Должностные обязанности педагога дополнительного образования материал на тему. Должностные обязанности педагога дополнительного образования Функциональные обязанности преподавателя дополнительного образования

Утверждаю

директор МБОУ ООШ №32 им. И.С. Исакова

хутор Островская Щель

В.Л. Рогожина

"___"________2015г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Общие положения

1.1. Педагог дополнительного образования назначается и освобождается от должности директором школы.
1.2. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу педагогической работы.
1.3. Педагог дополнительного образования подчиняется непосредственно руководителю спортклуба и заместителю директора школы по воспитательной работе.
1.4. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Положением о школьном спортивном клубе, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).

2. Функции

Основными направлениями деятельности педагога дополнительного образования являются:

2.1. Обеспечение духовно-нравственного, патриотического и физического воспитания учащихся школы;

2.2. Формирование здорового образа жизни и развитие массового молодежного спорта;

2.3. Повышение социальной активности, укрепление здоровья и приобщение к физической культуре подрастающее поколение

3. Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность;
3.2. комплектует состав обучающихся кружка, секции, клубного и другого детского объединения и принимает меры по его сохранению в течение срока обучения;
3.3. осуществляет дополнительное образование обучающихся;
3.4. обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
3.5. обеспечивает соблюдение, прав и свобод обучающихся;
3.6. участвует в разработке и реализации образовательных программ;
3.7. составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение, ведет установленную документацию и отчетность;
3.8. выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
3.9. организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей;
3.10. обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников;
3.11. организует участие обучающихся в массовых мероприятиях;
3.12. оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности;
3.13. оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (законными представителями), а также педагогическим работникам школы;
3.14. обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
3.15. обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;
3.16. оперативно извещает администрацию школы о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;
3.17. повышает свою профессиональную квалификацию, участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы;
3.18. принимает участие в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы;
3.19. знает приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т.п.;
3.20. соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

4. Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

4.1. участвовать в управлении школой в порядке, определяемом Уставом школы;
4.2. на защиту профессиональной чести и достоинства;
4.3. знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
4.4. защищать свои интересы самостоятельно и или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением педагогом норм профессиональной этики;
4.5. на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом;
4.6. свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся;
4.7. повышать квалификацию;
4.8. аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;
4.9. давать обучающимся во время занятий и перемен обязательные распоряжения, относящиеся к организации занятий и соблюдению дисциплины, привлекать обучающихся к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, установленных Уставом и Правилами поведения учащихся.

5. Ответственность

5.1. Педагог дополнительного образования несет ответственность по законодательству Российской федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся во время занятий, нарушение их прав и свобод.
5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании»
Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.


6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

6.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях;
6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается заместителем директора школы по воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода;
6.3. представляет заместителю директора школы по воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности в течение 5 дней по окончании учебного года;
6.4. получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера;
6.5. работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (законными представителями) систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

служит для закрепления объема прав и обязанностей, которые получает данный педагог при трудоустройстве. О том, что должно быть отображено в должностной инструкции этого специалиста, поговорим в статье далее.

Структура должностной инструкции педагога по ФГОС

Должностная инструкция педагога — это официальный документ, который используется в кадровом делопроизводстве. Законодательно утвержденных требований к ее структуре и содержанию нет, но обычно документ такого типа содержит следующую информацию:

Также хотелось бы уточнить, что при составлении инструкции любого педагога необходимо учитывать требования ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта). К примеру, ранее действующие образовательные стандарты не затрагивали внеурочную деятельность ребенка, новый же ФГОС определяет, что на посещение ребенком разнообразных кружков и секций должно быть выделено 10 часов в неделю.

Общие положения должностной инструкции педагога дополнительного образования

К работе с детьми допускаются далеко не все. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года сказано, что лицо, желающее заниматься преподавательской деятельностью, должно соответствовать квалификационным требованиям, которые закреплены в квалификационном справочнике. Таким образом, эти требования должны быть отображены и в должностной инструкции.

Так, в приказе Минздравсоцразвития РФ № 761н от 26 июля 2010 года (одного из документов, формирующих Единый квалификационный справочник должностей) к квалификации педагога дополнительного образования выставлены требования к образованию:

  • высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю работы;
  • высшее или среднее профессиональное образование в совокупности с дополнительным профессиональным образованием по направлению «Образование и педагогика».

Каких-либо требований к стажу, как правило, нет. Исключение составляют лишь случаи, когда кандидат претендует на должность старшего педагога, — для этого он должен преподавать как минимум два года.

Не знаете свои права?

Кроме всего прочего в должностной инструкции педагога дополнительного образования закрепляется требование к объему знаний и навыков претендента. Например, он должен знать нормативные акты, имеющие отношение к преподавательской деятельности (Конвенцию о правах ребенка и т.п.), а также владеть современными методиками обучения и педагогическими технологиями.

В общем же раздел «Общие положения» описывает:

  • название должности (педагог дополнительного образования);
  • порядок подчиненности (с указанием, кому нужно отчитываться, кто принимает решение о приеме на работу и увольнении);
  • квалификационные требования, среди которых могут быть требования к образованию и стажу;
  • навыки и знания, которыми должен обладать педагог.

Должностные обязанности педагога дополнительного образования

Этот раздел посвящается тому, что должен делать педагог после трудоустройства в рамках исполнения своей трудовой функции. Обычно педагогу дополнительного образования вменяется:

  • проводить учебные занятия;
  • составлять планы и программы занятий;
  • заниматься дополнительным образованием детей;
  • привлекать детей к обучению в секции (кружке), весь учебный год поддерживать интерес к учебному процессу;
  • выбирать форму обучения и методы ее осуществления, обосновывая свой выбор педагогической целесообразностью;
  • выявлять творческие способности учеников и развивать их;
  • мотивировать учеников и развивать их способности;
  • осуществлять привязку теоретических знаний к практическим занятиям;
  • анализировать достижения учеников;
  • оценивать эффективность обучения;
  • уделять особое внимание детям с отклонениями в развитии, а также одаренным и талантливым ученикам;
  • соблюдать права и свободы учеников, обеспечивать безопасность учебного процесса;
  • повышать собственную квалификацию, изучать и внедрять новейшие методики работы.

Это примерный список должностных обязанностей педагога дополнительного образования. При необходимости он может быть расширен или откорректирован в зависимости от специфики образовательной организации, для сотрудника которой пишется инструкция.

Права педагога

Чтобы иметь возможность исполнять свои должностные обязанности, педагог дополнительного образования наделяется правами, объем которых фиксируется в соответствующем разделе его должностной инструкции. При этом нередко работодатель прописывает здесь лишь общие фразы или ссылки на нормативные акты, определяющие права, которыми будет наделен педагог. Обычно к правам педагога дополнительного образования относятся:

  • права, закрепленные в ТК РФ и ФЗ «Об образовании»;
  • право на участие в управлении школой в той форме, что закреплена ее уставом;
  • право на защиту своей профессиональной репутации;
  • право на повышение уровня своей квалификации;
  • право на прохождение аттестации для подтверждения или повышения своей квалификационной категории;
  • право на дачу ученикам распоряжений в рамках своей компетенции;
  • право на применение к ученикам мер педагогического воздействия, разрешенных уставом школы.

Ответственность педагога

Педагог — этот человек, который работает с детьми, поэтому к его моральным и этическим качествам выставляются высокие требования. Ведь даже небольшие его проступки, которые во взрослом коллективе были бы простительными, могут пагубно сказаться на детской психике. Именно поэтому в данном разделе должностной инструкции имеет смысл указать, за что конкретно отвечает педагог.

Например:

  • за неполную реализацию образовательной программы;
  • жизнь и здоровье учеников во время пребывания их в школе;
  • нарушение прав учеников;
  • невыполнение приказов, связанных с охраной труда и обеспечением безопасности во время учебного процесса;
  • совершение во время учебного процесса действий, несущих угрозу ученикам;
  • неоказание доврачебной помощи нуждающимся в ней ученикам;
  • непроведение инструктажа с учащимися по теме безопасности труда в случаях, когда он необходим.

Здесь же педагог предупреждается, что может быть привлечен к таким видам ответственности, как дисциплинарная, уголовная или административная (например, за физическое или психическое насилие над учащимся).

При этом порядок привлечения к ответственности в должностной инструкции обычно не прописывается, т. к. этот вопрос регламентируется законодательством. Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности принимает руководитель учреждения образования, а вот дела об административных проступках и преступлениях рассматривают компетентные органы.

Хотя тезисы, которые отражены в должностной инструкции педагога дополнительного образования , на практике применяются с учетом ряда условий и дополнений, именно этот документ служит основным ориентиром в определении его прав и обязанностей. Подпись педагога в конце документа подтверждает не только факт прочтения инструкции, но и согласие выполнять закрепленные в ней обязанности и использовать предоставленные ему права.

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе "Квалификационных характеристик должностей работников образования», утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010г. N 761н; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.13г. №1155.

1.2. Педагог дополнительного образования относится к категории педагогических работников, назначается и освобождается от должности заведующим МБДОУ д/с № 26.

1.3. Педагог дополнительного образования непосредственно подчиняется заведующему, заместителю заведующего по безопасности и старшему воспитателю, специалисту по организации питания и медицинской сестре.

1.4. Педагог дополнительного образования работает по графику утвержденному заведующим МБДОУ д/с № 26, с нагрузкой на одну ставку – 36 часов в неделю.

1.5. В своей деятельности педагог дополнительного образования руководствуется:

Конституцией РФ;

Конвенцией о правах ребенка, инструкцией по охране жизни и здоровья детей;

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №223-ФЗ;

Законодательными актами РФ, Московской области, г. Красногорска;

СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010г. №209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»;

Правилами и нормами охраны труда и противопожарной защиты;

Уставом и локальными актами МБДОУ д/с № 26;

Правилами внутреннего трудового распорядка; Коллективным договором;

Приказами и распоряжениями заведующего МБДОУ д/с № 26;

Настоящей должностной инструкцией;

Трудовым договором и Договором с родителями (законными представителями ребенка) и др.

1.6. Педагог дополнительного образования должен знать:

Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, Московской области и г. Красногорска;

Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

Конвенцию о правах ребенка;

Возрастную и специальную педагогику и психологию;

Физиологию, гигиену;

Специфику развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности;

Методику поиска и поддержки молодых талантов;

Программы занятий кружков, секций, студий, клубных объединений;

Деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций;

Методы развития мастерства;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

Технологии педагогической диагностики;

Основы работы с персональным компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами), электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.7. Педагог дополнительного образования должен соблюдать Конвенцию ООН о правах ребенка.

1.8. По производственной необходимости может осуществиться перевод педагога дополнительного образования на вакантную должность по приказу заведующего.

2. Требования к квалификации

2.1. Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.

3. Должностные обязанности

3.1. Педагог дополнительного образования осуществляет дополнительное образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей образовательной программой, развивает их разнообразную творческую деятельность.

3.2. Комплектует состав обучающихся, воспитанников кружка, секции, студии, клубного и другого детского объединения и принимает меры по сохранению контингента обучающихся, воспитанников в течение срока обучения.

3.3. Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения) исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся, воспитанников.

3.5. Участвует в разработке и реализации образовательных программ. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение.

3.6. Выявляет творческие способности обучающихся, воспитанников, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.

3.7. Организует разные виды деятельности обучающихся, воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.

3.8. Организует самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, в том числе исследовательскую, включает в учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.

3.9. Обеспечивает и анализирует достижения обучающихся, воспитанников.

3.10. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

3.11. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым обучающимся, воспитанникам, а также обучающимся, воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.

3.12. Организует участие обучающихся, воспитанников в массовых мероприятиях.

3.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, объединений, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции.

3.14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

3.15. Соблюдает правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также санитарно-гигиенические требования.

3.16. Проходит медицинский осмотр в нерабочее время в соответствии с графиком.

4. Права

4.1. Педагог дополнительного образования имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом, Коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами МБДОУ д/с № 26.

4.2. Педагог дополнительного образования в пределах своей компетенции имеет право:

Принимать участие в работе творческих групп,

Устанавливать деловые контакты со сторонними организациями в рамках своей компетенции;

Вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса;

Вносить предложения при разработке образовательной программы и годового плана организации;

Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с общеобразовательной программой, утвержденной организацией;

Представлять свой опыт работы на педагогических советах, методических объединениях, родительских собраниях, отчетных итоговых мероприятиях и в печатных изданиях специализированной направленности;

Знакомиться с проектами решений руководителя дошкольной организации, касающимися его деятельности;

Требовать от администрации организации создания условий, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей;

Участвовать в работе органов самоуправления.

4.3. Повышать свою квалификацию (не реже 1 раза в 3 года).

5. Ответственность

5.1. Педагог дополнительного образования несет персональную ответственность:

За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.2. В случае нарушения Устава организации, условий Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов заведующего воспитатель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со статьей 192 ТК РФ.

5.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью воспитанника, педагог может быть уволен по ст. 336, п. 2 Трудового кодекса РФ.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

Наименование учреждения

__________ /________________/

Приказ № ____ от «___» _____ 20__г.

СОГЛАСОВАНО

Председатель профкома

_________ /_________________/

протокол № ____ от «__»___ 20__г.


Должностная инструкция

педагога дополнительного образования

______________

1. Общие положения должностной инструкции

1.1 Настоящая должностная инструкция педагога дополнительного образования в школе разработана с учетом требований ФГОС начального и основного общего образования, утвержденных соответственно Приказами Минобрнауки России №373 от 06.10.2009г и №1897 от 17.12.2010г (в ред. на 31.12.2015); на основании ФЗ №273 от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 05.07.2017г; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития № 761н от 26.08.2010г. в редакции от 31.05.2011г.; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.

1.2. Педагог дополнительного образования школы может назначаться и освобождаться от должности директором общеобразовательного учреждения.

1.3. Педагог дополнительного образования школы должен иметь высшее, либо среднее профессиональное образование в области, которая соответствует профилю кружка, секции, студии, без предъявления требований к стажу педагогической работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование, которая относится к направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Лицо, у которого нет соответствующего образования, но имеется достаточный практический опыт, знания и умения, выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии учебного заведения, в порядке исключения, может быть назначено на должность педагога дополнительного образования.

1.4. Педагог дополнительного образования общеобразовательного учреждения обязан подчиняться непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей профессиональной деятельности педагог дополнительного образования руководствуется Конституцией и законами Российской Федерации, основами педагогики; психологии, физиологии и гигиены, общих теоретических дисциплин в объеме, который необходим для решения педагогических, научно-методических задач; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами образовательного учреждения, трудовым договором.

1.6. Педагог дополнительного образования должен строго соблюдать положения Конвенции о правах ребенка.

1.7. Педагог дополнительного образования школы должен знать:

Основные законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют образовательную деятельность.

Основные направления и перспективы развития современного образования и педагогической науки;

Требования Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

Основы общих теоретических дисциплин в объеме, который необходим для решения педагогических, научно-методических задач, основы педагогики, психологии, возрастной физиологии и школьной гигиены;

Специфику развития интересов учащихся, основы их творческой деятельности;

Методику поиска и поддержки детских талантов;

Программы занятий кружков, секций, студий образовательного учебного заведения;

Способы и методы развития мастерства детей;

Современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, методов убеждения, и аргументации своей позиции, установления контакта с детьми различного возраста, родителями (лицами их заменяющими), коллегами по работе в образовательном учреждении;

Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и положительного разрешения;

Основы работы с компьютером, принтером, текстовыми редакторами и редакторами презентаций, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

Нормативные требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов в школе;

Средства обучения и их дидактические возможности;

Основы права, научной организации труда, проектные технологии и технологии эффективного делового общения;

Правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации.

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности.

1.8. Педагогу дополнительного образования запрещено использование образовательной деятельности:

В целях политической агитации, принуждения школьников к принятию политических, религиозных или иных убеждений, либо отказу от них;

Для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

В целях агитации, которая пропагандирует исключительность, превосходство, либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения детям недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов;

Для побуждения учащихся к действиям, которые явно противоречат Конституции Российской Федерации.

2. Функции

Ключевые направления деятельности педагога дополнительного образования следующие:

2.1. Организация учебно-воспитательного процесса во внеурочной деятельности с учащимися и руководство им.

2.2. Развитие творческих способностей обучающихся образовательного учреждения.

2.3. Обеспечение социализации, формирования общей культуры личности, осознанного выбора и последующего освоения профессиональных программ учащимися школы.

2.4. Слежение за режимом соблюдения норм и правил техники безопасности во время занятий с учащимися учебной организации.

3. Должностные обязанности

Педагог дополнительного образования выполняет ряд следующих обязанностей:

3.1. Комплектация состава обучающихся кружка, секции, студии и принятие мер по его сохранению в течение всего срока программы обучения.

3.2. Осуществление дополнительного образования и воспитания школьников с учетом специфики требований ФГОС начального общего, основного общего образования, проведение занятий согласно школьному расписанию.

3.3. Обеспечение необходимого уровня подготовки, который соответствует требованиям ФГОС, и несение ответственности за его реализацию не в полном объеме.

3.4. Осуществление своей основной деятельности качественно, на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.5. Обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов обучения учащихся исходя из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя современные образовательные методики, в том числе информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

3.6. Проведение учебных занятий в учреждении, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационно-коммуникационных технологий.

3.7. Обеспечение соблюдения прав и свобод учащихся образовательного учреждения.

3.8. Активное участие в разработке и реализации образовательных программ учебного заведения.

3.9. Составление планов и программ занятий, обеспечение полного их выполнения, ведение установленной документации и отчетности.

3.10. Обязательное ведение журнала учёта посещаемости учеников и проводимых занятий, своевременная запись в нём.

3.11. Выявление творческих способностей учащихся, одаренных детей, способствование их дальнейшему развитию, формированию профессиональных интересов и склонностей.

3.12. Оказание особой педагогической поддержки одаренным и талантливым ученикам школы, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья.

3.13. Организация участия учащихся школы в массовых школьных мероприятиях, мероприятиях на базе других учреждений, а также разных видов деятельности детей, ориентируясь на их индивидуальные способности; осуществление развития мотивации детей, их познавательных интересов и способностей.

3.14. Организация самостоятельной деятельности учеников школы, в том числе исследовательской и проектной, включение в учебно-воспитательный процесс проблемного обучения, осуществление связи обучения с практикой, обсуждение с детьми актуальных событий, происходящих в современном мире.

3.15. Обеспечение и анализ достижений учащихся образовательного заведения.

3.16. Оценка эффективности обучения кружковцев, учитывая овладение умениями, развитие опыта творческой и поисковой деятельности, а также познавательного интереса.

3.17. Оказание в пределах своей компетенции необходимой консультативной помощи родителям учащихся (лицам, их заменяющим), а также педагогическим работникам школы.

3.18. Обеспечение охраны жизни и здоровья детей при проведении занятий, соблюдение правил и требований охраны труда и техники безопасности, пожарной безопасности, проведение инструктажа по охране труда с учащимися образовательного учреждения с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажей.

3.19. Участие в работе педагогических и методических советов, методических объединений, в родительских собраниях, в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, которые предусмотрены образовательной программой школы.

3.20. Осуществление своей профессиональной деятельности согласно должностной инструкции педагога дополнительного образования образовательного учреждения, повышения своей профессиональной квалификации.

3.21. Оказание необходимой методической помощи другим педагогам дополнительного образования, способствование обобщению передового педагогического опыта коллег, развитию их творческих инициатив.

3.22. Оперативное извещение администрации школы о каждом произошедшем несчастном случае, принятие мер по оказанию необходимой доврачебной помощи пострадавшим.

3.23. Прохождение периодических бесплатных медицинских осмотров, обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда и пожарной безопасности.

3.24. Соблюдение этических норм поведения в школе, в быту, в общественных местах, которые соответствуют общественному положению педагога.

4. Права

Педагог дополнительного образования имеет право:

4.1. На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, который определен Уставом школы.

4.2. На защиту профессиональной чести и достоинства педагога.

4.3. На выбор, разработку и применение соответствующих образовательных программ, в том числе и авторских.

4.4. На свободный выбор и использование методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, а также методов оценки знаний учащихся образовательного учреждения.

4.5. На распространение накопленного педагогического опыта, который получил научное обоснование.

4.6. Внесения на рассмотрение администрации школы предложений по материально-техническому оснащению деятельности руководимого им кружка, секции или студии (помещение, инвентарь, оборудование, снаряжение, расходные материалы и т. п.).

4.7. Внесения адекватных предложений по развитию и совершенствованию учебно-воспитательного процесса в школе.

4.8. Знакомиться с содержанием жалоб и другими документами, которые содержат оценку его профессиональной деятельности, дачу объяснений по ним.

4.9. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования в образовательном учреждении, за исключением тех случаев, что предусматриваются законом Российской Федерации.

4.10. Осуществлять аттестацию в добровольном порядке на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.11. Давать учащимся школы во время занятий и перемен обязательные для исполнения распоряжения, которые непосредственно относятся к организации занятий и соблюдению дисциплины.

4.12. Привлекать учеников к дисциплинарной ответственности в случаях и порядке, которые установлены Уставом и Правилами о поощрениях и взысканиях учащихся школы.

5. Ответственность

5.1. Педагог дополнительного образования учреждения образования несет ответственность в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации за качество выполнения образовательных программ, жизнь и здоровье обучающихся школы во время занятий, нарушение их прав и свобод.

5.2. За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава, своей должностной инструкции педагога дополнительного образования в школе, Правил внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, педагог дополнительного образования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством страны.

5.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, которые связаны с физическим и (или) психическим насилием над личностью учащегося школы, а также совершение иного аморального проступка педагог дополнительного образования освобождается от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за подобный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенический правил организации учебно-воспитательного процесса педагог дополнительного образования школы может быть привлечен к административной ответственности, в порядке и случаях, которые предусматриваются административным законодательством.

5.5. Педагог дополнительного образования в школе несет ответственность за нерациональное, а также неэффективное использование материальных, финансовых и прочих ресурсов.

5.6. За виновное причинение учебному заведению или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог дополнительного образования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, которые устанавливаются трудовым и (или) гражданским законодательством Российской Федерации.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Педагог дополнительного образования:

6.1. Осуществляет работу в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с утвержденным расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самостоятельным планированием обязательной деятельности.

6.2. Лично планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть. Составленный план работы утверждается заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе образовательного заведения письменный отчет о своей деятельности, объем которого не более пяти машинописных страниц в течение пяти дней по окончании каждой четверти.

6.4. Систематически получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, проходит ознакомление под расписку с соответствующими документами.

6.5. Координирует свою работу в учреждении с работой педагога-организатора, классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей ГПД по вопросам организации внеурочной деятельности учащихся образовательного учреждения.

6.6. Работает в тесном контакте с родителями учащихся школы, либо с лицами, которые заменяют их.

6.7. Передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию, полученную на посещенных совещаниях и семинарах, систематически обменивается сведениями, которые входят в его компетенцию, с администрацией школы, а также с педагогическими работниками образовательного учреждения.

Должностную инструкцию разработал: _____________ /_______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен (а), один экземпляр получил (а) на руки и обязуюсь хранить его на рабочем месте.

«___»_____20___г. _____________ /_______________________/

Если с тем, каждого ребенка знакомят перед началом его учебы в школе, то должность педагога дополнительного образования знакома не всем.

На самом деле нередко специалисты этой сфере находятся у нас перед глазами. Педагог дополнительного образования преподает предметы и курсы, которые не входят в обязательную учебную программу. Как правило, они руководят кружками, секциями, студиями.

Несмотря на то что факультативы ассоциируются у большинства детей и их родителей с отдыхом и свободным времяпрепровождением (пусть и с пользой), должностные дополнительного образования достаточно обширные. Его работа по степени ответственности ничуть не уступает работе педагога школы или высшего учебного заведения.

Кто такой педагог дополнительного образования

Большинство родителей не хотят, чтобы все интересы их ребенка сводились только к учебе в школе. Более того, многие дети и сами стремятся развиваться в разных сферах.

Для этого существуют различные факультативные занятия: курсы, кружки и прочее. Они могут быть связаны как с интеллектуальными занятиями, так и со спортивными. Например, кружок по изучению английского или французского языков, курсы по информатике, студия вокала, спортивная школа, уроки танцев - все это в равной степени относится к дополнительному образованию.

Как правило, даже у первоклашек уже есть какие-либо интересы или предпочтения, на основе которых можно принимать решение о выборе студий или кружков для посещения во внеурочное время.

Как уже говорилось ранее, педагог дополнительного образования отвечает именно за факультативы. Эти факультативы могут быть как в школе или университете, так и в специализированном заведении: дом детского и юношеского творчества, частная или государственная студия искусств, музыкальная или танцевальная школа и так далее.

Любой образец должностной инструкции педагога дополнительного образования в первую очередь предполагает наличие должной квалификации для осуществления педагогической деятельности. В первую очередь речь идет о специализированном педагогическом образовании. Кроме этого, важно иметь подтверждение навыков, которым педагог собирается обучать детей.

Требования к сотруднику и рабочие обязанности

Перечень требований к педагогам дает основания утверждать, что стать руководителем факультатива может не каждый желающий. Идеальный специалист должен не только обладать соответствующим образованием и необходимой квалификацией (что тоже важно), но и уметь грамотно организовать занятия и найти общий язык с посетителями факультатива. Особенно сложно приходится тем, кто совмещает работу в школе и ведение факультативных занятий. Обычно такие специалисты привыкают к жесткой дисциплине на уроках и требуют того же на дополнительных занятиях, забывая о том, что дополнительные занятия имеют более свободную и даже игровую форму. Это совершенно не означает, что дисциплина должна отсутствовать: она просто должна иметь несколько другую форму.

Важно помнить и о том, что педагог дополнительного образования работает не только с детьми, но и с подростками: факультативы могут быть организованы как на базе школы, так и на базе высших учебных заведений. Кроме этого, существуют различные частные и бюджетные студии, отвечающие за внеучебную подготовку, куда могут быть приглашены для занятий и дети, и взрослые.

В должностные дополнительного образования входит:

  • Составление групп для участия в занятиях. Поскольку факультативы не обязательны для посещения, педагог должен уметь грамотно презентовать свою студию или свой кружок и смотивировать учащихся посетить его.
  • Составление обучающих программ, методических материалов, разработка учебных планов занятий.
  • Организация мероприятий, в которых могут поучаствовать воспитанники факультатива: отчетные концерты, семинары, фестивали, конкурсы и прочее.
  • Обучение воспитанников факультатива заявленным навыкам, систематизированная поддержка уровня развитых талантов.
  • Консультации для родителей по вопросам развития в ребенке определенных талантов и навыков, воспитания.
  • Методическая работа.

К обязанностям педагога дополнительного образования можно смело отнести также систематическое повышение своего уровня квалификации, в противном случае, полученные специалистом много лет назад знания и навыки постепенно устареют.

Кроме этого, педагог должен обеспечивать безопасность всех воспитанников факультатива во время занятий. Для этого необходимо иметь теоретические знания и практические навыки того, как нужно себя вести в экстремальных ситуациях.

Отличия в работе штатного педагога и педагога дополнительного образования

На первый взгляд кажется, что обязанности педагога дополнительного образования ничем не отличаются от обязанностей любого школьного учителя или преподавателя высшего учебного заведения любой аккредитации.

Действительно, есть очень много общего, однако некоторые отличия тоже присутствуют.

Как уже говорилось ранее, важно понимать, что дополнительное образование - не основное, и воспитанники факультативов имеют право в любой момент прекратить занятия. Именно этим отличается система мотивации. В школе, или университете обучение является обязательным требованием для получения соответствующих знаний, документа об образовании и, в последствие, для получения хорошей работы. Именно этот факт и становится в основу мотивации учащихся. На факультативных занятиях важен сам факт получения необходимых навыков в первую очередь для собственного развития, а все остальные факторы отодвигаются на второй план. Задача педагога дополнительного образования - создать грамотную атмосферу и обстановку на занятиях, чтобы у учащихся не угасал интерес к изучаемому предмету. Как правило, искреннего интереса бывает достаточно, поскольку большинство воспитанников факультатива выбирают какие-либо дополнительные занятия для собственного развития.

Обязанности педагога дополнительного образования в школе сводятся к тому, чтобы не только организовать кружок или студию для учеников, но и помочь им совместить освоение навыков кружка и отдых с основной учебой. Как правило, такие кружки и студии организовываются в стенах школы и потому детям психологически сложно перестроиться. Это выгодно преподавателю, поскольку дети все еще чувствуют себя на уроке, но не очень разумно с позиции грамотной методологии по внеклассным занятиям.

Организация дисциплины в классе, обучение предмету, ведение документации, составление учебных планов, воспитание личностных качеств учеников - основные должностные обязанности педагога. имеет практически те же задачи с небольшим дополнением: оно не обязательное. Потому требовать от ученика беспрекословного подчинения руководитель факультатива права не имеет. Взамен можно установить перечень правил и ознакомить с ними детей и их родителей.

Если факультатив организован на базе школы или вуза, упрощается задача для руководителя в организации праздников и мероприятий. Как правило, мероприятия уже запланированы к различным праздникам в учебном заведении, начиная от Первого звонка и закачивая Восьмым марта. Если факультатив носит творческий характер (песни, танцы, спектакли и подобное), то дети обычно выступают на школьных праздниках.

Дополнительного образования в ДОУ те же, что у специалиста идентичной должности в других образовательных заведениях. Разница в том, что с организацией отчетных мероприятий дела обстоят сложнее в том случае, если ДОУ носит бюджетный характер. Не всегда есть возможность в достаточном финансировании отчетных концертов, не говоря уже о нормальных условиях для их проведения.

Составление рабочих программ

Инструкция педагога дополнительного образования в школе предполагает не только обучение детей на практике, но и предварительное планирование будущих уроков. Для этого нужно составить учебный план и рабочие программы.

Важно чтобы рабочая программа была достаточно гибкой, чтобы можно было адаптировать ее под нужды и потребности конкретной группы воспитанников факультатива. Практика показывает, что нет ни одной настолько совершенной программы, которая без адаптации подходила бы под любой коллектив.

Кроме этого, некоторые педагоги используют опыт зарубежных коллег. В этом случае часто появляется необходимость адаптировать зарубежные учебные программы под национальные и социально-культурные особенности учащихся.

Стоит отметить, что учебная программа оформляется в виде официального нормативно-правового документа. Он должен состоять из:

  • Описания направления деятельности факультатива.
  • Подробный почасовой план с изложением изучаемого в эти часы материала.

Процесс обучения должен совпадать с учебной программой.

Прохождение аттестации

И опытные, и начинающие учителя знают, что их работа сводится не только к обучению детей или взрослых. Почти половину рабочего времени занимает подготовка документов (в том числе работа над учебными программами и заполнение журналов), участие в педсоветах, курсах и вебинарах по повышению квалификации.

Уровень квалификации влияет и на размер заработной платы. Более того, профессиональный рост входит в обязанности педагога дополнительного образования и в школе, и в высшем учебном заведении, и в отдельной культурной организации.

Квалификация педагога определяется его результатами во время аттестации, которая проводится в среднем один раз в пять лет. Для этого учебное заведение, в котором работает педагог, собирает специальную экспертную комиссию.

Результатом аттестации должно стать присвоение категории специалисту. Для педагогов дополнительного образования предусмотрены три категории: первая, вторая и высшая.

Современные технологии в работе

В функциональные обязанности педагога дополнительного образования входит также и организация учебного пространства, обеспечения воспитанников факультатива всем необходимым для нормальной работы. Как правило, вопросы финансирования ложатся на плечи руководителей заведений искусств или директоров школ, университетов, техникумов.

Тем не менее руководитель факультатива должен уведомить начальство о потребности в каких-либо материалах или оборудовании для работы и грамотно это обосновать.

Преимущественно, для спортивных или хореографических занятий требуется не техническое оборудование: маты, спортивные коврики, станок, мячи и прочее.

Если факультатив направлен на изучение информатики или языков, однозначно есть потребность в хорошем техническом оснащении кабинета.

Кроме этого, сам педагог должен уметь грамотно использовать технический прогресс. Наличие собственного сайта или блога - несомненный плюс, несмотря на то, что это не входит в должностные обязанности педагога дополнительного образования. В колледжах и университетах даже часто обучают основам разработки несложного сайта.

Если нет возможности создать свой сайт-визитку, должна быть хотя бы презентация, которая отражает опыт работы и подход учителя к обучению.

Участие в профессиональных конкурсах

Еще одна вещь, которая не относится к должностным обязанностям педагога дополнительного образования, но вместе с тем дает огромные преимущества - участие в конкурсах.

Несомненно, грамоты и дипломы, подтверждающие победу воспитанников факультатива в конкурсах и фестивалях, тоже идут в портфолио преподавателя как бонус, однако собственные победы в педагогических конкурсах ценятся куда сильнее.

Существует очень много конкурсов, которые оценивают качество разработанной методологической программы, учебного плана. Еще один вариант - подготовка статей или даже целых научных монографий о подходе к работе с детьми: в этом случае обычно предполагается только публикация в коллективном сборнике и присвоение сертификата.

Если педагог ведет занятия по творческим предметам, он может поучаствовать в творческих конкурсах высокого уровня для танцоров, музыкантов, певцов, в зависимости от его сферы деятельности.

Права специалиста и их защита

Стоит помнить о том, что педагоги дополнительного образования имеют право на защиту условий труда. Как правило, обеспечением нормальной трудовой деятельности для своих сотрудников занимаются руководители образовательных учреждений.

Защита прав педагога дополнительного образования начинается с того, что каждый специалист должен их знать. Педагоги имеют право на:

  • Нормальный установленный законом рабочий день. Количество рабочих часов в неделю не должно превышать 40 для тех, кто работает на ставку.
  • Повышение квалификации.
  • Предъявление требований к детям и их родителям соблюдать дисциплину и поддерживать нормальную атмосферу для осуществления учебного процесса.
  • Установленный законом отпуск.

Многие права перекликаются с должностными обязанностями педагога дополнительного образования. Благодаря этому обеспечивается нормальный уровень современных преподавателей, которые заинтересованы и в личностном, и в профессиональном росте.

Многие молодые педагоги нуждаются в советах от старших товарищей. Вот несколько из них.

  • Хоть дополнительное образование и не входит в основную учебную программу, необходимо поддерживать должный уровень дисциплины. Чтобы не переусердствовать и не превратить факультативные занятия в стандартные школьные, необходимо найти адекватный подход к установлению дисциплины так, чтобы атмосфера во время занятий оставалась непринужденной, но достаточно располагающей к занятиям.
  • Права и обязанности педагога дополнительного образования должны соблюдаться в равной степени. Если по каким-то причинам обязанности ставятся в приоритет прав - это повод для беспокойства. Примером нарушения может быть ситуация, когда начальство в принудительном порядке требует переработку по часам перед важным мероприятием, но при этом не дает отгулы после этого.
  • Учитывайте возраст воспитанников. Учебная программа должна быть адаптирована под этот фактор.

Резюме

Перед педагогом дополнительного образования стоит не менее важная задача, чем перед преподавателем школы или вуза. Он должен помочь учащемуся или студенту развить свои навыки в выбранной им сфере. Любой факультатив предполагает полное вовлечение в процесс, потому педагог дополнительного образования почти ничем не отличается от классического педагога. Необходимость в подготовке документации и постоянной переаттестации присутствует в равной степени.


Top