Олег даль от чего. Что стало причиной ухода олега даля

Когда 25 мая 1941 года в семье Далей появился второй ребёнок - худенький Олежечка - его мама была счастливей всех на свете. Но началась война, и ей вместе с крохотным сыном и старшей дочерью пришлось спешно покинуть родное подмосковное Люблино.

Сестра Олега, Ираида Крылова: "Проводница впихнула нас, народу полно, негде ни присесть, ни расположиться. Олег там уже хрипит, потому что пока бежали, переворачивался несколько раз. Маме уступили место, она попыталась его перепеленать и смотрит в ужасе - он уже вниз головой был. Как она его тащила, когда он рыдал и плакал…"

После войны семья Далей вернулась в Люблино. Ещё долго маленький Олег засыпал с трудом - ему всё чудилось, что самолёты летят бомбить город. И тогда мама читала ему "Буря мглою небо кроет…" Мама вообще обожала своего сына и гордилась его успехами - и когда он пел солистом в хоре Дунаевского, и когда играл негритёнка-Снежка в драматическом кружке, и когда научился играть сначала на пианино, потом на гитаре. И сочинения писал самые лучшие в школе. А после окончания учёбы неожиданно заявил родителям, что хочет стать актёром. Ради этого он даже самостоятельно избавился от дефекта речи (Олег с детства сильно картавил). И поступил, сразив педагогов "Щепки" блистательным прочтением лермонтовского "Мцыри".

Талантливый Даль, ещё будучи студентом, начал сниматься в кино, затем играл в Малом театре. И в "Современник" своего кумира Олега Ефремова пришёл уже большой звездой. Именно там он встретил свою большую любовь, ставшую и его первой женой, - актрису Нину Дорошину. 22-летний Олег влюбился в неё так сильно, что перестал замечать всё вокруг, в том числе и то, что сама Нина, как и все актрисы "Современника", была влюблена в Ефремова. Но даже несмотря на сумасшедшую влюблённость, так и не смог простить ей того, что Ефремов увел её прямо с их свадьбы. Брак развалился, по сути, даже не начавшись. Отныне актёр посвящал себя театру, который, впрочем, не сильно баловал его. Но зато когда ему доверили роль Васьки Пепла из горьковского "На дне", он играл с таким надрывом, что именно на него сбегалась посмотреть чуть ли не вся Москва.

Затем у Олега был второй брак. И тоже неудачный. Даль мучительно хотел семью, детей, а его вторая супруга, актриса Татьяна Лаврова, хотела только одного - играть в театре. Именно театр она любила больше всего на свете… Но, в конце концов, нашлась та самая женщина, которая подарила Далю долгожданный уют, семейный покой - ею стала Елизавета Эйхенбаум, третья жена актёра. Она ездила с ним на съёмки, готовила еду, стирала. В общем, обеспечивала крепкий семейный тыл. Только Олег - вечно ищущий, неугомонный, противоречивый - успокоиться не мог. И виной тому были работа в театре и кино. Он уходил из "Современника" и снова возвращался - потому как постоянно конфликтовал с коллегами, но жить без театра всё-таки не мог. И ещё метался в поисках своего кинорежиссёра. И если вдруг всё совпадало - и сценарий, и режиссёр, то Даль, одетый в вызывающе броский вишнёвый пиджак, мог бросить режиссёру: "Роль, вроде бы, неплохая. Если сойдёмся в позициях, может быть и соглашусь". Так, например, было на пробах к фильму "Женя, Женечка и "Катюша" (1967). Правда, режиссёр Владимир Мотыль с трудом сумел отстоять кандидатуру талантливого, но такого "неудобного" актёра на худсовете ("В нём нет стихийного обаяния", "В его облике не хватает русского национального начала", - утверждали чиновники). И отстоял не зря: роль Жени Колышкина по сей день остаётся одной из лучших в фильмографии Даля.

Потом была картина "Земля Санникова" (1973), которую сам Даль очень не любил - ему не дали спеть песню "Есть только миг", отдав её Олегу Анофриеву. Был фильм "Отпуск в сентябре" (1979), в котором Даль мечтал сняться. Он считал, что роль Зилова - его и только его, что Вампилов и писал её чуть ли не с него. Снялся. Только недолюбливавшие актёра чиновники положили фильм на полку на долгие восемь лет. Были и огромная стопка сценариев, которые Даль отверг по причине казавшейся ему неинтересности. Среди них ставшие легендарными "Безымянная звезда", "Ирония судьбы, или С лёгким паром!", "Экипаж". За отказ сняться в "Экипаже" актёр вообще попал в немилость чиновников "Мосфильма". Об этом Олег Иванович очень зло написал в своём дневнике: "Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня".

Последним фильмом для Даля стал "Незваный друг" (1980) Леонида Марягина. Вспоминает Марягин: "За два месяца, по-моему, до трагической гибели Олега он прислал мне письмо. Письмо такое печальное, с просьбой подумать и поискать какую-то работу, может быть, в Питере что-то есть или что-то в других телевизионных объединениях. В общем, крик душевный. А на полях письма нарисованы такие следы рукой Олега. Затем смотрю, нарисован Зилов в кепке. Но по этим полям следы вели к нарисованной аккуратненько могилке…"

В последние годы своей жизни Олег Иванович служил в Малом театре. И свой единственный спектакль в нём, как ему казалось, провалил с треском. Вечером он писал объяснительную записку, хотя никто не просил: "Ввод был мной провален и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок - позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас - мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы". Для него это была трагедия.

Но настоящая трагедия случилась в Киеве, куда Даль приехал на пробы на два дня. Именно поэтому и не взял с собой жену Лизу, которая за ним постоянно присматривала. Переболевший пневмонией, такой худой, что без рентгена все ребра были видны, бородатый (так нужно было для проб) - именно таким Лиза его и видела в последний раз…

Валентин Гафт: "Подошёл к нему художник в Киеве: "Я очень хочу нарисовать ваш портрет, когда это можно сделать?" Он сказал: "У вас в распоряжении один день". Вечером он пошёл на ужин. И дочка одного из артистов, когда они были за столом, вдруг сказала: "Папа, у Олега на лице печать смерти". Не знаю, правда или нет, но он рассказывал, что Олег остался ночевать, не поехал в гостиницу. Утром встал, выпили кофе-чай, и уезжая он сказал не "до свидания", а "прощай". Пришёл в гостиничный номер свой, закрылся. Что там произошло, неизвестно. Говорят какой-то таблеткой подавился, или что… Но когда сломали дверь, потому что ему надо было на пробы, а его не было, уже его не было..."

Олег Даль умер 3 марта 1981 года. "Вечёрка" и "Московский комсомолец" дали два чёрных квадратика - и всё. Потому что он не был не то что народным, даже заслуженным. Зато на площади перед Малым театром собралась огромная толпа, чтобы проститься - нет, не с заслуженным или народным - а просто с любимым артистом.

До своего 40-летия он не дожил двух месяцев.

Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера.


Говорят, он был «неудобным» для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них его погубила.


Актер театра и кино Олег Даль
Он родился за месяц до начала войны и, как многие дети его поколения, мечтал стать моряком или летчиком. Но из-за проблем с сердцем ему пришлось выбирать другую профессию. Он увлекся литературой и живописью, а после окончания школы решил поступать в Щепкинское театральное училище, хотя его родители были против. Ему удалось сдать экзамены с первой попытки. Во время учебы Олег Даль начал сниматься в кино, и уже тогда он обратил на себя внимание известных режиссеров – ему поступили предложения от Леонида Аграновича и Сергея Бондарчука.


Олег Даль


Владимир Высоцкий и Олег Даль
Всесоюзную популярность Олегу Далю принесла главная роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Успех закрепил фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». К концу 1960-х гг. он был уже одним из самых популярных и любимых в народе театральных и киноактеров.


Актер театра и кино Олег Даль



Никто не подвергал сомнению его актерский талант, но многие режиссеры опасались с ним сотрудничать: Даль мог взяться за роль, начать репетировать, а потом решить, что фильм или спектакль недостаточно хорош и отказаться от работы. Его называли одной из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Ему многое прощали за его талант и неординарность, но его чрезмерная прямота и принципиальность, резкость и максимализм, обидчивость и вспыльчивость мешали строить и дружеские, и профессиональные отношения.


Олег Даль в фильме *Женя, Женечка и *катюша*, 1967


Кадр из фильма *Женя, Женечка и *катюша*, 1967
Олег Даль часто конфликтовал с режиссерами – он требовал полной свободы действий и не любил, когда ему мешали делать то, что он считал нужным. Дело часто доходило до выговоров и «разборов полетов» на общем собрании. Олег Ефремов не раз пытался уволить его из «Современника», Даль уходил из театра и снова возвращался. На съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» он однажды отказался выходить на съемочную площадку из-за того, что его костюм топорщился и плохо на нем сидел. Одним из немногих, кто был согласен терпеть и срывы, и грубость Даля, был режиссер Григорий Козинцев, который считал, что масштаб актерского дарования перекрывал все трудности характера, и понимал, что ему и самому непросто мириться с собой.


Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968


Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968
Актер часто отказывался от ролей, если сценарий казался ему неинтересным. Так он поступил с фильмами «Безымянная звезда», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Экипаж». Из-за того, что он бросил работу, уже приступив к съемкам в «Экипаже», у него случился серьезный конфликт с руководством «Мосфильма». После чего Олег Даль записал в своем дневнике: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня».


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе


Актер театра и кино Олег Даль
Из-за тяжелого характера долгое время Олег Даль не мог найти счастья и в семейной жизни. Два его первых брака распались. Актрисой Нина Дорошина вышла за него замуж назло человеку, которого любила, – Олегу Ефремову, и Даль узнал об этом прямо во время свадьбы. Поэтому этот брак тут же распался. Семейный союз с актрисой Татьяной Лавровой тоже был недолговечным. В 1969 г. актер познакомился с Елизаветой Эйхенбаум, которая была монтажером на съемках, и вскоре они поженились. Его знакомые говорили, что она была единственным человеком, кто смог найти к нему подход.


Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973


Олег Даль в фильме *Земля Санникова*, 1973
В театре Даль часто срывал спектакли из-за того, что позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии или вообще не являться. Незадолго до смерти, пропустив свой единственный спектакль в Малом театре, он написал объяснительную: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок – позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас – мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы». Однако побороть алкогольную зависимость актер так и не смог. Его жена вспоминала: «Олег страшно пил. При этом делался похожим на Зилова из «Утиной охоты», даже страшнее. Себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал… Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже».


Кадры из фильма *Не может быть!*, 1975


Олег Даль в фильме *Приключения принца Флоризеля*, 1979
Последней заметной работой Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» в 1979 г. Из-за алкогольной зависимости актера обострились конфликты с режиссерами, что сказалось на здоровье и напомнило о давних проблемах с сердцем. Знакомые говорили, что в последние месяцы жизни актер был в состоянии физического и нервного истощения. Во время гастролей в Киеве 3 марта 1981 г. Олег Даль скончался в гостиничном номере. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, но говорили, что спровоцирован он был употреблением алкоголя. После его смерти жена призналась: «С Олегом я прожила счастливую жизнь. Не прилагая особых усилий, он сделал меня совершенно другой: я забыла о прежней Лизе Апраксиной и одолела профессию жены Художника, которому трудно. Хоть и научилась смотреть на все его глазами, жить его делами, все равно он так и остался для меня загадкой. Прекрасной. Я умерла вместе с ним».


Актер театра и кино Олег Даль
Сам о себе Олег Даль говорил: «Я не народный, я инородный». Его вдова Лиза признавалась: «Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался». Актер Олег Борисов называл его «заповедной личностью». Из-за своих конфликтов с руководством Даль не получал никаких наград, званий и премий, но для миллионов зрителей был и остается истинно народным артистом.


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе

ДАЛЬ ОЛЕГ

ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“ (оба – 1973), „Звезда пленительного счастья“, „Вариант „Омега“ (т/ф) (оба – 1975), „Горожане“ (1976), „Золотая мина“ (т/ф, 1977), „В четверг и больше никогда“ (1978), „Утиная охота“ (т/ф, 1979), „Приключения принца Флоризеля“ (т/ф, 1980), „Мы смерти смотрели в лицо“, «Незваный друг“ (оба – 1981) и др.; скончался 3 марта 1981 года на 40-м году жизни).

Еще в детстве Даль сорвал себе сердце, играя в баскетбол, – его даже в армию из-за этого не взяли. Потом у него были плохие легкие. Ему бы с такими болячками вести здоровый образ жизни, но как артисту это сделать? А тут еще в двадцать с небольшим у Даля начались проблемы с «зеленым змием»…

По всем приметам Даль предчувствовал свою смерть. О ее скором приближении он говорил не только своим близким, но и друзьям, коллегам по работе. Вот как об этом вспоминает партнер Даля по съемкам в фильме «Приключения принца Флоризеля» Игорь Дмитриев: «Как-то в Вильнюсе, летом 1978 года, мимо нашего автобуса проехал траурный катафалк с возницей в цилиндре, с раскачивающимися красивыми фонарями. Олег сказал: „Смотрите, как красиво хоронят в Литве, а меня повезут по Москве в закрытом автобусе. Как неинтересно“.

Когда в июле 1980 года в Москве умер Владимир Высоцкий, Даль, будучи у него на похоронах, заметил: «Ну вот, теперь моя очередь». Михаил Козаков вспоминает, что тогда к нему подошла Галина Волчек и спросила на ухо: «Может, хоть это Олега остановит?» Она имела в виду, что Даль, как и Высоцкий, сильно пил и никак не мог остановиться.

После смерти Высоцкого мысли о смерти стали приходить к Далю постоянно. В своем дневнике в октябре 80-го он записал: «Стал думать часто о смерти. Удручает никчемность. Но хочется драться. Жестоко. Если уж уходить, то уходить в неистовой драке. Изо всех оставшихся сил стараться сказать все, о чем думал и думаю. Главное – сделать!»

В день рождения Высоцкого – 25 января 1981 года – Даль проснулся утром на даче и сказал своей жене: «Мне снился Володя. Он меня зовет».

Буквально через несколько дней после этого, в разговоре с В. Седовым, Даль печально заметил: «Не надо меня врачевать, мне теперь все можно – мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре».

А вот случай, который произошел буквально за несколько дней до внезапной смерти актера. Вспоминает Л. Марягин: «Когда в начале 1981 года фильм „Незваный друг“ был полностью готов, мы повезли его в Политехнический музей. После просмотра устроители выделили нам машину, чтобы развезти по домам, но Даль предложил заехать в ресторан ВТО (Всероссийского Театрального Общества, на бывшей улице Горького, того, что сгорело, не выдержав переименования в Союз театральных деятелей) и отпраздновать просмотр. Мы с Анатолием Ромашиным согласились. Там Олег спросил Ромашина:

– Толя, ты живешь там же?

Ромашин жил тогда у Ваганьковского кладбища.

– Да, – ответил Ромашин.

– Я скоро там буду, – сказал Даль…»

В самом начале марта 81-го Даль отправился в Киев на пробы к фильму «Яблоко на ладони». Его жена хотела поехать с ним, но не смогла – аккурат накануне отъезда у нее разболелась селезенка. Ехать без нее Даль не хотел, но обстоятельства требовали. Он приехал в Киев 2 марта. Поселился в гостинице на Брест-Литовском. И там к нему почти сразу пришел его приятель, бывший сокурсник по «Щепке» Дмитрий Миргородский, которого некоторые за глаза называли «злым гением Даля». Вдвоем они выпили за встречу, а когда им этого показалось мало, отправились догуливать в ресторан ВТО. И просидели там чуть ли не до двух ночи. Оттуда направились к родственникам Миргородского. Там Даль переночевал. Встал около семи утра. Немного позавтракал и отправился в гостиницу, поскольку в одиннадцать за ним туда должна была прийти машина, чтобы отвезти на кинопробы. Провожал его до гостиницы на своей машине Владимир Миргородский. По его словам, его поразила одна деталь. Когда Даль стал удаляться, Владимир ему крикнул: «Олег! Значит, я за тобой часа в два прямо на студию заезжаю? Да? Ну, пока!» А Даль вдруг обернулся и сказал: «Как „пока“? Не „пока“…» Вернулся к машине, приобнял Владимира и говорит: «Прощай…»

В вестибюле Даль встретился с актером Леонидом Марковым и бросил ему жуткую фразу: «Пойду к себе в номер умирать». Хотя дежурная по этажу, где жил Даль, описывала последнюю встречу с актером куда более оптимистично. Даль прошествовал мимо нее и сказал: «Время есть. Два – два с половиной часа. Так что не будите меня. Мне позвонят со студии, и к одиннадцати приедет машина». И удалился в номер. Дверь он закрыл на ключ, оставив его в замке. Что было дальше, определенно сказать трудно. Судя по всему, Даль принял снотворное – эуноктин, которое нельзя было мешать со спиртным. Далее послушаем рассказ Валентина Никулина:

«Машина за Олегом действительно пришла в одиннадцать. Но как же долго они тянули! Подошли к номеру, постучали. Тишина. „А як жеш так?.. Шо таке… нэ отвечае… А шож так…“ Прошло двадцать минут, тридцать, почти час. „Ну, нэхай. Можэ спыть человык. Ну давайтэ тохда постучым рядом у стэнку“. А время шло, шло, шло… И только уже в первом часу кто-то крикнул: „Да ломайте вы дверь!“ Потому что ключ торчал в замке изнутри и был провернут.

Олег был еще жив. Были отдельные хрипы в легких, пена на губах. Редкие, с интервалом в 40–50 секунд, удары сердца – уже даже не пульс. Конечно, приехала «Скорая», но было уже слишком поздно…

В Киев мы поехали вдвоем с Лизой… Лиза вела себя достаточно мужественно. Но в киевском морге на Сырце она сказала:

– Иди… ты… первый…

Вывезли каталку. На ней лежал одетый Олег. В том самом джинсовом костюмчике, в котором он работал на репетициях у Эфроса – курточка, брюки. На груди, на джинсовке, были спекшиеся подтеки серо-бурого цвета. Судя по всему, когда утром 3-го он пришел в номер, то так и лег на постель. Маленькая борода…

Было жутковато от свежести события: и суток еще не прошло, как все случилось…

В Киеве мы прожили с Лизой два дня в «директорском» номере. Проследили, как в камер-ваген студии погрузили гроб. Сами ехали в Москву поездом. Вернулись мы раньше, утром 6-го, а машина пришла намного позднее…

Хоронили Олега 7 марта на Ваганьковском… Когда Олега стали опускать, вдруг зазвонили колокола на ваганьковской церквушке, и стая черных ворон взлетела с потемневших голых деревьев…»

Как выяснится чуть позже, Даля похоронят в чужую могилу. Рядом с его могильной плитой стоит другой памятник, на котором написано: «Здесь покоится балерина императорских московских театров Любовь Андреевна Рославлева (Садовская). Скончалась 9 ноября 1904 года». Когда умер Даль, комиссия ВТО приняла решение подхоронить его к балерине, могила которой находится в центральной части кладбища. Начали копать. Но когда могильщики дошли до гроба балерины, было решено его не трогать, а для Даля вырыли другую яму – аккурат между двумя оградками. Поэтому могила его находится под тропинками, а не под могильной плитой.

Рассказывает Е. Даль: «Когда Олег умер, у нас начались большие проблемы. Были долгие судебные разбирательства с его сестрой из-за квартиры. Нам помогали, много денег мы заплатили адвокатам. Эта история длилась два года. На его сберкнижке осталось 1300 рублей. На эти деньги мы с мамой смогли прожить год. Я не хотела идти работать на „Мосфильм“, где вокруг столько знакомых, и пошла на студию „Союзспортфильм“. Там я проработала 11 лет…»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

ДАЛЬ ОЛЕГ ДАЛЬ ОЛЕГ (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962), «Первый троллейбус» (1964), «Женя, Женечка и „катюша“ (1967), „Хроника пикирующего бомбардировщика“ (1968), „Старая, старая сказка“ (1970), „Король Лир“ (1971), „Тень“ (1972), „Плохой хороший человек“, „Земля Санникова“

Из книги Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации, 1962-1980 автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ О. Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был еще один ребенок - дочка Ираида.Детство Даля прошло в Люблино, которое тогда было

Из книги Страсть автора Раззаков Федор

Олег ДАЛЬ Первый брак Даля оказался неудачным и скоротечным. В 1963 году, окончив Театральное училище имени Щепкина, он попал в театр «Современник» и влюбился в одну из тамошних актрис – Нину Дорошину. Роман их начался не в стенах театра, а в Одессе – во время съемок фильма

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

ДАЛЬ Олег ДАЛЬ Олег (актер театра, кино: «Мой младший брат» (1962; главная роль – Алик Крамер), «Человек, который сомневается» (главная роль – Боря Дуленко), «Первый троллейбус» (оба – 1964), «Женя, Женечка и «катюша» (1967; главная роль – Женя Колышкин), «Хроника пикирующего

Из книги Свет погасших звезд. Они ушли в этот день автора Раззаков Федор

3 марта – Олег ДАЛЬ В плеяде звезд советского кинематографа этот актер всегда стоял несколько особняком. При своей инфантильной внешности он, казалось бы, должен был играть в кино исключительно рефлексирующих интеллигентов. Но он сумел вырваться из одного амплуа и

Из книги Олег Даль автора Галаджева Наталья Петровна

Фильмы, в которых снимался Олег Даль Кадры из фильмов, в которых снимался Олег Даль1962 "Мой младший брат"1963 "Человек, который сомневается"1964 "Первый троллейбус"1966 "Строится мост"1967 "Женя, Женечка и "катюша""1968 "Хроника пикирующего бомбардировщика"1970 "Старая, старая

Из книги Чтобы люди помнили автора Раззаков Федор

Олег Даль Олег Иванович Даль родился 25 мая 1941 года в Москве. Его отец - Иван Зиновьевич - был крупным железнодорожным инженером, мать - Павла Петровна - учительницей. Кроме Олега в семье Далей был ещё один ребёнок - дочка Ираида.Детство его прошло в Люблино, которое

Из книги Том 4. Материалы к биографиям. Восприятие и оценка личности и творчества автора Пушкин Александр Сергеевич

Из книги Четыре друга эпохи. Мемуары на фоне столетия автора Оболенский Игорь Викторович

Герой не своего времени. Актер Олег Даль В марте 1981 года по Москве поползли слухи: в Киеве покончил жизнь самоубийством Олег Даль. Смерть популярнейшего молодого - всего-то тридцать девять лет - актера стала потрясением для всех.Через пару дней выяснили, что никакого

Из книги Неизвестный Лавочкин автора Якубович Николай Васильевич

«Даль» После успешных испытаний системы С-25 С.А. Лавочкин и министр радиопромышленности В.Д. Калмыков обратились к председателю Совета Министров СССР Н.С. Хрущеву с предложением о создании перспективной многоканальной зенитной ракетной системы большой дальности,

Из книги Мистика в жизни выдающихся людей автора Лобков Денис

Из книги Упрямый классик. Собрание стихотворений(1889–1934) автора Шестаков Дмитрий Петрович

XV. Даль Родная кроткая заря Над мирной далью деревень, Когда, задумчиво горя, Беззвучно в ночь отходит день, И над недвижною рекой, Не колыхнувшей гладь струи, Расстелет вечер золотой Тенета мягкие свои… 20 мая

Из книги Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью автора Иванов Александр Геннадьевич

Владимир Миргородский Олег Даль ошарашил брата: «Приехал умирать к тебе…» Ушли из жизни три друга юности: Владимир Высоцкий, Олег Даль, последним - Дмитрий Миргородский. Никто из них не имел официальных званий, но хоронили их как народных.20 июля на глазах у дочери

Из книги Величайшие актеры России и СССР автора Макаров Андрей

14. Олег Даль Олег Даль родился в Подмосковье в семье инженера и учительницы. Есть версии, что он – потомок Владимира Даля, составителя знаменитого словаря.С раннего детства Олег Даль проявлял склонность к искусству – занимался музыкой, живописью. С первой же попытки был

Из книги Владимир Высоцкий. Жизнь после смерти автора Бакин Виктор В.

Олег Даль Есть люди, которые олицетворяют собой понятие «современный актер». Олег Даль был олицетворением этого понятия. Так же, как и Высоцкий. Их сравнить не с кем. Оба были пропитаны жизнью. Они сами ее сильно испытали. Даль так часто опускался, а потом так сильно

Из книги Друзья Высоцкого: проверка на преданность автора Сушко Юрий Михайлович

Олег Даль. «Я - следующий…» Так жизнь промчится Одиноким зверем. Нигде свой путь Не отмечая вехой, Питая душу призрачною верой, Что память о тебе Останется в степи безмолвной Гулким эхом… В день похорон по Таганской площади отрешенно бродил неприкаянный, тихий Олег.

Первого апреля 1973 года Олег "зашился", и следующие два года, по словам Лизы Даль, были годами счастья и работы. Даль вернулся в "Современник", сыграл четыре новые роли, в том числе знаменитого сэра Эгьючика. В кино осуществил "вековую мечту каждого советского артиста" - сыграл советского разведчика в телефильме "Вариант "Омега" (который в актерских кругах сразу переиначили на "Вариант Олега"). Съемки закончились в 1974-м, но премьера по непонятным причинам отодвинулась почти на год. Зато с этим фильмом артист, десять лет будучи невыездным, съездил-таки за границу на фестиваль "Злата Прага". Выпустили, благодетели…
Но в 1976 году - на дне рождения Виктора Шкловского нарушен "сухой закон". В марте следует увольнение из "Современника" за нарушение трудовой дисциплины. Не умея нормально существовать в ненормальной для него атмосфере, Даль опять бросил свою судьбу в пике.
"ПОШЛИ мне, Господь, второго, чтоб вытянул так, как я…" - пел Высоцкий в "Песне Акына" на стихи Вознесенского. Многие (и тогда, и сейчас) ставят эти имена - Даль и Высоцкий - рядом. Они встретились в фильме И. Хейфица "Плохой хороший человек", поставленном по чеховской "Дуэли". Это был "актерский дуплет", идеальное двойное попадание в роли, идеальное взаимодействие в дуэте. Кто-то лихо сформулировал: "Высоцкий - слабый в своей силе, и Даль - сильный в своей слабости".
Они не были приятелями на каждый день, общались редко, не дружили домами, но духовная связь меж ними была прочнейшая. Они понимали, чувствовали друг друга. Даже в движении к смерти и у того и другого была какая-то дьявольская синхронность. В феврале 1980-го Даль обмолвился: "Сначала уйдет Володя, потом - я".
В мае он провел у Высоцкого три дня, "без отрыва слушая его стихи". Больше они не виделись. Фотография, датированная июлем 1980 года: Даль на похоронах Высоцкого. Если заглянешь в глаза, увидишь там обреченность. 25 января 1981 года, в день рождения Высоцкого, Даль рассказал жене сон: "Мне снился Володя. Он меня зовет". А своему врачу сказал: "Мне теперь ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре". Январем 81-го датировано и стихотворение "Сейчас я вспоминаю…" с посвящением "В. Высоцкому. Брату".
3 марта 1981 года. Даль на съемках в Киеве. В гостинице он ужинает с партнером по фильму Леонидом Марковым, затем уходит в номер с мрачной шуткой - "Пойду к себе умирать". Похоже, что Олег, сознательно влив в себя критическую дозу водки, понимал: очередная "вшитая "торпеда" среагирует на нее резким скачком давления. Сосуды не выдержали, и Олег Даль скончался от внутреннего кровотечения. Похоже на то, что его уход был вполне сознательным.
Олег Даль умер в 1981 году. Хоронить знаменитого актера оказалось негде. Новодевичье кладбище отказалось принять актера, ссылаясь на то, что все места давно "разобраны". Не нашлось местечка и на Ваганьковском кладбище. Тогда руководство театра обратилось в Союз кинематографистов. Те пошли выше. Директору Ваганькова дали указания во чтобы то ни стало пристроить могилу актера на центральной аллее кладбища.
В итоге по решению комиссии ВТО Даля решили положить в могилу к балерине императорского театра Любови Рославлевой. Умерла она в 1904 году, могила находилась в центральной части кладбища. Конечно, за такой срок это захоронение приобрело неприглядный вид, ведь за ней много лет никто не ухаживал, - вспоминает Владимир Борисович. - Когда рабочие копали землю, то наткнулись на красный саркофаг покойницы. Доставать и сжигать гроб не решились, сочли это кощунством. В итоге яму для гроба Даля вырыли чуть подальше, а мраморную надгробную плиту с именем актера установили рядом с крестом балерины на пустой земле. Все это обнесли оградой, вот только настоящая-то могилка в ограду не влезла! Холмик прикрыли еловыми ветками, чтобы хоть народ не наступал.

Можно купить фильмы с участием актера:


1962 МОЙ МЛАДШИЙ БРАТ {купить VHS}
1963 ПЕРВЫЙ ТРОЛЛЕЙБУС {купить VHS}
1967 ЖЕНЯ, ЖЕНЕЧКА И «КАТЮША {купить DVD} {купить VHS}
1967 ХРОНИКА ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА {купить VHS}
1970 КОРОЛЬ ЛИР {купить VHS} {купить VHS}
1973 ЗЕМЛЯ САННИКОВА {купить VHS}
1973 ПЛОХОЙ ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК

Которого интересует многих его поклонников, был одной из самых ярких и противоречивых фигур советского театра и кино. Этот человек был очень тонкий и ранимый, даже иногда задиристый. Но ему прощали многое: резкость, максимализм, а порой и пьянство. Он мог начать репетировать, а потом, решив, что фильм или спектакль недостаточно хорош, взять и отказаться от роли.

Окружающие понимали: он не такой, как все. У него свой путь, своя дорога, которая постоянно петляет между раем и адом. Знаменитый актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, карьера, все, что касалось этого человека, безусловно, имеет безумно яркий характер.

Решение поступить в театральный, или Дефект речи

Родился будущий артист в 1941 году 25 мая в русской семье. В детстве Олег Иванович мечтал быть летчиком, но поступить в авиационный институт не смог. И тогда решил: раз не берут в летчики, станет артистом. Когда об этом узнали родители, то начался скандал. Все родственники по маминой линии - потомственные учителя и филологи. Папа Олега - железнодорожный инженер, партийный человек.

Разве могли они тогда предположить, каким известным артистом станет Олег Даль. Биография, национальность и другие факты из жизни известных людей очень часто изучается специалистами. И есть сведения, что по некоторым данным Олег Иванович приходится правнуком известному составителю словаря. Вполне естественно, что родители считали сцену несерьезным занятием для своего сына.

К тому же у Даля был он картавил с детства. Но постоянно старался преодолеть это. Занимался в центральном доме детей железнодорожников в студии художественного слова. В результате этого родилась его необычная структура фраз, паузы. То, как, немного задумываясь, произносит слова, его и научил специалист. Так рождается артист Олег Даль, биография которого теперь будет связана только с театром и кинематографическим искусством.

Окончание обучения и начало творческого пути

После окончания училища имени Щепкина Олег Иванович попадает в "Современник". В то время это был один из наиболее известных театров страны. Тогда казалось, что Даль вытянул Но работа в театре, к сожалению, не складывается. Олег чувствует, что способен на многое, постоянно ждет своего часа, но прошло уже пять долгих лет, а у него в "Современнике" так и не было ни одной серьезной роли.

Приходилось разучивать только какие-то спешные вводные роли, когда с утра давался текст, а уже к вечеру ставился на сцене спектакль. И ни одного серьезного персонажа. Таким образом, у актера на протяжении длительного периода накопилось не только огромное количество нерастраченной энергии, но и обиды. Очень вспыльчивым человеком был Олег Даль. Биография его насчитывает много рассказов его близких и друзей, которые характеризуют его как довольно эмоциональную личность. Так же произошло и на этот раз, Олег Иванович ушел из театра, хлопнув дверью.

Спасение в кинематографе

Когда серьезных ролей в театре не оказалось, спас кинематограф. Съемки фильма "Женя, Женечка и Катюша" начались в 1966 в Петергофе. Центром коллектива стали два актера - Олег Даль и Михаил Михайлович Кокшенов. Оба молодые, амбициозные и совершенно разные. Когда они вместе оказывались на съемочной площадке и начинали шутить, никто из окружающих не мог удержаться от смеха.

Бывало, после окончания рабочего дня артисты забывали сдавать свою амуницию костюмеру. Они так привыкли воевать, что продолжали играть в войну даже после того, как камера уже выключалась. Сам Михаил Михайлович Кокшенов часто вспоминает, как они в тот период бродили по городу в форме и их останавливал патруль, спрашивая, откуда они.

Проблемы характера, или Съемки под конвоем наряда милиции

Но какой на самом деле был Олег Даль? Биография, личная жизнь, что мучило актера - все это заинтересовало людей только после его смерти. А тогда на съемках Олег Иванович - заводила, а что творится у него в душе, никто не знает. Многочисленные проблемы, которые переполняли душу актера, стали выражаться в запоях. Режиссер часто намеренно ставит его спиной к камере. От выпитого накануне лицо Олега Ивановича отекает, становятся мутными глаза. И тем не менее ему прощали все.

В самый разгар съемок Олег Даль снова ушел в запой. Более того, попал в милицию и получил пятнадцать суток за Режиссер Владимир Мотыль понимал, что съемки находятся под угрозой. Чтобы не срывать график, он договаривается с начальником отделения милиции и Олега Ивановича привозят на площадку под конвоем, а вечером опять забирают.

Тот диалог, когда герой Даля Колышкин беседовал с Женечкой, сидя на гауптвахте, снимался именно в этот период. Возможно, поэтому сыгран он так трогательно и достоверно. Такой был актер Олег Даль. Биография, личная жизнь, фильмография этого человека, безусловно, имели очень яркий характер. И вряд ли найдется читатель, которого эта личность оставит равнодушным.

Окончание съемок популярного фильма, или Как жизнь превращается в ад

Олега Даля многое не устраивало в окружающем мире, а кому высказать свое недовольство, он не знал и от этого постоянно нервничал, заводился. С хамством, бездарностью и ограниченностью Олег Иванович выяснял отношения на кулаках. Драться приходилось не только в жизни, но и на экране. Самая знаменитая рукопашная сцена в фильме "Женя, Женечка и Катюша" развернулась в блиндаже.

Далю этот фильм принес небывалую популярность. Правда, насладиться ею артист не успел. Тридцать лет эта картина была под запретом. И формулировка достаточно проста. Фильм аморален, а главные герои - пьяницы и хулиганы. После съемок этого кинофильма жизнь Даля превратилась в настоящий ад.

Всем киностудиям страны было запрещено снимать этого артиста и вообще забыть, кто такой Олег Даль. Биография его действительно содержит сведения о том, что в тот период он попал в черный список неугодных артистов. Но времена меняются, и сегодня этот фильм показывают к каждому дню Победы.

Новый поворот судьбы, или Негласное распоряжение руководства

Даль был универсален. Он мог сыграть Тень в детской сказке, создать образ разведчика, уголовника-рецидивиста и даже принца. Безгранично талантлив был Олег Даль. Биография этого артиста, начиная с 1978 года, наконец, повествует о некоторых положительных моментах в его судьбе. В этот год начинает работу над фильмом "Путешествия принца Флоризеля". Режиссер уверен, что главную роль в этой картине должен сыграть Олег.

Но утвердить кандидатуру Даля на киностудии было практически невозможно. Для всех чиновников Мосфильма Олег Иванович персона нон грата. Слишком разборчивый, капризный, заносчивый. Другие актеры любому предложению радуются, а Даль отказывался работать с Казаковым, Рязановым, Гайдаем. В конце 1970 годов на киностудии стало действовать негласное распоряжение руководства, которое гласило: в течение трех лет Олега Ивановича Даля нигде не снимать.

Настойчивость режиссера и начало съемок

Работать без Даля Татарский отказался. В итоге режиссеру дали добро, но предупредили, что Олег Иванович артист неуправляемый, неадекватный и сильно пьющий. Скандал разразился в первый же съемочный день во время примерки костюма. Чтобы усадить подобранный в реквизите пиджак на фигуру Даля, костюм сзади скололи булавками.

Для Олега Ивановича, который привык выглядеть на отлично, это был шок. И играть в старом, не подходящем по размеру костюме он отказался. Даль считал, что принц должен выглядеть так, что зрители, увидев его по телевизору, завтра же стали одеваться так же, как и он. Так принц Флоризеля на экране становится верхом элегантности, а Олег Даль на съемочной площадке - вершиной профессионализма. Все, кто снимался рядом с ним, знали: актер постоянно импровизирует. Он непредсказуемый артист.

Съемки фильма завершились в 1979 г. Зрители увидели картину через два года. Наконец, Даль был счастлив. На Мосфильме в это время лежало пять картин с его участием и все под запретом. Он понимал: то, что вышел Флоризель - это чудо. Телевидение, радио и газеты атаковали Олега Ивановича, ему это нравилось. Он с большим удовольствием давал интервью. А журналистов интересовало абсолютно все. Какой он - Олег Даль, биография, личная жизнь, дети и дальнейшие планы в кинематографе.

Приятная внешность и несносный характер

Глаза, улыбка, волевая походка, неповторимая манера говорить. Девушек все это притягивало как магнитом. На съемках в него влюблена была половина группы, начиная от костюмеров до самих актрис. Поклонницы на улице не давали Олегу прохода. Так кто же стала та счастливица, которую выбрал Олег Даль? Биография, семья, дети - это все то, что всегда интересует многих поклонников таланта любимого актера.

Любили Олега Ивановича Даля многие, но найти свою вторую половину он долго не мог. Личная жизнь артиста не складывалась. Роман с актрисой Ниной Дорошиной закончился прямо на свадьбе. Со второй своей супругой, Даль прожил чуть больше полугода. Вынести характер Олега было почти невозможным.

Олег Даль: биография, жена, или В поисках личного счастья

Казалось, шансов на личное счастье у Даля никаких. Но на съемках картины произошла встреча, которая изменила всю его жизнь. 19 августа 1969 года Олег Иванович познакомился с Лизой Эйхенбаум. Она работала монтажером на картине. И вскоре они поженились. Представляя ее своим коллегам, Даль всегда говорил гордо и значительно.

Елизавета тоже очень трепетно относилась к мужу. Она всегда следила, чтобы он не устал, не проголодался или не замерз. Олег Иванович всегда брал жену с собой на съемки. Очень нежные были эти отношения. Эта женщина была единственной, кто смог найти подход к талантливейшему актеру с несносным характером.

Очередные несбывшиеся надежды

Хороших артистов часто сравнивают с детьми. В случае с Олегом Ивановичем это лучшее определение. Ведь переиграть Даля, как и переиграть ребенка, было почти невозможно. Снимать фильм "Отпуск в сентябре" начали в 1977 году. Когда Даль узнал, что на Ленфильме идет подготовка этого фильма по пьесе Вампилова "Утиная охота", сразу понял: главную роль предложат ему. Естественно, ждал звонка.

С утверждением ролей Мельников тянул до последнего. Когда разрешение на съемку было получено, позвонил Олегу Далю. Работал актер в этом фильме самозабвенно, и эта стала одна из лучших его ролей. Однако готовую картину в прокат не пустили, ее назвали упаднической и на восемь лет положили на полку. Очередное потрясение, которое пережил Олег Даль.

Биография, причина смерти какого-либо любимого актера всегда интересуют многих почитателей талантов советского кинематографа. И очень часто можно встретить в судьбах артистов того поколения такое пренебрежительное отношение чиновников к их таланту. Конечно, это всегда негативно сказывалось не только на психологическом состоянии актеров, но и зачастую подрывало здоровье. Премьера фильма состоялась только в 1987 году, когда Олега Ивановича уже не было в живых.

Последние дни творчества артиста

Что еще интересует тех, кто знает и любит такого артиста, как Олег Даль? Биография, причина смерти и события, предшествовавшие его кончине. "Незваный друг" - последняя работа Олега Ивановича. Во время съемок уходит из жизни Владимир Высоцкий. Для Даля это стало знаком. Он понимал, что с Владимиром Семеновичем они идут одной дорогой. Вместе они работали на съемках картины "Плохой и хороший человек", уже тогда Высоцкий не раз предостерегал Олега Ивановича от частого употребления алкоголя.

В 1981 году Олегу Далю предлагают сняться в лирической комедии. Он едет в Киев. Накануне отъезда состоялся их последний разговор с Евгением Татарским, в котором Олег Иванович упомянул, как часто ему снится Владимир Высоцкий и зовет к себе. 1 марта Даль отбыл в столицу Украины, а уже 3 числа этого же месяца его не стало.

Говорят, свечку нельзя зажигать с двух концов. Она тогда слишком быстро заканчивается. Олег Иванович палил свою свечу безжалостно и делал это сознательно. Рвал свое сердце на части, и оно не выдержало. Ушел из жизни Олег Даль. Биография, дети, которые могли бы еще появиться у этого замечательного человека, дальнейшее творчество и многое другое, на что был способен Олег Иванович, словно застыло в этом мгновении. Он ушел из жизни в тридцать девять, но для тех, кто был близок с ним, кто пересматривает фильмы с его участием, он жив и сегодня.


Top