Калерия Кислова: «Мостик с людьми рухнул прямо на Брежнева. Сняли это только мы

КОРОТКО:

Именно про работу на телеканале Кисловой я нигде не нашел. Только всякие выжимки из интервью, хвалебные речи и интересные подробности из ее работы. Так, как Утилова любит попиздеть, я думаю, многие факты из жизни Кисловой рассказать ей будет норм. Я сократил, оставил все самое интересное.

Кислова Калерия Венедиктовна родилась 20 апреля 1926 года. В 1974 году по приглашению Главного редактора Гл. ред. информации Ю.А. Летунова перешла на работу в главную редакцию информации (программа "Время)

Режиссер демонстраций трудящихся и парадов на Красной площади, "Голубых огоньков", новогодних обращений Президентов СССР, главный режиссер - руководитель отдела режиссеров Дирекции информационных программ ОАО "ОРТ".

Михаил Горбачёв чувствовал себя уверенно перед телекамерой, только если под объективом сидела она.

А Леонид Брежнев с лёгкой руки Гейдара Алиева называл её «Мисс телевидение» и при встрече расплывался в улыбке.

Калерия Кислова для всех, кто связан с телевидением, - человек-легенда. Почти 30 лет главный режиссёр главной программы страны. Все парады и демонстрации, партсъезды и поездки первых лиц страна видела её глазами. Телеведущая Татьяна Миткова пришла на ТВ её помощником.

Она вела трансляцию похорон генерального секретаря, после которой по стране поползли слухи, что гроб будто бы с грохотом уронили в могилу.

Она снимала отречение Горбачёва от власти. А уже на следующий день записывала Ельцина. Она первая прочтёт на экране телесуфлёра знаменитые слова «Я ухожу». И первый российский президент в последний раз посмотрит на неё с абсолютным доверием.

Но главная работа её жизни – «Олимпиада-80». И знаменитые кадры XX века - улетающий мишка.

Ровно в 21 час для всех, кто делает программу «Время», её фирменная команда, словно гагаринское «Поехали!» - «Программа пошла!»

Строго по уставу обязанности главного режиссера:

1. Основной задачей главного режиссера является безусловное и качественное выполнение настоящей инструкции, а также требований директора, связанные с трудовыми функциями,

2. Организует и направляет творческо-производственный процесс создания телевизионных передач на высоком художественном уровне,

3. Определяет творческую концепцию деятельности; участвует в разработке перспективных и текущих тематических и производственно-финансовых планов отдела и телерадиокомпании, разрабатывает сметы проектов, промо, обеспечивает выполнение утвержденных планов,

4. Совершенствует формы обратной связи с телезрителями, с творческой общественностью,

5. Обобщает и внедряет в повседневную практику передовой отечественный и зарубежный опыт по созданию телевизионных передач, совершенствованию видов и форм вещания, организации производства, труда и управления творческими коллективами, выявляет резервы производства,

6. Руководит съемочными (творческими) группами, обеспечивает правильную трактовку создателями передач авторского замысла, контролирует комплекс работ, связанных с производством телевизионных программ, координирует работу художественно-производственного персонала,

7. Разрабатывает сценарные планы передач, а также промороликов, согласно заявке на производство промо,

8. Контролирует готовность съемочных (творческих) групп к записи и монтажу; участвует в приеме передач,

9. Контролирует использование технических средств, учет загрузки художественно-производственного персонала,

10. При необходимости непосредственно готовит ответственные передачи,

11. Вносит предложения о тарификации, приеме на работу, увольнении и поощрении отличившихся работников, а также наложении дисциплинарных взысканий на нарушителей трудовой и производственной дисциплины, ежемесячно составляет гонорарные ведомости.

Она на один день старше английской королевы. Девочка из сибирской деревни почти тридцать лет была главным режиссером программы "Время". Транслировала московскую Олимпиаду, похороны генсеков, все парады и демонстрации. И до сих пор ходит на работу.

Калерия Кислова: Я просто получаю удовольствие от жизни и ни о каких "секретах молодости" понятия не имею. Фото: А.Агеев, Н.Агеев / ТАСС

От обожаемого до жалкого - один шаг

Честно скажу, я не понимаю напыщенных фраз типа таких, что "по телевизору нечего смотреть". Такие слова больше характеризуют говорящего, а не телевизор. Нечего смотреть - не смотри. Никто же не заставляет. Одновременно вещают сотни каналов, идут тысячи программ, на любой цвет и вкус. Выбрать может каждый, кто хочет.

У меня в доме телевизор работает всегда, я не люблю тишину, поэтому врубаю телевизор. Ну вот идет программа про ведущую программы "Время" Катю Андрееву, как я ее могу не посмотреть? Я Катю знаю много лет, и мне она интересна. Знаю ее мужа Душана, он югослав, замечательный человек. Его все близкие по праву зовут Душкой.

Не мной замечено, что работа на телевидении часто сносит головы тем, кто там работает. Телевидение дает узнаваемость, симпатии аудитории, внимание, улыбки и комплименты.

Телевидение как цианистый калий. Люди отравляются им и до последнего вздоха хотят быть на экране

Человек из телевизора в силу вышеперечисленных моментов может быть приглашен в какие-то властные кабинеты, перед ним иногда открываются высокие двери. Но телевидение, как ничто другое, требует ума. От обожания до смешного и жалкого - один шаг. Бывает, что и полшага. Об этом надо всегда помнить.

Мне благодаря профессии довелось побывать в разных кабинетах, от генерального секретаря ЦК КПСС до президента России. Я всегда знала и понимала, что это временное явление…

Понимаете, телевидение бывает цианистым калием. Люди отравляются им и до последнего вздоха хотят быть на экране. Но телевидение, как никто другой, требует формы. В том числе и физической.

Скажу вам как на духу, я никогда не была на экране, я режиссер и поэтому всегда за кадром. Но я ушла из программы "Время" только потому, что мне стало неудобно в многочисленных анкетах писать год своего рождения.

Мне благодаря профессии довелось побывать в разных кабинетах, от генерального секретаря ЦК КПСС до президента России

Думаю, вот придут документы, люди скажут: "Ну ничего себе... тетенька…" Я ушла из главных режиссеров программы "Время", когда мне было под восемьдесят. Вовремя надо уходить, вовремя. И это первой сказала не я.

Тракторист, которого обожал весь мир

Мой Михаил Горбачев? Он был колхозный тракторист, которого потом признал и зауважал весь мир. Так иногда бывает.

Когда Михаил Сергеевич пришел к власти, он поменял всех: официанток, секретарей, охрану, фотографа, всех корреспондентов, которые были в пуле, заставили поменять. Не тронули только меня, но я была в полной уверенности, что случилась некая заминка, и ждала "отбой" со дня на день. По сей день не догадываюсь, почему меня оставили.

Кстати свою первую поездку в качестве генсека Горбачев совершил в Ленинград. Он никого из телевизионщиков с собой не взял. Никого! Можете сегодня представить, чтобы руководитель страны поехал с рабочей поездкой и без телевидения? А тогда так было…

Горбачев, как и Андропов, вначале своей работы на посту руководителя страны не понимал, что такое телевидение. Я помню, как убеждала Андропова, что телевидение - это хорошо. Он привык работать только с фотографом. Понимаете, руководить КГБ - это же закрытая специфика. Юрий Владимирович мне так и говорил: "Мы перекормили телезрителя…"

А потом Горбачев запросто мог позвонить мне на работу и сказать: "Калерия, здравствуй! Мне нужно с тобой посоветоваться, сможешь часам к восьми приехать ко мне, в Кремлевский кабинет?"

Я приезжала, он мог показать мне какую-нибудь телевизионную запись, узнать мое мнение. Иногда туда приезжала и Раиса Максимовна, один раз мы с ней просидели чуть не до полуночи, его ждали. Он был на переговорах с какой-то иностранной делегацией, а переговоры затянулись.

Имела ли Раиса Максимовна на него влияние? Нет, мне кажется там была настоящая любовь. Это была любовь больше, чем жизнь.

Поражало то, что семья для Михаила Сергеевича была святым понятием. Поверьте, я давно живу на свете и мужчин видела много. Он был предан Раисе Максимовне, в самом лучшем смысле этого слова. По-моему, у него никаких "левых" мыслей никогда не было. Мыслей, а не шагов…

Калерия Кислова: Михаил Горбачев мог запросто позвонить мне на работу и сказать: "Калерия, здравствуй! Мне нужно с тобой посоветоваться, сможешь часам к восьми приехать ко мне, в Кремлевский кабинет?" Фото: Владимир Мусаэльян / ТАСС

Я просто видела это по его глазам. Последняя наша поездка с ним была в Вашингтон. Это был май 1991 года. Раиса Максимовна улетела на вертолете с Барбарой Буш на какое-то мероприятие. Я зашла к нему перед съемкой, воротник поправить, припудрить, мы же гримеров с собой не брали. Все сами делали. Вижу, на нем лица нет, бледный как полотно.

"Понимаешь, Раиса должна была час назад прилететь, а ее все нет", - с дрожью в голосе говорит он. Я стала его успокаивать, говорить, что встреча затянулась. А он был сам не свой. Началось мероприятие с его участием, вижу на нем лица нет.

Вдруг вижу он просиял, говорю оператору: "Быстро бери крупный план". Смотрю, в дверях стоит Раиса Максимовна, он увидел ее и просто расцвел.

Еще запомнила, как хоронили Раису Горбачеву.

Меня ребята из его охраны хорошо знали и проводили к Михаилу Сергеевичу еще до того, как привезли гроб с телом покойной.

Подошла к нему, он мне все рассказывал, как боролись за ее жизнь, как она тяжело уходила. Он был такой несчастный, такой раздавленный, вы себе даже представить не можете.

В день ее похорон Михаил Сергеевич был просто сломлен. Казалось, под ним земли не было. Помню, он стоял у окна и смотрел на улицу чуть отодвинув штору. Потом неожиданно говорит мне: "Знаешь, она должна была умереть, чтобы ее люди полюбили. Посмотри, какая очередь!" И заплакал…

Слеза Ельцина

Есть какие-то моменты, которые остались в памяти навсегда. Один из них - это последнее новогоднее поздравление Бориса Николаевича Ельцина в качестве президента России. Ельцин в отличие от Горбачева всех без исключения называл на "вы". Помню, мы записали праздничное обращение. И Борис Николаевич мне говорит: "Калерия, вы тут все оставьте, я думаю, что вы ко мне еще приедете…" Я говорю: "Борис Николаевич, да все хорошо, нет никаких проблем, все нормально смонтируется, все хорошо записали.." Он многозначительно кашлянул и промолчал.

Еще меня поразил момент: обычно Ельцин после записи всегда со всей съемочной группой пил чай, мог и по бокалу шампанского. И со всеми всегда прощался, пожав руку. А тут этого не произошло.

А 30 декабря 1999 года, вечером, нам сообщили, что Борис Николаевич хочет завтра в 10 часов утра перезаписываться еще раз.

Я собрала опять всю группу, мы поехали в Кремль. Обычно он выходил сначала здороваться со всеми. Меня обнимет, чмокнет. А потом уйдет причесываться, попудриться. А тут он не выходит. Странно, думаю...

Без четверти десять Валентин Юмашев вынес текст для телесуфлера, и только тогда я увидела знаменитую фразу: "Я ухожу…"

Все стало понятно в одну секунду. Борис Николаевич вышел молчаливый и предельно собранный. Обращение записали со второго дубля. На первом дубле у него потекла слеза…

"Моя Олимпиада…"

Самые качественные годы моей жизни - это годы работы в программе "Время".

Потому что в этом периоде жизни совпало мое внутреннее "я" с тем, что я делаю.

Помню, как мне говорили: "Лера, как ты не боишься вести трансляцию Олимпиады-80". Это же колоссальная ответственность?!" А я получала от той работы, от той ответственности, если хотите, неземное удовольствие. Это был классный драйв управлять одиннадцатью передвижными телевизионными станциями, на которых работало более пятидесяти телевизионных камер. Я знала каждую камеру, куда она может достать и что она может показать.

Много было экспромта, "ловить" полные восторга, залитые слезами радости лица людей и выводить их в эфир. Это очень интересное дело.

Я единственная из телевизионщиков знала, что Мишка, символ московской Олимпиады, улетит в небо. Мне под строжайшим секретом об этом сказал режиссер-постановщик церемонии закрытия. Как государственную тайну. Вы понимаете, даже на генеральной репетиции церемонии закрытия Игр он не улетал. Иначе бы не было того сюрприза, мига той неожиданности, о котором мы с вами говорим спустя тридцать семь лет после Олимпиады.

Помню, как с недоумением мои коллеги на меня смотрели, когда я дала команду одну передвижную телестанцию поставить на Воробьевых горах. Операторы чуть матом не крыли, кричали: "Ну, что там снимать?.." А я уже видела этот исторический план, когда Москва на заднем плане, и на этом фоне Мишка улетает в небо.

Когда Мишка улетал, я тоже плакала за режиссерским пультом, мужики и те не могли сдержать слез.

Падение Брежнева и чай с Андроповым

Визит Леонида Ильича Брежнева в Ташкент. Мы со съемочной группой, естественно, тоже там. Звонит начальник "девятого" управления КГБ СССР и говорит, что срочно надо ехать на авиационный завод.

Мы подъехали первыми, Брежнев ехал за нами, метров через пятьсот.

Заходим в ангар, в котором стоит уже собранный самолет, над которым перекинут зыбкий мостик. Он не был рассчитан на большое количество людей, а тут на него забралось много народу. Всем хотелось посмотреть на Леонида Ильича.

Оператор снимает, я впереди локтями дорогу ему расчищаю. Идет Брежнев, рядом с ним Рашидов, первый секретарь Узбекского ЦК. Как только Брежнев зашел под мостик, тот провалился, и люди с большой высоты стали падать на него. Один человек упал прямо на генерального секретаря, Брежнев падает на пол. У него был перелом ключицы…

У нас у единственных все это оказалось снято. От первой до последней секунды.

Приезжаю на Узбекское телевидение, собираюсь перегонять эти кадры в Москву, вдруг звонок по "кремлевскому" телефону. Звонит заведующий отделом ЦК КПСС и строгим голосом говорит: "Калерия, не вздумайте эти кадры перегонять. Пленку привезете в Москву сами, вы за нее отвечаете головой..."

Стою в обнимку с этим рулоном пленки. Который размером был с подушку, и не знаю, что делать. Где его хранить до самолета? Подходит ко мне председатель Узбекской телерадиокомпании и говорит, давайте рулон у меня в сейфе положим. Сейф опечатаем. Так и сделали.

На следующий день приезжаю, а он мне в глаза не смотрит: "Калерия, пленку забрал председатель Узбекского КГБ, я не мог ему возразить…" Мне казалось, что после этих слов я умру прямо возле этого сейфа. Плохо помню, как садилась в самолет, мне тогда казалось, что если бы самолет упал и разбился, мне было бы лучше, чем без этой пленки приезжать в Москву.

Из аэропорта сразу поехала в Останкино, время было полуночное, приезжаю, там сидит мой главный редактор и говорит: "Лера, Лапин все время звонит, тебя ищет…"

Набираю по "вертушке" председателя Гостелерадио СССР Сергея Георгиевича Лапина. Он не дал мне и поздороваться, сразу спрашивает: "Вы пленку привезли?" "Сергей Георгиевич, у меня ее украли", - сдавленно ответила я. Он просто бросил трубку...

На второй день, когда пришла на работу, сразу вспомнила 1937 год. Выхожу из лифта, а все меня стороной обходят, никто не здоровается. Кто-то делает вид, что чешет ногу и меня не видит, другой судорожно шнурки завязывает, кто-то с кем-то начинает активно разговаривать при моем появлении.

На летучке все делают вид, что меня нет в кабинете. Вдруг секретарь меня вызывает и с полными глазами ужаса говорит: "По вашу душу приехали два генерала…"

Захожу в кабинет, они, увидев меня, встали. Думаю, сейчас генералы не встают, когда входит женщина. Со мной побеседовать приехали очень высокие "птицы" - Цинев,первый заместитель председателя КГБ СССР, и начальник девятого управления Сторожев.

Они поговорили со мной очень вежливо, я бы даже сказала сочувствующе. Раскланялись и уехали. Прошло дней десять, меня все игнорируют, сижу в кабинете как в вакууме.

В один из дней вызывают в приемную председателя Гостелерадио и по "вертушке" соединяют с Лубянкой. "Товарищ Кислова? - строго спрашивают на том конце телефонного провода. - Там за вами машина пошла, подъедете к нам". Спрашиваю номер машины. А мне в ответ говорят: "Вас узнают…"

В черной "Волге" молодой и очень вежливый лейтенант, мчим на Лубянку в КГБ СССР, меня передают не менее вежливому майору.

Никто не спрашивал документы, не выписывал пропуска. Приемная Юрия Владимировича Андропова, он тогда возглавлял КГБ.

Андропов очень хорошо со мной разговаривал. Сразу назвал меня по имени-отчеству…

Мы с ним попили чай. Удивительно, но я была спокойна. Видимо, страх и волнение уже перегорели. Ну не преступница же я в конце концов!

Это фантастика, но на второй день уже все стали мило улыбаться: "Лерочка, здравствуй". Стоп-кадр закончился…

Случись это сегодня, уверена, что было бы то же самое. Люди не меняются…

"Хозяин умер…"

В советское время не было сотовых телефонов, поэтому я, когда шла куда-то в гости, театр, на свидание, обязательно звонила в приемную председателя Гостелерадио СССР и оставляла информацию, где я буду, говорила, по какому номеру телефона до меня можно дозвониться.

Помню, были с мужем на дне рождения у друзей, вдруг телефонный звонок, меня приглашают к трубке. Вежливый голос говорит, что через полчаса за мной подъедет машина. Ничего не объясняет, и я ничего не спрашиваю. Едем в Колонный зал. Подъезжаем, в холле пустынно, охранник мой паспорт сверяет со списком и говорит: "Проходите". Поднимаюсь на второй этаж, ни души, жду…

Ждать меня научила профессия. Потом прошла в зал и застыла от удивления. Все кресла вынесены, зал непривычно пустой, а люстры горят.

Часа в два ночи слышу шаги, по лестнице поднимаются ребята, все знакомые лица. Увидели меня и спрашивают: "Лера, а ты где будешь ставить аппаратуру?" - "Ребята, а что случилось?.." "Хозяин умер", - ответил один из них. Все заплакали. И я поняла, что умер Брежнев.

Все эти разговоры, что гроб с Брежневым уронили, когда опускали в могилу, - полная ерунда. Если бы даже уронили, об этом бы никто не узнал. В то время там не было ни одного микрофона.

Галя, дочь Брежнева, уже была не совсем адекватна, и КГБ строжайше запретило все микрофоны. Она могла что-нибудь несуразное сказать. А весь мир следил за похоронами не дыша.

Поэтому у всех операторов отобрали микрофоны. В тот момент, когда гроб с генсеком опускали в могилу, ударил салют, звук получился гулким. Страна ахнула и сказала: "Уронили".

… Больше всего на похоронах плакал его зять Юрий Чурбанов. Чурбанов был последний, кто с ним прощался в Колонном зале. Все уже пошли одеваться, а Чурбанов все стоял у гроба. Он прощался с ним, как со своей жизнью. Думаю, прекрасно понимал, что его ждут непростые времена.

"Диеты? Боже сохрани!"

В чем секрет моей физической формы? Не знаю. Может генетика, может всему виной моя сибирская деревня…

Я просто получаю удовольствие от жизни и ни о каких "секретах молодости" понятия не имею.

Меня моя ближайшая подруга часто об этом пытает. Я ей говорю: "Тань, я никогда не была ни у какой косметички, ни у какого косметолога, ни у какого визажиста. Никаких операций, подтяжек не делала. Потому что боюсь этого. Когда смотрю на всех перелицованных, всегда думаю: "Господи, как изуродовали человека!"

Диеты? Боже сохрани! Я ем все, люблю получать удовольствие от жизни. И от еды в том числе…

Я могу не есть целый день, но легко поем ночью. С работы я приезжаю поздно вечером, всегда плотно ем. Иначе не засну.

Могу рюмку выпить, и не одну… У меня была подруга, гениальная певица Алла Баянова, мы с ней могли просидеть за столом под душевные разговоры до шести часов утра. Начать с коньяка и закончить шампанским.

Если продолжать разговор о слабостях, то скажу как на духу: я в жизни не выкурила ни одной сигареты и не произнесла не единого матерного слова…

У меня никогда не было такой потребности, хотя ситуации бывали очень даже непростые. Всегда хватало и хватает других слов в лексиконе. Слов понятных, точных, но не матерных…

Почему я до сих пор работаю? Скажу честно, сегодня работа больше нужна мне, чем я работе. Она меня дисциплинирует.

Когда я сижу дома, то сразу начинаю плохо себя чувствовать.

По своим внутренним ощущениям я счастливый человек. Я не была обделена ни работой, ни любовью. Я делала все, что хотела. Нашла себя на телевидении. В театре мне было скучно. Может, меня в театре не раскрыли, а может, мне таланта не хватило… Хотя много училась актерскому мастерству, ГИТИС окончила с отличием. Но не сложилось. А вот телевидение стало моей судьбой.

Пришла туда на время, а осталась на всю жизнь.

"Огонек" и Ляля Черная

В 1940 году на обложке журнала "Огонек" я впервые в жизни увидела виноград. Там была фотография с Кремлевской елки, Дед Мороз протягивал девочке кисть винограда, а над головами светились сказочной красоты люстры. Я как это увидела, потеряла сон и покой. Всем говорила: вырасту и обязательно буду жить в Москве.

Надо мной все смеялись, ну где Москва и где наша сибирская хата?

В это трудно поверить, но в июле 1941 года, через месяц после начала войны, в Новосибирск на гастроли приехал театр "Ромэн". Шла страшная война, а музы не молчали.

Я, когда узнала об этом, умолила родителей меня отпустить в Новосибирск, на спектакли. Там играла Ляля Черная, она тогда была в зените славы, и я просто умирала от ее игры.

До ближайшей станции ехала на телеге, в которую была запряжена пара быков. Грязь была такая, что лошади пройти не могли.

Помню, что у меня из рук выпал узелок, в котором было платье и парусиновые туфли, в которых я собиралась в театр. Но я не посмела вознице сказать об этом. Приехала в Новосибирск в единственном платье.

Билеты в театр купила на все деньги, что у меня были. Ходила каждый день, сидела завороженная и не дышала. Через несколько дней Ляля заметила девочку в красном платье, которая смотрела все спектакли не шелохнувшись.

Пригласила меня к себе в гримерку. А когда я сказала несколько слов по-цыгански, она меня обняла и заплакала. Только благодаря ей я поступила потом в театральный и с отличием его закончила. И если бы жизнь отмотать, как пленку на старой камере, то я так же бы села на повозку с быками и поехала бы снова этой же самой дорогой. За мечтой.

Из биографии

Калерия Кислова, родилась в селе Каргат, Новосибирской области.

Профессиональная актриса.

С января 1961 года и по сегодняшний день работает на телевидении.

29 лет была главным режиссером программы "Время". Лауреат Госпремии СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.

Легенда советского телевидения, бессменный режиссер программы «Время» ЦТ Калерия Кислова успела поработать за свою долгую профессиональную жизнь с первыми лицами СССР и России Леонидом Брежневым, Юрием Андроповым, Михаилом Горбачевым, Борисом Ельциным и Гейдаром Алиевым. Но именно Гейдар Алиевич стал для Калерии Венедиктовны особенным начальником, а в последствии и добрым другом. "Моих воспоминаний об экс-президенте Азербайджана хватило бы на целую книгу", - призналась Калерия Кислова корреспонденту «Москва-Баку» .

Первое знакомство

Впервые я оказалась в Баку в 1987 году. Тогда Леонид Ильич Брежнев приехал в столицу Азербайджана с официальным визитом, а я работала в составе телевизионной группы Брежнева. У меня сложилось впечатление, что Леонида Ильича встречал весь город Баку и как положено очень гостеприимно. В первый же день я познакомилась с Гейдаром Алиевичем. Он сразу расположил к себе всю нашу делегацию. Никогда не забуду его приветливость и простоту. Хотя уже тогда он занимал высокий пост и был Первым секретарем Компартии Азербайджанской ССР. Я знала всех руководителей союзных республик, но Гейдар Алиевич был особенным. Во-первых, он прекрасно знал свое дело, настоящий профессионал, дипломат, а во-вторых, с ним по-человечески было легко и интересно работать. Казалось бы, человек необыкновенный и статусный, а вел себя очень просто. Позже мы с ним по работе объездили весь СССР и полмира: были на юге, западе и востоке, и я ни разу не видела, чтобы он на кого-то смотрел свысока.

Он всегда знал, кому нужна помощь

С первых минут знакомства Гейдар Алиев называл меня Калерией, а я его, конечно, Гейдар Алиевич. Он прекрасно владел русским языком, но иногда мог вот так, запросто, позвонить на работу в «Останкино», или домой и консультироваться со мной, как лучше построить то, или иное предложение. Он меня уважал и ценил за то, что я всегда пыталась ответить на его просьбу. Иногда даже приходилось приезжать в его Кремлевский кабинет, где мы подолгу обсуждали вопросы, много общались. Еще одно качество, за которое Гейдара Алиевича ценили все его сотрудники - это желание помочь. Он всегда приходил на помощь, никогда не спрашивал напрямую, но всегда знал, кому нужна помощь и какая. Было и такое в моей жизни, что он спас меня, когда я очень сильно болела. За такую заботу безмерно благодарю его до сих пор!



Зарифа Алиева – милосердная и отзывчивая

Так сложилось, что с супругой Гейдара Алиевича мы познакомились не сразу, а спустя какое-то время и не в Баку, а в Алма-ате. Когда я приезжала в Баку в первый раз, у Зарифы Азизовны были дела и много работы. Она почти никогда не появлялась вместе с мужем. Только украдкой мне удалось увидеть ее на приеме в честь отъезда Брежнева из Баку в 1978 году, но тогда я постеснялась подойти и познакомиться. В Алма-ате мы встретились случайно, но как оказалось, Зарифа Азизовна уже знала меня по имени, тепло обняла и даже сделала комплимент. Она сказала, что ей понравилось платье, в котором я тогда была на приеме. Позже Зарифа Азизовна всегда при встрече называла меня Калерия ханум. Первая леди никогда не ограничивалась формальным светским общением, она всегда была внимательна и добра, а также щедра. Никогда не отпускала из Баку без подарков и почти всегда лично провожала в аэропорту. В последний раз с Зарифой ханум мы виделись ровно за месяц до ее ухода из жизни. Я не знала, что она уже тяжело болеет и, что это наша последняя встреча. На ее похоронах все как могли поддерживали Гейдара Алиевича. У меня даже сохранились фотографии об этом грустном дне, и до сих пор стоят на полке. Вместе с Зарифой Азизовной ушла и часть Гейдара Алиевича, на нем лица не было. Но ему помогла семья – совсем молодые Ильхам и Мехрибан. Они стали для него опорой.

Посмотрите на Баку с верхней точки...

В первый раз я приехала в Баку в 1978 году, а крайняя поездка состоялась летом 2014, отдыхала на берегу моря почти месяц. Наверное, я люблю Баку за то, что он мне многое дал, так сложились звезды. Здесь я много работала, и отдыхала, сначала вместе с сыном, потом с внуком. Я знакома с разным Баку, но он всегда был хорошим и меня радовал. Когда приезжала во времена СССР и ехала из аэропорта, то видела только засохшую пустыню и «качалки» нефти. Но и этот пейзаж я очень любила. Теперь же этот город как оазис в пустыне: с прекрасными дорогами, инфраструктурой и небоскребами. Мне Баку нравился всегда. Могу сказать, что это один из самых прекрасных городов на земле, а я объездила полмира и поэтому могу судить. Могу посоветовать тем, кто только собирается туда поехать: обязательно посмотрите на Баку с верхней точки в светлое и темное время суток. Я уверенна, что это воспоминание останется с вами на всю жизнь.

Навечно в памяти людей

Уже 13 лет прошло с тех пор, как Гейдара Алиевича нет на этом свете. Но в моей памяти и в памяти людей он останется навсегда. Особенно хорошо его негласное присутствие ощущается в Баку. Когда я туда приезжаю, иду к нему на могилу поклониться и долго разговариваю…Нас связывала работа и дружба, очень большой отрезок времени, который невозможно забыть. Во многих интервью рассказываю о его характере, о том каким он был человеком и так далее. Возможно, воспоминаний хватит на целую книгу, и ее издадут мои дети. Тайн в нашей дружбе не было и мне хочется рассказать еще больше о нем, о его прекрасной семье и стране, которую он безмерно любил.


СПРАВКА: Калерия Венедиктовна Кислова родилась 20 апреля 1926 года в поселке Каргат Новосибирской области. Закончила школу-студию при театре "Красный факел" в Новосибирске и ГИТИС в Москве. Работала в театрах Новосибирска и Алма-Аты. С января 1961 г. - ассистент режиссера в Новосибирской студии телевидения. В этом же году перешла на работу в Молодежную редакцию ЦТ в Москве. Работала над созданием цикла передач "Наш современник", тележурнала "Молодость", телепередачи "А ну-ка,девушки!" и других. Много работала на передвижных телевизионных станциях (ПТС) во время трансляции парадов и демонстраций на Красной площади, фестивалей молодежи и студентов Болгарии и Финляндии, соревнований Олимпиады-80, телемостов, Ленинградского Всемирного форума молодежи. В 1974 году по приглашению Главного редактора перешла на работу в главную редакцию информации (программа "Время"). Режиссер, а потом главный режиссер руководила трансляцией всех самых ярких событий в жизни нашей страны. Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель искусств РФ, награждена Орденом "Знак почета", медалью к ордену "За заслуги перед Отечеством" II степени, Благодарностью Президета РФ. Лауреат премии Телегранд-2011 г. С 2004 года работает в редакции программы «Время», но на другой должности. Говорит, что просто уйти на пенсию не может, а ее роман с телевидением не закончится никогда.

Интервью с легендарным режиссером советского и российского телевидения, Заслуженным деятелем искусств, лауреатом Госпремии СССР Калерией Кисловой

- Калерия Венедиктовна, Вы окончили ГИТИС. Не жалеете, что не сделали карьеру актрисы?

В моей жизни вообще происходило много таких событий, когда что-то решишь временно, а это остается на всю жизнь. Именно так и произошло с театром. Я работала в театре, а мой муж работал в Австрии, потом в Германии. Я никак не соглашалась ехать с ним, потому что не могла бросить театр. Но потом все же надо было поехать, и я поехала. Без работы я там не могла жить, как бы там не было хорошо. Там я прожила почти 1,5 года, и когда мне стало просто невмоготу, и у мужа там закончилась командировка, мы поехали в Москву. Позже я вернулась к себе в Новосибирск. Наверное, от того, что оторвалась от театра за эти 1,5 года, то смотрела на него уже другими глазами. Когда я увидела, как они там друг на друга наговаривают, сплетничают и т д… Это неискреннее общение бросилось в глаза мне, когда я взглянула на все это со стороны. Я играла много. У меня хорошая память, и я запоминала роль с первого раза. Когда нужно было заменить актрису, даже в другом театре, то это приходилось делать мне. В Новосибирске я работала в театре «Красный факел», это некий сибирский МХАТ. Так как после моего возвращения посреди сезона на работу меня в штат взять не могли, то предложили работать на условиях разовой оплаты и обещали взять в штат с начала сезона. Пообещав подумать, я вышла из театра. Шла по городу и встретила своего знакомого, который раньше работал в нашем театре режиссером. Его назначили главным режиссером на местном телевидении. Он предложил мне поработать у них. Вечером мы встретились и все обсудили. А на следующий день я поехала посмотреть телестудию.

- Что Вас привлекло в работе на телевидении?

Меня повели в аппаратную и тогда я увидела что-то космическое: множество кнопок и мониторов. Это была любовь с первого взгляда. Эту любовь я пронесла через всю жизнь. Меня взяли и обещали научить всему. Меня настолько все это захватило, заворожило. Дома я на большом ватмане нарисовала кнопки, пульт, микшеры, и, представляла себе, как я переключаю и руковожу процессом. Проработала я там всего год, но меня там помнят многие. Зимой следующего года, я полетела в командировку в Москву на день города, где мы должны были вещать весь день. Мы привезли с собой спектакли, общественно-политическую программу, причем все живьем. Артисты приехали с нами, оформление и другие программы тоже. Съемочную группу представляла я одна.

Больше всего я люблю прямой живой эфир, причем работать без ассистентов, все делаю сама. Когда я сажусь за пульт я уже никого не вижу и не слышу. Я весь день без перерыва работала за пультом, начиная с 14 часов дня до часу ночи, бегала из аппаратной в аппаратную. Нас курировала молодежная редакция ЦТ, и ее главный редактор Валентина Федотова смотрела на все это как на цирк какой-то, смотрела на меня как зачарованная. Она была удивлена тем, что всем этим процессом управляет один человек. И она решила меня пригласить работать к себе. Она предложила мне в свой отпуск поработать у них, и я с удовольствием согласилась. Я 1,5 года проработала там бесплатно, потому что у меня не было московской прописки. Начинала я в Москве с молодежных программ, причем делала все, от чего отказывались другие - когда «горела» программа, меленький срок, не готово оформление и т.д. Я бралась за все. Были у меня массовые передачи, даже помогала готовить КВН. У них был «Выездной конкурс», и тогда меня судьба свела с командой Азербайджана. Согласно их задумке, в ресторане «Баку» в Москве, артисты «Кабачка - 13 стульев» одевались в национальные костюмы и под фонограмму азербайджанских певцов они танцевали и пели. Аросева меня очень удивила - она входила и так артикулировала своим речевым аппаратом, что было ощущение того, что поет действительно она. Это была моя первая встреча с Азербайджаном.. Потом я стала работать в программе «Время», ее редактор Юрий Летунов - очень интересный человек. Он очень долго уговаривал меня перейти к ним. А мне было интересно в «молодежке». А тут неизвестный коллектив. И вот после долгих уговоров он замолчал. Где-нибудь увидит меня, поговорит, спросит обо всем, но больше не затрагивает тему перехода в программу «Время». Тут уже во мне взыграло видимо, что-то женское: «Значит, я не нужна?».

Однажды я отсутствовала на работе весь день, мне надо было перевести ребенка из одного детского сада в другой. Прихожу на работу, и мне сказали, что Летунов срочно меня ищет. Я ему позвонила, он вызвал меня к себе. Я пришла, и он уже меня не отпустил. Вот так я перешла в программу «Время». И я ни разу не пожалела, что ушла из «молодежки» в информацию, так же как и не жалела о том, что ушла из театра. Поначалу я считала, что это неинтересно, но оказалось наоборот. Я снимала все официальные визиты в Москву, съезды, военные парады, снимала Олимпиаду в Москве в 1980 году. Я знала каждую из 46 установленных камер. Я работала больше года на репетициях, знала наизусть все. Очень были удивлены иностранцы, которые брали у нас всю картинку. Сейчас возросли технические возможности, в 1980 году этого не было, нам не разрешили вертолет, потому что присутствовало все руководство Советского Союза.

Через какое-то время я получила Госпремию, довольно быстро стала главным режиссером редакции информации. Кроме того, я постоянно стала работать с Леонидом Брежневым.

- Под Вашим руководством велись трансляции серьезных мероприятий. Случались ли казусы?

Казусов не было. Наверное, потому что не было таких серьезных ошибок. И поэтому я так долго продержалась на своем месте. Менялись главные редакторы, председатели, даже руководители государства, поменялась сама страна, притом, что каждый новый генсек, приходя на место, менял всех, начиная с охраны. Так было принято. Но меня это не коснулось. Я записывала отречение Михаила Горбачева, работала с Борисом Ельциным, успела поработать с Владимиром Путиным.

- Что было для Вас сложным при работе с первыми лицами государства?

Осложнений особых при работе с первыми лицами страны не было. Были, конечно, но незначительные. Отношения со всеми были очень хорошие. Несмотря на то, что в жизни я человек застенчивый, но в работе я смелая, и не терялась ни перед кем. Например, у Андропова я спросила, почему он не любит видеосъемку, а предпочитает фотографию. Он отвечал, что общество перекормили съемками с Брежневым. Конечно, с кем-то было труднее, с кем-то легче работать.

- По долгу службы Вам не раз приходилось бывать в Азербайджане. Чем для Вас является Азербайджан?

Впервые в Баку я приехала 3 сентября 1978 года. На тот момент я взяла отпуск. Меня часто дергали во время отдыха. Когда нужно было срочно ехать куда-то с Брежневым, я быстро собиралась и уезжала. Уходя с работы, я обязана была оставить свои координаты, телефон и т.д. Я решила взять отпуск в сентябре, чтоб отвести сына в первый класс. 1 сентября я была на празднике сына, а вечером мне позвонили и сказали, что я должна слетать с Брежневым на три дня в Азербайджан.

И вот, 3 сентября утром мы прилетели в Баку. Нас встретил Эльшад Гулиев, тогда он был зампредом АЗТВ, он привез нас в гостиницу «Интурист». Я поехала посмотреть Дворец Гейдара Алиева, который тогда носил имя В.Ленина. Поехали во Дворец Ленина, где я увидела, что камеры стоят не так, как мне нужно, и я их переставила. Потом мы поехали к председателю КГБ В.С. Красильникову, его заместителем был З,М. Юсифзаде. Я попросила соответствующий пропуск, автомобиль и человека из их конторы, который будет мне помогать. Они выполнили все мои просьбы. До сих пор мы с З.Юсифзаде поддерживаем связь, дружим много лет. После этого я вернулась в гостиницу и вечером мы с группой пошли в ресторан. Там ко мне подходит человек и говорит, что меня просят к телефону. Э.Гулиев мне по телефону говорит, что нужно быть внизу, чтобы съездить кое-куда. В намеченное время мы встретились с ним и поехали во Дворец Ленина. Там было много народу - Гейдар Алиев встречался со всей прессой, которые будут освещать мероприятие. Я там была единственная женщина, да еще и в белом пиджаке. Ровно в полночь вошло все руководство республики и города во главе с Гейдаром Алиевичем.

-И именно там Вы лично познакомились с Гейдаром Алиевым.

Да. Г.Алиев подошел ко мне и говорит: «Калерия, давайте будем знакомиться». И тут же задал мне вопрос: «Зачем вы переставили камеры?». Честно говоря, я была просто ошарашена. Ни один человек такого положения мне никогда не задавал подобных вопросов. Я объяснила, что это связано с тем, что будет выступать Л.Брежнев, а из-за некоторых особенностей его лица мы его анфас не снимаем. Он согласился. И потом он попросил мне показать, что снимает каждая камера. Мы вместе просмотрели. Потом он спросил, успела ли я увидеть город, и сказал, что обязательно должна это сделать, так как город очень красивый. Он вообще всегда с такой любовью говорил об Азербайджане и Баку. Всегда говорил с таким настроем, когда слова даже не нужны, а все понятно по его выражению лица, эмоциям.

Г.Алиев объездил с нами маршруту всей программы пребывания Брежнева в Баку и внимательно отслеживал то, как мы расставляем камеры. Это меня поразило в нем. Г.Алиев договорился с нашим руководством о том, что наша группа остается в Баку до приезда Брежнева. За время пребывания в Баку я делала сюжеты о бакинских заводах, нефтяниках, сельском хозяйстве, совершила ознакомительные поездки в регионы Азербайджана.

Вообще тот отпуск был самый интересный в моей жизни. Мне создали отличные условия, были внимательны к нам. Это было удивительно. Вообще Баку я считаю своей второй родиной, потому что отсчет от сентября 1978 года в моей трудовой деятельности совершенно изменил мою жизнь.

Допуск к таким людям, как Г.Алиев, у меня начался именно после визита в Баку. Г.Алиев знал на местном телевидении всех лично, он знал всех журналистов Азербайджана. Он просто не мог иначе.

С Брежневым лично я не встречалась, просто делала свою работу и уходила. Меня с ним познакомил Г.Алиев. Во время нашего пребывания в Баку во время торжественного ужина Г.Алиев представил меня Брежневу, назвав меня «Мисс телевидение», и Леонид Ильич тогда решил, что я возглавляю азербайджанское телевидение. И когда Брежнев потом понял, что я из Москвы, и что «та самая Кислова» - это я, он очень удивился. Он сказал, что не такой меня представлял.

Кстати, Вам довелось лично знать не только Гейдара Алиевича, но и его супругу. Расскажите, пожалуйста, об этом знакомстве.

С Зарифой Алиевой я познакомилась в Казахстане на загородной даче члена Политбюро, первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамеда Кунаева. Она очень ласково и тепло восприняла меня, с первой нашей встречи она расположила меня к себе. Это было первое знакомство, которое сохранилось на всю жизнь. Мы вообще много раз с ней встречались, и она была для меня образцом умной, тонкой и мудрой женщины. За месяц до ее ухода из жизни в Большом театре был вечер, посвященный женскому дню, Гейдар Алиевич выступал с большим докладом. А все его выступления, где бы они не были, показывала только я. Я пришла в зал и следила за обстановкой. Ко мне подошел человек и попросил, чтоб я подошла к Зарифе Азизовне. Мы остались с ней вдвоем, и это была наша последняя встреча. До сих пор с огромным сожалением воспринимаю ее безвременный уход, который лишил всех нас общения с таким чутким и приятным человеком. Эта некая мягкость, женственность, скромность, приветливость, исходившая от нее, привлекала окружающих в ней. Я снимала весь процесс ее похорон.

Неподдельная скорбь на лицах людей, пришедших проститься ней, не была постановочной съемкой, все были крайне опечалены.

В период с 1985 года Раиса Горбачева устраивала так называемые девичники в доме приемов на Ленинских горах, где собиралась жены членов Политбюро и членов КПСС. Безграничное обаяние, ласка, доброта, общительность, присущее З.Алиевой, само собой привлекало всех присутствующих вокруг людей. И ей всегда было крайне неловко на этих мероприятиях, потому что все присутствующие собирались вокруг нее и общались с ней, несмотря на то, что хозяйкой этих вечеров была Раиса Горбачева. К З.Алиевой тянуло всех.

Вообще, у меня было много встреч с разными людьми. Но с Гейдаром Алиевым у нас завязались не просто деловые, а чисто человеческие отношения. Он приглашал меня в Азербайджан на отдых. И, начиная, с 1982 года, все отпуска я проводила в Загульбе, на даче №2. Я приезжала сюда с сыном, так что мой сын рос здесь. И когда он приезжал в Москву из Баку, у него даже появлялся акцент, он приходил в школу, это замечали окружающие.

Зимой 1982 года Г.Алиева на одной из встреч с ведущими архитекторами попросили рассказать об Азербайджане. И он поднялся на трибуну, выступил без подготовленной заранее речи. Это была такая «бомба» для наших, потому что никто не видел, чтобы руководитель республики без бумажки выступал в течение часа с лишним. Он рассказывал о своей республике в цифрах, охватив все сферы. Я все это снимала.

В 1982 году умер Л.Брежнев, все приехали на похороны. А после похорон Г.Алиев был избран членом Политбюро и первым заместителем председателя Совета министров СССР. Я во всех его поездках сопровождала его.

В этой связи хотела отметить, что Г.Алиев был одним из тех, кто первым внедрил в практику активную работу с журналистами - на всех мероприятиях, проводимых с его участием, журналисты имели прямой доступ к нему и освещали все его незапланированные выходы к народу. В период перестройки и демократии первенство в применении этой практики приписывали Горбачеву и Ельцину, якобы они организовывали незапланированные посещения поликлиник, магазинов, проезд в общественном транспорте. Но во время таких «незапланированных» посещений рядом каким-то чудом оказывались работники телевидения. Выходит, будто в каждой поликлинике или магазине заранее стояла камера. Как профессионал, могу заявить, что это невозможно. Так что все это смахивало на популизм, как со стороны Горбачева, так и со стороны Ельцина. В конце 70-х годов практика незапланированного выхода к народу осуществилась в Азербайджане Г.Алиевым.

Впоследствии, после 1982 года в СССР, в них я постоянно принимала участие. Сохранились даже кадры хроники, где охрана с большим трудом сажает Гейдара Алиевича в машину. Он с особой заботой и вниманием относился к журналистам. Однажды мне пришлось его поправить. Хотя он прекрасно владел русским языком в отличие от многих русских. Но иногда бывало так, что он неправильно ставил ударение. Так, он, читая текст на записи, сказал «досуг» с ударением на первом слоге. Я его исправила. И он даже поблагодарил меня за то, что я его исправила. А у него был большой раздел в речи, касающийся молодежи, и это слово встречалось не раз. И когда он выступал, он все сказал абсолютно правильно и ни разу не ошибся.

Однажды у меня произошла такая история: сыну было 14 лет и у него случился приступ аппендицита, его увезли институт Склифосовского, где ему положили лед на живот, и когда к вечеру боль утихла, ему сказали, что он симулирует, и отпустили домой. А на второй день, когда у меня были съемки очередного мероприятия в Кремле, у него лопнул аппендикс. Он находился без сознания, его друзья вызвали скорую помощь и его увезли в больницу. Когда я приехала в больницу, сын уже лежал на операционном столе, операция длилась 5 часов. Врач мне сказал, что с таким диагнозом не живут, но в силу молодого организма все может кончиться хорошо. Затем сказали, что сын должен находиться в реанимации несколько дней, и когда он придет в себя тоже неизвестно.

Вечером мы говорили с Сашей Ивановым, начальником личной охраны Гейдара Алиева (9-ое Управление КГБ СССР) по работе, и в разговоре я ему рассказала о своей беде. На следующий день об этом уже знал Гейдар Алиевич. Если человек из его близкого окружения мог вот так запросто обсудить с ним личные вопросы, значит, это было заведено самим Г.Алиевым. Он поручил, чтобы ему в приемную докладывали о состоянии здоровья моего сына несколько раз в день. Я до сих пор удивляюсь, как они нашли сына. Ведь я никому не говорила, в какой больнице он лежит, к тому же у нас с ним разные фамилии. Проходит год-два, заболеваю я. Лежу с температурой 40 несколько дней подряд, температура не падает. Меня лечили врачи из поликлиники. Разговаривая со мной по телефону по служебным вопросам, Г.Алиев и спросил, почему у меня такой голос. Узнав о моем состояли, он прислал ко мне Льва Кумачева, личного врача Г.Алиева. Кумачев вылечил меня за три дня. А у меня впереди Всемирный молодежный фестиваль. Когда я вышла на работу, все обрадовались, потому что беспокоились о том, как быть с мероприятием в мое отсутствие.

Еще случай, характеризующий Гейдара Алиевича. Однажды мне позвонили из Управления делами Совета министров СССР, и сказали, что мне выделена квартира. А квартира, в который я жила, была очень неудобная, располагалась на шумной и пыльной улице. А новая квартира располагалась возле Останкино, что было удобно для меня. Потом Кумачев мне по секрету рассказал о том, что когда он вернулся от меня, Алиев у него спросил насколько все серьезно. Именно Кумачев рассказал Гейдару Алиевичу, в каких условиях в живу.

Так что я просто боготворила человека, который дал ускорение моей работе, спас моего ребенка, помог мне, когда я болела. Никогда и никто из всех представителей руководства, с которыми я работала, не сделал для меня так много, сколько сделал Г.Алиев. Это был необыкновенный человек, государственный деятель. Когда к власти пришел Горбачев, было видно, что это недальновидный политик. Чувство зависти к Алиеву руководило Горбачевым. Даже было впечатление, что он побаивался Г.Алиева. Горбачев понимал, что Алиев значительно сильнее него.

Моя работа дала мне большие возможности встреч с разными людьми, но я ни с кем не могу сравнить Г.Алиева ни по деловым, ни по человеческим качествам. Мы всегда помним 10 мая и 12 декабря. Не думаю, что можем сказать такое же про других членов Политбюро. Мне очень приятно, что когда проводятся какие-то мероприятия в Фонде Г.Алиева, дни памяти, как 90-летие Г.Алиева, нас, соратников Г.Алиева приглашают. Такой заряд изначально нам дал он. И сегодня я искренне благодарна президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву за предоставленную возможность отдохнуть в Азербайджане и возложить цветы к могиле незабвенных Зарифы и Гейдара Алиевых.

Честно говоря, если бы не прочитала Вашу биографию, я бы никогда не дала Вам Ваших лет. В чем секрет Вашей молодости и неиссякаемой энергии?

Наверное, все дело в том, что я сибирячка. Я выросла в тайге, в деревне. Я в 2008 году ездила туда и даже нашла домик, где прошло мое детство.

Закалка оттуда. Я могу работать много и не уставать. Я могу работать, отбросив все отрицательные эмоции, которые иногда возникают дома или в жизни. Когда я сажусь за пульт, я отключаюсь. У меня нет зависти и злопамятности, и не занимаюсь самоедством. Враги у меня были и есть, даже не то что враги, а просто завистники. Были и такие, которые думали, что хочу занять их место. Я больше 25 лет была во главе режиссерского отдела. Я знала, кто ко мне плохо относится, пытались даже подставить. Всякое бывало. Но я не мстила и не отвечала злом. Если я знала, что этот человек нужен редакции, то мирилась с этими негативными моментами. И потом…я ем на ночь (смеется). Я делаю все, что хочу. Если мне хочется есть, то я ем. Тем более сейчас, когда я нахожусь в Баку, невозможно удержаться, не попробовав кулинарных шедевров Азербайджана. Никогда в жизни не соблюдала диету и не делала того, что полезно. Поздно ложусь, при этом могу встать в семь утра.

с легендарным режиссером советского и российского телевидения, заслуженным деятелем искусств, лауреатом Госпремии СССР Калерией Кисловой.


- Калерия Венедиктовна, вы окончили ГИТИС. Не жалеете, что не сделали карьеру актрисы?

В моей жизни вообще происходило много таких событий, когда что-то решишь временно, а это остается на всю жизнь. Именно так и произошло с театром. Я работала в театре, а мой муж работал в Австрии, потом в Германии. Я никак не соглашалась ехать с ним, потому что не могла бросить театр. Но потом все же надо было поехать, и я поехала. Без работы я там не могла жить, как бы там не было хорошо. Там я прожила почти 1,5 года, и когда мне стало просто невмоготу, и у мужа там закончилась командировка, мы поехали в Москву. Позже я вернулась к себе в Новосибирск. Наверное, от того, что оторвалась от театра за эти 1,5 года, то смотрела на него уже другими глазами. Когда я увидела, как они там друг на друга наговаривают, сплетничают... Это неискреннее общение бросилось в глаза мне, когда я взглянула на все это со стороны.

Я играла много. У меня хорошая память, и я запоминала роль с первого раза. Когда нужно было заменить актрису, даже в другом театре, то это приходилось делать мне. В Новосибирске я работала в театре "Красный факел", это некий сибирский МХАТ. Так как после моего возвращения посреди сезона на работу меня в штат взять не могли, то предложили работать на условиях разовой оплаты и обещали взять в штат с начала сезона. Пообещав подумать, я вышла из театра. Шла по городу и встретила своего знакомого, который раньше работал в нашем театре режиссером. Его назначили главным режиссером на местном телевидении. Он предложил мне поработать у них. Вечером мы встретились и все обсудили. А на следующий день я поехала посмотреть телестудию.

- Что вас привлекло в работе на телевидении?

Меня повели в аппаратную и тогда я увидела что-то космическое: множество кнопок и мониторов. Это была любовь с первого взгляда. Эту любовь я пронесла через всю жизнь. Меня взяли и обещали научить всему. Меня настолько все это захватило, заворожило. Дома я на большом ватмане нарисовала кнопки, пульт, микшеры и представляла себе, как я переключаю и руковожу процессом. Проработала я там всего год, но меня там помнят многие. Зимой следующего года, я полетела в командировку в Москву на День города, где мы должны были вещать весь день. Мы привезли с собой спектакли, общественно-политическую программу, причем все живьем. Артисты приехали с нами, оформление и другие программы тоже. Съемочную группу представляла я одна.

Больше всего я люблю прямой живой эфир, причем работать без ассистентов, все делаю сама. Когда я сажусь за пульт, я уже никого не вижу и не слышу. Я весь день без перерыва работала за пультом, начиная с 14 часов дня до часу ночи, бегала из аппаратной в аппаратную. Нас курировала молодежная редакция ЦТ, и ее главный редактор Валентина Федотова смотрела на все это как на цирк какой-то, смотрела на меня как зачарованная. Она была удивлена тем, что всем этим процессом управляет один человек. И она решила меня пригласить работать к себе. Она предложила мне в свой отпуск поработать у них, и я с удовольствием согласилась. Я 1,5 года проработала там бесплатно, потому что у меня не было московской прописки. Начинала я в Москве с молодежных программ, причем делала все, от чего отказывались другие - когда "горела" программа, меленький срок, не готово оформление и т.д. Я бралась за все. Были у меня массовые передачи, даже помогала готовить КВН. У них был "Выездной конкурс", и тогда меня судьба свела с командой Азербайджана. Согласно их задумке, в ресторане "Баку" в Москве, артисты "Кабачка - 13 стульев" одевались в национальные костюмы и под фонограмму азербайджанских певцов они танцевали и пели. Аросева меня очень удивила - она входила и так артикулировала своим речевым аппаратом, что было ощущение того, что поет действительно она.

Это была моя первая встреча с Азербайджаном.

Потом я стала работать в программе "Время", ее редактор Юрий Летунов - очень интересный человек. Он очень долго уговаривал меня перейти к ним. А мне было интересно в "молодежке". А тут неизвестный коллектив. И вот после долгих уговоров он замолчал. Где-нибудь увидит меня, поговорит, спросит обо всем, но больше не затрагивает тему перехода в программу "Время". Тут уже во мне взыграло, видимо, что-то женское: "Значит, я не нужна?".

Однажды я отсутствовала на работе весь день, мне надо было перевести ребенка из одного детского сада в другой. Прихожу на работу, и мне сказали, что Летунов срочно меня ищет. Я ему позвонила, он вызвал меня к себе. Я пришла, и он уже меня не отпустил. Вот так я перешла в программу "Время". И я ни разу не пожалела, что ушла из "молодежки" в информацию, так же как и не жалела о том, что ушла из театра. Поначалу я считала, что это неинтересно, но оказалось наоборот. Я снимала все официальные визиты в Москву, съезды, военные парады, снимала Олимпиаду в Москве в 1980 году. Я знала каждую из 46 установленных камер. Я работала больше года на репетициях, знала наизусть все. Очень были удивлены иностранцы, которые брали у нас всю картинку. Сейчас возросли технические возможности, в 1980 году этого не было, нам не разрешили вертолет, потому что присутствовало все руководство Советского Союза.

Через какое-то время я получила Госпремию, довольно быстро стала главным режиссером редакции информации. Кроме того, я постоянно стала работать с Леонидом Брежневым.

- Под вашим руководством велись трансляции серьезных мероприятий. Случались ли казусы?

Казусов не было. Наверное, потому что не было таких серьезных ошибок. И поэтому я так долго продержалась на своем месте. Менялись главные редакторы, председатели, даже руководители государства, поменялась сама страна, притом, что каждый новый генсек, приходя на место, менял всех, начиная с охраны. Так было принято. Но меня это не коснулось. Я записывала отречение Михаила Горбачева, работала с Борисом Ельциным, успела поработать с Владимиром Путиным.

- Что было для вас сложным при работе с первыми лицами государства?

Осложнений особых при работе с первыми лицами страны не было. Были, конечно, но незначительные. Отношения со всеми были очень хорошие. Несмотря на то, что в жизни я человек застенчивый, но в работе я смелая, и не терялась ни перед кем. Например, у Андропова я спросила, почему он не любит видеосъемку, а предпочитает фотографию. Он отвечал, что общество перекормили съемками с Брежневым. Конечно, с кем-то было труднее, с кем-то легче работать.

- По долгу службы вам не раз приходилось бывать в Азербайджане. Чем для вас является Азербайджан?

Впервые в Баку я приехала 3 сентября 1978 года. На тот момент я взяла отпуск. Меня часто дергали во время отдыха. Когда нужно было срочно ехать куда-то с Брежневым, я быстро собиралась и уезжала. Уходя с работы, я обязана была оставить свои координаты, телефон и т.д. Я решила взять отпуск в сентябре, чтобы отвести сына в первый класс. 1 сентября я была на празднике сына, а вечером мне позвонили и сказали, что я должна слетать с Брежневым на три дня в Азербайджан.

И вот, 3 сентября утром мы прилетели в Баку. Нас встретил Эльшад Гулиев, тогда он был зампредом АзТВ, он привез нас в гостиницу "Интурист". Я поехала посмотреть Дворец Гейдара Алиева, который тогда носил имя В.Ленина. Поехали во Дворец Ленина, где я увидела, что камеры стоят не так, как мне нужно, и я их переставила. Потом мы поехали к председателю КГБ В.С.Красильникову, его заместителем был З.М.Юсифзаде. Я попросила соответствующий пропуск, автомобиль и человека из их конторы, который будет мне помогать. Они выполнили все мои просьбы. До сих пор мы с З.Юсифзаде поддерживаем связь, дружим много лет. После этого я вернулась в гостиницу и вечером мы с группой пошли в ресторан. Там ко мне подходит человек и говорит, что меня просят к телефону. Э.Гулиев мне по телефону говорит, что нужно быть внизу, чтобы съездить кое-куда. В намеченное время мы встретились с ним и поехали во Дворец Ленина. Там было много народу - Гейдар Алиев встречался со всей прессой, которые будут освещать мероприятие. Я там была единственная женщина, да еще и в белом пиджаке. Ровно в полночь вошло все руководство республики и города во главе с Гейдаром Алиевичем.

- И именно там вы лично познакомились с Гейдаром Алиевым.

Да. Гейдар Алиев подошел ко мне и говорит: "Калерия, давайте будем знакомиться". И тут же задал мне вопрос: "Зачем вы переставили камеры?". Честно говоря, я была просто ошарашена. Ни один человек такого положения мне никогда не задавал подобных вопросов. Я объяснила, что это связано с тем, что будет выступать Л.Брежнев, а из-за некоторых особенностей его лица мы его анфас не снимаем. Он согласился. И потом он попросил мне показать, что снимает каждая камера. Мы вместе просмотрели. Потом он спросил, успела ли я увидеть город, и сказал, что обязательно должна это сделать, так как город очень красивый. Он вообще всегда с такой любовью говорил об Азербайджане и Баку. Всегда говорил с таким настроем, когда слова даже не нужны, а все понятно по его выражению лица, эмоциям.

Гейдар Алиев объездил с нами маршрут всей программы пребывания Брежнева в Баку и внимательно отслеживал то, как мы расставляем камеры. Это меня поразило в нем. Г.Алиев договорился с нашим руководством о том, что наша группа остается в Баку до приезда Брежнева. За время пребывания в Баку я делала сюжеты о бакинских заводах, нефтяниках, сельском хозяйстве, совершила ознакомительные поездки в регионы Азербайджана.

Вообще тот отпуск был самый интересный в моей жизни. Мне создали отличные условия, были внимательны к нам. Это было удивительно. Вообще Баку я считаю своей второй родиной, потому что отсчет от сентября 1978 года в моей трудовой деятельности совершенно изменил мою жизнь.

Допуск к таким людям, как Г.Алиев, у меня начался именно после визита в Баку. Г.Алиев знал на местном телевидении всех лично, он знал всех журналистов Азербайджана. Он просто не мог иначе.

С Брежневым лично я не встречалась, просто делала свою работу и уходила. Меня с ним познакомил Г.Алиев. Во время нашего пребывания в Баку во время торжественного ужина Г.Алиев представил меня Брежневу, назвав меня "Мисс телевидение", и Леонид Ильич тогда решил, что я возглавляю азербайджанское телевидение. И когда Брежнев потом понял, что я из Москвы, и что "та самая Кислова" - это я, он очень удивился. Он сказал, что не такой меня представлял.

Кстати, вам довелось лично знать не только Гейдара Алиевича, но и его супругу. Расскажите, пожалуйста, об этом знакомстве.

С Зарифой Алиевой я познакомилась в Казахстане на загородной даче члена Политбюро, первого секретаря ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамеда Кунаева. Она очень ласково и тепло восприняла меня, с первой нашей встречи она расположила меня к себе. Это было первое знакомство, которое сохранилось на всю жизнь. Мы вообще много раз с ней встречались, и она была для меня образцом умной, тонкой и мудрой женщины. За месяц до ее ухода из жизни в Большом театре был вечер, посвященный Женскому дню, Гейдар Алиевич выступал с большим докладом. А все его выступления, где бы они не были, показывала только я. Я пришла в зал и следила за обстановкой. Ко мне подошел человек и попросил, чтобы я подошла к Зарифе Азизовне. Мы остались с ней вдвоем, и это была наша последняя встреча. До сих пор с огромным сожалением воспринимаю ее безвременный уход, который лишил всех нас общения с таким чутким и приятным человеком. Эта некая мягкость, женственность, скромность, приветливость, исходившая от нее, привлекала окружающих в ней. Я снимала весь процесс ее похорон.

Неподдельная скорбь на лицах людей, пришедших проститься ней, не была постановочной съемкой, все были крайне опечалены.

В период с 1985 года Раиса Горбачева устраивала так называемые девичники в доме приемов на Ленинских горах, где собиралась жены членов Политбюро и членов КПСС. Безграничное обаяние, ласка, доброта, общительность, присущее З.Алиевой, само собой привлекали всех присутствующих вокруг людей. И ей всегда было крайне неловко на этих мероприятиях, потому что все присутствующие собирались вокруг нее и общались с ней, несмотря на то, что хозяйкой этих вечеров была Раиса Горбачева. К Зарифе Алиевой тянуло всех.

Вообще, у меня было много встреч с разными людьми. Но с Гейдаром Алиевым у нас завязались не просто деловые, а чисто человеческие отношения. Он приглашал меня в Азербайджан на отдых. И, начиная, с 1982 года, все отпуска я проводила в Загульбе, на даче №2. Я приезжала сюда с сыном, так что мой сын рос здесь. И когда он приезжал в Москву из Баку, у него даже появлялся акцент, он приходил в школу, это замечали окружающие.

Зимой 1982 года Г.Алиева на одной из встреч с ведущими архитекторами попросили рассказать об Азербайджане. И он поднялся на трибуну, выступил без подготовленной заранее речи. Это была такая "бомба" для наших, потому что никто не видел, чтобы руководитель республики без бумажки выступал в течение часа с лишним. Он рассказывал о своей республике в цифрах, охватив все сферы. Я все это снимала.

В 1982 году умер Л.Брежнев, все приехали на похороны. А после похорон Г.Алиев был избран членом Политбюро и первым заместителем председателя Совета министров СССР. Я во всех его поездках сопровождала его.

В этой связи хотела отметить, что Г.Алиев был одним из тех, кто первым внедрил в практику активную работу с журналистами - на всех мероприятиях, проводимых с его участием, журналисты имели прямой доступ к нему и освещали все его незапланированные выходы к народу. В период перестройки и демократии первенство в применении этой практики приписывали Горбачеву и Ельцину, якобы они организовывали незапланированные посещения поликлиник, магазинов, проезд в общественном транспорте. Но во время таких "незапланированных" посещений рядом каким-то чудом оказывались работники телевидения. Выходит, будто в каждой поликлинике или магазине заранее стояла камера. Как профессионал, могу заявить, что это невозможно. Так что все это смахивало на популизм, как со стороны Горбачева, так и со стороны Ельцина.

В конце 70-х годов практика незапланированного выхода к народу осуществилась в Азербайджане Г.Алиевым. Впоследствии, после 1982 года в СССР, в них я постоянно принимала участие. Сохранились даже кадры хроники, где охрана с большим трудом сажает Гейдара Алиевича в машину.

Он с особой заботой и вниманием относился к журналистам. Однажды мне пришлось его поправить. Хотя он прекрасно владел русским языком, в отличие от многих русских. Но иногда бывало так, что он неправильно ставил ударение. Так, он, читая текст на записи, сказал "досуг" с ударением на первом слоге. Я его исправила. И он даже поблагодарил меня за то, что я его исправила. А у него был большой раздел в речи, касающийся молодежи, и это слово встречалось не раз. И когда он выступал, он все сказал абсолютно правильно и ни разу не ошибся.

Однажды у меня произошла такая история: сыну было 14 лет и у него случился приступ аппендицита, его увезли в институт Склифосовского, где ему положили лед на живот, и когда к вечеру боль утихла, ему сказали, что он симулирует, и отпустили домой. А на второй день, когда у меня были съемки очередного мероприятия в Кремле, у него лопнул аппендикс. Он находился без сознания, его друзья вызвали скорую помощь и его увезли в больницу. Когда я приехала в больницу, сын уже лежал на операционном столе, операция длилась 5 часов. Врач мне сказал, что с таким диагнозом не живут, но в силу молодого организма все может кончиться хорошо. Затем сказали, что сын должен находиться в реанимации несколько дней, и когда он придет в себя, тоже неизвестно.

Вечером мы говорили с Сашей Ивановым, начальником личной охраны Гейдара Алиева (9-ое Управление КГБ СССР) по работе, и в разговоре я ему рассказала о своей беде. На следующий день об этом уже знал Гейдар Алиевич. Если человек из его близкого окружения мог вот так запросто обсудить с ним личные вопросы, значит, это было заведено самим Г.Алиевым. Он поручил, чтобы ему в приемную докладывали о состоянии здоровья моего сына несколько раз в день. Я до сих пор удивляюсь, как они нашли сына. Ведь я никому не говорила, в какой больнице он лежит, к тому же у нас с ним разные фамилии. Проходит год-два, заболеваю я. Лежу с температурой 40 несколько дней подряд, температура не падает. Меня лечили врачи из поликлиники. Разговаривая со мной по телефону по служебным вопросам, Г.Алиев и спросил, почему у меня такой голос. Узнав о моем состоянии, он прислал ко мне Льва Кумачева, личного врача Г.Алиева. Кумачев вылечил меня за три дня. А у меня впереди Всемирный молодежный фестиваль. Когда я вышла на работу, все обрадовались, потому что беспокоились о том, как быть с мероприятием в мое отсутствие.

Еще случай, характеризующий Гейдара Алиевича. Однажды мне позвонили из Управления делами Совета министров СССР, и сказали, что мне выделена квартира. А квартира, в который я жила, была очень неудобная, располагалась на шумной и пыльной улице. А новая квартира располагалась возле Останкино, что было удобно для меня. Потом Кумачев мне по секрету рассказал о том, что когда он вернулся от меня, Алиев у него спросил, насколько все серьезно. Именно Кумачев рассказал Гейдару Алиевичу, в каких условиях я живу.

Так что я просто боготворила человека, который дал ускорение моей работе, спас моего ребенка, помог мне, когда я болела. Никогда и никто из всех представителей руководства, с которыми я работала, не сделал для меня так много, сколько сделал Г.Алиев. Это был необыкновенный человек, государственный деятель. Когда к власти пришел Горбачев, было видно, что это недальновидный политик. Чувство зависти к Алиеву руководило Горбачевым. Даже было впечатление, что он побаивался Г.Алиева. Горбачев понимал, что Алиев значительно сильнее него.


Top