Краткая биография Носов Е. И

Биография и эпизоды жизни Евгения Носова. Когда родился и умер Евгений Носов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Евгения Носова:

родился 15 января 1925, умер 13 июня 2002

Эпитафия

«И песнь друга, как цветок чабреца,
некорыстна с виду, но чист и высок ее тон,
тот самый древний златоголосый тон,
что звучал когда-то в сказаниях баянов,
воспевающих славу молодой Руси».
Фрагмент книги В. Астафьева «Награда и муки», посвящённый Е. Носову

Биография

Евгений Носов - удивительный писатель, которого называли и «крестьянским», и «народным». Отчасти это и верно: проза Носова пестрит просторечными чудесными словечками, изобилует картинами природы широкой, вольной страны. Но прежде всего Носов, который жил и работал в советское время, был не писателем общественного строя или системы. Он был писателем жизни, писателем любви к жизни и доброты. Не потому ли, что Носов, прошедший войну, не понаслышке знал, какой жестокой может быть жизнь?

18-летний Евгений, родившийся под Курском в семье мастерового, ушёл на фронт после битвы на Курской дуге. Наводя артиллерийские орудия, он дошёл до Польши и нынешнего Калининграда, где получил тяжёлое ранение. Только после окончания войны Евгению Носову удалось окончить школу. Он переехал в Казахстан, где начал трудиться в газете, затем вернулся в родной Курск и устроился в редакцию «Молодой гвардии».

Первые публикации художественной прозы Носова начали выходить, когда личность и мировоззрение писателя полностью сложились: ему было 35 лет. Сперва Носов работал над небольшими формами: рассказами, короткими повестями. Затем вышла его первая крупная повесть «Усвятские шлемоносцы», которая принесла автору заслуженный успех. На последнем этапе своего творчества Евгений Носов работал преимущественно над книгами для школьников.

И взрослые, и детские книги Носова объединяет одно: глубокое чувство жизни, сострадания и любви к людям, интуитивное понимание величия мироздания и человеческого сердца. Впрочем, не только человеческого: Носов с не меньшей искренностью и душевностью пишет о животных и о неодушевлённой природе - и у него она становится одушевлённой.

Писатель был удостоен множества литературных премий. По произведениям Носова в 1970-1980 гг. были сняты несколько фильмов: «Варька», «Родник», «Цыганское счастье» и «Красное вино победы». Последний был снят в 1988 г. по одноимённому рассказу, в котором Носов описал окончание Великой Отечественной войны, каким он его видел. Последний сборник Носова «Вечерние стога» вышел в 2000 г., за два года до его смерти. А через три года после того, как Евгений Носов скончался, в родном Курске, где он и похоронен, был установлен памятник: писатель сидит в окружении своих любимых птиц.

Линия жизни

15 января 1925 г. Дата рождения Евгения Ивановича Носова.
1943 г. Уход на фронт артиллеристом.
1944 г. Награждение медалью «За отвагу».
1945 г. Боевое ранение под Кёнигсбергом. Награждение орденом Отечественной войны II степени.
1951 г. Возвращение в Курск, начало работы в газете «Молодая гвардия».
1957 г. Первая публикация художественного рассказа в альманахе.
1958 г. Выход в печать первой книги рассказов и повестей «На рыбачьей тропе».
1961 г. Поступление на Высшие литературные курсы в Москве.
1962 г. Возвращение в Курск, начало профессиональной писательской деятельности.
1980 г. Выход повести «Усвятские шлемоносцы».
1989 г. Публикация сборника рассказов «Где просыпается солнце».
1990 г. Публикация сборника «В чистом поле». Получение звания Героя социалистического труда.
1992 г. Публикация книги рассказов «Красное вино победы».
2001 г. Получение премии Солженицына из рук А. Солженицына.
13 июня 2002 г. Дата смерти Евгения Носова.

Памятные места

1. Село Толмачёво (Курская обл.), где родился Е. Носов.
2. Кёнигсберг (ныне - Калининград), в битве под которым Носов был ранен.
3. Серпухов, где Носов лежал в госпитале после ранения в 1945 г.
4. Талды-Курган (Казахстан), где Носов работал после войны в газете «Семиреченская правда».
5. Москва, где Носов учился на Высших литературных курсах.
6. Курск, где Носов жил и работал в зрелые годы и где скончался.

Эпизоды жизни

Стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой» произвело на Евгения Носова такое впечатление, что он собственноручно смастерил несколько кормушек и расклеил рядом распечатанные стихи. Один из последних рассказов самого Носова так и называется «Покормите птиц».

Глубокую любовь Носова к природе и стремление познать её замечал его друг, писатель Виктор Астафьев. Последний отмечал, что Носов «знал, когда цветёт рожь и доцветает донник, где гнездится соловей и с какого возраста начинает петь». По словам Астафьева, Носов обнаруживал «поразительную память, зрительную, слуховую и просто человеческую, с которой начинается уважение к родителям и прошлому Родины своей».


Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» читает Лидия Осипова

Заветы

«Странно и грустно представлять себе людей, которых никогда не видел и наверняка никогда не увидишь, которые для тебя как бы не существуют, как не существуешь и ты для них…»

«В сущности,человек всегда умирает в одиночестве, даже если его изголовье участливо окружают друзья».

«Что такое книги? - Они научили зажигать это солнце, сажать эти цветы и те деревья, по которым ты прыгаешь, и многому другому».

«Душа святая - свят и день…»

Соболезнования

«В рассказах Носова крестьянская жизнь - до того натуральная, будто не прошедшая через писательское перо. Никакой литературщины, никаких приёмов».
Александр Солженицын, писатель

«У Евгения Ивановича Носова вообще отношение к животным, даже не как к братьям меньшим, а как к равным нам Божьим существам. Тех же птичек он называет «единопланетянами». Он и людей, и всю тварь Божью ценит по делам их».
Сергей Щербаков, писатель

«Так вот и вижу я моего друга - с маленьким цветком на большой ладони, с цветком, что до самых снегов и даже в сене пахнет молодо и свежо, - ни сушь, ни пыль, ни скот, ни птицы, ни люди, топчущие его, не могут остановить в нем силу вечной весны».
Сергей Астафьев, писатель и друг Е. Носова

Советская литература

Евгений Иванович Носов

Биография

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К. К. Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 - первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и «естественному» бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной «деревенской прозы» как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.

Как и другие видные писатели-«деревенщики» (В.П.Астафьев, В. И. Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960−1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы «Новый мир», «Наш современник» и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зёрен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и «неправильность» непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости («…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это - не-е…» - И уплывают пароходы, и остаются берега).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, «детскому» восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова - повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии - нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других «деревенщиков», проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата («Но только ли на людях - на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…»). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 - 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в «перестроечном» обществе (в т.ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Евгений Иванович Носов, русский писатель, родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного кузнеца. До 1943 года живет в оккупации в Курске. После окончания 8 классов уходит на фронт, служит артиллеристом в армии Рокоссовского. В феврале 1945 года получает ранение, и День Победы встречает в госпитале. Это событие находит отклик в его работе «Красное вино победы».

Литературный дебют писателя происходит в 1947 году, он печатает свои стихи, очерки. В 1951 году работает в редакции курской газеты «Молодая гвардия». В 1957 году писатель публикует свою первую работу для маленьких читателей – рассказ «Радуга». Первый успех автору приносит опубликованный в Москве сборник рассказов «Тридцать зерен».

Критики относят творчество Носова к жанру деревенской прозы. В этом жанре автор скептически переосмысливает колхозный опыт, возвращается к традициям Тургенева и Бунина. В период 1960-1962 годов, как и остальные авторы-«деревенщики», писатель обучается на Высших литературных курсах Союза писателей, активно публикуется в полуофициальном органе «деревенщиков» – журнале «Наш современник». Также Носов уделяет большое внимание военной тематике, он публикует произведения в стиле «окопной правды». В 1973 году на страницах «Нашего современника» публикуется рассказ «Шопен, соната номер два», который живой и горькой памятью связывает современную жизнь с прошедшей войной. В 1980-е годы писатель является членом редакционной коллегии «Роман-газета».

Творчество Носова отличается глубоким социальным анализом и точным описанием быта современной русской деревни, диалоги героев наполнены красочной крестьянской речью и лаконичной народной мудростью. Особый успех писателю приносит повесть «Усвятские шлемоносцы», в которой автор с острым реализмом описывает последние мгновения мирной жизни русского села – несколько дней июньского сенокоса 1941 года. Опираясь на традиционный православный быт русской деревни, автор демонстрирует неестественность и греховность превращения мирного русского пахаря в жестокого солдата.

Писатель часто призывал людей подкармливать птиц зимой. Он попросил написать на его могиле «Покормите птиц». Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года в Курске.

Евге́ний Ива́нович Но́сов (15 января 1925, с. Толмачево Курской области - 13 июня 2002, Курск) - русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин Курска.

Евгений Носов родился 15 января 1925 года в семье потомственного мастерового, кузнеца в селе Толмачёво, недалеко от Курска. Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после Курского сражения ушёл на фронт, поступив в артиллерийские войска, став наводчиком орудия. Участвовал в операции «Багратион», в боях на Рогачёвском плацдарме за Днепром. Воевал в Польше.
В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы ». Выйдя из госпиталя, получил пособие по инвалидности.

После войны закончил среднюю школу. Уехал в Казахстан Среднюю Азию, работал художником, оформителем, литературным сотрудником. Начал писать прозу. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные курсы.
Первая его книга -- “На рыбачьей тропе” (1959) посвящалась природе родного Курского края -- “порубежной окраине России”. Любимая Курщина будет присутствовать в большинстве его произведений, хотя писатель затем отдаст должное и другим российским землям -- например, Северу (прежде всего это касается одной из наиболее известных его повестей “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970). И в первом, и в последующих сборниках рассказы Носова, несмотря на иногда заметный налёт газетной очерковости, демонстрировали особую художественную выразительность стиля. Как отмечал критик В.Васильев, “...его ранние пристрастия к рисованию, охоте, рыбной ловле и собирательству трав... до необычайной остроты развили... способности пластического восприятия природы во всём многообразии её красок, звуков, запахов и переменчивых состояний”. Запоминающимися были и образы людей, прежде всего детей и подростков, как крестьянских, так и городских, -- таковыми они предстают в рассказах с автобиографическими элементами (начало 1960-х) -- “Мост” и “Дом за триумфальной аркой”, в “Когда просыпается солнце”, “Подпаске”, “Радуге”, “Шурупе”...

У Носова, потомка одновременно и рабочего, и крестьянского родов, в детстве, в частности, жившего и в довоенном Курске, отсутствует пресловутое противопоставление “праведной” деревни и “неправильного” города (хотя известны попытки некоторых критиков обвинить его в таком подходе). При этом его беспокоит проблема человека, по своей воле либо по воле обстоятельств покидающего деревню ради города, когда в результате, по знаменитой формулировке поэта, “и города из нас не получилось, и навсегда утрачено село”. В одной из своих статей писатель прямо говорил об этой губительной тенденции: “Не усвоив традиций и трудовой этики, без развитого чувства самосознания и достоинства рабочего человека, без твёрдых навыков культуры городского общежития... (они) будут представлять собой всего лишь... некондиционный человеческий материал... Скрывать нечего, и в самом городе ещё немало своей собственной скверны. Но и этим многотысячным стихийным наплывом поддерживается, подпитывается благоприятная среда для шабашки, халтуры, мздоимства, спекуляции, усушки-утруски, обвеса-обмера, соблазна не завинтить шуруп отвёрткой, а заколотить его молотком...” -- и так далее. Ещё в 1963 году Носовым была написана повесть “Моя Джомолунгма”, посвящённая выморочному быту одного старого дома, населённого разномастной публикой, сорвавшейся в своё время со своих корней; два года спустя -- новелла “Объездчик”, герой которой, сумевший уйти из нищей послевоенной деревни и пристроившийся объездчиком при заповеднике, поначалу демонстрирует льстивость и угодничество перед своим новым начальством, а затем, постепенно, укрепившись в должности, сам становится своего рода царьком, коего боятся и научные сотрудники, и все окрестные деревни...

Люди же, остающиеся в родных местах, не мыслящие для себя иной жизни, как бы тяжко им ни приходилось, описаны Носовым с самыми тёплыми чувствами: “Храм Афродиты” (1967), “Шумит луговая овсяница” (1966), “Во субботу, день ненастный...” (1968) и многие другие произведения.

Военная тема присутствует в произведениях Носова особым образом: в них практически нет фронта, военных действий, то есть войны как таковой. Зато в полной мере показаны её ожидание, моральная подготовка к предстоящим испытаниям (повесть “Усвятские шлемоносцы”, 1977), то, какой война оставляет отпечаток на душах раненых солдат, в госпитале встречающих весть об её окончании (рассказ “Красное вино победы”, 1969), наконец, память о погибших на войне деревенских жителях (рассказ “Шопен, соната номер два”, 1973). Наиболее сильно выражено крестьянское отношение к войне в “Усвятских шлемоносцах”. Герой повести -- обычный колхозный конюх по имени Касьян, чья “вселенная, где он обитал и никогда не испытывал тесноты и скуки, почитай, описывалась горизонтом с полдюжиной деревень в этом круге”. Он, как и большинство других мужиков из деревни Усвяты, получивших повестки на фронт и собирающихся в народное ополчение, почти никуда не отлучался со своей малой родины за всю свою жизнь. Но эту жизнь тем не менее нельзя назвать бедной впечатлениями и событиями -- ибо она наполнена неиссякаемым смыслом труда на земле. Таков вообще, по Носову, настоящий человек от земли: он прежде всего Пахарь, а Воином становится лишь вынужденно, по воле злых обстоятельств...
В жанровом отношении творчество Носова не отличается разнообразием; похоже, ему ничуть не тесно в рамках повести и рассказа. Густой, многоцветный язык и лиризм мироощущения давали ему возможность продолжать и развивать традиции Тургенева, Бунина, других русских классиков.

Умер Евгений Иванович в Курске 13 июня 2002 года.
Герой Социалистического труда (1990). Лауреат Государственной премии РСФСР им. М.Горького (1975) за книгу «Шумит луговая овсяница».
В 2005 году в издательстве «Русский путь» вышло собрание сочинений Е.И.Носова в 5-ти томах.

НОСОВ, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (р. 1925), русский писатель. Родился 15 января 1925 в с. Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К. К. Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кенигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова Красное вино победы (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).
Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии и т. п.). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) Радуга, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей На рыбачьей тропе. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И. С. Тургенева, И. А. Бунина и Н. С. Лескова.
Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В. П. Астафьев, В. И. Белов и Б. А. Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960−1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник” и др.), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (Рассказы, 1959; Тридцать зерен, 1961; Дом за триумфальной аркой, 1963; Где просыпается солнце, 1965; Шумит луговая овсяница, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А. М. Горького, 1975); За долами, за лесами, 1967; Берега, Красное вино победы, оба 1971; И уплывают пароходы…, 1975; Усвятские шлемоносцы, 1980; В чистом поле…, 1990, и др.).
В лучших рассказах и повестях писателя (Шумит луговая овсяница, 1925; Объездчик, 1966; За долами, за лесами, Варька, Домой, за матерью, все 1967; И уплывают пароходы, и остаются берега, 1970; Шопен, соната номер два, 1973, и др.) проявлены глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни, особенно удачно передаваемой через сочные, динамичные диалоги, сочетающие энергию и “неправильность” непосредственной крестьянской речи и афористичность народной мудрости (“…Я тебе так скажу, начистоту: народу никак не с руки на церквя глядеть. Ему к примеру, лес надо сплавлять, лен дергать… Когда ему на пароходах кататься? Сто целковых платить за это – не-е…” – И уплывают пароходы, и остаются берега).
Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно-наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (Мост, Дом за триумфальной аркой) и повестях (Не имей десять рублей, Моя Джомолунгма) о собственном детстве и отрочестве (рассказы Подпасок, Дежка и др.), о русском мужике на полях Великой Отечественной войны. Посвященное этой теме вершинное произведение Носова – повесть Усвятские шлемоносцы (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской идиллии – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт, утверждает в характерной для писателя, как и для других “деревенщиков”, проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата (“Но только ли на людях – на всей деревне с ее заулками и давно не поливавшимися грядами, на всякой избе и каждом предмете в дому отпечатано это нестираемое клеймо военной хворобы. От всего веяло порухой прежнего лада, грядущими скорбями, все было окроплено горечью, как подорожной пылью, и обрело ее привкус. Это недуг души, разлад в ней и сумятица ломали, муторили…”). Грустная тональность произведений Носова конца 1980 – 1990-х годов (фантастический рассказ Сон, рассказы НЛО нашего детства, Темная вода, Карманный фонарик, Костер на ветру, Красное, желтое, зеленое…) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” обществе (в т. ч. на селе) бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (Жди назавтра ясного дня, 1992, посвящено А. А. Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).

Вариант 2

Евгений Иванович Носов, русский писатель, родился 15 января 1925 года в селе Толмачево Курской области в семье потомственного кузнеца. До 1943 года живет в оккупации в Курске. После окончания 8 классов уходит на фронт, служит артиллеристом в армии Рокоссовского. В феврале 1945 года получает ранение, и День Победы встречает в госпитале. Это событие находит отклик в его работе “Красное вино победы”.

Литературный дебют писателя происходит в 1947 году, он печатает свои стихи, очерки. В 1951 году работает в редакции курской газеты “Молодая гвардия”. В 1957 году писатель публикует свою первую работу для маленьких читателей – рассказ “Радуга”. Первый успех автору приносит опубликованный в Москве сборник рассказов “Тридцать зерен”.

Критики относят творчество Носова к жанру деревенской прозы. В этом жанре автор скептически переосмысливает колхозный опыт, возвращается к традициям Тургенева и Бунина. В период 1960-1962 годов, как и остальные авторы-“деревенщики”, писатель обучается на Высших литературных курсах Союза писателей, активно публикуется в полуофициальном органе “деревенщиков” – журнале “Наш современник”. Также Носов уделяет большое внимание военной тематике, он публикует произведения в стиле “окопной правды”. В 1973 году на страницах “Нашего современника” публикуется рассказ “Шопен, соната номер два”, который живой и горькой памятью связывает современную жизнь с прошедшей войной. В 1980-е годы писатель является членом редакционной коллегии “Роман-газета”.

Творчество Носова отличается глубоким социальным анализом и точным описанием быта современной русской деревни, диалоги героев наполнены красочной крестьянской речью и лаконичной народной мудростью. Особый успех писателю приносит повесть “Усвятские шлемоносцы”, в которой автор с острым реализмом описывает последние мгновения мирной жизни русского села – несколько дней июньского сенокоса 1941 года. Опираясь на традиционный православный быт русской деревни, автор демонстрирует неестественность и греховность превращения мирного русского пахаря в жестокого солдата.

Писатель часто призывал людей подкармливать птиц зимой. Он попросил написать на его могиле “Покормите птиц”. Евгений Иванович Носов умер 13 июня 2002 года в Курске.

Сочинение по литературе на тему: Краткая биография Носов Е. И

Другие сочинения:

  1. Николай Николаевич Носов Биография Николай Николаевич Носов – известный советский детский писатель-прозаик, драматург, родившийся 10 ноября 1908 года в городе Киеве. Воспитывался в семье эстрадного артиста, однако это ему не мешало подрабатывать железнодорожником. Довольно часто детские годы проводил в Ирпени, Read More ......
  2. Его родина – село Толмачево, недалеко от Курска. Отец – рабочий. Носов окончил восемь классов школы, затем воевал, был ранен, награжден орденами и медалями. После войны работал в газете художником-оформителем и корреспондентом. Будучи принятым в Союз писателей, закончил Высшие литературные Read More ......
  3. Илья Арнольдович Ильф и Евгений Петрович Петров Биография Ильф Илья (настоящая фамилия Файнзильберг Илья Арнольдович) появился на свет в семье одесского сотрудника банка 15 октября 1897 года. Первые трудовые годы прошли в Югросте и газете “Моряк”, а с 1923 года Read More ......
  4. Николай Иванович Дубов Биография 22 октября (4 ноября) 1910 года в сибирском городе Омске, в семье простого рабочего родился сын – Николай. С 1922 года семья мальчика живет на Украине. В 1930 году Николай уже работает на судостроительном заводе, как Read More ......
  5. Николай Иванович Новиков Биография Николай Иванович Новиков – известный русский писатель, философ, родившийся 8 мая 1744 года, по старому стилю – 27 апреля в Московской губернии. Пять лет обучался у местного дьяка, поступил в Московскую гимназию, но так и не Read More ......
  6. Леонид Иванович Добычин Биография Увидел свет будущий прозаик 17 июня 1894 года в Двинске, Латвия. Отец его был врачом, а мать – акушеркой. Сначала он окончил Двинское училище, затем, в 1916, получил диплом экономиста Петроградского политехнического училища. Писатель работал в Read More ......
  7. Эйвинд Улуф Вернер Юнсон Биография Эйвинд Улуф Вернер Юнсон родился в селе Свартбьернсбюн, Норрботтен, 29 июля 1900 года. Он родился в многодетной семье, его отец был каменщиком. После тяжелой болезни отца, воспитанием четырехлетнего Эйвинда занялись его тетя и дядя, в Read More ......
  8. Карл Цукмайер Биография Карл Цукмайер родился 27 декабря 1896 года в Наккенхайме (Германия). О юном возрасте писателя ничего не известно. В годы Первой мировой войны юноша сражался на Западном фронте. Дебют его антивоенных стихотворений произошел в журнале “Die aktion”. После Read More ......
Краткая биография Носов Е. И

Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачёво Курской области в семье слесаря.

В 1927 семья переехала в Украину, в г. Артемовск, где отец работал на стройке.

В 1929 вернулись в Курск, отец Носова поступил на завод котельщиком, а мать туда же сетопробойщицей. Мальчик был в курсе всех заводских дел. Позже эпизоды из производственной жизни семьи встретятся не в одном произведении Носова. Так, рассказ «Мост» (1961 ) предваряет посвящение: «Памяти отца моего, Ивана Георгиевича Носова, - рядового котельщика первых пятилеток». Каждое лето Носов проводил в деревне у деда с бабкой: «Неграмотная крестьянка, не умевшая читать, она неведомо откуда наизусть знала кое-что из Пушкина, Некрасова, Кольцова, была неисчерпаема на сказки, но и сам ее повседневный язык <...> был сущим кладезем...».

В школе Носов увлекался математикой и мечтал стать инженером. Но началась война, и в 1943 , после окончания 8 классов, Носов ушел на фронт. Солдатом-артиллеристом воевал в армии маршала К.К. Рокоссовского, довелось форсировать Днепр, брать Минск, польский город Белосток. Зимой 1945 на подступах к Кенигсбергу Носов был тяжело ранен, полгода лечился в госпитале. Потом он опишет это в рассказе «Красное вино победы» (1969 ).

По возвращении с фронта Носов поступил в 10-й класс дневной школы, пропустив 9-й. В гимнастерке и сапогах, с «раненой рукой и пенсионным удостоверением в кармане» он мало походил на ученика. Весь его жизненный опыт к этому времени, как и у героя рассказа «Шумит луговая овсяница» (1973 ), - детство и война - «из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

После окончания школы Носова отправляется в Среднюю Азию, в г. Талды-Курган, устраивается цинкографом и художником-ретушером в газете «Семиреченская правда». Здесь же в 1947 появились его первые публикации.

В 1951 Носов возвращается в Курск, работает в областной газете художником-ретушером. «Судьба моя сложилась так, что я вошел в литературу не через Литинститут, а с полевых дорог журналистики», - вспоминает Носов.

Первый рассказ Носов «Радуга» с его же иллюстрациями был опубликован в одноименном курском альманахе в 1957 .

В 1959 в Курске вышла еще одна книга Носова - «Рассказы».

В ранних произведениях Носов уже вполне проявил свой почерк - неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но высвечивает философский взгляд на течение земной жизни. В военной теме Носов никогда не расскажет о «громе победы», о ярком мгновении подвига, в его произведениях большие события звучат либо как в «Живом пламени», метафорично, либо по-крестьянски застенчиво, сдержанно, но обязательно они выявляют свое сущностное значение, как, например, в очерке «Фронтовые кашевары» (1975 ).

Заметной вехой в биографии Носова стала учеба на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, которая продолжалась до 1962 . Здесь он познакомился и подружился со своими однокурсниками: В. Астафьевым, Б. Можаевым, В. Беловым.

В 1961 в Курске вышел сборник Носова «Где просыпается солнце?». Адресованный детям, он удивляет и трогает взрослого читателя, В вошедшей сюда повести «Моя Джомолунгма» психологически точно переданы писателем столь далекие юношеские ощущения и мысли, то смятенное состояние души, которое бывает перед входом во взрослую жизнь. В автобиографических рассказах «Дом за триумфальной аркой» и «Мост» герой еще мальчик; Носов как бы вновь проживает свое детство, но при этом видит происходящее глазами умудренного опытом человека и вкладывает в него понимание взрослого человека. Впоследствии этот сборник неоднократно переиздавался в центральных изданиях.

В 1963 часть его рассказов вошла в другую книгу - «Дом за триумфальной аркой». В журнале «Новый мир», «Наш современник», «Огонек», «Смена» в 1960-70-е печатаются новые рассказы Носова: «Багульник» (1964 ), «Белый гусь» (1964 ), «Есть ли жизнь на Марсе?» (1965 ), «Объездчик» (1966 ), «За долами, за лесами» (1966 ), повесть «Затмение луны» (1966 ), «Пятый день осенней выставки» (1967 ), «Красное вино победы» (1969 ), «Шумит луговая овсяница» (1973 ) и др.

Меру жизненных и философских ценностей Носова ищет в повседневном, будничном бытии героев. (Не случайно критика сопоставляла рассказ «Шуба» с гоголевской «Шинелью».)

Появившийся в 1973 на страницах «Нашего современника» рассказ «Шопен, соната номер два» связал современную жизнь с прошедшей войной живой и горькой памятью.

В повести «Усвятские шлемоносцы» (Наш современник. 1977 . №4-5) торжественно прозвучала идея защиты Отечества как историческая обязанность русского человека. Идея эта выражена не декларативно, она высвечивается через описание трудовой жизни народа, этика которой подразумевает свято чтить и сохранять свое духовное и материальное пространство.

Повесть стала событием в литературной и культурной жизни страны, получила многочисленные критические и читательские отзывы; в 1982 была экранизирована под названием «Родник» (реж. А. Сиренко); в театрах страны успешно прошли постановки спектакля «Усвятские шлемоносцы».

С 1980-х Носов пишет немного, в 1988 попытался дать исторический анализ советского общества (Что мы перестраиваем? // Литературная газета. 1988. 20 апр.).

В 1990-е вышло несколько рассказов Носова, проблематика которых либо перекликается с ранними автобиографическими вещами (НЛО нашего детства // Смена. 1993 . №9), либо в притчево-метафорической форме рассказывает о нынешней жизни села (Темная вода // Новый мир. 1993 . №8). Носов продолжает размышлять о русской классической литературе (Жди ясного назавтра дня // Проблемы изучения жизни и творчества Фета. Курск, 1992 ), активно выражая полное принятие и подчинение себя ее традициям. Как вариация хрестоматийных крестьянских образов Хоря и Калиныча предстали герои рассказа Носова «Костер на ветру» (Москва. 1993 . №10). За спиной у каждого свой жизненный опыт, свои взгляды на мир, но в отличие от своих классических прототипов они оба оказались на обочине жизненной колеи, оба одинаково беззащитны перед крахом крестьянской жизни.


Top