Актуальные проблемы современного мира в произведении дубровский. Аргументы к сочинению егэ

Что есть подлость и честь? Это один из вопросов, на которые отвечает в своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин.

Роман «Дубровский» - произведение авантюр­но-приключенческое. Это история о драматичной судьбе бедного дворянина, у которого незаконно было отнято имение, и об участи его сына.

Один из героев романа - Кирила Петрович Троеку­ров. Это старинный русский барин, очень богатый и знатный человек. Он славится не только многочис­ленными связями, но и безмерной властностью и свое­волием. Действительно, ничто не может противосто­ять воле Кирилы Петровича - он способен скуки ради учинять набеги на соседние деревеньки, соблазнять дворовых девок и, как оказалось, управлять реше­ниями суда.

Троекуров очень дружен со своим соседом - Андре­ем Гавриловичем Дубровским, единственным челове­ком, осмеливающимся в присутствии Троекурова сво­бодно высказывать свое мнение. Дубровский беден, но это не мешает ему в отношениях с Кирилой Петровичем сохранять верность собственной чести и независимость. Эти редкие качества и вызывают расположение богатого барина к соседу. Однако из доброго приятеля Троекуров быстро превращается в настоящего подле­ца, когда Андрей Гаврилович по соображениям чести осмеливается перечить троекуровской воле.

Кирила Петрович выбирает для своего обидчика самое суровое наказание: он намерен лишить его кро­ва, заставить унижаться, просить о прощении. Ради этого он вступает в сговор с другим подлецом - судей­ским служащим Шабашкиным. Шабашкин, ищущий троекуровского расположения, готов пойти даже на беззаконие. Ничто не смутило его в просьбе Кирилы Петровича, и он все ловко устроил, хотя своенравный барин не прилагал для того никаких усилий.

Гневное поведение соседа на суде доставило Трое­курову мало удовольствия. Кирила Петрович ждал слез раскаяния, а увидел сверкающий злобой взгляд, ненависть к себе и способность до конца стоять за соб­ственное достоинство.

Многочисленные забавы Троекурова также его ха­рактеризуют. Одна из них - забава с медведем. Не­обыкновенное удовольствие доставляет Троекурову видеть перепуганным до смерти своего гостя, которо­го вталкивают неожиданно в комнату с разъяренным голодным животным и оставляют на некоторое время наедине с ним. Кирила Петрович не ценит ни чужое достоинство, ни чужую жизнь, которую он подвергает опасности.

Владимир Дубровский с честью выходит из этого испытания, потому что «не намерен терпеть обиду». Ни один мускул не дрогнул у смелого молодого чело­века, когда медведь бросился на него - Владимир вы­тащил пистолет и выстрелил в зверя.

Выйдя на разбойничью тропу, Дубровский остает­ся благородным человеком. О его благородстве ходят удивительные слухи. При этом Владимир неприми­рим к подлости и жестоко расправляется с негодяями.

Несмотря на существующую опасность, Дубров­ский решается объясниться с Машей, которую он по­любил и которой не мог раньше времени открыть о себе правду. Владимир назначает Марье Кириловне свидание и как честный человек объясняется с нею.

Героиня, которой делает предложение ставший вмиг ненавистным пятидесятилетний Верейский, ищет сострадания у отца, но он, хотя и любит дочь, ос­тается глух к ее мольбам. Надеясь на порядочность Верейского, Маша честно говорит ему о свей нелюбви и просит расстроить предстоящую свадьбу. Но Верей­ский не намерен отступать от своего - старый воло­кита жаждет заполучить молодую красавицу. Он не только не проникается к Марье Кириловне сочувстви­ем, но и рассказывает о Машином письме Кириле Пет­ровичу, который, разгневавшись, только приближает свадьбу.

Несчастная доля не заставила Машу отступить от нравственных принципов. Когда Владимир предпри­нимает попытку спасти ее, она отвечает ему отказом, так как уже успевает обвенчаться с Верейским, а дан­ный обет для нее - святое.

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о вечных человеческих ценностях, поэтому и сегодня его роман актуален и интересен читателю не менее, чем много десятков лет назад.

Актуальность произведений А.С. Пушкина во все времена

Всем известно, что А.С. Пушкин является гением не только русской, но и всей мировой литературы. Его произведения высокохудожественны, глубоки, тонки.

В своих поэтических и прозаических творениях этот художник затрагивал важные проблемы, волнующие человека во все времена. В первую очередь, я думаю, это относится к нравственным вопросам. Так, в романе «Капитанская дочка» на первый план Пушкин выводит проблему чести. На примере своих героев писатель показывает, что только честь и человеческое достоинство помогут выстоять в самые трудные моменты жизни. Кроме того, в этом романе автор прославляет чистую и сильную любовь, способную победить и преодолеть все.

В повести «Дубровский» Пушкин развивает ту же мысль. Иногда человеку приходится делать трудный выбор, например, любовь или доброе имя, честь. Автор на примере своей героини – Маши Троекуровой – утверждает, что чистая совесть и доброе имя дороже всего, дороже даже любви.

Вообще, все произведения Пушкина светлы и оптимистичны. Во всех его чудесных сказках Добро всегда побеждает Зло, какими бы мощными не были темные силы. И победить героям опять же помогают любовь, доброта, сострадание, вера, гармония с окружающим миром.

Именно к гармонии всю жизнь стремился сам поэт, этим состоянием, в большей или меньшей степени, проникнуты все его произведения. Например, лирика Пушкина - это гимн русской природе, русской душе, русскому человеку.

Произведения этого поэта помогают замечать красоту внутри и вокруг себя, помогают быть лучше, чище, светлее. Именно поэтому, мне кажется, творчество Пушкина будет современным и актуальным во всем времена. Художник затрагивает вопросы волнующие всех и всегда. Он помогает найти ответы на них, а значит, делает людей более счастливыми. На мой взгляд, Пушкин – актуальнейший поэт нашего времени.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

Проблема подлости, бесчестия

Швабрин Алексей Иванович - дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Взаимоотношения отцов и детей

Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу

А.С. Пушкин «Дубровский»

Верности данному слову

Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком стариком Верейским, отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данной ему в церкви, когда Дубровский, в которого она была влюблена, опоздал спасти её от этого замужества и остановил свадебный кортеж лишь на возвратном пути из церкви.

АС. Пушкин «Евгений Онегин»

Проблема верности данному слову

Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.

Проблема выбора жизненного пути

Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

А.С.Грибоедов «Горе от ума»

Чинопочитания (человеческого ничтожества)

Молчалин, отрицательный персонаж комедии, уверен, что следует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласкова была». Необходимостью неустанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его господина и благодетеля Фамусова.

Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

Проблема интеллигентности

В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ .

Воспитание и обучение – основные аспекты человеческой жизни. Своё отношение к ним выразил в монологах Чацкий, главный персонаж комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Он критиковал дворян, которые набирали для своих детей «учителей полки», но в результате грамоты никто « не знал и не учился». Сам же Чацкий имел ум, «алчущий познанья», поэтому и оказался ненужным в обществе московских дворян. Таковы изъяны неправильного воспитания.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

Проблема взяточничества, казнокрадства

Городничий, Сквозник-Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.

Н.В. Гоголь«Мертвые души»

Проблема разрушающего влияния денег

Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной страстью скупости. Эта страсть стала причиной разрушения всех родственных и дружеских связей, а сам Плюшкин просто потерял человеческий облик.

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Проблема пьянства

Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справиться с этим пороком.

Проблема духовности в современном мире

Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.

Проблема нравственной прочности человека, совести

В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.

Проблема любви

В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.

ОГРАНИЧЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ. БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ. ЧТО ТАКОЕ СВОБОДА?

Родион Раскольников создаёт свою теорию: мир делится на тех, «кто право имеет» и «тварей дрожащих». По его теории, личность способна творить историю, как Магомет, Наполеон. Они во имя «великих целей» совершают злодеяния. Теория Раскольникова терпит крах. В действительности истинная свобода заключается в подчинении своих чаяний интересам общества, в умении делать правильный нравственный выбор.

ПРОБЛЕМА ПОДЛИННЫХ И МНИМЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Честь открытия неисчерпаемости человеческой души в мировой литературе принадлежит Ф. Достоевскому. В романе «Преступление и наказание» писатель показал возможность сочетания в одном человеке подлинных и мнимых ценностей. Даже сама фамилия героя романа указывает на неоднозначность личности Раскольникова. Писатель приветствует прозрение героя, ведь его индивидуалистическая теория стала источником его постоянных страданий и внутренней борьбы. При соприкосновении с реальной действительностью обнаружилась несостоятельность мнимых желаний студента.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛО И ДОБРО?

Один из героев романа «Преступление и наказание» не борется со злом, хотя страдает от него. Семён Захарыч Мармеладов смирился с ним как с чем-то неизбежным. Безвольный пьяница приносит одни несчастья своим близким. Однако другой человек, Родион Раскольников, не хотел мириться с нищетой. Это привело его к каторге. Ответ на вопрос о том, как противостоять злу, писатель предлагает искать не только вокруг человека, но и внутри него.

И.С.Тургенев «Отцы и дети»

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА.

Даже неудачи и разочарования незаурядного талантливого человека значительны для общества. Например, в романе «Отцы и дети» Евгений Базаров, борец за демократию, назвал себя ненужным для России человеком. Однако его взгляды предвосхищают появление людей, способных на более великие дела и благородные поступки.

НЕПОНИМАНИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ «ОТЦОВ» И «ДЕ­ТЕЙ». КОНФЛИКТ ПОКОЛЕНИЙ.

Раздумьями о взаимоотношениях родителей и детей, а также о конфликте поколений полны произведения И.С. Тургенева. Писатель чутко угадал назревшие в обществе проблемы и противоречия, а споры «отцов» и «детей» актуальны и по сей день. В принципиальном столкновении Базарова и Павла Кирсанова мы видим противостояние прошедшего и настоящего. Так всегда происходило, когда в обществе назревали перемены. С течением времени всё изжившее себя уступает дорогу новому.

Сменяя друг друга, уходили всегда в небытие одни государства, на их обломках рождались другие. Таков объективный ход истории. Всё в мире течёт и изменяется. Эта мысль очень стара и восходит своими корнями к временам расцвета Древней Греции. Естественно, старое освобождает дорогу не сразу. К этой мысли подводят читателей и И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети». Писатель показал, что замена старого прогрессивным богата конфликтами. К тому же, построить новый мир, полностью и бесповоротно отвергнув ему предшествующий, невозможно. Выход – во взаимном уважении и любви «отцов» и «детей». Как этого добиться? Вечный вопрос!

Конфликт старого и нового обычно происходит на фоне социально-экономических преобразований. Поэтому мировоззренческие позиции людей старшего и нового поколения не совпадают. Эту проблему показал в своём романе И. С. Тургенев. Он противопоставил Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Первый из них не хотел лишаться своего сытого и легкомысленного стиля жизни крепостника. Евгений настойчиво придерживался философии практической пользы. В данной ситуации избежать конфликта было невозможно.

Изображению новых людей и их конфликт со старым обществом особое внимание уделяли писатели-классики. Например, И.А. Тургенев в р. «Отцы и дети» показал правдивую картину борьбы отжившего и реально существующего. В этой борьбе он отдал победу «новому» герою. Таким образом, идейная позиция человека наглядно проявляется в спорах, в совместном поиске истины.

Можно ли избежать конфликта поколений? Этот вопрос волновал И.С. Тургенева. Проблему взаимоотношений «Отцов и детей» писатель показал на примере жестокого спора Павла Кирсанова и Е. Базарова. Первый из них, ссылаясь на прошлое, пытался убедить собеседника в ошибочности нигилистических взглядов. Евгений спокойно и смело обобщал что русскому человеку ни аристократизм, ни устаревшие принципы «даром не нужны». Так, идейные позиции обеих сторон ярко проявились в спорах между старшим поколением и молодёжью. Конфликт неизбежен, так как мнения отцов и детей противоположны, между ними нет ничего общего.

ЧТО ТАКОЕ ЗЛО И ДОБРО?

Евгений Базаров пренебрежительно относится к «старичкам». Он отрицает их нравственные устои. Умирает герой от пустяковой царапины. Этот драматический финал показывает, что у людей, оторвавшихся от «почвы», от традиций своего народа, нет будущего. Ведь прогресс заключается не в отрицании старого, а в созидании нового. Об этом надо помнить, особенно сейчас.

Проблема самовоспитания

Базаров считал, что «каждый человек сам себя воспитать должен».

Проблема отцов и детей, современной молодежи

Базаров – представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирение и единство. Столкновение неизбежно.

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

Говорить об актуальности А.С.Пушкина можно не только применительно к конкретным его произведениям, но и к творчеству поэта в целом, рассматривая его в развитии.

Красота

Главной отличительной чертой пушкинских произведений можно назвать ориентацию на «законы красоты». Его язык удивительно гармоничен и остается таким даже в тех случаях, когда речь идет о каких-то уродливых и даже страшных проявлениях окружающего мира, например, пугачевский бунт в «Капитанской дочке», моральное падение Германна в «Пиковой даме».

Поэт не идеализирует реальность, он судит ее по эстетическим законам. Это его ответ на вопрос, который эстетика ставит уже несколько веков: как именно должно искусство воздействовать на человека. Этот вопрос актуален и сегодня: современное искусство все чаще срывается на попытки шокировать зрителя, слушателя, читателя путем демонстрации чего-то уродливого (вызывающее поведение артистов на сцене, непристойные выражения в литературных текстах и т.п.). Нередко это вызывает у публики бурю протеста, что не останавливает «новаторов». В таких творчество А.С.Пушкина становится примером искусства, которое могло пробудить и мысль, и чувство, не шокируя уродством.

Вечные темы

Произведения А.С.Пушкина проникнуты мыслями и чувствами, которые волновали и будут волновать человека всегда. Поэт воспевает влюбленность, дружбу, любовь к Родине – все это близко и понятно и современному человеку. Не случайно влюбленные юноши могут читать своим возлюбленным «Я помню чудное мгновенье…», а современные патриоты с удовольствием цитируют в социальных сетях «Клеветникам России».

Можно возразить, что за 200 лет эти понятия претерпели изменения, что даже современная любовь отличается от той, которая описывается в произведениях А.С.Пушкина. Действительно, телевидение, журналы, современная литература и другие «каналы информации» создают такое впечатление. Но достаточно поговорить с любой -подростком, чтобы убедиться: она хочет чувствовать себя не вещью, которую используют, а человеком, которого любят, хочет обрести любимого – а не «партнера», хочет красивых романтических отношений, и именно такую любовь воспевал А.С.Пушкин.

Взросление

Примечательно, что в ранний период творчества А.С.Пушкин писал только стихи, но позднее нередко отдавал предпочтение прозе. Прозу часто называют «суровой», противопоставляя . Переход к прозе знаменует собой отход от романтического настроя молодости, все-таки отмеченного некоторой идеализацией мира. Пушкинская проза, как и стихотворные произведения данного периода, более реалистична, чем ранние его стихи, но реалистичность эта не сопровождается разочарованием в идеалах.

Примечательно в этом отношении изображение любви в пушкинской прозе. Не всегда она бывает возвышенной, в ряде случаев диктуется попыткой вырваться из ненавистного быта (любовь Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме»). Не всегда юношеское чувство, во многом скопированное с «красивых» романов, может стать основой супружеского счастья. Много лет читатели пытаются понять, почему в финале повести «Дубровский» Марья Кирилловная не вышла из кареты: подчинилась судьбе или поняла, что в тех условиях, которые может предложить Дубровский, крепкой семьи не получится.

Но такое критическое отношение к любви не снижает ее ценности. Любовь взрослеет вместе с человеком. Это взросление сметает все ложное, искусственное – как сметает ветер наивные планы героев в повести «Метель». Истинная же любовь в процессе взросления обретает новое качество, как это происходит с героями «Капитанской дочки».

Такое «взросление чувств» в произведениях А.С.Пушкина помогает повзрослеть и читателю, если он молод, а зрелому или пожилому человеку позволяет оглянуться на прожитую жизнь. И то, и другое будет актуальным всегда.


Top