Полисмен"

В 1981-м году в Лондоне, а затем и в Бристоле состоялась новаторская выставка «Предметы и скульптура», которая провозгласила, что использование «урбанистических материалов» в искусстве - это норма. В ней взяли участие наш герой , а также Ричард Дикон, Билл Вудроу, Эдвард Аллингтон, Аниш Капур и другие молодые скульпторы.

А в 1982-м году работы были представлены в британском павильоне на Венецианской биеннале. И с этого момента выставки скульптора сменяли одна другую. Динамичный успех новаторского метода был отмечен престижной премией Тёрнера в 1988-м году.

Тони Крэгг. Зрелые эксперименты с материалами и формой

В начале 90-х начал исследовать более традиционные для скульптуры материалы - дерево, бронзу, стекло, гипс, камень, сталь и другие.

"Разбитый пейзаж". 1998 год

На протяжении 90-х продолжал развивать две большие группы работ, которые пополняются и сегодня. Это «Ранние формы» и «Разумные существа». «Ранние формы» представляет собой возможность разных знакомых нам ёмкостей - ваз, химических сосудов, пластиковых бутылок и т.п. - соотноситься в пространстве и создавать новые скульптуры, играя выступами, углублениями, складками и тенями.

Эксперименты со стеклом

Обладатель множества престижных призов и наград. Его масштабные скульптурные работы можно увидеть во многих городах европейских стран - прежде всего в его втором родном городе Вупперталь, а также в Австрии и других. При этом в Великобритании находится лишь одна масштабная работа - «Terris Novalis».

Работа из серии "Ранние формы"

Эту весну Государственный Эрмитаж начинает вместе с Тони Крэггом — одним из основателей движения «Новая британская скульптура» и человеком, которого с распростертыми объятиями встречают любые музеи, галереи и арт-ярмарки. После 250 с лишним персональных выставок в разных уголках планеты (и московской, с блеском прошедшей в ЦДХ в 2005 году) он наконец добрался до главного петербургского музея.

Оценить работу, проделанную специально для Эрмитажа

Выставку «Тони Крэгг. Скульптура и рисунки» художник подготовил специально для Санкт-Петербурга при участии Фонда Беренго и поддержке итальянского бренда Falconeri. В нее вошли работы разных лет, уже ставшие классическими, такие как композиции «Монастырь» и «Абсолютно всеядный», и совсем новые, выполненные из стекла. Кроме того, в Главном штабе можно будет увидеть графические работы последних двух десятилетий, куда менее известные в сравнении с плавными скульптурами Крэгга.

Быть в курсе проекта «Эрмитаж 20/21»

С открытием Главного штаба в Государственном Эрмитаже плотно занялись современным искусством: после выставки братьев Чепмен, биеннале «Манифеста», а также других событий, связанных с этой сферой, экспозиция Тони Крэгга становится логичным продолжением взятого музеем курса. Она включена в проект «Эрмитаж 20/21», призванный собирать, выставлять и изучать искусство XX—XXI вв. еков, а куратором ее выступил Дмитрий Озерков, заведующий Отделом современного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат философских наук.



Тони Крэгг

Узнать больше о художнике

Кроме того, что Тони Крэгг — лауреат премии Тернера и один из самых дорогих современных скульпторов, вы узнаете о его ранней приверженности минимализму и концептуальному искусству, о первых работах из бытовых отходов, Парке скульптур под Вупперталем, где он живет и работает с конца семидесятых, а также об особенностях его художественного вкуса и мировоззрения.

Попасть на лекцию Тони Крэгга

Всем, кто и так знаком с творчеством скульптора не понаслышке, будет вдвойне интересно пойти на его лекцию, приуроченную к выставке, а также на мастер-классы и круглые столы. За датами мероприятий следим на официальном сайте музея.

Вдохновиться

Поэтичные плавающие формы, которыми знамениты работы Тони Крэгга, отражают его интерес к скульптуре, свободной от понятий «пригодность», «применимость», «полезность» и «служебность». Художник восхищается человеческой способностью осознавать свое земное бытие и размышлять над ним, и так было всегда. Еще в 1985 году Крэгг подчеркивал, что ему в первую очередь интересны объекты, которые не существуют в природном или функциональном мире, те, что могут передавать его ощущения от мира и собственного существования.

Впервые в России масштабная выставка Тони Крэгга прошла десять лет назад, дело было в московском ЦДХ. "Тяжесть и нежность" - так называлась ретроспектива, и эта строчка, взятая из стихотворения Осипа Мандельштама, как нельзя лучше описывает то, что ждет гостей теперь и в Главном штабе Эрмитажа. Экспозиция насчитывает более 50 произведений некогда представителя знаменитой британской "новой волны" 1980-х, а сейчас одного из признанных классиков современного мирового искусства.

Изваяния (это слово, пожалуй, лучшее всего подходит для монументальных работ мастера, каждая из которых весит никак не меньше сотни килограмм, а то и целую тонну) созданы из самых разных материалов. Часть из них традиционна - дерево, металл, камень. Но часто ли встречались вам скульптуры из резины, пластика или, к примеру, келавра - пуленепробиваемого материала, который используют при строительстве аэробусов?

Вообще я не сижу и не думаю, что именно создам. Находясь в своей мастерской, я сначала ловлю ощущение определенной работы, и уже от этого ощущения зависит выбор материала. Хотя, конечно, мне нравится использовать тот материал, который поддается контролю, - рассказывает скульптор.

На выставке можно увидеть, ставшие уже легендарными, композиции "Монастырь" и "Абсолютно всеядный". Первая была создана в 1988 году и представляет собой удивительное сочетание материального и духовного миров: шпили монастырского здания сделаны словно из огромных деталей разобранного самолета. Вторая работа - челюсть ископаемого. Идея пришла в голову Крэгга, когда он работал в Лондоне, рядом с Палеонтологическим музеем - скульптор часто захаживал туда и подолгу изучал скелеты древних людей и животных. Особенно его поразило то, что всего одного маленького зуба достаточно, чтобы ученые могли получить в процессе исследований массу информации о его "владельце". На абсолютную точность челюсть, созданная Крэггом, не претендует, но выглядит не менее впечатляюще, чем настоящие музейные экспонаты.

Есть на выставке и произведения последнего времени. Например, скульптуры "Измерение пары" или "Ложные кумиры". Сказать, на что это похоже, довольно сложно. Если очень приблизительно: не то струящаяся карамель из рекламы шоколадных батончиков, не то пещерные сталагмиты. Хотя сравнения здесь бессмысленны - еще на первых этапах своего творчества Крэгг заявлял, что ему интересно создание объектов, не существующих в мире. Хотя от сходства с природными явлениями мастер не отказывается, скорее, наоборот.

Я стараюсь делать так, чтобы скульптура содержала в себе энергетическую сложность, подобно той, что свойственна природе. Ведь то, что создает человек, очень и очень просто: мы делаем нечто гладкое или объемное, круглое или квадратное… Но самый лучший создатель - природа, и когда скульптура начинает отражать всю сложность мира, это удивительно! - говорит Крэгг.

На выставке в Эрмитаже представлены и его рисунки. В большинстве это графические наброски будущих произведений, их примерное видение. Сам скульптор слишком серьезно к ним не относится: "я делаю их постоянно, это уже автоматическая вещь". Тем не менее, проследить, как развивалась идея и менялся вид той или иной скульптуры, весьма занимательно. В рамках выставки, которая продлится до 7 мая, подготовлена образовательная программа с лекциями Тони Крэгга, мастер-классами и круглыми столами.

Сейчас англичанин Энтони Дуглас Крэгг (р. 1949) — один из самых популярных в мире скульпторов. Его работы не только представлены в ведущих музеях, но и установлены на улицах и площадях в десятке городов — от Зальцбурга до Хьюстона. Немецкий Вупперталь, куда Крэгг давно перебрался на ПМЖ из Лондона, предоставил ему целый парк для художественных экспериментов в публичном пространстве.

Выставка Крэгга в Главном штабе Эрмитажа, академическая по замыслу, оказалась актуальной в России, переживающей эпидемию бронзовых истуканов и поточного производства объемных изображений мифических персонажей «с явным портретным сходством».

Летом 2012 года Эрмитаж уже делал первую легкую «прививку» Крэгга, выставив в Большом дворе Зимнего дворца его Люка , созданного в 2008 году. При внимательном рассматривании тени, отбрасываемой бронзовой абстракцией, можно было найти ракурс, выдававший силуэт конкретной модели. А еще раньше, беззаботным летом 2005 года, такелажная команда Крэгга выгрузила во дворе Центрального дома художника в Москве 50 скульптур общим весом под 20 т, и мастер открыл выставку Тяжесть и нежность . Подобных персональных показов живых классиков современного искусства там больше не было.

Впрочем, куратор нынешней эрмитажной выставки Дмитрий Озерков избегает очевидной злободневности. Его интересует работа скульптора на истонченной за ХХ век границе реалистичного и абстрактного, крэгговская бесконечная вариативность форм, его поиски баланса как физического, так и метафорического, бытийного. Не случайно многие произведения Крэгга напоминают скалы, тщательно обработанные тысячелетними трудами песка и ветра.

Кроме того, в Эрмитаже принято искать исторические рифмы, но в случае с Крэггом выбор не очень богатый. Зато временной диапазон огромен — от каменных неолитических изваяний до «подборов» русских авангардистов. К ним можно добавить и готику, что было успешно опробовано в прошлом году, когда скульптуры мастера водружали на крышу Миланского собора по случаю Экспо-2015.

Много лет назад Крэгг сформулировал манифест своего творчества: «Первоначальным интересом, подвигнувшим меня к созданию образов и объектов, было — и по-прежнему остается — создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования».

Специально для Эрмитажа скульптор сам подобрал 55 своих работ из разных материалов. Самая ранняя — настенный рельеф Культурный миф Африки (1984) — собрана из пластиковых деталей и совершенно не похожа на нынешнего Крэгга. Монастырь сконструирован из отслуживших свой век круглых предметов — электрических роторов и других металлических деталей машин и механизмов. Абсолютно всеядный в виде огромных «зубов» — из белого пластика, Сосредоточение — из углеродного кевлара. Стопка прозрачного стекла слеплена из громоздящихся друг на друга стеклянных сосудов и, кажется, рассыплется от дыхания. Еще 11 стеклянных скульптур выполнены в прошлом году в Студии Беренго (Италия). А 24 рисунка Крэгга в экспозиции показывают, как он ищет и находит на бумаге будущее хрупкое равновесие в твердом материале, на котором пока еще держится мир.

В Главном штабе в рамках проекта "Эрмитаж 20/21", ставящего своей целью изучение и представление петербуржцам и гостям города современного искусства, проходит выставка "Скульптуры и рисунки" известного английского культурного деятеля Тони Крэгга. Экспозиция была подготовлена автором непосредственно для Эрмитажа; в неё вошли как уже классические работы, так и относительно недавно созданные графические рисунки и композиции из стекла.

Искусство не сразу вошло в жизнь Тони Крэгга. Он родился в 1949м году в Ливерпуле в семье инженера, специализирующегося на авиационном производстве. Как часто бывает, ребёнок выбирает проторенный отцом путь или смежную с ним область деятельности и профессию. Так и Тони работал техником в Национальной ассоциации исследований в области резинового производства прежде чем начал изучать искусство и дизайн в городе Челтенхем, а позднее и в школе искусств города Уимблдон. Впоследствии Крэгг закончил Королевский колледж и сразу же после завершения учёбы в 1977м году переехал в Германию, в Вупперталь, где и проживает и творит по сей день. А в 2008м году под Вупперталем открыл свои двери для посетителей парк скульптур Тони Крэгга.

"Красная фигура", 2009

"Первоначальным интересом, побудившим меня к созданию образов и объектов, было, и по сей день остаётся, создание объектов, которых не существует в природном или функциональном мире, которые могут отражать и передавать информацию и ощущения от мира и моего собственного существования" , - говорил Тони Крэгг в 1985м году.

"Культурный миф Африки", 1984

"Пара", 2014

"Эллиптическая колонна", 2012

Крэгг экспериментирует с формами поверхности и материалами, используя для создания неестественных, причудливых скульптур как дерево, пластик и различные виды камня, так и нержавеющую сталь, бронзу, резину и стекло. Посетители выставки то и дело прикасались к экспонатам, пытаясь подтвердить свои предположения относительно материала скульптур тактильным методом.

"Сосредоточение", 1999

Утыканная крючками лодка, плывущая словно в дымке куда-то вдаль, явно выбивается на фоне всех остальных экспонатов и выглядит несколько несуразно. Впрочем, скульптуры Крэгга, лишившего свои работы какой-либо функциональности и отказывающегося объяснять идеи, руководившие им при создании той или иной скульптуры, равно как и выборе для них названия, и не должны быть универсальными объектами, которые впишутся в любую обстановку и будут поняты любым человеком.

Отправной точкой для данной выставки стало лето 2012 года, когда в рамках программы «Скульптура во дворе» в Эрмитажа была показана работа "Люк". И после проведения более 250 персональных выставок по всему миру и получения многих престижных в мире искусства наград, включая премию Тернера и орден Британской империи II степени, Тони Крэгг подготовил и привёз коллекцию своих работ в Санкт-Петербург.

"Застуканный спящим", 2006

"Абсолютно всеядный", 1995

Инсталляция с огромной челюстью, исходя из названия, имеет археологическо-палеонтологический подтекст. Однако, замысел Крэгга и что он хотел передать данной работой, равно как и остальными, остаются загадкой.

"Ложные кумиры", 2011

Абстрактные рисунки, представленные на выставке, запомнились мне гораздо меньше, поэтому в репортаж включать не стал, сфокусировавшись на созданных креативным умом Крэгга инсталляциях и скульптурах.

"Первая персона", 2014

Несколько выставленных работ из стекла были созданы Крэггом в 2015м году.

В рамках Венецианской биеннале организаторы приглашали всемирно известных скульптуров поработать в стеклодувных мастерских Мурано.

В одной из самых возрастных работ, представленных на выставке - "Монастырь", датирующейся 1988м годом, ещё прослеживается тяготение Крэгга к использованию в своём творчестве подручных материалов и любого бытового и промышленного мусора. Можно узреть в скульптурной группе, делая отсылку к названию, шпили азиатских буддистских пагод; фотографы увидят дорогущие телеобъективы для съёмки спорта или птиц; а может, это космические ракеты готовятся унести на орбиту Земли и далее исследователей Вселенной.

Вход на выставку входит в стоимость основного билета на посещения Главного штаба Эрмитажа и обойдётся Вам при возникшем желании прикоснуться к современному искусству, каким его видит и ощущает Тони Крэгг, в 300 рублей. Keep it locked!

Другие выставки :

В музее уличного искусства

Top