Святой ипполит римский молитва. Цитаты ипполит римский - самое интересное в блогах «Синтагма» или «Против всех ересей»

Мученик Ипполит был начальником и смотрителем тюрем в Риме при Декии и Валериане (249–259). Обращенный ко Христу мучеником Лаврентием (память 10 августа), он погреб его тело.

Об этом донесли императору, который задержал святого Ипполита и, смеясь, спросил: "Или ты тоже сделался чародеем, что украл тело Лаврентия?" Святой исповедал себя христианином. Его стали жестоко бить палками. В ответ слышались лишь повторяющиеся слова: "Я христианин". Император велел одеть святого Ипполита в воинские одежды и сказал: "Вспомни свое звание и будь нашим другом, принеси жертву богам вместе с нами, как прежде". Но мученик отвечал: "Я воин Христа, Спасителя моего, и желаю за Него умереть". Тогда у него было отобрано все имение, его кормилицу, мученицу Конкордию, забили оловянными прутьями, всем домашним отсекли головы на глазах у святого Ипполита, а самого привязали к диким коням, которые влачили его по камням до смерти. Это произошло 13 августа 258 года, на третий день после мученической кончины архидиакона Лаврентия, как он об этом предсказал святому Ипполиту.

Ночью пресвитер Иустин тайно предал всех мучеников погребению на месте казни. Тело же святой Конкордии было брошено в Риме в нечистое место. Через некоторое время двое христиан, мученики Ириней и Авундий, узнали от одного воина, где было брошено тело мученицы, и похоронили рядом со святым Ипполитом. За это их 26 августа утопили так же, как мученицу. Христиане ночью достали тела мучеников и похоронили при мощах святого архидиакона Лаврентия.

См. также: "" в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Написанно около 215 г.
Заглавие этого сочинения имеется на статуе св. Ипполита
Считалось утраченным до 1910 г.

О латинской версии:

«Egyptian Church Order»
Названо так потому, что стало известно вначале в эфиопском и коптском переводах.
В 1910 г. Е. Шварц, а в 1916 г. Р. Конноли доказали, что версия воспроизводит «Апостольское предание» св. Ипполита.

пролог
правила, относящиеся к избранию и посвящению епископа
молитва этого посвящения
чин Евхаристии
чины благословления елея, сыра и маслин
правила и молитвы, относящиеся к поставлению пресвитеров и диаконов
о разных категориях христиан:
— об исповедниках,
— о вдовах,
— о чтецах,
— о девах,
— о иподиаконах
— о тех, кто обладает даром исцеления

о поведении мирян:
— правила, относящиеся к новообращенным
— искусства и профессии, запрещенные для христиан
о оглашенных
о Крещении
о Миропомазании
о первом Причащении

описываются:
— воскресное богослужение
— литургия
— правила поста
— агапа
— чин освящения масла.
о духовной жизни каждого христианина в отдельности
о времени молитвы
о духовном чтении
о крестном знамении
и пр.

На произведении основываются:

  • «Завещание Иисуса Христа»
    (приблизительно V век, сохранилось в сирийской версии)
  • «Правила Ипполита»
    (приблизительно V век, сохранилось в арабской и эфиопской версии)

ДОГМАТИЧЕСКИЕ И ПОЛЕМИЧЕСКИЕ

«Синтагма»
или
«Против всех ересей»

Трактат написан при жизни папы Зефирина (199 - 217).
Сочинение утрачено.

Упоминают о сочинении:

  • сам св. Ипполит (Философумена, 1, 20)
  • Евсевий (Церк. ист., 6, 22)
  • бл. Иероним (О знаменитых мужах, 61)
  • патриарх Фотий (Библиотека, № 121)
    (Согласно Фотию, речь в произведении шла о 32 ересях вплоть до ереси Ноэта.)

Пользовались «Синтагмой» в качестве источника:

  • автор приложения к трактату Тертуллиана «Об отводе иска еретиков »
  • св. Епифаний Кипрский в трактате «Панарион»

«Обличение всех ересей»

«Философумена»

(«Опровержение ересей»)


или

Аутентичность: вопрос о том, был ли Ипполит действительно автором данного произведения, остается открытым.

Трактат написан после смерти папы Каллиста , т. е. после 222 г

О названии:
Оба названия принадлежат св. Ипполиту

«Обличение всех ересей»:

  • 1-4 книги («Философумена») – речь идет о греческой философии
  • 5-10 книги

Упоминание о сочинении:
у Евсевия (Церк. ист., 6, 22) - нет
у бл. Иеронима (О знаменитых мужах, 61) - нет
на памятнике из Латеранского музея - нет
Патриарх Фотий - знал это сочинение под названием «Лабиринт» (Библиотека, № 48).

Книга 1 известна науке с 1701 г., однако долгое время она приписывалась Оригену.

По главам:

1 .................. Фалес
2 .................. Пифагор
3 .................. Эмпедокл
4 .................. Гераклит
6 .................. Анаксимандр
7 .................. Анаксимен
8 .................. Анаксагор
9 .................. Архелай
11 ................ Парменид
12 ................ Левкипп
13 ................ Демокрит
14 ................ Ксенофан
15 ................ Экфант
16 ................ Гиппон
18 ................ Сократ
19 ................ Платон
20 ................ Аристотель
21 ................ Стоики (Хрисипп и Зенон)
22 ................ Эпикур
23 ................ Академики (скептики)
24 ................ Брахманы
25 ................ Друиды
26 ................ Гесиод .

Книги 2 и 3 (утрачены) речь шла, вероятно, о языческих культах и обрядах, о мифологии греков и варваров

Книга 4 посвящена астрологии и магии

1–7 .............. «Астрологи»
8–12 ............ «Астрономы»
14 ................ «Арифметики»
15–27 .......... «Астрологи»
28–42 .......... «Маги»
43–44 .......... «Египтяне»
46–50 ........... Арат
51, 1–9 ........ «Пифагорейцы»
51, 10–14 .... «Медики»

В книгах 5 - 9 св. Ипполит говорит о ересях, указывая на прямую зависимость каждой из 33 гностических сект от того или иного течения в античной философии.
(содержатся цитаты из потеряных гностических писаний)

6–11 ............ Наассены
12–18 .......... Ператы
19–22 .......... Сетиане
23–27 .......... Юстин Гностик «книга Баруха»

7–20 ............ Apophasis Megale [трактат, который Ипполит приписывает Симону Магу]
21–22 .......... Платон
23–28 .......... Пифагор
29–36 .......... Валентин
37, 1–6 ........ Платон [«Второе письмо Платона»]
38 ................. Последователи Валентина
39–54 .......... Марк и Колорбас

14–19 .......... Аристотель
20–27 .......... Василид
28 ................ Сатурнин и Менандр
29, 1; 30 ...... Маркион
29, 2–29 ...... Эмпедокл
31 ................. Препон
32 ................. Карпократ
33 ................. Керинт
34 ................. Эбиониты
35 ................. Теодот Византийский
36, 1 ............. Теодот «Мелхидесианин»
36, 3 ............. Николай
37 ................. Кердон и Луциан
38 ................. Апеллес

8–11 ............ Докетисты
12–15 .......... Монойм
15, 1–2 ........ Monoimi Epist. ad Theophrastum
16 ................. Татиан
17 ................. Гермоген
18 ................. Quatrodecimani
19 ................ Фригийцы (Монтан, Присцилла, Максимилла)
20, 1–3 ........ Энкратиты
20, 3 ............ Каиниты, офиты, ноахиты

6 ...................... Предисловие
7 ...................... Ноэт, Эпигон, Клеомен
8–10, 8 ........... Гераклит
10, 9–12 ......... Ноэт, Эпигон, Клеомен
11–12 ............. Каллист
13–17 ............. Алкивиад и Элхасиаты
18, 1–2 ........... Иудеи
18, 3 – 28, 2 ... Ессены
28, 3–5 .......... Фарисеи
29 ................... Саддукеи
30 ................... Иудеи

В книге 10 говорится о ветхозаветной истории и истинной христианской вере

Иногда книгу называют Syntagma (или Epitome)
Начинается краткой выдержкой из Секста Эмпирика и представляет собой краткую сводку «всех ересей» и является, по сути, независимым произведением.

X, 6–8 Epitome philosophorum

9–29 Epitome haereseon

9 ................... Наассены
10 ................. Ператы
11 ................. Сетиане
12 ................. «Симон Маг»
13 ................. Валентин и его школа
14 ................. Василид
15 ................. Юстин Гностик
16 ................. Докетисты
17 ................. Монойм
18 ................. Татиан
19 ................. Маркион и Кердон
20 ................. Апеллес
21 ................. Керинт
22 ................. Эбиониты
23 ................. Теодот Византийский
24 ................. Мелхиседиане
25 ................. Фригийцы
26 ................. Ноэтиане
27, 1–2 ......... Ноэт
27, 3–4 ......... Каллист
28 ................. Гермоген
29 ................. Элхасаитяне
30–31 ........... Библейская хронология
31–32 .......... «Истинное слово»
34 ................. Заключение

Первая книга дошла до нас в пяти списках.
Полный текст сохранился в единственном манускрипте Parisinus suppl. gr. 464.

Книги 4 - 10 открыты М. Миноидисом в 1942 г. в афонской греческой рукописи XIV в.

Издания:
Refutatio omnium haeresium. Ed. Miroslav Markovich. Berlin: De Gruyter, 1986;
P. Wendland (GCS 26), Leipzig, 1916.

Информация о содержании этой книги из источника:
Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002.

«О Христе и антихристе»

«Против ереси Артемона»

Сохранились отдельные фрагменты в цитации Евсевия (Церк. ист., 5, 28).
Было написано после «Философумен».
За исключением цитат Евсевия, утрачено.

«Увещание к Северину»

Было направлено против ереси «алогов» (отрицали христианское учение о Логосе. Лидер – Гаий).

Св. Епифаний (Против ересей, 51) использовал сочинение св. Ипполита при описании «алогов».

Не сохранилось.

«Против Гаия»

Сирийский писатель Дионисий бар-Салиби (1171 г.) приводит пять фрагментов из работы.
Вероятно, идентична трактату «О Евангелии от Иоанна и Апокалипсисе».
Не сохранилось.

«О Боге и воскресении плоти»

Обозначено на статуе
Не сохранилось
Его можно отождествить с нижеслед. произведением:

«Слово против Верона и Элика о богословии и воскресении плоти»

До нас дошли несколько фрагментов.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ
(исторические)

«Хроника»
или
«Книга хроник»

Написана св. Ипполитом в 234 г.

Сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах;
из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты.

Перечисляет важнейшие события от сотворения мира до 234 года.
посвящена также разделению земли между потомством Ноя (Быт. 10), и описанию пути из Александрии в Испанию.

Направлена против ожидающих скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (см. хилиазм).

Св. Ипполит использовал в качестве источников:

  • античных авторов
  • «Хронику» Юлия Африкана
  • «Строматы» Климента Александрийского .

«О пасхалии»
или
«Определение времени Пасхи»

«Тогда же Ипполит среди прочих “Памяток” написал книгу о Пасхе, где, высчитывая время, дает пасхалию на 16 лет, начиная первым годом царствования императора Александра [Севера]»
(Евсевий. Церк. ист., 6, 22) .

Цель написания:
освободить от необходимости обращаться к еврейскому календарю при пасхальных вычислениях и научно вычислить время пасхального полнолуния.

Однако не позднее 237 г. вычисления св. Ипполита разошлись с астрономическими данными.

Около 243 г. появился трактат «Об исчислении Пасхи». Цель – откорректировать пасхалию св. Ипполита. Ошибочно приписан св. Киприану Карфагенскому .

ГОМИЛЕТИЧЕСКИЕ

«Беседа против ереси Ноэта»

Сохранился фрагмент.

Предполагают, что это заключительная часть утраченной «Синтагмы».

Фрагмент направлен против монархианского и патрипассианского модализма Ноэта.

«Беседа на Богоявление»

Подлинность подвергается сомнениям

«Беседа о Пасхе»

Считалась утраченной (кроме двух фрагментов на сирийском языке и одного на латыни в Актах Латеранского Собора)
В 1926 г. X. Мартэн установил, что одна из бесед Златоуста «На Святую Пасху», считавшаяся неподлинной, принадлежит св. Ипполиту.

Однако похоже, что беседа переделана в IV в. с целью противостоять арианам.

Т. о.:
Беседа Ипполита III в. + антиарианские интерполяции IV в. = беседа под именем Златоуста

Темы:
Ветхозаветня Пасха как прообраз Новозаветной,
искупительный подвиг Христа,
Его сошествие во ад и победа над смертью.

Беседа «В похвалу Господу Спасителю»

О ней упоминают:

  • бл. Иероним:
    «Написал … также проповедь в похвалу нашего Господа и Спасителя, в которой дает понять, что произносил ее в церкви в присутствии Оригена». (О знаменитых мужах, 61)
  • св. Софроний Иерусалимский
  • Никифор Каллист (под названием «О похвале Господу нашему Иисусу Христу»).

Полностью утрачена.

ЭКЗЕГЕТИЧЕСКИЕ

«Толкование на Шестоднев» Сохранилось во фрагментах.
«О том, что было после Шестоднева» или
«На Бытие»
Уцелели фрагменты.
«О благословении Валаама» Есть лишь отрывок у Леонтия Византийского
«Об Елкане и Анне» Сохранились цитаты в «Диалоге против еретиков» блж. Феодорита Киррского.
Трактат «О благословлении Иакова» Представляет собой комментарий на Быт. 49. Он сохранился в греческом оригинале, а также в армянской и грузинской версиях.
«О благословении Исаака»
Трактат «О благословении Моисея»

Священномученик Ипполит Римский

Жития

В истории христианской письменности III в. священномученик Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен -- не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях. Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого "Слова о Христе и антихристе"·, пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя.

Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположительно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание античной философии и религии указывают на связь с Востоком. Патриарх Фотий говорит, что св. Ипполит называл себя учеником Иринея Лионского (Библиотека, N 121), однако вряд ли это следует понимать в буквальном смысле. Святой Ипполит -- грек по языку, мысли и способу выражения; он -- последний римский автор, использовавший этот язык в качестве основного. Он знаком с александрийским богословием, и его учение о Логосе обнаруживает прямую связь с аналогичным учением александрийцев.

Когда Ориген около 212г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Ипполит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия -- и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понимали саму природу Церкви: "Для Ипполита Церковь есть общество святых, и святость Церкви гарантируется безусловной чистотой ее членов от плотских грехов. Согласно же Каллисту, Церковь не утрачивает своего характера "кафолической Церкви", даже когда недостойные члены остаются внутри нее" (Hamel A. Kirche bei Hippolit von Rom, S. 75). Существует предположение, базирующееся на упоминании об Ипполите как стороннике Новациана в "Церковной истории" Евсевия (6, 43), а также на позднейшем свидетельстве папы Дамаса, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Во всяком случае он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, ратовал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятельную группу ригористически настроенных христиан, которые провозгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой. (Вторым антипапой стал в 251 г. Новациан -- см. Евсевий. Церк. ист., 6, 43).

Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Каллиста Урбане (223 -- 230) и Понтиане (230 -- 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235 -- 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фаби-ане (236 -- 250) и похоронены в один и тот же день -- 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком: он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений.

В истории христианской письменности III в. священномученик Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен — не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях. Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе»·, пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя.

Время и место рождения св. Ипполита неизвестны. Предположительно он не был римлянином по происхождению и воспитанию: его великолепное владение греческим языком, глубокое знание античной философии и религии указывают на связь с Востоком. Патриарх Фотий говорит, что св. Ипполит называл себя учеником Иринея Лионского (Библиотека, № 121), однако вряд ли это следует понимать в буквальном смысле. Святой Ипполит — грек по языку, мысли и способу выражения; он — последний римский автор, использовавший этот язык в качестве основного. Он знаком с александрийским богословием, и его учение о Логосе обнаруживает прямую связь с аналогичным учением александрийцев.

Когда Ориген около 212г. посетил Рим, он видел там Ипполита, который в это время уже имел сан пресвитера. По-видимому, Ипполит был близок к папе Зеферину. Когда Зеферин скончался и его место занял Каллист, Ипполит оказался в оппозиции по отношению к новому папе. Он обвинил его в недостаточной строгости к тем членам Церкви, которые запятнали себя нравственными пороками, а также в приверженности ереси Савеллия — и это несмотря на то, что Каллист в начале своего Понтификата осудил Савеллия. Трудно сказать сейчас, насколько справедливы были обвинения Ипполита в адрес папы. По-видимому, Каллист и Ипполит по-разному понимали саму природу Церкви: «Для Ипполита Церковь есть общество святых, и святость Церкви гарантируется безусловной чистотой ее членов от плотских грехов. Согласно же Каллисту, Церковь не утрачивает своего характера "кафолической Церкви", даже когда недостойные члены остаются внутри нее» (Hamel A. Kirche bei Hippolit von Rom, S. 75). Существует предположение, базирующееся на упоминании об Ипполите как стороннике Новациана в «Церковной истории» Евсевия (6, 43), а также на позднейшем свидетельстве папы Дамаса, что деятельность Ипполита в Риме была связана с новацианским расколом. Во всяком случае он был, как и Новациан, противником ослабления канонической дисциплины в Церкви, ратовал за строгие прещения в адрес грешников и еретиков. Ипполит отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую, но влиятельную группу ригористически настроенных христиан, которые провозгласили его епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой. (Вторым антипапой стал в 251 г. Новациан — см. Евсевий. Церк. ист., 6, 43).

Схизма Ипполита продолжалась в течение многих лет при приемниках Каллиста Урбане (223 — 230) и Понтиане (230 — 235) до тех пор, пока император Максимин не изгнал папу Понтиана и антипапу Ипполита на остров Сардиния, где, по-видимому, и произошло примирение св. Ипполита с Понтианом. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола, чтобы дать возможность христианам Рима избрать ему приемника. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру. Группа сторонников Ипполита после этого воссоединилась с Римской Церковью, и объединенная община избрала епископом Антера (235 — 236). Понтиан и Ипполит вскоре приняли мученическую кончину на о. Сардиния. Их тела были перенесены в Рим при приемнике Антера папе Фаби-ане (236 — 250) и похоронены в один и тот же день — 13 августа 236 или 237 г. В этот день Церковь и совершает память св. Ипполита, как человека, не только искупившего грех раскола примирением с Церковью, но и засвидетельствовавшего свою веру мученической кровью. В Латеранском музее Рима сохранилась статуя св. Ипполита, датируемая III веком: он изображен сидящим с книгой в руке на стуле, на котором высечен перечень его сочинений.

(Из книги митрополита Илариона (Алфеева) "Oтцы и Учители Церкви III века. Антология")

Святой Ипполит Статуя из Латеранского музея.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Ипполит (антипапа), (217-235) Римлянин.

Ипполит (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико-полемических, апологетических и экзегетических сочинений (на греческом языке). Память в Православной церкви 30 января (12 февраля), в Католической - 13 августа.

Святой Ипполит, антипапа
Hyppolitus
Происхождение: Рим (Италия)
Годы жизни: ? - 235/236
Годы понтификата: 217 - 235

Во времена папы Зефирина Ипполит, ученик Иренея Лионского, был пресвитером одной из римских церквей. Он отличался умом и красноречием, глубоко разбирался в вопросах богословия. Он вступил в открытый конфликт с Зефирином и его ближайшим сподвижником Каликстом за их лояльное отношение к еретикам-монархианам и раскаявшимся грешникам. После смерти Зефирина часть консервативно настроенных христиан не признала Каликста и избрала епископом Ипполита, положив начало первому расколу церкви. Его кафедра находилась в Порте близ Рима.

В 235 г. во время очередных гонений на христиан Ипполит был сослан на рудники острова Сардиния, где встретился с папой Понтианом и примирился с ним. Послей скорой смерти он был даже канонизирован как святой, а его останки перевезены в Рим папой Фабианом и захоронены на кладбище у Тибуртовой дороги.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Ипполит ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (умер около 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первым в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - «Обличение всех ересей» (…), известное также под названием «Философумена». Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационистскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат «О Христе и Антихристе» - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцев-беспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также «Апостольское предание» - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 веке, и «Хроника», направленная против хилиазма.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 151-152.

Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические)

Сочинения:

Werke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, ed. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chretiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., ed. B. Botte, 2 ed., R, 1984 (Sources Chretiennes, t. 11 bis); Hom<:lies pascales I: Une homelie inspiree du traite sur la Paque d"Hyppolite, P., 1950 (Sources Chretiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное), Против Ноэта, Слово надень Богоявления (репринт: Свято-ТроицкаяСергееваЛавра, 1997);ОХристеиАнтихристе. Апос-тольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М„ 1996, т. 2, с. 208-260.

Литература:

Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d"Ales A. La theologie de Saint Hippolyte, 2 ed., P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - «Dictionnaire de spirituality (P.), 1969, v. 7 (I), p. 531-571.


Top