Ульф Старк: классик современной детской литературы. Джоди пиколт - ангел для сестры

На прошлой неделе не стало Ульфа Старка. Швеция потеряла любимого детского писателя, а мир обеднел на одного хорошего сказочника. Его книги находили отклик не только на родине, но и далеко за ее пределами. И я думаю, однажды оглянувшись назад, мы увидим, что для наших детей он сделал не меньше, чем его предшественница Астрид Линдгрен.

Имя Линдгрен не может не всплыть в разговоре об Ульфе Старке - слишком сильно переплетаются их тропинки. Она на своих книгах вырастила поколение детей вне дидактики, вне идеологии, но с живым воображением и чувством собственного достоинства. Ее тексты стали глотком свежего смоландского воздуха. А Старк показал ценность и радость тех малых величин, из которых складывается человеческая жизнь, каждый ее миг. Его книги были шагом к разговору о чем-то глубоко личном.

Печально, что мы не воспользовались возможностью по-настоящему познакомиться со Старком еще в далеком 1981 году. В СССР издали его дебютные детские повести «Петтер и красная птица» и «Петтер и поросята-бунтари» («Детская литература»). В первой истории Петтер убегает из дома, думая, что родители разлюбили его, когда те просто нервничали из-за неприятностей на работе. Во второй вместе с другом Стаффаном берется дрессировать поросенка по кличке Последний-из-Могикан для участия в выставке собак. Сегодня, когда мы уже знакомы с более поздними книгами писателя, очевидно, что Петтер и Стаффан были его типичными героями.

Старк У. Чудаки и зануды. / Пер. со швед. О. Мяэотс. - М.: Самокат, 2008. - 160с.

Сложные характеры, искренние намерения маленьких персонажей и их эпические фиаско, любовь и дружба как связующая сила между взрослыми и детьми - это все Старк. С этого взвешенного и одновременно наивного взгляда мудрого ребенка на взрослую жизнь и начался феномен Старка: «Ведь сейчас как всё устроено: всерьёз принимаются только взрослые, а пока ты не взрослый - ты вообще не в счёт. Просто что-то такое, что надо воспитывать и кормить. Что-то такое, что когда-нибудь вырастет, станет взрослым и тогда уж себя оправдает» («Петтер и поросята-бунтари», «Детская литература», 1981).

Но любопытство советских издателей вызвало не умение Ульфа Старка описывать метущиеся детские души, а скорее присутствующие в книге идеи о правах рабочих и поиске социальной справедливости. Поэтому вышедшие в Швеции всего тремя годами позже «Чудаки и зануды», в которых если и была борьба, то отнюдь не классовая, а скорее психологическая, уже никого не заинтересовали.

Его тексты одинаково глубоко говорят с читателями любого возраста

О Старке забыли. На два десятка лет. Его имя снова прозвучало лишь в двухтысячных. И это была уже совсем другая история. Вторая встреча с ним повлияла на отношение читателей ко всей современной детской литературе. Во многом потому что первыми его прочитали взрослые. Тут еще раз можно вспомнить Астрид Линдгрен. Ей повезло оказаться по эту сторону границы в благоприятное время: гигантские тиражи и укомплектованные союзные библиотеки сделали ее книги доступными для всех детей. А Ульф Старк появился совсем в иных условиях. Малые издательства, камерные тиражи и просевшая система распространения изменили траекторию движения книг от авторов к читателям. Путь к сердцу ребенка теперь лежал через взрослого.

И в этом была доля удачи, потому что в России тогда пробудился интерес к детству как времени особой родительской ответственности. Считалось правильным вникать во все, что касалось детей. В том числе и в детские книги. Поэтому с Ульфом Старком для начала познакомились читающие родители. И его книги с большим достоинством выдержали испытание взрослыми. Я знаю, я была таким взрослым.

Старк У. Моя сестрёнка - ангел. / Пер. со швед. О. Мяэотс. - М.: Нарния, 2007. - 32с.


Его тексты одинаково глубоко говорят с читателями любого возраста, доверительная авторская интонация легко настраивает на новую историю. Когда Ульф Старк обнажает любое движение души своего персонажа, за этим невозможно наблюдать с холодной отстраненностью. Как, например, в лирическом рассказе «Моя сестренка - ангел» («Нарния», 2007), в котором мальчик Уффе ищет собственный способ общения с душой своей не родившейся старшей сестры. Эта история крайне важна для самого Старка, потому что она автобиографическая, умершая еще до рождения сестра была у него самого. Возможно, поэтому ему удалось тонко описать ощущение пустоты и желание ее заполнить: «Иногда, когда мы по вечерам пьем шоколад, я замечаю, как мама смотрит в окно. Она глядит на сосны и словно ждет, что вот-вот в дверь с веранды войдет девочка» («Моя сестренка - ангел», «Нарния», 2007).

Ульф Старк действительно разбирался в причудливой механике взросления

Искренность Старка не навязчивая. Он не поучает и не проповедует, но спокойно рассказывает обо всех детских чувствах и ощущениях. Ему важно говорить о поступках, но оценивает он их не по результату, а по намерению, поэтому и разговор у него почти всегда о сокровенном. Он слишком хорошо понимал, насколько непредсказуемыми могут быть последствия, как любят «демоны» вмешиваться в земные дела и спутывать все карты. Разве сама Симона решила разыграть роль мальчишки перед одноклассниками в новой школе? Нет, она всего лишь хотела избежать одной неловкой ситуации, но в результате навлекла на себя много новых неприятностей. «Понимаешь, если действительно кто-то и создал эту удивительную Вселенную с солнцами и улитками, цветами и людьми, то явно не зануда. Скорее, божественный чудак, небесный чудик, гораздый на всякие выдумки, фантазии и причуды» («Чудаки и зануды», «Самокат», 2008), - это если в двух предложениях.

Старк У. Пусть танцуют белые медведи / Пер. со швед. О. Мяэотс. - М.: Самокат, 2014. - 176с.


Ульф Старк хорошо представлял, как волны случайностей набегают на всякое разумное решение. Ему отлично удавалось передать сверхъестественную способность обстоятельств брать верх над планами людей. И он с пониманием относился к тому, что стихия незапланированного особенно чувствительно бьет по подросткам. Они ведут борьбу сразу на два фронта. Упорядочивают хаос вокруг себя и прислушиваются к происходящему внутри. На это порой уходит много времени и требуется совершение ни одной ошибки. Лассе из «Пусть танцуют белые медведи» нелегко далось решение вернуться жить к нескладному отцу после развода родителей. «Просто я могу быть только таким, какой я есть. А каким - я должен понять сам» («Пусть танцуют белые медведи», «Самокат», 2014).

Разобравшись с корнями, он не забывает и о крыльях.

Ульф Старк действительно разбирался в причудливой механике взросления, он хорошо понимал те непредсказуемые законы, которые превращают ребенка во взрослого человека. Многочисленные коллизии приводят к недоразумениям, и ты становишься чудаком в глазах других. Но кто ты есть на самом деле разобраться еще только предстоит.

И куда ни посмотри - все странные, простых людей нет. У Ульфа Старка не встретишь персонажей-статистов. Потому что, если хорошенько рассудить, то в жизни главных героев не существует. Человек существует не в вакууме, он неразрывно связан с другими людьми. Старк показывает, с какой неизбежностью дети впитывают мир, в котором растут. Они здраво оцениваю чудачества близких, но и любят за них же сильнее. Колесо времени не прекращает свой бег. Подростки присматриваются к родителям и прислушиваются к старикам, восхищаются и прощаются с ними, ощущая, что духовная связь не разорвется никогда. Наше прошлое живет в нас.

Поэтому Ульфа Старка интересует в первую очередь семья. Его занимают герои в повседневных декорациях. Это всегда дом, всегда населяющие его яркие и заметные личности. Точнее, это автор делает их заметными, потому что при такой увеличительной оптике, как у Старка, по-другому и быть не может.

Старк У. Мой друг Перси, Буффало Билл и я. / Пер. со швед. О. Мяэотс. - М.: Самокат, 2015. - 272с.


Разобравшись с корнями, он не забывает и о крыльях. Вне стен дома вотчина друзей, первых влюбленностей, авантюр и сумасбродства. «Да вы просто гениальные балбесы! - сказал он. Это была лучшая похвала на свете» («Мой друг Перси, Буффало Билл и я», «Самокат», 2016). Романтика, иногда переходящая в абсурд, юмор с оттенками сарказма. Старк отпускает своих героев в самые смелые приключения: спуститься с крыши по водосточной трубе, уплыть на автомобильной камере в открытое море, окунуться в ледяное озеро, затащить обитателя дома престарелых на дерево, организовать папе свидание вслепую.

Таков порядок вещей. Спокойствие не свойственно нашему миру. «И вот случилось [божественному чудаку] в спешке создать такое небесное царство, где всё чисто и гладко, без сучка без задоринки, где всё по полочкам разложено раз и навсегда. От этакой чинности он быстро скис, и его потянуло на приключения. Вот он и придумал маленьких озорных демонов, которые только и делают, что проказничают да ставят всё на земле с ног на голову, чтобы нам, людям, веселее жилось у нас внизу и чтобы Создателю было о чём судачить у себя на небесах» («Чудаки и зануды» - «Самокат», 2008).

Старк У. Георгий и дракон. / Пер. со швед. О. Мяэотс. - М.: Белая ворона, 2017 - 78 с.


Вот почему вокруг нас все шатко. Но Старк восхищается этим, он благодарен за то, что у человека есть возможность не жить жизнью зануд. И об этом тоже говорится в его книгах не раз. Еще в них задается верная траектория, ведущая через зыбкие житейские пески - «Слушай свое сердце» («Георгий и дракон», «Белая ворона», 2017). Эти слова стали последним наставлением Ульфа Старка.

О том, что в издательстве «Белая ворона» выходит новая книга писателя, стало известно почти одновременно с сообщением о его кончине. Грустное совпадение помогает рассмотреть еще более глубокий символизм в без того аллегорическом сюжете. Сказка-притча «Георгий и дракон» выросла из жития великомученика Георгия Победоносца. Старк существенно переработал легенду, в его руках она превратилась сказку про юношу Георгия, покинувшего отчий дом в поисках судьбы.

В пути Георгий трижды повстречал людей в нужде и всякий раз, слушая свое сердце, помогал им в ущерб себе. Все так же по зову судьбы он сражается с кошмарным драконом, защищая красивейшую из принцесс. Но главную победу Георгий одерживает, когда ставит счастье возлюбленной выше собственной любви. Он благородно отказывается от полагающейся победителю руки королевской дочери и половины королевства в пользу бедного скульптора, которого красавица любит больше жизни. Прислушиваться к советам своего сердца порой горько, но что поделать, оно единственный верный советчик.

Хорошее напутствие от большого писателя. И приход его к нам не случаен. А вот то, что рядом с именем Ульфа Старка теперь приходится ставить глаголы в прошедшем времени, кажется нелепой ошибкой. И небольшое утешение можно найти лишь в богатой библиографии писателя. Многие книги еще ждут русского перевода, а мудрые места - зачитывания до дыр...

Ульф Старк

Чёрная скрипочка

Моя сестрёнка Сара уже давно не вставала с кровати. Я просидел с ней весь день. Сначала мы складывали пазл, но она уронила его на пол. Потом мы просто сидели молча. Я не знал, что сказать.

Мы смотрели в окно. С неба падали большие белые снежинки. Белки, играя, носились по сосновым ветвям.

Видишь? - спросила Сара.

Да, - ответил я.

На самом деле я смотрел в сторону. Разглядывал узоры инея на запотевшем от нашего дыхания стекле.

Мы с тобой тоже скоро будем играть, - сказала сестрёнка.

Конечно, - ответил я.

Вот только поправлюсь, - продолжала она. - Будем делать ангелов на снегу. Я тебя всего изваляю.

Сейчас, как же! - ответил я, улыбнувшись изо всех сил.

До чего тяжело разговаривать с человеком, который по-настоящему болен. Так сложно подобрать нужные слова. А то и вовсе сморозишь какую-нибудь глупость или скажешь что-то не то.

Может быть, притащить комиксы? - спросил я. - Я бы тебе почитал про того смешного солдатика.

Саре всегда нравились старые комиксы. Там такие добрые картинки.

Давай, - согласилась она.

Но когда я вернулся, она уже спала.

В тот вечер ворон уселся на верхушке нашей ели.

Папа и мама уже попрощались с нами перед сном. Сара выпила свои таблетки. Папа немного задержался. Он потрогал её лоб, пока я надевал свою синюю пижаму.

Выключи, пожалуйста, свет, - сказал он. - Если что, позови меня.

Как это «если что»? - спросил я.

Не знаю, - ответил папа и вышел из комнаты.

Мне не хотелось ложиться. Я сел на стул рядом с кроватью сестрёнки и стал слушать её дыхание. Она дышала совсем как обычно. Я прислушивался к тиканью часов на стене и знал, что сегодня необычная ночь.

Немного погодя на небе взошла луна и осветила лицо Сары. Щёки у неё были румяными, но не потому, что она была здоровой. Всё из-за температуры.

Ты спишь? - прошептал я.

Нет, - ответила Сара.

Хочешь поболтать?

У меня нет сил. Может быть, просто что-нибудь вспомним?

Тогда мы стали молча вспоминать, что с нами было.

Мы вспоминали, как весной пускали лодочки из древесной коры по лесному ручью. И как однажды вечером улизнули из дому на поле, чтобы посмотреть на летучих мышей, которые носились над нами, словно серые тени.

Помнишь? - спросила она.

Да, - сказал я.

Сколько же их там было!

Ещё мы вспоминали те дни, когда мы, лёжа на спине, качались в красной отцовской лодке и любовались на облака. Сара уже была больна, и сил у неё оставалось немного. Потом наступила осень, а дальше я и вспоминать не хочу.

Сара тихонько лежала, глядя в потолок так, будто по нему проплывает последнее облачко.

Я подошёл к окну и подышал на стекло. Затем написал на нём пальцем: «Нет».

Тогда я увидел, что на верхушке ели сидит ворон.

Сыграй мне, пожалуйста, - прошептала Сара.

На часах было четверть первого. Кажется, я заснул, сидя на стуле. Сестрёнка дотронулась до меня своей горячей рукой.

Пойду позову папу, - сказал я.

Не надо, - попросила она. - Сыграй мне на скрипочке.

Тогда я снял со стены скрипку. Это был старинный инструмент, когда-то купленный папой в Германии. Он не играл на ней очень давно. Всё это время скрипка молча висела на стене в нашей комнате. Лишь изредка папа снимал её и бренькал струной.

Берегите эту скрипку, - говорил он.

Почему? Потому что она очень ценная?

Ну, это зависит от того, кто на ней играет. И от того, кто слушает.

Я взял скрипочку в руки. Отверстия рядом со струнами напоминали буквы С, как в имени Сара или в слове «сестра». «„С“ как в „совсем скоро“», - подумал я, покачав головой. Я уже пробовал на ней сыграть, но всякий раз результат был ужасным.

Ничего не получится, - сказал я. - Ты же знаешь, что я не умею играть.

А вот и нет, умеешь, - возразила Сара.

Тогда пеняй на себя.

Я прижал скрипочку к подбородку. В ту ночь мне не хотелось Саре ни в чём отказывать.

Раздались те же ужасные звуки, что и всегда.

Струны жалобно заскрипели, как только я дотронулся до них смычком. Затем скрипка сипло закашляла. Ну вот и всё, от таких звуков только мурашки по коже пошли.

Хватит, сама видишь.

Продолжай, - попросила Сара. - Просто закрой глаза и играй.

Зажмурившись, я наудачу прижал струны пальцами. И тогда скрипка зазвучала совсем по-другому. Звуки походили на шелест ветвей в еловом лесу, на взмахи птичьих крыльев.

Когда я снова раскрыл глаза, Сара уже спала.

Она лежала, свернувшись калачиком. Лоб её был покрыт потом, она тяжело дышала.

Сара, - прошептал я.

В лунном свете возле окна стоял незнакомец. Нос его был острый, как клюв. На нём было длинное чёрное пальто с широкими рукавами, а на голове - чёрная беретка.

Уходи! - заплакал я. - Пожалуйста, уходи!

Я сразу понял, кто этот господин.

Но в ответ он лишь покачал головой.

Уговаривать бесполезно. Я должен сделать свою работу. Но сначала мне надо немного отдохнуть, что-то ноги устали.

Господин Смерть сел в ногах у сестрёнки.

Разувшись, он потёр свои холодные ступни.

Тогда я снова взялся за скрипочку - только бы не слышать его сиплых вздохов. Я едва касался струн, но с каждым взмахом смычка в комнате становилось всё тише.

Подняв глаза, я увидел, что мы находимся в саду. Кругом цвела белая сирень. На полянке лежал красный мяч, который Сара любила подбрасывать к солнцу. А на яблоне тихонько покачивались её качели.

Мелодия, раздававшаяся из скрипки, была такой грустной, что господину, сидевшему под берёзой в шезлонге, пришлось достать носовой платок.

Прекрати, - взмолился он, вытирая свой острый нос. - Что это за тоскливая музыка?

Я взглянул на чёрные отверстия в скрипочке.

Это Скорбь и Страдание, - ответил я. - Ты сам принёс их сюда.

А можешь сыграть что-нибудь другое? - поинтересовался он. - Нет ли мелодии повеселее?

Нет, - сказал я.

Не желаю тебя больше слушать, - сказал господин Смерть. - У меня сердце болит от такой музыки.

И он потянул себя за костлявые пальцы так, что они затрещали.

И я вспомнил, как весело нам было когда-то.

Вспомнил, как летом мы бегали друг за другом по траве в солнечном свете. И смычок запиликал как оголтелый, моя рука еле за ним поспевала. Из скрипочки доносилось птичье чириканье, жужжание шмелей и пение сверчков.

Иди сюда, соня, в салки будем играть! - кричала сестрёнка.

Она стояла посреди сада в своём жёлтом платьице.

Старк Ульф

Об Ульфе Старке , знаменитом шведском писателе, говорят, что он «умеет писать о самых сложных проблемах так просто и ясно, что понятно даже взрослым».

Родился Ульф Старк в 1944 году. Отец будущего писателя был дантистом. Смерть матери оставила неизгладимый след в его жизни. Ульф Старк хорошо помнит своё детство, радостное и печальное. Оно на всю жизнь осталось в писателе. Вероятно, в этом причина его писательского успеха.

У. Старк в равной степени уверенно чувствует себя в различных жанрах – от повестей для подростков до книжек-картинок. Старк не боится серьёзного разговора с юным читателем и не обходит трудных тем. Он честно и без лишней назидательности говорит о самых главных вещах в жизни: любви и жертвенности, радости встреч и грусти расставаний.

Мудрость и оптимизм – вот основные достоинства, отличающие творчество Ульфа Старка. Его книги, смешные и грустные одновременно, читаются на одном дыхании. «Мне кажется, что грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость», - считает писатель. Герои Ульфа Старка не желают тратить время на уныние и тоску, они решительно вмешиваются в ход событий и смело вершат свою судьбу.

Писатель широко известен на Западе, но пока мало известен в России. Произведения У. Старка удостоены самых престижных премий, а в 2000 году Международное жюри Премии Г.Х. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом.

Первая книга У. Старка «Петер и красная птица. Петер и поросята» на русском языке была опубликована ещё в 1981 году в издательстве «Детская литература». С тех пор до 2002 года его книги у нас не публиковались.

Честь открытия «писателя, которого по праву считают наследником традиций Астрид Линдгрен» в нашей стране принадлежит издательству «ОГИ». В 2002 году в серии «Книжки на вырост» вышла в свет книга У. Старка «Чудаки и зануды». В 2005 году издательство «Самокат» выпустило в серии «Лучшая новая книжка» две повести писателя: «Умеешь ли ты свистеть, Йохана?» и «Сикстен». И вот, совсем недавно, в 2007 году издательство «Нарния» подарило российским читателям ещё одну его повесть – «Моя сестрёнка – ангел».

Книги У. Старка невелики по объёму, но глубоки, содержательны, и читатель любого возраста, будь то ребёнок или взрослый человек, не останется равнодушным к судьбе героев.
Замечательный перевод Ольги Мяоэтс, которая лично знакома с писателем, и прекрасные иллюстрации молодых художниц Яны Хоревой и Анны Вронской, передают особое лирическое настроение повестей Ульфа Старка. Это настоящий подарок для наших юных соотечественников.


О КНИГАХ УЛЬФА СТАРКА

«Петтер и красная птица. Петтер и поросята – бунтари»

Главный герой Петтер Птицинг, десятилетний мальчик, живет в небольшом фабричном посёлке с мамой, папой и любимой младшей сестрой Лоттой. Он такой же, как и все мальчишки в его возрасте: не любит вставать по утрам и идти в школу, мечтает, выдумывает различные истории и частенько попадает в смешные, а иногда и грустные истории.

С большим юмором описывает У. Старк проказы Петтера и его лучшего друга Стаффана. То они заботятся о поросенке по кличке Последний из Могикан, купают его в ванной, дрессируют его, чтобы показать на выставке собак. То устраивают праздник в доме для мамы и папы, который в результате превращается в настоящий погром.

Всё это Петтер делает для того, чтобы мама и папа обратили на него внимание. Но почему-то все его благие намерения постоянно оборачиваются крахом и недовольством родителей.

Почему в последнее время мама и папа совсем не улыбаются, почему они кричат или не замечают своих детей вовсе? У них какие-то проблемы? Но Петтер о них ничего не знает. Он думает, что не нужен своим родителям, что именно он – виновник их огорчений. Что сделать, чтобы мама и папа, наконец, заметили его, Петтера? Конечно же бежать из дома. Нужно начать взрослую жизнь, заработать денег и вернуться домой героем. Тогда мама и папа смогут им гордиться. И только, когда папа находит Петера больного и приносит его на руках домой, мальчик вдруг понимает, что всему виной не он, а неприятности на работе у родителей. Мизерная зарплата на фабрике, тяжёлый труд, безмерная физическая усталость довели их до того, что мама и папа просто-напросто превратились в механических мумий.

«…Мы тут много чего передумали, пока тебя не было, - сказал Оскар. – Мы, по-моему, поняли, почему ты сбежал. Ты чувствовал, что раздражаешь нас, мешаешь нам. Верно ведь? Но, как говорится, нет худа без добра. Если бы ты не сбежал, так бы, наверное, всё и продолжалось. А когда ты сбежал, нам пришлось крепко задуматься. Разве не странно, что задумываться начинаешь только тогда, когда припрёт? Ты должен помнить, что мы тебя любим и всегда любили, как бы ни вели себя. А вели мы себя, прямо скажем, неважно…»

В конце концов всё будет хорошо: и поросёнок получит первый приз на выставке, и на рыбалку они съездят всей семьёй, и ремонт в доме сделают… Но самое главное – это то, что и Петтер и его родители поймут, что важнее всего на свете для них семья, и никакие социальные и материальные проблемы не смогут её разрушить.

Во второй книге о Петтере: «Петтер и поросята – бунтари» герои от скуки, чтобы развеяться и обратить на себя внимание взрослых, создают так называемое, тайное общество «Поросята – бунтари». Мальчишки, Петтер и Стаффан, хотят доказать, что у них, как и у взрослых, есть свои права в этом городе. И в конце концов, они принимают участие в забастовке на фабрике, воруя из сейфа директора зарплату, которую не выплачивали рабочим. Так они становятся участниками важных взрослых событий и героями.

Очень добрые и смешные, но в тоже время немного грустные, повести о Петтере, впрочем, как и все книги Ульфа Старка, читаются легко и понравятся читателям, которые любят приключения, опасности и весёлые шутки.

«Чудаки и зануды»

Повесть У. Старка «Чудаки и зануды» была удостоена первой премии на конкурсе детской книги, проводимом крупнейшим шведским издательством «Бониерс», а шведское телевидение сняло по этой книге художественный фильм.
Почему книга называется именно так, и кто же такие чудаки и зануды?

Чудаки – это те, кто не хочет жить по установленным правилам, кому чужды равнодушие и зависть, те, кому необходимо заниматься любимым делом, пусть даже оно кому-то не нравится. Это те, кто не знает, что такое лицемерие, они взбалмошны, но открыты и чисты. Зануды же – это те, кто живёт по правилам, не нарушает порядок, они кажутся весьма благополучными, но на самом деле – они люди скучные, их жизнь размерена и заранее видно, что их ждёт в конце жизни.

Героиня повести Симона трудно взрослеет. Мать её, взбалмошная художница и чудачка, мало обращает внимания на воспитание дочери. И вообще она не очень задумывается над тем, что происходит в жизни. «Вошла мама в пятнистом платье под леопарда, выставляя на обозрение ноги и грудь. Вдобавок она надела пожарно-красные туфли, напялила чулки в сеточку и диковинные тёмные очки в усыпанной блёстками оправе…» Это мама не маскарад собралась и не на вечеринку! Она решила в первый учебный день проводить ребёнка в новую школу. Творческая натура, художница, что тут поделаешь! По ночам она играет на саксофоне. Легкомысленная и непосредственная, она принимает пришедшую жаловаться на Симону учительницу за натурщицу и усаживает её позировать.

Правда, у девочки есть замечательный дедушка. Это единственный взрослый человек, который всегда Симону выслушает, поможет и посоветует в трудной ситуации. Но он уже давно живёт в доме престарелых, тяжело болен, и дни его сочтены. Дедушка Симоны – тоже чудак, сбегает из больницы в кальсонах и дамских сапогах, позаимствованных у старшей медсестры, потому что не может жить по расписанию, по раз и навсегда установленным правилам. А по ночам он играет на виолончели.

Ко всем бедам героини добавляется женитьба матери и чудака Ингве, с которым у девочки сразу не складываются отношения. Семья переезжает к нему в дом, далеко от школы, где учится Симона, от друзей. Этот самый новый муж матери страдает запорами, боится высоты, не выносит автомобильного лихачества и, разливая суп, непременно макает в кастрюлю галстук. «Это человек, которого я люблю. А почему, сама не знаю», - честно признаётся мать Симона своему отцу. К тому же во время переезда семья забывает любимую собаку.

Симона не чувствует себя уверенной и защищённой в своей нестандартной семейке. Наоборот, ей хочется иметь самых нормальных родителей, обыкновенных зануд. Но самое неприятное в том, что новая учительница не расслышала имени девочки, а поскольку имя «Симона» похоже на мужское, из упрямства, от отчаяния, девочка и не разубеждает своих новых одноклассников – пусть кажется, что она – мальчик. А постричься покороче и одеться как мальчишка не составляет труда. Нелепое недоразумение приводит к тому, что Симоне приходится общаться с мальчиками, играть в их игры, бывать в мужской раздевалке и испытывать на себе влюблённость девочек из класса, ведь все думают, что Симона – мальчик. Ко всему, Симону саму настигает первое сложное чувство – она полюбила своего одноклассника Исаака.

Девочка и раньше не чувствовала себя уютно во взрослом мире, а поневоле «превратившись» в мальчишку, и вовсе запуталась в жизни. Трудно взрослеть, тем более что дома плохо понимают, что происходит с девочкой. Взрослые недостаточно мудры. Подросток часто мудрее их.

Ольга Мяэотс, литературный критик и переводчик повестей У. Старка, так пишет о книге «Чудаки и зануды»: «Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков, о том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но всё вокруг исполнено глубокого смысла, надо только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, - исподволь внушает автор своим читателям».

Повесть «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» написана от лица семилетнего мальчика, у которого есть дедушка. А вот у его друга Берры дедушки нет. «Вот бы у меня был дедушка! Чем они вообще занимаются, дедушки?», - мечтал Берра.

Когда тебе семь лет и у тебя нет дедушки, грустно: никто не пригласит тебя в гости, не угостит кофе, не возьмёт порыбачить на озеро, не научит запускать воздушного змея и красиво свистеть весёлую песенку про Йоханну, не даст на прощание монетку в пять крон. Но это поправимо, если есть друг Ульф, который может показать место, где дедушек видимо-невидимо. Мальчики приходят в дом престарелых и обнаруживают никому, кроме них ненужного дедушку Нильса. Нильс и Берра подружились.

В этой коротенькой и очень доброй повести У. Старк невольно задаёт множество вопросов, ответы на которые должны найти сами читатели. Понимает ли дедушка Нильс, что к нему пришёл вовсе не его родной внук, а просто мальчик с улицы? Мальчик, который просто хочет регулярно получать свои пять крон? Где грань между старческим слабоумием и чистотой сердца, которой, как известно, обладают только старики и дети? В какой момент мальчики сознают, что нужны дедушке не меньше, чем он им, и из попрошаек превращаются в друзей Нильса?

«Все дни Берра упорно учился свистеть любимую мелодию дедушки Нильса: «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?», но никакой мелодии у него не получалось. А дедушка Нильс во время прогулок шептал: «Я и забыл, как прекрасен мир!.. Никогда, ребятки, об этом не забывайте».

Дедушка Берры не успел услышать, как его названный внук научился свистеть. Но Берра знает, что надо делать. Плакать не надо. Надо надеть яркую рубашку и пойти запускать того самого воздушного змея, которого они так и не успели запустить с дедушкой.

Оказывается, дружба чужих мальчишек со старым одиноким Нильсом приносит им совсем не ту пользу, которую они хотели получить от него вначале. Она приносит им совсем другую пользу: радость старика от общения с «внуками» делает и их добрее, внимательнее, и смерть Нильса становится для них не меньшим горем, чем, если бы умер родной человек.

Повесть оставляет чувство светлой тревоги и надежды на то, что всё происходящее на земле между людьми, происходит не напрасно.

«Сикстен»

Слово «одиночество» уже стало по себе пронзительно и болезненно. Трудно даже произнести его без трагического придыхания. Повесть «Сикстен» - о преодолении одиночества. В этой полной юмора и приключений повести рассказывается об одинокой жизни водителя автобуса Бенни Антонсона и его сына, - десятилетнего Сикстена.

Мать Сикстена вышла замуж за другого человека, но мальчик не чувствует себя одиноким – отец самозабвенно любит сына. Они - друзья, но «иногда с папой сложно». Мальчику трудно именно оттого, что отец всё своё внимание уделяет только ему. Папа контролирует каждый его шаг, звонит даже из ночных рейсов, опасаясь, не играет ли сын со спичками, и запер ли дверь. Быть единственным для кого-то совсем не просто. Сикстен любит своего отца и хочет, чтобы у того тоже была своя жизнь, своя любовь. Он старается не причинить отцу хлопот и даже среди лета надевает тёплую одежду, когда выясняется, что стиральная машина сломалась, а все летние вещи уже испачкались.

Но не это заботит мальчика, ему гораздо важнее познакомить своего растерявшегося отца с какой-нибудь хорошей женщиной. И Сикстен с другом терпеливо изучает объявления в газете и время от времени от имени отца посылают «подходящим» женщинам приглашения в гости или в кино. Но папе почему-то их усилия не нравятся.

С юмором описывает У. Старк попытки мальчиков решить за отца его проблемы. Они очень настойчивы и изобретательны, и, в конце концов, такая женщина всё-таки находится. В трудную минуту Сикстен гораздо лучше взрослого справляется с возникающими проблемами – в нём больше решимости, терпения и даже мудрости.

Мы привыкли считать, что подростки эгоистичны, что их вовсе не интересует каково их родителям, но Старк говорит совсем иное: дети, не меньше взрослых, всё понимают в жизни, они переживают, если их родным плохо. А если они часто стараются помочь взрослым неумело, это не их вина. Сикстен очень раним и страдает не только оттого, что он в классе самый хилый, и трое оболтусов обижают его, но главное потому, что отцу плохо.

Зато у него есть сестрёнка! Только эта сестрёнка – неземная, а небесная. Она – ангел. Дело в том, что у Уффе сестрёнка умерла. «Умерла в животе у мамы, даже не успев родиться, её хотели назвать Мария-Луиза…» И мальчик, ощущая эту утрату, придумывает, что у него есть старшая сестра. «У неё длинные светлые волосы и серые глаза. И она ни чуточки не похожа на сестрицу Пера-Улова и вообще на других старших сестёр. Тем вечно всё не так, лишь бы покомандовать. Не послушаешься – могут и за волосы оттаскать. А моя сестрёнка – добрая и весёлая».

Уффе хочет знать, как живётся ангелам в царстве небесном – не скучно ли им там? Могут ли они веселиться, радоваться жизни и мечтать, как земные дети? Показывают ли у них кино? Продают ли ириски и газировку?

Когда мальчик задаёт эти вопросы учительнице, она сердится и выгоняет его из класса. Уффе очень хочет познакомить свою сестрёнку с радостями земного мира. Но как это сделать? Очень просто – сказал бы Иисус. «Если ты её по-настоящему любишь, она может всё видеть твоими глазами…, почувствовать те же вкусы, что и твой земной язык, и слышать всё то, что слышат твои уши».

Надев парик, мамино платье и туфли, Уффе перевоплощается в сестрёнку, как бы вселяет её внутрь себя – и отправляется на прогулку по городу. Он показывает сестрёнке свою любимую улицу и парк, заглядывает с ней к своим приятелям, приводит её в кино, где идёт отличный фильм про Робин Гуда, и показывает, как надо свистеть свёрнутым билетиком. Вместе с сестрёнкой он влезает на дерево, ест ириски и даже немножко летает, как положено ангелу.

А назавтра соседки хохоча, рассказывают родителям Уффе, в каком виде их сынок разгуливал по улицам!
Родители же не задают ему лишних вопросов. Они понимают своего ребёнка и не мешают его мечте, ведь мечты иногда сбываются.

Книга о сестрёнке-ангеле вышла в издательстве «Нарния», которое ставит своей задачей духовное просвещение читателя. Это, однако, не значит, что книги «Нарнии» предназначены исключительно верующим детям. Хорошая книга – как прогулка с ангелом – полезна для любой читательской души.
В этой книге Ульф Старк показал семью маленького Уффе как единое целое. Живые, мёртвые, нерождённые – все они вместе. Все знают не только о радостных моментах, но и о горе, постигшем их семью, даже дети. И эти разговоры о жизни и смерти в этой семье не только не являются запретными, но и напротив – помогают взаимопониманию.
Нам кажется, эту книгу детям должны читать родители, которые при случае смогут объяснить ребенку, почему же всё-таки Уффе наряжается в женскую одежду и зачем нужно отпускать от себя умерших людей, оставляя в памяти только хорошее.

Произведения Ульфа Старка

Литература о творчестве Ульфа Старка

Составитель: С.А. Шульга , главный библиотекарь ОДБ им. А.М. Горького, Новосибирск

Проза Ульфа Старка лирична, глубока, психологически точна, и ей всегда присуща некая «исповедальность», даже в тех случаях, когда вещь не является автобиографической. Когда же Старк воспроизводит в повести собственное детство, не перестаёшь восхищаться, как легко, с какой незаметной ловкостью он соединяет своё, личное, почти «интимное» переживание с тем, что понятно и близко любому читателю.

Маленький Уффе придумывает, что у него есть старшая сестрёнка, «самая лучшая в мире» - не из тех, которым «вечно всё не так, лишь бы покомандовать» , а «добрая и весёлая» , озорная и нежная. В один прекрасный день мальчик «перевоплощается» в эту сестрёнку - и в её образе гуляет по городу, заходит к друзьям, смотрит кино, ест ириски, чтобы нематериальная, райская, небесная сестрёнка физически увидела, услышала, почувствовала этот прекрасный земной мир.

Эта забавная и чуть-чуть грустная история не только развлекает, но и даёт нам несколько серьёзных педагогических уроков, которые нужны не детям, а родителям. Поэтому хотелось бы, чтобы наша взрослая, педагогически настроенная читательская публика сумела оценить книгу по достоинству и не испугалась некоторых непривычных, неожиданных мотивов.

Прежде всего, ангелом в представлении мальчика оказалась не умершая, как мы могли предположить, а неродившаяся сестренка, причем старшая - по отношению к обоим братьям! «Сестрёнка умерла в животе у мамы, даже не успев родиться. Это случилось за год до того, как появился мой брат, и за три до моего рождения». Стало быть, в семье говорили с детьми о несчастье, случившемся с мамой до их рождения, причем достаточно подробно.

Совершенно очевидно, что «у нас» вряд ли стали бы обсуждать с маленькими мальчиками неудачную беременность матери. Конечно, сыновьям могли бы сказать, что мама хотела бы ещё и девочку, но - не более того. Да и вообще, многие родители у нас до сих пор стремятся засекречивать информацию на тему «откуда берутся дети» и уж совсем не стали бы заострять внимание на таких подробностях, как гибель плода.

Урок состоит, разумеется, не в том, что мальчикам известны какие-то там «пикантные подробности», а в том, что здесь вся семья - единое целое. Живые, мёртвые и нерождённые - все они вместе, все принадлежат семейной истории, никто из них не мыслит себя по отдельности. И разговоры о жизни и смерти в семье не только не являются запретными, но и напротив - помогают взаимопониманию.

Неожиданна с нашей привычной точки зрения и реакция взрослых на экстравагантный поступок Уффе. «У нас» бы мальчика в лучшем случае замучили нотациями, долго припоминали бы, как он «опозорил семью», в не самом лучшем - сами понимаете, как отреагировали бы нормальные родители, которые панически боятся «нетрадиционной ориентации». Судите сами: ещё до прогулки его «с сестрёнкой» мама купила сыну парик - причём явно девчачий, с золотистыми волосами! - и не задала ни одного вопроса… И после того, как ребёнок, разгуливая в мамином платье, переполошил и насмешил всех соседей, мама ничего не сказала сыну. А папа ласково и коротко поговорил с мальчиком, даже не повысив голоса.

Здесь шведская (ну да!) семья даёт нам урок понимания - и урок деликатного невмешательства во внутреннюю жизнь человека, пусть и маленького.

Наконец, мы видим, что даже в такой хорошей семье, с такими понимающими родителями и вполне приличным старшим братом - мальчик не чувствует себя счастливым!

Литература нам давно уже говорит, что такое бывает, но мы не хотим этому верить. Как же так - мы для ребёнка делаем всё, мы его любим!.. Разве есть у него повод для недовольства?

Оказывается, есть. Любимому и обласканному ребёнку всё равно нужен кто-то ещё - ангел небесный или «земная собака» , чтобы любить бесконечно и бескорыстно.

Обратили ли вы внимание, кстати, что в этой повести Старк почти буквально «цитирует» повесть Астрид Линдгрен о благополучном ребёнке, который одинок в семье, у которого есть «лучший в мире друг» (или, возможно, «лучшая в мире выдумка» ) и который мечтает о собаке?..

При этом Старк не свёл сюжет к «сказке», а удержался в реалистической сфере, внутри которой не побоялся ввести в повесть религиозные мотивы, причём не вполне корректные с точки зрения «правильного» христианства. Известно, что глубоко религиозные люди нередко опасаются непосредственности, короткости в отношениях человека с Богом, атеисты же вовсе предпочитают игнорировать ангелов, либо снисходительно позволяют писателю отображать «нравственное совершенствование героя», так уж и быть, в религиозном ключе. А Старк показал, что с Богом можно общаться просто, по-детски, ничуть не оскорбляя его своей наивностью; что ангела можно угостить ириской; что на страшные вопросы о жизни и смерти ребёнок может найти нестрашный и убедительный ответ.

Надо полагать, не случайно именно эта книга вышла в издательстве «Нарния», которое ставит своей задачей ещё и духовное просвещение читателя.

Единственный недостаток этого издания «Нарнии» в том, что перевод явно нуждается в редакторской правке. Переводчица Ольга Мяэотс то осовременивает язык мальчика-рассказчика, так что в его речи появляются «всякие прикольные штучки» , вплоть до«пукающих подушек», то украшает его выражениями, которые совершенно нехарактерны для маленького ребёнка - от «горазда на всякие проказы» и «смекалистая» до «божественно красива» . Говоря о себе и своих занятиях, мальчик употребляет такие книжные выражения, как «я резвлюсь» , «мы лакомились» , «все наши достопримечательности» наряду с «классный фильм», «взбеленилась», «я аж свалился» и т.п. Не украшают книгу и набившие оскомину притяжательные местоимения («гладит своей прозрачной рукой», «коснулся бы моего лба своими длинными пальцами» - было бы интересно, если б не своими, а чьими-то ещё!), странные конструкции типа «положил нога на ногу» (что за несклоняемая нога?), «Иисус всё конечно бы понял» (конечно - это обстоятельство образа действия?), «довольно заулыбалась» (вместо «заулыбалась, довольная») и пр.

Зато самых высоких похвал заслуживает работа художницы Анны Вронской, которая, уже не впервые обратившись к прозе Ульфа Старка, с удивительной точностью передаёт и лирическое настроение книги, и всплески мальчишеской фантазии, и великую простоту трудных мыслей о земном и небесном.

Книги шведского писателя Ульфа Старка часто сравнивают с произведениями Астрид Линдгрен. Оба великих шведа, говоря о детстве, соединяют грустное и смешное и умеют «писать о самых сложных проблемах так просто и ясно, что понятно даже взрослым» .

Не просто найти общий язык с подростками, это дано не каждому. К счастью, есть люди, которые умеют подобрать нужные слова и интонации, может быть, потому, что детство, радостное и печальное одновременно, на всю жизнь осталось в них и, как заноза, болит, не дает покоя. Шведский писатель Ульф Старк – из таких. И, наверное, в этом причина его писательского успеха.

Сейчас Ульф Старк – лауреат практически всех главных премий в области детской литературы, по его книгам сняты фильмы, но в детстве он и не думал становиться писателем. «Я ненавидел писать, потому что я левша и меня всё время переучивали. Мой первый учитель был невероятно скучным человеком, он никогда не понимал, о чём я пишу свои сочинения. Когда мне было лет 15 или 16, у меня наконец-то появился учитель словесности, который меня вдохновлял» .


В 20 лет Ульф Старк выпустил первую книгу – сборник взрослых стихов. Еще через 10 лет появились его первые произведения для детей – «Петтер и красная птица» и «Петтер и поросята-бунтари» , написанные от лица мальчишки-озорника. Эта книга есть в нашей библиотеке:

Старк, У. Петтер и красная птица [Текст] ; Петтер и поросята-бунтари : Повести / У. Старк;Пер. со швед. В. Мамоновой; Рис. О. Кокина. - Москва: Детская литература, 1981. - 191 с. : ил.

Аннотация: «Нам надоело, чтобы нас истребляли и превращали в дурацкие шапки и хвастливые шубы. Угнетателям скоро придет конец. Близок час расплаты. Все звери», - такую записку оставил Стаффан на прилавке небольшого мехового магазина. Эти повести о том, как шведские ребята защищали четвероногих друзей, искали Красную птицу счастья, создали клуб Поросят-бунтарей, как их любимец поросенок Могиканин стал чемпионом собачьей выставки. Для читателей-учащихся 4-5 классов.

Но настоящая слава пришла к Ульфу в 1984 году, когда первую премию на конкурсе детской книги получил роман «Чудаки и зануды»

(есть в ТОДНБ - Старк, У. Чудаки и зануды [Текст] : художественная лит-ра / У. Старк; пер. с швед. О. Мяэотс; худож. А. Вронская. - Москва: ОГИ, 2002. - 176 с. : ил. ).

Как основное достоинство книги жюри отметило, что она дарит юному читателю надежду и учит смело смотреть жизни в лицо. Героиня повести Симона переезжает с мамой к новому маминому знакомому Ингве, с котором у девочки сразу не складываются отношения. К тому же в новой школе из-за случайной ошибки Симона вынуждена выдавать себя за мальчика. Нелепое недоразумение, словно снежная лавина, вызывает череду рискованных проказ в школе. Вдобавок душевный покой Симоны нарушен потерей любимой собаки, тревогой за тяжелобольного дедушку, отсутствием взаимопонимания с отчимом, первой любовью.

По выражению Ольги Мяэотс, переводчика этой книги, «Ульфу Старку удалось написать книгу о дружбе и ненависти, любви и горе, о беспомощности взрослых и мудрости детей и стариков. О том, как непросто взрослеть, как трудно обрести себя. Многое в жизни кажется нам странным, чудным, но всё вокруг исполнено глубокого смысла. Надо только научиться его распознавать, не надо бояться быть чудаком, непохожим на других, - исподволь внушает автор» . Несмотря на глубину поставленных вопросов, «Чудаки и зануды» - веселая, увлекательная книга, читающаяся на одном дыхании.

Многие взрослые считают книги Старка грустными, но дети и подростки воспринимают их иначе. «Мне кажется, грусть необходима, ведь она помогает оттенять радость» , - считает писатель. Он не боится честно и открыто говорить с читателем о проблемах, волнующих каждого ребенка – об одиночестве, любви, смерти и рождении. «Меня увлекает, что можно снова стать наивным, можно смотреть на мир глазами ребенка и задавать трудные и наивные вопросы: «Где я был до того, как родился?», например, и «Почему люди воюют?» .

У героя повести «Умеешь ли свистеть, Йоханна?» , которая вышла в России в 2003 году, семилетнего Ульфа есть дедушка.

(есть в ТОДНБ - Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? [Текст] : повесть / У. Старк; пер. О. Мяэотс; худож. Я. Хорева. - Москва: Самокат, 2005. - 124 с. : ил. - (Лучшая новая книжка) .

А вот у его друга Берры дедушки нет. Когда тебе семь лет и у тебя нет дедушки, грустно: никто не пригласит тебя в гости, не угостит кофе, не возьмёт порыбачить на озеро, не научит запускать воздушного змея и красиво свистеть… Но это поправимо, если есть друг Ульф, который может показать место, где дедушек видимо-невидимо. И вот однажды оба мальчугана отправляются в дом престарелых и находят себе самого настоящего дедушку, пусть ненадолго… Случается чудо. Встречаются одинокий мальчик и одинокий старик, и каждого из них эта встреча делает счастливее и мудрее. Во время прогулки дедушка Нильс говорит: «Я и забыл, как прекрасен мир!.. Никогда, ребятки, об этом не забывайте» . Эта книга экранизирована, фильм производства Швеция переведен на русский язык.

Вторая повесть книги «Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» - о подростке Сикстене, которая так и называется «Сикстен» - о том, как он помог своему папе… встретить новую любовь. Рисунки молодой художницы Яны Хоревой, словно водяные знаки, лишь слегка проступают на страницах книги, создавая особое лирическое настроение.

В 1996 году Старк пишет книгу «Моя сестрёнка – ангел» , тесно связанную с его собственным детством. Не перестаёшь восхищаться, как легко, с какой незаметной ловкостью он соединяет своё, личное, почти «интимное» переживание с тем, что понятно и близко любому читателю. «До того, как появились на свет мы с братом, у наших родителей должна была родиться девочка, но она умерла при рождении. Её должны были назвать Мари-Луиза. Моя мама очень много думала об этой девочке, всю свою жизнь. Поэтому она всё время как будто присутствовала в нашей жизни: сидела за столом, стояла у окна… Она стала для меня таким тайным образом. Но ни в коем случае не печальным: поскольку она умерла до того, как её начали воспитывать, в моём представлении она была очень шаловливой девочкой, совсем не такой, как скучные взрослые сёстры моих друзей» . Кстати, в этой повести Старк почти буквально «цитирует» повесть Астрид Линдгрен о благополучном ребёнке, который одинок в семье (в такой хорошей семье, с такими понимающими родителями!), у которого есть «лучший в мире друг» (или, возможно, «лучшая в мире выдумка») и который мечтает о собаке... Да, любимому и обласканному ребёнку, для которого мы все делаем, как родители, всё равно нужен кто-то ещё – ангел небесный или «земная собака», чтобы любить бесконечно и бескорыстно.

При этом Старк не свёл сюжет к «сказке», а удержался в реалистической сфере, внутри которой не побоялся ввести в повесть религиозные мотивы, показал, что на страшные вопросы о жизни и смерти ребёнок может найти нестрашный и убедительный ответ. У нас в России книга вышла в 2007 году. По мнению Марии Порядиной, рецензента сайта Библиогид, перевод, при всех достоинствах книги, нуждается в редакторской правке. Но зато самых высоких похвал заслуживает работа художницы Анны Вронской, которая, уже не впервые обратившись к прозе Ульфа Старка, с удивительной точностью передаёт и лирическое настроение книги, и всплески мальчишеской фантазии, и великую простоту трудных мыслей о земном и небесном.

Популярность книг Ульфа Старка в Скандинавии и в мире растет год от года. Его произведения удостоены самых престижных литературных премий. В 2000 г. Международное жюри Премии Х.-К. Андерсена отметило его заслуги особым дипломом. В нашей стране Старк не так известен, как во всём мире, но год от года его книги всё чаще спрашивают в магазинах и библиотеках. Из 40 книг Ульфа Старка на русском издано уже полтора десятка, среди которых (экранизированная в Швеции еще в 1990 году), «Звезда по имени Аякс», «Рождество в лесу» и другие.

Повесть «Пусть танцуют белые медведи» рассказывает об обычном подростке Лассе: он не блещет в учёбе, ходит в потертых брюках, слушает Элвиса Пресли и хулиганит на улицах.

Но однажды жизнь Лассе круто меняется, он сталкивается с очень недетскими проблемами – развод родителей, новая семья, отчим… Любовные переживания, попытки доказать окружающим, что ты не хуже других… По ходу книги Лассе благодаря отчиму удаётся превратиться из гадкого утёнка в ещё маленького, но уже вполне сложившегося лебедя… Но он вдруг обнаруживает, что вынужден делать выбор между новым образом примерного мальчика с блестящими перспективами и прежним Лассе, похожим на своего «непутевого» и угрюмого, как медведь, отца. «Мы сидели рядышком – два одиноких благородных разбойника – и смотрели, как мимо нас пролетает вечер». «…В речах мы с ним никогда не были сильны. Нам достаточно было промычать что-то или пробурчать – мы понимали друг друга без слов, словно два медведя»… Подросток пытается примирить два противоречивых мира. Ведь он постепенно привык к тому, что приемный отец то и дело хлопал его по спине, занимался с ним за журнальным столом и вообще к своему новому дому. «Я здорово умею привыкать», - говорил он.

И тут… финал… Неожиданный для детско-подростковой книжки… Лассе все-таки добивается того, что ему надо было больше всего – жизнь с родным отцом. Он надевает свою старую одежду и возвращает прежних друзей.


Добрая и трогательная история с глубоким смыслом и подтекстом, как и все произведения У. Старка. Истории о поиске себя, своего настоящего «я». Нужно ли стараться стать тем, кого в твоем лице хотят видеть окружающие, или же оставаться самим собой, но быть безнадежным в глазах других? На эти вопросы нет однозначного ответа. Книги о каждом из нас, о выборе и искренности перед самим собой.

А книжка «Рождество в лесу» предназначена для чтения взрослыми детям. Лесные зверюшки готовятся к Рождеству и ждут рождественского гнома. А он не придет, потому что обиделся на весь свет. И вообще ему грустно и одиноко… Сюжет, знакомый по старым отечественным киносказкам: обстоятельства задерживают приход Нового года. И нужно приложить героические объединенные усилия, чтобы Новый год наступил. Но у Ульфа Старка все, как обычно, сложнее и глубже. О самом главном в этой смешной и милой истории, в которой радость ожидания чудесного праздника переплетена с печалью, сказано деликатно и негромко: «Дитя пришло в мир»…

Книги Ульфа Старка интересны и детям, и взрослым. Писатель уверен, что так и должно быть. «Вообще все люди должны сохранять в себе ребёнка. Я думаю, невозможно быть хорошим взрослым, если у тебя внутри не живёт ребёнок ». Поэтому мы рекомендуем их для семейного чтения.

5. Бройде, Вера. Мелодия красного мяча [Текст] / Вера Бройде. - (Детлит) // Книжное обозрение. - 2011. - N 15. - С. 21.

6. Рец. на кн.: Старк, У. Черная скрипочка [Текст] / Ульф Старк; пер. со швед. К. Коваленко; ил. А. Панина. - М. : Издательский дом Мещерякова, 2011. - 32 с. : ил.

7. Бройде, Вера. Продается душа [Текст] / Вера Бройде. - (Клуб) // Книжное обозрение. - 2010. - N 27. - С. 21.
8. Рец. на кн.: Старк, У. Маленький Асмодей [Текст] : повесть / Ульф Старк; ил. Анны Хеглунг; пер. со швед. К. Коваленко. - М. : Открытый Мир, 2011. - 48 с.

9. Бухина, Ольга. Возвращение домой [Текст] : [о книге "Пусть танцуют белые медведи"] / Ольга Бухина, 2009. - (Книга подана) // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 5. - С. 30: ил. - (Остров сокровищ. Записки о детской литературе. Вып. 03. Вкладка в "БШ" N 5).

10. Бухина, Ольга. Совсем не грустная история [Текст] : [о книге У. Старка "Моя сестренка - ангел"] / Ольга Бухина, 2007. - (Книга подана) // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2007. - N 23. - С. 28: ил. - (Остров сокровищ. Записки о детской литературе. Вып. 12. Вкладка в "БШ" N 23).

11. Иванова, Л. Г. (заведующая библиотекой). Говорить о сложном помогает книга [Текст] : сценарий родительского собрания / Л. Г. Иванова. - (Адрес опыта) // Школьная библиотека. - 2015. - № 5/6. - С. 78-83: 6 ил., 1 фот. - Библиогр. в конце ст.

12. Смирнова, Елена. Девочка - ангел [Текст] / Елена Смирнова. - (Поделка-самоделка) // Читайка. - 2014. - № 7: ил. Аннотация: Предлагается вырезать детали и склеить девочку - ангела из книги Ульфа Старка "Моя сестренка - ангел".

13. Старк, Ульф. "Книга умеет отыскивать мысли" [Текст] / Ульф Старк; беседовала Мария Порядина. - (Персона) // Книжное обозрение. - 2008. - N 7. - С. 3: фото. Аннотация: Беседа со шведским писателем У. Старком о его творчестве и современной детской литературе

14. Федоров, Виктор. "Все люди должны сохранять в себе ребенка" [Текст] : к 70-летию Ульфа Старка / Виктор Федоров. - (Юбилей писателя) // Читайка. - 2014. - № 7. - С. 26-28: ил.

Расина М.А., библиотекарь второй категории по работе с руководителями детского чтения



Top