Какие нравственные проблемы поднимаются в рассказе "Уроки французского"? Конспект урока "Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Обучающихся знакомятся с некоторыми чертами личности писателя, главными темами его творчества, историей создания рассказа, раскрываются духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее, обозначаются нравственные проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ «Борковская основная общеобразовательная школа»

План-конспект

урока по теме

«Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского».

Учитель Шалиманова С.В.

2012 год

Тема урока: Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с:

некоторыми чертами личности писателя,

главными темами его творчества,

историей создания рассказа.

2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.

3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.

Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова (значение слова «автобиография»).

Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой)

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные проблемы рассказа.

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, - вспоминает писатель. - Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского государственного университета. Живёт и работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980-х годах был членом редакционной коллегии журнала « Роман-газета ». Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.

Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве”.

2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.

Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её.

Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)

3.Работа с эпиграфом.

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)

4. Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

Что такое автобиография? (ответы обучающихся).

Автобиография – описание своей жизни.

- Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический рассказ . Обратимся к словарю .

5 . Беседа по вопросам.

Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).

Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)

На какие две части можно разделить рассказ?

Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик) .

Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).

Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова . («Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»). Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс» и т. д.).

Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и не только описании внешности. ).

Что роднит её с главным героем рассказа?

А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « - Не в склад! – объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою правоту).

Почему мальчик стал играть в «чику»?

(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что, потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только рубль».)

- Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре, получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не может быть честной. Честных она не принимает.)

Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили. Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем выразительно.

Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!», отстаивая справедливость).

- Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой ?(Честным и принципиальным.)

- Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора, боится показаться ненадежным человеком.)

Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).

Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).

Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? (Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и

решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она

специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию

Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами: «Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что

мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)

Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик помощи от нее не примет.)

Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

- А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость, отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о бедственном положении мальчика.)

Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для мальчика это были мучительные дни?

(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).

Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).

Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору? (Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она «медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)

Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру, наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).

В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту, чуткость учительницы).

Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).

Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).

Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от кого оно исходило).

6.Итог урока.

Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы обучающихся).

7. Домашнее задание.

Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии Михайловны»


Какие нравственные проблемы поднимаются в рассказе "Уроки французского"?

    Проблемы морали и нравственности, на которые обращает внимание автор, можно назвать вечными. Но где находится та грань, переступив которую поступок становится нравственным и/или безнравственным? На примере рассказа Уроки французского это особенно очевидно: возьмем, например, игру на деньги, нравственна она или безнравственна? На первый взгляд, ответ очевиден. Но не все так просто в жизни, говорит Распутин. Даже по виду безнравственные поступки могут нести добро, если они вызваны благородными чувствам, и поступок Лидии Михайловны тому подтверждение. Сочувствие и сострадание, умение сопереживать – редкие качества, которых иногда так не хватает в жизни.

    Нравственной проблемой рассказа Распутина Уроки французского является поиск ответа на вопрос, что такое нравственность. Фабула событий показывает, что совесть и мораль на стороне директора школы: он увольняет учительницу французского языка за азартную игру на деньги с учеником, при этом совершенно искренне выражая крайнее возмущение таким поведением. Но этот человек, слепо следующий готовым нормам, сверху спущенным директивам, не в состоянии понять, что любовь к ребенку, стремление его спасти иногда важнее догм. Лидия Михайловна поняла, что полуголодный мальчик из гордости не примет от нее помощь напрямую, поэтому предлагает ему сыграть в игру, которая давно уже стала источником заработка героя. Поведение педагога дает понимание того, что нравственность часто выходит за границы общепринятых норм, а иногда и перечеркивает эти нормы во имя спасения человека.

    Главной нравственной проблемой этого рассказа является вопрос о том, как остаться человеком, если все в жизни не так просто и красиво, как хотелось бы. Тяжелые послевоенные годы, мальчик поехав учиться в город временами оказывается совершенно без денег и ему не на что купить даже молоко. От безысходности он начинает играть на деньги и сталкивается с жестокостью сверстников, с завистью, с подлостью и предательством. Это негативная сторона жизни, которую пришлось узнать герою.

    И как противовес показана добрая и понимающая учительница, которой необычайно жалко голодного и оборванного мальчика и которая не может ему помочь открыто – ведь из гордости мальчик не принимает ее помощи. Но сочувствие – прекрасное чувство и учительница находит выход, она сама начинает играть с учеником на деньги. Безнравственно ли это, или это еще один урок, который дает не по годам мудрая учительница своему ученику? Мне кажется что второе. Вряд ли главный герой был таким наивным, чтобы не понимать, что учительница вовсе не из азарта решила играть в чику. Он видел, что ему стараются помочь, но пытаются обставить эту помощь таким образом, чтобы не обить юношеское самолюбие и максимализм.

    И конечно добро оказалось наказуемым – учительницу увольняют. И в этом еще одна нравственная проблема – если стремишься помогать другим бескорыстно, надо быть готовым к тому, что за это придется расплачиваться самому. И только по настоящему добрый человек может пойти на такую жертву.

Тема урока: Проблемы нравственности, поднятые В. Г. Распутиным в рассказе
«Уроки французского».
Цели урока:
1. Познакомить обучающихся с:
­ некоторыми чертами личности писателя,
­ главными темами его творчества,
­ историей создания рассказа.
2.Помочь раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее.
3.Воспитывать наблюдательность, отзывчивость, доброту.
Оборудование: портрет В.Г. Распутина, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова
(значение слова «автобиография»), иллюстрации к рассказу (кадры из х/ф)
Оформление доски: эпиграф: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра
в людях» (Л.Н.Толстой)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
­ Ребята, сегодня мы на уроке литературы познакомимся с творчеством В. Г. Распутина,
узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил
главный герой от своей учительницы, а также попытаемся раскрыть нравственные
проблемы рассказа.
Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье. Мать - Распутина Нина
Ивановна, отец - Распутин Григорий Никитич. Детство будущий писатель провел в
деревне Аталанка. “Детство мое пришлось на войну и голодные послевоенные годы, ­
вспоминает писатель. ­ Оно было нелегким, но оно, как я теперь понимаю, было
счастливым. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят
километров от дома, где находилась средняя школа. После школы поступил на историко­
филологический факультет Иркутского государственного университета.
Живёт и
работает в Иркутске и Москве. В студенческие годы был внештатным корреспондентом
молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. В 1980­х
годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман­газета». Первый рассказ “Я
забыл спросить у Лешки...” опубликован в 1961 году.
Распутин В. Г. отмечает, что “писателем человека делает его детство, способность в
раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо.
Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но
родиться ему следует в детстве”.
2. Главные слова в творчестве писателя – совесть и память.(прикрепляет на доску
напечатанные термины)
­ Свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Валентин Григорьевич
назвал «Уроки доброты». Давайте прочитаем её (чтение вслух статьи «Уроки доброты»
учащимися)

­Почему в названии статьи и рассказа употреблено слово уроки? (ответы обучающихся)
­ О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? (ответы
обучающихся)
3.Работа с эпиграфом.
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
­В чём заключается смысл эпиграфа? (ответы обучающихся)
4. Рассказ «Уроки французского» ­ произведение автобиографическое.
­Что такое автобиография? (ответы обучающихся).
Автобиография – описание своей жизни.
­ Сегодня мы познакомимся с новым литературным понятием автобиографический
рассказ. Обратимся к словарю.
5 . Беседа по вопросам.
­Какие чувства и мысли вызвал рассказ «Уроки французского»? (ответы обучающихся).
­Почему рассказ называется «Уроки французского»? (ответы обучающихся)
­На какие две части можно разделить рассказ?
­Кто является главным героем первой части рассказа? (Рассказчик).
­Кто находится в центре повествования? (учительница Лидия Михайловна).
­Найдите в тексте описание портрета Лидии Михайловны и выпишите ключевые слова.
(«Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в
своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах
духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда
было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не
слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…»).
Ключевые слова и словосочетания «косящие внимательные глаза», «красивая»,
«внимательно осматривала класс» и т. д.).
­Какой прием применяет автор в описании Лидии Михайловны? (В описании Лидии
Михайловны использовано противопоставление. Антитезой описания учительницы
является описание самого героя. Лидия Михайловна противопоставлена директору, и
не только описании внешности.).
­ Что роднит её с главным героем рассказа?
­ А сейчас, ребята, давайте найдем отрывок, который начинается словами: « ­ Не в склад! –
объявил Вадик», и прочитаем его по ролям.

­ Почему нашему герою пришлось смириться? (потому что он не мог доказать свою
правоту).
­ Почему мальчик стал играть в «чику»?
(Мальчик стал играть в «чику», потому что сначала не понял нечестного характера
игры, на первом плане было только стремление проявить ловкость. Ещё он понял, что,
потренировавшись, сможет выигрывать деньги и тратить их на молоко. Так он и
делал: «Я не позволял себе чересчур увлекаться игрой…Мне нужен был только
рубль».)
­ Почему Вадик и Птаха избили героя? (Герой быстро понял, что Вадик хитрит в игре,
получает большую часть денег. А наш герой после долгих тренировок добился хороших
результатов в игре, он не хитрит, как Вадик, а играет честно. Но игра на деньги не
может быть честной. Честных она не принимает.)
­Ребята, мы оставили нашего героя в очень сложной ситуации: его жестоко и подло избили.
Найдем отрывок, который начинается словами: «они били меня…» и прочитаем
выразительно.
­Как ведет себя герой в драке и после неѐ? (Мужественно. Герой знает, что за него
никто не заступится. Он почти не защищается, только кричит: «Перевернул!»,
отстаивая справедливость).
­Каким же человеком показал себя в этом эпизоде наш герой?(Честным и
принципиальным.)
­Почему мальчик доверился Лидии Михайловне и рассказал всю правду? (Лидия
Михайловна пытается выяснить всѐ шуткой. Герой же неумело врѐт. Если бы дело
дошло до директора, то герою грозило бы исключение из школы. Он боится позора,
боится показаться ненадежным человеком.)
­Встречали ли вы учителей, похожих на Лидию Михайловну? (ответы обучающихся).
­Почему не любому учителю можно довериться? (ответы обучающихся).
­ Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
(Лидия Михайловна поняла, что помощь мальчик не примет, и
решила использовать известное ему средство – игру на деньги. Она
специально подстраивается под него, просит не выдавать Василию
Андреевичу. Учительница подзадоривает мальчика безотказными приемами:
«Неужели боишься»; поддаётся ем, а когда он разоблачает нечестную игру. то делает
вид, что бессовестно обманывает героя. Так она добилась, что
мальчик стал выигрывать деньги и покупать себе молоко.)
­Педагогично ли она поступила? (Нет. Она хотела помочь мальчику выдержать
испытания голодом, и она понимала, что в другой форме этот необычный ученик
помощи от нее не примет.)
­Каково ваше отношение к поступку учителя? (ответы обучающихся).

­А как повёл себя директор? (Директор обвинил учительницу в самых страшных грехах
и выгнал из школы. В этом эпизоде противопоставляются доброта, чуткость,
отзывчивость, доверительное, уважительное отношение к детям Лидии Михайловны и
черствость, невнимательность бездушие директора. Он должен был знать о
бедственном положении мальчика.)
­ Почему Лидия Михайловна заставила героя заниматься дополнительно? И почему для
мальчика это были мучительные дни?
(Она решила таким образом отвлечь героя от игры в деньги, спасти от издевательств
и избиений. Мальчик этого не понимал. А рассказчик, уже взрослый человек, вспоминая
события своего детства, понимает, что учительница спасла его, помогла ему).
­Как вы расцениваете этот поступок? (Доброта, отзывчивость).
­ Как ведет себя Лидия Михайловна? Почему она не объяснила свой поступок директору?
(Она отвечает на возмущение директора спокойно, не выкручивается, не
оправдывается. Её растерянность выдают первые секунды после «разоблачения»: она
«медленно, очень медленно поднялась с колен, раскрасневшаяся и взлохмаченная…»)
­ Какие поступки Лидии Михайловны свидетельствуют о том, что в ней присутствует
добро? (Она пытается накормить мальчика, присылает посылку, затевает с ним игру,
наконец, добивается своего, и мальчик снова может покупать молоко).
­ В чем смысл концовки рассказа? (Она подчеркивает ответственность, доброту,
чуткость учительницы).
­ Как вы думаете, что испытывал герой, получив эту посылку? (Встретив впоследствии
свою учительницу, автор узнал, что она и не помнит об этой посылке).
­ Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся).
­ Как этот факт помогает понять главную мысль рассказа? (Добро бескорыстно, оно не
требует награды, оно передается от человека к человеку и возвращается к тем, от
кого оно исходило).
6.Итог урока.
­Удалось ли Распутину на примере истории из своего детства рассказать, что такое законы
доброты, что они существуют так же, как и настоящие добрые люди? (ответы
обучающихся).
7. Оценивание учащихся
8. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему: «Моё отношение к поступку учительницы Лидии
Михайловны»

>Сочинения по произведению Уроки французского

Человечность

Что такое человечность? Это, прежде всего, доброжелательное и гуманное отношение к людям, то есть способность понять другого человека, почувствовать его переживания и в нужный момент прийти на помощь ближнему. Именно этому моральному качеству посвящен рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» (1973).

Сам автор был глубоко убежден, что главной задачей литературы является воспитание чувств человека: «…прежде всего доброты, чистоты, благородства». Носителем этих нравственных идеалов в его произведении является учительница французского языка Лидия Михайловна .

Эта молодая женщина, ради того, чтобы помочь своему бедному голодающему ученику , нарушила много школьных запретов и правил, за что в итоге поплатилась своей работой. Но даже после этого она продолжила заботиться о мальчике и присылать ему продукты.

Способность учительницы несмотря ни на что оставаться верной своим идеалам и идти к поставленной цели поистине восхищает. Своим поведением эта женщина демонстрирует пример истинной человечности.

Лидия Михайловна много раз оказывалась перед выбором: помочь своему воспитаннику или отступиться от него. Когда она только узнала, что мальчик играет в азартные игры, она могла бы доложить об этом директору, поскольку, с точки зрения школьной идеологии, именно такое поведение педагога считалось корректным. Но учительница не сделала этого.

Расспросив мальчика о его поступке и узнав, что деньги герою нужны лишь для покупки «баночки молока», Лидия Михайловна смогла войти в положение ребенка и понять его. Поэтому она стала заниматься с ним французским дополнительно у себя дома, чтобы потом иметь возможность накормить ученика ужином. Но мальчик каждый раз сопротивлялся этому желанию, поскольку от такого, как ему казалось, слишком щедрого предложения, из него «пулей выскакивал всякий аппетит».

В этот момент Лидия Михайловна также могла бы отказаться от своей идеи помочь ребенку, но она настойчиво шла вперед, сначала подкидывая герою посылку с продуктами, а затем и предлагая сыграть на деньги в «пристенок». Женщину не пугало даже то, что в соседней квартире живет директор школы, который может услышать их. И когда в итоге это произошло, Лидия Михайловна честно призналась директору в содеянном и взяла всю вину на себя. Тем самым она дала своему воспитаннику шанс продолжить учебу в школе.

Мне кажется, человек, способный демонстрировать такие высокие моральные качества непременно заслуживает уважения. Именно поэтому автор посвящает свой рассказ простой школьной учительнице, которая оказалась способной совершить поистине достойный и благородный поступок.

Предлагаем ознакомиться с одним из лучших рассказов в творчестве Валентина Григорьевича и представляем его анализ. Распутин "Уроки французского" опубликовал в 1973 году. Сам писатель среди других своих произведений его не выделяет. Он отмечает, что ему не пришлось ничего выдумывать, ведь все описанное в рассказе происходило с ним. Фото автора представлено ниже.

Смысл названия этого рассказа

Два значения есть у слова "урок" в произведении, которое создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ рассказа позволяет отметить, что первое из них - посвященный некоторому предмету учебный час. Второе - это что-то поучительное. Именно такое значение становится определяющим для понимания замысла интересующего нас рассказа. Преподанные учительницей уроки сердечности и доброты мальчик пронес через всю свою жизнь.

Кому посвящен рассказ?

Копыловой Анастасии Прокопьевне посвятил Распутин "Уроки французского", анализ которых нас интересует. Эта женщина - мать известного драматурга и друга Валентина Григорьевича. Она всю свою жизнь проработала в школе. Воспоминания детской жизни легли в основу рассказа. По словам самого писателя, события прошлого способны были согреть даже при слабом прикосновении.

Учительница французского

Лидия Михайловна в произведении названа собственным своим именем (ее фамилия -Молокова). Писатель в 1997 году рассказал о встречах с ней корреспонденту издания "Литература в школе". Он поведал о том, что Лидия Михайловна была у него в гостях, и они вспоминали школу, поселок Усть-Уда и многое из того счастливого и трудного времени.

Особенности жанра рассказа

По жанру "Уроки французского" - рассказ. На 20-е годы (Зощенко, Иванов, Бабель), а затем на 60-70-е (Шукшин, Казаков и др.) приходится расцвет советского рассказа. Этот жанр оперативнее всех других прозаических реагирует на изменения в жизни общества, поскольку он быстрее пишется.

Можно считать, что рассказ - первый и древнейший из литературных родов. Ведь краткий пересказ некоторого события, например, поединка с врагом, случая на охоте и тому подобных, является уже, по сути, устным рассказом. В отличие от всех других видов и родов искусства, рассказ человечеству присущ исконно. Он возник вместе с речью и является не просто средством передачи информации, но и выступает инструментом общественной памяти.

Произведение Валентина Григорьевича - реалистическое. От первого лица написал Распутин "Уроки французского". Анализируя его, заметим, что рассказ этот можно считать в полной мере автобиографическим.

Главные темы произведения

Начиная произведение, писатель задается вопросом о том, почему же мы чувствуем всякий раз вину перед учителями, как и перед родителями. И вину не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после. Таким образом, автор определяет главные темы своего произведения: взаимоотношения ученика и учителя, изображение освещенной нравственным и духовным смыслом жизни, становление героя, который приобретает благодаря Лидии Михайловне духовный опыт. Общение с учительницей, уроки французского стали для рассказчика уроками жизни.

Игра на деньги

Игра учительницы с учеником на деньги, казалось бы, - безнравственный поступок. Однако что стоит за ним? Ответ на этот вопрос дает в произведении В. Г. Распутин ("Уроки французского"). Анализ позволяет вскрыть мотивы, движущие Лидией Михайловной.

Видя, что в послевоенные голодные годы школьник недоедает, учительница приглашает его под видом дополнительных занятий к себе домой, чтобы подкормить. Она ему присылает посылку, якобы от матери. Но мальчик отказывается от ее помощи. Затея с посылкой успехом не увенчалась: в ней были "городские" продукты, и этим учительница себя выдала. Тогда Лидия Михайловна ему предлагает игру на деньги и, конечно, "проигрывает" для того, чтобы мальчик на эти копейки смог себе купить молока. Женщина счастлива, что этот обман ей удается. И ее вовсе не осуждает Распутин ("Уроки французского"). Анализ, проведенный нами, позволяет даже сказать, что писатель ее поддерживает.

Кульминация произведения

Кульминация произведения наступает после этой игры. Рассказ до предела обостряет парадоксальность ситуации. Учительница не знала о том, что в то время такие взаимоотношения с подопечным могли привести к увольнению и даже к уголовной ответственности. Этого не знал до конца и мальчик. Но когда все же случилась беда, он стал понимать поведение своей школьной учительницы глубже и осознал некоторые аспекты жизни того времени.

Финал рассказа

Почти мелодраматическим является финал рассказа, который создал Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения показывает, что посылка с антоновскими яблоками (а мальчик их никогда не пробовал, так как был жителем Сибири) как будто перекликается с неудачной первой посылкой с макаронами - городской едой. Этот финал, оказавшийся отнюдь не неожиданным, готовят и новые штрихи. Сердце деревенского недоверчивого мальчика в рассказе открывается перед чистотой учительницы. Рассказ Распутина удивительно современен. Писатель изобразил в нем мужество молодой женщины, прозрение невежественного, замкнутого ребенка, преподал читателю уроки человечности.

Идея рассказа состоит в том, чтобы мы учились чувствам, а не жизни у книг. Распутин отмечает, что литература - это воспитание чувств, таких как благородство, чистота, доброта.

Главные герои

Продолжим "Уроки французского" Распутина В. Г. описанием главных героев. Ими в рассказе являются 11-летний мальчик и Лидия Михайловна. Ей было в то время не больше 25 лет. Автор отмечает, что в ее лице не было жестокости. Она отнеслась к мальчику с сочувствием и пониманием, смогла оценить его целеустремленность. Учительница в своем ученике рассмотрела большие способности к обучению и была готова помочь им развиваться. Эта женщина наделена состраданием к людям, а также добротой. Ей пришлось пострадать за эти качества, лишившись своей работы.

В рассказе мальчик поражает целеустремленностью, желанием выучиться и выйти в люди при любых обстоятельствах. В пятый класс он пошел в 1948 году. В деревне, где жил мальчик, была лишь начальная школа. Поэтому ему пришлось отправиться в райцентр, находившийся за 50 км, для того, чтобы продолжить обучение. Впервые 11-летний мальчик волею обстоятельств оказался оторван от своей семьи, от привычного окружения. Но он понимает, что на него возлагают надежды не только родные, но и деревня. По мнению односельчан, он должен стать "ученым человеком". И герой все свои усилия прилагает для этого, преодолевая тоску по дому и голод для того, чтобы не подвести своих земляков.

С добротой, мудрым юмором, человечностью и психологической точностью изображает взаимоотношения с молодой учительницей голодного ученика Распутин ("Уроки французского"). Анализ произведения, представленный в этой статье, поможет вам в них разобраться. Неспешно течет повествование, богатое бытовыми подробностями, однако его ритм постепенно захватывает.

Язык произведения

Прост и выразителен одновременно язык произведения, автор которого - Валентин Распутин ("Уроки французского"). Анализ его языковых особенностей выявляет умелое использование в рассказе фразеологических оборотов. Автор тем самым добивается образности и выразительности произведения ("продать с потрохами", "как снег на голову", "спустя рукава" и др.).

Одной из языковых особенностей является также наличие устаревшей лексики, которая была характерна для времени действия произведения, а также областных слов. Это, например: "квартировать", "полуторка", "чайная", "пошвыркать", "вякать", "тюкать", "хлюзда", "притайка". Проведя анализ повести Распутина "Уроки французского" самостоятельно, вы сможете найти и другие подобные слова.

Нравственное значение произведения

Главному герою рассказа пришлось учиться в сложное время. Серьезным испытанием для взрослых и детей были послевоенные годы. В детстве, как известно, гораздо острее и ярче воспринимается и плохое, и хорошее. Однако трудности также закаляют характер, и главный герой проявляет нередко такие качества, как решительность, выдержка, чувство меры, гордость, сила воли. Нравственное значение произведения заключается в воспевании вечных ценностей - человеколюбия и доброты.

Значение творчества Распутина

Творчество Валентина Распутина неизменно привлекает все новых читателей, поскольку рядом с бытовым, обыденным в его произведениях присутствуют всегда нравственные законы, духовные ценности, неповторимые характеры, противоречивый и сложный внутренний мир персонажей. Размышления писателя о человеке, о жизни, о природе помогают находить в окружающем мире и в себе неисчерпаемые запасы красоты и добра.

На этом завершаем анализ рассказа "Уроки французского". Распутин уже сейчас принадлежит к числу классических авторов, произведения которых изучаются в школе. Безусловно, это выдающийся мастер современной художественной литературы.


Top