Аукцион christie's. Аукцион кристис - история создания

15 и 16 апреля 2013 года в двух ведущих аукционных домах в Нью-Йорке прошли интересные аукционны Русского антиквариата, о которых пойдет речь в новом материале on-line Magazine Elegant New York.

Длинный шлейф истории и легкий флер таинственности окрашивает наше отношение к аукционам в романтические тона. Интригуют и вызывают интерес личности тех, кто, посещая торги, оставляют там многозначные суммы, со знанием дела приобретая антиквариат и предметы искусства. Бесспорным кажется нам утверждение, что этот мир принадлежит только очень и очень состоятельным людям Но, как любой стереотип, такая точка зрения верна лишь отчасти.

Совсем не обязательно равняться на короля Катара, которому, не так давно, посчастливилось приобрести за 300 000 000 картину Поля Сезанна “Игроки в карты”. Он, не задумываясь, заплатил сумму, которую никогда еще в мире не платили ни за одно произведение искусства. Но, как говорится Кесарю- кесарево, Богу- богово, …и каждому свое.

Обороты ведущих мировых аукционов не могут не впечатлять, – по данным агентства Bloomberg, в 2012 году суммарная стоимость 10 самых дорогих предметов искусства составила $594,6 млн, что на 44% превзошло показатель 2011 года ($413,6 млн).

А статистика, как говорится, упрямая вещь и не нужно быть королем, что бы согласиться с ведущими финансовыми экспертами, – вложения в произведения искусства и антиквариат, в наши дни, приносят прибыль более значительную, чем инвестиции, скажем, в недвижимость. А, кто из нас за последние 15-20 лет не подумывал вложить деньги в квартиру или землю?

Последний экономический кризис в мире, показал – банковские депозиты, недвижимость, ценные бумаги далеко небесспорны, как средства сохранения и умножения капиталов, а вот уникальный антиквариат всегда в цене. Причем, в современном мире коллекционирование старинных вещей и произведений искусства не прерогатива только богатых людей, каждый может найти здесь свою нишу. Неспроста сейчас происходит интенсивный рост интереса обычных людей, относящих себя к «среднему классу», к инвестициям в антиквариат и искусство.
Задумавшись над этим феноменом, я решила посетить нью-йоркские аукционные дома. Правда, пока, не с целью инвестиций, но с твердым намерением посмотреть, что к чему, и как все происходит.

История аукционов началась в 18-том веке. Одна жды, 1707 году, австрийскому императору Иосифу I пришла идея продавать с молотка предметы искусства тому, кто может дать более высокую цену. Эти первые торги и легли в основу старейшего аукционного дома Dorotheum . Вскоре, подхватив оригинальную и доходную идею австрийского монарха, были созданы, знамениты ныне английские аукционные дома Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .


Кристис ( Christie
s) - аукционный дом Англии, основан в Лондоне в 1766 г. Считается, что именно Christie s превратил процесс аукционной торговли в своеобразное искусство. Здесь проходили самые значительные аукционы XVIII и XIX веков. Не кто иной, как Джеймс Кристи, основатель Дома, был посредником при продаже выдающейся коллекции живописи Роберта Уолпола, английского премьер-министра, императрице Екатерине II . Эти картины стали началом музейного собрания Эрмитажа.

Сотбис ( Sotheby s) возник немного раньше, чем Кристис ( Christie s) - однако более полутора веков фирма занималась продажей раритетных книг и не расширяла сферу деятельности. Первый аукцион живописи Sotheby s провел только в 1917 г., а в середине 20 века он вышел на международный уровень и с тех пор два лондонских дома лидируют и конкурируют на рынке живописи и антиквариата.

Вот именно, эти два аукционных дома и стали целью одной из моих нью-йоркских прогулок. Тем более что 15 и 16 апреля в обоих Домах проходили торги предметов русского искусства 19-го, начала 20-го столетия, включающие редкие изделия ювелирной фирмы «Фаберже». Эти торги были включены в весеннюю программу Russian Works of Art аукционов Сотбис (Sotheby s) и Кристис (Christie ` s) .

Как известно, аукционные дома ко всем своим торгам выпускают высококачественные каталоги, в подготовке которых принимают участие несколько сотен экспертов. Такие каталоги, дают исчерпывающую информацию о продаваемых предметах, и их справедливо называют иллюстрированными путеводителями по продажам. Приехав в Рокфеллер центр, где располагается аукционный дом Christie’s (войти в него можно с 49 улицы) и вооружившись таким каталогом я отправилась осматривать коллекцию.

Перед каждыми торгами аукционный дом устаивает выставку, на которой демонстрируются все лоты. Длится такая выставка 5-6 дней и каждый желающий может посетить ее бесплатно. Как правило, выставленные коллекции, достойны лучших музеев и состоят из уникальных вещей принадлежащих частным лицам. Причем, большинство этих вещей долгое время, или вообще никогда, не выставлялись для обозрения широкой публики, разве что перед предыдущей продажей с аукциона. Осматривать такую коллекцию необыкновенно интересно: демонстрационные залы просторны и, как правило, малолюдны, а сознание того что вещи перед тобой собраны вместе и доступны для осмотра лишь на очень короткий срок, рождает приятное чувство эксклюзивности.

Причем в отличии от музея, где бдительные бабушки непрестанно твердят: «руками не трогать», здесь элегантные молодые люди любезно предлагают открыть витрину и дать подержать в руках, дабы внимательно осмотреть, любую из выставленных вещей, – будь то табакерка работы Фаберже, или медальон Николая II в изящной раме украшенной бриллиантами.
В этот раз на аукционе Кристис было выставлено 166 лота. Изделия, многие из которых, принадлежали царской семье или их ближайшему окружению, выполнены из серебра, бронзы, золота, причем немало с клеймом Фаберже. Портсигары, шкатулки, рамки для фотографий, лорнеты, табакерки, мундштуки, фигурки животных, статуэтки, столовые приборы, посуда, вазы, письма, открытки, телеграммы – такой набор обыденных, для прошедших столетий вещей, был выставлен для продажи.

На аукционе у каждого изделия существует диапазон предполагаемой цены, которую устанавливает эксперт, предварительно согласовав его с продавцом. Если ни кто из покупателей не дает минимальную указанную цену – лот снимается с торгов. Бывает, что лот уходит за цену, лежащую в названом экспертом диапазоне, но чаще значительно превышает верхний предел. Как, к примеру, произошло на торгах 15 апреля: серебряное, с частичной позолотой блюдо, украшенное гравированной и тисненой серебряной салфеткой эмитирующей шёлковое кружево, было продано за $62 500 , при предполагаемой цене $4 000-$6 000.

Интересно, что присутствовать на торгах может каждый, без предварительной записи, а вот что бы участвовать в торгах, с целью что-либо приобрести, необходимо зарегистрироваться через интернет. Причем, вероятно, будут потребованы документы, удостоверяющие вашу платежеспособность. Поэтому если вы еще не готовы к покупке, то стоит просто прийти и посмотреть, как происходят торги. В этом действе, определенно есть изящество, азарт и драма.

В этот раз торги прошли весьма успешно, практически все было распродано.

Для наглядности, приведу несколько примеров лотов выставленных на аукционе Кристис 15 апреля 2013 г.

Центральным и самым дорогим лотом была розовая презентационная фарфоровая ваза 1908 года, с инициалами императора Николая и императрицы Александры, украшенная серебряными ручками в виде грифонов работы Фаберже, из нью-йоркской частной коллекции, сделанная для важного подарка, но так и оставшаяся в хранилище кабинета Николая II. Позже ее приобрела американка Индия Эрли Миншалл. С тех пор ваза несколько раз продавалась на торгах, причем стоимость ее при продаже каждый раз росла.

Она была продана за $483 750, при предположительной максимальной цене $250 000.

Папка с письмами и телеграммами великих князей Марии Александровны и Александра Александровича, включая письма к графине Толстой была продана за $43 750, а несколько папок с аналогичными письмами так и не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Большой интерес на торгах вызвал фалеристический раздел Золотой Орден св. Анны, II степени ушел за $6 000, св . Владимира, II степени за $4 500.

A GOLD AND ENAMEL ORDER OF ST. ANNE SECOND CLASS, WITH SWORDS
MARK OF ALBERT KEIBEL WITH THE IMPERIAL WARRANT, ST. PETERSBURG, 1899-1908

Золотой Орден св. Андрея Первозванного, I степени.
Был продан за $291 750, а орденская цепь к нему за $315 750.

Икона Казанской Божьей Матери в серебряном позолоченном окладе, расшитая жемчугом, 1880г.
Была продана за $40 000.

На следующий день, 16 апреля, прошли торги Русского искусства и Европейского серебра 19-го, начала 20 века на аукционе Сотбис (Sotheby s) , который располагается в Верхнем Манхеттене на York Avenue and 71 street .

Принцип продаж здесь тот же, но величина и размах этого аукционного дома в Нью-Йорке значительно больше. На продажу было выставлено 400 лотов. Выставка разместилась в нескольких больших залах, и чтобы хорошенько осмотреть ее, потребовалось пару часов.

Одновременно с выставкой Русского искусства и Европейского серебра, в соседних залах, проходила предпродажная выставка ювелирных украшений под названием Magnificent Jewelry, где были выставлены на торги украшения из платины и золота с уникальными драгоценными камнями. Среди них был достаточно интересный лот №387 – Exceptional Pearl-Shaped Diamond, бриллиант каплевидной формы величиной 74.79 карат, предположительная цена $9 000 000 – $12 000 000, был продан 17 апреля за $14 165 000.

Так же интересен лот № 393 – MAGNIFICENT PAIR OF PLATINUM, FANCY PINK DIAMOND AND DIAMOND PENDANT-EARCLIPS

Платиновые серьги с розовыми брильянтами 5.79 и 5.68 карат, дополненными брильянтами каплевидной формы и маркизами – 19.25 карат.
Предпродажная цена: 3 500,000 – 4 500,000, серьги не нашли своего покупателя и были сняты с торгов.

Интересно, что на торгах Русского искусства, аукциона Sotheby’s 16 апреля 2013 г. цены продаж были значительно ближе к тем, что предварительно установили эксперты, чем на торгах Christie’s 15 апреля.

Евгений Лансере (1884-1886). Скульптурная бронзовая группа “Арабская конная игра.”
Продан за $173 000 , при предварительной цене $140 000- $160 000.

Серебряный самовар Александр Кордеы, 1869 г.
Продан за $75 000 (предварительная оценка $20 000 – $30 000)

Коронационный альбом в 2-х томах, в кожаной обложке, с черно белыми фотографиями и цветными иллюстрациями коронации Императора Николая II. 1899 г Продан за $21 250 (предварительная оценка $7 000 – $10 000)

Набор для пунша, серебро инкрустированное эмалью. Овчинников. 1899-1908. Продан за $161 000 (предварительная цена $80 000- $120 000)

Самый значительный и дорогой лот: настольный портрет Императора Николая II, обрамленный бриллиантами, с бриллиантовой императорской коронной, и четырьмя вензелями. Мастер Генрих Вигстром, художник Василий Зуев, 1909 г.

Такие портреты были одними из редчайших императорских подарков и предназначались только для важных и значительных людей. При Николае II такими драгоценными портретами были награждены только девять россиян и девять иностранцев.
Продан за $413 000 (предварительная цена $200 000- $400 000)

Общая сумма продаж в этот день составила 5,673,692 USD

Известно, что во всем мире антиквариатом торгует множество галерей, салонов, лавок и магазинов. Но мировым, то есть взаимосвязанным, этот рынок делают именно аукционы. Благодаря их каталогам формируется общая база сведений о предметах антиквариата, которая позволяет следить за основными ценовыми тенденциями и в какой-то мере защищает рынок от подделок.

Достаточно часто владельцы выдающихся антикварных или художественных раритетов, решаясь их продать, прибегают к услугам аукциона, который служит для них определенной гарантией честности сделки и дает возможность, выручит хорошие деньги. Поэтому громкие и значительные события в области продаж антиквариата происходят именно на торгах ведущих аукционных домов. Благодаря аукционам такие лоты получают широкую огласку, и именно по результатам их продаж формируется элитарная мода на предметы искусства.

Так что отслеживать события, происходящие на аукционах интересно и полезно, даже если вы не собираетесь стать серьезным коллекционером.

И, даже, если мой рассказ об аукционных домах Нью-Йорка не убедил среднестатистического гражданина мира в целесообразности инвестиций в антиквариат, надеюсь, он показал что посещение этих мест увлекательный и познавательный досуг, неплохая пища для размышлений, в сочетании с бесспорным эстетическим удовольствием.

Text by Tatyana Borodina

Любая перепечатка текста или использование авторских фотографий возможно только с разрешения автора проекта .

5 декабря 1766 года антикваром Джеймсом Кристи был основан аукцион «Кристис» — второй по величине аукционный дом в мире. Каждый год «Кристис» проводит около 500 торгов, на которых выставлены уникальные предметы культуры и искусства.

сайт решил вспомнить самые дорогие лоты, которые когда-либо были проданы на аукционе.

Фрэнсис Бэкон «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда»

Картина британского художника Фрэнсиса Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» была продана на аукционе «Кристис» за рекордную сумму в $142,4 млн. Работа стала самым дорогим в мире лотом.

Драгоценности Элизабет Тейлор



«Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» были проданы за $142,4 млн


Спустя 9 месяцев после смерти актрисы, на аукцион «Кристис» была выставлена коллекция ее украшений. Легендарная жемчужина грушевидной формы, получившая название «Перегрина», ушла с молотка за $11,8 млн., став самой дорогой жемчужиной, когда-либо проданной на аукционе.



Другой дорогостоящей покупкой ($1,48 млн.) стало антикварное ожерелье с бриллиантами и натуральным жемчугом 1860-х годов, подаренное Тейлор в 1968 году Ричардом Бертоном.

Кабинетное бюро «Бадминтон»


Этот шедевр мебельного искусства сделан из эбенового дерева, инкрустированного золотом и драгоценными камнями. Над его созданием трудились 30 мастеров на протяжении 6 лет.

Уникальное кабинетное бюро было продано за $36,8 млн.


За $36,8 млн. Ханс-Адам II, князь Лихтенштейна, приобрел это уникальное кабинетное бюро.

«Лестерский кодекс» Леонардо да Винчи


«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон. Читать рукопись можно только с помощью зеркала: Леонардо да Винчи воспользовался собственноручно изобретенным «зеркальным» шрифтом.

«Лестерский кодекс» состоит из 18 листов, исписанных с обеих сторон


Первым известным владельцем рукописи был граф Лестер, купивший ее в 1717 году. В 1980 году у наследников графа ее приобрел известный промышленник Арнольд Хаммер, а 11 ноября 1994 года манускрипт за $30,8 млн. приобрел Билл Гейтс.

Бриллиант «Виттельсбах»



В 2008 году бриллиант «Виттельсбах», безупречный камень голубоватого оттенка без малейшего изъяна весом 35,56 карат был продан на аукционе «Кристис» в Лондоне за $23,4 млн. Его владельцем стал Лоуренс Графф — владелец ювелирного дома «Graff».

«Виттельсбах» — не самый большой бриллиант, когда-либо выставлявшийся на аукцион, но его оттенок и чистота являются абсолютно безупречными по всем классификациям. В 2010 году экспертиза установила, что этот драгоценный камень родом из Индии.

Бейсбольная карточка Хонуса Вагнера



Самой дорогой стала карточка бейсболиста Хонуса Вагнера, который играл в Национальной лиге с 1897 по 1917 год. За скоростные качества и немецкое происхождение его называли «летучий голландец».

Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров


Карточка с изображением Вагнера вышла тиражом всего в 50 экземпляров. Одну из них в 1991 году приобрел хоккеист Уэйн Гретцки. Затем он продал ее компании «Wal-Mart», которая, в свою очередь, использовала карточку с изображением бейсболиста в качестве приза.

Приз достался почтальону из Флориды, который и выставил ценность на «Кристис». Карточка была продана за $640 тыс. Последняя цена карточки на интернет-аукционе — $2,8 млн.

«Chateau Lafite» 1787 года


В 1985 году оно было продано за $160 тыс. в Лондоне на аукционе «Кристис». Вино было куплено для коллекции «Forbes». На бутылке выгравированы инициалы Томаса Джефферсона.

James Christie , 1778
Thomas Gainsborough (1727-1788)
oil on canvas
The J. Paul Getty Museum, Los Angeles

Christie’s is a name and place that speaks of extraordinary art, unparalleled service, expertise and global reach. Founded in 1766 by James Christie, Christie"s has since conducted the greatest and most celebrated auctions through the centuries providing a popular showcase for the unique and the beautiful. Christie’s offers around annually in , including all areas of fine and decorative arts, jewellery, photographs, collectibles, wine, and more. Prices range from $200 to over $100 million. Christie"s also has a long and successful history conducting private sales for its clients in all categories, with emphasis on Post-War & Contemporary, Impressionist & Modern, Old Masters and Jewellery.

Christie’s has a global presence in 46 countries, with around the world including in London, New York, Paris, Geneva, Milan, Amsterdam, Dubai, Zürich, Hong Kong, and Shanghai. More recently, Christie’s has led the market with expanded initiatives in growth markets such as Russia, China, India and the United Arab Emirates, with successful sales and exhibitions in Beijing, Mumbai and Dubai.

Два раза в год аукционный дом Christie"s устраивает в Лондоне аукцион русского искусства, а в остальное время гордится установленными на них рекордами и без устали напоминает о связи с нашей страной, которая образовалась еще в XVIII веке. Тогда основатель дома Джеймс Кристи помог императрице Екатерине II приобрести коллекцию сэра Роберта Уолпола, составившую основу коллекции Государственного Эрмитажа. С тех пор дружба России с Christie"s только крепнет

П опав в штаб-квартиру Christie"s на Кинг-стрит, мы понятия не имели, как в ней все устроено, и уж тем более предположить не могли, что под нашими ногами, твердо стоящими на узорном ковре в фойе, скрывается большое хранилище с русским искусством. Пока культурное население Москвы мечтает заглянуть за кулисы Пушкинского музея, Эрмитажа или Третьяковской галереи и не имеет такой возможности, а мы разделяем их неосуществленные желания, заграничные музеи, галереи и театры оказываются более доступными. Хранилище Christie"s - место столь же сакральное, что и костюмерная Большого театра или цеха Ansaldo в Милане, где создают монументальные декорации к спектаклям La Scala. Если в последние два места периодически водят с экскурсиями, а хранилище РГБИ, например, даже открывают для всех желающих в рамках "Библионочи", то за кулисы одного из старейших аукционных домов попасть, не будучи причастным к нему, практически невозможно. Christie"s показали нам кулуары, оставив на десерт отсек с русским искусством, но, как это часто бывает, не разрешили ничего сфотографировать. Впрочем, после женевского музея Patek Philippe, где на входе у каждого посетителя отбирают все вещи вплоть до мобильных телефонов, такими запретами никого не удивишь.

Если войти в здание по адресу Кинг-стрит, 8 и свернуть налево от главной лестницы, вы увидите железную дверь, которую можно открыть лишь по специальному пропуску. За ней спрятана небольшая винтовая лестница, украшенная афишами и плакатами. Спустившись под землю, на цокольный этаж, вы найдете хранилища русского, исламского, индийского искусства, где специалисты собирают лоты к грядущим торгам. Перед входом в каждую наглухо закрытую комнату испытываешь замешательство - как в тот миг, когда с шедевров снимают скрывающее их покрывало или когда распахивается театральный занавес. Эту минуту мы встретили в компании руководителя отдела русского искусства Christie"s Сары Мэнсфилд, которая любезно провела нас по закрытым территориям.

Если в хранилище венского музея Essl (мы вспомнили о нем на недавних торгах Christie"s, где продавали коллекцию создателя музея, австрийца Карлхайнца Эссла) нужно изо всех сил тянуть за поручни, чтобы вывезти на свет трехметровые стенды с немецкой живописью, то миниатюрный по сравнению с ним отсек русского искусства Christie"s впечатляет своим уютом и теплой атмосферой. Он похож на маленькую библиотеку в старом здании времен классицизма, какую можно встретить, например, в московской художественной школе имени Серова. На деревянных стеллажах в ряд расставлены полотна русских художников: Лентулова, Машкова, Григорьева. Над письменными столами висят полки с русскими книгами, а рядом вразнобой расставлены эмалевые фигурки, медная посуда, фарфоровые статуэтки, лампы и прочие предметы декоративно-прикладного искусства. Все сокровища - на расстоянии вытянутой руки: нет ни стекол, ни защитных оболочек. "Это большая редкость", - Сара протянула мне лампу с нежно-розовым абажуром, созданную в коллаборации "Тиффани" и "Фаберже", которая в 1901 году была приобретена императрицей Марией Федоровной. Она показала нам старинную российскую посуду, затем вытащила несколько масляных картин к грядущему аукциону и одну из них понесла в крошечную глухую комнату. "Заходите", - Сара закрывает дверь, и мы оказываемся в темноте. Здесь, под светом ультрафиолетовой лампы, эксперты Christie"s исследуют попавшие к ним предметы искусства, находя дефекты и следы реставрации - те, что не заметить ни при дневном свете, ни при электричестве. На небе того пейзажа, который она принесла для проверки, мы обнаружили темное пятно - это, по словам Сары, означает, что кто-то немного реставрировал картину через десятки лет после ее создания. Когда мы вновь вышли на белый свет, "секретное" пятно снова стало незаметным.

В других департаментах Christie"s - все те же внушительные склады, полные скульптур, холстов и подрамников, и только в одном помещении горит свет: оттуда доносятся постоянные щелчки затвора фотоаппарата. Древние китайские вазы, картины Пабло Пикассо, скульптуры Джеффа Кунса и другие предметы искусства обязательно проходят перед объективом фотографа Christie"s, который за годы работы видел едва ли не больше искусства, чем все остальные сотрудники аукционного дома. Вспоминается фотолаборатория журнала LIFE, показанная в фильме "Невероятная жизнь Уолтера Митти", где главный герой, трудящийся на своей должности уже 16 лет, погружен в работу всего журнала и знает ее от и до. На каждый из снимков для каталога у фотографа уходит 60-70 кадров и около 20 минут работы. При этом Christie"s имеют целых шесть фотостудий в особняке на Кинг-стрит, куда свозят все главные лоты.

Итоги русских недель - 2014

Эксперты Christie"s всегда говорят о русском департаменте как о самом быстроразвивающемся. Итоги последних лет это наглядно иллюстрируют. Этим летом на аукционе русского искусства Christie"s получили рекордную выручку - £24 миллиона, примерно на £200 тысяч обогнав своего главного конкурента - старейший аукционный дом Sotheby"s. Если заглянуть в 2013 год, то тогдашние £12,4 миллиона на 49% превысили выручку аналогичных торгов 2012 года.

24 ноября 2014 теперь особенная дата в календаре Christie"s. В этот день был установлен абсолютный рекорд на произведение, проданное в рамках русских торгов. Так, полотно Валентина Серова "Портрет Марии Цетлин" ушло с молотка за £9,3 миллиона ($14,5 миллиона). В список десяти топ-лотов также вошли "Портрет Александра Тихонова" Юрия Анненкова (куплен за £4 миллиона дилером из России), две картины Бориса Григорьева, изделия фирмы "Фаберже", редкая советская ваза, выпущенная на Государственном фарфоровом заводе в Петербурге, и другие произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Аукцион Christie"s, посвященный печатной продукции, в рамках которого были выставлены русские книги, прошел в Южном Кенсингтоне на следующий день, 25 ноября. На продажу было выставлено 205 предметов, в числе которых - 38 лотов с русским провенансом, например посвященный Симону Чиковани перевод "Фауста" Гете (выполнен Борисом Пастернаком), который ушел с молотка за £6875 ($10766), а также другие ценные документы. Теперь деятельность русского департамента ненадолго притихнет перед тем, как начнется подготовка к летнему аукциону 2015 года.

Первый ряд

Два главных человека, которые продвигают русский департамент, - это Алексей Тизенгаузен и Сара Мэнсфилд. Связуя Нью-Йорк, Москву и Лондон, они вместе уже десять лет. возглавляет международный департамент русского искусства Christie"s 23 года и знает его лучше, чем кто-либо другой. В послужном списке Тизенгаузена значатся крупные продажи коллекций "Фаберже" в конце 1990-х, а особенно внушительная - в 2007 году, когда Christie"s удалось продать яйцо Фаберже из коллекции Ротшильдов за $18,5 миллиона и установить новый ценовой рекорд. Он также занимается каталогизацией всех произведений искусства, попадающих в русские департаменты, и является обязательной фигурой на всех предаукционных вернисажах Christie"s, проходящих в Москве.



наведывается в Россию чаще других: совершая по несколько деловых визитов в год, она обзавелась массой друзей в Москве, отточила знание русского языка и приобрела важные записи в своей биографии. Усилиями госпожи Мэнсфилд, которая в основном занимается русской живописью, в последние годы Christie"s удалось продать несколько произведений искусства за рекордные суммы. Самый яркий пример - "Цветы" Натальи Гончаровой, которые в 2008 ушли с молотка более чем за $10 миллионов, установив рекорд стоимости работ художницы. Другие крупные достижения - это продажа полотен Абрама Архипова ("На рынке"), Ивана Айвазовского ("Американское судно у скал Гибралтара") и Константина Сомова.

Русский контекст

К неделям русских торгов в Лондоне, которые кроме Christie"s провели также Sotheby"s, Bonhams и MacDougall"s, была приурочена целая плеяда мероприятий. Стоит отметить, что ни санкции, ни общая ситуация в мире не препятствуют тому, чтобы перекрестный год культуры России и Великобритании завершился удачно. Интерес к русской культуре не только не угасает, но, напротив, разгорается. Итоги торгов этого года, а также очень русские для Лондона осенние месяцы и декабрь тому подтверждение.

Лондонская галерея Pace, например, всегда стоящая в первом ряду на арт-ярмарках и имеющая десять площадок по всему миру (чуть-чуть не дотягивая до Gagosian Gallery), 25 ноября открыла в одном из своих пространств крупную выставку Ольги Чернышовой. Эта московская художница, знаменитая своими проектами на международных биеннале (в 2001, например, она представляла Россию в Венеции), впервые попала в Pace и сразу оказалась на Лексингтон-стрит, заняв площадку почти на два месяца. Чернышова свободно работает в разных медиа, преуспевая как в графике, фотографии и живописи, так и в создании видеоинсталляций. Все жанры смешаны воедино в лондонской Pace, образуя общее полотно, которое раскрывает Россию в целом и Москву в частности. Интересно, что параллельно с лондонской выставкой Чернышову также показывают в Антверпене: там ее произведения смешаны с постоянной коллекцией музея, и, стоит отметить, контрастируют они с ней не менее ярко, чем работы Вима Дельвуа и привычные нам залы Пушкинского .

Отметим также открытие нового здания обрусевшего аукционного дома Phillips на Беркли-сквер, активное участие русских коллекционеров в октябрьской неделе Frieze Art Week , показ спектакля "Как вам это понравится" по пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь" на сцене Центра Барбикан и другие связанные с Россией события осени.

Пожалуй, главное русское мероприятие декабря принял в своей галерее Чарльз Саатчи. Он решился примирить Россию с остальным миром и смешал в одной выставке "Пост-поп: встреча Востока и Запада" работы художников из США, Великобритании, Китая, Тайваня, России и стран СНГ. Так, видеоинсталляции AES+F, живопись Эрика Булатова и Владимира Дубосарского, инсталляции Ильи и Эмилии Кабаковых в ней сочетаются с работами китайского активиста Ай Вэйвэя, американского скульптора Даниэля Аршама, иконических послевоенных художников Жан-Мишеля Баския и Кита Харинга, а также экспонатами от британцев Гленна Брауна, Гэри Хьюма, Марка Куинна и многих других. Вехи XX столетия в работах художников того времени и их отголоски в современном искусстве можно изучить с 26 ноября по 23 февраля 2015 года.

Винсент ван Гог. «Вспаханное поле и пахарь». 1889. Фото: Christie"s

Сомнения в том, что оборот аукционного дома Christie’s в 2017 году будет самым большим, отпали уже в ноябре, когда на торгах в Нью-Йорке за $450,3 млн картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Эти 20-минутные торги вошли в историю мирового арт-рынка, зрителями прямой трансляции продажи «Спасителя мира» стали почти полмиллиона человек. А работа наверняка теперь годами будет возглавлять список самых дорогих в мире произведений искусства, проданных на торгах (обычно покупатели предпочитают совершать подобные грандиозные сделки приватно).

Суммарный оборот дома составил $6,6 млрд, что выше результатов 2016 года на 21%. Причем рост наблюдается по всем позициям (то есть Christie’s лидировал бы и без Леонардо). Значительно выросла доля покупателей из Азии, сейчас они совершают примерно треть всех покупок, и примерно половина того, что они покупают, — искусство азиатского региона. Но главной площадкой традиционно остается Нью-Йорк. Здесь продали за $262,8 млн, «Спящую музу» Константина Бранкузи за рекордные для мастера $57,4 млн, картину Винсента ван Гога за $81 млн. На долю клиентов из США пришлось 32% всех приобретений. Впрочем, британские и французские отделения аукционного дома тоже не подкачали — везде наблюдается рост. Например, подборка работ из коллекции Юбера де Живанши, выставленная на продажу в Париже в марте, была распродана на 100%.

Константин Бранкузи. «Спящая муза». Фото: Christie"s

Даже раздел русского искусства пошел в рост: осенние торги в Лондоне были успешными. «Для российского представительства Christie’s 2017 год был очень насыщенным, — говорит Дирк Болл, президент Christie’s EMERI. — Мы провели семь выставок в московском офисе, а также ряд совместных проектов, в том числе с . В 2018 году 25-летний юбилей отметит московский офис Christie’s, старейшее из аукционных представительств российской столицы. Это событие будет отмечено соответствующим образом».

В целом мировой арт-рынок снова на подъеме. Аукционный дом Sotheby’s также отчитался о , торги принесли ему $4,7 млрд, на 13,1% больше прошлогоднего итога. В нынешнем году конкуренция обещает быть острой: второй Леонардо Christie’s вряд ли подвернется, а Sotheby’s продолжает вооружаться. В придачу к консалтинговой компании Art Agency, Partners (эксперты которой, кажется, знают всех покупателей искусства в мире лично) и , позволяющему рассчитать выгоду от приобретения отдельных произведений и художников, Sotheby’s только что купил нью-йоркский стартап под названием Thread Genius, который использует технологию распознавания изображений. Алгоритм Thread Genius идентифицирует поток изображений произведений искусства и выбирать из него то, что может подойти вкусу и бюджету конкретного покупателя.


Top