Сосредоточение внимания и развитие концентрации на объекте. Понятие о внимании

В течение жизнедеятельности на человека воздействует огромное количество различных раздражителей. Но сознание человека не способно осознать одновременно и достаточно ясно все эти объекты. Одни объекты осознаются достаточно ясно, другие слишком неясно, третьи вообще остаются вне поля внимания.

Из всей массы окружающих его предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес и соответствуют его потребностям и жизненным планам.

Внимание — это сосредоточенность человека на объектах и явлениях окружающего мира, наиболее значимых для него.

Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость.

Внимание не существует само по себе. Просто быть внимательным невозможно, для этого необходимо функционирование психических процессов.

Первоначальной формой внимания является ориентировочный рефлекс, который является реакцией на все новое, неизвестное, неожиданное. Внимание можно отнести к особой форме психической активности человека. Оно является необходимым условием любой деятельности.

Виды внимания.

Рассмотрим две классификации.

  1. Внимание может быть внешним (направлено на окружающее) и внутренним (сосредоточенность на собственных переживаниях, мыслях, чувствах).

Такое деление до некоторой степени условно, так как часто люди погружены в собственные мысли, обдумывая свое поведение.

  1. В основе классификации лежит уровень волевой регуляции. Выделяется внимание непроизвольное, произвольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание возникает без всякого усилия со стороны человека, при этом отсутствует какая-либо цель и специальное намерение.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Непроизвольное внимание может возникать:
1) Из-за определенных особенностей раздражителя. К числу таких особенностей относятся:

а) сила, причем не абсолютная, а относительная (в полной темноте внимание может привлечь огонек от спички);
б) неожиданность;
в) новизна и необычность;
г) контрастность (среди европейцев человек негроидной расы скорее привлечет к себе внимание);
д) подвижность (на этом основано действие маяка, который не просто горит, а мигает);

2) Из внутренних побуждений личности. Сюда относятся настроение человека, его интересы и потребности. Произвольное внимание возникает тогда, когда сознательно ставится цель, для достижения которой прикладываются волевые усилия.

В отличие от непроизвольного внимания, главной особенностью произвольного внимания является то, что оно управляется сознательной целью. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности, волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.

Важным условием поддержания произвольного внимания является психическое состояние человека. Утомленному человеку очень трудно сосредоточить внимание. Значительно ослабляет произвольное внимание эмоциональное возбуждение, вызванное посторонними причинами.

Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Таким образом, произвольное внимание качественно отличается от непроизвольного. Однако оба вида внимания тесно связаны друг с другом, поскольку произвольное внимание возникло из непроизвольного.

Наиболее вероятно произвольное внимание в следующих ситуациях:

1) когда человек четко осознает свои обязанности и конкретные задачи при выполнении деятельности;

2) когда деятельность выполняется в привычных условиях, например: привычка все делать по режиму заранее создает установку на произвольное внимание;

3) когда выполнение деятельности касается каких-либо косвенных интересов, например: исполнение гамм на фортепиано – дело не слишком увлекательное, но необходимое, если хочешь быть хорошим музыкантом;

4) когда при выполнении деятельности создаются благоприятные условия, однако это не означает полной тишины, так как слабые побочные раздражители (например, тихая музыка) могут даже повышать эффективность работы.

Послепроизвольное внимание является промежуточным между непроизвольным и произвольным, сочетая в себе черты этих двух видов.

Оно возникает как произвольное, однако спустя какое-то время выполняемая деятельность становится настолько интересной, что уже не требует дополнительных волевых усилий.

_____________________________
Читайте еще статьи на эту тему:

Внимание - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание - это динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущест­венную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание - это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.

Рассмотрим основныевиды внимания: 1 .произвольное - сознательно направляемое и регулируемое внимание, в котором субъект сознательно избирает объект, на который оно направляется. Произвольное внимание имеет место там, где предмет, на который направляется внимание, сам по себе его не привлекает. Произвольное внимание носит всегда опосредованный характер. Произвольное внимание - всегда активное (по Джеймсу). И еще одна характеристика произвольного внимания оно всегда есть волевой акт; 2..непроизвольное. Связано с рефлекторными установками. Оно устанавливается и поддерживается независимоот сознательного намерения человека

Произвольное внимание формируется из непроизвольного. Но произвольное внимание может переходить в непроизвольное. Высшие формы произвольного внимания возникают у человека в процессе труда. Они продукт исторического развития. Труд направлен на удовлетворение потребностей человека. Продукт этого труда представляет поэтому непосредственный интерес. Но получение этого продукта связано с деятельностью, которая по своему содержанию и способу исполнения может не вызвать непосредственного интереса. Поэтому выполнение этой деятельности требует перехода от непроизвольного к произвольному вниманию. При этом внимание должно быть тем более сосредоточенным и длительным, чем более сложной становится трудовая деятельность человека в процессе исторического развития. Труд требует и он воспитывает высшие формы человеческого внимания. 3.внимание чувственное (относится в восприятию); 4.внимание интеллектуальное (относится к воспроизведенным представлениям). Основныесвойства внимания:

1.Сконцентрированность внимания - противоположность его распыленности - означает наличие связи с определен­ным объектом или стороной деятельности и выражает интенсивность этой связи. Концентрация - это сосредоточенность. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая или сознательная деятельность. Концентрация внимания - это способность человека сосредотачиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того. Что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

2.объем - количество однородных предметов, которые охватывает внимание. Этот показатель во многом зависит от организации запоминаемого материала и его характера и обычно принимается равным 5±2. Объем внимания является изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором сосредотачивается внимание, и от умения осмыслено связывать и структурировать материал.

3.распределяемость внимания - возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнородных объектов или же выполнять сложную деятельность, состоящую из множества одновременных операций. Распределение внимания зависит от ряда условий, прежде всего, от того, насколько связаны друг с другом различные объекты и насколько автоматизированы действия, между которыми должно распределяться внимание. Чем теснее связаны объекты и чем значительнее автоматизация, тем легче совершается распределение внимания. Способность к распределению внимания упражняема.

4.устойчивость внимания - длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Эксперименталь­ные исследования показали, что внимание первично подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды колебаний внимания равны обычно 2-3 секунды, доходя мах до 12 секунд. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрывать в том предмете, на котором оно сосредоточено, новые стороны и связи. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы включаемся в разрешение определенных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Для того, чтобы внимание к какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом. Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами все новое содержание. Однообразие притупляет внимание, монотонность угашает его. Устойчивое внимание - это форма предметного сознания. Оно предполагает единство предметной отнесенности многообразного содержания.

Таким образом, осмысленная связанность, объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему, сосредоточенную вокруг одного центра, отнесенную к одному предмету, составляет основную предпосылку устойчивого внимания.

Устойчивость внимания зависит, конечно, помимо того, от целого ряда условий: особенности материала, степени его трудности, знакомости, понятности, отношения к нему со стороны субъекта, степени его интереса к данному материалу, от индивидуальных особенностей личности,

5.переключаемость внимания - способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Способность к переключению означает гибкость внимания. Переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. Легкость переключения внимания у разных людей различна, она зависит от ряда условий. К числу которых относится соотношение между содержанием предшествующей и последующей деятельности и отношения субъекта к каждой из них: чем интереснее предшествующая и

менее интересна последующая деятельность, тем, очевидно, труднее переключение. Известную роль в переключении внимания играют и индивидуальные особенности субъекта, в частности его темперамент. Переключаемость внимания можно тренировать.

6.избирательность внимания связана с возможностью успешной настройки (при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

7.отвлекаемость внимания является следствием отсутствия волевого усилия и интереса к объекту или деятельности.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом, а значит со всеми сторонами сознания. Действительно, роль эмоциональных факторов ярко сказывается в особенно существенной для внимания зависимости его от интереса. Значение мыслительных процессов мы уже отметили. Роль воли находит себе непосредственное выражение в факте произвольного внимания. Поскольку внимание может отличаться различными свойствами, которые, как показывает опыт, в значительной мере независимы друг от друга, можно, исходя из разных свойств внимания, различать разные типы внимания, а именно: 1)широкое и узкое внимание - в зависимости от объема; 2)хорошо и плохо распределяемое; 3)быстро и медленно переключаемое; 4)концентрированное и флюктуирующее; 5)устойчивое и неустойчивое.



Развитие внимания. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Решающее значение для его развития имеет формирование интересов и приучение к систематическому, дисциплинированному труду. Выготский писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.

В развитии внимания у ребенка можно отметить, прежде всего, диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве. Так, если ребенку дать игрушку, а следом за ней еще одну, то он тут же выпустит из рук первую. Однако это положение имеет не абсолютный характер. Наряду с вышеотмеченным фактом нужно учесть и другой: бывает, что какой-нибудь предмет привлечет внимание ребенка так, что начав им манипулировать его ничто не сможет отвлечь.

До старшего дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста у ребенка непроизвольное внимание. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка воли.

Произвольное внимание не созревает в организме, а формируется у ребенка при его общении со взрослыми. Как было показано Выготским, на ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми -взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует также отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью, - в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции. Выготский так и пишет, что с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Вместе с овладением активной речью ребенок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала - в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем - в отношении самого себя.

В развитии внимания у ребенка существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на умственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания ребенка. Развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка.

В старшем дошкольном возрасте быстро развивается концентрация внимания и его устойчивость. В младшем школьном возрасте произвольное внимание и все свойства внимания продолжают развиваться. Но следующий резкий скачок в его развитии произойдет уже в подростковом возрасте, когда внимание, как и все остальные познавательные функции интеллектуализируются.

Определение внимания и уровни развития по Добрынину Внимание как направленность и сосредоточенность нашей психической деятельности. Под направленностью мы понимаем выбор деятельности и поддержание этого выбора. Под сосредоточенностью мы понимаем углубление данной деятельности и отстранение, отвлечение от всякой другой деятельности.. Уровни развития внимания . 1. Пассивное внимание . А) Вынужденное внимание причиною такого вынужденного внимания являются прежде всего чрезвычайно сильные, интенсивные раздражения. Громкий выстрел, яркий блеск молний, сильный толчок – всё это неизбежно оторвёт нас от нашей обычной деятельности и заставит обратить внимание на сильное раздражение. Б) Невольное внимание. Длительность раздражение так же может привлечь наше внимание. Слабый короткий звук мы можем и не заметить. Но если он длится достаточно долго, то невольно привлечёт нас. Особенно это надо сказать не о непрерывном, а о прерывистом раздражении, то возникающем, то исчезающем, то усиливающемся, то ослабляющемся. Наконец, движущийся объект привлекает наше внимание сильнее, чем неподвижный. В) Привычное внимание. Мы можем не замечать непрерывно длящегося раздражения, например шума мотора, если к нему привыкли. Но стоит ему прекратиться, как мы это сразу же замечаем. Контраст имеет большое значение. Но контраст в значительной степени зависит ведь и от нас самих, от нашего отношения к окружающим раздражениям. Поэтому и в пассивном внимании может иногда проявляться некоторая наша активность. 2. Произвольное внимание. Это внимание действительно в полной мере выражает активность личности. Мы говорим, что произвольное внимание есть акт нашей воли. Мы говорим, что наша активность выражается в нашей воли. Воля – это сознательное принятие решения и исполнение его. Как бы ни был элементарен и прост волевой акт, он предполагает сознательное представление цели и плана действий. Произвольное внимание предполагает это сознание цели и планирование наших поступков. Активное внимание выражается в целесообразном направлении нашей деятельности в определённое русло. 3. Спонтанное внимание (после произвольное) является результатом развития личности и её качеств. Данный вид внимания не совпадает целиком ни с произвольным, ни с непроизвольным вниманием. Дело в том, что когда мы заинтересовываемся работой, которая нас первоначально как будто не привлекала, тогда не требуется или почти не требуется больше волевых усилий для продолжения этой работы. Если первоначально мы с трудом брались за неё, например за чтение трудной книги, то чем больше мы вчитываемся в книгу, тем больше она начинает нас занимать сама собой, и наше внимание из произвольного становится как бы непроизвольным.

Гальперин о природе внимания и путях его формирования . Природа внимания по Гальперину . В основе самых различных взглядов на природу внимания лежат два кардинальных факта: 1. Внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс. И про себя, и внешнему наблюдению оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности. 2. Внимание не имеет своего отдельного, специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно присоединяется. Между тем именно наличие характерного продукта служит главным доказательством наличия соответствующей функции. У внимания такого продукта нет, и это более всего говорит против оценки внимания как отдельной формы психической деятельности. Формирование внимания . Формирование умственных действий в конце концов приводит к образованию мысли, мысль же представляет собой двойное образование: мыслимое предметное содержание и собственно мышление о нём как психическое действие, обращённое на это содержание. Анализ показал далее, что вторая часть этой диады есть ни что иное, как внимание, и что это внутреннее внимание формируется из контроля за предметным содержанием действия. Понимание психики как ориентировочной деятельности означает подход к ней не со стороны «явлений сознания», а со стороны её объективной роли в поведении. В отличие от всякой другой психическая ориентировка предлагает образ – среды действия и самого действия, - образ, на основе которого и происходит управление действием. Управление действием на основе образа требует сопоставления задания с его исполнением. Следовательно, роль составляет необходимую и существенную часть такого управления. Формы контроля могут быть различны, степень их развития – тоже; но без контроля течением действия управление им – эта основная задача ориентировочной деятельности – оказалась бы вообще невозможной. В той или иной форме, с разной степенью обособления и развития контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности. Допустим, что внимание представляет собой как раз такую функцию контроля – ведь это даже непосредственно в чём-то близко подходит к его обычному пониманию, - и сразу отпадает самое тяжелое из всех возражений против внимания как самостоятельной формы психической деятельности: отсутствие отдельного характера продукта.

Модель Бродбента. Экспериментальные факты и комментарии . Теория ранней селекции . Этот этап завершила модель системы переработки информации, разработанная английским психологом Дональдом Бродбентом. Следует заметить, что первые варианты своей модели автор описал в виде механических устройств. Исходным положением модели является идея, что ЦНС человека представляет собой канал передачи информации с ограниченной пропускной способностью (ёмкостью). Согласно Д. Бредбенту, канал ограниченной ёмкости может передавать за единицу времени лишь небольшое количество информации. С – стадия сенсорной параллельной переработки; сенсорное хранилище. Р – стадия перцептивной, последовательной переработки; могут пройти только те впечатления, которые обладают каким-то общим физическим признаком: направлением, интенсивностью, тоном, цветом и т.д. Фильтр – защищает П – стадию от перегрузки, перекрывая входы всех, кроме одного, релевантного канала стимуляции. Канал – в психологии определяется как проводник или путь переноса сенсорных сообщений такого класса, который может быть отвергнут или отобран для дальнейшей переработки. Трэйсман. На основе данных собственных исследований других материалов экспериментальной критики модели фильтра Э. Трейсман приступила к пересмотру первой, сформулированной Д. Бродбентом концепции ранней селекции. Основные идеи такого пересмотра она представила в виде так называемой модели аттенюатора. Согласно этой модели, после анализа всей поступающей стимуляцией на первой сенсорной стадии оба сообщения поступают на фильтр. Основываясь на определённом физическом признаке, фильтр ослабляет (аттенюирует) интенсивность не релевантных сигналов и свободно пропускает сигналы релевантного канала. Как выяснилось позже, это предположение подкрепляют данные психофизиологических исследований. Вызванные потенциалы на невнимаемое сообщение гораздо слабее, чем на внимаемое. Как не релевантная, так и нерелевантная стимуляция могут быть переработаны вплоть до анализа значения: релевантная как правило, а нерелевантное иногда. Э. Трейсман предположила, что каждое знакомое слово храниться в системе долговременной памяти в виде словарной единицы.


Гос. учебно-педагогич. изд-во Мин-ва Просвещения РСФСР, М., 1955 г.

Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Например, человек может сосредоточенно писать, слушать, читать, выполнять какую-либо работу, следить за увлёкшим его спортивным состязанием и т. д. Во всех этих случаях его внимание сосредоточивается только на одном данном виде деятельности и не распространяется на другие: когда мы сосредоточенно читаем, мы не замечаем происходящего вокруг нас и часто даже не слышим обращенных к нам вопросов; футболисты, сосредоточившиеся на выполнении задуманной ими тактической комбинации, могут не заметить тактического приёма, подготавливаемого противной командой.

Сосредоточенное внимание отличается высокой степенью интенсивности, что делает его необходимым условием успешности выполнения отдельных важных для человека видов деятельности: мы требуем сосредоточенного внимания от учащихся на уроке, от спортсмена на старте, от хирурга во время операции и т. п., так как только при сосредоточенном внимании эти виды деятельности могут быть выполнены успешно.

Распределённым называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности. Мы говорим о распределённом внимании, когда студент слушает и одновременно записывает лекцию, когда спортивный судья во время футбольного матча следит не за каким-либо одним, а за всеми находящимися в поле его зрения игроками и подмечает действия и ошибки каждого из них, когда учитель объясняет урок и в то же время следит за поведением учащихся, когда шофёр управляет автомобилем и в то же время внимательно следит за всеми препятствиями на его пути, и т. п. Во всех этих случаях успешное выполнение деятельности зависит от способности человека направить своё внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий.

При распределённом внимании каждый из охватываемых им видов деятельности протекает при относительно меньшей интенсивности внимания, чем тогда, когда оно сосредоточено только на одном каком-либо объекте или действии. Однако в целом распределённое внимание требует от человека значительно больших усилий и затраты нервной энергии, чем сосредоточенное.

Распределённое внимание является необходимым условием успешного выполнения многих сложных видов деятельности, по самой своей структуре требующих одновременного участия разнородных функций или операций. Оно необходимо студенту, записывающему лекцию, так как он должен слушать и понимать содержание лекции и в то же время записывать её. При этом записывать необходимо уже выслушанное и переработанное, одновременно воспринимая и продумывая то новое и дальнейшее, что продолжает излагать лектор.

Это возможно только при распределённом внимании, а не при сосредоточенном: если студент сосредоточится на слушании лекции, он перестанет её записывать; если же его сосредоточенное внимание будет направлено на записывание, он не сможет слушать дальнейшее содержание лекции. Распределённое внимание необходимо спортивному судье, обязанному следить за различными одновременно развивающимися событиями в процессе игры. Оно необходимо тренеру и преподавателю, так как они в своей педагогической деятельности должны одновременно направлять своё внимание и на содержание знаний, которые они излагают учащимся, и на то, как их изложение воспринимается слушателями.

Физиологической основой сосредоточенного внимания является оптимальная интенсивность возбудительных процессов в тех участках коры головного мозга, которые связаны с данным видом деятельности, при одновременном развитии сильного тормозного процесса в остальной части коры больших полушарий головного мозга. Иной характер имеют физиологические процессы в коре головного мозга при распределённом внимании, когда одновременно работают с достаточной интенсивностью несколько функционально различных участков коры. Так, например, при слушании и записывании лекции одновременно работают слуховые, ассоциативные и моторные центры, связанные с движениями руки при письме.

Исследования И. П. Павлова показывают, что возбудительные процессы в этих различных участках коры при распределённом внимании протекают с разной степенью интенсивности: те операции, которые имеют наиболее существенное значение в данном виде деятельности (например, слушание и понимание лекции), требуют интенсивной работы соответствующих центров коры, тогда как менее существенные операции и подчинённые первым (в данном случае записывание лекции) могут выполняться при значительно более слабой интенсивности возбудительных процессов в управляющих ими центрах, которые при привычных видах деятельности могут находиться даже в несколько заторможённом состоянии.

«Разве это не обычная вещь, - говорил по этому поводу И. П. Павлов, - что мы, занятые главным образом одним делом, одной мыслью, можем одновременно исполнять другое дело, очень привычное для нас, т. е. работать теми частями полушарий, которые находятся в известной степени торможения по механизму внешнего торможения, так как пункт полушария, связанный с нашим главным делом, конечно, является тогда сильно возбуждённым?».

Способность к сосредоточенному или, наоборот, к распределённому вниманию не является прирождённой. Она имеет условно-рефлекторный характер; в её основе лежит образование и закрепление соответствующих временных связей. Способность как к тому, так и к другому виду внимания может быть развита в процессе практической деятельности. Педагогически важно воспитывать и развивать у учащихся оба указанные вида внимания, так как они в равной степени необходимы при занятии различными видами деятельности: например, у одного и того же человека должно быть распределённое внимание во время спортивной игры и сосредоточенное на учебном или тренировочном занятии.

Воспитание способности к сосредоточенному вниманию имеет в своей основе формирование временных связей, важнейшую часть которых составляют соответствующие тормозные процессы в участках коры, не связанных с данным видом деятельности. Так, например, преподаватель, приучая учащихся к сосредоточенному вниманию на учебных занятиях, достигает этого путём систематических, от урока к уроку делаемых замечаний и требований, которые в конечном итоге становятся условным сигналом к возникновению сосредоточенного внимания при начале урока.

Несколько иначе протекает воспитание способности к распределённому вниманию. Оно требует совершенствования навыков в тех видах деятельности, между которыми распределяется внимание. Мы можем успешно распределять своё внимание одновременно и на слушание, и на записывание лекции, если мы в совершенстве владеем навыками как слушания, так и письма. Когда же у нас нет навыка хотя бы в одном из этих двух видов деятельности (например, мы не умеем слушать, не научились быстро и точно выделять существенное и важное в словах преподавателя, не имеем навыка тотчас формулировать полученные знания в собственных словах), эта деятельность потребует от нас такого интенсивного сосредоточенного внимания, при котором второй вид деятельности (записывание лекции) окажется неосуществимым.

Вот почему, стремясь развить способность к распределённому вниманию, мы должны предварительно в совершенстве овладеть приёмами данных видов деятельности. Тренер, требующий от членов своей спортивной команды распределённого внимания при решении тех или других тактических задач во время футбольного матча, должен в процессе тренировки привить им навыки совершенного выполнения разнообразных тактических приёмов игры.

Занятия спортом представляют широкие возможности для воспитания у занимающихся как сосредоточенного, так и распределённого внимания. Первое развивается в процессе занятий такими видами спорта, как бег, прыжки, метания, стрельба, штанга, гребля и т. п. Распределённое же внимание воспитывается во время занятий спортивными играми, борьбой, боксом и др.

Популярные статьи сайта из раздела «Медицина и здоровье»

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Реагируя на сообщение говорящего, вы пользуетесь невербальными средствами общения, выражающими заинтересованность. Ваше поведение поощряет собеседника к продолжению разговора. Однако вы должны не только воспринимать, но и обрабатывать получаемую информацию, а для этого нужно иметь сосредоточенность внимания .

Согласно самому простому определению, сосредоточенность внимания - это направленная на какой-то предмет умственная активность. Она появляется, когда для важно то, о чем говорит собеседник, или личность собеседника.

Помните, чем больше вы отвлекаетесь, тем хуже поймете смысл сообщения отправителя; вы попусту тратите время - и свое, и вашего собеседника. Кроме того, если вы слушаете пассивно или избирательно, то тем самым обижая говорящего.

Порой сосредоточиться трудно, но для целей эффективного общения необходимо. Длительная концентрация внимания утомительна не меньше, чем физическое напряжение. Но если вам удастся сконцентрироваться и вникнуть в суть сообщения, значит, вы правильно его поймете и сможете адекватно отреагировать, т.е. максимально эффективно решите проблему или вопрос. В результате вы почувствуете огромное удовлетворение - ведь ваши усилия не пропали даром!
Вот несколько советов, которые помогут вам сосредоточиться.

Устраните отвлекающие факторы . Отключите внутренний и мобильный телефоны, пейджер, радио. Подальше отложите бумаги, которые вы просматривали до появления собеседника. Уберите все, что может вас отвлечь. Не пытайтесь заняться чем- нибудь еще во время разговора. Чем больше внимания вы обращаете на собеседника, тем выше ваша концентрация.

Записывайте важные моменты . Если собеседник передает важную информацию, не стоит полагаться исключительно на память. Делайте краткие записи - это активизирует мозг и помогает лучше сосредоточиться на словах говорящего. Записи помогут вам убедиться в том, что вы правильно поняли адресанта, а его - в серьезности вашего к нему отношения. Помните, самая отменная память хуже самого маленького карандаша.

Не стремитесь записать каждое слово, фиксируйте только ключевые моменты. К тому же вам нужно поддерживать постоянный зрительный контакт, так что не увлекайтесь писаниной. Записывайте только самое важное; желательно при этом уточнять у собеседника, правильно ли вы его поняли.

Представляйте в воображении то, о чем говорит собеседник . Это особенно полезно при разговоре по телефону, потому что помогает лучше понимать сообщение, сконцентрироваться и поддерживать эффективный диалог.

Переспрашивайте, если теряете нить разговора .
Иногда по различным причинам вы перестаете понимать, о чем говорит ваш собеседник. Заметив, что вы что-то пропустили, разрешите себе вставить реплику, например: “Не могли бы вы повторить эту мысль” или “Простите, я что-то упустил”. Если вы будете делать вид, что все понимаете, то окажете медвежью услугу и себе, и собеседнику. Ваша цель - эффективное общение, поэтому скорее найдите упущенную нить.

Уточняйте . Если собеседник говорит о не понятных для вас вещах или просто не слишком понятно выражает свою мысль, смело задавайте вопросы, например: “Позвольте уточнить… вы считаете, что нам нужно заказывать меньше обедов?” Собеседник даст вам необходимые разъяснения или подтверждения, что позволит вам правильно понять его мысль.

Вам кажется, что если человек задает вопросы или переспрашивает, то он демонстрирует свое незнание? Какая чушь! Во-первых, задавая вопрос, вы помогаете собеседнику лучше разъяснить свою мысль, а во-вторых, если ни о чем не спрашивать, то так никогда ничего и не узнаешь.

Copyright © 2013 Бянкин Алексей

Можно представить все сложности медитации в виде хорошо знакомого образа мишени. Подобно тому как мишень служит для указания нашей цели, так и предмет медитации служит в качестве мишени внутри ума. Просто во время медитации практикующий стремится удерживать свой ум сосредоточенным на предмете медитации. Иными словами, мысли будут устремлены к определенной цели. Подобное представление мы встречаем в традиции иудаизма в виде классического талмудического обозначения умственного сосредоточения внимания, развития концентрации, кавваны, что значит «нацеленность». Само слово происходит от корня кавен - стремиться, нацеливаться. Развитие практики кавваны является главной темой иудейской мистической традиции.

Хотя вначале наша концентрация может быть и весьма краткой, но если же мы будем упорствовать в своей практике, то ее длительность будет постепенно увеличиваться. (Геше Рабтен. «Сокровище Дхармы»). Это то же самое, что и одноточечное сосредоточение ума, иначе именуемое самадхи. Проще всего созерцание, медитацию можно выразить как состояние сосредоточенного внимания.

Сосредоточение внимания — путь к концентрации

С помощью идеи о мишени, расположенной внутри нашего ума, наглядно видно, что нашей целью должно быть попадание как можно ближе к «яблочку». Конечно, легче сказать, чем сделать, что известно каждому, кто пытался осуществить подобное. И все же не следует впадать в отчаяние при первых неудачах. Трудность такой, на первый взгляд легкой, задачи признавали мудрецы и духовные наставники во все времена. В «Бхагавад- гите» Арджуна говорит: «Ум столь беспокоен, непостоянен. Ум строптив, упрям и своеволен, что трудно его обуздать, как и ветер». Нетрудно убедиться в правдивости таких слов. Достаточно часто мы сталкиваемся с сумятицей наших собственных мыслей, с мучащей нас тоской, собственным упрямством и неспособностью сосредоточиваться. И, встав на путь созерцательной практики, мы, возможно, впервые начинаем присматриваться к свойствам собственного ума. Здесь многое должно открыться и многому нужно научиться. Геше Рабтен описывает медитацию как «средство управления, укрощения и, при случае, преображения ума». Путь к подобной честолюбивой цели начинается с самого простого: мы приступаем к развитию концентрации внимания. Сюда входит уровень длительно сосредоточенного внимания и дополнительно включается элемент самонаблюдения. Подобное состояние ума существенно отличается от повседневного сознания. Простой пример позволит уяснить вам представление об одной части ума, наблюдающей за другой его частью. Наблюдайте за потоком вашего собственного сознания, следя за своими мыслями.

Каждая личность уникальна, в каждом из нас заложен огромный потенциал к тому, чтобы реализовать себя и свои возможности для обретения всего желаемого. На собственном опыте, проживая его во всей полноте, а не из книг или методических пособий, вы обретаете себя, раскрываете всю силу и мощь своего потенциала и возможностей. Можно быть никем, можно вписаться в рамки и параметры, заданные социумом, а можно сотворить себя заново, обрести полную независимость и свободу от чужих мнений, суждений и каких-либо обязательств. Выбор за вами. .

Непосредственное наблюдение

Просто посидите спокойно некоторое время; достаточно будет нескольких минут. Закройте глаза и обратите внимание вовнутрь себя. Попытайтесь следить за тем, что происходит в вашем уме, и запоминать все (это легче сказать, чем сделать). По окончании запишите все мысли, что пронеслись у вас в голове за этот короткий период времени. Результаты обычно поражают; давние воспоминания, ассоциации, будущие планы и бессвязные мысли пробегают в стремительном темпе. Здесь приходит на помощь идея замедления потока сознания. Первые попытки сосредоточить внимание часто обескураживают.

Нежелательные мысли возникают как бы ниоткуда. Развитие такого умения в виде постоянной и устойчивой способности нашего сознания требует времени и усилий. Это произойдет не в течение недели, и здесь не избежать разочарований. Добиться подобного без личной самоотверженности будет нелегко. Напутствие со стороны людей опытных всегда звучит благожелательно и ободряюще: не сдавайтесь, идите вперед. Не давайте вашим мыслям увлечь себя, позвольте им уйти . Обратите ум на предмет созерцания, поставленную цель. Пусть мысли текут своим чередом. Сохраняйте сосредоточенность и внимание.

Сосредоточенное внимание требует для своего развития выработки способности концентрации сознания. К сожалению, это особое качество несет на себе налет ученической работы и принудительного обучения, которые часто оказываются бесполезными. Слишком упорно мы связываем концентрацию с умственным напряжением, интенсивным усилием и трудным занятием. Концентрация - это не цель сама по себе, а необходимое предварительное условие, которое исключает отвлечение и рассеянность внимания. Без концентрации невозможно удерживать в уме ни один из предметов медитации. Медитация начинается с концентрации, сосредоточенного внимания. Это первый шаг, но не последний. Концентрация нуждается в предмете, мишени, на которую мы должны нацелиться.

Просмотры 2 172


Top