Усадьба Михайловское (Шереметьевых). Усадьба шереметьевых в высоком - денис максимов

Усадьба Михайловское - замечательное место, где можно и прекрасно отдохнуть, и прикоснуться к русской истории.

Проезд общественным транспортом от метро «Теплый стан»:

Автобусом № 512 (ходит с интервалом 30 мин., время в пути приблизительно 1 час) на Секирино или Плесково до ост. "Курорт Михайловское".

На маршрутном такси № 512 (ходит с интервалом 20 мин., время в пути приблизительно 40 минут).

На автомобиле.

Выехать на Калужское шоссе (является продолжением улицы Профсоюзная, если ехать из Москвы), проехать 28 км до первого кольца (бетонки), в этом месте ранее был пост ГАИ, повернуть направо в сторону Киевского шоссе до поселка Шишкин лес, за нимналево через мост - и вот вы в Михайловском, у проходной санатория.

Что посмотреть.

Малоизвестное место, но очень интересное. Обратите внимание: это не пушкинское Михайловское, а совсем другое! Это Михайловское Шереметьевых!

В настоящее время там расположен небогатый профсоюзный санаторий. Зато свободный доступ на территорию: можно осмотреть липовый парк, пруд и походить по главному дому старинной усадьбы.

Место, конечно, прекрасное для отдыха. Недаром санаторий тут для сердечников. Как написано на сайте санатория, «Парковая и лесо-парковая зоны "Михайловского", благодаря уникальному набору микроклиматических особенностей, оказывают исключительно благоприятное воздействие на сердечно-сосудистую систему». Тишина и покой, чудесная русская природа, красота кругом… Здесь можно замечательно провести выходные, подышать свежим воздухом, настоянным на аромате старинных лип и лиственниц. Кругом лес, много грибов и ягод. Постепенно переходит в лес и старинный парк усадьбы. Здесь благоприятная роза ветров. Далеко вокруг нет вредных производств, крупных механизированных баз, высоковольтных линий электропередач и пр. Зато близко, на территории парка, есть источники минеральной и лечебной воды.

Вот река Пахра, в которой водятся щуки, окуни, плотва, голавль, подлещики, язъ. Для любителей рыбалки в 4-х км есть на небольшом озере рыболовная база, где в спокойном удовольствии можно ловить и отдыхать. Кто хочет отдыхать активно, можно покататься на лошадях, неподалеку есть небольшая конно-спортивная база.


Не надо откладывать поездку надолго. Прямо напротив санатория появился очень солидный забор и КПП:на территории усадебного парка, между старинными аллеями из лип и лиственниц, вдоль берега озера быстрыми темпами возводится элитный закрытый коттеджный поселок «Графская усадьба». Часть прилегающего к поселку леса тоже будет огорожена.

Полуразрушенное старинное здание усадьбы сейчас упрятано за корпусами дома отдыха ОАО «Курорт Михайловское». Корпуса санатория были пристроены уже в советское время. Дворец генерала Кречетникова оказался оттеснен на второй план, хотя изначально он был центром жизни Михайловского.

В конце 18 века тульский и калужский наместник генерал Кречетников М.Н. создал усадьбу на берегу Пахры. Главный дом, по мнению специалистов,строился кем-то из известных архитекторов, предположительно П.Р. Никитиным или И.Е. Старовым. Он был построен между 1776 и 1784 гг. и стоит до сих пор, хотя и сильно разрушен. Дом построен в стиле раннего классицизма и, хотя лишен обычного для этого стиля портика с колоннами, зато обладает воистину генеральскими размерами. Красивейшая полукруглая центральная часть фасада усадьбы украшена мезонином и «кружевными» балконами с вензелями «М.К» (Михаил Кречетников). В традициях XVIII века выполнена и планировка здания: двусветный круглый зал с колоннами и овальные комнаты.

По сторонам дома два миниатюрных, квадратных в плане павильона, с фигурными кровлями и шпилями, фланкирующих полуциркульный партер, с фонтаном и лестницей-спуском на главной оси. От этих изысков сохранилась опрокинутая и вдребезги разбитая чаша, остатки лестничных ограждений с точёными балясинами и широким поручнем...

От главного дома по-прежнему берут начало вековые аллеи, образуя перед домом круглую площадку, в центр которой стекаются восемь лучей. Слева от регулярной части уцелели посадки яблонь, высаженные видимо ещё при Шереметевых. Здесь же располагались многочисленные хозяйственные постройки, т.к. Михайловское одно время представляло собой развитую экономию. Другим протяжённым фасадом усадебный дом обращён к реке Пахре и её притоку Язовке, на котором устроены каскадные пруды, разделённые белокаменной плотиной-мостом. За Пахрой - заросший пейзажный парк.Вообще парк Михайловского считался одним из лучших в Подмосковье, занимал 30 га и переходил в лесной массив. Здесь до наших дней сохранилась первоначальная ландшафтная планировка, выполненная в стиле "Английского парка" начала 19 века с тихими, удобными для продолжительных прогулок аллеями и старинным прудом.

От плотины к дому проложена прямая как стрела подъездная дорога. По её сторонам столетние липы, исполинские хвойники и совсем юный орешник.

Рядом с имением сохранились церковь Архангела Михаила (1794), освященная этим именем в память о Михаиле Кречетникове, а уже по церкви с той поры и село, и имение стало называться Михайловским.

Сейчас усадьба выглядит заброшенной, ее реставрацию начинали еще в 2007 году, но так и не закончили. Странно выглядят стеклопакеты на верхних этажах. В остальном же здесь царит запустение. Хотя усадьба числится памятником архитектуры и охраняется государством.

История места.

Усадьба была отстроена в 1776-1884 годах государственным наместником в Калуге, генералом М.Н. Кречетниковым. В дальнейшем Кречетников владел Михайловским (в то время - Крашенниковым) вплоть до последних своих дней. Наследников у генерала не было, и усадьбу выставили на продажу. В начале XIX века усадьбой владела М. С. Бахметьева , а в 1826 году имение перешло к ее племяннику С. В. Шереметьеву.

Кстати, во времена Отечественной войны 1812 года в имении стояла французская армия.

Сменив несколько владельцев и придя в запустение, усадьба, наконец-то попала в хозяйственные руки. В 1870 году ее выкупил граф Сергей Дмитриевич Шереметьев. Он был хорошим хозяином, владел примерно 353,8 тыс. гектар земли в 11 губерниях! Доход со всех принадлежавших ему имений граф получал за счет сельского и лесного хозяйства, которое и развивал на «подшефных» территориях.
Граф славился научным подходом к сельскому хозяйству, а потому поначалу слыл чудаком. В Михайловском ему удалось создать одну из самых лучший хозяйственных экономий во всей России

С этого времени Шереметьевы стали считать Михайловское своим родовым гнездом, и, когда после смерти Сергея Васильевича в 1834 году его вдова Варвара Петровна была вынуждена продать усадьбу А. С. Мусину-Пушкину, это воспринималось как семейная трагедия. Неоднократно Шереметьевыми предпринимались попытки выкупить имение, но это удалось сделать лишь в 1870 году Сергею Дмитриевичу Шереметьеву . Но и ему для выполнения заветной мечты матери, ее братьев и сестер пришлось занять крупную сумму денег.

47 лет подряд (до революции) Михайловское принадлежало графу С.Д.Шереметьеву (1844-1918). Общественный и государственный деятель (член Государственного Совета), историк, коллекционер, библиофил, почетный член Петербургской Академии Наук, он известен как один из создателей и руководителей Общества любителей древней письменности, Общества ревнителей русского исторического просвещения и председатель Археографической комиссии (1900-1917). Его бесспорной заслугой является создание музея в подмосковной усадьбе Остафьево (1899).

Но именно Михайловское было центром притяжения. Именно здесь семья Шереметьевых хранила свои архивы и архивы Вяземских из усадьбы Остафьево (С.Д.Шереметьев был женат на Е.П.Вяземской). Здесь же расположилась и лучшая библиотека графа, собирать которую начинал еще его прадед. Помимо этого Сергей Дмитриевич перевез в Михайловское большое собрание картин и создал в Михайловском музей местной природы и общество любителей древней письменности.

Сам граф любил Михайловское, кажется, больше всех своих имений и даже написал 2 тома «Архива села Михайловского».

Интересно, что другим дедом последнего хозяина усадьбы был владелец Останкина, создатель знаменитого крепостного театра, граф Николай Петрович Шереметьев. Сергей Дмитриевич тоже любил музыку и одно время был начальником Придворной певческой капеллы.В Михайловском часто устраивались концерты, звучали орган, гитара, виолончель. В таких концертах принимали участие все домашние, в том числе дети и гости.

В своем имении Шереметьевы регулярно проводили лето (с мая по октябрь). По большей части жизнь протекала в сельских трудах и разборах архивов, к чему привлекались даже дети, для которых это принимало форму игры в "тайную канцелярию". А по вечерам все собирались в верхнем кабинете (круглой зале) и устраивали "громкие чтения", причем вслух читали не только художественные произведения, но и находки из своего архива, например, письма Н.М.Карамзина, М.П.Погодина, А.С.Пушкина. В усадьбе устраивались традиционные праздники, куда пригдашались все друзья и близкие: день ангела Сергея Дмитриевича (5 июля), храмовый праздник - день Михаила Архангела (6 сентября) и день рождения Екатерины Павловны (20 сентября). В программе празднования, составленной заранее, всегда имелся какой-нибудь неожиданный сюрприз: выступление фокусников, концерт балалаечников или "световые эффекты". Все, побывавшие здесь, отмечали особенную теплую атмосферу взаимопонимания и добра, царившую в усадьбе. В Михайловском семья пережила нелегкие 1905-1906 годы, сюда перебрались и с началом Первой мировой войны.

Жена графа, Екатерина Павловна Шереметева , любимая внучка поэта князя П. А. Вяземского, выросла в семье с давними культурными традициями, она с юных лет прониклась интересом к истории, памятникам старины. Она всецело разделяла интересы мужа. По инициативе и непосредственном участии Екатерины Павловны в усадьбе Михайловское был создан естественно-исторический музей. В музее были представлены флора, фауна, образцы почв, минералогическая, палеонтологическая и другие коллекции. Делу создания музея Е. П. Шереметева посвятила 22 года своей жизни. К формированию и изучению коллекции она привлекла отечественных и зарубежных ученых.

Музей располагался в специально построенном помещении. При нем имелись: кабинет для научных занятий, библиотека и небольшой ботанический сад. В музее велись биологические наблюдения, проводились экскурсии. Выпускались два периодических издания, в которых освещались результаты исследований музейных коллекций и публиковались работы по флоре мхов и низших растений Средней России. К числу последних относился подготовленный Екатериной Павловной и высоко оцененный русскими ботаниками «Иллюстрированный определитель грибов Средней России».

Это был уникальный музей. Подобного не было ни в одной усадьбе России. Это было научное учреждение, в котором работа осуществлялась на высоком профессиональном уровне. Музей поддерживал связи с научными центрами России в Москве, Петербурге, др. городах, с крупными отечественными и зарубежными учеными. Музей получил широкую известность. Молодые специалисты, работавшие с коллекциями музей, впоследствии стали крупными учеными, докторами наук и профессорами: Ф. В. Бухгольц, Б. Б. Гриневецкий, С. С. Четвериков и др.

В декабре 1916 года Русское Ботаническое Общество при Императорской Академии наук избрало ее своим почетным членом. Екатерина Павловна предполагала передать музей Московскому университету и основать в Михайловском биологическую станцию. Однако этому не суждено было осуществиться. После событий 1917 года усадьба Михайловское была национализирована.

Немалый интерес представляла картинная галерея усадьбы Михайловское. В ее состав входили, в частности, полотна известных русских художников Айвазовского, Максимова, Богданова-Бельского и др. Известно, что в собрание усадьбы Михайловское входили и памятники археологии — случайные находки, которые время от времени находились в окрестностях имения.

После революции.

После революции местные крестьяне помогали Шереметьевым вывозить из Михайловского семейные архивы, ценности и иностранную литературу XVII-XIX веков.

В ноябре 1918 года были арестованы сыновья Сергея Дмитриевича: Павел и Борис, арестованы, а впоследствии расстреляны его зятья - А.П.Сабуров и А.В.Гудович. Сам С. Д. Шереметьев скончался в декабре 1918 года.

В Михайловском недолгое время был музей дворянского быта, организованный Наркомпрсом. Однако уже в 1921 году советская власть прикрыла этот «рассадник капитализма», изъяла «в пользу общества» все оставшиеся ценности, а вместо музея на территории усадьбы был открыт дом отдыха для бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев.

Во время Великой Отечественной войны в усадьбе размещался военно-полевой госпиталь, а после войны - санаторий для шахтеров Министерства угольной промышленности.

В начале 60-х годов в Михайловское было переведено Министерство сельского хозяйства СССР, а после его передислокации обратно в Москву - вновь создан санаторий, уже профсоюзной подчиненности.

В 1994 г. санаторий преобразован в ОАО «Курорт «Михайловское», учредителями которого выступили: Федерация Независимых Профсоюзов России, Московский областной совет профессиональных союзов, РАО «ЕЭС России» и Администрация Подольского района Московской области.

В 2004г. на территории бывшей усадьбы начато строительство коттеджного комплекса "Графская усадьба".

Дополнительно

Музей - усадьба графа Шереметьева


Фрагмент ограды усадьбы графа Шереметьева в Останкино


фрагмент ограды
Останкино - уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий.
Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.) , господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем,парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева.



В 1743 году деревня Осташково была отдана в приданое дочери князя Черкасского Варваре, вышедшей замуж за сына графа Шереметьева, знатного вельможу, сподвижника Петра I. Таким образом, Останкино перешло во владение графов Шереметьевых.

в парке музея - усадьбы


ротонда
Известия конца столетия рассказывают, что в то время в Останкино был «увеселительный дом и регулярный сад с прудами». Однако в 1789 году граф Н.П. Шереметьев - большой знаток и поклонник искусства, в особенности театрального - задумывает перестроить особняк таким образом, чтобы разместить в нем не только дворцовые помещения, но и театральный зал. В результате перестройки получился скорее музей, чем жилая усадьба. А сам граф необычайно гордился своим созданием и считал его «величайшим, достойным удивления делом».


А причиной тому была - любовь. Любовь графа Н.П.Шереметьева к своей крепостной актрисе Прасковье Ковалевой-Жемчуговой.
Его чувства к Параше были настолько сильны, что граф пренебрег светскими условностями и тайно обвенчался с ней. Вот для того, чтобы избавить жену от воспоминаний о ее скромном происхождении и унизительном прошлом, граф и решил построить на другом конце Москвы дворец-театр, где ее талант мог бы раскрыться во всем своем блеске.

граф Шереметьев


фрагмент украшения



Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма... Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма.Фасады симметрично расположенных разновеликих объемов дворца украшены колоннадами ионического, коринфского, тосканского ордеров.


Потолок театра Шереметьва. В театре и по сей день устриваются спектакли, существуют так называемые Шереметьевские праздники.


Зал дворца Шереметевых

Самая знаменитая скульптура из Шереметевской коллекции в Останкино: "Дерущиеся петухи" Кановы. Когда обходишь ее вокруг, удивляешься, почему не слышно петушиного клекота, ведь их тут сразу трое!

До сих пор во внутреннем убранстве дворца Шереметьева сохранился подлинный паркет, некоторые люстры, потолок. Там была замечательная сборная позолоченная мебель, высокие зеркала, чертежи усадьбы, коллекционное собрание картин. Само убранство тоже напоминало театр, его композиции был посвящён интерьер дворца...

Перед вами кусочек театра Шереметьевых, здание которого помещалось прямо во дворце. Именно театр составил славу Останкино! Он был оборудован о последнему слову техники: колонны поднимались и раздвигались, потолок менялся, существовали всяческие приспособления для передачи звука грома, дождя... Верхний ярус театра - на снимке. Оттуда крепостные наблюдали за действием, происходящим на сцене театра...

Декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона. Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов...В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.



Несмотря на всю классичность своих форм, Останкинский дворец отличается необыкновенной нарядностью и роскошью. Да и немудрено, ведь он не мог не отражать тот дух обилия и вычурности, который господствовал в архитектуре и искусстве на всем протяжении 18 века. Сам граф дотошно вникал в малейшие детали строительства своего детища. Часто советовался и спорил со своими архитекторами. В результате Останкино не выглядит как творение одного мастера, но зато в нем замечательно отражена эпоха и то понимание красоты,
которое объединяло всех мастеров конца 18 века.

Усадьба Кусково действительно прекрасна – в роскошной летней резиденции Шереметьевых хорошо сохранились дворец и павильоны, единственный в Москве регулярный французский парк с цветниками и множеством скульптур, есть большой пруд.

Основные постройки в усадьбе были возведены в 18 веке графом Петром Борисовичем Шереметьевым. Он частенько называл землю, которая ему досталась в наследство от отца, «куском» — отсюда и пошло название усадьбы. Кусково имеет еще одно название – Подмосковный Версаль.

Уже от входа открываются чудесные виды на ухоженные газоны, аккуратно подстриженные деревья и прекрасные архитектурные сооружения.

Действующая усадебная церковь Спаса Всемилостивого. Шпиль стоящей рядом колокольни очень напоминает архитектурные решения питерских Адмиралтейства и Петропавловской крепости.

Ангел на крыше церкви.

Дворец в музее-усадьбе Кусково, построенный в стиле раннего классицизма с элементами барокко — деревянный.

Ко входу ведут два пандуса для въезда карет, заканчивающиеся фигурами сфинксов.

Затейливый вензель – одно из украшений дворца.

К возведению дворца и павильонов привлекались как известные архитекторы того времени, так и крепостные мастера.

Пирамидка на берегу пруда. Не очень поняла ее предназначение. Может быть, солнечные часы?

Голландский домик был построен в честь Петра Первого. Внутреннее убранство было привезено из Голландии и полностью сохранилось.

В солнечный день фото в Кусково получаются просто прекрасными.

Недалеко от Голландского домика я увидела фотосессию возле павильона Эрмитаж:

Классическая музыка в прекрасном антураже:

Свадьба в Кусково — очень красиво и романтично.

Центральная часть французского регулярного парка.

Статуи большей частью изображают львов, римских героев и богов. Всего их больше 60.

Парк украшен не только скульптурами, но и цветами.

Каменная оранжерея, построенная крепостным архитектором Ф.С. Аргуновым. В центральной части проводились балы, а в стеклянных крыльях зимних садов — гуляли среди тропических растений.

Еще один парковый павильон, Итальянский домик, похож на небольшой дворец.

Нарядный Грот отражается в водах Итальянского пруда. Его внутренняя отделка перламутровыми раковинами поражает воображение.

Этот прекрасный павильон был местом обеда императрицы Екатерины Второй во время ее визита в имение Шереметьева в 1774 году.

Летом гостеприимные Шереметьевы часто проводили балы, собиравшие весь цвет московского дворянства: на особо роскошных вечерах присутствовало до 30 тысяч гостей. Увеселений было множество: катание на лодках по большому усадебному пруду, театральные оперные и балетные постановки, парады, выступления оркестров, фейерверки. Театр графа Шереметьева считался лучшим в Москве.

В последнем десятилетии 18 века на кусковской сцене блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова, к которой был неравнодушен Н.П. Шереметьев. В 1800 году граф и актриса переехали в Останкино, а Кусково было позабыто. Только через десятилетия его сын возродил былую роскошь.

После революции шереметьевское владение избежало участи большинства дворянских усадеб – его объявили музеем-заповедником и впоследствии разместили тут музей фарфора. В наши дни здесь регулярно проводятся концерты классической музыки, выставки.

Как добраться до Кусково

На общественном транспорте: м. «Рязанский проспект», далее автобусом 133 или 208 до остановки «Музей Кусково».

На автомобиле: Москва, улица Юности, дом 2. В выходные приезжать лучше к открытию – потом будет сложно припарковаться.

Координаты: 55°44’11″N 37°48’34″E

Часы работы

  • Территория парка — с 10-00 до 18-00 (касса работает до 17-30)
  • Дворец, Голландский домик — с 10-00 до 16-00
  • Эрмитаж, Большая каменная оранжерея — с 10-00 до 18-00
  • Понедельник и вторник – выходные дни.
  • Последняя среда каждого месяца – санитарный день.

Стоимость билетов

Музей-усадьба принимает участие в акции Департамента культуры города Москвы «Музеи — бесплатно в третье воскресенье каждого месяца».

В обычные дни вход на территорию и в музеи платный:

  • Вход в парк — 50 рублей
  • Дворец — 250 рублей
  • Большая каменная оранжерея с выставками — 150 рублей
  • Голландский домик — 100 рублей
  • Итальянский домик — 100 рублей
  • Эрмитаж — 50 рублей
  • Единый билет на все павильоны — 700 рублей

Усадьба Шереметевых в Высоком December 17th, 2012

Один из интереснейших, сохранивший множество построек, усадебных комплексов Смоленской области это усадьба Шереметевых в селе Высокое. На крутом берегу реки расположился великолепный архитектурно-парковый ансамбль выполненный по проектам известного архитектора Н.Л. Бенуа. Архитектурный ансамбль, включающий в себя 19 усадебных строений, строился с 1867 по 1873 года под руководством, друга и помощника Бенуа, К.Ф. Мюллера.До наших дней сохранились практически все строения усадьбы: главный дом, дом управляющего, дом для детей, дом графини, птичник, огромный конный завод, здание школы, молочная ферма и прочие. Над всеми этими разнообразными зданиями возвышается величественный двухэтажный храм в русском стиле, так же построенный по проекту Бенуа.

Усадьба встречает нас самым старым строением - "домом графини", построенный ещё в середине XIX века. До 1860-х в сельце Высоком находились небольшой деревянный усадебный дом и несколько служебных строений, принадлежавших М.П. Мельниковой, представительнице старинного дворянского рода. В 1858 г. её дочь Александра стала женой графа Д.Н. Шереметева — правнука петровского фельдмаршала и первого российского графа Б.П. Шереметева, сына известного театрала, основателя усадьбы "Останкино" графа Н.П. Шереметева и его жены крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой. "Старый дом" — пример сравнительно скромной усадебной постройки в традициях позднего классицизма. Одноэтажный прямоугольный объем дополнен двумя закрытыми крыльцами по уличному фасаду в виде небольших ризалитов с актовыми портиками входов.


Следующим на нашем пути был дом для детей, 1869 г. постройки.

В архитектуре здания ощутимы мотивы французского классицизма XVII века.

Вся поверхность стен и угловые лопатки покрыты рустом. Торцовый фасад низкого объема, обращенный к дороге, завершен щипцом и имеет во втором этаже деревянный балкон с резными кронштейнами, балясинами и столбиками, несущими скатную кровлю.

Над большей частью второй этаж сделан мансардным, меньшая часть получает вид башенного объема с отдельной высокой крышей.

Напротив, через дорогу, находится дом управляющего.

Другое интересное по архитектуре строение — это здание птичника (1872 г.). К сожалению, находится в руинах.

Птичник расположился на берегу небольшого пруда. Кирпичная постройка в духе романской архитектуры.

У южного угла находится высокая восьмигранная башня, подражающая средневековой крепостной архитектуре.
Стены башни завершены машикулями. Винтовая лестница внутри нее приводит на верхнюю площадку, где возведена подобная маленькая башенка.

Мраморные львы на фоне школы. Прежде львы находились на пилонах при въезде в усадьбу.

Каждый лев держит фамильный герб Шереметевых.
На нем по латыни начертан девиз этой семьи: "Бог хранит всех".

Посетили мы усадьбу поздней осенью, когда опала листва, что дало хоть какую-то возможность сделать общие кадры. Однако, избежать в кадре огромного количества веток деревьев, не удалось. Главный дом, строительство которого окончено в 1871 г., построен по заказу графини А.Г. Шереметевой. Дворец — крупное здание с кирпичными стенами, побеленными по обмазке, и окрашенными в светлый тон декоративными деталями.

1901-1902 г.г. по проекту М.Ф. Мейшера в северной части дворец из-за понижения местности становится трехэтажным.

В фасадном декоре мотивы позднего классицизма соединены с подражанием западноевропейской средневековой архитектуре.

Его мансардная кровля, рустованные углы и наличники навеяны французским классицизмом XVII века.

На южном торцовом фасаде еще два входа: один — в угловом деревянном ризалите, перед другим — сильно вынесенное крыльцо с металлическим навесом на столбиках.

Два глухих окна в первом этаже южной части дома имеют цементные наличники, подражающие обрамлениям Ренессанса.

Огромное состояние, доставшееся Шереметевым благодаря таланту и удачливости их предков, позволяло последующим поколениям не заботиться о хлебе насущном, а заниматься тем, что приносило удовольствие. Вот и последний из владельцев усадьбы в селе Высокое граф Александр Дмитриевич Шереметев. Вписал в историю своего рода довольно любопытную страницу. Граф увлекался пожарным делом. В 1890 г. он создал первую в сельской России образцовую пожарную команду в 13 человек со всей необходимой экипировкой и инвентарем, а в 1891 г. в усадьбе построил пожарную каланчу "наподобие городских". Через 2 года Шереметев создал пожарную дружину общей численностью более 1000 человек, которая состояла из 14 отделений (по числу окрестных деревень). Ездил граф по окрестным деревням, высматривал там полуразвалившиеся деревянные постройки, скупал их, а затем давал приказ поджечь новоприобретенную "собственность" и пожарная команда, обученная и обеспеченная необходимым инвентарем, выезжала на тушение "пожара". Сам граф принимал непосредственное участие в этом действе. А для придания таковому еще большей солидности был приобретен пожарный автомобиль, чем не мог похвастаться даже губернский город.

Перейдём к другой грандиозной постройки имения - конному заводу (1873 г.)

Основные объемы этого незаурядного сооружения в русском стиле одноэтажные, посредине северной и южной сторон возведены двухэтажные корпуса.

Весь декор на главном фасаде южного корпуса подражает убранству фасадов Большого Кремлевского дворца и кремлевских теремов 17 века в Москве. В разорванные треугольные фронтоны верхних окон вставлены рельефные изображения лошадиных голов.

По завещанию А.Г. Шереметевой в последующем он был приспособлен под больницу, под странноприимный дом и, лишь частично, под конюшни.

Высокими щипцами по оси западного и восточного фасадов отмечены арочные проезды в большой внутренний двор.

Молочная ферма. Кирпичная хозяйственная постройка в романтических формах в "швейцарском вкусе". Сейчас уже сложно угадать какой-либо "вкус".

Амбар находится в юго-восточной части скотного двора. Первоначально несколько амбаров составляли замкнутое каре с внутренним двором. Сейчас сохранился лишь западный корпус.

В его центре находится въезд во двор, выделенный щипцом на фасаде. Небольшие боковые ризалиты также завершены
щипцами под скатами высокой кровли. Щелевидные проемы для сквозного проветривания на одной стороне сделаны одинарными,
а на другой - двойными. В поле щипцов сделаны проемы для засыпки зерна, к которым с земли подводили открытые лестницы.

Сохранились ещё кое-какие постройки (коровник, прачечная), но они уже не столь интересны. А выдающийся Тихвинский храм, что расположен на возвышенности и является доминантой усадьбы, заслуживает отдельного рассказа.

В марте 1917 г. А.Д. Шереметев уехал в Париж, взяв с собой только семейную реликвию - икону Тихвинской Божьей Матери.

Использован материал с сайта

Останкинский дворец графа Шереметьева

Музей-усадьба Останкино в Москве - это уникальный памятник архитектуры 18 века в северной части столицы. Расположенная близко к центру она привлекает строгими формами классицистической архитектуры, красотой интерьеров дворца и тишиной старинного парка. Музей-усадьба Останкино в Москве относится к охраняемой природной зоне столицы.

Фото -Д.Козаков Боярская вотчина с прудом (XVI в.), церковью Св. Живоначальной Троицы (XVII в.), господским домом и дубравой становится в конце XVIII века дворцово-паковым ансамблем, парадной летней резиденцией графа Н.П. Шереметева



На месте современной усадьбы Останкино (первоначально Осташково) 400 лет назад стояли дремучие леса, в которых были разбросаны немногочисленные селения. В этих местах царские егеря часто охотились на медведей и лосей, за что близлежащие земли получили названия "Лосиный остров", "Лось", "Медведково".



Первое письменное упоминание о селе и его владельце относится к 1558 году. Иван Грозный отдал эти земли во владение служилому человеку Алексею Сатину, который в годы опричнины был им же и казнен. Новым владельцем имения был поставлен известный дипломат, дьяк посольского приказа Василий Щелкалов. При нем Останкино становится настоящей усадьбой (конец XVI - нач. XVII вв.). Щелканов строит боярский дом с поселением в нем деловых людей, деревянную церковь Троицы. Тогда же был вырыт большой пруд, разбит огород, засажена дубовая роща.


После Смутного времени разоренную усадьбу восстанавливали уже новые хозяева - князья Черкасские, кроме того, ими была построена сохранившаяся и поныне каменная красавица-церковь в честь Живоначальной Троицы на месте сгоревшей деревянной с пятикупольным храмом, с двумя приделами, тремя шатровыми крыльцами и колокольней с высоким шпилем (теперь увенчанной шатром).



Останкино связано с фамилией Шереметевых с 1743 года, когда граф Петр Борисович Шереметев женился на княжне Варваре Алексеевне Черкасской - единственной дочери Черкасских. В приданое она получила 24 вотчины, в число которых входило и Останкино, а сам молодой хозяин, владевший усадьбой Кусково, в Останкине создает фруктовый сад, разбивает парк, строит новые хоромы.



После смерти Шереметева-старшего (1788 год) в права наследника вступает его сын Николай Петрович Шереметев, к которому переходит не только усадьба Останкино, но и владения отца в 17 губерниях с 200 тысячами крестьян, с зажиточными селами, в которых крестьяне занимались художественными ремеслами.


Молодой граф Шереметев был одним из самых богатых и просвещенных аристократов своего времени: знал несколько иностранных языков, учился за границей, объездил множество европейских стран, знакомясь с литературой и искусством, собрал большую библиотеку.


По приезде в Россию он задумал создать в Останкине Дворец искусств с театром, художественными галереями, с богато декорированными парадными комнатами и залами, открытыми как для отечественных, так и для иноземных гостей. Он видел в этом служение не только личностным потребностям, но и славе всероссийской.





Дворец строился с 1791 по 1798 годы. В его проектировании участвовали архитекторы Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, а также русские архитекторы Е. Назаров и крепостной зодчий П. Аргунов. Строительство вели крепостные мастера, которыми руководили ответственные архитекторы А. Миронов, Г. Дикушин, П. Бизяев. Интерьеры оформляли также крепостные художники: декоратор Г. Мухин, художник Н. Аргунов, резчики Ф. Пряхин и И. Мочалин, паркетчики Ф. Прядченко, Е. Четвериков. Завершал отделку здания П. Аргунов.



Останкинский дворец был построен в стиле классицизма. Монументальный и величественный, он казался возведенным из камня, хотя материалом для него послужило дерево.



Общая композиция дворца исходит из схемы в виде буквы "П" с парадным двором. Здание выдержано в классической симметрии. Большой купол венчает центральную часть здания, оформленного тремя классическими портиками: центральным и двумя боковыми. Павильоны с обеих сторон (Итальянский и Египетский) соединены с главным зданием одноэтажными галереями.



Главным помещением в центре дворца является театральный зал. Следует отметить, что граф создал необычный театр, где крепостные получали хорошее актерское образование от известных русских и зарубежных артистов. Музыкальной частью заведовал композитор, капельмейстер и учитель пения Иван Дегтярев, сложными механизмами сцены управлял Федор Пряхин.



Все это было сотворено золотых рук мастерами - крепостными умельцами графа, который набирал самых способных крестьян по разным селам, посылал их учиться в Академию художеств и даже в Италию.




В 1801 году Шереметев навсегда уезжает в Петербург, женившись на молодой, но уже прославленной актрисе своего театра Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой - дочери крепостного кузнеца, не признанной в свете и умершей от чахотки в 34 года после рождения сына Дмитрия. Вскоре умирает и сам граф. Их сына воспитывала балерина того же театра Т. В. Шлыкова-Гранатова.



Интерьеры парадных залов сохранили подлинный декор и убранство. Особенное изящество придают залам осветительные приборы из хрусталя, бронзы, золоченого резного дерева. Украшением останкинских интерьеров является наборный художественный паркет.



С июня по сентябрь в Останкинском театре проводится традиционный фестиваль "Шереметевские сезоны", продолжающий музыкальные и театральные традиции усадьбы. Постановка опер и балетов XVIII столетия, разнообразные концертные программы, исполняющиеся в зале исторического театра, дают возможность ощутить театральное назначение Останкинского дворца, погрузиться в атмосферу усадебных праздников




Скульптуры и лепнина фасада Шереметьевского дворца


Церковь в Останкино
Церковь Живоначальной Троицы (1678-1692 гг.) построена из красного кирпича. Фасады здания декорированы многоцветными изразцами с изображением цветов, фантастических птиц и животных, белокаменной резьбой, фигурной кирпичной кладкой. В центральной части церкви иконостас с иконами XVII-XVIII вв




Останкино оставалось родовым имением Шереметевых вплоть до 1917 года. После революции 1917 года усадьба была национализирована и функционировала как музей-усадьба, а с 1938 г. - как музей творчества крепостных. С тех пор здесь постоянно ведется большая научная работа по восстановлению и реставрации дворца, создаются каталоги его коллекций.




Как общедоступный музей, усадьба Останкино открылась для посетителей 1 мая 1919 г. по инициативе Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса. Сейчас в музее проводится комплексная научная реставрация. Ежегодно с 18 мая по 30 сентября открытая для показа часть дворца включается в обзорную экскурсию по усадьбе






Останкинский дворец построен из сибирской сосны с наружной штукатуркой и внутренней декоративной отделкой (1792-1798) в стиле русского классицизма. Архитекторы: Кампорези, Старов, Бренна. Скромный декор оштукатуренных стен состоит из гипсовых барельефов на мифологические темы, стенные ниши "оживлены" скульптурными изображениями героев античной мифологии, связанных с культом Диониса и Аполлона







Оштукатуренные стены его кажутся каменными. Бледно-розовый цвет фасада дворца носил поэтическое название "цвет нимфы во время зари". Этот изысканный цвет и белые колонны создавали ощущение чистоты. Гармония линий и красота интерьеров завораживают гостей вот уже несколько столетий.






Главный фасад украшен величественным шестиколонным портиком коринфского ордера, установленным на выступе первого этажа. Фасад, обращенный к парку, украшает десяти колонная лоджия ионического ордера. Наружные стены дворца украшены барельефами работы скульпторов Ф. Гордеева и Г. Замараева. Самая главная часть дворца - театральный зал, соединяющийся закрытыми галереями с Египетским и Итальянским павильонами, которые использовались для парадных приемов и театральных постановок




Театр музея-усадьбы Останкино


В то время одной из модных забав был театр. Увлечение театром у Н.П. Шереметева переросло в дело всей его жизни. По замыслу графа Останкинский дворец должен был стать Пантеоном искусств, дворцом в котором царит театр. Театр был открыт в 1795 году оперой И.Козловского на слова А.Потемкина "Взятие Измаила или Зельмира и Смелон". В труппе театра было около 200 актеров, певцов и музыкантов. В репертуаре были балет, оперы и комедии.



Машина ветра


Машина грома
Ставились не только произведения русских авторов, но также и французских и итальянских композиторов. Граф Шереметев устраивал праздники в честь высоких особ, которые обычно сопровождались представлением с участием талантливых актеров. На сцене театра блистала крепостная актриса Прасковья Жемчугова - талантливая певица.



Последний праздник, в честь императора Александра I, состоялся в 1801 году. Вскоре театр был распущен, а владельцы покинули дворец. До наших дней театральный зал дошел в своем "бальном" виде, но и сегодня здесь осуществляются постановки старинных опер и звучат камерные оркестры. Зал остается лучшим по акустике залом столицы. Он выстроен в форме подковы, что обеспечивает хорошую видимость со всех мест и прекрасную акустику. Зал оформлен в голубых и розовых тонах и вмещает до 250 зрителей.



Зрительный зал
Зрительный зал был невелик, но отделан с большим изяществом. Амфитеатр был отделен от партера балюстрадой, за которой между коринфскими колоннами располагались лоджии бельэтажа, и над ними, под самым потолком верхняя галерея. Залы дворца предназначались для фойе и использовались как концертные и банкетные: Египетский зал, Итальянский зал, Малиновая гостиная, картинная галерея, концертный зал и т. д. Их можно назвать парадными помещениями с хрустальными люстрами, паркетными полами, росписями, позолоченной лепниной, стильной мебелью, обивкой стен шелком, картинами, гравюрами, скульптурами. Роскошно были отделаны даже небольшие угловые комнаты и переходные галереи


Потолок театра


Двухэтажный театр расположен в центре дворца и окружен системой парадных залов. В оформлении парадных залов использована своеобразная театрализованная версия классицизма. В отделке интерьеров использованы ткани, позолота и резьба по дереву, роспись по бумаге.

Внутреннее убранство



Внутреннее убранство дворца удивляет своей нарядностью и простотой. Большая часть декора выполнена из дерева, имитирующего мрамор, бронзу и другие материалы. Основной вид отделки залов - золоченая резьба. Большую часть резного декора выполнил резчик П.Споль. Особенно красив он в Итальянском павильоне.




Египетский зал



Узорчатый паркет из редких пород дерева, стены, обитые атласом и бархатом. Парадные залы дворца славятся золоченой мебелью 18 и начала 19 веков работы русских и европейских мастеров. Светильники, настенные и другие украшения часто выполнялись специально для Останкинского Дворца. Все предметы находятся на своих местах и дошли до нас в своем первозданном состоянии. Как писал очевидец: «… все блестит золотом, мраморами, статуями, вазами».





Египетский зал
Здесь также представлена коллекция портретов 18-19 вв. работы известных мастеров, а также редкие полотна неизвестных художников. К сожалению, из тридцати подлинных античных скульптур до наших дней дошло только пять. Поэтому дворцовая скульптура представлена в основном копиями. Сохранились также работы западно-европейских скульпторов Кановы и Лемуана, Буазо и Трискорни. Среди изделий из фарфора сохранились предметы из коллекции Черкасских. Это изделия японского и китайского фарфора 16-18 вв. Можно видеть и коллекцию вееров из собрания известного коллекционера Ф.Е.Вишневского
.



Балкон 2 этажа

Останкинский парк



Вместе со строительством дворца Н.П. Шереметев разбил регулярный парк во французском стиле, а позже он создал пейзажный парк. Регулярный парк был основной частью так называемого Увеселительного сада, в который также входили партер и насыпная горка "Парнас", "Собственный садик" и кедровая роща. Увеселительный сад располагался рядом со дворцом. Ближайшая к имению часть рощи (так называемый Прибавочный сад) была превращена в Английский парк. Над созданием естественного пейзажного сада трудился садовник-англичанин. Были созданы 5 искусственных прудов. В саду росли дубы и липы, клен и различные кустарники - лещина, жимолость и калина. Вдоль Ботанической улицы разместился Парк скульптур. Здесь разбиты цветники, устроены две беседки с колоннами, эстрада и открытая галерея.



Музей ведет активную выставочную работу, представляя временные выставки из своих фондов как во дворце, так и за его пределами. Для посетителей открыты театр, часть парадных залов и парк. В наши дни музей-усадьба Останкино в Москве представляет собой уникальный дворцово-парковый ансамбль с единственным в России деревянным театральным зданием конца 18 века



Северо-Восток Москвы. Годы. События. Люди (рук. авторского колл. К.А. Аверьянов). М., 2012. С. 325 - 342. ISBN 978-5-9904122-1-7.
Останкино — статья из Большой советской энциклопедии
Останкино — статья из Нового энциклопедического словаря изобразительного искусства
Глозман И. М., Рапопорт В. Л., Семенова И. Г. Кусково. Останкино. Архангельское. — М.: Искусство, 1976. — 207 с. — (Города и музеи мира).


Top