Что случилось с режиссером балабановым. Великий и ужасный

Алексей Балабанов – талантливый российский режиссер, ставший одной из знаковых фигур в отечественном кинематографе. Многократный обладатель премии «Ника», в том числе за драму «Про уродов и людей» как лучшую режиссерскую работу и лучший фильм.

Многие работы Алексея Балабанова, такие как «Брат», «Брат 2», «Мне не больно», «Кочегар», «Замок», вошли в классику российского кинематографа нового времени еще при жизни автора. И даже после смерти режиссера не потеряли своей популярности, оставаясь актуальными до сих пор.

Детство и семья

Будущий режиссер появился на свет и вырос в провинциальном Свердловске, ныне город-миллионник Екатеринбург. Здесь прошло детство Алексея, о котором известно крайне мало. Еще со школьных времен он интересовался иностранными языками, мечтая много путешествовать в будущем. Не раздумывая, Алексей поступил в Горьковский институт иностранных языков, где впоследствии получил профессию переводчика.


Умения и навыки, приобретенные в институте, оказались крайне полезны во время службы в армии. В этот период Алексей вместе с ротой военно-десантных войск, к которой был приписан, побывал во многих регионах Африки и Средней Азии. Некоторое время он принимал участие в боевых действиях в Афганистане. Спустя годы именно эти переживания, связанные с военной службой, нашли свое отражение в фильме «Груз 200».


Возможно, именно служба в армии и война научили Алексея Балабанова по-особенному полюбить жизнь. Он неустанно повторял:

«Жизнь – это искусство, искусство – это жизнь».

Вернувшись из армии в конце восьмидесятых годов, Балабанов начал свою карьеру в кинематографе.


В этот период Алексей устраивается на работу в Свердловскую киностудию в качестве помощника режиссера. Но все время быть на вторых ролях Балабанову не очень нравилось, поэтому накопив необходимый опыт, будущий мэтр российского кино поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, которые окончил в 1990 году.

Режиссерская деятельность

Свой первый фильм Алексей Балабанов снял еще в 1987 году в период работы на Свердловской киностудии. Дебютная картина получила название «Раньше было другое время» и была поставлена в небольшие сроки, например, сценарий режиссер написал за одну ночь.


В 1990 году, ведомый мечтой о режиссерском творчестве, Балабанов переехал в Ленинград. Здесь он берется за создание новых картин, а параллельно с этим начинает работать над организацией собственной кинокомпании, которая была образована спустя два года при помощи друзей и других начинающих режиссеров.


Карьера режиссера складывалась удачно: в период с 1990 по 1995 год Алексей Балабанов поставил несколько новых игровых фильмов, над созданием которых часто работал не только как режиссер, но и как продюсер и сценарист. Наиболее яркими работами в раннем творчестве Балабанова являются ленты «Трофимъ», «Счастливые дни», «Замок». Последние две оказались особенно удачными и были отмечены престижными премиями.


Таким образом, к середине девяностых годов Алексей Балабанов стал довольно известен в кинематографических кругах. Однако настоящая слава пришла к режиссеру только в 1997 году, когда на экраны вышел фильм «Брат», сразу же ставший культовым. В фильме снялись такие звезды, как Виктор Сухоруков и Андрей Краско , а также Сергей Бодров , для которого эта роль стала знаковой в актерской карьере. Многие актеры согласились работать за копейки либо вообще бесплатно, так как бюджет картины был ограничен 100 тысячами долларов. Данная картина принесла своему создателю Гран-при фестиваля «Кинотавр», а также призы фестивалей в Турине, Триесте и Котбусе.

Алексей Балабанов о «Братьях» и Сергее Бодрове

Окрыленный славой, Алексей взялся за реализацию новых проектов. Наиболее успешными работами конца девяностых – начала двухтысячных годов стали лента «Брат 2» – продолжение фильма «Брат». Лента собрала золотой актерский состав: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий и многие другие. Особенно стоит отметить подбор музыкальных композиций, использованных Балабановым в фильме. Песни групп Би-2 , Сплин , Океан Ельзы и Бутусова стали отражением той эпохи наряду с картинами Алексея.


Балабанов не боялся снимать на провокационные темы, что часто встречалось публикой противоречиво. Фильм «Про уродов и людей», раскрывающий темы сексуальности и уродства человеческого тела, и «Война» о жестоких боевых действиях в Чечне, закрепили за работами режиссера ярлык «чернухи».


Скандальную славу режиссеру принес фильм «Груз 200», споры насчет которого не прекращаются до сих пор. Сюжет фильма описывает историю жестокого насилия и убийства, совершенного в провинции накануне перестройки. Известно, что актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий отказались от своих ролей после прочтения сценарий. Долгое время «Груз 200» был запрещен к показу на российском телевидении.

Трейлер фильма Алексея Балабанова «Груз 200»

Несмотря на спорные темы своих работ и неоднозначную реакцию критиков, многие из этих лент принесли своему создателю новые престижные номинации и кинопремии, в том числе «Кинотавр» и «Ника».

Личная жизнь Алексея Балабанова

Алексей был дважды женат. Со своей первой супругой Ириной он познакомился в Москве, когда приехал продолжать режиссерское образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Несмотря на рождение сына Фёдора, спустя два года Алексей и Ирина развелись.


Со второй женой, Надеждой Васильевой, Балабанов познакомился во время съемок фильма “Замок”, где она работала художником по костюмам. В 1994 (по другой информации в 1995) году у них родился сын Пётр.


Последние годы своей жизни режиссер провел в окружении своих близких. Рядом с ним была его жена – Надежда Васильева, а также сыновья.


Несмотря на экономическое образование, старший сын Фёдор интересовался работой своего отца. После его смерти оба сына изъявили желание закончить начатые проекты Алексея при помощи его коллег.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя.

Алексей Балабанов о фильме «Я тоже хочу»

В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.


В мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Неоконченные работы

После смерти Алексея Балабанова друзья и коллеги режиссера изъявили желание взяться за реализацию его незаконченных проектов. На момент смерти в работе находилось сразу три фильма, над которыми Алексей трудился в качестве режиссера и сценариста. Одна из лент должна была посвящена ранним годам жизни Сталина.

Балабанов - гениальный русский режиссер / вДудь

Однажды, представляя картину режиссера Алексея Балабанова «Мне не больно» на фестивале «Кинотавр», актриса Рената Литвинова сказала: «Леша — он гений. И вообще, он такой святой, непонятный, загадочный. Нам его не понять».

Балабанов действительно был и остается одним из самых выдающихся режиссеров нового российского кино. Молчаливый. Угрюмый. Неизменно в потрепанной тельняшке. 25 февраля автору таких выдающихся фильмов, как «Война», «Брат» и «Брат-2», «Жмурки» и «Груз 200» исполнилось бы 58 лет. Он снимал разножанровое кино. Разным он был и в жизни.

«Водку будешь?»

На премьере картины «Морфий», снятой Балабановым по сценарию Сергея Бодрова-мл. , который в свою очередь взял за основу рассказы Булгакова , Алексей Октябринович ходил окрыленным. Даже улыбался изредка. Он явно был доволен своей работой.

А вы всеми своими картинами довольны?, — спрашиваю мэтра, пытаясь уговорить его на интервью.

— Нет. Не всеми. Вот «Брата-2» зря я снял. Нужно было на первой картине остановиться.

— Ну зрителям же нравится!

— Да им много всякой ерунды нравится. Вы идите кино смотрите, потом, может быть, поговорим.

После картины зрители выходили мрачные, озабоченные. Фильм тяжелый, натуралистичный. Но Балабанов был по-прежнему доволен. Мы отправились с ним в ближайший кабак на Чистопрудном бульваре. Поговорить.

Алексей Октябринович заказал водки и закатал рукава тельняшки.

— Вы круглый год в тельняшке ходите?

— Да. А что? В ней удобно. Ты спрашивай, о чем хотел.

Балабанов внимательно слушал вопросы о своих фильмах, о том, как ему живется и работается, но отвечал так, как будто играл спектакль одного актера.

Он подробно рассказывал о том, как провел детство в родном Свердловске. Как на переводчика учился. Как служил в военно-транспортной авиации Советской армии. Вспоминал Сергея Бодрова-младшего. А еще про то, как убедил Никиту Сергеевича Михалкова сняться в двух своих фильмах. Говорил он много и охотно. Потом заказал еще водки и задумался.

— Вот вы спрашивали, зачем я снял кино о наркомане. Просто я знаю довольно много творческих личностей, которые свою энергию и вдохновение черпали в наркотиках и алкоголе. Это тупик. Встав на этот путь, нужно суметь вовремя найти в себе силы остановиться. Я не знаю, излечится ли страна когда-нибудь от этой разрушительной болезни (кивает на графин с водкой), носящей характер эпидемии, я не знаю. Пролеченный наркоман не перестает быть наркоманом, так же, как пролеченный алкоголик остается всю свою жизнь алкоголиком. Печально все это. Делая фильм, я не ставил себе задачу выдать какую-то мораль, кого-то от чего-то отвратить. Я просто снимал искреннее, честное кино, не чураясь натуралистичных и для кого-то шокирующих подробностей, которые присущи затрагиваемой теме. Если моя картина заставит кого-то задуматься, заставит сойти со скользкой дорожки или уберечь от нее, это было бы замечательно и очень правильно. Пойдем прогуляемся?

Мы шли по Чистопрудному бульвару и Алексей Октябринович рассказывал о своих друзьях, которых у него было не много, о том, как мало осталось хороших актеров, о том, что ему не важно то, что он нем и его фильмах думают окружающие.

— Напиши что-нибудь. Только мне не показывай. Мне все равно, что ты там выберешь из моего потока сознания. Просто настроение у меня сегодня хорошее, — сказал он на прощание.

Он чувствовал свою смерть

Вторая встреча с Балабановым произошла через несколько лет. Это было в Питере. Незадолго, как оказалось, до его смерти. Он снял картину «Я тоже хочу», в которой сыграл самого себя. В конце фильма он по сюжету умирает.

Мы сидели в кафе. Балабанов был молчалив, замкнут и совершенно не хотел разговаривать.

— Вы не в духе? — спрашиваю напрямую.

— В духе. Из бани только что пришел. Чай вот пью. А что вы от меня хотите? Мне нечего рассказать. Да, я снял новую картину. Думаю, она последняя в моей биографии.

Алексей Октябринович после каждого вопроса подолгу смотрел в окно и думал о чем-то своем. За окном таджики чистили снег.

— Алексей Октябринович, вас после фильма «Брат-2» часто обвиняли и продолжают обвинять в национализме. Как вы к мигрантам относитесь?, — пытаюсь провоцировать режиссера.

— Плохо. Я хачиков не люблю. Я родину люблю. Я русский все-таки. Я здесь живу. Я никогда не был фашистом и не буду.

— Разве ваши слова не проявление национализма?

— Нет, потому что они, таджики, должны на родине жить. Я же не еду за границу и там не живу. Почему они едут к нам? Потому что у них плохо. Они везде на улице, их стало очень много. Это неправильно. Потому что они нас не любят. И это очень важно.

— С чего вы это взяли?

— Я общаюсь иногда с ними. Вот арбуз покупаешь, и он тебе отвечает. И ты понимаешь, что он тебя не любит.

Балабанов еще долго смотрел в окно, изредка отвечая на вопросы. А в конце встречи зачем-то снова повторил. «Чувствую, я снял свой последний фильм. Больше не ждите. Прощайте!».

18 мая 2013 года Балабанова не стало. У него случился сердечный приступ, когда он работал над очередным сценарием.

За четверть века работы в кино Алексей Балабанов успел снять полтора десятка фильмов, почти каждый из которых оказывался в центре яростного общественного спора.

Пожалуй, вернее сказать так: начиная с ленты «Про уродов и людей» (1998 год) ни один из фильмов Балабанова не проходил незамеченным, все они вызывали и восторги, и критику, иногда проклятия: и культовые (кто-то скажет - националистические) «Брат» и «Брат-2», и антивоенная «Война», и «Жмурки», и «Груз-200», потом «Морфий» по мотивам рассказа Михаила Булгакова, якутско-кронштадтский «Кочегар» и, наконец, последняя работа - «Я тоже хочу», успевшая получить главный приз кинофестиваля в ставшем для режиссера родным Питере. Собственно говоря, призов Балабанов получил куда больше, чем снял фильмов, - но, конечно, не в призах главное. Теперь получается, что главное - в памяти.

«Алексей Балабанов - режиссер-мизантроп, мастер дразнить и провоцировать аудиторию, - читаем на официальном сайте режиссера. - Его амплуа - талантливо и профессионально нарушать моральные табу и низвергать священных коров. Балабанов - патриот, безжалостный к национальным фетишам. "Буду снимать кино скандальное, резкое, - говорит он. - Например, все меня обвиняли в национализме. Абсолютно безосновательно. Я отражаю состояние нашего народа". Алексей Балабанов всегда знает, чего хочет добиться. Никакой особенной игры от актеров на площадке он не ждет. Балабанов требует от них соответствия тщательно созданному им в кадре миру».

Балабанов родился в Свердловске, учился иностранным языкам в Горьком, потом служил в армии, потом поступил помощником режиссера на Свердловскую киностудию и уже «оттуда» оканчивал Высшие курсы сценаристов и режиссеров. В 1990 году он переехал в Петербург, особый стиль которого помог и ему, режиссеру, сформировать свою эстетику. У этой эстетики есть определение, что бы ни говорили и ни думали о «Брате» и «Войне». «Новое русское кино нулевых» это в немалой степени (а может быть, и в первую очередь) - ленты Алексея Балабанова.

Михаил Трофименков , кинокритик газеты «Коммерсант»: «Уход Алеши Балабанова - не только еще одна безвременная смерть, вызывающая бессмысленное богоборческое бешенство. Умер лучший русский режиссер последних двух десятилетий. На воображаемом Страшном Суде едва ли не единственным оправданием российскому кино - за его конформизм и приспособленчество - станут фильмы Балабанова».

Виталий Манский , кинорежиссер: «Алексей Балабанов - пожалуй, самый недооцененный из великих режиссеров. Когда он начинал работать, вокруг было много великих, но его работы оказывались всякий раз настолько спорными, что в этих спорах порой терялось понимание масштаба таланта их автора. Нужно воздать ему должное хотя бы после смерти: Балабанов - мощный художник, актуальный художник, настоящий художник».

Татьяна Сергиенко , кинокритик, отборщик кинофестиваля «Окно в Европу»: «Алексей Балабанов был одним из самых необычных художников нашего времени: дерзким, честным, цельным, хотя порой и неоднозначным. Заменить его в российском кино некем».

Судя по первым сообщениям, поступившим от продюсера Сергея Сельянова, причиной смерти Балабанова стал сердечный приступ: он неожиданно упал с обморок и скончался, не приходя в сознание. Режиссеру было 54 года.

О творчестве Алексея Балабанова размышляет обозреватель РС Елена Фанайлова:

Балабанов - самый русский и самый европейский из современных российских режиссеров, циник и романтик, визуальный эстет, любимец и критическая мишень кинокритиков. Его то называли русским Сэмом Пекинпа за анализ темных сторон национального характера жесткими методами, то проклинали за эти методы. «Брат» и «Брат-2», «Война», «Груз-200» раскалывали интеллектуальное сообщество почище какой-нибудь «Анатомии протеста». Одни видели в режиссере черного меланхолика, другие обожали его за издевательский юмор на грани гиньоля.

Балабанов снял «Брата» как символ эпохи. Данила Багров в исполнении Сергея Бодрова, молодой ветеран первой чеченской войны, персонаж криминального мира, любящий группу «Наутилус» и повторяющий слова апостола Павла: «сила в правде», стал главным киногероем девяностых. Говорить о фигуре Балабанова невозможно без его экранизаций Кафки, Беккета, Гамсуна, Булгакова. Скандальный «Груз-200» сделан по канве романа Уильяма Фолкнера «Святилище», а «Мне не больно» откровенно имеет в виду «Трех товарищей» Ремарка. Фильмы Балабанова сильны и своими саундтреками (он был знатоком русского рока), и ясной операторской и монтажной линией. Балабанов в нулевые начал работать притчами: прекрасная простая картинка, короткие реплики предельно скудны, но символически информативны, истории динамичны, герои схематизированы, борьба добра со злом очевидна, но результат ее непредсказуем.

Начиная со «Жмурок», Балабанов снимал свой личный сериал, разворачивающийся в продолжительном времени. Раз в два-три года он рассказывал, что думает о жизни и искусстве кино. «Жмурки», «Мне не больно» и «Груз-200» воспринимаются как сознательная режиссерская трилогия и как русский Апокалипсис нулевых. От Балабанова ждали высказываний о русской душе и ее современном состоянии точно так же, как от Ханеке или фон Триера - о душе европейского мира. Эти высказывания могли не нравиться и даже раздражать, но не признать, что это всегда была точная социокультурная диагностика, невозможно. Нарисованная им общая картина впечатляюща, серьезна, печальна и красива, это выдающаяся художественно-историческая меланхолия на развалинах советской империи и идеологии.

В последнем фильме режиссера, «Я тоже хочу», он поместил себя в ряды героев в финальных эпизодах: и он, заслуженный деятель искусств, тоже хотел счастья вне этой жестокой русской земли, сидя с дурацким интеллигентским портфельчиком в заснеженном поле у разрушенной церкви с яркими, чудом сохранившимися фресками. То, что он сам себя не пустил в непонятное (загробное или иное метафизическое) пространство, характеризует его как человека ответственного и совестливого: он не стал отделять себя от бандита, блудницы, пьяницы и музыканта, персонажей собственного Евангелия (Христа среди них не оказалось). Но не человеку, как известно, решать, куда попадет его душа после смерти. Для крупного художника, которым, без сомнения, является Алексей Балабанов, единственный надежный источник бессмертия - его работа.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Опубликовано 20.05.13 14:33

Эксперты выяснили причину смерти знаменитого режиссера Алексея Балабанова, скончавшегося накануне 18 мая в возрасте 54 лет.

Алексей Балабанов скончался в возрасте 54 лет

18 мая под Санкт-Петербургом на 55-м году жизни скончался знаменитый режиссер Алексей Балабанов , известный зрителям по культовым фильмам «Брат», «Жмурки», «Про уродов и людей», "Груз-200", "Морфий".

Смерть настигла мастера во время отдыха в пансионате "Дюны". Известно, что Балабанов последнее время серьезно болел, однако СМИ в первые часы после трагического известия о причинах смерти не сообщали. Некоторые издания опубликовали информацию, что с Балабановым случился эпелептический инткббэч припадок и врачи просто не успели ничем помочь, но эти данные позже были опровергнуты.

Причина смерти Алексея Балабанова

Лишь за день до похорон Балабанова медэксперты назвали точную причину его смерти. По данным специалистов, Алексей Балабанов умер в результате сердечного приступа (острой сердечной недостаточности). Вскрытие проводилось в морге при ГКБ № 40.

Таким образом, не подвердился один из предварительных диагнозов, поставленный врачами скорой помощи - эпилептический припадок.

Смерть Алексея Балабанова: комментарии специалистов

"Установить точную причину смерти мы смогли лишь сегодня. Так как родные в воскресенье не привезли нам документы, мы не смогли провести исследование в запланированный день. По полученным нами в результате исследования данным, Алексей Балабанов умер от сердечного приступа", - цитирует Life News представителя морга.

"Согласно медицинскому заключению, причина смерти - острая сердечная недостаточность. В последнее время он плохо себя чувствовал, но умер именно от сердечного приступа. Никакое сердце не выдержит таких мощных нагрузок, он очень много работал", - цитирует "Интерфакс" источник в "Ленфильме".

Как умер Алексей Балабанов

Как отмечают родные режиссёра, в последнее время он плохо себя чувствовал: у него присутствовали боли в почках и печени. Тем не менее, он не собирался в больницу и продолжал работать над новым сценарием.

Друзья Балабанова отправили его в санаторий "Дюны". Туда он приехал вместе со своей женой за несколько дней до трагедии.


"Прямо во время работы режиссеру стало плохо, он поменялся в лице. Жена выбежала из номера и стала звать на помощь врача. Он пришел сразу же, но было уже поздно. По словам врачей, болезней у режиссера было много, но таких, которые могли бы послужить причиной смерти, не было" - отметил работник учреждения.

Напомним, . Примерно в12 часов дня он сходил на обед, после чего стал работать над сценарием. Около 16 часов ему стало плохо, он упал в обморок и умер.

Алексей Балабанов будет похоронен на Смоленском кладбище 21 мая. Его отпевание пройдет в Князь-Владимирском соборе. Гражданская панихида проводиться не будет.

В последнем фильме Балабанов по сценарию умирает

Алексей Балабанов, несмотря на болезнь, вел активную творческую деятельность. В 2012 году на экраны вышел последний фильм режиссера - кинолента «Я тоже хочу». В картине рассказывается о мистической колокольне, к которой едут герои фильма. Сам режиссер сыграл в фильме небольшую роль, которая оказалась мистически пророческой: его персонаж по ходу действия умирает.

На завершившемся на днях в Санкт-Петербурге 21-м всероссийском фестивале "Виват, кино России!" фильм Балабанова "Я тоже хочу" получил был - призом прессы и призом за лучшую режиссуру. Посмертная награда будет передана семье режиссера.

Причина смерти Алексея Балабанова, а также его биография и фильмография интересуют тысячи людей в нашей стране. Этот режиссер внес огромный вклад в развитие российского кинематографа. Но 18 мая 2013 года его не стало. В статье рассказывается о том, как добился известности Балабанов Алексей Октябринович. Причина смерти режиссера тоже будет озвучена.

Краткая биография

Алексей Балабанов появился 25 февраля 1959 года в одном из роддомов Свердловска (ныне - Екатеринбург). Его мать и отец - простые советские люди, не имеющие никакого отношения к театру и кино. Алексей Балабанов, причина смерти которого интересует многих поклонников, с детства устраивал домашние спектакли. Но после окончания средней школы он поступил в Горьковский институт на переводческий факультет. Многих знакомых и родственников Алексея выбор им профессии сильно удивил.

На пути к успеху

В период с 1983-го по 1987 год наш герой работал на Свердловской киностудии. Его назначили ассистентом режиссера. Именно тогда Балабанов осознал свое главное предназначение в жизни: он должен снимать фильмы. В 1990 году Алексей Октябринович записался на курсы режиссеров и сценаристов. Там он набрался немало теоретических знаний и практического опыта. Его дипломной работой стал фильм под названием «Егор и Настя». В съемках кинокартины участвовали звезды местного рок-клуба - Вячеслав Бутусов, Анастасия Полева и Игорь Белкин.

Алексей Балабанов: фильмография

Первую полнометражную киноленту наш герой снял в 1991 году. Она получила название «Счастливые дни». Это была вольная экранизация одноименного произведения Сэмюэля Беккета.

Вскоре зрители смогли оценить фильм «Пограничный конфликт». Сценарий был написан Надеждой Хворовой, а ее соавтором выступил Алексей Балабанов.

В 1994 году герой нашей статьи выпустил второй по счету полнометражный фильм. На этот раз он решил экранизировать роман «Замок», созданный Члены жюри ежегодной премии «Ника» оценили его работу и вручили главный приз. Многие и начинающие) мечтали сняться у такого замечательного режиссера, как Алексей Балабанов. Фильмография каждый год пополнялась десятками новых работ. Зрители принимались все его кинокартины на ура.

В 1995 году А. Балабанов, В. Хотитенко, и Д. Месхиев объединили свои усилия ради создания фильма, посвященного 100-летию отечественного кинематографа. Их киноальманах «Прибытие поезда» пришелся по душе даже самым придирчивым критикам.

Настоящая известность пришла к Балабанову в 1997 году, когда на экраны вышла созданная им криминальная лента «Брат». Главная роль досталась Сергею Бодрову. И он на все 100 % справился с задачей, поставленной режиссером. Созданием музыки к фильму занимался давний знакомый Балабанова - Вячеслав Бутусов. За несколько месяцев проката «Брат» завоевал невероятную популярность и собрал самую большую кассу в 1997 году.

После оглушительного успеха наш герой решил снять весьма необычную и в какой-то мере провокационную картину. Она называлась «Про уродов и людей». Сюжет переносит зрителей в дореволюционную Россию. Фильм рассказывает о первых создателях порнографии, живших в те времена. Результат работы Балабанову очень понравился.

Продолжение кинокарьеры

В 2000 году режиссер приступает к съемкам продолжения легендарной киноленты «Брат». Для саундтрека были использованы песни популярных на тот момент рок-исполнителей. Вторая часть «Брата» была воспринята зрителями так же горячо, как и первая.

В 2001 году Балабанов удивил киноаудиторию простым и откровенным фильмом о жизни в якутской деревне. События развиваются в XX веке. Главная роль досталась коренной жительнице Якутска - актрисе Туйаре Свинобоевой.

В марте 2002 года наш герой представил российским зрителям драматический фильм «Война». Он посвящен печально известным чеченским событиям. В съемках картины были задействованы англичанин Иэн Келли и Сергей Бодров. В июне этого же года фильм получил главный приз - «Золотую розу» на фестивале «Кинотавр». Это была очередная победа талантливого режиссера.

В 2007 году Балабанов снял фильм о неприглядной изнанке советского прошлого. Картина «Груз 200» получилась очень пронзительной. После ее выхода на экраны поклонники режиссера поделились на два лагеря - тех, кто понял и принял фильм, и тех, у кого он вызвал отвращение.

В период с 2005-го по 2012 год Алексей Октябринович снял несколько ярких и запоминающихся кинолент, среди которых «Жмурки», «Морфий», «Мне не больно» и другие.

Причина смерти Алексея Балабанова

18 мая 2013 года российский кинематограф лишился талантливого режиссера. В этот день скоропостижно скончался Алексей Балабанов. Причина смерти, фото режиссера, сделанные за несколько дней до трагедии, - все это попало под обсуждение пользователей интернет-пространства. Одни отказывались верить в случившееся, другие знали о болезни мэтра и предполагали такой исход. Но все же какова причина смерти Алексея Балабанова?

О гибели режиссера сообщил его давний приятель - продюсер Причиной смерти Балабанова стал сердечный приступ. Врачи связывают это с тяжелым хроническим заболеванием, выявленным у режиссера.

Послесловие

Причина смерти Алексея Балабанова была озвучена в статье. Также мы рассказали подробности его биографии и фильмографии. Его вклад в российский кинематограф невозможно переоценить. Зрители и коллеги по цеху никогда не забудут этого замечательного человека. Пусть земля ему будет пухом…


Top