Почему островского называли колумбом замоскворечья общероссийские. Архив блога "ВО!круг книг"

А. Н. Островский изобразил в своих пьесах патриархальный русский быт купечества, вывел на страницы пр-й колоритные образы купцов, мелкое чиновничество, мещан, глубоко исследовал национальный русский характер, чего в рус. лит. почти не было. Купцы и мелкие чиновники жили в Замоскворечье-Островскому с детства была знакомы их жизнь и психология.

Купеческий мир открылся широкой публике в театре Островского. Первооткрывателя назвали "Колумбом Замоскворечья".А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости.Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон - до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).

Творчество А. Н. Островского произвело революцию в русском театре. Уже первые его пьесы показали на сцене мир, прекрасно знакомый самому драматургу, но совершенно неизвестный читателям и зрителям середины 19 века.

А. Н. Островский родился 31 марта (12 апреля) 1823 года в Москве, вырос в Замоскворечье, в купеческой среде. Его отец занимался частной судебной практикой. Сам Островский закончил гимназию, а затем, недоучившись на юридическом факультете Московского университета, с 1843 по 1851 служил, занимая различные, но каждый раз невысокие посты в судебных учреждениях. Молодого человека угнетало его домашнее окружение и его работа, однако именно здесь он приобрел богатый жизненный опыт и получил бесценный материал для своих первых пьес.

У Александра Николаевича было две жены. С первой своей женой, Агафьей Ивановной, простолюдинкой драматург прожил в гражданском браке почти 20 лет. Дети от первого брака умерли еще в детстве. Второй женой Островского стала актриса Мария Васильевна Бахметьева, которая родила писателю шестерых детей: четырех сыновей и двух дочерей.

К 1846 году Островским уже было написано много сцен из купеческого быта и задумана комедия «Несостоятельный должник» (по другим сведениям пьеса называлась «Картина семейного счастья»; впоследствии -- «Свои люди -- сочтёмся!»). Наброски к этой комедии и очерк «Записки замоскворецкого жителя» были напечатаны в одном из номеров «Московского Городского Листка» в 1847 году. Под текстом значилось: «А. О.» и «Д. Г.», то есть Дмитрий Горев, провинциальный актёр, предложивший Островскому сотрудничество. Это сотрудничество не пошло дальше одной сцены, а впоследствии послужило для Островского источником большой неприятности, так как дало его недоброжелателям повод обвинять его в плагиате. островский драматург творчество театр

Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди -- сочтёмся!» (первоначальное название -- «Банкрот»), опубликованная в 1850 году. Пьеса вызвала одобрительные отклики H. В. Гоголя, И. А. Гончарова. Влиятельное московское купечество, обиженное за своё сословие, пожаловалось «начальству»; в результате комедия была запрещена к постановке, а автор уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. Надзор был снят после воцарения Александра II, а пьеса допущена к постановке только в 1861 году.

С 1853 года более 30 лет новые пьесы Островского почти каждый сезон появлялись в московском Малом и петербургском Александринском театрах. С 1856 года Островский становится постоянным сотрудником журнала «Современник». В том же году, по мысли великого князя Константина Николаевича, состоялась командировка выдающихся литераторов для изучения и описания различных местностей России в промышленном и бытовом отношениях. Островский взял на себя изучение Волги от верховьев до Нижнего Новгорода. В 1859 году при содействии графа Г. А. Кушелёва-Безбородко было напечатано первое собрание сочинений Островского в двух томах. Это издание и послужило поводом для той блестящей оценки, которую дал Островскому Добролюбов, и которая закрепила за ним славу изобразителя «тёмного царства». В 1860 году в печати появилась «Гроза», которой Добролюбов посвятил статью «Луч света в тёмном царстве». Со второй половины 1860-х годов Островский занялся историей Смутного времени и вступил в переписку с Костомаровым.

К концу 50-х в творчестве Островского назревают крупные перемены. Во-первых, он постепенно отошел от почвеннических идей и кружка друзей, сформировавшегося вокруг редакции «Москвитянина». Москвич до мозга костей, он все больше сближался с петербургской редакцией «Современника» и, хотя никогда не поддерживал революционные идеи Чернышевского и Добролюбова, разделял их взгляды на искусство. Журналисты «Современника», в свою очередь, к концу 50-х годов увидели в Островском пример настоящего реалистического творца и перешли от его критики к исключительно высокой оценке творчества.

В конце 50-х годов изменился и характер творчества Островского, что особенно ярко проявилось в пьесах «Доходное место» (1856) и «Гроза» (1859). Для многих поклонников Островского оказалось неожиданным появление «Доходного места», сатирически изображающего жизнь чиновников, где взяточничество и обман считаются чем-то само собой разумеющимся. Здесь не было привычной для Островского купеческой среды, кроме того, в отличие от поэтического настроя комедий начала 50-х годов, неожиданностью стала и довольно мрачная атмосфера пьесы. Молодой чиновник Жадов, пытающийся служить честно, оказывается под таким давлением обстоятельств, что чуть не отступается от своих идеалов. Все же, в последний момент, он находит в себе силы удержаться от преступления и обещает «ждать того времени, когда взяточник будет бояться суда общественного больше, чем уголовного». Таким образом, формально добро побеждает. В то же время мир, показанный в пьесе, таков, что всем зрителям было ясно -- Жадову придется долго дожидаться перемен в обществе. Не случайно цензура запретила постановку пьесы, осуществленную на сцене только в 1863. Многие критики также не приняли новое, «обличительное» направление творчества Островского и заговорили об оскудении его таланта. Сотрудники «Современника», впрочем, придерживались иного, куда более высокого мнения о «Доходном месте», выраженного Добролюбовым в его статье «Темное царство».

Публикация в 1860 пьесы «Гроза» ярко продемонстрировала, что талант Островского не только не угас, а, напротив, проявлялся все сильнее и сильнее. Трагическая судьба Катерины, молодой женщины, задыхающейся в тяжелой обстановке патриархальной семьи, рвущейся на свободу, мечтающей о свете и воле, которых нет в ее провинциальном городке, -- не случайно стала символом российской жизни на переломе двух эпох. Статья Добролюбова «Луч света в темном царстве» не только воспела Катерину, чье самоубийство, по мнению критика, было не проявлением слабости, а единственным оставшимся для нее возможным протестом.

Добролюбов, как и многие другие читатели и критики, увидели в «Грозе» не просто историю гибели неверной купеческой жены. Для него пьеса стала символом приближающихся перемен, чье наступление уже нельзя остановить. До освобождения крестьян оставалось меньше года, а вслед за крестьянской реформой последовало множество других реформ, в корне изменивших российскую жизнь. В то же время «Гроза» вовсе не была политическим манифестом, каким ее иногда пытались представить. Яркие характеры, трагическое столкновение различных взглядов на жизнь, прекрасно продуманный сюжет -- все это придало драме исключительную театральность и обеспечило ее сценический успех.

В 1863 году Островский был награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.

С января 1866 года он был заведующим репертуарной частью московских императорских театров. В 1874 году было образовано Общество русских драматических писателей и оперных композиторов, бессменным председателем которого Островский оставался до самой смерти.

В 1885 году Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища.

В последние годы жизни писатель много работал, несмотря на болезни. Все летние время проводил в имении Щелыкове. В этом имении было написано 19 пьес, среди которых «Бесприданница», «Лес», «Волки и овцы». Здесь он занимался переводами (известно, что он владел 5 иностранными языками).

  • 14 июня 1886 года Островский скончался в своем имении, похоронен в селе Ноколо-Брежки Костромской области на церковном кладбище у Храма Святителя Николая Чудотворца.
  • 27 мая 1929 года перед зданием Малого театра был открыт памятник Островскому.

А. Н. Островский - поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье... Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва - патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники... В Москве все русское становится понятнее и дороже...»

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам... Москва нам мать!»

За свою долгую творческую жизнь Островский написал более пятидесяти оригинальных пьес и создал русский национальный театр. По словам Гончарова, Островский всю жизнь писал огромную картину. "Картина эта -- "Тысячелетний памятник России". Одним концом она упирается в доисторическое время ("Снегурочка"), другим -- останавливается у первой станции железной дороги..."

"Зачем лгут, что Островский "устарел",- писал в начале нашего столетия А. Р. Кугель.- Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов,- мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь -- и вновь пустишься в дорогу".

А. Н. Островский — поистине московский драматург. Современники называли его «Колумбом Замоскворечья», да и сам он писал: «Я знаю тебя, Замоскворечье… Знаю тебя в праздники и будни, в горе и радости, знаю, что творится и деется по твоим широким улицам и мелким частым переулкам». Да, это так. Но знал Островский не только Замоскворечье, но и всю Москву. Он гордился ей, считал памятником русской культуры и славы. Однажды он запишет: «Москва — патриотический центр государства, она недаром зовется центром России. Там древняя святыня, там исторические памятники… В Москве все русское становится понятнее и дороже…»

Островский всегда с гордостью подчеркивал, что он «коренной житель Москвы». Пожалуй, отношение драматурга к этому городу наиболее полно выразил герой пьесы «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»: «Москва нам корень прочим городам… Москва нам мать!»

Жизнь героев своих будущих пьес Островский знал не понаслышке. До девятнадцати лет он сам жил в Замоскворечье. Отец драматурга некоторое время возглавлял учреждение, занимавшееся рассмотрением дел банкротов. Сам Островский несколько лет проработал в московских судах. Все это давало писателю великолепный социально-бытовой материал для будущих пьес. Позже Островский признавался: «Не будь я в такой передряге, пожалуй, не написал бы «Доходного места». Первая пьеса автора — «Картина семейного счастья» — целиком посвящена Москве, как, впрочем, и еще 28 пьес, среди которых такие шедевры российской драматургии, как «Свои люди — сочтемся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Женитьба Бальзаминова». В пьесах Островского отражена вся география старой Москвы, упомянуты все ее важнейшие памятные места, улицы и переулки. На страницах его произведений мы встретим Сокольники, Гостиный двор, колокольню Ивана Великого, Иверскую часовню, Кузнецкий мост, Каретный ряд и многое другое. Некоторые произведения описывают историческое прошлое столицы, одни из самых драматических его моментов, например, «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», «Воевода».

Но основное внимание Островский уделяет быту и нравам своих современников. Писатель начинает свой путь как последователь Гоголя, сторонник идей Белинского и Герцена, как представитель «натуральной школы», а потому его интересует жизнь простых людей, населявших Москву. Главными действующими лицами пьес Островского становятся представители купечества. Драматург сумел угадать, что это сословие неотвратимо превращается в хозяев жизни в городе, а потому исследует нравы купечества с предельной тщательностью.

Островский-сатирик обличает невежественных самодуров, мелких и крупных хищников, семейные отношения. Герои его пьес зачастую уверены, что «человек коммерческий» не может обойтись без обмана и хитрости. Писателя возмущает произвол главы семьи, по воле которого можно выдать молодую девушку за богатого старика («Картина семейного счастья»), женить сына «насильственным образом» («В чужом пиру похмелье»). В семьях купцов царит страх жертв и произвол самодуров («Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда…»).

Большое внимание уделяет Островский и описанию чиновничества. Драматург создает образы невежественного и грубого Беневоленского («Бедная невеста»), ограниченного Бальзаминова, чьи мечты не идут дальше голубого плаща, «серой лошади и беговых дрожек» («Праздничный сон — до обеда»), бессердечного и циничного Гневышева, который превращает бедную родственницу в свою любовницу («Богатые невесты»), карьериста и казнокрада Вишневского («Доходное место»).

Конечно, и купечество, и чиновничество воспринимаются писателем дифференцированно. В таких пьесах, как «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок», купечество изображается как хранитель исконно русских патриархально-религиозных нравов. Чиновники же не всегда карьеристы и вымогатели. Среди них встречаются бедные и честные люди, живущие на грошовое жалованье. Одни из них обречены на постоянные лишения (Жадов из пьесы «Доходное место»), другие, не выдерживая нужды, совершают преступления и сходят сума (Кисельников из драмы «Пучина»).

Отображая социальные характеры Москвы, Островский противопоставляет купечеству и чиновникам Москву трудовую, демократическую. Представителям интеллигенции живется нелегко, но они ненавидят произвол и насилие, стоят на позициях служения Родине. «Общественные пороки крепки, невежественное большинство сильно. Борьба трудна и часто пагубна; но тем больше славы для избранных: на них благословение потомства; без них ложь, насилие выросли бы до того, что закрыли бы от людей свет солнечный», — убеждает свою жену Жадов.

Социальные типы, выведенные Островским, взяты драматургом из реальной жизни. Его пьесы — подлинная энциклопедия русской жизни второй половины XIX века.

Москва всегда будет благодарна своему гениальному певцу. Но не только пьесы Островского принесли ему славу. Александр Николаевич останется в истории как реформатор русского театра, создатель демократической национальной драмы. Не случайно имя А. Н. Островского носит знаменитый Малый театр.

А. Н. Островский — Колумб Замоскворечья

Другие сочинения по теме:

  1. Островский Александр Николаевич Александр Николаевич Островский родился в 1823 году в Москве: в Замоскворечье, — в старинном купеческом и чиновничьем...
  2. Островский. Мир и личность Кризис патриархального мира и патриархального сознания остается в центре авторского внимания и в «Грозе». Но в...
  3. Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского «Гроза») Драма А. Н....
  4. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе «Гроза» В пьесе Островского «Гроза» поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в...
  5. Большинство выдающихся русских писателей, которые впервые выступили в литературе в 1840-е годы, обращались преимущественно к эпосу или лирике. Некоторые из...
  6. Островский писал для театра. В этом особенность его дарования. Созданные им образы и картины жизни предназначены для сцены. Поэтому так...
  7. Театр, жизнь провинциальных актрис в конце 70-х годов, примерно в то время, когда Островский пишет пьесы об актерах, показывает и...
  8. В 60-80-е годы Островский создал ряд сатирических произведений, рисующих дворян и новых буржуазных дельцов («На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  9. Хотя социальная критика есть во всех пьесах Островского, собственно сатирических комедий у него немного: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные...
  10. 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии «Свои люди — сочтемся». 3. «Недоросль»...
  11. Вторая половина XIX века в истории сценического искусства так же, как и в драматургии, отмечена кардинальными изменениями. Новый этап в...
  12. В «Горячем сердце», которое создавалось в том же году, что и «На всякого мудреца довольно простоты», Островский соединил две жанровые...

Гений Островского на всем протяжении его развития опирался на родную, национальную почву. Закрепившееся за драматургом звание «Колумб Замоскворечья» (детство и юность его прошли в «стране, никому до времени в подробности не известной») не противоречило другой оценке писателя, данной И. А. Гончаровым,- сравнению с Гомером. Открытие гораздо более значительного, чем Замоскворечье, мира было неотделимо от живого интереса к «обитателям» родных мест - купечеству и разному «простому люду», к «образу жизни их, языку, нравам, обычаям, степени образованности».

Родители Островского происходили из духовного звания. Отец был чиновником московского департамента Сената, затем присяжным стряпчим 1 Московского коммерческого суда. Матери писатель лишился в возрасте восьми лет.

Мир Островского-драматурга складывался уже в эту пору. В гимназии он испытал сильное увлечение литературой и театром, оставшееся неизменным в продолжение всех последующих лет. Об этом свидетельствуют его восхищенные рассказы товарищам об игре М. С. Щепкина и П. С. Мочалова. Окончив гимназию, по настоянию отца юноша подал документы на юридическое отделение Московского университета, но в душе все больше отдалялся от адвокатской практики. Идеи, почерпнутые из лекций Т. Н. Грановского, М. П. Погодина, С. П. Шевырева, из статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена, из выдающихся произведений литературы, которые обсуждались в прогрессивных кругах («Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» и прозаические сочинения Н. В. Гоголя), привели Островского к определяющему его жизнь решению - уйти из университета и полностью посвятить себя служению искусству.

Однако, следуя воле отца, он поступил чиновником сначала в Московский совестный, затем в Московский коммерческий суд. Отставка Островского хронологически отмечает завершение первого этапа его становления как художника. Этот период в целом проходит под знаком Гоголя.

Служба в суде обнажила перед писателем особенно неприглядные стороны общественного и семейного быта. Жалобы, вызванные завистью и корыстолюбием, доносы на родственников и приятелей, бесконечные тяжбы об имущественном состоянии - все это проходило через руки Островского, складываясь в художественное представление, где главным становился «видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы» (Н. В. Гоголь).

Вместе с тем Островским создавался образ и другого - вольного, широкого - мира. В нем, опять же говоря языком Гоголя, нельзя было «не родиться беспредельной мысли», «не быть богатырю», не явиться «чудной русской девице, какой не сыскать нигде в мире». Вырываясь из сферы узких денежных интересов, Островский искал сближения с русской историей, родной природой.

Небольшое путешествие в костромское имение Щелыково, ставшее впоследствии любимым пристанищем драматурга, обернулось узнаванием неповторимых красот России, ее народа. «Эко красота,- говаривал он, смотря на местность, амфитеатром спускавшуюся в долину реки Меры.- А облако...- продолжал он,- кажется, нигде нет таких облаков».

Уже в ранний творческий период вырабатывается точка зрения на мир, которая станет определяющей для Островского в дальнейшем и будет представлена в «Грозе» речами поэта и естествоиспытателя Кулигина: люди не замечают окружающей их красоты, образ которой запечатлен в родной природе, в народных песнях. Может быть, именно поэтому, как говорит этот близкий писателю герой, «враждуют друг на друга... злостные кляузы строчат на ближних. И... несть конца мучениям».

1 Стряпчий - ходатай по делам.

Искусство и развлечения

А вы знаете, почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?

18 октября 2017

Чтобы понять, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья", необходимо проследить за жизнью и творчеством Александра Островского с самого начала. А началось все в столице России, в районе Замоскворечье, находившемся напротив Кремля, на противоположном берегу Москвы-реки. Там и родился будущий великий драматург.Этот район славился тем, что здесь проживала огромная масса среднего класса и купеческих семей, запомнившаяся писателю постоянным поиском и извлечением выгоды для себя. Будущий драматург рос и постигал премудрости жизни, впитывая в себя местный колорит. Его мать умерла очень рано, на тот момент мальчику было всего 8 лет. Отец служил адвокатом и имел частную практику, он мечтал, что сын пойдет по его стопам, поэтому настоял на том, чтобы Островский поступил в Юридический университет. Но этот шаг лишь приблизил драматурга к литературному творчеству, так как в учебном заведении он познакомился со многими одаренными профессорами, которые привили ему интерес к литературным беседам и дискуссиям.

Начало творческого пути Островского

Решив для себя, что учеба в этом университете не для него, Александр Николаевич прервал обучение. Он поступил работать в суд мелким чиновником по настоянию отца. Это решение сыграло важную роль в становлении его творчества, так как за время работы он увидел массу самых разнообразных характеров людей, а также огромное множество невероятных мошеннических схем. Это утверждало его во мнении, что люди готовы на все ради наживы. Эти жизненные впечатления, желание придать им литературную форму, вершить свой собственный суд над жизнью купеческого сословия, подтолкнули Островского к драматургии и стали одной из причин, почему Островского называли "Колумбом Замоскворечья".

Первые шаги в драматургии

Огромную славу и уважение принесла писателю его первая пьеса «Свои люди - сочтемся», она прогремела пронзительной сатирой, обличающей бесчестный мир. К сожалению, талант автора привлек внимание не только критиков и поклонников, но и правительственных цензоров. Пьеса была запрещена к постановке на длительный срок, а автор попал под полицейский присмотр.

Почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья»?

Одним из первых произведений драматурга становится очерк «Записки Замоскворецкого жителя». В нем автор знакомит читателей с особенностями быта и нравов купечества. Он воспринимает Замоскворечье как отдельное государство, в котором царят косные, угнетающие порядки. Но не только отрицательные черты выведены драматургом в его пьесах. Есть у купечества и то, чем он восхищался - это способность на протяжении веков сохранять истинные религиозные русские нравы. Александр Николаевич открывает для всех это особенное сословие. Ранее никто из писателей не обращался к подобным темам, вот почему Островского называли «Колумбом Замоскворечья», по аналогии с путешественником, открывшим миру Америку.

Несмотря на то что во многом его малая родина расстраивала великого драматурга, он сохранил к ней в своей душе теплые чувства. Для него Замоскворечье олицетворяло всю Москву, которую он искренне любил.


Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное


Top