Конспект логопедического занятия в старшей группе для закрепления умения классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие. «Страна Гномия»

Елена Лупикина
«Инструменты». Конспект НОД в подготовительной группе

Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Инструменты»

Используемые технологии: Дыбина О. В «Что было до…»; Ушакова О. Д «Загадки, считалки, скороговорки»

Цель занятия:

Расширить представления детей о разных видах инструментов, о применении их в работе людьми разных профессий.

Задачи:

Образовательная

Учить детей отгадывать загадки, образовывать прилагательные от существительных, пополнять словарный запас.

развивающая

развивать у детей память, логическое мышление, связную речь.

Воспитательная

Воспитывать у детей уважительное отношение к труду взрослых.

Материалы к занятию: Презентация на тему «Инструменты» (авторская,

Д/и «Кому что нужно?»

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Ребята, сегодня мы будем говорить об инструментах. Что такое инструменты? (Инструменты – это предметы, которые помогают людям в работе) - слайд 1;

II. Первые инструменты появились очень давно. Ими пользовались еще первобытные люди. Сначала это был просто камень привязанный к палке.

Как вы думайте на какой современный инструмент он похож? (он похож на топор). Правильно. С помощью таких инструментов люди строили жилище, добывали пропитание, изготавливали предметы необходимые для жизни – слайд 2;

Затем люди научились делать инструменты из железа – слайд 3; Профессия кузнеца и в наше время востребована.

В современном мире появился электроинструмент, что значительно облегчило работу людям – слайд 4;

III. Игра «Отгадай загадки»

Хотите отгадать загадки об инструментах? (Да)

(воспитатель читает загадку, дети отгадывают, после чего появляется картинка на слайде, и затем поясняют свой ответ)

1. Зубов много, а ничего не ест? (Пила)- Слайд 5

(пила нужна, чтобы отпилить что- то)

2. Толстый тонкого бьет, тонкий что-нибудь пробьет. (Молоток и гвоздь)- слайд 6

(Молоток нужен, чтобы забить гвоздь)

3 У них тяжелый труд, все время что- то жмут. (Тиски) – слайд7

(В тисках закрепляют разные детали, чтобы их удобно было обрабатывать)

4. Она с винтом пустилась в пляс, а он кружась в доске увяз! (Шуруп и отвертка) – слайд 8

(Отверткой завинчивают шурупы)

5. На зеркальном на катке

На единственном коньке.

Он проехался разок –

И распался весь каток. (Стеклорез) – слайд 9

(Стеклорез нужен, чтобы резать стекла)

6. У конька у Горбунка

Деревянные бока

У него из под копыт

Стружка белая бежит

Деревянная речка

Деревянный катерок

А над катером вьется

Деревянный дымок. (Рубанок) – слайд 10

(Рубанком рубят доски, чтобы они были гладкими)

7. Сожмем мы гвоздь клешней своей, Р- раз и никаких гвоздей. (Клещи) – слайд11

(Клещи нужны для вытаскивания гвоздей из досок)

8. Этот каменный круг

Инструментам лучший друг

Взвихрит искры над собою

Острым делает тупое. (Точило) – слайд 12

(Точило нужно для заточки инструментов)

IV. Физкультминутка

Тюша Плюша тостячок (пружинки)

Прибивал к стене крючок (кулачок стучит о кулачок)

Стук, да стук

Стук, да стук

Старый гвоздь согнулся вдруг (руки в кулачках сгибаются и разгибаются)

Гвоздь согнулся, как червяк

А толстяк со стула бряк! (присесть на корточки)

Носом весело шмыгнул,

Шаровары подтянул, (встают на ноги)

Сосчитал свои веснушки

Пригладил кудри к макушке

Тюша Плюша не ревет (прыжки на 2ух ногах)

Даже если не везет!

V. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?»

Люди разных профессий используют в своей работе инструменты.

Давайте поиграем в игру «Кому что нужно?». Перед вами картинки людей разных профессий. Назовите профессии людей на картинках и подберите к ним картинки с нужными им в работе инструментами.

Варианты картинок:

Столяр (Рубанок, стамеска, пила, молоток);

Плотник (Топор, пила, молоток);

Сантехник (Гаечный ключ, отрезная машина, ножовка);

Автомеханик (Ножовка, гаечный ключ, тиски);

Садовник (Триммер, лопатка, грабли, лейка);

Лесоруб (Бензопила, топор);

Врач (Шприц, пинцет, градусник);

Парикмахер (Ножницы, фен, расческа, машинка для стрижки);

Стекольщик (Рулетка, стеклорез);

Швея (Утюг, иголки, ножницы, булавки);

Сапожник (Молоток, нож, шило).

VI. Игра «Закончи предложение»

Например:

Строителям нужны строительные инструменты;

Садовнику нужны… (садовые инструменты);

Врачу нужны… (медицинские инструменты);

Швее нужны… (швейные инструменты);

Столяру нужны… (столярные инструменты);

Сапожнику нужны. (сапожные инструменты).

VII. Игра «Что лишнее?»

Топор, клещи, стеклорез, дрель. Слайд 13 (Дрель – электроинструмент, а топор, клещи, стеклорез – ручной)

Тиски, иголка с ниткой, молоток, дрель. Слайд 14 (Иголка – швейный инструмент, а тиски, молоток и рубанок – строительный)

Пинцет, шприц, градусник, рулетка. Слайд15 (Рулетка – строительный инструмент, а пинцет, шприц, градусник – медицинский)

Шило, лейка, лопатка, грабли. Слайд 16 (Шило – сапожный инструмент, а лейка, лопата, грабли - садовый)

VIII. Итог занятия.

Ребята, о чем мы с вами говорили на нашем занятии? (Об инструментах)

Какие виды инструментов вы запомнили? (садовые, столярные, и т. д)

Нарисуйте и раскрасьте инструменты, которые есть у вас дома, на даче или которыми пользуются ваши родители на работе.

Публикации по теме:

Конспект математического развлечения для детей подготовительной к школе групп «Крестики-нолики» Конспект математического развлечения «Крестики-нолики» в подготовительной к школе группе Программное содержание: поддерживать интерес.

Совместная образовательная ситуация воспитателя с детьми подготовительной группы Тема: «Инструменты» Цель: Создать условия для закрепление.

Конспект спортивного досуга «Зимние игры и забавы» для детей старшей и подготовительной групп Программное содержание. Образовательная область «Физическое развитие» - совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке.

Конспект спортивного праздника на воде для детей старшей и подготовительной к школе групп. Задачи: 1. Закреплять умение плавать кролем на груди. 2. Развивать физические качества: быстроту, ловкость. 3. Воспитывать дружелюбие, чувство.

Конспект занятия

по лексике-грамматике

в интегрированной

подготовительной группе

МБДОУ № 10 г. Миасса

учитель - логопед: Портных А.В.

Образовательная область: «Коммуникация»

Тема: «Инструменты»

Задачи:

Совершенствовать умения словообразования и словоизменения.

Активизировать глагольный словарь у детей старшего дошкольного возраста.

Помочь детям организовать работу в группах.

Ход занятия.

Орг. Момент

Ребята, сегодня я пришла на работу и увидела вот этот сундук. А на нём записка. Прочитайте её, пожалуйста. (Для детей подготовительной группы)

Здесь ещё диск есть давайте посмотрим его, может узнаем чей это сундук. (Видео письмо от Домовёнка Кузи)

Основная часть

Дыхательная гимнастика

Какой пыльный сундук, давайте сдуем пыль с него.

Артикуляционная гимнастика

А теперь откроем его и заглянем. Карточки с изображением артикуляционной гимнастики (Лопатка, Иголочка, Почистим зубки, Маляр)

Мы можем выполнить эти упражнения.

Что ещё есть в сундуке?

Музыкальные инструменты

(скрипка, металлофон, барабан, дудка, ложки, треугольник, балалайка, тарелки, ксилофон)

Сколько разных предметов! Давайте назовём их ласково.

Скрипочка, металлофончик, барабанчик, дудочка, ложечки, треугольничек, балалаечка, тарелочки, ксилофончик.

Кто же пользуется этими предметами? (Музыканты)

Каждый музыкант имеет свою профессию, назовите её (презентация)

На пианино играет пианист.

На барабане играет барабанщик.

На гитаре играет гитарист.

На балалайке играет балалаечник.

На гармошке играет гармонист.

На трубе играет трубач.

Ребята, а что мы можем сделать с этими инструментами?

Правильно, играем в оркестре.

Оркестр

Соберём инструменты в корзинку. Как мы можем их назвать?

Музыкальные.

Но в сундуке ещё что-то есть.

Молоток, топор, клещи, пила, отвёртка.

Мы знаем игру с палочками про эти предметы.

Пальчиковая игра инструменты

Ребята, что можно делать этими предметами, назовите слово действие:

молотком - стучать

топором - рубить

клещами - вытаскивать

пилой - пилить

отвёрткой - закручивать, выкручивать

Как назвать эти предметы?

Плотницкие

Что же ещё есть в сундуке?

Тяпка, лопата, грабли, секатор, вилы.

Ребята, давайте приготовим сюрприз для Кузи и придумаем загадки про эти предметы.

Разделимся на две команды. Первая команда составит загадку про лопату.

Вторая про грабли. При помощи таблицы.

(дети озвучивают свою загадку)

Как можно назвать эти предметы одним словом. (Собрать в корзинку, подписать)

Садовые.

Сейчас я составлю все корзинки в сундук….

Ой, кажется, всё рассыпала…

Подвижная игра: Собери инструменты.

Давайте проверим всё ли правильно вы собрали.

Садовые - проверит Миша.

Музыкальные - проверит Ксюша.

Плотницкие - проверит Саша.

Уберём всё в сундук. Как же можно назвать все эти предметы, одним словом? (Инструменты)

Подпишем сундук и теперь Кузя будет точно знать что в нём лежит!

Образовательные: закрепить обобщающее понятие «Инструменты»,

закрепить умение классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие;

Коррекционно-развивающие: научить способу образования новых слов с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов, развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полными предложениями;

Активизировать словарь детей словами по теме «Инструменты», развивать мелкую моторику, тактильные ощущения.

Воспитательные: воспитывать отзывчивость, желание помочь другим, умение играть сообща, договариваться друг с другом, играть согласно правилам.

Интеграция образовательных областей: познание и художественный труд.

Предварительная работа: разучивание текста физкультминутки «До Гномии…»

Оборудование и материал: емкость с песком, игрушечные инструменты, куклы Гном и Великан, мелкие игрушечные инструменты для песка, пластилин, доски, влажные салфетки.

1. Организационный момент.

Игра «Ласковые имена».

Цель: формирование доброжелательного отношения детей друг другу, активизация монологической речи.

Дети и педагог стоят в кругу. Педагог, здороваясь, называет ребенка, который стоит около него, ласково по имени. Затем предлагает каждому по кругу поздороваться ласково по очереди.

2. Исследование у детей усвоенного материала.

Беседа по теме «Инструменты».

Цель: закрепить знания детей об инструментах, их назначении, видах.

Приемы: беседа, соревновательный прием.

Что такое инструменты (это предметы, которые нужны человеку для труда);

Какие бывают инструменты (музыкальные, садовые, плотницкие);

Назвать как можно больше инструментов в каждой видовой группе;

А что было бы, если бы не было инструментов.

Игра «Четвертый лишний».

Цель: закрепить умение классифицировать инструменты по видам.

Материал: игрушечные инструменты.

Ребенку предлагается исключить из ряда инструментов тот инструмент, который не подходит к остальным, т.е. лишний среди других инструментов. Например: лопата, скрипка, тяпка, грабли. Дети подходят к столу, где им предстоит выбрать лишний инструмент, объясняют, почему они сделали такой выбор.

3. Открытие нового знания.

Игра-сказка «Гномы и великаны».

Цель: сформировать умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов. Активизация в речи слов по темам: «Инструменты», «Человек».

Материал: куклы великан и гном, игрушечные инструменты.

Педагог рассказывает сказку: Далеко-далеко в одной стране жили великаны. У них были не руки, а ручища, не ноги, а ножищи, не глаза, а … (дети договаривают), не носы, а …, не рты, а … И у каждого из них был не дом, а огромный-огромный … А по соседству в другой стране жили гномы. У них были не руки, а ручки, не ноги, а …(дети договаривают), не носы, а …, не рты, а … И у них были не дома, а … Великаны для работы использовали инструменты: показ педагогом и называние детьми (топор, пила, молоток, отвертка). Кто они были? (Плотниками.) И их инструменты называются … А у гномов для работы были …(педагог показывает, дети перечисляют): не лопата, а …, не грабли, а …, не тяпка, а …Кто были эти гномы? Как называются инструменты? Другие гномы в своей работе использовали не дудку, а …, не рояль, а …, не скрипку, а …, не барабан, а …, не гитару, а … Эти гномы были … И их инструменты называются …

Игра «Угадай инструмент на ощупь».

Цель: закрепить названия инструментов, развивать тактильные ощущения, сенсорную память.

Материал: мешочек, игрушечные инструменты.

Ребенку предлагается в мешке отыскать и угадать на ощупь игрушечный инструмент.

Игра малой подвижности «До Гномии …».

Цель: развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, умение согласовать движение и речь.

До Гномии нам, братцы,

Так трудно добираться! - руки к щекам, покачать головой.

На машине мы поедем, - перед собой «крутим руль».

И на поезде помчимся, - согнутыми в локтях руками движения вперед- назад.

В самолете полетим - — руки в стороны, как крылья.

Сверху землю оглядим.- пальцы «биноклем» к глазам.

На корабле по океану - волнистые движения руками.

Плывем с отважным капитаном. - «отдаем честь».

Вот впереди видна земля - — ладонь ко лбу, вглядываемся вперед.

Приплыли в Гномию, друзья! - хлопаем в ладоши.

Игра-путешествие «Страна Гномия».

Цель: закрепить названия инструментов, их виды, умение образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения, воспитывать желание помочь другим.

Материал: емкость с песком, мелкие игрушечные инструменты, пластилин.

Педагог предлагает детям оправиться в Страну Гномию. Там дети по инструментам (лопата, грабли, тяпка; рояль, скрипка, барабан) определяют, чем занимаются гномы, кто они (садоводы, музыканты).

Затем педагог, если дети не заметили, обращает их внимание на то, что роялю чего-то не хватает; предлагает детям это исправить, а также призывает помочь гномам в огороде - вскопать и подрыхлить грядки. Дети прикрепляют ножки к роялю, работают в огороде, а затем «отправляются» обратно в детский сад.

4. Лепка инструментов по замыслу.

Цель: развивать мелкую моторику рук, технические навыки лепки, продуктивное воображение.

Педагог предлагает детям вылепить инструменты, которых нет в Стране Гномии и «отправить» их в посылке как образцы для изготовления.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе для закрепления умения классифицировать инструменты по видам: садовые, музыкальные, плотницкие. «Страна Гномия».
Номинация: Конспекты занятий, НОД / занятия логопеда


Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ «Детский сад №140 «Золотая рыбка»
Месторасположение: г. Барнаул, Россия

Низамова Лейсан Мадехатовна,

воспитатель

МБДОУ ДС КВ "Журавушка"

г. Новый Уренгой

Интеграция образовательных областей:

«познание»

«коммуникация»

«чтение художественной литературы»

«здоровье»

«социализация»

Виды деятельности:

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы

Материал и оборудование: Предметные и сюжетные картинки, конверты с разрезными картинками с изображением людей с разными профессиями, магнитная доска, презентация «Профессии», карточки с изображениями людей с разными профессиями, карточки с изображением разных инструментов.

Программные задачи:

Образовательные

Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

Упражнять в составлении описательных рассказов

Закрепить знания детей о том, что людям помогают в работе разные вещи – орудия труда.

Развивающие

Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом

Развивать умение слушать и слышать вопрос; умение обобщать; логическое мышление; интерес детей в процессе совместной деятельности; зрительное внимание и восприятие.

Воспитательные

Воспитывать интерес к занятиям, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания.

Воспитывать у детей интерес и уважение к людям, работающим в детском саду

Ход деятельности:

В. : Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. А к нам сегодня пришел гость. Угадайте загадку, и узнаете кто же это.

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа.(Незнайка)

Дети: Незнайка

В.: Правильно.

Входит под музыку Незнайка, в руках сундук средних размеров.

Незнайка : Добрый день! (Вытирает рукавом лоб) Устал, нашел на луне вот этот сундук. Открыл, посмотрел содержимое. А там, какие то конверты, ничего не понял?! Я - то думал, что нашел сокровища. Решил вот принести вам. Может поможете?

В.: ну что ж, поможем, ребята?

Дети: да, да!!!

Незнайка достает первый конверт и протягивает воспитателю.

В.: «Отгадайте загадки».

В.: ребята для этого нам нужно пройти к экрану. Я прочитаю вам загадку, если вы ответите верно, то на экране появится картинка.

Интерактивная презентация. скачать профессии.pptx (275.26 КБ)

Показ презентации «Профессии в загадках»

Незнайка: молодцы, ребята!

В.: А давайте поиграем.

Дети и Незнайка: Мы согласны.

Подвижная игра «Кому нужен этот предмет?»
(на ковре лежат указка, жезл, книга, половник, руль, скрипка, кисточка, ведро, метла, стетоскоп)
Дети под музыку двигаются по кругу. Музыка останавливается - дети берут предметы и говорят, кому нужен этот предмет.

Незнайка: У меня есть еще конверт. (отдает воспитателю)

В.: Игра «Собери картинку»

Для этой игры вам нужно встать парами. Каждой паре мы с Незнайкой раздадим разрезные картинки, а вы попробуйте их собрать.

НОД в подготовительной группе

«Путешествие в мир музыкальных инструментов»

(с использованием слайдовой презентации)

Цель: Обогащать восприятие детей красотой музыки.

Задачи:

1. Образовательные

  1. Углубить представление детей о происхождении оркестра и музыкальных инструментов, взаимосвязи музыки с природой;
  2. Создать условия для эмоционально-психологического раскрепощения детей во время занятия;
  3. Закрепление названий музыкальных инструментов.

2. Развивающие

  1. Развитие музыкальных способностей детей в процессе слушания музыки, пения, игры на музыкальных инструментах;
  2. Развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  3. Развитие тонкости и чуткости тембрового слуха, чувства ритма.

3. Воспитательные

  1. Воспитание в детях чувства радости и удовлетворения от процесса, беседы о музыкальных инструментах,
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, слушательской и исполнительской культуры детей.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, детские музыкальные инструменты, магнитофон с аудиозаписями, баян.

Ход занятия:

Под вальс дети забегают в зал и песней приветствуют музыкального руководителя.

Муз.рук. Добрый день! Я очень рада видеть вас сегодня, вы в хорошем настроении, бодрые и весёлые. Перед тем, как мы начнём наше занятие, я прочту замечательные слова великого музыканта и композитора Д.Б. Кабалевского.

"Музыка не только доставляет нам удовольствие.

Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее".

1 Слайд-тема занятия

Тема нашего занятия «Путешествие в мир музыкальных инструментов».

А знаете ли вы, что слово «оркестр» давнего происхождения? В древние времена так называлась площадка перед сценой в древнегреческом театре. Оркестр умеет раскрыть почти всё, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать и смеяться, изображать раскаты грома и нежно щебетать, как птичка. И всё потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов. (Слушание произведения)

2 Слайд-схема музыкальных инструментов в оркестре.

Вот посмотрите, как выглядит симфонический оркестр на сцене.

Каких только инструментов здесь нет!

Инструменты музыкальные,

Я скажу вам – уникальные.

Их огромное количество

Увлекает ученичество.

Вглядитесь повнимательнее и вы увидите, что инструменты в оркестре распределены в строгом порядке. Впереди расположены альты, скрипки, виолончели, чуть поодаль стоят контрабасы. Сразу за виолончелями расположилось семейство Деревянных духовых – флейты, кларнеты, гобои, фаготы. Справа от них разместились их родственники Медные духовые – трубы, валторны, тромбоны и тубы. За ними барабаны и ещё много разных инструментов. Оркестр – это организованное государство, имеет свои законы, и даже есть у него президент – управляющий оркестром. Ребята, подскажите, как его называют? (Ответы)

Дирижёр умеет заставлять инструменты играть так, как он этого хочет, хотя при этом не произносит ни одного слова. Он пользуется только палочкой. Поднимет её, стукнет легонечко о подставку для нот – пюпитр – и в оркестре воцаряется мёртвая тишина. Взмахнёт ею, и все инструменты заиграют согласно, гармонично и дружно. Давайте послушаем, как звучит симфонический оркестр. .

Ребята, а как вы думаете, много ли инструментов в симфоническом оркестре? (Ответы детей )

Да, в этом оркестре очень много инструментов. Все они делятся на несколько групп.
Слайд 3.

Струнные смычковые (Играют при помощи смычка)
Духовая группа (
Играют при помощи воздуха )
Ударная группа (
Звуки извлекают ударами )

И первая группа с которой мы познакомимся – это струнная смычковая группа

Слайд 4

Ребята, а почему она так называется? (Ответы детей)

Самая изящная из струнных это красавица скрипка. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». В глубокой древности человек заметил, что натянутая тетива охотничьего лука может приятно звучать. Постепенно люди начали делать музыкальные инструменты с одной, двумя или несколькими струнами. Они-то и были предками нашей скрипки. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Сейчас скрипка выглядит так: у нее четыре струны, которые натянуты на деревянный корпус. Звуки получаются от соприкосновения струны со смычком. Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова которые подходят к ее тембру.

Слушание скрипки

Ребята, в семье струнных инструментов живет не только скрипка, у нее много родственников. Перед нами – альт. Он очень похож на скрипку, но побольше. Звук у него более глубокий. Поэтому его называют «двоюродным братом» скрипки.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вы, наверное, подумали, что перед вами большие скрипки. Да, вы правы это тоже родственники «царицы музыки», но похожи они на нее только внешне, по форме. Но какие у них разные тембры. Вот виолончель. У нее совершенно особенный тембр звучания и свой характер. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства.

Семейство скрипичных завершает еще один представитель – контрабас. У него у единственного голос очень густой и плотный. Давайте послушаем его красивый тембр.

Слушание контрабаса.

Вот мы и познакомились с четырьмя родственниками из семейства скрипичных. А как они называются?
Дети: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Слайд 4

Ребята, теперь нас ждет встреча с духовой группой. Она делится на деревянные и медные духовые инструменты.

Итак, перед нами деревянные духовые инструменты. Первый инструмент называется флейта. У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого. Что в находящиеся сбоку отверстия вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом. Сейчас мы с вами послушаем, как звучит флейта.

Слушание

В семье духовых инструментов тоже много родственников. Гобой, фагот, кларнет. Принцип игры на них одинаковый: при помощи воздуха, который вдувают. Все они сделаны из дерева. Но у них разные голоса.

Слушание кларнета

Ну, вот ребята, мы познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. Я сейчас проверю, узнайте ли вы их.

Физкультминутка.

1.Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит из далёка,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив.
Я называюсь – скрипка.

2. У какого инструмента есть и струны и педаль?
Что же это? Несомненно, это звонкий наш….(рояль .)

3.Громче флейты, громче скрипок,
Громче труб наш великан.
Он ритмичен, он отличен, наш веселый ….(барабан.)

4.Приложил к губам я трубку-
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется ….(свирель.)

5.Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!
Озорная …..(балалайка.)

Ну, ребята, ответьте, все ли инструменты были из симфонического оркестра? (Ответы детей.)

А теперь продолжим знакомство с медными духовыми инструментами. Почему они называются медными? (Ответы детей)

Волторна – она похожа на улитку и у нее очень красивый звук.

Слушание

Труба – звук яркий, резкий. Труба звучит призывно как героический клич. Раньше трубы использовали на охоте.

Слушание

А теперь мы познакомимся с ударной группой. Десятки тысяч лет назад человек взял в обе руки по камню и начал стучать ими друг о друга. Так появился первый ударный инструмент. Это простое приспособление, которое не может еще дать музыки, но уже может дать ритм. Ударные инструменты гораздо старше духовых. Сейчас ударные – это очень большая группа инструментов. Я не смогу познакомить вас с каждым из них, но постараюсь выбрать самые яркие. Итак,литавры,у них металлический корпус, от еле слышного до громоподобного. Давайте послушаем этот уникальный инструмент.

Слушание
Кое - кто считает, что на барабане играть проще – простого. Взял в руки палочки и стучи. Но ведь музыканту надо выдержать ритм в течении всего музыкального произведения. А это очень сложно. Давайте послушаем как звучит барабан.

Слушание.

Вот мы и познакомились с некоторыми инструментами симфонического оркестра. На какие группы делятся все инструменты симфонического оркестра?

Молодцы! С этим заданием вы справились. А теперь я дам вам задание посложнее. Мы будем определять, какой инструмент звучит.

«Угадай какой инструмент звучит?»

Муз.рук. Давайте подведём итог нашего занятия. Мы поближе познакомились с основными группами музыкальных инструментов. Узнали об их разнообразии, прослушали звучание инструментов, определяли их по слуху. А что вам больше понравилось на занятии? (Ответы ) Ребята нарисуйте, пожалуйста, дома один из музыкальных инструментов, который вам больше всего понравился. А потом в музыкальном зале из ваших рисунков мы создадим свой симфонический оркестр.

До свидания, до новых встреч!

Дети под «Вальс» покидают зал.



Top