Расписание богослужений троицкой церкви на пятницком кладбище. Церковь на Пятницком кладбище и её настоятель

Перманентно реконструируемая магистраль Проспект Мира — Ярославское шоссе является одной из важнейших в столице. Вдоль нее расположены многие достопримечательности, в частности отметившая недавно юбилей ВДНХ. Но вырываясь из тесных кварталов на расширенный Крестовский путепровод, никто не замечает одинокой церкви среди зелени деревьев, хотя ее хорошо видно с моста.

Но Храм Троицы Живоначальной (архитекторы А. В. Балашов и Ф. М. Шестаков) в стиле ампир поистине заслуживает внимания. И места эти вдоль старинной Троицкой дороги издревле ведшей в Троице-Сергиеву Лавру, имеют богатую историю.

На месте встречи мощей митрополита Филиппа, здесь был поставлен дубовый крест, давший название Крестовской заставе. И вот за этой заставой в 1771 году был выделен участок для создания кладбища, которое стало называться Крестовским. Уже через год стояла часовня Параскевы Пятницы из дерева, которая дала кладбищу новое название. Она простояла почти 60 лет, но постепенно обветшала, и тогда в 1827 году было дано разрешение на возведение каменной церкви. Шел сбор средств, купец Свешников завещал свою усадьбу и крупную сумму денег, граф Дмитрий Шереметев подарил часть своего земельного участка.

В 1830 году начали возводить храм. Уже через год освятили утепленный зимний придел Параскевы Пятницы, а еще через год — также зимний придел Сергия Радонежского. Позднее главный летний храм также стал отапливаемым. Одновременно построили четырехстольную трапезную и колокольню с крыльцом, которое оформили колоннами из литого чугуна. Над входом разместили икону Святой Троицы.

Как и завещал Свешников, по бокам от храма возвели дом причта и богадельню. Посередине находились ворота. Они до нас не дошли, да и саму церковь окружили корпуса НИИ «Импульс», в наше время превратившегося в Бизнес-парк «Парк Мира». Но спрятанный чуть в глубине переулка классический архитектурный ансамбль пушкинской эпохи продолжает радовать глаз.

Как добраться

  1. От м. Рижская, Рижского вокзала, пл. Рижская (Ленинградское направление) и Ржевская (Курское и Смоленское направление): пешком 850 м. или на троллейбусах №№ 9, 14, 37, 48, на автобусах №№ 85 и 714 до ост. «Крестовский мост» (1 остановка) и на маршрутном такси №№ 14м, 270м и 379м.
  2. От м. Алексеевская: пешком 880 м. или на троллейбусах №№ 9, 14, 37, 48, на автобусе № 85 (2 остановки) и маршрутном такси № 270м и 379м, а также на автобусе № 714 (1 остановка) и маршрутном такси № 14м.
  3. От м. ВДНХ и ст. монорельса «Выставочный центр»: на троллейбусах №№ 9, 14, 37, 48, на автобусе № 85 (6 остановок), на маршрутном такси №№ 270м и 379м.
  4. От м. Проспект Мира: на троллейбусе № 9 (5 остановок) и маршрутном такси №379м.
  5. От м.Сухаревская (8 остановок), м.Лубянка (11 остановок), м.Чистые пруды, м. Тургеневская и м. Сретенский Бульвар (12 остановок), м. Красные Ворота (14 остановок): на троллейбусе № 9.
  6. От м. Комсомольская, Ленинградского, Ярославского, Казанского вокзалов (10 остановок), м. Красносельская (11 остановок), м. Сокольники (14 остановок), м. Преображенская площадь (18 остановок), м. Электрозаводская (23 остановки), пл. Каланчевская (Курское, Рижское и Белорусское направления) (9 остановок): на троллейбусе № 14
  7. От м. Владыкино (24 остановки) и пл. Окружная (Савеловское направление) (25 остановок): на автобусе № 85
  8. От м. Медведково: на маршрутном такси № 270м
  9. От пл. Маленковская (Ярославское направление): на автобусе № 714 (5 остановок) и маршрутном такси № 14м.
  10. От пл. Северянин (Ярославское направление): на троллейбусе №14 и на маршрутном такси № 270м, (12 остановок)

27 октября, в пятницу 21-ой седмицы по Пятидесятнице, день памяти преподобной Параскевы-Петки Сербской, настоятель храма Святителя Николая в Хамовниках епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным Московским викариатством, совершил Божественную литургию в храме Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище г. Москвы, один из приделов которого освящен в честь преподобной Параскевы.

Епископу Тихону сослужили: протопресвитер Владимир Диваков, секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Климов, благочинный храмов Троицкого округа г. Москвы; протоиерей Федор Рожик, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе г. Москвы; протоиерей Георгий Гуторов, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы; протоиерей Андрей Пашнин, и.о. настоятеля храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище г. Москвы; иерей Филипп Пономарев, и.о. настоятеля храма святой равноапостольной великой княгини Ольги Патриаршего Подворья в Останкино г. Москвы; духовенство храма.

Диаконский чин возглавил протодиакон Сергий Куранов, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском г. Москвы.

Богослужебные песнопения исполнил хор храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище г. Москвы под управлением А. Наумовой.

Проповедь после пения запричастного стиха произнес иерей Филипп Пономарев.

После Божественной литургии было отслужено Молебное пение преподобной Параскеве-Петке Сербской и заупокойная лития по рабам Божиим протоиерею Михаилу и Евдокии Дроздовым, родителям святителя Филарета Московского. (Евдокия Дроздова погребена в стенах храма).

По окончании богослужения епископа Тихона приветствовал и. о. настоятеля храма протоиерей Андрей Пашнин. В ответном слове Управляющий викариатством поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником храма и обратился к молящимся со словами проповеди.

Московский храм во имя Живоначальной Троицы, на Пятницком кладбище (Троицкое благочиние Северо-Восточного викариатства Московской епархии)

25 декабря года, в день Рождества Христова на Крестовском кладбище была поставлена деревянная церковь, освященная именем преподобной Параскевы Сербской , впоследствии кладбище стало именоваться Пятницким. В 1778 году во время летней грозы церковь сильно пострадала: снесло всю крышу и была повреждена колокольня. Общими усилиями священника и прихожан церковь отремонтировали, однако в скором времени из-за мизерных пожертвований от бедного люда и малой посещаемости она пришла в упадок.

В году стараниями настоятеля о. Симеона удалось получить разрешение Духовной консистории на установление кружки для сбора пожертвований от паломников, идущих в Троице-Сергиеву лавру, на строительство новой каменной церкви вместо деревянной, для чего была даже построена часовня на Троицкой дороге, куда перенесли иконы из старой церкви. Строительство шло медленно по той же причине - нехватки средств.

В сентябре года купец Свешников передал по завещанию свое имение и деньги (на помин души) на постройку нового каменного храма и двух домов.

При составлении плана строительства храма выяснилось, что для его осуществления не хватало земли, ранее выделенной кладбищу городской властью. Нашелся другой доброхот - даритель граф Дмитрий Шереметьев, отдавший часть своей земли под строительство храма. Лучшие архитекторы города, А. В. Балашов и Ф. М. Шестаков , стали проектировщиками фасада храма. Существует мнение, что автором проекта здания храма был А. Г. Григорьев , однако это не подтверждается архивными данными.

В архитектуре Москвы тех времен преобладал так называемый русский классицизм (ампир), как отклик воспоминаний о недавней победе России над Наполеоном в 1812 году. Этот стиль отличается монументальностью форм с непременным возведением колонн по фасаду, украшенному элементами военной атрибутики, что придавало зданию величественность и вызывало в душе людей чувство умиротворения. Все это нашло отражение в построении храма, строительство которого началось в 1830 году.

Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) не только поддержал ходатайство о сооружении храма, но принимал горячее участие в ходе его осуществления.

В году освящен придел преподобной Параскевы Сербской, в следующем году придел преподобного Сергия Радонежского , а также трапезная четырехстольная, колокольня со шпилем и новые иконостасы. Однако построенный главный храм не отапливался и считался летним, между тем как ранее построенные приделы были утеплены.

Священник Иоанн Фаворский, состоящий в родстве с митрополитом Филаретом, обратился к нему с ходатайством о перестройке двух ранее построенных приделов с целью их расширения, о подсоединении летнего храма к уже имеющейся калориферной системе отопления и об обновлении ветхих иконостасов. Такое прошение было удовлетворено, что явилось важным фактором того времени, так как уже существовал запрет на какие-либо изменения в новых храмах.

В течение 1861-1862 годов алтари указанных приделов были расширены и украшены на средства дарителя, купца Андреева, а летние и зимние части храма объединены единой калориферной системой, существующей и поныне. После всех перестроек храм внешне приобрел очертание креста: впереди - главный алтарь, выходящий на восток, приделы Параскевы Сербской и Сергия Радонежского. С западной стороны находится вход с крыльцом, украшенным литыми чугунными колоннами и наверху иконой Святой Троицы.

Согласно завещанию купца Свешникова, кроме храма были построены два дома: с западной стороны и по центральной оси, один под притч, другой под богадельню; оба дома окружены оградой, в середине которой, стояли красивые ворота. Все это соответствовало архитектурному стилю храма и создавало единый ансамбль. В последующие годы ограда с воротами была разобрана, и это нарушило целостность восприятия всего ансамбля вокруг храма. К сожалению, в XX веке вся эта архитектурная гармония подверглась еще большему искажению современными постройками как вокруг, так и на территории храма.

После революции 1917 года храм не закрывался, но в 1920-х годах был захвачен обновленцами и возвращен Московской Патриархии в г.

Церковь Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище

Дроболитейный пер., 5

"Пятницкое кладбище за Крестовской заставой, современная пл. 14 га. Основано во время эпидемии чумы 1771 г. Название получило от придела расположенной на нем ц. Троицы в честь Параскевы Пятницы".

"Кладбище устроено после чумного бунта 1771 г. Деревянный храм по Троицкой дороге "за Крестом" освящен 23 декабря 1772 г. во имя преп. Параскевы (память 14 октября), почему и кладбище названо Пятницким. В 1830 г. заложена, а в 1835 г. освящена нынешняя каменная церковь с главным престолом Троицы и приделами преп. Параскевы и преп. Сергия. Трапезная четырехстолпная, колокольня со шпилем; иконостасы уже новые".

Приделы: преп. Сергия - северный; перенесения мощей преп. Параскевы Пятницы Сербской - южный.

Доныне в южной стене снаружи храма сохранилась надгробная доска с надписью: "Священник Федор Симеонович Протопопов, тщанием которого сооружен сей храм и сделаны все другие улучшения на кладбище. 1792-1845. Священствовал 30 лет".

"В 1911 г. храм св. Троицы был великолепно отделан усердием вкладчицы кладбища Е. Е. Нос".

При церкви в начале XX в. существовала церковно-приходская школа (одноклассная смешанная).

Внутри храма близ южной стены погребена мать знаменитого святителя митрополита Московского Филарета; надгробие сохранилось доныне.

Иконостас главного придела и большинство икон одновременны храму, как и значительная часть утвари (подсвечники и проч.).

Здесь Патриарх Тихон совершил одну из своих последних служб, чуть было не закончившуюся трагически. "30 декабря 1924 г. Патриарх совершал богослужение на окраине города - на Пятницком кладбище (за Крестовской заставой). В этот день в кладбищенском храме было положено начало мироварению. В эти годы, после освобождения Патриарха из заключения, освящение мира совершалось обычно в Рождественский сочельник. В 1923 г. пришлось изменить принятой в Русской церкви традиции освящать миро в Страстной Четверг, ввиду полного оскудения мира. После длинного богослужения Патриарх в алтаре упал в обморок. Иподиаконы обомлели от испуга, - им показалось, что Святейший умер. Однако Патриарх быстро пришел в себя. "Да нет, нет, я еще жив", - с улыбкой сказал он, увидев испуг на всех лицах. С большим трудом добрался он, однако, до дому - ехать надо было на извозчике через всю Москву - до Донского монастыря. Впервые, после освобождения, Патриарх должен был лечь в постель. Первый раз в жизни он не смог совершить рождественских и крещенских богослужений".

"23 апреля 1922 г. в храме Пятницкого кладбища изъято 7 пудов 26 фунтов 14 золотников серебра, 3 драгоценных камня, 2 фунта 45 золотников жемчуга".

В 1930-е гг. храм не закрывался. Однако он был захвачен обновленцами и в Патриархию вернулся в 1944 г. вместе с другими московскими кладбищенскими церквами.

"Ансамбль Пятницкого кладбища 1830-1835 гг., архитектор А. А. Григорьев: ц. Троицы с колокольней, северный и южный флигели, северный и западный участки белокаменной ограды, - стоит на государственной охране под № 186".

В 1916 г. посреди кладбища был построен небольшой второй храм во имя св. Симеона Персидского. Впоследствии он был закрыт и использовался под склад кладбищенского инвентаря. В 1979 г. его возвратили Троицкой церкви, которая произвела ремонт и разместила внутри помещения для церковнослужителей. Храмовый образ св. Симеона Персидского передан в ц. Троицы, где стоит на клиросе с юга.

По рассказам очевидцев в 1930-е гг. тротуар вдоль кладбища был выложен надгробными памятниками с нестертыми надписями. Идущий по нему читал под ногами: "Упокой Господи раба Твоего такого-то". Потом памятники стали распродавать - те, что более-менее сохранились - для новых захоронений.

На кладбище были погребены граф Фед. Вас. Ростопчин, московский главнокомандующий в 1812 г. (1765-1826); Пров Мих. Садовский (ум. в 1872 г.), а также М. П. и О. С. Садовские; актер М. С. Щепкин, надгробный камень которого нарочно привезен семьей Аксаковых из Крыма (точно такой же, как ранее лежавший на могиле Гоголя в Даниловом монастыре, а ныне переложенный на могилу М. А. Булгакова в Новодевичьем); ученые Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский, Н. Х. Кетчер; декабрист И. Д. Якушкин; фольклорист А. Н. Афанасьев; поэт И. З. Суриков. Большинство старинных захоронений - на особом участке в глубине погоста.

"На Пятницком кладбище похоронен в 1895 г. Алексей Николаевич Дьячков - выборный московского Купеческого общества и председатель Комиссии по распределению процентов с благотворительных капиталов при Городской Думе. Он сделал так много добра, что невозможно все перечислить. Следил, чтобы помощь получали истинно нуждающиеся, сам много жертвовал; основал в Москве Общество для призрения детей тех лиц, которые ссылались в Сибирь, - приют цесаревны Марии, что у Горбатого моста с ц. Троицы (ныне разрушен - П. П.). Благодаря его заботам приют имеет капитал и ежегодно воспитывает до 150 детей".

В начале 1980-х гг. настоятелем ц. Троицы являлся глубоко почитаемый прихожанами протоиерей Сергий Вишневский, переведенный затем в ц. Знамения в Переяславской слободе.

Колокола на колокольне сохранились, в них звонят по праздникам.

Протоиерей Георгий Климов

В преддверии престольного праздника центрального храма Троицкого благочиния мы попросили настоятеля протоиерея Георгия Климова рассказать читателям об истории Троицкой церкви на Пятницком кладбище и о его собственном жизненном пути.

В истории христианской Церкви было несколько святых с именем Параскева. Так, мы знаем преподобномученицу Параскеву, пострадавшую за Христа в Риме во II веке, преподобную Параскеву Сербскую, прославившуюся в XI столетии суровой аскезой и благочестивой жизнью. На Руси особо чтили святых с именем Параскева, ведь в переводе оно означает «пятница» – день Крестных Страданий и смерти Спасителя. В честь святой Параскевы часто возводили придорожные часовни, ей молились, отправляясь в путешествие, её помощи просят в болезни и скорбях. Покровителями нашего храма также являются святитель Филарет, митрополит Московский, и священномученик Симеон, епископ Персидский.

Исторически на месте храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище стояла деревянная церковь в честь преподобной Параскевы Сербской. Появилась она не случайно: в 1652 году на этом месте были встречены мощи святителя Филиппа Московского во время их перенесения из Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря в Москву. В память об этом событии был установлен поклонный Крест, а местность получила название «У Креста». Паломники, отправляющиеся на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру, совершали здесь молебны, а дорога, ведущая «от Креста» до обители преподобного Сергия, получила название «Троицкий путь». Таким образом место, где сейчас стоит храм Живоначальной Троицы, поистине уникальное. Здесь «встретились» Святая Троица, преподобный Сергий и преподобная Параскева Сербская, почитаемые русским народом. За храмом находится основанное в 1771 году знаменитое Пятницкое кладбище, где похоронены многие иерархи и священнослужители Русской Церкви, благочестивые миряне.

Когда деревянная церковь преподобной Параскевы обветшала, возникла необходимость постройки нового каменного храма. Однако средств не хватало, строительство откладывалось. Тогда приход обратился к митрополиту Московскому Филарету (Дроздову). Владыка оказал не только административную, но и материальную помощь. Молитвами и тщанием Святителя каменная церковь была наконец построена. Центральный престол был освящён в честь Святой Троицы, северный придел – в честь преподобного Сергия Радонежского, а южный – в честь преподобной Параскевы Сербской. В церковь на Пятницком кладбище всегда приходило много людей. В 1917 году тщанием прихожанина Симеона Зайцева на территории кладбища была построена каменная часовня в честь священномученика Симеона, епископа Персидского. В часовне совершались отпевания усопших.

В приделе преподобной Параскевы находится захоронение Евдокии Никитичны Дроздовой (1853) – матери святителя Филарета. С её могилой связан чудесный случай. В начале двадцатого столетия могила Евдокии Никитичны была обезличена и фактически уничтожена – не было ни надгробной надписи, ни креста, ни ограждения. В 1950-х годах одному благочестивому доктору, которого звали Виктор, явился сам святитель Филарет с просьбой позаботиться о том, чтобы могила была восстановлена. Позже выяснилось, что Виктор был дальним родственником Дроздовых. Доктор начал хлопотать, чтобы могилу восстановили, ходил в разные инстанции, но безуспешно. Так прошло два года. От безрезультатности Виктор приуныл, руки у него опустились, и он уже не был уверен, действительно ли ему являлся Святитель. Но однажды видение повторилось. Святитель Филарет ободрил Виктора, призвал не унывать и продолжать хлопоты. Через некоторое время Виктор получил вызов к Святейшему Патриарху Алексию I. Святейший выслушал его, подробно расспросил и отпустил. После этой встречи могилу Евдокии Никитичны восстановили и по распоряжению Святейшего Патриарха каждый год в день кончины матери Святителя стали служить панихиду о приснопамятной рабе Божией Евдокии. Эта традиция сохраняется и сейчас.

В двадцатом веке история храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище была драматичной, как и вся история Русской Церкви. Храм неоднократно пытались закрыть. С 1935 по 1944 год он принадлежал обновленцам. После возвращения его Церкви в храме служили многие известные священнослужители, среди них протоиерей Василий Романков и священник Сергей Недумов, похороненные за алтарём. Год назад Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла меня назначили настоятелем храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище. Разумеется, это было неожиданно. Приступая к служению, я постарался узнать о храме как можно больше и был потрясён тем, какая интересная и богатая у него история.

О себе могу сказать, что я родился в Сергиевом Посаде, поэтому имел возможность часто бывать в Троице-Сергиевой Лавре. В детстве и юности я не был воцерковлённым человеком и приходил в обитель преподобного Сергия просто из любознательности, желая лучше познакомиться с русской культурой. Но со временем у меня появилось осознание того, что православная вера хранит ту истину, которую ищет человек и в которой нуждается его душа.

Когда меня призвали в армию, я попал во взвод, где проходили службу ребята практически из всех 15 республик нашей страны. Многие солдаты испытывали определённое внутреннее напряжение, потому что зачастую не понимали, какое мироощущение и какие национально-религиозные традиции имеют их собратья по оружию. С одной стороны, служба была физически и психологически тяжёлой. С другой – подобное испытание заставляло задуматься: на чём основано моё личное миропонимание и мироощущение? Это был 1988 год – год тысячелетия Крещения Руси, очень важная веха. Стали открываться храмы, появилось много литературы, в том числе Священное Писание, которого до этого времени в Советской России невозможно было найти. Однажды после боевого дежурства в карауле мне кто-то из земляков дал книгу – Новый Завет в Синодальном переводе. Я до сих пор благодарю Господа за то мгновение, когда впервые начал её читать. Конечно я не понимал всего написанного, но на душе становилось как-то радостно, спокойно и тихо. Уже после армии моё отношение к вере стало ясным, если можно так сказать, чётко выраженным. Я окончил службу и поступил в Московский авиационно-технологический институт, после его окончания два года работал по специальности.

В студенческие годы я часто бывал в московском Даниловом монастыре, а в выходные дни неизменно приходил на богослужение в обитель преподобного Сергия. Там я имел возможность общаться с лаврскими насельниками, среди них – архимандриты Георгий (Тертышников), Макарий (Веретенников), Илия (Рейзмер), которые оказали на меня большое влияние, помогли принять решение о поступлении в семинарию. Это довольно сложно объяснить, но в один прекрасный момент человек осознаёт, что должен стать священником, чтобы служить Богу и людям. После окончания семинарии я продолжил учиться в Московской Духовной академии, а незадолго до окончания обучения от руководства Московских духовных школ мне поступило предложение там преподавать. Я очень благодарен Господу и преподавательской корпорации за то, что много лет дышу воздухом большой кельи преподобного Сергия!

Ещё обучаясь в семинарии, я принял сан священника. Первые годы моего священнического служения прошли в академическом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Позже меня перевели на московский приход Патриаршего Подворья в храм Живоначальной Троицы в усадьбе Свиблово, где настоятелем является благочинный Сергиевского округа протоиерей Сергий Киселёв. На приходе в Свиблове я прослужил десять лет. Московские прихожане – это образованные, интеллигентные люди, у которых зачастую возникают сложные вопросы, требующие ответов. На фоне провинциального города московской области, откуда я родом, это отличие было особо ощутимо. В провинции люди проще, а в столичных жителях есть элемент какой-то претензии, даже перекоса: люди часто воспринимают церковь как организацию из сферы услуг, которая призвана обслуживать духовные потребности человека. Мне, молодому священнику, в силу неопытности и непонимания многих тонкостей служения в мегаполисе приходилось часто переживать острые моменты, находиться в сильном напряжении. Но с течением времени приходили знание и опыт, появлялась уверенность, общаться с людьми становилось легче. Мне доставляет большую радость осознание того, что в Православии можно найти ответы на любые вопросы, с верой можно разрешить любую проблему.

Сейчас, став настоятелем и благочинным, многие вещи я переживаю заново, многому приходится учиться, многое переосмыслять. Основная проблема нашего прихода – небольшая численность прихожан. Следует помнить, что ещё 10-15 лет назад людей в храме было очень много, и нельзя видеть причину оскудения прихода только в том, что вокруг открылось много других храмов. Значит были другие, внутренние причины. Наша задача сделать так, чтобы приход начал жить полноценной жизнью во всех сферах, которые направляют человека в жизни, помогают идти ко спасению. Сейчас мы активно занимаемся социальной и молодёжной работой. Другие проблемы прихода – отсутствие помещений для работы, масса имущественных вопросов. Те площади, которые мы сейчас занимаем и которые исторически принадлежат храму, находятся в аварийном состоянии, а на ремонт, как это ни банально звучит, не хватает средств.

В заключение скажу: каждый день я благодарю Бога за то, что Он дал мне возможность служить и трудиться в этом замечательном храме, и я верю, что Господь по Своему великому милосердию и человеколюбию наставит, направит и утвердит наш приход.


Top