Памятник с конем на красной площади. Александровский сад и манежная площадь

Исторический музей в Москве (Москва, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Режим работы:

Главное здание музея, Музей Отечественной войны 1812 года и Выставочный комплекс: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 18:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Новый выставочный зал: понедельник, среда, четверг, воскресенье - с 10:00 - 19:00, пятница, суббота - с 10:00 - 21:00. Выходной - вторник.

Стоимость: 400 RUB, студенты и пенсионеры 150 RUB, семейный билет (на двух взрослых и двух детей до 18 лет) 600 RUB. Дети до 16 лет имеют право посещать музей бесплатно.

Филиалы Исторического музея

  • Покровский собор (является составной частью Собора Василия Блаженного) - Центральная церковь Собора недоступна для осмотра в связи с реставрационными работами. Стоимость: 500 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB
  • Палаты бояр Романовых ; Адрес: ул. Варварка, 10; Время работы: Ежедневно - с 10:00 - 18:00, в среду с 11:00 - 19:00, выходной - вторник. Стоимость: 400 RUB, студенты, пенсионеры - 150 RUB, дети до 16 лет - бесплатно
  • Выставочный комплекс; адрес: Площадь революции, 2/3; цены различаются в зависимости от выставки
  • Музей Отечественной войны 1812 года; адрес: пл. Революции, 2/3; стоимость посещения: 350 RUB, льготные 150 RUB

Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Про Манежную площадь знают все. Огромное количество фотографий с нее каждый день публикуется в Интернете. Именно сюда каждый день приходят и начинают знакомиться с достопримечательностями Москвы туристы. Но несмотря на это я все-таки выложу несколько своих фотографий. Манежная площадь находится рядом с Кремлем и Александровским садом. Здесь находятся выходы из станции метро "Охотный ряд".

Манежная площадь была сформирована в 1932-1937 годах после сноса существовавшего на этом месте квартала. Площадь получила название в 1937 году по зданию Манежа, фасад которого образует южную сторону площади. Хотя в 1967-1990 годах это была площадь 50-летия Октября.

Манеж был построен в 1817 году по случаю 5-летней годовщины победы России в Отечественной войне 1812 года по проекту А.А.Бетанкура. Но в 2004 году здание сильно пострадало от пожара и было перестроено по проекту архитектора П.Ю.Андреева, с полным изменением интерьеров и некоторых деталей экстерьера. Сейчас это Центральный выставочный зал, являющийся памятником архитектуры федерального значения .

Под Манежной площадью находится торговый комплекс "Охотный ряд", открытый в 1997 году. На поверхности о нем говорят фонтаны "Купола".

Всего в комплексе 3 таких фонтана-купола.

На Манежной площади большое количество фонтанов. Большой популярностью у туристов пользуются комплекс фонтанов "Гейзер", "Завеса" и "Водопад". Скульптурная группа "Времена года" в центре фонтана "Гейзер":

Фонтаны "Завеса" и "Водопад":

Если не ошибаюсь, то это фонтан "Улитка":

На территории Манежной площади проложено искусственное русло реки Неглинной, еще в начале 19 века заключенной под землю. На всей ее территории разбросаны скульптуры Зураба Церетели по мотивам русских сказок (в его я был в октябре 2010 года), установленные здесь после реконструкции площади в 1997 году. Дно водоема выложено мозаикой.

Скульптура "Лиса и журавль":

Скульптура "Царевна-лягушка":

Скульптура "Старик и золотая рыбка":

Фонтан "Грот" выполнен в виде скульптуры русалки, лежащей на стилизированном под цветочное ложе постаменте. Символизирует выход реки Неглинной на поверхность и течение в свободном русле.

На манежную площадь выходит еще несколько других известных сооружений.

Гостиница "Москва". Это одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932-1938 годах, была снесена в 2004 году и сейчас на ее месте находится гостиница, почти что копия той прежней "Москвы".

Здание Государственной Думы Российской Федерации было построено в 1934-1938 годах.

Здание Государственного исторического музея построено в 1875–1881 годах. из этого музея я также размещал в своем блоге.

Прямо перед зданием исторического музея со стороны Манежной площади 9 мая 1995 года (в честь 50 -летия Победы в ВОВ) был установлен памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову (скульптор В.М.Клыков).

Обращает на себя внимание огромный купол прямо в центре площади. Это фонтан "Часы мира". Он является главным куполом подземного торгового комплекса "Охотный ряд". Стеклянный купол фонтана с названиями городов медленно вращается и за сутки он делает полный оборот.

На заднем плане видно, что на сторону Манежной площади выходит гостиница "Националь" (5 звезд). Здание гостиницы, открытое в 1903 году, было отсреставрировано в 1985-1995 годах. Чуть ближе - сохранившийся фасад от дома И.В.Жолтовского, построенного в 1932–1934 годах (само здание много раз с тех пор реконструировали).

Один из фасадов здания, где размещается Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского:

Институт стран Азии и Африки (ИСАА) МГУ им. М.В.Ломоносова:

Манежная площадь сама по себе неплохое место, особенно в будний день, когда здесь не так много народа и можно спокойно прогуляться и пофотографировать в сотый раз достопримечательности центра Москвы.

А это уже самое начало главной улицы нашей столицы - Тверской.

  • Александровский сад - идеальное место для спокойного отдыха среди зелени в самом центре шумного мегаполиса.
  • Манеж является одним из первых архитектурных памятников победы в войне 1812 года.
  • Образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века торгового комплекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов авторства З. Церетели.
  • Александровский сад был разбит в начале XIX века на месте речки Неглинка. Генеральный план сада был продуман в 1820-х годах архитектором Осипом Бове.
  • Помимо живописных аллей в Александровском саду множество памятников, напоминающих о двух Отечественных войнах: 1812 г. и 1941–1945 гг.
  • В Верхнем саду обратите внимание на Итальянский грот . Стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками в 1812г.

Александровский сад и Манежная площадь - два знаковых места прямо у стен Кремля. Это излюбленные места прогулок жителей города и туристов. Их история тесно связана с прошлым столицы: они напоминают о военных победах, царях, выдающихся полководцах и героях. Здесь расположено немало замечательных памятников архитектуры и скульптуры. Кроме того, Александровский сад - отличное место для спокойного отдыха среди зелени в эпицентре шумного мегаполиса.

Здание Манежа и скульптуры на Манежной площади

Если выйти с Красной площади через , то сразу оказываешься на Манежной площади. Название она получила благодаря зданию Манежа, выходящему на нее торцовым фасадом. Манеж является одним из первы х архитектурных памятников победы в войне 1812 года. На протяжении 200 лет Манеж служил местом проведения военных парадов, выставок и даже использовался для устройства первого в России велотрека. Сейчас в здании Манежа организован знаковый для города центр выставок современного искусства. Архитектурный план площади сформировался в 30-е годы XX века: тогда ее расчистили от застройки, а напротив Манежа появилась гостиница «Москва», построенная по проекту архитектора А. Щусева. Оба здания в начале нашего столетия были перестроены, что, по мнению многих специалистов, значительно исказило их исторический облик. Кроме того, современный образ площади был изменен вследствие строительства в 90-е годы XX века подземного торгового ком плекса «Охотный ряд» и галереи фонтанов, украшенной скульптурами авторства З. Церетели на темы русских народных сказок. Многие москвичи считают их примитивными, осуждая авторов проекта за то, что они исказили монументальный облик Манежной площади и Александровского сада. Однако многим гуляющим, особенно детям, эти скульптуры нравятся, и вдоль галереи фонтанов можно увидеть скопление людей.

Александровский сад делится на три части: Верхний, Средний и Нижний. Верхний сад расположен между Угловой Арсенальной башней Кремля и Троицким мостом, который служит главным туристическим входом в Кремль и считается самым древним сохранившимся мостом столицы. Здесь, у Кремлевской стены, располагается Могила Неизвестного Солдата. Этот мемориальный комплекс был открыт в 1967 году, когда сюда символически перенесли останки одного из защитников Москвы, погибшего под городом Зеленоградом. У Вечного огня расположен пост № 1 почетного караула, который несут служащие Президентского полка. Торжественная смена почетного караула происходит каждый час и привлекает множество туристов. Рядом расположена Аллея Славы: 13 гранитных блоков, на которых выбиты названия городов-героев. В каждом из этих блоков хранится горсть земли с места боев. Там же находится стела с названиями 40 городов воинской славы.

Есть в Верхнем саду и еще одно напоминание о войне - о войне 1812 года. Это так называемый Итальянский грот, построенный по проекту Осипа Бове в 1820–1823 годах. Он расположен у основания Средней Арсенальной башни и представляет собой небольшую пещеру, сложенную из грубых камней, в которую помещена белая дорическая колоннада. На первый взгляд, здесь сложно уловить какую-либо отсылку к военным действиям, но, тем не менее, она есть: грубые, «необработанные» стены грота сложены из обломков московских зданий, разрушенных французскими войсками. Можно подняться на грот, чтобы полюбоваться видом на сад и Манежную площадь.

Памятники царской династии Романовых

Также в Верхнем саду находится Романовский обелиск. Он был установлен в 1914 году к 300-летию императорской династии Романовых. В советское время имена царей на нем были заменены именами деятелей мирового коммунистического движения. В 2013 году историческая справедливость была восстановлена, и обелиск реконструировали в его первоначальном виде. Рядом находится памятник патриарху Гермогену, выполненный скульптором C. А. Щербаковым и открытый в том же 2013 году. Гермоген был главой церкви в тяжелое для Руси Смутное время (начало XVII века). В те годы угрозы распада русского государства заключили его в темницу, откуда ему удавалось рассылать по городам Руси письма с призывами к борьбе против захватчиков. Не согласившись на угрозы и уговоры интервентов поддержать их наместника, он отказался сотрудничать с ними и умер от голода, не дожив до освобождения М осквы. Православная церковь канонизировала его как святого мученика за веру.

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия

Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная площадь - памятник истории и культуры мирового значения - находится под охраной ЮНЕСКО, то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда скульптуру установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному входу в Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только «задвинут», но и поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент. Жуков всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как вечерняя подсветка не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.

В.М. Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма, его создание вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и полководцам времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное прославление советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты выбрали его местом своих митингов.

В адрес клыковского монумента высказывалось много критических замечаний. Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб Церетели осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный человек, но в данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает». Александр Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не нравится по скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем – мне не нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача Клыкова». Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что скульптура эта сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с памятником соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я все сделал правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, – выполнены мной. Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув поводья, принес Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля. Вот, собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный, почти барабанный шаг».

Прославленный маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент принятия Парада Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков невольно вызывает аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в основании монумента.

Вместе с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры. Всадник, привстав на стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли успокаивающий, то ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на памятник, недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом? Сам автор на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может так переставлять ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на лошадях, и, слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги переставлять». Но, Клыков все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его статуи, и люди теперь теряются в догадках.

Известно, что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на белом коне. Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал Победу и Славу. Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских конных парадах. Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать по Красной площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.

В Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к парадам, коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не нашлось. После лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это был жеребец по кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам приезжал тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с поставленной задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей страны, строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда войск, уметь остановить коня в строго определенном месте и после приветствия мгновенно двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт военному оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не произошло еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и это могло закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми путями пытались избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой участник исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему «лучше два раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад». Когда же Жуков в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира возле Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на трибуну, сотрудники Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч» (Бобылев И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).

В заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные парадные выезды прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова была расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо понимать запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.

Пелевин Ю.А.


Клыков, Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия Сначала планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади перед Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина и Пожарского. Но, к счастью, вмешалась Ю

Top