Издательский дом «Питер» — Электронный каталог. Социальные изменения и пути развитие общества

- 207.13 Кб

ФЕДИРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОАНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНОСВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДИРАЦИИ

(Финансовый университет)

Контрольная работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «Социология»

На тему: «Социальные изменения и пути развития общества»

Работу выполнила: Степанова Е.И.

Группа:№1

Факультет: бакалавр экономики

Личное дело №: 100.25/120218

Преподаватель: Голичев В.Д.

Введение 3

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Введение

Если в обществе не происходит изменений, то оно погибает, начинает стагнировать (загнивать). Общество - живая динамичная система, подвергающаяся воздействиям как внутренних, так и внешних сил. Структурные элементы общества (социальные группы, социальные институты, общности) вступают в различные сложные взаимодействия. Это постоянное взаимодействие естественно приводит к изменениям в обществе, которые могут происходить как на микроуровне, то есть обусловлены влиянием роли отдельной личности, так и на макроуровне.

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

Социальные изменения, происходящие в обществе, могут включать в себя прирост населения, изменения в отношениях между социальными группами, в избирательной системе, в правах личности и т.д. Изменения могут относиться к области изобретений, к правилам русского языка, нормам морали и т.д.

В связи с этим, целью данной работы является рассмотрение социальных изменений и различные пути развития общества.

1 Социальные изменения: сущность, причины, факторы

Социальные изменения - одно из наиболее общих и широких социологических понятий. В зависимости от исследовательской парадигмы, под социальным изменением понимается переход социального объекта из одного состояния в другое, смена общественно-экономической формации, существенная модификация в социальной организации общества, его институтах и социальной структуре, изменение установленных социальных образцов поведения, обновление и рост многообразия институциональных форм и другое.

В социологии, с начала ее возникновения, выделяются и исследуются, как правило, два типа социальных изменений - эволюционные и революционные. В классической социологии вплоть до начало ХХ века оба эти подхода были основаны на признании объективности социального знания, что соответствовало общенаучной парадигме XVIII-XIX вв., согласно которой научное знание опирается на объективную реальность. Законы последней, как считалось, могут и должны быть поняты, открыты и использованы для практического употребления. Разница была лишь в том, что мыслители - приверженцы эволюционизма полагали, что объективное знание о природе социальной действительности помогает разумно ориентироваться в социальных действиях, и что не следует насиловать общественную природу, а сторонники революционных изменений исходили, наоборот, из концепции необходимости переустройства мира в согласии с его внутренними закономерностями. Отсюда и два подхода к анализу и сущности социальных изменений - эволюционных, совершаемых «без насилия» или революционных, при которых социальные субъекты переустраивают общественный порядок.

Эволюционный подход берет свое начало и методологические опоры в исследованиях Ч. Дарвина. Основной проблемой эволюционизма в социологии стало выявление определяющего фактора социальных изменений. О. Конт в качестве такого решающего звена видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.

Спенсер усматривал сущность эволюции и социальных изменений общества в его усложнении, усилении его дифференциации, которое сопровождается ростом интеграционных процессов, восстанавливающих единство социального организма на каждом новом этапе его развития. Социальный прогресс сопровождается усложнением общества, ведущим к росту самостоятельности граждан, к росту свободы индивидов, к более полному обслуживанию их интересов со стороны общества.

Э. Дюркгейм рассматривал процесс социальных изменений как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к интеграции людей в единый социум и является высшим моральным принципом общества.

К. Маркс определяющим фактором социальных изменений считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа производства, что, являясь основой развития всего общества, обеспечивает и смену общественно-экономической формации. С одной стороны, согласно «материалистическому пониманию истории» у К. Маркса, производительные силы объективно и эволюционно развиваются, увеличивая власть человека над природой. С другой стороны, в ходе их развития формируются новые классы, интересы которых приходят в противоречие с интересами господствующих классов, определяющих характер действующих производственных отношений. Тем самым возникает конфликт внутри способа производства, образуемого единством производительных сил и производственных отношений. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые экономические и политические структуры могут появиться лишь в результате социальной революции, осуществляемой новыми классами против прежних, господствующих. Поэтому социальные революции, по К. Марксу - это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение развития общества. В подходе Маркса, т.о., представлены как эволюционный, так и революционный подходы к анализу социальных изменений.

М. Вебер, который был противником идеи о том, что социальные науки могут открывать законы развития общества аналогично естественным наукам, полагал, тем не менее, что можно делать обобщения и формулировать тенденции, характеризующие социальные изменения. Их движущую силу Вебер видел в том, что человек, опираясь на различные религиозные, политические, нравственные ценности, создает определенные социальные структуры, облегчающие общественное развитие, как это всегда происходило на Западе, или затрудняющие это развитие, что Вебер считал характерным для стран Востока.

Представители эволюционного подхода они полагали свои схемы верными в отношении всех обществ, которые проходят (или должны проходить) один и тот же путь от исходного, менее развитого состояния к более развитому, современному. Поэтому эти классические социологические теории рассматриваются как теории модерна, для которых очевидна предпосылка о том, что в процессе социальных изменений стандарты модерна рано или поздно будут приняты всеми модернизирующимися странами.

Эволюционные концепции социальных изменений сыграли положительную роль в понимании разнообразных причин, определяющих развитие общества.

В то же время данные концепции (за исключением, пожалуй, марксизма) не могли в достаточной мере объяснить кризисов, попятных движений и распада общественных структур 1 . Эволюционизм не смог также объяснить социальные процессы и явления, возникающие на сжатом историческом отрезке времени (смена правительств, рост преступности, отклонения в поведении индивидов и т.п.), так как он исходил из рассмотрения общества в большой исторической перспективе.

Ограниченность классического эволюционизма в ХХ веке преодолевались путем поиска новых подходов к социальным изменениям, среди которых выделялись теории циклического развития (О. Шпенглер, А. Тойнби) и теория социального изменения Т. Парсонса. В сущности, они развивали и обогащали идеи эволюционного подхода к социальным изменениям, дополняя их новыми аналитическими схемами, приходящими из смежных и других наук.

В теориях циклического развития эволюция общества рассматривалась не как прямолинейное движение к более совершенному состоянию общества, а как своеобразный замкнутый цикл подъема, расцвета и упадка, вновь повторяющийся после его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность 2 .

Второй вид социального изменения - это изменение структуры, когда система неспособна восстановить равновесие из-за сильного давления изнутри и вовне. Для сохранения целостности социальной системы происходит модификация социальных подсистем и их структурных элементов (социальных ролей, институтов, организаций).

Более обобщенно социальное развитие общества Парсонс сводит к четырем механизмам эволюции. Первый - это дифференциация, связанная с усложнением строения общества. Второй - адаптация (адаптивное возвышение), под которой понимается новый способ соотнесения с окружающей средой (например, новая техника или новые способы коммуникации). Третий механизм предполагает увеличение объема членства в обществе (инклюзия). Прежние критерии членства в обществе (класс, пол, этническая принадлежность) теряют свое значение в эволюционирующем обществе. Четвертый - обобщение ценностей. В изменяющемся обществе ценности и нормы все в меньшей степени остаются приемлемыми для разных групп. Все шире в обществе начинают распространяться представления об универсальных, независящих от типа социальной системы человеческих правах и идеалах (например, декларация ООН о правах человека, международные силы и т.д.).

В социологических исследованиях рассматриваются насильственные и добровольные, обратимые и необратимые изменения. Изменения могут быть планируемыми или непредвиденными, осознанными или неосознанными. Целесообразно отличать организованные изменения от стихийных изменений, возникших под воздействием процессов самоорганизации. При построении глобальных теорий социологи стараются выявить одну-две ведущие (главные) причины социальных изменений. Однако построение реалистических моделей социальных процессов требует, как правило, мультиказуального подхода и учета сети взаимосвязанных причин. Перечислим основные типы причин социальных изменений.

1. Природные причины - истощение ресурсов, загрязнение среды обитания, катаклизмы.

2. Демографические причины - колебания численности населения, перенаселенность, миграция, процесс смены поколений.

3. Изменения в сфере культуры, экономики, научно-технический прогресс.

4. Социально-политические причины - конфликты, войны, революции, реформы.

5. Социально-психологические причины - привыкание, насыщение, жажда новизны, рост агрессивности и т.д.

Перечисленные причины социальных изменений могут являться как внутренними, так и внешними по отношению к данной социальной системе. П. Сорокин полагал, что основными причинами социальных изменений являются именно внутренние, имманентные причины. Сформулированный им принцип имманентных изменений гласит: «После возникновения социокультурной системы ее естественное, «нормальное» развитие, формы и фазы жизненного пути определяются, в основном, самой системой…» 3 . Внешние обстоятельства могут замедлить или ускорить внутрисистемные процессы, могут, наконец, ее уничтожить, но не в состоянии изменить программу развития, заложенную в систему. Система самодетерминирует свою эволюцию, что, по мнению Сорокина, эквивалентно свободному развитию*. Влияние внешних сил необходимо учитывать, но их воздействие не в состоянии изменить последовательность фаз развития системы.

В динамических моделях время присутствует в явном виде. Исследователя интересуют изменения во времени количественных и качественных переменных, как, впрочем, и постоянные параметры, не изменяющиеся за период наблюдения.

Описание динамики объекта предполагает использование понятия процесса. Приведем классическое определение социокультурного процесса, принадлежащее П.А. Сорокину: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных или качественных характеристик» .

Описание работы

Социальное изменение, как отмечают социологи А.А. Радугин и К.А. Радугин, это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Понятие «социальное изменение» носит общий характер и может конкретизироваться понятием «развитие», которое в узком смысле означает необратимое изменение объектов, предполагает переход от простого к сложному, от низшего к высшему. Это такое движение общества, которое связано не с любыми изменениями, а с глубинными, изменяющими структуру общества, ведущими к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. Однако в обыденной речи, как правило, понятие «развитие» употребляется как синоним понятия «изменение». И в этом случае можно сказать, что понятие «развитие» используется не в узком, а в широком смысле.

1. Социальные изменения: сущность, причины, факторы 4

2. Пути развития общества 10

Заключение 16

Библиографический список 17

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Социальные изменения и социальные противоречия

Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления:

● в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколений;

● в методах производства товаров и услуг, необходимых для поддержания жизни членов общества;

● в социально-классовой и профессиональной структуре общества;

● в динамичности социальных норм и ценностей, регулирующих процессы в обществе;

● в характере взаимоотношений между индивидами и многочисленными социальными группами и социальными институтами.

Особые трудности возникают в отношенияхмежду личностью и обществом, когда происходит динамичнаятрансформация социальных отношений, то есть коренное изменение норм и ценностей во всех сферах жизни общества на протяжении короткого промежутка времени. Такие процессы, например, особенно ярко проявились в новых государствах, созданных на территории бывшего Советского Союза сразу после его распада. Социальные изменения в сложившихся условиях неизбежно сопровождали сложные и трудноразрешимыепротиворечия , которые все еще дают знать о себе и в настоящее время.

Социальные противоречия – это столкновение между собой интересов и целей индивидов, различных социальных групп и общества в целом. Противоречия имеют тенденцию накапливаться и усиливаться, если их своевременно не устранять. В этом случае возникнут социальные конфликты , которые могут привести к дестабилизации общественных отношений.

В социальных системах переходного типа, в условиях интенсивной трансформации социально-экономических и политических преобразований общественных отношений, противоречия носят комплексный характер и отличаются высокой динамичностью.

Например, данные анкетных опросов населения одного из областных городов Беларуси показали, что оценки респондентами основных социальных проблем за последние десятилетия распределяются далеко не однозначно. Ниже изложены результаты сравнительных исследований, которые проводились с участием автора по репрезентативной выборке в 1980, 1985, 1990, 1995, 2000 и 2005 годах.

В 1980 году среди наиболее существенных вопросов, требующих немедленного разрешения, на первом месте респонденты назвали «жилищное строительство». Так считали 62% опрошенных. Далее, нерешенные в городе проблемы ранжировались в следующей очередности: «улучшение снабжение продовольственными товарами» (51%), развитие городского транспорта» (46%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (42%). Другие перечисленные в анкете проблемы оказались для респондентов менее актуальными.

Через пять лет, в 1985 году для жителей города особенно важным стало: «жилищное строительство» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (52%), «улучшение работы лечебных учреждений» (52%), «улучшение снабжения продовольственными товарами» (37%) и «увеличение ассортимента промышленных товаров» (35%).

Характерными для своего периода стали ответы 1990 года. В числе самых приоритетных проблем респонденты назвали: «улучшение снабжения продовольственными товарами» (87%) и увеличение ассортимента промышленных товаров» (79%). Актуальными оставалось «жилищное строительство» (67%), «улучшение работы лечебных учреждений» (48%) и «борьба с пьянством, хулиганством, другими антиобщественными явлениями» (30%).

Резко отличаются от традиционных оценок ответы 1995 года. Проблема «борьбы с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» выходит в общественном мнении населения города на первое место (73%). Причем, акцент, видимо, делался на последней части этого фактора, включающей в себя борьбу с преступностью. Очень беспокоило респондентов в это время «улучшение работы лечебных учреждений» (71%), «жилищное строительство» (70%) и снова – «развитие городского транспорта» (55%). В 1985 и 1990 годах последней проблемой были озабочены только 18 и 15% жителей города, соответственно.

Данные опроса, проведенного в 2000 году, ранжируются в иной последовательности: «улучшение работы лечебных учреждений» (91%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (80%), «жилищное строительство» (74%), «развитие городского транспорта» (64%).

Заметная положительная динамика обнаруживается в ответах 2005 года: «улучшение работы лечебных учреждений» (73%), «борьба с пьянством, хулиганством и другими антиобщественными явлениями» (44%), «жилищное строительство» (51%), «развитие городского транспорта» (44%).

В условиях непрерывных перемен в обществе усложняется адаптация конкретных индивидов к новым, быстро меняющимся условиям и жизненным принципам. Постоянно возникает проблема социального выбора, которая рельефно проявляется, когда индивид примеряет на себе новые социальные роли, то есть такие стереотипы поведения, которые соответствуют ожиданиям общества применительно к носителям конкретных социальных функций. Большинство населения оказывается неспособным приспособиться к непривычным для них социальным ролям (например, предпринимателя, фермера и т.п.). Чтобы освоить эти роли, а они часто противоположны тем, к которым людей «обучали» с детства, необходима определенная социальная гибкость и ловкость .

Не всем удается найти себя, свое «Я» в этой ситуации. Особенно трудно приходится поколениям зрелого возраста. Отсюда их стремление реставрировать (реанимировать) прежние социальные нормы , то есть такие правила поведения и такие формы социального контроля , которые бы компенсировали дефицит индивидуальной активности и личных способностей по адаптации к новым ценностям.

Выбор идеалов, приспособление к нетрадиционным социальным ролям, усвоение новых норм и ценностей можно рассматривать как непрерывно продолжающаяся социализации личности или точнее–ее ресоциализация . То есть, этот процесс связан уже не столько с воспитанием личности, сколько с ее «перевоспитанием». Он затрагивает интересы всех членов общества, независимо от возраста и социального положения и требует всестороннего социологического анализа.

Поэтому так важна информаци я о положительных изменениях и проводимых мероприятиях, направленных на устранение противоречий в социальном развитии конкретно каждого населенного пункта. Данные социологических исследований здесь могут занять исключительно важное место.

Уровни социального развития общества

Социальное развитие общества, то есть, необратимые изменения в направлении качественно нового состояния его структуры и функций, или, иначе, это поступательное движение общества от низших форм к более высокому уровню.

В обществе может наблюдаться ускоренное совершенствование или, наоборот, в нем может присутствовать деградация и разрушение . Существуютразличныеуровни (этапы) развития общества

1. Становление социальной системы. Типично после переломных исторических событий, таких как революции, войны, глубокие экономические кризисы. Подобные процессы обычно сопровождаются:

● изменениями социальных норм и ценностей, регулирующих отношения в обществе;

● формированием новых социальных институтов;

● переход к системе иных общественных отношений.

2. Прогресс общества, то есть перевод его в более совершенное состояние. С этой целью используются реформы , направленные на изменение социальной структуры общества и более эффективное взаимодействие между составляющими элементами. Подобные процессы нередко сопровождаются:

● противоречиями между интересами, взглядами, идеями, определяющими возможные пути развития общества;

● сопротивлением социальных групп и слоев общества, интересы которых не учтены в реформах;

● скептицизмом консервативной части общества, у которой все новое всегда вызывает сомнения.

3. Воспроизводство социальных отношений в традиционном состоянии, которое сложилось в предшествующие годы. Ставится главная задача сохранить общество в первоначальном состоянии. Это консервативный подход к социальному процессу, ориентированный на застой в общественных отношениях. Здесь в социальных процессах проявляются две противоположные тенденции:

● стремление к сохранению существующей социальной системы;

● попытки ее изменить, перевести в режим реформ или революций.

Если первая тенденция поддерживается теми, кто в сложившихся социальных условиях уже достиг определенных успехов, то второй вариант инициируется теми слоями общества, для которых нет перспектив улучшения своего положения в рамках действующей системы.

4. Распад социальной системы – это процесс постепенного или революционного разрушения социальной системы, связанные с кризисом власти и ее неспособностью устранять возникающие противоречия :

В таком обществе взаимодействуют социальные группы, у которых различные, часто противоположные интересы. Поэтому всегда существует ситуации, порождающие социальную напряженность. Одних устраивает общество, в котором они живут. Поэтому они стремятся его сохранить. Другие пытаются его усовершенствовать, не меняя основ. Третьи стремятся разрушить социальную систему, заменив ее более выгодной для них.

Соотношение реформ и революций

В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции:

1. Консервативный подход (от лат conserver: сохранять, охранять) – согласие с господствующими общественными отношениями. Общество принимается таким, какое есть. Его не хотят изменять.

2. Реформистский подход (от лат. reformare: преображать, исправлять) – стремление частично изменить общество, слегка его подправить, используя реформы . К реформам склонны правящие группы, делая этим уступки массам, чтобы сохранить свои лидирующее положение в обществе.

3. Революционный подход (от лат. revolution: поворот, переворот) – связан со стремлением коренного, радикального изменения общественных отношений с помощью революции . Проявляется в требовании слома старой социальной системы и замены ее на новые общественные отношения, более соответствующие интересам тех социальных групп, которые в прежних условиях относились к числу угнетенных.

Социальная революция, в отличие отреформы – это резкое изменение социальной системы, скачкообразный переход к новым общественным отношениям. Оно сопровождается открытым столкновением сил, находящихся у власти, но теряющих свое привилегированное положение, с социальными группами, которых не устраивает их положение в обществе.

В канун социальных революций противоречия предельно обостряются:

● центробежные тенденции начинают преобладать над интеграционными процессами;

● принятые властями решения саботируются, не выполняются;

● резко усиливается недовольство масс;

● популярными становятся лозунги, направленные на разрушение, а не на созидание;

● появляются новые, харизматические личности, которые используют недовольство масс для собственного прихода к власти.

Социальные революции возникают в результате воздействия сложного комплекса экономических, политических, психологических и т.п. условий и факторов. В науке конкурируют различные точки зрения на причины революций.

К примеру, К. Маркс полагал, что революции происходят в результате обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями. В. Ленин дополнял этот вывод необходимостью революционной ситуации: кризиса «верхов», которые не могут управлять «по старому» и обнищание «низов», которые не хотят жить «по старому».

Известный социолог П. Сорокин считал причиной социальных революций невозможности удовлетворения «базовых инстинктов» большинства людей. К ним он относил: потребности в пище, одежде, жилье, самосохранении, продолжении рода, а также в свободе, самовыражении, состязательности и творческой деятельности.

Многие современные авторы , причины революций объясняют стремлением людей к равенству и связанных с этим комплексом социальных противоречий, которые нередко приобретают антагонистический характер.

Неизбежные разрушительные последствия социальных революций для общества нежелательны. Наиболее целесообразен эволюционный путь социальных изменений. Он предполагает:

● поэтапное реформирование социальной системы в сторону повышения устойчивости и эффективности функционирования;

● постепенное проведение преобразований в обществе под контролем государственных институтов;

● стремление решать острые вопросы демократическим путем (на референдумах или путем всенародных осуждений;

● конституционный запрет на призывы к насильственному свержению существующего строя.

Все это в совокупности представляется мягким и наиболее эффективным способом устранения социальных противоречий в обществе, направленным на созидание, а не разрушение.

Контрольные вопросы и практические задания

1. Социальные изменения в обществе и глобальные изменения в мире. Основные формы проявления социальных изменений.

2. Неизбежность социальных противоречий в условиях социальной трансформации общества.

3. Что такое «кризис социальных ролей»? Какими причинами он обусловлен?

4. Признаки и основные черты социального развития общества. Уровни (этапы) развития общества.

5. Какими чертами характеризуется становление социальной системы?

6. Особенности прогрессивного варианта развития общества.

7. Какие тенденции доминируют при воспроизводстве социальных отношений?

8. С какими факторами может быть связан распад социальной системы?

9. Три точки зрения на развитие общества:

9.1. Особенности консервативной позиции. Кто ее сторонник?

9.2. На каких принципах, и каких социальных группах основывается позиция консерватизма?

9.3. В каких случаях проявляется и чем обусловлены революционные изменения общества?

10. Что такое социальная революция? Как она соотносится с реформами?

12. Преимущества эволюционного пути развития общества.

Дополнительная литература к главе 4

Дмитриева Е.В. От социологии медицины к социологии здоровья Социологические исследования, 2003, № 11.

Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социологические исследования, 2003, № 12.

Науменко Т.В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания // Социологические исследования, 2003, № 9.

Нечаев В.Я. Институционализация как феномен и категория социологии // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

Ротман Д.Г., Веремеева Н.П., Левицкая И.В., Правадивец В.В. Белорусский вариант харизмы // Социологические исследования, 2003, № 3.

Самсонова М.Н. Политическая социализация российских школьников // ВМУ, серия 18, 2001, № 3.

1. Сущность понятия «социальные изменения» и их виды.

2. Факторы социальных изменений.

3. Социальный процесс: сущность, типы и формы.

1. С самого начала своего возникновения, со времен О.Конта, социология изучает человека и общество не только в статике, но и в динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменяется: экономическая система и социальная структура, социальные ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения».

Социальные изменения – это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социальной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т.п.

Типология социальных изменений:

А. Типы изменений многообразны и могут различаться в зависимости от того, какие именно аспекты, фрагменты и изменения системы в них вовлечены. Изменения могут наблюдаться:

1) в составе (например, миграция из одной группы в другую, прекращение деятельности социального движения, распад группы и т.д.);

2) в структуре (возникновение неравенства, образование дружественных связей, установление кооперативных или конкурентных отношений);

3) в функциях (специализация и дифференциация работ, снижение экономической роли семьи, принятие университетами на себя руководящей роли);

4) в границах (слияние групп или конкуренция между ними, демократизация условий членства и т.д.);

5) в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.);

6) в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения, эпидемии).

Б. Под социальными изменениями понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри ее. В первом случае изменения могут охватывать все (или по меньшей мере основные) компоненты системы, приводя к ее полному перерождению, когда новая система принципиально отличается от прежней. Это прекрасно иллюстрирует большинство социальных революций. Во втором случае изменения имеют частный, ограниченный характер и не находят заметного отклика в других звеньях системы, ее целостность сохраняется и не претерпевает глобальных преобразований несмотря на постепенные изменения, протекающие внутри. Таким образом, социальные изменения делятся на два вида: общесистемные и внутрисистемные .



В. В зависимости от уровня происходящих изменений:

1) социальные изменения на макроуровне (международные системы, нации, государства);

2) социальные изменения на мезоуровне (корпорации, политические партии, религиозные движения, крупные ассоциации);

3) социальные изменения на микроуровне (семьи, группы занятости, клики, компании друзей).

Г. По форме различают эволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения представляют собой постепенные, преимущественно количественные перемены, как правило, необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образовании и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ (например: реформирование экономической системы в стране).

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного, а качественного характера, направленные на радикальные преобразования социальной системы; б) органично связаны с кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят; в) охватывают основные структуры и функции изменяемой системы; г) чаще всего опираются на насилие.

Д. В зависимости от направленности осуществляющихся перемен:

Прогрессивные изменения – имеют такую направленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями (н-р: переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной).

Регрессивные изменения – имеют направленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям (н-р: утверждение в 30-х гг. ХХ века фашистского режима в Германии).

При этом надо иметь в виду, что прогресс – это ценностная категория, прогресс всегда соотносится с ценностями. Одни и те же изменения могут квалифицироваться в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Следовательно, мы постоянно должны задаваться вопросом: прогресс для кого и в каком отношении? Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Степень относительности ценностей может быть различной. Существуют так называемые универсальные ценности, именуемые еще абсолютными, например, человеческая жизнь, знания. Такие факты, как увеличение продолжительности жизни человека, уничтожение многих опасных эпидемий, возможность пересечь океан не за три месяца, а за шесть часов – это несомненные показатели прогресса в обществе.

Однако существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. Так, например, в XIX веке и в большей части ХХ века индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т.д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, новые болезни). Кроме того, стало очевидным, что прогресс в одной области зачастую возможен только за счет регресса в другой. Так, происходящие сейчас в посткоммунистических странах процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами.

Под прогрессом мы понимаем такие изменения, которые неуклонно подводят систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию, либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях. На протяжении длительного периода интеллектуальной истории разные мыслители предлагали в качестве измерения прогресса различные критерии, среди которых:

1) спасение религией как духовный и моральный прогресс;

2) знание как прогресс знаний, ведущий к «позитивной» науке;

3) свобода негативная (т.е. свобода от ограничений и барьеров, чтобы иметь возможность для индивидуального самовыражения и самореализации) и свобода позитивная (т.е. свобода для влияния на собственное общество и его формирование);

4) эмансипация как расширение поля деятельности членов общества, измеряемая ростом вовлеченности людей в общественную жизнь и исчезновением неравенства;

5) техническое развитие как способность господствовать над природой;

6) справедливость и равенство, определяющиеся гуманно организованным производством и равномерным распределением;

7) изобилие как реализация возможностей доступа к благам;

8) способность выбора и равные жизненные возможности.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят об общественном прогрессе. Прогресс и локален, и глобален.

Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени, он представляет преобладание негативных изменений над позитивными.

2. Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов:

Физическая среда. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, социальные изменения вызываются изменениями физической среды в результате негативного воздействия на нее человека. Так, захоронения вредных отходов, загрязнение воздуха и воды, кислотные дожди, истощение природных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Таким образом, люди связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, «старение» общества создает серьезные проблемы с рабочими местами.

Конфликты. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу, их цели несовместимы. Чаще всего, конечный результат конфликтов выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Инновации. Открытие – это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного; это новое достижение в процессе научного познания природы и общества. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Александрии была даже построена маленькая паровая машина для развлечения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использоваться людьми.

Изобретение – это новая комбинация или новое использование уже существующего знания. Именно таким образом изобретатель Дж.Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Изобретения подразделяются на два вида: материальные (телефон, самолет) и социальные (алфавит, выборная демократия).

Инновации – как открытия, так и изобретения – кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Она возможна только в тех обществах, которые вступают в тесный контакт друг с другом. Диффузия является селективным действием: группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

3. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные изменения представляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Т.о., социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:

1) кооперация (ко – вместе, операри – работать) – взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Основой кооперации является взаимная выгода;

2) конкуренция (соперничество) – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

У конкуренции есть свои «плюсы» (конкуренция – это средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям, т.е. усиления мотивации к деятельности) и «минусы» (например, если в организации существуют конкурирующие между собой группы, это может негативно повлиять на эффективность деятельности такой организации);

3) приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей, это:

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, правилам, обычаям может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления, это терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, эмигрант, выезжающий в другую страну, обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, пытаться понять их);

4) конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

5) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своемуразмеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая группы в одну большую с однородной культурой;

7) амальгамизация – биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

В обществе, чаще всего, употребляется такой термин, как социальное развитие. Он обозначает какие-либо улучшения, несущие за собой положительные результаты. Однако также существуют и социальные изменения, обладающие в целом нейтральным эффектом. Они не содержат оценочного компонента. То есть, социальное развитие - это определенные процессы, имеющие положительный результат. Изменения же достаточно нейтральны. Они просто происходят вследствие каких-либо исторических процессов.

Социальные изменения можно подразделить на несколько уровней. Рассмотрим их все. Краткосрочные изменения протекают в сжатые временные сроки. К примеру, это может быть организационная перестройка органов власти. Долгосрочные изменения требуют на свое осуществление большой объем времени. К примеру, это может быть перестройка нравов, норм или традиций людей.

Выделяются также частичные социальные изменения. Их отличительной особенностью является то, что они затрагивают лишь отдельные сегменты действительности. К примеру, это может быть перестройка промышленностью или системы высшего образования. Также существуют изменения, касающиеся большинства

Рассматриваемые изменения затрагивают, прежде всего, различные В частности, группы и общности, определенные процессы, организации. Социальные изменения могут происходить на уровне межличностных отношений. К примеру, видоизменяются функции и структура семьи. Перестройка может происходить и на уровне различных институтов и организаций. К примеру, социальное изменение может затронуть образование и науку. Перестройка происходит и на уровне малых и больших групп. В частности, видоизменяется структура рабочего класса, появляются новые Перестройка может происходить на глобальном уровне. К примеру, сюда можно отнести экологические угрозы, миграционные процессы.

Социальные изменения можно подразделить на четыре категории. Определяются они, исходя из того, какая именно сфера подвергается перестройке. Рассмотрим все четыре категории.

Существуют структурные социальные изменения. К примеру, они могут касаться семейного института. Межличностные отношения могут изменяться в сторону моногамии или полигамии, многодетности или малодетности. Перестройка может касаться и профессиональных групп, нации, структуры власти и управления, общества в целом. Сюда можно отнести изменения, затрагивающие науку, систему образование, религию.

Перестройка может происходить и в каких-либо То есть, касающиеся взаимоотношений между различными обществами, личностями, институтами и структурами. К примеру, в области равноправия, солидарности, подчиненности, толерантности и так далее.

Функциональные изменения затрагивают функции различных организаций, систем и институтов. Так могут возникнуть новые функции, либо совершенствуются прежние. Рассмотрим простой пример. В связи с новой Конституций РФ существенно изменились функции законодательной и исполнительной власти.

Перестройка затрагивает и духовные сферы. В частности, может измениться структура мотивации коллективной и индивидуальной деятельности. Перестройка затрагивает ценности, нормы, цели, идеалы людей. К примеру, при переходе к рыночной экономике значительно изменилась мотивационная структура общества. Сигналом к деятельности служит личный денежный заработок, обогащение, восхождение по карьерной лестнице. Подобные изменения влияют на мысли, ценности, мировоззрение и нормы больших общественных групп.

Издание: Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов

Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Глава 1. Общество и общественные отношения
1.1. Общество как сложная динамическая система

Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).

Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.

В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).

Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.

В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.

Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.

В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.

1.2. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду

При любом рассмотрении общества чрезвычайно важно понимание его связи с природой. Одни противопоставляют их, акцентируя внимание на их принципиальном различии, другие, наоборот, стирают грани между ними, сводя специфику общественного к биологическому. На деле же между этими крайностями располагается вся реальная сложная диалектика единства противоположностей. Общество не существует без природы, будучи ее порождением. Но и природа, Космос, Вселенная обретают свое подлинное бытие, будут дополнены обществом. Сущность этой связи не дана изначально, она формируется и осмысливается в постепенном существовании и развитии. В своем историческом движении общество проходит несколько этапов этой связи с природой.

В основе связи природы и общества лежит социальная, прежде всего, производственная деятельность людей. И если в начальный период эта деятельность была ничтожной по своему воздействию на окружающую среду, зависимой от нее, главным образом, из-за своей примитивности, технической неразвитости, то с началом научно-техниче-ской и промышленной революции, на протяжении последних двух-трех столетий идет интенсивное освоение ресурсов и энергии природы. Если вплоть до середины XX в. акцент делался на влиянии природы на общество (географический детерминизм), то к концу века человечество осознало обратную картину - антропогенное давление на природу стало почти невыносимым. На этом этапе, когда связи общества и природы наиболее противоречивы, человек не только ставит их на службу себе. Его воздействие на природу оказывается все ощутимее и нередко имеет негативные последствия. Постепенно наращивая свою власть над природой, человечество все больше попадает в зависимость от нее в погоне за удовлетворением своих все возрастающих материальных потребностей. Истощаются энергетические ресурсы природы, флора и фауна, все больше загрязняются атмосфера и мировой океан и т. п. Все это поставило человечество перед глобальной экологической проблемой: улучшая качество жизни, необходимо сохранить здоровую среду обитания. Поиск путей решения этой проблемы осуществляется в широком диапазоне - от изобретения невиданных доселе источников энергии и регулирования народонаселения до изменения социальных порядков и человеческих качеств. Пока угроза глобальных катастроф не уменьшится, поиск оптимальных решений задачи перевода связи общества и природы на уровень гармонии не завершится.

1.3. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Важной задачей обществознания является классификация основных элементов содержания такого сложного образования, как общество и выявление общих связей между ними, определение типов этих связей и т. п. Простейшим и в то же время необходимым элементом общества выступает сам человек. Не менее значимы в обществе объекты социальной деятельности - вещи и символы. Вещи необходимы для изменения, переделки и использования природных явлений в интересах людей. Наиболее важные из них - орудия и предметы труда - позволяют человеку обеспечить адаптацию к природе, а символы - понятия, знания, идеи, выступают как носители смыслов и значений, обеспечивают их хранение, накопление, трансляцию. Символы и знаки регулируют социальную деятельность людей, придают ей целена-правленность.

Вещная, физическая совместная деятельность людей образует материальное производство, где создается все необходимое для удовле-творения потребностей людей и на основе которого функционируют другие сферы общественной жизни людей - политическая, социальная и духовная. Политическая сфера регулирует общественную жизнь и социальную деятельность людей, их функционирование в соответствии с законами, используя чиновничий аппарат принуждения. В социальной сфере происходит решение проблем здравоохранения и социального обеспечения, осуществляется забота о незащищенных слоях населения, воспитание и обучение детей. Деятельность семьи, школы, учреждений культуры и образования направлена на социальную адаптацию людей, сферу их обслуживания. Важнейшей сферой общественной жизни предстает духовная деятельность людей по производству научных, религиозных, правовых и иных знаний, навыков, традиций, обрядов.

Элементы общества, типы и объекты социальной деятельности, социальные группы и институты, образуемые ими сферы находятся в сложных взаимоотношениях, взаимопроникающих связях. Изменения природных или демографических факторов сказываются во всех сферах, оказывая влияние на весь общественный механизм, на такие духовные процессы, как наука и образование. Выявление в этом многообразии функциональных связей - концептуальная задача обществознания. Марксизм таковыми считает материальные, экономиче-ские факторы, фрейдизм - физиологические, идеализм - разум, науку, просвещение.

1.4. Важнейшие институты общества

Все основные сферы деятельности человека сопровождают его вечно. Однако они конкретно-историчны, изменчивы как по содержанию, объему, так и по способам и формам функционирования. Их развитие идет путем увеличения объема и усложнения механизмов и институтов их реализации, характера их взаимодействия между собой. Во всех сферах общества существуют структуры, обеспечивающие устойчивость социальных отношений: производственные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, науки: Ведущая роль в обществе принадлежит политическим институтам власти, права, идеологии. Через эти механизмы обеспечивается стабильное функционирование всех сфер и в целом всего общества как динамичной саморазвивающейся системы. Парламент, правительство, органы власти на всех уровнях, правоохранительные органы, партии и движения, средства массовой информации призваны отстаивать интересы как всего общества, так и отдельных его групп и членов.

Государство как важнейший институт общества воздействует на все стороны его жизни, осуществляя его функционирование как целостного организма. Выполняя многочисленные внутренние и внешние функции, государство, в первую очередь, обеспечивает общественный порядок, эффективную экономику, налаживание коммуникаций, борьбу с чрезвычайными обстоятельствами, защиту государственного суверенитета и т. п.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные цели обществознания в изучении общества?
  2. Какие связи называются общественными отношениями?
  3. В чем смысл "географического детерминизма"?
  4. Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества.
  5. Что составляет содержание духовной сферы жизни общества?
  6. Что составляет политические институты общества?
  7. Объясните место государства в политической системе общества.

Глава 2. Общественное развитие

2.1. Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества

Общественная жизнь предстает как трудовая, производственная, семейно-бытовая, нравственно-эстетическая, политико-правовая, религиозная и другая деятельность людей, у которой есть объективная и субъективная стороны. Те факторы, которые ведут к изменению общества, выступают как движущие силы истории. В числе объективных - влияние географической среды (климат, рельеф, землетрясения, наводнения и т. п.).

Объективные факторы бытия людей существуют независимо от сознания и воли людей и состоят не только из природных условий жизни, но и включают удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, продолжении человеческого рода; сюда входит и обычный быт, поддерживающий здоровье людей, и т. п. Важнейшим фактором здесь являются производительные силы общества, которые выступают источником его развития. К субъективным факторам удовлетворения потребностей людей, связанным с деятельностью сознания и воли людей, в первую очередь, следует отнести явления социально-политического и духовного плана. Таковыми, например, предстают идеи, религии, наука. В этой связи одни философы говорят о материальном и духовном уровнях организации общества, полагая различные отношения между ними. Материалисты первопричину общественного развития усматривают в материальных, объективных факторах, считая духовную деятельность людей вторичной, производной от них. Маркс, в частности, считает, что не сознание людей определяет их реальное общественное бытие, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, его содержание, развитие, хотя бытие всегда испытывает обратное воздействие сознания. В марксизме исходят из определяющей роли материального производства в общественной жизни.

2.2. Ступени человеческой истории

История, общественная жизнь людей и есть их деятельность, независимо от того, какая она - объективная, неосознаваемая и независимая от сознания или субъективная, сознательно направляемая. Их единство органично, во многом зависит от глубины и адекватности понимания общественными субъектами объективных факторов развития социума.

Таким образом, исторический процесс предстает как взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. Объективные потребности людей определяют основное направление развития общества, а их осознание обществом в целом и каждой личностью в отдельности позволяет им выбирать пути общественного развития, целена-правленно действовать специальными методами, институтами и организациями для достижения определенных этапов истории. Такая сознательная деятельность позволяет людям избавиться от многих "болезненных" сторон стихийного, неорганизованного развития истории, предотвратить катастрофические, тупиковые последствия, ускорить ход истории, уменьшить людские жертвы и энергетические потери и т. п. Особенно эффективна опора на науку, которая позволяет учесть разнообразные интересы ведущих субъектов истории - социальных групп, классов, наций и т. п.

Сознательность и организованность исторического движения людей возрастают с каждым этапом истории, в которой могут быть выделены различные ступени. В самом общем виде можно говорить о дикости, варварстве и цивилизации. Маркс выделил пять формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Есть теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального или информационного общества (Д. Белл, А. Тофф-лер). Многие философы говорят о цивилизациях как о ступенях истории человечества, например А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер в своих культурологических концепциях.

2.3. Многообразие путей и форм общественного развития

В историческом процессе участвуют все люди, но поскольку удовле-творение материальных потребностей людей осуществляется трудовой и производственной деятельностью, оказываясь ведущим объективным фактором, то народные массы, классы и другие социальные группы выступают как главные субъекты истории. Важное место в историческом развитии имеет деятельность интеллигенции, духовенства, выдающихся личностей. Поскольку длительность субъектов истории неоднозначна, постольку многообразны и пути общественного развития. Так, влияние великой личности на исторический процесс может зависеть от общественного строя, от состояния общества, от потребностей момента в тех или иных качествах личности и т. д. Исторический опыт свидетельствует, что состояние хаоса, нестабильности позволяет общественному деятелю значительно больше влиять на историю, прибегая к самым крайним, революционным, военным методам изменения ситуации.

Хотя решающей силой выступают классы и слои, многое в их соперничестве зависит от лидеров, их личностных качеств и таланта. Все субъекты истории преследуют свои интересы. Это происходит противоречиво, зачастую в ожесточенной борьбе, мирным и военным путем, в постепенных преобразованиях, медленных и застойных периодах истории, а иногда и скачками - быстрыми, решительными движениями вперед.

2.4. Эволюция и революция. Революция и реформы

Как правило, история человечества, особенно в ранние периоды, развивается стихийно, медленно, постепенно, что присуще эволюционному, незаметному, безболезненному движению вперед. Революции, наоборот, знаменуют резкие качественные изменения, перевороты во всей общественной жизни - в экономической, политической, социальной и духовной ее сферах. Революции - результат активной деятельности субъектов истории, апогей конфликта социальных групп - классов и наций. В Новое и Новейшее время революции зачастую являются результатом сознательной постановки целей и целенаправленного разрешения конкретных задач выдающимися лично-стями, партиями, общественными движениями, более или менее точно воспринимающими и понимающими потребности людей, ход истории. Революции сочетаются в реальном историческом развитии с реформами, сравнительно медленными, постепенными общественными преобразованиями, осуществляемыми мирным путем, как правило, на базе достижения общественного согласия. Диалектика общественного развития такова, что оба пути развития одинаково естественно-историчны, и преувеличивать или принижать роль одного за счет другого было бы неверно. Но история XX в. с ее разрушительными войнами и революциями поучительна для человечества демонстрацией преимуществ реформ, способных решать всевозможные конфликты мирным путем, эффективно использовать научные способы управления общественными и межгосударственными отношениями.

2.5. Возможность альтернативности общественного развития

В отличие от природных закономерностей развития ход истории многовариантен и порой непредсказуем в силу взаимодействия в ней различных трудно учитываемых факторов, особенно субъективных, а также множества разнородных движущих сил.

Люди нередко могут влиять на темпы истории, зачастую избегать ее нежелательных последствий, видоизменять неизбежные события. Народы и нации могут пытаться повторить чужой положительный опыт, действовать по аналогии, но такая попытка редко достигает цели - более того, результат деятельности людей порой прямо противоположен желаемому. В основе исторического развития также лежат объективные законы и тенденции, но их проявление специфично для народов, что дает простор для социотворчества, многообразия путей и форм общественного развития, для его альтернативности.

Возможности альтернативного развития человеческого общества особенно актуальны в условиях глобализирующегося мира. Обозначились две модели глобализации: либеральная и "левая", социально ориентированная. Противники развертывающейся реальной глобализации предлагают в качестве ее специфической формы - регионализацию, которая призвана сдерживать темпы, масштабы и негативные последствия реализуемой западными странами, в первую очередь США, глобализации. Особенно остро проблема выбора путей общественного развития встала перед человечеством в связи с опасными тенденциями манипулирования информацией: от того, кто будет доминировать в информационной сфере, государство или транснациональные корпорации, во многом зависят векторы дальнейшего развития цивилизации.

Пореформенная Россия также находится перед судьбоносным выбором: идти в фарватере американской глобализации или искать свои региональные базовые ценности гражданского общества - вот основные альтернативы ее цивилизационной перспективы.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы объективных и субъективных факторов общественного развития.
  2. В чем суть марксистского понимания причин развития истории?
  3. Охарактеризуйте известные вам ступени человеческой истории.
  4. Кто выступает субъектом истории?
  5. Могут ли выдающиеся личности влиять на ход исторического развития? Приведите примеры.
  6. Почему возможны альтернативы в общественном развитии?
  7. Поразмыслите над условиями выхода России из кризиса и пер-спективами ее общественного развития.

Top