Аудиофайл по теме музыкальный портрет автопортрет искусство. Музыкальный портрет – каждый человек звучит! Музыка и другие виды искусства

>>Музыкальный портрет

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе , изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временное (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной непрограммной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей. Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека . «Моцартовские темы подобны выразительному лицу… Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Послушайте фрагменты из произведений разных композиторов: В.-А. Моцарта и С. Прокофьева, А. Бородина и Б. Тищенко, Ж. Бизе и Р. Щедрина, А. Шнитке и В. Кикты. Портреты каких людей вы «увидели » в музыке? Какие средства выразительности дают вам возможность представить особенности характеров героев и персонажей?

Художественно-творческое задание
Сделайте эскизные зарисовки портретов персонажей полюбившихся вам музыкальных сочинений, дайте им словесную характеристику.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Музыка

3 класс, урок № 7 («Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская)

Тема: Портрет в музыке

Цели:

Воспитательная

  • формирование эмоционального отношения к музыке, понимание музыки;
  • развитие культуры речи;
  • сравнение музыкальных образов и оценивание характеров.

Развивающая

  • восприятие музыкальных образов;
  • умение различать музыкальные фрагменты;
  • способность сопоставлять факты, анализировать и высказывать свою точку зрения.

Обучающая

  • углубить знания о средствах музыкальной выразительности – динамические оттенки, штрихи, тембр, интонация;
  • использование полученных знаний при составлении музыкального портрета.

Задачи урока:

  • формировать культуру слушателя;
  • дать понятие о выразительных и изобразительных интонациях;
  • познакомить со средствами музыкальной выразительности (тембром, динамикой, штрихами), их ролью в создании характера, образа;
  • воспитывать в детях положительные черты характера.

Тип урока: использование и закрепление полученных знаний

Планируемые результаты

Предметные:

  • формирование умения проводить интонационно-образный анализ произведения.

Личностные:

  • быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению;
  • не бояться собственных ошибок;
  • осознавать алгоритм своего действия.

Метапредметные:

Регулятивные

  • самостоятельно распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки;
  • принимать и удерживать учебные задачи;
  • включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные

  • с помощью учителя ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
  • понимать художественно-образное содержание музыкального произведения;

Коммуникативные

  • умение слышать, слушать и понимать окружающих, участвовать в коллективном исполнении.
  • различать в музыкальных портретах изобразительность и выразительность;
  • самостоятельно раскрывать средства музыкально-образного воплощения персонажей.

Понятия и термины, которые будут введены или закреплены в ходе урока:

портрет в музыке, интонация, выразительность, изобразительность.

Формы работы на уроке:

слушание, интонационно-образный анализ, хоровое пение.

Образовательные ресурсы:

  • Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева; 2017 г.
  • CD-диск «Комплекс уроков по музыке. 3 класс»
  • Фонохрестоматия. 3 класс;
  • Фортепиано.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Задача этапа

Действия учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (1-2 мин)

  • приветствие;
  • проверка готовности к уроку
  • приветствует учащихся
  • проверяет готовность к уроку
  • приветствуют учителя
  • организуют свое рабочее место

2.Постановка учебной задачи

  • создать мотивацию к работе на уроке;
  • определить тему урока
  • повторение терминов: выразительность, изобразительность
  • На прошлом уроке мы говорили как музыка описывает утро в природе.
  • Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Может ли музыка изобразить самого человека?
  • Если бы мы были художниками, как бы мы назвали изображенного человека? А в музыке?
  • учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы
  • учащиеся формулируют тему урока

«Портрет в музыке»

3.Актуализация знаний

  • повторение изученных знаний;
  • применение знаний в ходе урока
  • Прочитайте эпиграф или вступление к нашему уроку: В каждой интонации спрятан человек.
  • При помощи чего музыка может изобразить человека?
  • учащиеся читают учебник, отвечают на вопрос

4. Усвоение новых знаний и способов действий

  • алгоритм анализа музыкального произведения
  • Прочитайте стихотворение «Болтунья», назовите автора, попробуйте описать портрет этой девочки своими словами.
  • Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движение или голос?
  • Слушание песни «Болтунья»
  • Как музыка создала ее портрет?
  • учащиеся читают вслух стихотворение, анализируют характер и поведение девочки.
  • отвечают на вопросы учителя, составляют образный и звуковой портрет Лиды
  • слушают и анализируют музыку
  • делают выводы, принимают решение

5. Актуализация полученных знаний

  • применение и закрепление знаний
  • Звучит «Джульетта-девочка»
  • Чей это портрет: мужской или женский, детский или взрослый, какие движения или голоса можно услышать в музыке, какое настроение и характер?
  • учащиеся слушают и анализируют музыку,
  • отвечают на вопросы учителя,
  • делают выводы

6. Информация о домашнем задании

  • инструктаж по выполнению домашнего задания
  • Нарисуйте рисунок-загадку, по которому мы сможем догадаться, чей портрет вам понравился больше.

7. Вокально-хоровая работа

  • Давайте вспомним песню-портрет о «Веселом щенке»
  • Как мы исполним ее?
  • учащиеся вспоминают слова и мелодию песни,
  • анализируют способы исполнения и средства музыкальной выразительности
  • исполняют песню

8. Подведение итогов

  • рефлексия
  • Что необычного было на уроке?
  • Выполнили мы все задачи?
  • учащиеся отвечают на вопросы учителя и анализируют свою работу на уроке.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Видеть улыбку и радостный взгляд –

Вот оно счастье, так говорят!

Проверьте, все ли приготовились к уроку.

  1. Постановка учебной задачи.

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о том, как музыка описывает утро в природе.

Одно из произведений изображало красоту утренней природы, а другое выразило чувства человека утром. Вспомните, как назывались эти музыкальные произведения?

Ответы детей: П. Чайковский «Утренняя молитва», Э. Григ «Утро»

Учитель: Если музыка говорит о чувствах человека, то в ней есть ….

Ответы детей: выразительность.

Учитель : А если, слушая музыку, мы «видим» картины природы, «слышим» ее голоса, то в ней есть ….

Ответы детей: изобразительность.

Учитель: Может ли музыка изобразить самого человека?

Ответы детей…

Учитель: Как называется изображение человека на картине художника? В музыке?

Ответы детей: Портрет.

Учитель: Правильно. Тема нашего урока – Музыкальный портрет.

  1. Актуализация знаний

Учитель: Посмотрите на живописный портрет, о чем он может рассказать нам?

(Работа с портретом композитора С. Прокофьева)

Ответы детей: о внешности человека, возрасте, одежде, настроении …

Учитель: А музыка может описать внешность человека, возраст, одежду?

Ответы детей: Нет, только настроение.

Учитель: Эпиграф или вступление к нашему уроку говорит: «В каждой интонации спрятан человек». При помощи чего музыка может изобразить человека?

Ответы детей: При помощи интонаций.

Учитель: Но они должны быть очень выразительными, чтобы мы их смогли понять.

Распевка «Разные ребята» (исполнение по группам)

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Сегодня мы познакомимся с двумя музыкальными портретами, их создал композитор С. Прокофьев (запись в тетрадь). Давайте прочитаем стихотворение, которое стало основой для одного из них.

Чтение стихотворения Агнии Барто «Болтунья»

Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.

Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".

Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.

А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!

Учитель: Опишите героиню стихотворения!

Ответы детей: Маленькая девочка, школьница, симпатичная, веселая, но слишком болтливая, зовут Лидой.

Учитель: Какие музыкальные интонации могут выразить характер Лиды?

Ответы детей: легкие, светлые, быстрые…

Учитель: Какие музыкальные интонации могут изобразить ее движения или голос?

Ответы детей: очень быстрые, торопливые, как скороговорка.

Учитель: Давайте послушаем песню, которая получилась у композитора.

Слушание песни.

Учитель: Как музыка создала портрет Лиды? Какой характер у нее?

Ответы детей: Добрый, веселое настроение и очень быстрая речь.

Учитель: Как можно назвать эту песню?

Ответы детей: Веселая болтушка…

Учитель: Давайте отметим в тетради (запись в тетрадь: «Болтунья Лида», изображена речь девочки)

  1. Актуализация полученных знаний

Учитель: А если в музыке нет слов, ее исполняют только музыкальные инструменты, сможет ли она создать образ человека?

Ответы детей…

Учитель: Сейчас мы послушаем еще один музыкальный портрет, а вы угадайте, чей он. А музыка нам подскажет – если она будет говорить о мужчине, в ней появится маршевость, если о женщине - танцевальность, если герой - взрослый, музыка прозвучит серьезно и тяжело, если ребенок – шутливо и легко.

Слушание музыкального фрагмента С. Прокофьева «Джульетта – девочка»

Ответы детей: Музыка говорит о женщине, в ней есть танцевальность, героиня – молодая или маленькая девочка, музыка звучит быстро, легко, весело.

Учитель: Что можно делать вместе с музыкой?

Ответы детей: танцевать, играть, прыгать или бегать.

Учитель: Все верно. Эту героиню зовут Джульетта, а мы прослушали фрагмент балета «Ромео и Джульетта», в котором рассказывается история любви очень молодых героев. А Джульетта изображена в момент ожидания встречи со своим возлюбленным, поэтому ей не сидится на месте, и она, действительно, и бегает, и прыгает, и танцует от нетерпения. Слышите?

Повторное слушание фрагмента

Учитель: Что музыка изобразила больше: движения или речь героини?

Ответы детей: Движения

Учитель: Давайте запишем: «Джульетта», изображены движения (запись в тетрадь)

  1. Домашнее задание

Рисунок – загадка. Нарисуйте один предмет, который принадлежит или Болтунье Лиде, или Джульетте.

  1. Вокально-хоровая работа

Учитель: А хором мы можем создать чей-нибудь портрет?

Ответы детей…

Учитель: Давайте споем песню о маленьком щенке, который отправился на прогулку.

Повторение слов песни по группам:

1куплет – 1-й ряд, 2 куплет – 2-й ряд, 3 куплет -3-й ряд, 4 куплет – все.

Работа над кантиленным исполнением мелодии в куплетах и отрывистым звучанием в припеве.

Исполнение песни.

  1. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Что необычного/интересного было на уроке?

Ответы детей …

Учитель. Выполнили мы все задачи?

Ответы детей …

Учитель. Что понравилось или не понравилось больше всего?

Ответы детей …


Публикации раздела Музыка

Музыкальные портреты

З инаида Волконская, Елизавета Гилельс, Анна Есипова и Наталия Сац - настоящие звезды прошлых веков. Имена этих женщин были известны далеко за пределами России, их выступлений и постановок ждали любители музыки по всему миру. «Культура.РФ» рассказывает о творческом пути четырех выдающихся исполнительниц.

Зинаида Волконская (1789–1862)

Орест Кипренский. Портрет Зинаиды Волконской. 1830. Государственный Эрмитаж

После смерти своего педагога Сергей Прокофьев писал: «Я оказался ее последним учеником-победителем из той колоссальной фаланги лауреатов, которых она готовила на своей фабрике» .

Наталия Сац (1903–1993)

Наталия Сац. Фотография: teatr-sats.ru

Наталию с детства окружали люди творчества. Друзьями семьи и частыми гостями московского дома были Сергей Рахманинов , Константин Станиславский , Евгений Вахтангов и другие деятели искусства. А ее театральный дебют состоялся, когда девочке едва исполнился год.

В 1921 году 17-летняя Наталия Сац основала Московский театр для детей (современный РАМТ), художественным руководителем которого оставалась в течение 16 лет. Один из самых авторитетных отечественных театральных критиков Павел Марков вспоминал о Сац как о «девушке, почти девочке, которая стремительно и энергично вошла в сложный строй московской театральной жизни и навсегда сохранила ответственное понимание своего жизненного и творческого признания» . Она стремилась создать такой театр, который стал бы для детей всех возрастов порталом в светлый и сказочный мир, местом ничем не ограниченной фантазии - и ей это удалось.

Культовый немецкий дирижер Отто Клемперер, посмотрев режиссерские работы Сац в детском театре, пригласил ее в Берлин и предложил поставить оперу Джузеппе Верди «Фальстаф» в «Кролль-опере». Для Сац эта постановка оказалась настоящим прорывом: она стала первой в мире женщиной-режиссером опер - и без преувеличения всемирно известным театральным деятелем. Успешными стали и другие ее зарубежные оперные постановки: «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера и «Свадьба Фигаро» Вольфганга Амадея Моцарта в аргентинском «Театро Колон». Газеты Буэнос-Айреса писали: «Русская художница-режиссер создала новую эпоху в искусстве оперы. Спектакль [«Свадьба Фигаро»] глубоко психологичен, как это бывает только в драме, и этим нов и привлекателен для зрителя» .

После возвращения в СССР в 1937 году Наталия Сац была арестована как жена «изменника Родины». Ее мужа - наркома внутренней торговли Израиля Вейцера - обвинили в контрреволюционной деятельности. В ГУЛАГе Сац провела пять лет, а после освобождения уехала в Алма-Ату, так как не имела права вернуться в Москву. В Казахстане она открыла первый Алма-Атинский театр юного зрителя, где работала в течение 13 лет.

В 1965 году Наталия Сац, уже вернувшись в столицу, основала первый в мире Детский музыкальный театр. Она ставила не только детские спектакли, но и «взрослые» оперы Моцарта, Пуччини, а в симфонические абонементы включала «серьезную» музыкальную классику.

В последние годы жизни Наталия Сац преподавала в ГИТИСе , основала благотворительный фонд содействия развитию искусства для детей и написала множество книг и пособий по вопросам музыкального воспитания.

Елизавета Гилельс (1919–2008)

Елизавета Гилельс и Леонид Коган. Фотография: alefmagazine.com

Елизавета Гилельс, младшая сестра пианиста Эмиля Гилельса, родилась в Одессе. Семья всемирно известных исполнителей была отнюдь не музыкальной: отец Григорий служил бухгалтером на сахарной фабрике, а мать Эсфирь вела домашнее хозяйство.

Лиза Гилельс впервые взяла в руки скрипку в шесть лет, а азам музыкального искусства ее обучал известный одесский педагог Петр Столярский. Еще подростком Гилельс заявила о себе как о вундеркинде: в 1935 году юная скрипачка получила вторую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. А в 1937 году, когда ей было 17, Елизавета в составе делегации советских скрипачей произвела фурор на Конкурсе имени Эжена Изаи в Брюсселе. Первую премию конкурса присудили Давиду Ойстраху, вторую - исполнителю из Австрии, а Гилельс и ее коллеги разделили места с третьего по шестое. Эта триумфальная победа прославила Елизавету Гилельс и в Советском Союзе, и за его пределами.

Когда советские музыканты возвращались из Бельгии, их встречала торжественная процессия, участником которой был талантливый, но в те годы еще неизвестный скрипач Леонид Коган. Свой букет он вручил именно Елизавете Гилельс, талантом которой всегда восхищался: так состоялось знакомство будущих супругов. Правда, парой они стали не сразу. Гилельс недавно стала звездой, активно выступала и гастролировала, к тому же была старше. Но однажды она услышала выступление неизвестного скрипача по радио. Виртуозная игра поразила ее, и, когда диктор объявил имя исполнителя - а им был Леонид Коган, - уже Гилельс стала его большой поклонницей.

Музыканты поженились в 1949 году. Гилельс и Коган долгие годы играли в дуэте, исполняли сочинения для двух скрипок Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди, Эжена Изаи. Постепенно Елизавета отказалась от сольной карьеры: в 1952 году у пары родился сын - Павел Коган, он стал известным скрипачом и дирижером, а спустя еще два года появилась дочь Нина, одаренная пианистка и талантливый педагог.

С 1966 года Елизавета Гилельс стала преподавать в Московской консерватории. Ее учениками были скрипачи Илья Калер, Александр Рождественский, Илья Груберт и другие талантливые музыканты. После смерти Леонида Когана в 1982 году Гилельс занималась систематизацией его наследия: подготовкой к печати книг и выпуском записей.

Музыкальный портрет

Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке.

В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время

не случайно говорится, что «в интонации спрятан человек». Так как музыка искусство временно е (она развертывается, развивается во времени), ей, как и лирической поэзии, подвластно воплощение эмоциональных состояний, переживаний человека со всеми их изменениями.

Слово «портрет» применительно к музыкальному искусству, особенно к инструментальной не программной музыке, - метафора. В то же время звукопись, а также синтез музыки со словом, сценическим действием и внемузыкальными ассоциациями расширяют ее возможности. Выражая чувства, настроения человека, воплощая различные его состояния, характер движения, музыка может вызвать зрительные аналогии, позволяющие представить, что за человек перед нами.

Н.Рерих. Русский художник(1874-1947) Эскиз декорации оперы «Князь Игорь»

Персонаж, лирический герой, рассказчик, повествователь - эти понятия важны не только в литературном произведении, но и в музыкальном. Они необходимы для понимания содержания программной музыки, музыки для театра - оперной, балетной, а также инструментально-симфонической.

Интонация персонажа более ярко воспроизводит внешние приметы, проявления человека в жизни: возраст, пол, темперамент, характер, неповторимую манеру говорить, двигаться, национальные особенности. Все это воплощается в музыке, и мы как бы видим человека.

Музыка может помочь встретиться с людьми другой эпохи. Инструментальные произведения создают образы различных персонажей.

Ф. Гайдн признавался, что всегда сочинял музыку, имея в виду характерные типы человека. «Моцартовские темы подобны выразительному лицу…

Можно написать целую книгу о женских образах в инструментальной музыке Моцарта» (В. Медушевский).

Портрет композитора в литературе и кино

Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения: музыка, картины, скульптуры и пр., - а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.

«Вселенная Моцарта» (Ирина Якушина ) так называется одна из книг о жизни и творчестве Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1799), австрийского композитора, автора бессмертных музыкальных сочинений - Симфонии № 40, «Маленькой ночной серенады», «Рондо в турецком стиле», «Реквиема».

П очему музыка Моцарта сравнивается со Вселенной? Видимо, потому, что в ней разнообразно и глубоко раскрываются различные явления жизни, ее вечные темы: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, прекрасное и безобразное. Контрасты образов, ситуаций составляют главную движущую силу его музыки, которая помогает слушателям понять его жизненное кредо: «На любимой земле несравненно прекрасна жизнь!»

Трагическая кончина Моцарта в возрасте 35 лет породила множество предположений о смерти композитора, находящегося в расцвете творческих сил. Одно из них - отравление Моцарта его современником, признанным в обществе придворным композитором Антонио Сальери (1750 -1825), легло в основу маленькой трагедии А. Пушкина «Моцарт и Сальери», оперы Н. Римского-Корсакова, современных кинофильмов и драматических спектаклей.

Иную трактовку взаимоотношений двух композиторов дает зрителям кинорежиссер М. Форман - создатель фильма «Амадей», удостоенного пяти премий «Оскар» Американской киноакадемии: обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях, которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта. В заключительной части фильма запечатлены моменты постановки оперы «Волшебная флейта» и создания «Реквиема».

Прочитайте маленькую трагедию

А.С.Пушкин. Моцарт и Сальери. Слушать Здесь.

Рассмотрите иллюстрации М. Врубеля.

Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?

Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями искусства?

Послушайте фрагменты знакомых вам сочинений Моцарта.

Моцарт Ария Фигаро из оперы "Свадьба Фигаро". Слушать Здесь.

Какие чувства, выраженные в музыке Моцарта, созвучны чувствам современного слушателя?

Послушайте современную обработку одного из сочинений Моцарта. Почему известные исполнители обращаются к творческой интерпретации музыки Моцарта?

Моцарт симфония №40 в современной обработке. Слушать Здесь.

Прочитайте литературные произведения, в которых нарисован образ-портрет композитора (отрывки из романа Д. Вейса «Возвышенное и земное» Слушать Здесь, стихотворения Л. Болеславского, В. Бокова и др.).

Ю.Воронов Моцарт. Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор.Слушать Здесь.

Моцарт Фантазия ре минор лит-ра. Слушать Здесь.

Лев Болеславский. Реквием. Слушать Здесь


Top