Самофракийская в лувре 4 буквы. История древнегреческой скульптуры ники самофракийской

Ника Самофракийская – скульптура, которая была найдена на заре научной археологии Шарлем Шампуазо – ученым-любителем и консулом Франции. Археолог вывез скульптуру в Париж, где она в 1884 году была установлена в Лувре. Так один из величайших шедевров древнегреческого скульптурного искусства оказался вдалеке от Средиземноморья.

Вестница победы

С тех пор в музее острова Самофракия стоит лишь копия статуи, выполненная из гипса. Оригинал же был с величайшим мастерством изготовлен из белого мрамора. Техника и тщательность выполнения работы до сих пор настолько впечатляют зрителей, что именно статуя Ники стала «виновницей» появления мифа о существовании в Древней Греции особого состава, размягчающего на время мрамор.

Подтвердить или опровергнуть данный миф археология не может. Зато известно, что богиня Ника, в честь которой была изготовлена статуя, являлась «младшей» богиней победы. В отличие от богини Афины, считавшейся основной покровительницей военной удачи, к Нике обращались и с мольбами об успешности обычных, бытовых предприятий. Тревожить грозную Афину настолько мелкими просьбами жители Древней Эллады опасались – своенравная и непостоянная богиня могла и разгневаться на того, кто обращался к ней по пустякам.

Мнение эксперта

Князева Виктория

Гид по Парижу и Франции

Задать вопрос эксперту

Интересно, что богиня Ника всегда была на «вторых ролях» в скульптурных композициях, изображаемых древними мастерами. Она то сопровождает главных богов греческого пантеона, то парит над героем-победителем, то закалывает жертвенных животных, прося у Зевса и Афины помощи для героя. Очень распространенный сюжет барельефов – Ника, парящая над победителем, едущим в колеснице.

Тем не менее, греки воздавали Нике должные почести. Помимо скульптур и барельефов, богиню славили различные произведения литературы. В частности, ей посвящен XXXIII орфический гимн – образчик классического, первоначально – устного эллинистического творчества.

Что известно археологии

Статуя, украшающая свои присутствием Лувр, изучена достаточно тщательно. Не ограничившись исследованием письменных источников, ученые совсем недавно решились исследовать небольшой фрагмент постамента Ники Самофракийской. Современные методики помогли точнее определить возраст скульптуры и место ее изготовления.

Ника была создана около 200 года до нашей эры. Для изготовления был использован паросский мрамор – очень дорогой, воистину царский материал. Первоначально Ника была частью большой скульптурной группы, увековечивающей славную морскую победу, одержанную царем Родоса Деметрием Первым. По изначальной задумке гениального автора, статуя располагалась на пьедестале из мрамора серого цвета, изображавшем корабль победителей. Так создавалось впечатление, что Ника нисходит с небес и дарует победу флоту Родоса.

Какое конкретно морское сражение прославляла скульптурная группа, установить не удается. Древние тексты дают сразу несколько объяснений этому. Как полагают историки, наиболее вероятно, что Ника Самофракийская создана в честь победы в битве при Саламине, произошедшей за 50 лет до ее создания, или в сражении у острова Кос.

Символ эллинизма

К сожалению, значительная часть найденной скульптуры отсутствовала. Как и у многих античных статуй, у Ники не сохранилась голова и руки. Было утеряно одно крыло богини победы и множество мелких деталей. Часть из них до сих пор находят при раскопках Самофракии. А недостающее крыло воссоздали из гипсового материала уже во Франции.


Греки оказались весьма находчивы в своей идее изобразить Победу в виде крылатой женщины. Сегодня этот образ известен всему миру.

Великолепная Ника Самофракийская, древнегреческая мраморная скульптура богини Победы – один из ценнейших экспонатов Лувра. Она была найдена на острове Самотраки на территории святилища кабиров в апреле 1863 года французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо. В том же году она была отправлена во Францию. В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дару галереи Денон в Лувре. Статуя сделана из парийского мрамора, корабль - из серого лартийского мрамора (Родос), правое крыло - гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют.

Скульптура богини победы была воздвигнута на острове Самотраки в память морской победы греков над флотом сирийского царя. Фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем на пьедестале в виде носа боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Уверенный шаг богини и гордый взмах крыльев рождают чувство торжествующей победы.

Она разная, в зависимости от того, откуда на нее смотришь, но всегда – летящая, крылатая Ника. К сожалению голова и руки статуи найдены не были. Но зато как прекрасно то, что, к счастью, нашлось! Мастер дает почувствовать дующий навстречу Нике шквальный морской ветер, сильные порывы которого волнуют складки одежды богини, обрисовывают прекрасные формы ее фигуры и заставляют вихриться край ее плаща. Морская стихия, сильный ветер, огромные просторы нашли воплощение в пластических формах статуи.

Чтобы хорошо и правильно рассмотреть Нику Самофракийскую, приблизиться к ней надо не спеша, и, не отрывая взгляда, обойти справа и слева. Если позволяет время, к ней следует вернуться вечером и вновь полюбоваться ею. Под действием сильных прожекторов мрамор начинает светиться и приобретает удивительную прозрачность.

Ни одно из произведений античной скульптуры не производит более сильного впечатления. Ника кажется прекрасным символом устремленности человека в будущее. Это впечатление усиливается оттого, что статуя прекрасно экспонирована. Она стоит одна на лестничной площадке, на фоне аскетически голой стены. Размеренно поднимаются к ней широкие, спокойные ступени. Люди около Ники кажутся маленькими. Богиня парит над ними и в то же время устремлена к ним. Она возвещает о победе и сама является ее вдохновенным олицетворением.

Как же изобразил древний скульптор богиню победы? Крылатая Ника как будто только что опустилась на нос корабля и еще полна порывистого движения. Особенно ощущается оно при взгляде на статую справа. Легкая ткань приподнимается на высокой груди, чуть ниже почти вплотную облегает тело, подчеркивая его стройность. Вокруг бедер складки хитона начинают круглиться, набегать друг на друга и, наконец, неистово устремляются вдоль отставленной назад ноги. Им вторят крылья, развевающийся плащ. Еще мгновение, и Ника вновь полетит – такое же чувство испытываешь, когда музыка постепенно начинает нарастать и замирает на очень высокой ноте. Когда стоишь прямо перед Никой, впечатление меняется. В статуе больше покоя, уравновешенности, но динамика не исчезает - свежий ветер отбрасывает назад непокорные складки одежды, колышет их. Ника готова в любую минуту взмахнуть могучими крыльями.

В музеях и галереях мира можно встретить множество копий статуи Ники; одна из самых известных находится перед казино «Цезарь Палас» в Лас-Вегасе. «Дух экстаза» - фигурка на радиаторе «Роллс-Ройсов» - также сделана по образу Ники. В форме Ники был сделан и первый кубок мира, разыгранный Международной футбольной ассоциацией FIFA в 1930 г., проект которого был предложен Абелем Ляфлёром (Abel Lafleur).

Нику Самофракийскую очень любил архитектор Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), который ставил её репродукции на крышах построенных им зданий, в числе которых Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House.

В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.

Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.

Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья...»

Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер.

Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.

Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.

Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.

Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.

Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу.

на журнал «Человек без границ»

Крылатая Ника Самофракийская представляет собой мраморную эллинистическую скульптуру греческой богини победы, которая была создана около II века до нашей эры. С 1884 года она выставляется в Лувре и является одной из самых знаменитых скульптур в мире.

Эксперты считают статую «величайшим шедевром эллинистической скульптуры», ведь многочисленные исследования доказали, что Ника – это древнегреческий оригинал, а не более поздняя римская копия. Невозможно оспаривать ценность этого великолепного шедевра скульптурного искусства, ведь он позволяет нам оценить уникальный уровень развития скульптуры в Древней Греции.

Триумф и грация в каждой детали

Крылатая статуя, скорее всего, была посвящена битве при Саламине в 306 году до нашей эры в качестве памятника военного триумфа. Тем не менее на протяжении большей части 20-го века преобладала теория, основанная на работах Германна Тьерша и Карла Леманна, которые считали Нику родосским памятником, посвященным победам в Сиде и Мёнессосе в 190 г. до н.э.

Исходя из этой теории создателем скульптуры, скорее всего, стал родосский скульптор Питокрит. Однако в последние годы эта теория все больше подвергается критике, и ученые не могут однозначно утверждать, кто же создал столь выразительную и реалистичную статую.

Статуя высотой 244 см создавалась не только для того, чтобы воздать честь богине Нике, но и в качестве триумфального памятника великой морской битвы. Статуя невероятно точно передает динамику и чувство триумфа, а также изображает тончайшие элементы ткани и драпировки, как будто богиня спускается на берег с носа причалившего корабля.

Современные ученые считают, что Ника занимала нишу над театром, а также предполагают, что она сопровождала алтарь, который располагался в пределах видимости от памятника корабля Димитрия I Полиоркетеса (337-283 до н. э.). Изящная скульптура, выполненная в сером и белом Тасианском и Парианском мраморе. Эта фигура первоначально была частью храмового комплекса Самофракий, посвященного Великим богам Мегалой Тео. Фигура женщины стоит на ростральном пьедестале из серого мрамора, представляющем собой нос корабля, и символизирует богиню, которая спускается с небес на триумфальный флот. Руки статуи так и не были обнаружены в ходе раскопок, но предположительно первоначально одна рука статуи была поднята в триумфальном жесте победы, а вторая закрывала рот, сдерживая радостный крик ликования.

Эта работа отличается убедительным отражением позы, в которой проявляются жестокие движения и внезапная статика. Особенно поражает зрителя то, как скульптору удалось в камне передать драпированные одежды фигуры, отражающие порывы легкого морского бриза. Ника Самофракийская воспринимается как знаковое изображение торжествующего духа и божественного, мгновенно приближающегося к человеку чувства безграничной силы.

Стилистическое изображение крыльев до сих пор остается темой научной дискуссии, поскольку рисунок пера не похож ни на крылья птиц в природе, ни на крылья в греческом искусстве. Как и в случае с оружием, голова фигуры так и не была найдена, но с тех пор были найдены другие фрагменты: в 1950 году команда во главе с Карлом Леманном обнаружила пропавшую правую руку Крылатой Ники. Оказалась, что рука без пальцев ускользнула из поля зрения археологов и находилась все это время под большой скалой, рядом с которой первоначально стояла статуя. Отдельно были найдены два пальца, которые позднее были соединены с рукой. Теперь рука Ники, как и сама статуя, хранится в Лувре и выставляется в отдельном стеклянном павильоне, рядом со скульптурой .

Еще одна интересная особенность статуи – одна сторона фигуры выполнена более качественно и тщательно проработана. Это позволяет предположить, что статую планировали установить вполоборота, таким образом открывая перед зрителями только одну ее сторону. Частично сохранившаяся надпись на основании статуи включает в себя слово «Rhodios». Это указывает на то, что статуя была заказана для празднования морской победы Родоса, тогда самого могущественного морского государства в Эгейском море.


Фото:

История создания и поиска древнего шедевра

Хотя скульптор до сих пор неизвестен, Пол МакКендрик предполагает, что это творение принадлежит Питокриту из Линдоса. Когда были впервые обнаружены фрагменты скульптуры на острове Самофракий и опубликован доклад в 1863 году, было высказано предположение, что Ника была воздвигнута македонским генералом Димитрием Полиоркетесом после его военно-морской победы на Кипре в период между 295 и 289 годами до нашей эры.

Археологический музей Самофракии продолжает придерживаться мнения относительно верности этих дат и обстоятельств. Однако доказательства относительно возраста статуи были поставлены под сомнение родосской комиссией, так как ближайшая художественная параллель с Никой Самофракий — это фигуры, изображенные на македонских монетах. Самофракийский храм был важным святилищем для эллинистических македонских королей. Наиболее вероятным сражением, отмеченным этим памятником, является, возможно, битва за Кос в 255 году до нашей эры, в которой Антигон II Гонтаты Македонии победил над флотом Птолемея II Египта.

В апреле 1863 года Ника была открыта тогдашним французским консулом в Адрианополисе и любительским археологом Чарльзом Шампоазо (1830-1909), который отправил все найденные фрагменты шедевра в Париж в том же году. Статуя была собрана из отдельных фрагментов, найденных в ходе раскопок. Лишь спустя 20 лет, в 1883 году статуя была выставлена в Лувре и расположена там, где она будет визуально доминировать – над центральной лестницей Дару. Гипсовая копия Крылатой Ники установлена в первоначальном месте обнаружения – в Святилище Великих Богов на Самофраке.

Осенью 1939 года Крылатая Ника была снята с пьедестала в ожидании начала Второй мировой войны. Все музеи Парижа были закрыты 25 августа. Произведения искусства были упакованы для вывоза за пределы Парижа, в места, которые считались более безопасными. В годы Великой Отечественной войны статуя защищалась в Шато-де-Валенси вместе с Венерой Милосской и работами Микеланджело.


Фото:

Реставрация 2013 года

В 2013 году были предприняты усилия по восстановлению и реставрации, чтобы улучшить внешний вид скульптуры. Это было первое подробное исследование отдельных частей скульптуры с использованием современного оборудования. Реставрация была направлена на восстановление мрамора до его первоначального оттенка, который существенно изменился со временем. Скульптура была снята со своего пьедестала и перенесена в соседнюю комнату, которая была предварительно переоборудована в реставрационную мастерскую. Основание было демонтировано блок за блоком и также помещено в мастерскую.

Научные исследования проводились на основе современных методов — УФ, инфракрасной, рентгеновской спектроскопии и т. д. Все научные манипуляции проводились перед очисткой поверхности мрамора. Эти усилия были направлены на то, чтобы учесть цели первоначальной реставрации, выполненной в 1883 году. Поверхность основания была очищена, а затем снова собрана, а некоторые промежутки мрамора были отремонтированы. По завершении восстановления статуя была воссоединена с основой и вернулась в прежнее положение — во главу лестницы Дару в Лувре.

Несмотря на значительные повреждения и незавершенность, Ника считается одним из величайших сохранившихся шедевров скульптуры эпохи эллинизма и всего греко-римского периода. Статуя демонстрирует великолепное мастерство скульптора, который реалистично отображает формы и движения, что до сих пор производит сильнейшее впечатление на критиков и художников во всем мире. На сегодняшний день Крылатая Ника считается одним из величайших сокровищ Лувра.

Лестница Дару галереи Денон.
На что посмотреть : древнегреческая мраморная статуя богини победы, созданная неизвестным скульптором около 190 г. до н.э. в знак греческих морских побед. Сделанная из Парийского мрамора, Ника стояла высоко на отвесной скале на носу корабля, высечененого из серого лартийского мрамора (Родос). Статуя Ники Самофракийской составляет гордость музея, и человечество пока не создало лучшего символа победы. Ника из Самофракии стразу стала иконой и символом искусства. Это - определенно одна из вершин творческой жизни и одно из самых известных изображений. К образу летящей богини обращаются скульпторы и архитекторы, в ее форме отливают кубки и эмблемы. Статуя Ники Самофракийской, запечатлевшая богиню победы, показывает: не только боги могут быть бессмертны.

Сначала статуя стояла в общем зале, но позже было решено перенести ее на поворот лестницы Дару, что эффектно подчеркивает ее стремительность и порыв. Когда посетитель поднимается по ступеням подъезда Денон, минуя небольшой вестибюль, он проходит в Манеж. Прямо перед ним возвышается статуя Ники Самофракийской. На лестничной площадке она находится одна, на фоне голой, почти аскетической стены. Лучше всего подходить к этому выдающемуся произведению античного искусства медленно, затем обойти ее, не отрывая взгляда, наблюдая как меняется ее воздействие на человека - от стремительности полета до уверенности в победе. Если к Нике подойти в вечернее время, то можно видеть, как в результате действия мощных прожекторов она светится и кажется почти прозрачной.

Ника производит неизгладимое впечатление на того, кто увидел ее впервые. Она вся словно устремлена в будущее. Неизвестный ваятель древности заставил ожить неподвижный камень. Рядом с Никой каждый человек чувствует себя совсем маленьким. Богиня парит над окружающим пространством и в то же время как бы стремится навстречу людям. Она - воплощение победы, она провозглашает ее.

Ника только что опустилась на нос боевого корабля и еще вся трепещет от неудержимого, порывистого движения. Прозрачная ткань легко приподнимается на ее высокой груди, а ниже облегает тело, стройное и упругое. Складки хитона обвивают бедра богини, смешиваются друг с другом и вдруг неистово стремятся вдоль ноги, немного отставленной назад. Навстречу ветру стремятся сильные крылья, развевается плащ, кажется, еще одно мгновение - и Ника вновь взлетит.

Фрагменты этой статуи обнаружили французским археологом-любителем Шарлем Шамуазо в апреле 1863 года на острове Самофракия на территории святилища кабиров. В том же году она была отправлена во Францию. После того как все части собрали, оказалось, что у богини нет головы. Ее так и не удалось найти. Уже в XX в., в 1950 году, недалеко от места раскопок нашли кисть руки из того же мрамора. Часть ученых решила, что это один из недостающих фрагментов статуи, другие решительно не соглашаются. Сейчас эта находка также экспонируется в Лувре, сразу за статуей Ники.

Однако, несмотря на то, что богиня лишена головы и рук, формы ее тела настолько выразительны, что зритель забывает об отсутствующих частях - так велика магия пластики. Но все же реставраторы Лувра не просто собрали Нику по кусочкам. Ее правое крыло искусно вылеплено из гипса, являясь копией левого. С помощью компьютерной графики удалось воспроизвести и голову, и руки. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Однако было решено не восстанавливать их. Когда была сделана гипсовая копия целой богини, и оказалось, что в полном виде она не производит такого же воздействия на человека. Именно поэтому было решено не добавлять ей недостающие части тела. Эти неудачи в реставрации заставляют признать: Ника прекрасна именно такой, она совершенна в своем несовершенстве. Кстати, та же история произошла и с Венерой Милосской, что стоит в соседнем зале. Ученые сумели воспроизвести потерянные руки богини - и та мгновенно потеряла свое мистическое очарование, превратившись в одну и ряда подобных ей статуй.

В годы Второй мировой войны, когда во Францию вошли войска фашистов, было решено вывезти коллекцию Лувра из Парижа. Для укрытия шедевров лучше всего подходили подземелья старых замков, расположенных в сельской местности, вдали от военных дорог. Большинство этих замков находились в полуразрушенном состоянии, на что и делалась ставка - мол, никому и в голову не придет искать в развалинах скрытые шедевры. Одной из последних вывозилась Ника Самофракийская. За нее, собранную из отдельных кусков, опасались больше всего.

Вот цитата из дневников тогдашнего директора Лувра Жоржа Салля:
"И вот крылатая богиня покинула свой "нос корабля" из камня, где, по преданию, древние греки, шедшие на неприятеля, устанавливали статуи богов, суливших им удачу, чтобы "улететь" в замок Валансэ… на юго-востоке Франции. Для ее перевозки был сооружен из подручных средств деревянный наклонный мостик, оборудованный каркасом". В укрытии Ника провела пять лет, чтобы в конце 1944 года с триумфом вернуться в столицу, вновь став символом победы.

Ника вдохновляет писателей, художников, поэтов...
"Огромный зал с его лестницами холодно надвигался на него. И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело… И казалось, за спиной у нее шумит виноцветное море Саламина, а над ним раскинулось темное бархатное небо, полное ожидания.
Ника Самофракийская не знала ничего о морали. Ее не терзали никакие проблемы. Она не испытывала бурь, бушующих в крови. Она знала лишь победу или поражение, не видя между ними почти никакой разницы. Она не обольщала, она манила. Она не реяла, она беспечно парила. У нее не было никаких тайн, и все же она волновала куда сильнее, чем Венера, прикрывавшая свой стыд, чтобы возбудить желание. Одна была сродни птицам и кораблям - ветру, волнам, горизонту. У нее не было отчизны. Да она и не нуждалась в ней. На любом корабле она чувствовала себя как дома. Ее стихией были мужество, борьба и даже поражение: ведь она никогда не отчаивалась. Она была не только богиней победы, но и богиней всех романтиков и скитальцев, богиней эмигрантов, если только они не складывали оружия… Дешевый символ? Но что еще в жизни трогает так, как дешевые символы, дешевые чувства, дешевая сентиментальность? В конце концов, что их сделало дешевыми? Их бесспорная убедительность."
(Э.М.Ремарк "Триумфальная арка")


Top