Китайский фарфор – тайна за семью замками. Китайский фарфор – история Фарфор с точки зрения науки

Китайский фарфор привлекает своими уникальными свойствами: высокой прочностью, звонкостью, широкой цветовой палитрой материалов и полудрагоценных камней, которые издавна были распространены в Китае.

Китайского фарфора история очень необычна и своеобразна . Раскопки археологов, проведенные в течение последнего времени в Китае, так и не смогли дать ответ на вопрос, связанный с датой появления фарфора. Однако китайские источники относят изготовление фарфора к эпохе Хань, охватывающей 204 г. дo нaшeй эpы – 222 г. нaшeй эpы.

Достоверным историческим свидетельством периода появления фарфора, являются изделия и фарфоровые черепки, обнаруженные при раскопках в развалинах г. Самарры в Месопотамии, образовавшихся в IX веке. Таким образом, можно отнести изготовление фарфора к периоду Тан.

В период господства династии Тан с 618 г. по 907 г. произошло интенсивное развитие торговли, в особенности на юге Китая. Первые торговые колонии появились в Кантоне, куда прибывали зарубежные купцы: арабы, персы, евреи, греки, что свидетельствует о развитии морской торговли.

Рост производственного и экономического развития, совершенствование государственного управления, явились толчком для интенсивного развития китайской культуры и искусства, литературы и науки.

Естественно, что данные преобразования не могли не отразиться на развитии ремесленной промышленности. Одним из наивысших достижений ремесленной промышленности и явилось развитие керамики, с уникальной технологией обработки фарфорового черепка.

Керамические фарфоровые изделия той эпохи непосредственно наложили отпечаток на ремесленные изделия китайской культуры , которая в ходе своего развития соприкоснулась с культурой других стран. Например, с Индией, Грецией и многими другими странами.

Можно встретить сосуды с необычной формой, схожей по очертаниям горловины и ручками с греческой амфорой либо другими иностранными и зарубежными образцами.

Также следует отметить, что на фарфоровых керамических изделиях танского временного периода наблюдается и в формах, и в украшении изделий применение бронзовых изделий . Среди часто используемых элементов декорирования были золотистые полу шары либо извилистые ободки.

Глазурование фарфоровых изделий также имеет богатую предысторию. В древнем Китае пользовалось популярностью свинцовое глазурование. С разнообразной красочной гаммой: зеленых, бирюзовых, янтарно-желтых и пурпурно-коричневых, которые получали из тех же окисей металлов, которые брались за основу создания идентичных более поздних видов минских глазурей.

В последствие появились и шпатовые , для которых нужны были более высокие температурные режимы . Основными видами шпатовых видов глазури были: белая, зеленая, коричневато-серая, пурпурно-черная, шоколадно-коричневая. Их специфические особенности — необычная яркость. Разноцветные круги, наносимые на поверхность на близком расстоянии друг от друга, являлись специфическим элементом изделий из китайского фарфора.

Техника декорирования, как гравировки, неординарные и отточенные извилистые рисунки, неоднократно наблюдаемые на изделиях из керамики танского исторического периода, применялись не только в последующий сунский период, но и успешно применяются в современном производстве китайского фарфора.

Объявления:


Созданием фарфора мир обязан древним китайцам, открывшим этот материал более трех тысяч лет назад. После его изобретения, в мире царствовал исключительно . Те немногие вещи, что попадали в Европу, были сделаны только в Поднебесной. Жители Китая держали рецептуру производства и компоненты в строжайшей тайне. Разглашать инородцам секрет изготовления было запрещено под страхом смертной казни.

История

С 1004 года центром производства фарфора в Китае стал город Цзиндэчжэнь (еще его называют Динчжоу ), расположенный на берегу озера Поянху , где производили изделия для императорского двора. К началу 18 века в нем проживало около миллиона человек, и работало три тысячи печей для обжига фарфора. Фарфоровые изделия из этого города отличались высоким качеством. Расцвет китайского фарфора пришелся на 15 и 16 века , когда мастерство его изготовления достигло совершенства.

В 17-18 веках большое количество китайского фарфора попало в Европу. Вывезли его голландские и португальские мореплаватели и торговцы. Редкий для средневековой Европы товар моряки приобретали, когда следовали из гавани Арита в провинции Хицэн. В этой гавани фарфор называли «имари».

Особенности состава и производства китайского фарфора

С языка фарси фарфор переводится, как «императорский». Посуду из него могли позволить себе исключительно правители и члены императорской семьи. Чтобы секреты изготовления фарфора не попали в чужие руки, город Цзиндэчжэнь, в котором и было основное производство, вечером закрывали, а на улицах патрулировали вооруженные отряды солдат. Попасть в него в этот время могли только те, кто знал специальный пароль.

За что же так почитался фарфор и за что его так ценили европейцы? За тонкостенность, белизну, мелодичность и даже прозрачность. Качество изделий зависело от содержания в фарфоровой массе белой глины – . Добывался он не везде, а только в некоторых провинциях Китая.

Именно этот компонент придавал готовым фарфоровым изделиям белизну. Также на качество влияла степень тонкости помола пудры «фарфорового камня» (горная порода из кварца и слюды), из которой замешивали массу. Добывали эту породу в провинции Цзянси .

Замешанную фарфоровую массу, прежде чем использовать, выдерживали около 10 лет. Считалось, что так она приобретала большую пластичность. После такой длительной выдержки ее еще и отбивали. Без этого лепить из массы было нельзя, она просто рассыпалась в руках мастера.

Древние китайские гончары обжигали фарфоровые изделия в специальных керамических горшках-капсулах при температуре 1280 градусов (изделия из обычной глины, для сравнения, обжигались при температуре 500 – 1150 градусов). Печь для обжига загружали до самого верха готовыми изделиями, замуровывали, оставляя единственное небольшое отверстие, чтобы наблюдать за процессом.

Топили печи дровами, а топка находилась снизу. Открывали печь только на третьи сутки и выжидали пока горшки с изделиями остынут. На четвертый день в печь входили рабочие, которые выносили готовый обожженный фарфор. Но даже тогда печь еще не остывала полностью, поэтому рабочие были в мокрой одежде и перчатках из нескольких слоев мокрой ваты. Для изготовления только одного фарфорового изделия требовались усилия 80 человек.

Глазурь на готовые фарфоровые изделия наносили в несколько слоев, варьируя степень прозрачности каждого слоя. Делалось это для, чтобы придать посуде особый матовый блеск. В качестве красок использовались кобальт и гематит, хорошо переносящие высокую температуру при обжиге. Отделку эмалевыми красками китайцы стали применять только в 17 веке.

Как правило, древние мастера использовали в росписи тематические сюжеты и сложные орнаменты, так что одно изделие расписывали несколько человек. Одни очерчивали контуры, другие писали пейзажи, третьи – фигуры людей.

Первые фарфоровые чашки из китайского фарфора были белого цвета с легким зеленоватым оттенком. При постукивании они издавали мелодичный звон, напоминающий звук «тсе-ни-и». Именно поэтому фарфор в древнем Китае называли «тсени» .
О фарфоре европейцы узнали благодаря посредничеству купцов. Больше всего их поразило даже не качество фарфоровых изделий, а технологии изготовления чашек . Они были просто уникальны. Фарфоровую чашку китайские мастера склеивали из двух половинок – внешней и внутренней, при этом их донышки и верхние ободки были прочно соединены. Внутри чашку расписывали цветочными орнаментами, а ажурная внешняя половинка оставалась белой. Когда в нее наливали чай, то сквозь фарфоровое кружево была видна тончайшая роспись меньшей чашки.
Но самым удивительным для европейцев стали фарфоровые сосуды сероватого цвета, с проступающими на стенках узорами. По мере того, как чашка наполнялась чаем, на ней проявлялись морские волны, водоросли, рыбки.

Ценность и качество фарфора определяют по нескольким составляющим: материал, форма, декор и глазировка. Цвет готового фарфорового изделия должен быть теплым, мягким, сливочного оттенка.

Около 1700 года в росписи преобладал зеленый цвет , поэтому изделия датированные этим временем относятся к так называемому «зеленому семейству» . В более позднее время в росписи стал доминировать и розовый цвет . Так появился фарфор, относящийся к «розовому семейству» .
Некоторые этапы в истории производства китайского фарфора и изделия, в который они были сделаны, носят имя императорской династии, правившей в тот период.

В 1500 году технологию изготовления фарфора у китайцев перенимают японцы. Качество первого японского фарфора было значительно ниже китайского, зато роспись была роскошнее. Она отличалась большим разнообразием сюжетов и орнаментов, яркостью красок и настоящей позолотой.

Когда-то фарфор почитался ремесленным чудом, и за тайну этого керамического материала смельчаки платили собственными жизнями. Потом его стали изобретать заново то здесь, то там – в результате чего мир обогатился новыми разновидностями и сортами фарфора. С течением времени оказались востребованы все физические свойства фарфора, и в прошлом веке фарфоровая продукция разделилась на промышленную и бытовую.

С чего же все начиналось?

История фарфора

Родина фарфора – Китай. В то время как европейцы – даже самые цивилизованные, древние греки – лепили амфоры, выдалбливали каменные плошки и пытались отливать посуду из стекла, китайцы сосредоточенно работали над созданием фарфора. Первые удачные опыты китайских мастеров задокументированы 220-м годом до нашей эры.

Сами китайцы склонны увеличивать возраст фарфора как минимум на тысячу лет. Европейская наука полагает, что не всякая древнекитайская керамика – фарфор, но лишь та, которая при легком соударении звенит «цзин-нь»... А такие изделия на территории Китая стали появляться лишь в середине первого тысячелетия Новой эры.

Не стоит снисходительно относиться к аудиальному критерию оценки. Есть мнение, что и англоязычное имя Китая, и славянская «синь», и китайское наименование фарфора происходят из одного источника – звукоподражательного «цзинь».

Во всяком случае, географическая область появления китайского фарфора по сей день зовется Цзянси; британское China – англифицированная попытка прочтения древнекитайского tien-tse, впоследствии преобразованного в tseane и служившего наименованием, помимо прочего, любому изделию из фарфора.

По мнению отдельных лингвистов, русская «синь» - все та же калька с китайского tseane. Ведь первые изделия из китайского фарфора декорировались исключительно синей минеральной краской. Значит ли это, что славяне познакомились с китайским фарфором тысячи лет назад? Любопытная, но неподтвержденная наукой гипотеза.

Почему фарфор родился в Китае?

Строго говоря, темпы развития керамического ремесла в Европе, Средней Азии, Ближнем Востоке, Индии и прочих удаленных от Китая местностей были примерно равными. Да и китайцы в технологию обжига формованной глины не внесли ничего принципиально нового. Все те же купольные печи, все тот же древесный уголь...

Секрет происхождения фарфора кроется в сырьевых предпочтениях. Мастера всего мира предпочитали для изготовления керамики брать жирную красную глину. Китайцам же посчастливилось оперировать – веществом хотя и тугоплавким, но зато красивым, особенно после интенсивного, с расплавлением внешнего слоя, обжига.


Достичь успеха в создании эффективной технологии фарфора было непросто. Потому китайцы, весьма охотно торговавшие фарфоровыми изделиями, всячески противились раскрытию своих know how.

Звонче нефрита, белее снега

Первые образцы китайского фарфора состоят из протертого каолина и измельченного . Лучший фарфор, по словам древних поэтов, был «звонок как нефрит, блестящ как иней, бел как снег».
По заветам первых мастеров, для достижения должного качества изделий хорошо увлажненное фарфоровое тесто отправлялось на столетнюю выдержку в глубокие ямы. Диссоционный распад минералов в щелочной среде обеспечивал как пластичность, так и однородность получаемого материала.

Визуальный анализ черепков китайского фарфора не мог подсказать тогдашним европейцам ни состава, ни особенностей технологии продукта. Более или менее успешной имитацией фарфора стало стекло, сваренное с большой добавкой оксида олова, а также несколько вариантов смеси оловянистого (называемого опаловым) стекла с глиной.

Но сходство было лишь внешним: потребительские качества изделий из поддельного фарфора оставались низкими. Да и себестоимость молочно-белого стекла с сурьмой и оловом превосходила цену китайского фарфора...

В Китай поехали шпионы.

Персы – хранители фарфорового секрета

Попытки фарфорового шпионажа, предпринятые в конце первого – начале второго тысячелетия нашей эры, оказались безуспешными. Из чего заинтересованные европейцы поспешно вывели мнение о строгости старокитайского режима секретности, и сочинили сказки о показательных казнях пойманных разведчиков.

На самом деле китайцы весьма приветливо относились к иностранцам, а уж торговцев привечали как родных. Вот только фарфоровый экспорт Китая тех времен целиком и полностью принадлежал выходцам из Персии и (в меньшей степени) Индии. Покупая фарфоровые изделия задешево, восточные купцы продавали их с многократной наценкой. Не даром же Ли Шан-Инь, знаменитый поэт IX века, пишет: «Странно увидеть бедного перса...»

Так что нет ничего удивительного в том, что пешие и конные путешественники, направлявшиеся в Китай за фарфором, бесследно исчезали задолго до достижения цели. Их не пропускала арабо-персидская торговая мафия! Не напрасно и мореплаватели искали водного пути на Восток так упорно, что даже открыли Америку...

Семейство Поло – послы Европы в Китае

Визит венецианского купца Никколо Поло в Китай пришелся на сложный период монгольских завоеваний, но прошел на удивление успешно. Сын Никколо Поло, Марко, и вовсе прожил в Китае семнадцать лет, после которых, осыпанный ханскими подарками, вернулся в Венецию.

Западные специалисты по истории фарфора утверждают, что по-настоящему качественный китайский фарфор появился на свет одновременно с прибытием в Пекин Марко Поло. А все фарфоровые изделия предшествующего периода, то есть созданные до середины XIII века, малоценны в технологическим и художественном отношении.

Среди чужеземных даров, привезенных Марко Поло из Китая, особенно любопытными оказались фарфоровые чашки. Одна из них была снаружи покрыта тончайшей фарфоровой сеткой. Другая влекла красочным рисунком, проявлявшимся после наполнения сосуда горячей водой. Третья просвечивалась нежнейшим оттенком розового – за что языкатые итальянцы прозвали материал «поросеночным» - porcellana.


Название прижилось. Напрасно знаменитый путешественник рассказывал легенду о добавлении в фарфоровое тесто крови китайских девственниц. Его земляки отговаривались сходством розоватого фарфора с ракушками моллюска, которого как раз таки и зовут «свинушкой».

И кстати, теребили венецианцы путешественника, что кроме девственной крови входит в состав китайской порцеляны?

Стойкий фарфоровый секрет

Мы не знаем, что отвечал Марко Полы на вопросы сограждан. Да и что он мог ответить? В Китае фарфор делают тысячи ремесленников: берут белую глину в Гаоляне, растирают фарфоровый камень, смешивают, выдерживают... после лепят и обжигают. Всё!

Но что за белая глина Гаоляна? Каков таков фарфоровый камень? И главное, почему ни одна из белых глин местного залегания не дает нужного эффекта?

Ответа не было.

Прошли столетия. В конце XVII века в Китай прибыл французский священник, патер Франсуа Ксавье д´Антреколь. Монах приехал хорошо подготовленным не только к миссионерской, но и к разведывательной деятельности. Он говорил по-китайски и владел разрешением на посещение Цзинь-дэ-чжэня, округа, производящего фарфор во множестве и для императорского двора, и на продажу.

Говорят, пронырливому монаху пришлось испытать чудеса шпионского везения, чтобы добыть и отправить на родину, во Францию, образцы фарфорового сырья. Правда, Рене Реомюр, знаменитый физик и конечный адресат д´Антреколевых посланий, ничего полезного в монашеской корреспонденции не нашел. Ни гаолянской глины, ни таинственного фарфорового камня во Франции как будто не водилось...

Закат китайской фарфоровой монополии

Однако передовая наука середины XVIII века уже горела идеей французского фарфора. Пьер Жозеф Макёр вел теоретические изыскания формулы фарфорового состава. Жан Дарсе кропотливо изучал образцы отечественных глин, пока не нашел близ Лиможа материал, отвечающий всем требования. Жирный лиможский каолинит вполне соответствовал белой гаолянской глине.

Разгадка тайны так называемого «фарфорового камня» состоялась еще раньше. В начале века немцы Эренфрид Чирнхаус и Иоганн Бётгер установили, что для изготовления тонкой, мелкозернистой и малопористой керамики следует добавлять к глине равные количества и .


Правда, первый из созданных германскими учеными материалов не вполне соответствует китайскому эталону. Однако по счастливому стечению обстоятельств в окрестностях Мейсена обнаружились запасы отличной фарфоровой глины, и потому Бётгеру с Чирнхаусом вскоре удалось добиться настоящего успеха.


Во второй половине XVIII века белый фарфор отличного качества начал выпускаться и во Франции, и еще много где в Европе. Разве бывает в человеческой истории, чтобы приоритет не оспаривался?

Английский, японский, русский фарфор

Когда в 1735-м году труд д´Антреколя, посвященный фарфору, увидел свет, книгу прочли в том числе и в Англии. Томас Бриан был назначен агентом и командирован во Францию, где преуспел в овладении фарфоровым ремеслом. Вскоре после возвращения Бриана в Англию оказалось, что патенты на фарфор уже готовы и можно приступать к выпуску продукции.
Технологии, позаимствованные во Франции, а вместе с ними и флорентийские (конца XVI века) методы изготовления фарфоровой массы позволили англичанам создавать настоящие шедевры. Особая заслуга Англии – изобретение костяного фарфора.

Японский фарфор увидел свет раньше европейского, однако попадал в Европу лишь от случая к случаю. Японские мастера по-своему усовершенствовали китайские приемы украшения изделий, и во времена выпуска первого французского фарфора мастерам ставилась задача качественного копирования японских образцов.

История русского фарфора официально начинается в XVIII веке. Однако по мнению некоторых историков, гжельская белая глина начала использоваться для производства фарфора еще в домонгольское время.


По непроверенным сведениям, на территории нынешнего Раменского района Московской области незадолго до монголо-татарского нашествия работали мастера, полностью копировавшие китайские технологии. Некоторые искусствоведы считают, что современная гжельская традиция росписи фарфора синим по белому произрастает из средневековой китайской старины...

Но почему именно XVIII век стал временем быстрого и повсеместного распространения фарфора?

Первый европейский фарфор – родом из Дрездена!

Иоганн Фридрих Бётгер почувствовал себя алхимиком смолоду. Освоив технику позолоты серебряных монет, Бётгер заявился к курфюсту Саксонии Августу и уверил властителя в своем алхимическом могуществе. Неудивительно, что в скором времени Бётгера, назначенного главным золотодобытчиком государства, приговорили к казни за растрату и невыполнение обязательств.

К чести короля, он не стал настаивать на усекновении буйной бётгеровской головушки, и поручил неуемному экспериментатору создать ну хоть что-нибудь, например, любимый курфюстом фарфор. Как ни странно, тайна тонкой, звонкой и полупрозрачной керамики поддалась молодому алхимику.

В 1709-м году начинающий исследователь составил оригинальную рецептуру мейсенского фарфора. Август высоко оценил находку, помиловал Бётгера и наградил творцов фарфорового чуда, а кроме того, основал производственную мануфактуру и принял меры предосторожности против разглашения секрета.


Эмблемой мейсенского фарфора довольно скоро стали скрещенные мечи – как напоминание об ответственности за посягательства на тайну. Бётгер, пренебрежительно относившийся к «горшечному» делу, получил строжайшие предписания. В связи с чем хранителем секрета собственно фарфора он сделал одного из своих помощников, а сбережение тайны глазури поручил другому ученику.


Курфюст, однако, не особенно уверовал в молчаливость Бётгера и, по слухам, отравил беднягу. Но поздно... Приятель Бётгера Кристоф Хунгер, обученный золотым аппликациям по фарфору, сбежал из Саксонии и принялся разъезжать по Европе и продавать секреты мейсенского фарфора. Постоялые дворы Дрездена наполнились авантюристами, жаждущими выведать великую фарфоровую тайну.

К дочерям мастеров фарфорового производства выстраивались очереди из женихов – но браки длились лишь до вхождения зятьев в семейный бизнес. Вызнав секреты и кое-как овладев фарфоровым ноу-хау, беспринципные шпионы спешно покидали немецких жен и сбегали навстречу славе и богатству.

Получая информационную подпитку из нескольких источников, фарфоровые мануфактуры росли по всей Европе как грибы после дождя. В результате к началу XIX века всякий уважающий себя властитель мог похвастать собственным фарфором!

Фарфор с точки зрения науки

Принято различать два типа фарфора: мягкий и твердый. Разница между типами определяется составом. Мягкий фарфор содержит большее количество так называемых плавней – компонентов, имеющих относительно низкую температуру плавления. Твердый фарфор обжигается в печах, разогретых на 300 градусов сильнее. Технические фарфоры, как правило, относятся к твердым.

Фарфоровая посуда изготавливается в основном из мягкого фарфора: он лучше пропускает свет, хотя и отличается большей хрупкостью. Твердый фарфор весьма прочен, огнеупорен, химически стоек – и поэтому востребован в производстве техники, изоляторов, лабораторной посуды, металлургических огнеупоров.

В состав твердого фарфора входит каолин (50% от массы), кварц и полевой шпат (равными или примерно равными долями, вместе до 50% от массы). В мягком фарфоре процентное содержание полевого шпата и других плавневых добавок гораздо выше, чем в твердом, а количество кварца уменьшено.

Состав благородной керамики , разработанный в 1738-м году во Франции и в значительной мере повторяющий старокитайскую рецептуру, позволяет производить именно мягкий фарфор. Французы предложили готовить фарфоровое тесто из 30-50% каолина, 25-35% силикатов, 25-35% так называемой фритты – сырьевой композиции, включающей в себя несколько компонентов, дающей фарфору блеск, звон и светопроницаемость.

Среди прочих, в состав современных фритт входят карбонаты, кальциты, ископаемая и... !

Технология фарфора

Измельчение и смешивание сырьевых компонентов – важнейшая подготовительная операция. Гомогенность частиц фарфорового теста гарантирует равномерность прогрева и одинаковые темпы спекания по всему массиву изделия.

Обжиг фарфора ведется в два или три этапа. Первый обжиг – у специалистов этот этап называется «на утиль» или «на бельё» («бельем» именуется неокрашенный шероховатый фарфор) – проводится с целью получения качественно сформованных изделий с необработанной поверхностью. Вторым обжигом («на поливу») расплавляют глазурь, нанесенную на первичное изделие поверх художественных росписей.

После второго обжига проводится финишное декорирование: надглазурная роспись, золочение и прочие отделочные операции. Закрепление надглазурной росписи обычно требует третьего, наиболее щадящего обжига. Если обжиг «на утиль» и «на поливу» ведется при температурах в промежутке от 1200 до 1500°С, то «декоративный» третий обжиг не требует нагревания выше 850°С.

Окрашивание фарфоровых изделий осуществляется красителями, состоящими из растертых окислов металлов. И если подглазурная роспись никогда не вступает в контакт с окружающей средой, металлы из надглазурной росписи в некоторых случаях могут мигрировать из поверхностного слоя посуды в пищу.

Добросовестные изготовители фарфора предотвращают подобную неприятность, смешивая красители со стеклоподобными флюсами. К сожалению, в стремлении удешевить продукцию некоторые современные производители посуды окрашивают фарфор нестойкими красками.

Избегайте приобретения подозрительно дешевого пищевого фарфора!

Вместо заключения

В Древнем Китае фарфор звался tien-tse, что значит «сын неба». Между тем, «сыном неба» в Китае во все времена титуловали императора. Персы лишь скопировали титул: bаарurа по-древнеперсидски, как и farfura по-турецки, значит «китайский император».

Таким образом, приобретая фарфор, наш современник приобщается к величию Китайской империи и прикасается к материалу, которого достойны даже императоры – «сыны неба». Пафосность и аристократичность истории не делают фарфор недоступным для народа. Собрать достойную и репрезентативную фарфоровую коллекцию сегодня может каждый желающий.


Стоит ли начинать? Конечно, стоит!

За то, что мы сейчас можем наслаждаться изделиями из такого прекрасного материала как фарфор, мы должны благодарить древних китайцев, которые открыли этот вид керамики более трех тысячелетий назад. После своего появления весь фарфор, который использовался в мире, был только китайского производства. А сами мастера Поднебесной держали рецепт его изготовления под строжайшим секретом, за разглашение которого провинившийся неминуемо был бы приговорен к смертной казни.

А история его начала еще во 2-м тысячелетии до нашей эры. Но потребовалось пройти еще полутора тысячам лет, чтобы уровень развития технологии позволил бы перейти к изготовлению фарфоровых изделий в массовом количестве.

Именно тогда, в 6-7 веках, китайцы, наконец, научились получать фарфор, отличавшийся белоснежным видом и тонким черепком. Легенда гласит, что у мастеров на протяжении длительного времени никак не получалось найти материал для изготовления, который подходил бы лучше всего. К примеру, нефрит отпугивал своей дороговизной, а глина и дерево – недолговечностью и низкими эстетическими качествами.

Китайцы, было, совсем уже отчаялись, но здесь им на помощь пришел счастливый случай. Искомый материал был найден в провинции Цзянси , им стала горная порода, образованная из кварца и слюды и получившая название фарфорового камня.

Также в это время в одном из населенных пунктов Цзянси стали возникать мастерские по изготовлению фарфора. Как потом оказалось, все это случилось в Цзиндэчжене, который получил славу как столица фарфора Китая. Сейчас этот расположенный на Юго-Востоке Поднебесной город является одним из туристических центров. Сюда специально приезжают люди, чтобы полюбоваться на место, которое стало родиной фарфора и районом, где он развивался и совершенствовался. Тем более, что местные всегда изготавливали только высококачественные вещи из фарфора.

В старинных рукописях белизну этих изделий сравнивали со снегом, их тонкость – с бумажным листом, а прочность – с металлом.

Однажды при археологических раскопках населенного пункта Самарра (регион Месопотамия) были найдены черепки фарфоровых изделий, вошедших в число наиболее ранних, которых удалось сберечь до нашего времени. Этот город появился и был уничтожен в 9 веке. И данный факт доказывает, что фарфор был изобретен во времена правления династии Тан.

Вообще, нужно сказать, что в эту эпоху получили известность одни из самых знаменитых китайских изобретений. Такое это было благоприятное время развития ремесел, наук и искусств.

Годы, с 618 по 907 н.э., когда страной управляла династия Тан , стали эпохой наивысшего могущества Китая. Именно в это время Поднебесная стала самым развитым мировым государством. Прогрессивное политическое развитие, происходившее на фоне регулярного присоединения территорий, стало причиной сближения страны с другими державами.

В этот период происходит также расцвет торговых отношений в южной части Китая. Появление в Кантоне (сейчас известен как Гуанчжоу) зарубежных купеческих колоний, представлявших большинство прогрессивных мировых государств, говорит о том, что морская торговля в Китае велась с большим размахом. С Японией торговали через морские порты, а с Передней Азией по «Великому шелковому пути». Мы все это описываем лишь для того, чтобы вы поняли: именно тогда впервые сложились условия для знакомства с китайским фарфором по всему миру, за исключением разве что Европы.

Первые изделия китайского фарфора

Наиболее ранние фарфоровые изделия представляли собой элегантные вытянутые отполированные кувшины . Также нужно упомянуть о голубых и зеленоватых вазах с рельефным декором, пользовавшихся особой популярностью и называвшихся в странах Старого света селадонами.

Эти произведения искусства изготавливались как в эпоху Тан, так и во времена наступившей за ней эпохи Сун. После чего стали появляться фарфоровые изделия бэй-дин с вытесненным рисунком из города Седжоу, покрытые толстой матовой глазурью изделия «жу-яо» и сосуды цвета морской волны «цзинь-яо» из провинции Хэнань.

В 14 столетии, в эпоху Мин , правившей Китаем в 14-17 веках, неофициальный статус «китайской фарфоровой столицы» переходит городу Цзиндэчжэнь, где начинается массовое изготовление сосудов, которые расписываются трехцветными свинцовыми глазурями (саньцай), сочетавшейся с надглазурной росписью (доуцай).

И необходимо сказать, что именно этот фарфор, изготавливавшийся в промышленных количествах, впервые и оказался в руках у европейцев. Они сразу же очаровали жителей Старого света своим внешним видом, высочайшим уровнем изготовления, разнообразием форм и декора.

В 13-14 веках изготовление фарфоровых изделий в Поднебесной переживает свой настоящий расцвет, в результате чего с фарфором знакомиться весь мир. Это происходит не в последнюю очередь благодаря купцам, привезших фарфор на европейский континент.

В 16 веке в Европе можно было купить только фарфор из Китая, который привозили сухопутным маршрутом и называли «Chinaware». Стоил этот фарфор фантастических по нашим временам денег, поэтому отношениями к нему было как к драгоценности.

Представительницы прекрасного пола нанизывали кусочки фарфора на золотые цепочки и носили их как бусы. Со временем название «Chinaware» у европейцев сменилось термином «Porcellane» – от моллюска «porcellana», обладавший прозрачной, перламутровой раковиной. Эти два термина используются и в наши времена.

Изготовление фарфора в Поднебесной четко разделялось на экспортное, приносившее большие финансовые поступления в государственную казну, и внутреннее – для императора и представителей аристократии. И эти направления практически не имели друг с другом ничего общего.

К примеру, по императорскому заказу каждый год производилось 31 тысяча блюд и 16 тысяч тарелок и 18 тысяч чашек. А для европейского континента необходимы были элегантные вазы, эффектные в своем внешнем виде блюда и сервизы, которые вряд ли использовались в быту, но обязательно ставились на видное место, что поднимало статус их обладателей в глазах окружающих.

Особенности изготовления китайского фарфора

С фарси слово «фарфор» можно перевести как «императорский». Изделия из него были доступны только правителям страны и представителям знати. Чтобы рецепт производства фарфора не оказался в чужих руках, город Цзиндэчжэнь, где главным образом и располагалось производство, на ночь закрывался, а по улицам ходил специальный вооруженный патруль. Войти в город в эти часы могли лишь те, кто называл заранее оговоренный пароль.

Почему фарфор был настолько ценен и пользовался столь большой любовью? Причиной этому являются его тонкие стены, белоснежный цвет, прозрачность и еще он очень приятно звучит. Высокое качество фарфоровых емкостей обуславливалось тем, в его состав входила белая глина – каолин. Его добыча осуществлялась лишь в нескольких китайских провинциях.

Именно благодаря использованию данного элемента фарфор обретал свой белоснежный вид. И еще, качество зависело от того, насколько тонко мололась пудра «фарфорового камня», использовавшаяся для замешивания фарфоровой массы. Добыть его можно было только в Цзянси.

Полученная из него фарфоровая масса отправлялась дожидаться своего часа, который наступал спустя несколько десятилетий, благодаря чему заготовка обретала пластичность. После чего масса еще и отбивалась, что позволяло делать из нее лепку, в обратном случае она бы просто начала сыпаться в руках. Затем фарфоровая масса отправлялась в печь, высокий температурный режим которой позволял при обжиге менять ее физический состав, в результате чего она приобретала прозрачность и водостойкость.

Фарфор обжигался в особых горшках из керамики при температуре 1280 градусов. Печь полностью заставлялась будущими изделиями, затем она плотно заделывалась, оставалось лишь маленькая щель, через которую мастера наблюдали за процедурой.

Гончары Поднебесной быстро научились возводить такие печи, внутри которых образовывался требуемый температурный режим. Первые подобные печи были созданы в начальных веках нашей эры, что доказывается археологическими находками.

Для растопки печей использовали дрова, а сама топка располагалась внизу. Открыть печь можно были лишь спустя три дня, после чего дожидались остывания изделий. Остывали они в течение суток, затем в печь заходили мастера, чтобы вынести полученный фарфор. Но даже по прошествии этого времени внутри печи было еще очень жарко, по этой причине мастера надевали влажную одежду и перчатки из большого количества слоев влажной ваты.

Для производства лишь одной емкости из фарфора применялись силы восьми десятков человек.

Нужно сказать, что фарфор покрывался сразу несколькими слоями глазури, и каждый слой обладал своим уровнем прозрачности. Это позволяло изделиям обрести зачаровывающее матовое сияние. В качестве красящих веществ применялись кобальт и гематит, которые прекрасно переносили высокий температурный режим при обжиге. Декорирование эмалевыми красками мастера Поднебесной начали использовать лишь в 17 столетии.

Обычно старые мастера обращались в росписях к тематических сюжетам, а также выполняли различные замысловатые узоры. Поэтому росписью одной фарфоровой емкости занимались сразу несколько мастеров. Некоторые из них рисовали контуры, другие – пейзажи, а остальные – человеческие образы.

Самые первые фарфоровые чашки были белоснежными с еле заметным зеленым оттенком. При соприкосновении их друг с другом раздавался очень приятный звон, который находящимся рядом людям слышался как «тсе-ни-и». По этой причине фарфор тогда в Поднебесной получил название «тсени».

Как мы уже сказали, европейцы, познакомившиеся с фарфором, были восхищены им. Но наиболее всего их удивило не качество, не внешний вид, а технология производства изделий, с которой они встречались впервые.

К примеру, чашка из фарфора склеивалась из двух частей – внешней и внутренней. Одновременно с этим ее дно и верхний ободок надежно соединялись друг с другом. Изнутри изделие декорировалось цветочными узорами, а кружевная внешняя часть была белой. И когда чай наливался в чашку, то через ажур фарфора просвечивал изысканный декор внутренней половинки.

Но больше всего восхитили жителей Старого Света серые изделия из фарфора, с виднеющимся на стенках орнаментом. По мере наполнения чашки чаем на ней проступали морские волны, рыбы, морские растения.

В начале 18 века большинство фарфоровых емкостей обладало зеленым декором, по этой причине изделия, изготовленные в эти годы, входят в так называемое «зеленое семейство».

Некоторое время спустя цвет декора сменятся на розовый. Таким образом возник фарфор, принадлежащий «розовому семейству» . Также специалистами выделяется еще и «желтое семейство» . Чашки, входившие во все эти перечисленные семействам, отличались особо пышным декором. Все эти изделия производились во время царствования императора Канси (1662-1722) и его наследника, внука – императора Цяньлуня (1711-1799).

Данный фарфор в больших количествах экспортировался на европейский континент. Эти емкости, которые назывались по преобладавшему цвету, обладали тонкими формами, чистыми поверхностями, что восхищало европейцев. Глазурованные предметы из «пламенеющего фарфора» радовали глаз красочными поверхностями. Вскоре тематика декора изделий, отправлявшихся в Европу, начала меняться. На них стали появляться сюжеты, взятые из западной жизни.

Ряд этапов в истории изготовления фарфоровых изделий получили названия по именам императорских династий, руководивших страной в то время.

В начале 16 века секреты технологии производства фарфоровых изделий становятся известны японским мастерам. Поначалу фарфор из Страны восходящего солнца значительно уступал в качестве классическим китайским изделиям. Но зато он славился своим роскошным декором. Представленные на емкостях сюжеты и узоры отличались значительным разнообразием, яркими цветами и настоящей позолотой.

История китайского фарфора в картинках


Top