Как правильно пользоваться программой ArtMoney — пошаговые инструкции по взлому игр. Как пользоваться программой artmoney

Программа АртМани - это универсальный инструмент для редактирования практически всех числовых параметров в играх.

Частенько бывает, что патронов нет, ресурсов нет, а хочется всего и много. И тогда на помощь жаждущему злата игроку приходит программа АртМани. Разобравшись с тем, вы быстро и эффективно сможете решить эти недоразумения. Программа не работает в онлайн-играх. Она умеет редактировать только те данные, которые обрабатывает компьютер, а в случае с онлайн-играми большинство данных хранится на сервере и будет возвращено в нормальное состояние почти сразу же после изменения.

Ниже представлен подробный пошаговый алгоритм работы с программой на стандартном примере. Программа может искать не только целые значения, как деньги, например, но и аналоговые, дробные, групповые, точечные, приблизительные - все зависит от настроек. Однако их поиск в данном алгоритме рассматривать не будем для упрощения задачи. Так как пользоваться ArtMoney достаточно просто - обойдёмся без вступительной части и перейдём сразу к делу.

Загружаем, устанавливаем и запускаем программу АртМани.

Шаг №1. Выбор процесса

Для того чтобы начать работу с программой, необходимо запустить игру и загрузить сохранение. Затем, свернув игру и войдя в программу, в выпадающем списке «Выберите процесс» в верхней части окна программы нужно выбрать нужную игру.

Учтите, что в этом меню отображаются только запущенные игры. Это укажет программе, где надо искать значения, которые вы хотите изменить. Иногда игра может не отображаться в списке, тогда следует переключиться на игру и нажать горячую клавишу «Выбрать текущий процесс» - по умолчанию она назначается на Cntrl+F11.

Шаг №2. Поиск значений

Когда процесс выбран, нажмите кнопку «Искать». В поле «значение» введите данные о том объекте, который хотите изменить. Возьмем, как пример, кредиты. Если в запущенной игре у вас на счету 55746 кредитов, то вводите именно это число.

Шаг №3. Отсеивание ошибочных адресов

Так как любая игра - это достаточно сложный процесс, то после поиска вам почти всегда будет выдавать очень много адресов переменных, вместо одного нужного. Для того чтобы уменьшить их количество существует кнопка «Отсеять». Заходим в игру и изменяем число денег (это пример). Причём неважно, на сколько вы потратитесь или закупитесь - на один или на тысячу кредитов. Главное, это изменить число. После этого опять сворачиваем игру, нажимаем кнопку «Отсеять» и вводим число оставшихся на нашем счету кредитов. Жмем «ОК».

Шаг №4. Изменяем значение

Когда после отсеивания останется один-два адреса переменных в левом столбце, добавляем их в правый и вписываем в графу «Значение» нужное нам количество кредитов. Обратите внимание, что многие игроки, желая получить большую сумму, вводят много цифр в этот столбец. Тут можно поступить удобнее. Просто нажмите галочку «Заморозить значение», тогда программа просто не будет давать сумме на вашем счете уменьшаться, и вам не придётся много раз делать все заново. Ещё один важный момент состоит в том, что не стоит наобум добавлять или изменять значения, если отсеивание дало больше чем два адреса. Тут вы можете изменить любой параметр игры на совершенно нелогичный, что может привести к потере сохранений. Вот и все, теперь вы знаете, как пользоваться ArtMoney.

Шаг №5. Профит

Заходим в игру и наслаждаемся плодами своего труда. Как говорят в интернете - если ты не знаешь, как пользоваться ArtMoney, то ты никогда не был богат.

Скачать программу АртМани бесплатно можно на одноименном сайте в интернете. Сделать это достаточно просто. Кроме того, там же можно более подробно узнать, как пользоваться ArtMoney.

Многим геймерам знакома ситуация, когда слегка не хватает ресурсов и опыта для продолжения игры или выполнения какого-либо задания. Для разрешения таких ситуаций была разработана программа «Artmoney», призванная изменять числовые параметры внутри игрового процесса. Рассмотрим вкратце принципы работы программы применительно к ее версии «Artmoney PRO 7,**».

Начнем с того что если программа не скачана то .

Если программа не активирована то .

Как пользоваться артмани видео

Установка программы и ее интерфейс

Программа «весит» менее двух мегабайт, а поэтому быстро скачивается и легко устанавливается. В «Artmoney PRO 7,43» имеется хорошая русификация, даже помощь легко читаема. В справке находится понятная инструкция как пользоваться Артмани.

Программа платная, но настоящему геймеру цена ее приобретения покажется смехотворной.

Интерфейс программы достаточно прост и интуитивно понятен, поэтому останавливаться подробно на нем не будем, а опишем ее использование.

Как сделать деньги-опыт через артмани (Artmoney)

Для примера использования возьмем программу «Artmoney PRO 7,43» и старую игру «Герои меча и магии III». Вот приблизительная пошаговая инструкция как пользоваться ARTMONEY.

Запускаем игру, а после ее полной загрузке переключаемся на «Артмани». Переключение можно осуществлять через кнопку Win, сочетаниями Ctrl+F12 или Alt+Tab.

В «Артмани» есть строка «Выбери процесс», выбираем здесь «Герои меча и магии III». Например, нам нужно повысить опыт персонажа.

Переключаемся на «Героев…». Видим, что текущий опыт выбранного героя равен 557 единиц.

Переключаемся на «Артмани», нажимаем «Искать». В следующей таблице вводим 557 и жмем ОК.

Получаем такую картину:

Смотрим, что количество адресов ужасно велико, и какой из них изменить непонятно. Для выбора точного адреса нужно отсеять все лишние строки. Возвращаемся в игру и набираем немного опыта, нам важно отсечь лишние показатели. Теперь опыт составляет 872 пункта.

Получаем:

После нажимаем красную стрелку и в правом окне изменяем значение параметра, например, на 2000.

Смотрим, в «Героях…» опыт нашего персонажа тоже стал равным 2000 пунктам.

ArtMoney – это специальная программа, предназначенная для принудительного изменения значений числовых переменных в активных приложениях. Проще говоря, с помощью ArtMoney можно изменить любое цифровое значение в той или иной игре. Количество денег, ресурсов, патронов, очков характеристик, жизней – в общем, все, что выражено цифрами. Конечно, перед использованием программы ее необходимо скачать и установить, однако сложностей с этим не возникнет, так как в интернете есть множество сайтов, предлагающих скачать ArtMoney.

Поиск переменной

После того как вы установили ArtMoney на свой компьютер, запустите ту игру, в которой хотите что-то изменить. С помощью комбинации Alt+Tab переключитесь обратно на рабочий стол и запустите ArtMoney. В выпадающем списке «Выбор процесса» найдите исполняемый файл требуемой игры.

Переключитесь обратно в игру и запомните то значение, которое хотели бы изменить. Например, количество денег на вашем счету. Снова переключитесь на ArtMoney, нажмите кнопку «Искать» и в поле «Значение» введите запомненное число. Что касается остальных пунктов и полей, то с ними имеет смысл экспериментировать, когда вы достаточно разберетесь в программе, а до тех пор лучше оставить настройки по умолчанию. Нажав «Ок», вы запустите процесс поиска переменных.

Как отсеять лишнее?

Вероятнее всего, программа выдаст огромное количество результатов – порядка нескольких тысяч. Чтобы сузить область поиска, вам нужно вновь переключиться на игру и тем или иным способом изменить значение, к примеру, потратить немного денег. Новое число также нужно запомнить, переключиться на ArtMoney, нажать кнопку «Отсеять» и ввести новое значение. Снова нажмите «Ок». После каждого отсеивания в списке результатов будет оставаться все меньше адресов переменных. Вам нужно будет повторять процедуру, пока не останется лишь один адрес.

Теперь осталось нажать на красную кнопку со стрелкой и переместить найденный адрес в правое поле таблицы, где в него можно будет вносить изменения. Введите новое значение, переключитесь в игру и вы увидите, что количество денег на счету выросло. Кроме того, в таблице вы можете поставить галочку в столбце «З», это «заморозит» значение переменной, так что количество ваших ресурсов не изменится, сколько бы вы ни тратили.

Некоторые нюансы

Существует несколько нюансов и ограничений, связанных с использованием ArtMoney. Например, вне зависимости от количества отсеиваний, в результате может оставаться не один, а несколько адресов. Это связано с тем, что в некоторых играх используется несколько переменных для одного и того же значения. В этом случае нужно перенести в правое поле все найденные адреса и изменить их.

Учтите, что ArtMoney вносит изменения только в исполняемый файл на вашем компьютере: программе не под силу изменить значение на удаленном сервере, поэтому для многопользовательских игр ее применить не получится. Даже если в своем игровом клиенте вы будете видеть измененное значение, фактическое количество ресурсов не изменится.

Всем привет, в этом видео я научу вас пользоваться программой ArtMoney. Я буду использовать её с игрой , но программа заработает практически с любой другой. Я совсем недавно начал играть и у меня, как видите, совсем мало денег. Если быть точным 112$. Запоминаем эту цифру, сворачиваем игру комбинацией alt+tab и запускаем ArtMoney. Для начала в списке процессов выберем игру, с которой мы будем работать. Затем нажмем кнопку «Искать» и введем искомое значение. Как видите, в игре много адресов со значением 112, давайте отсеем лишние. Для этого, давайте потратим немного денег в игре, например, купим газировки.

Как пользоваться программой Artmoney se v 7.41



Теперь у нас 111$. Возвращаемся к программе, нажимаем кнопку «Отсеять», вводим новое значение, и видим, что подходящих адресов стало значительно меньше, но их всё еще больше чем нужно. Снова купим газировку и отсеем результаты. Осталось всего три подходящих результата.

Для достоверности снова повторим процедуру отсева – результат тот же. Это значит, что все три значения отвечают за количество денег в игре. Добавляем их в правое окно, выделяем и изменяем на те, которые нам нужны. Возвращаемся в игру и видим, что количество денег на нашем виртуальном счету соответствует введенной нами цифре. Такой трюк можно повторить с любым численным параметром в игре. Вот вам еще один пример. Я нашел себе оружие, но у меня мало патронов – всего лишь 50. Ищем эту цифру с помощью , затем тратим немного патронов в игре и отсеиваем результаты.

Повторяем процедуру до тех пор, пока не останется только один результат. Добавляем его в правое окно и изменяем цифру на ту, которую захотим. Теперь, с миллионом долларов в кармане и миллионом патронов в обойме, нас действительно будет сложно остановить. Напомню, что GTA я использовал лишь в качестве примера. Artmoney можно использовать с любой игрой.

Artmoney - это программа, которая поможет вам пройти сложные участи игр, для которых у вас постоянно не хватает жизни, энергии, патронов, денег и других ограниченных параметров. Для игр, установленных на компьютере, она сканирует в памяти адреса ячеек, которые отвечают за те или иные параметры и корректирует их. С сетевыми играми Artmoney не работает, так как они установлены на удаленном сервере, обрабатываются исключительно его ресурсами, а вам доступен только интерфейс управления игрой. Очень хорошую помощь данная программа способна оказать детям, у которых еще пока нет полноценных игровых навыков, а попробовать игру хочется да еще и так, чтобы не расстраиваться от постоянных неудач.


Перед тем как начать пользоваться Artmoney, программу разумеется нужно скачать и установить на компьютер, если она еще у вас не установлена. Скачивать рекомендуем исключительно с официального сайта .
После загрузки установочного файла, запустите его двойным кликом мышки и выполните все необходимые действия для установки программы.

Как пользоваться Artmoney

  1. Запускаем только что или ранее установленную программу Artmoney.
  2. Запускаем игру, в которой нужно откорректировать требуемые параметры. В качестве примера нами использована старая и знакомая многим игра - 3D Pinball.


  3. Переходим в окно Artmoney и кликаем по полю с надписью «Выбери процесс». В появившемся списке процессов, запущенных от вашего текущего пользователя, выбираем процесс игры по его названию.


  4. Нажимаем кнопку «Искать».


  5. В появившемся окне устанавливаем значение, соответствующее величине текущего параметра. Мы будет искать количество заработанных балов, которое составляет 27500. Устанавливаем данное значение в поле «Значение», а поле тип оставляем «Целые (стандартные)». Нажимаем кнопку «Ок».



  6. После того, как процесс поиска параметров в памяти будет завершен, о чем можно судить по полностью заполненной шкале статус бара, нажимаем кнопку «Ок».


  7. В левой части окна появятся найденные адреса ячеек памяти, которые соответствуют данному значению.

    Игре из всего списка, как правило, принадлежит только один или два адреса. Чтобы их определить нужно отсеять ненужные адреса.

    Для этого заходим в игру и изменяем значение искомого параметра. В нашем случае заработаем еще немного очков.


    После этого возвращаемся в Artmoney и нажимаем кнопку «Отсеять».


  8. В открывшемся окне вводим новое установившееся значение балов - 141000. Нажимаем кнопку «Ок».


  9. Отсеиваем подобным образом ячейки памяти до тех пор, пока слева не останутся одно или два значения адресов. Нам это долго делать не пришлось и все получилось с первого раза.
  10. Теперь нужно перенести найденные значения адресов в правую сторону окна Artmoney, выделив параметр слева и нажав красную стрелку. Перенесите вправо все найденные значения.


  11. Теперь вы можете делать с найденными значениями все что вам нужно: изменять, удалять, замораживать (устанавливать постоянное значение). Для изменения параметра кликните дважды по числовому значению и отредактируйте его.


    Для заморозки сделайте клик правой кнопкой мышки в первом столбце значения и в появившемся меню выберите пункт «Заморозить». В результата перед данным параметром в узком столбце с названием «З» должен появиться крестик.
  12. Чтобы не искать таблицу адресов каждый раз заново можно сохранить ее на диске компьютера, а после каждого запуска игры загружать ее в Artmoney. Сохранение и загрузка выполняются кнопками «Сохранить» и «Загрузить» внизу главного окна программы.
Подобным образом, отсеивая адреса ячеек памяти, можно находить даже те значения, которые не представлены в числовом значении, а имеют вид изменяющейся шкалы (например, уровень жизни). Кроме того, Artmoney успешно работает с кодированными значениями. Ознакомиться со всем функционалом программы вы сможете с помощью достаточно подробной встроенной справки на русском языке и закрепите полученные знания в процессе практического использования. Об основах использования Artmoney мы все рассказали.

Получайте удовольствие от игр, а не разочарование, берегите нервы, не теряйте уверенности в своих силах, не занижайте самооценку, пользуйтесь Artmoney.


Top