В каком году появилось имя. Как рождаются имена

Урок окружающего мира по теме: «Как рождалось имя»

3 класс (УМК «Начальная школа XXI века»)

Форма проведения: урок - исследование

Цели:

Образовательные

Познакомить детей с историей возникновения имён, отчеств, фамилий; объяснить их происхождение.
Расширить знания детей о многообразии имён, о понятиях: тезки, однофамильцы; “раскрыть” тайны имени ребенка.

Воспитательные

Воспитывать чувство гордости за свою фамилию, за свой край.

Воспитывать в детях положительные качества личности (внимание друг к другу, умение слушать товарищей);

Развивающие

развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе; содействовать формированию коллектива класса;

Опережающее домашнее задание:

Выучить стихотворение З. Александровой “Восемь Тань”;

Расспросить родителей о своём имени (его значение и в честь кого назван ребенок).

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…

Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.

Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе? Она вас познакомила друг с другом, чтобы вы побыстрее освоились и нашли себе друзей.

Отгадайте загадку - что принадлежит вам, однако другие пользуются этим чаще, чем вы? Ответ – имя.

Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.

Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:

Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…

3. Создание проблемной ситуации.

1. Итак, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? Да, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.

4. Работа по теме.

В народе говорят:

Не имя красит человека, а человек – имя (русская пословица)

Лучше глаз лишиться, чем доброго имени (русская пословица)

А в Японии мудрецы говорят: тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…

Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)

У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей ? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?

К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям , потому что называют уменьшительными именами и лаской.

Вот полное имя – Татьяна. Как вы думаете, как могли называть родители, когда девочка была маленькой?

Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…

А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:

Саша - Александр

Алеша - Алексей

Коля - Николай

Ксюша - Ксения

Оля - Ольга

Вика - Виктория

Игорь - Эти имена остались без пары. А почему?

Нина - Потому что они употребляются только в одной форме.

А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик имена девочек, а во второй имена мальчиков.

СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА

Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕНЯ не указывает нам, о ком идет речь.

Как будет звучать полное мужское имя? -Евгений.

А женское – Евгения.

Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?

ВАЛЯ - ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА

САША - АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА

А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?

В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе”героиню зовут Федора.

Сейчас это имя редкое.

А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.

Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.

В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…

Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.

А в нашем классе есть тезки?

Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами ).

А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)

Физкульминутка

У меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь в песне.

А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев).Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным. С раннего детства людей называли: во-первых, по внешности (Мал, Бел, Черныш), во-вторых, по черте характера (Добр, Храбр, Несмеяна), в-третьих, по месту в семье (Ждан, Третьяк, Другая), в-четвёртых, по названию животных, растений, явлений природы (Баран, Дуб, Волк).

Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?

РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ

Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.

Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от: профессий, черт характера, названий животных и растений (работа в паре)

Детям раздаются карточки с именами.

Перед вами имена простых русских людей, живших в XIV, XV, XVI веках. Подумайте, почему их так назвали? (работа в группах)

Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?

Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).

Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).

А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?

А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:

В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…

Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.

Существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел. Какие фамилии получатся от названий сёл и деревень?

с. Крылово - Крыловы

с. Богомягково - Богомяковы

с. Козлово - Козловы

с. Мазунино - Мазунины

с. Петухово - Петуховы

с. Драчево - Драчевы

5. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке? Что понравилось и что запомнилось?

Имя у тебя одно.

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его…


Как и когда появились имена людей?
Как получилось, что когда-то некоторых девочек называли Дорогой, Субботой или Досадой, а мальчиков - Орлом, Волком или даже… Бараньей головой?
Как мы узнаем, что имя Петр означает «камень», Клавдия - «хромая», а Филипп - «любитель коней»?
Что означають имена Чипка, Педа и фамилии Гриневич, Ящук, Мацько? Когда людям давали фамилии принудительно?
Чье имя … «расстреляли»?

Имя… Оно стало Верном другом человека. В бесконечном ряде живых существ Человек наделен правом: он, только он, имеет право выбирать имена - себе, детям своим, всему тому, что его окружает, городам, селам, животным, растениям, планетам, частицам атома. Как свидетельствует Ветхий завет, даже всемогущий Бог, за один день вылепил из глины животных и птиц, но не осмелился дать им названий, а привел их к человеку, чтобы увидеть, как он их назовет. Так что, дать имя не такое уже и легкое дело. Поэтому и не удивительно, что история человеческого имени прошла очень трудный путь.

Наши далекие предки все имена людей, животных, растений, гор, рек, небесных тел, очевидно, считали именами собственными, похожими на наши нынешние названия. (Недаром же в некоторых языках, например, в немецком, кроме давнего, и сейчас все существительные имена пишутся с большой буквы). Наши предки могли легко выбирать из окружающего их мира различные названия, которые им заменяли имя, фамилию и отчество: Камень, Дуб, Орел, Медведь, Лось, Олень, Лето, Зима и т.д. Странный выбор Вы скажете. Конечно, сегодня он кажется странным. Но в те давние времена он был вполне нормальным.

Однако выбирали родители-язычники имена для своих детей не просто так. Они - люди, что верили в заклинания, в талисманы, всегда старались выбрать из тысячи названий и имен одно, наиболее подходящее для ребенка. Именно то, которое будет помогать, их детям стать счастливыми, оберегало бы от злых духов, и было бы примером в их жизни.

Одними из первых таких имен, очевидно, были имена - целые фразеологизмы, предложения-пожелания, предложения-заклинания. Такие имена уже много тысяч лет назад имели, скажем, давние шумеры (Енму-дугга - мой господин (будь) добр), семитские народности (Небу-булит - о небо, дай мне жизнь). Такие имена имеют и таджики (Кизлярбас - хватит, не надо (больше) девочек). Немало таких имен было и у древних славян. Отголосок таких имен ощущается и сейчас (Богдан - богом данный (сын), Дзедумила - дедушке милая, Станислав - приказ: «Стань славным!» и т.д.).

Стремление «наградить» ребенка именем-талисманом воспитывало у наших предков всего мира уважение к сильным животным. Родители считали, что вместе с именем на ребенка «перейдет» выносливость и смелость зверя. На Востоке издавна таким названием было имя Лев, а у нас - Волк. Последним называли своих детей: сербы (Вук), поляки (Вильк), немцы (Вольф), румыны (Лупул), Восточные славяне (Вовк, Волк). Об этом свидетельствуют и нынешние имена (Вук Караджич, Вольфганг), это имя Гете поляки когда-то даже перевели как Вильколаз (т.е. Волкоход).

Рубрики:

В католических странах, например, в Польше, младенец в день крещения получал не одно, а два, три и даже больше имен. В некоторых странах, например, в Испании и Португалии, количество имен ребенка зависит от социального положения или титула родителей. Обычному дворянину-идальго позволено там иметь шесть имен, дворянам-грандам – двенадцать, а более высоким сановникам – сколько хочет. Даже жена известного художника Гои официально подписывалась такими (и это еще не все) именами: Мария дель Пилар-Тереза-Катаена-Фелиция-Луиза-Каталина-Антонина-Изабелла; но в жизни ее называли просто Катаена. Еще больше имен имеют японцы.

Много нового в наши имена внес 1917-й год и первые пятилетки социалистического строительства. Родились новые имена, иногда очень странные (Трактор, Сталь, Идея, Иртыш и т.д.). Иногда появлялись имена, связанные с какими-то событиями, произошедшими в стране, например, славные полеты Валерия Чкалова и героические подвиги космонавтов умножили в тот час рождения Юриев, Германов, Валентин.…Какая-то польская мама в 1966 году назвала свою дочь именем…Гагаринка.

Иногда рой новых имен появлялся после выхода какого-то интересного фильма, книжки или спектакля. Как-то, например, В Перми после постановки оперы «Аида» в свидетельствах о рождении очень много появилось имен Аид.

Очень часто на появление новых имен, не типичных для определенного народа, влияет мода. В 19 веке появилась мода на иностранные имена, которые выбирались из французских, английских и немецких журналов. Именно от сюда к нам пришли имена: Эльвира, Улиса, Эвелина, Луиза, Пальмира, Жанетта, Эмилия, Лала, Стела, Эдуард, Ричард, Альбина, Жоржета и др.

Эта мода не прошла и теперь. На Урале, в Свердловске в прошлом веке было зафиксировано имя Пегас. Некоторые эти имена прижились благодаря прежнему носителю этого имени. Например, фамилия Пушкин (т.е. сын отца, фамилия которого была Пушка) в свое время считалась простой и непонятной. Но вот появился гениальный творец «Евгения Онегина» и фамилия зазвучала по-новому.

Бывает и наоборот. Например, хорошее значение и звуковая форма в имени Пульхерия (прекрасная) или Евдокия (добрая, счастливая) совсем вышли из моды и практически не встречаются.

Ответить С цитатой В цитатник

Происхождение имен уходит своими корнями в глубокую древность и покрыто слоем разных легенд. Точного времени, когда начали выделять группу «имена собственные», не известно, но уже в III веке до нашей эры философ Хрисипп относил их к отдельной группе слов.

Представьте то время, когда люди жили в пещерах, вели совместное хозяйство, ничего не знали о медицине и мире вне своих поселений. Когда человек только начал давать название окружающим его вещам, удивлялся и изучал природу бытия.

Первые имена не были придуманы специально для обозначения конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: названия животных, природных явлений, растений, времен года, небесных тел, богов и т. д. (Ива, Река, Волк, Дождь). Но древние загадочные имена довольно часто давались людям, исходя: из черт характера, внешности, образа жизни, особенностей, поведения и т. п. (Нос, Говорун, Блуждалец). Так, самый высокий человек в поселении мог зваться – Скала, а самый тихий – Мышь.

Люди еще в древности стали понимать, что имя, данное человеку, может влиять на его судьбу различным образом. Тогда они начали выбирать имена, которые обозначали бы что-то хорошее. В африканских и индейских племенах детей называли так, чтобы имя звучало отталкивающе, отпугивая злых духов и нечисть.

Также в истории довольно частым было явление, когда у ребенка было два имени: одно знали только он и родители, а другое – общее, которым могли называть все.

Мало кто знает, что в Китае ребенок получал свое первое имя при рождении, второе – когда поступал в школу, а третье (взрослое) – после совершеннолетия.

В древней Греции родители именовали младенцев в честь героев, богов и важных лиц в истории. Они верили, что тогда ребенок унаследует их величие, силу и те качества, которыми обладали герои. Но люди, называя ребенка как одного из богов, часто боялись всевышнего. Поэтому для каждодневного обращения к богам они употребляли разнообразные эпитеты, от которых произошли некоторые известные нам имена: Александр – «защитник», Виктор – «победитель», Лавр – «в честь Марса», носящего лавровую ветвь, или же Стефан, в славянских языках превратившийся в Степана, что значит «увенчанный», поскольку многие боги носили венки.

Иногда все же детей назвали так же, как и богов, но не главных, а второстепенных: Аврора, Муза. Суеверные язычники надеялись на то, что лучшие качества и способности этих богов перейдут к их ребенку вместе с именем. И, возможно, надеялись, что боги даже принесут дар их семье в виде хорошего урожая или крепкого здоровья.

История происхождения имен не всегда такая простая, какой кажется. Мы не всегда знаем откуда произошло то или иное имя. Даже если сами являемся его носителями.

Многие думают, будто такие имена, как: Мария (Маша), Иван (Ваня) являются исконно русскими. Это заблуждение, ведь они, как и многие другие, привычные слуху, пришли из других языков и народов.

Среди широко используемых имен много тех, которые имеют греческие, скандинавские, еврейские, латинские и другие корни.

После принятия христианства и ухода язычества в нашу культуру стало проникать все больше иностранных имен, имеющих глубокое значение: Никита – «победитель», Алексей – «защитник», Елена – «светлая», Евгений – «благородный» и так далее.

Возможно, мы считаем их исконно русскими, так как они часто употребляются в фольклоре, сказках и легендах, знакомых нам с детства.

Но есть и большое разнообразие исконно русских имен, дошедших до сегодняшнего времени: Людмила – «милая людям», Ярослав – «славящий Ярилу», Владимир – «владеющий миром», Всеволод – «владеющий всем», Злата – «золотая» и еще огромное количество таких примеров можно найти, изучив историю Руси. Сегодня эти имена вновь приобретают популярность, ведь многие хотят вернуться к аутентичности семейных ценностей и истории своего народа.

Интересно и важно знать, что люди со странными или очень смешными именами чаще остальных страдают разнообразными психическими заболеваниями.

Помните: всегда будет полезно выяснить происхождение, значение и тайный смысл прозвания. Знание исторических имен, возможно, поможет понять себя самого немного лучше. Вы будете знать, на что способны, а, главное, сможете подобрать имя с хорошей историей для своего ребенка. Не стоит забывать, что назвав ребенка, вы наделяете его определенными качествами, поэтому следует внимательно подходить к выбору имени и разобраться, откуда оно произошло.

1. В каком году и каком состязании появилось имя первого победителя Олимпийских игр

Короибос (Кореб)?

а) в 786 г. до н.э. в борьбе; в) в 776 г. до н.э. в метании диска;

б) в 776 г. до н.э. в беге; г) в 778 г. до н.э. в беге.

2. Назовите Римского императора, который в 394 году н.э. запретил проведение античных

Олимпийских игр?

а) Феодосий I; в) Нерон;

б) Феодосий II; г) Юлиан.

3. При развитии силовой выносливости интенсивность упражнений составляет…

а) 10-30% в) 60-70%

б) 20-50% г) 85-95%

4. В каком году был создан Международный Олимпийский Комитет?

а) 1898г. в) 1923г.

б) 1911г. г) 1894г.

5. В 1894г. на Парижском конгрессе в состав МОК, состоявший всего из 13 членов, был избран

первый россиянин. Кто он?

а) А.Д.Бутовский в) В.Г.Смирнов

б) Н.Н.Романов г) С.П.Павлов

6. Впервые на Олимпийских играх в Мехико – появился талисман. А под каким талисманом и

какие игры проходили в Москве?

а) XIX – ягуар; в) XXIV – тигренок;

б) XXII – медвежонок; г) XXIII – орленок.

7. Гигиена – это…

а) Область экологии, изучающая особенности воздействия среды обитания на человека;

б) Свод санитарно-эпидемиологических законов и нормативных документов;

в) Область медицины, изучающая влияние внешней среды на здоровье человека;

г) Все выше перечисленное.

8. Для совершенствования координационной выносливости используют следующий метод…

а) Интервальный; в) Переменный;

б) Повторно-прогрессирующий; г) Игровой.

9. Подводящие упражнения применяются…

а) Если в двигательном фонде отсутствуют опорные элементы;

б) Если обучающийся недостаточно физически развит;

в) Если необходимо устранять причины возникновения ошибок;

г) Если применяется метод целостно-аналитического упражнения.

10. Выберите правильное определение к термину «физическое упражнение»?

а) Это двигательное действие, используемое для физического совершенствования

человека;

б) Это двигательное действие, дозируемое по величине нагрузки и продолжительности

выполнения;

в) Это форма двигательных действий;

г) Это движения, выполняемые на уроке физической культуры.

11. Под понятием «спорт» принято называть:

а) Исторически сложившуюся деятельность человека, направленную на физическое

совершенствование и достижение высоких результатов при участии в соревнованиях;

б) Исторически сложившуюся систему организации и управления процессом физического

воспитания;

в) Целенаправленный педагогический процесс в ходе которого осуществляется прикладная

направленность физического воспитания;

г) Наивысший уровень физического развития и физической подготовленности человека.

12. Максимальное напряжение мышц достигается при работе мышц в…

а) Уступающем режиме; в) Удерживающем режиме;

б) Преодолевающем режиме; г) Статическом режиме.

13. Лучшие условия для развития взрывной силы мышц ног создаются во время…

а) Челночного бега; в) Подвижных игр;

б) Прыжков в глубину; г) Приседаний со штангой.

14. При проведении закаливающих процедур нужно придерживаться основным принципам

закаливания. Определите какие?

1. Принцип систематичности;

2. Принцип разнообразности; Варианты ответов: а) 2,4,5

3. Принцип постепенности; б) 1,3,5

4. Принцип активности; в) 1,2,4

5. Принцип индивидуальности. г) 3,4,5

15. При выполнении физических упражнений нагрузка регулируется:

а) Сочетанием объема и интенсивности при выполнении двигательных действий;

б) Частотой сердечных сокращений;

в) Степенью преодолеваемых трудностей;

г) Утомлением, возникающим в результате их выполнения.

16. Сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности объединяется в

а) Биологическая активность; в) Двигательная активность;

б) Оптимальная активность; г) Физиологическая активность.

17. Укажите 3 принципа самостоятельного освоения двигательных действий в физической

культуре?

1. От низкого к высокому 4. От ближнего к дальнему

2. От известного к неизвестному 5. От субъективного к объективному

3. От простого к сложному 6. От освоенного к неосвоенному

Варианты ответов: а) 1,3,4

18. Дополните определение: «Сила – это способность преодолевать… или противостоять ему за

счет…..».

а) Внутреннее сопротивление; мышечного напряжения;

б) Внешнее сопротивление; мышечного усилия;

в) Физические упражнения; внутреннего потенциала;

г) Физическую нагрузку; мышечного напряжения.

19. Минимальный расход энергии на мышечную деятельность должен ежедневно составлять не

а) 1000-1300 ккал; в) 1300-1500 ккал;

б) 800-1100 ккал; г) 1400-1600 ккал.

20. Недостаток мышечной активности современного человека называют:

а) Гипокинезией; в) Гипоксией;

б) Атрофия; г) Гипертрофия.

21. Физическая культура представляет собой...

а) Учебный предмет в школе; в) Процесс совершенствования возможностей человека;

б) Выполнение упражнений; г) Часть человеческой культуры.

22. Что является мерилом выносливости?

а) Амплитуда движений; в) Время;

б) Сила мышц; г) Быстрота двигательной реакции.

23. Вес баскетбольного мяча должен быть…

а) не менее 537г, не более 630г; в) не менее 573г, не более 670г;

б) не менее 550г, не более 645г; г) не менее 567г, не более 650г.

24. Игровое время в баскетболе состоит…

а) Из 4 периодов по 10 минут; в) Из 4 периодов по 12 минут;

б) Из 3 периодов по 8 минут; г) Из 6 периодов по 10 минут.

25. Для предупреждения развития плоскостопия соблюдают следующие профилактические меры:

а) Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоком каблуке или на плоской подошве;

б) Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно

выполнять корригирующие упражнения, укрепляющие мышцы стопы и голени;

в) Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей;

г) Все вышеперечисленные.

26. При каком количестве фолов игрок должен быть удален из игры по правилам ФИБА:

27. Физическая культура ориентирована на совершенствование...

а) Физических и психических качеств людей;

б) Техники двигательных действий;

в) Работоспособности человека;

г) Природных физических свойств человека.

28. Под физическим развитием понимается...

а) Процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении жизни;

б) Размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и

кровообращения, физическая работоспособность;

в) Процесс совершенствования физических качеств посредством физических упражнений;

г) Уровень, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической

культурой и спортом.

29. Под быстротой как физическим качеством понимают…

а) Способность быстро бегать;

б) Способность совершать двигательные действия за минимальное время;

в) Движения человека, обеспечивающие активное перемещение в пространстве;

г) Способность поддерживать высокий темп движения при очень быстром передвижении.

30. В каком году и где впервые сборная команда России приняла участие в Олимпийском турнире

по футболу?

а) 1948 в Лондоне; в) 1920 в Бельгии;

б) 1912 в Стокгольме; г) 1904 в Канаде.

31. Какое минимальное количество игроков должно быть в команде, при котором она

допускается к игре в футбол?

а) Не менее 7; в) Не менее 8;

б) Не менее 6; г) Не менее 5.

32. Какое наказание следует в футболе: если вратарь, находясь в пределах штрафной площади,

касается мяча руками за ее пределами?

а) Угловой удар; в) Штрафной удар;

б) Свободный удар; г) 11 метровый удар.

33. Под тестированием уровня физической подготовленности понимается…

а) Измерение уровня развития основных физических качеств;

б) Измерение роста и веса;

в) Измерение показателей сердечно – сосудистой и дыхательной системы;

а) Елмери Бери; в) Ясутака Мацудайра;

б) Вильям Морган; г) Анатолий Эйнгорн.

35. Втечение какого времени в волейболе подающий должен нанести удар по мячу после свистка

первого судьи на подачу?

а) 8 секунд; в) 10 секунд;

б) 3 секунд; г) 7 секунд.

36. Определение, применяемое в волейболе: «действие игроков вблизи сетки по преграждению

пути мяча, направленному соперником, поднятием руки выше верхнего края сетки»

означает…

а) Атакующий удар; в) Заслон;

б) Блокирование; г) Задержка.

37. Какая должна быть высота сетки в волейболе для мужчин?

а) 2м 43см; в) 2м 47см;

б) 2м 45см; г) 2м 50см.

38. Создателем игры в баскетбол считается…

а) Х. Нильсон; в) Д. Нейсмит;

б) Л. Ордин; г) Ф. Шиллер.

39. При воспитании выносливости применяют режимы нагрузки, подразделяющиеся на

оздоровительный, поддерживающий, развивающий и тренирующий. Какую частоту

сердечных сокращений вызывает поддерживающий режим?

а) 110 – 130 ударов в минуту; в) 140 - 160 ударов в минуту;

б) до 140 ударов в минуту; г) выше 160 ударов в минуту.

40. В первых античных Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры, атлеты

состязались в беге на дистанции, равной...

а) Одной стадии;

б) Двойной длине стадиона;

в) 400 метрам;

г) Во время этих игр в беге не состязались.

Ключ к врпросам

№ вопроса

Правильный ответ

№ вопроса

Правильный ответ

Вопрос: по отрывкам из былин предположите, почему у былинных героев такие имена (прозвища). Какие фамилии могли произойти от этих имен, Проанализируйте тексты былин: есть ли среди герое отрицательные? Докажите свой ответ.

Ответ: Фамилии на Руси появились позже чем в Европе и в основном они происходят от отчества одного из предков, от дедичества либо от прозвища и по роду деятельности. Самыми первыми фамилии у нас получили их жители Великого Новгорода, которые первыми переняли этот важный обычай от Литовского княжества. Далее фамилии стали получать московские бояре и князья, а затем эта традиция распространилась примерно в 14-15 веке и по всей Руси. Это касалось только знатных и именитых людей, но до начала 18 века большая часть общего населения России фамилий так и не имела, данная ситуация продолжалась вплоть до 1861 года когда было отменено крепостное право на Руси.

Для того определить человека как члена общества ему давалось прозвище которое было привязано к месту откуда родом человек, или указывало на сословие из которого он происходил. Так же прозвище могли дать и по роду деятельности. Прозвище далее частично перешло в Фамилии. Так же прозвище было привязано к месту и фамилии «Барина» у которого человек был крепостным, чтобы определить его принадлежность.

Богатырь Илья Муромец получил свою фамилию «Муромец» по названию города Муром, к которому принадлежало село Карачарово, в котором он родился.

Богатырь Алеша Попович имел свою фамилию от принадлежности к поповскому сословию, его отец был поп (священнослужитель).

Богатыри положительные герои былин.

Соловей–Разбойник имел прозвище «Разбойник» по виду своего промысла. Жил он не трудом, а тем, что грабил путников и ближайшие селенья. Соловей-Разбойник отрицательный герой.

От сочетания имени и фамилии: Илья Муромец и Алеша Попович могли произойти фамилии: Муромский, Ильин, Попов, Алешин. От прозвища «Соловей-Разбойник» могла произойти фамилия Соловьев.

Вопрос: Вспомни, почему великие князья Ярослав Мудрый и Владимир Красное Солнышко имели такие прозвища. Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Ответ: существуют разные версии таких прозвищ великих князей, приведем наиболее соответствующие действительности.

Мудрость была символом жизни Ярослава. Именно в период его правления государство Киевская Русь достигло пика могущества:

Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем.

Русь достигла широкого международного признания. C семьей киевского князя стремились подружиться и породниться крупнейшие знатные дворы Европы.

Князь был образованным человеком, знавшим несколько иностранных языков и имевшим богатую библиотеку.

Был составлен свода законов «Русская правда» (по мнению некоторых исследователе историков именно за это получил такое прозвище).

Добился утверждения христианства.

Было завершено создание церковной иерархической организации, и Киев стал церковным центром.

Активную энергию народа пытался направить не на войны, а на хозяйственную деятельность, на укрепление веры и духа, поощрение строительства, искусств и ремесел. В этом заключалась его основная мудрость как правителя.

Владимир Красное Солнышко.

Огромное уважение и почитание со стороны простого народа и церкви за щедрость и заботу о простом люде, широкая просветительская деятельность, бесчисленное множество грандиозных сражений и громких завоеваний, скорее всего, и явились основной причиной возникновения такого высокого прозвища, как «Красно солнышко». До наших дней дошли сведения о великолепных пирах, которые устраивались щедрым князем для простого народа, подобные широкие жесты также дают все основания для возникновения подобного названия, ведь «красным солнышком» в 10-11 веке было принято ласково называть любимых и близких людей.

Возможно, подобный эпитет возник во многом благодаря военной славе князя, борца с так называемыми темными силами с помощью богатырей русских и членов своей многочисленной семьи, собранной им под своим покровительством точно так же, как солнце собирает вокруг себя звезды и другие небесные тела.

Почему в народе царя Ивана IV называли Грозным?

Может показаться, что самодержец получил прозвище из-за очень крутого нрава: даже люди, не увлекающиеся историей, слышали о казнях, опричнине и, конечно, об убийстве Иваном его собственного сына, что подвергается большому сомнению Вот народ, вспоминая об ужасах правления царя, и назвал его Грозным.

Но что, если слово «грозный» в старину имело не столь отрицательное значение, как в наши дни? Можно предположить, что «Грозный» - это синоним эпитета «Великий», и призвано подчеркнуть могущество и справедливость государя. А уважать Ивана было за что: он присоединил к Руси Казанские и Астраханские ханства, перевооружил армию и создал стрелецкое войско, укрепил государственную власть, создал Судебник, при нем Ермак совершил свой знаменитый поход в Сибирь. Поэтому народ, вспоминая строгие, но справедливые времена, прозвал царя Грозным. Наконец, у одного из предшественников, а именно у Ивана III, было два прозвища: «Великий» и «Грозный», но ни в каких зверствах замечен он не был.

Так или иначе, каждая из этих версий имеет право на существование, но споры о личности Ивана Грозного длятся уже несколько веков, и не похоже, что им суждено прекратиться.

Домашнее задание: Узнай, что означают имена членов твоей семьи. Какие старинные имена твоего народа ты знаешь? Что они означают?

Ответ: Мою маму зовут Елена, имя греческого происхождения означает «солнечный луч», «светлая как факел».

Папу зовут Владимир, имя славянское, означает «Владеющий миром».

Мое имя Иванна (Иоанна) от древнееврейского "йоханан" - женская форма мужского имени Иван. В переводе с древнееврейского означает «божья благодать» или "бог милует".


Top