Уральские казаки - антибольшевистская борьба и исход в Персию. Уральское казачество - история в фотографиях

Кто же такие казаки? Народ это, или «служилое сословие»? И почему в ответ всегда ведутся разговоры о социальных функциях, но не этнической сущности? С другой стороны, справедливо ли утверждение, что казаки - это народ?

Не станем спешить, и в подтверждение запутанности проблемы, приведём высказывание В. Безотосного: «Современная наука утверждает, что казачество - это этносоциальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и представителей других народов, как отдельные субэтносы своих народов в единое целое» (см. его статью «Кто такие казаки» в журнале Родина № 5 за 2004г.).

Другими словами, «современная наука утверждает», что «русские» казаки - субэтнос русского народа, «татарские» казаки - субэтнос татарского народа и так далее. И в то же время ряд субэтносов этих разнородных и самостоятельных народов, когда-то объединённых государственными законами и исполнением государственной службы, сегодня является в этническом плане «единым целым».

Невозможно быть субэтносами разных народов и одновременно составлять «этносоциальную и историческую общность (группу)». Да и сам этот термин, а правильнее сказать научно-методическая конструкция - «этническая группа», используется в этнологии для обозначения переходной формы этнической общности, родственной по происхождению, языку и культуре группы людей, которую можно соотнести с понятиями «племя», «народность».

Конечно, невозможно быть одновременно немцем и французом, мордвином и татарином, казаком и русским. Просто сработает механизм этнической самоидентификации. Ведь принадлежность к этносу, народу каждый человек определяет сам для себя.

В данном случае, по крайней мере, В. Безотосным ясно выражено желание, чтобы такое единство существовало. Правда, здесь автор уподобляет казачество метаэтнической общности, игнорируя при этом исторические реалии формирования казачеств «природных», или «старых», самозародившихся, и «приписных», которые возникали по императорским указам.

Природные казачества, как субэтносы вольного казачества Востока Европы: донское, запорожское, волжское, яицкое и терское, складывались на протяжении 15 - 16 вв. каждое на своей территории, в долинах своих рек, стремительно развиваясь в самостоятельные народы. Их историческое развитие неоднократно нарушалось насильственным вмешательством извне.

В настоящее время на родной земле продолжают жить потомки трёх природных казачеств: донского, яицкого (с 1775г. - уральского) и терского. Наследником славных традиций запорожцев является ныне кубанское казачество.

Все они настолько же непохожи друг на друга, насколько несхожи исторические судьбы их в прошлом и настоящем. Здесь уместно провести такую параллель: как не являются сегодня субэтносами некогда единых славян, к примеру, поляки, сербы, русские и украинцы, так не могут быть субэтносами единства нынешние донское, уральское, терское и кубанское казачества.

Вольное казачество уже в 15 - 16 вв. представляло собой стремительно развивающийся, оригинальный этнос. Войдя в 18 в. в орбиту российского суперэтноса, казачество, не теряя своей этнической самостоятельности, выступило в данной общности в роли субэтноса, выполняя в то же время в Российском государстве роль служилого сословия.

Когда с падением Российской империи были упразднены сословия, в том числе дворян и купцов, то выходцы из них потеряли свою сословную принадлежность, но не лишились национальной: дворяне из казаков остались просто казаками, литовские дворяне - литовцами, купцы казачьего происхождения остались казаками, купцы из татар - татарами. Как видим, гибель государственного строя и утрата социальных функций не влечёт за собой утрату этнической принадлежности.

Главный и основной признак этничности есть наличие самой проблемы. И здесь имеют место два взгляда на явление, два его осмысления. Они зависят от положения наблюдателя: взгляд изнутри - народа на самого себя (интраэтничность) и взгляд со стороны - на народ (экстраэтничность).

Естественно, никакой сторонний, а уж тем более заинтересованный наблюдатель не имеет морального права выставлять оценки и раздавать титулы - номинации другим народам. И единственным критерием здесь может служить «признание этническим коллективом своего единства», которое отражается в сознании людей данного этноса «как объективно существующей целостности» (А.С. Мыльников). Иными словами, только сам народ определяет своё место в мире среди других народов.

Когда же у этноса появляется первое название со стороны и самоназвание? Конечно же, не в первый момент его «появления на свет», а когда в этих названиях возникает необходимость, после определённых исторических событий, обозначивших появление нового этнического коллектива.

О.Н. Трубачёв справедливо замечает: «Приходится настойчиво напоминать, что этноним - категория историческая, как и сам этнос, что появляется он не сразу, чему предшествует длительный период относительно узкого этнического кругозора, когда народ, племя в сущности себя никак не называют, прибегая к нарицательной самоидентификации «мы», «свои», «наши», «люди (вообще)». Кстати, такая идентификация очень удобна и применима как оппозитивная в случаях типа «свои» - «чужие».

В первой половине 19 в. в среде казачьей интеллигенции возникло и стало применяться самоназвание: «уральцы». Казаки называют себя также «уралы», «урала».

Русскими же казаки никогда себя не считали, четко проявляя «оппозитивную идентификацию» такими словами: «мы - свои собственные». В среде уральских казаков бытовало выражение «поехать в Русь», когда они выезжали с «Войсковой» земли внутрь России. Иногородних,проживающих на земле Уральской Общины русских, казаки называли «Расейские».

Состав этнической системы уральских казаков

Ошибки в исследованиях по истории яицкого казачества проявляются прежде всего в игнорировании этнических аспектов проблемы, которую и сегодня пытаются подменять «беглохолопьей» концепцией, столь милой сердцу идеологических работников времён Сов. власти и их последышей. Один из первых признаков устоявшейся этничности, как бы вывеска оформившегося этноса - появление эндоэтнонимов (самоназваний), и экзоэтнонимов (названий, которые даются народу со стороны). Название «яицкие казаки», как самоназвание и название со стороны (к примеру, той же России), документально фиксируется с середины 16 в. Известны нам и другие названия со стороны: в 18 веке казахи называли яицких казаков «жаик орыс» (русские с Яика), тогда как те же русские и в то же время (1775г.), желая наказать казаков за восстания 1772г. и 1773 - 75 гг., лишили их указом самоназвания, переименовав в казаков же, но уральских.

Если каждый этноним - не только «компонент этнического самосознания» этноса, но содержит также определённую «информацию об уровне его развития (эндоэтноним) или о представлениях на этот счёт извне (экзоэтноним)» (А.С. Мыльников), то тоже самое в полной мере относится и к бытующим до сего времени среди уральцев названиям частей, локальных и конфессиональных обозначений внутренней структуры, составляющих этнос (субэтносов и более мелких групп). Они подвижны и изменчивы на протяжении истории этноса: одни проявляют своё стремление к лидерству, другие отступают на задний план, почти исчезая.

Первые известные названия групп, выделявшихся из этнического субстрата (местного населения) и принявшие участие в этногенезе яицкого казачества, это тумаки или тумы - осёдлое земледельческое население долины р. Яик в золотоордынское и ногайское время. Материальные следы присутствия осёдлых жителей в долине р. Яик фиксируются уже в домонгольское время, а присутствие тумаков здесь документально подтверждается ещё в 17 в. Именно в поселения тумаков, а не в дикие и необжитые места приходили на Яик станицы вольного казачества Великого поля.

Одной из старейших субэтнических групп в яицком казачестве являются остатки ещё одной группы золотоордынского населения - яицкие татары. Недаром этногетическое предание о бабушке Гугнихе называет праматерью яицкого казачества татарку. И хотя множество татар-новокрещен влилось в яицкое казачество под русскими именами, в старом Яицком городке была татарская слобода, где стояла своя казачья мечеть, и правая сторона Куреней от Большой Михайловской называлась татарской стороной.

Из документов начала 18 в. известно о существовании особого слоя в яицком казачестве, называемых «старые люди», «старые казаки». Это были казаки старинных, знатных и богатых родов, старшины, многие из которых не раз выбирались атаманами. Эти «старые люди» и вершили дела на Яике.

Во второй половине 18 в. яицкое казачество было расколото на старшинскую или «послушную» сторону и на войсковую - «непослушную».

Противоборством этих групп и воспользовалась Россия, подчинив себе Яицкое казачество.

С середины 18 века, после устройства форпостов по Нижне- и Верхне-Яицкой линии, стали оформляться две основные субэтнические группы яицких казаков: низовские и верховские. Кроме различия антропологических типов (низовские казаки - смуглые, черноволосые, с резкими движениями и отрывистым произношением; верховские же - русоволосые и белокожие), эти субэтносы говорили на разных диалектах русского языка, что зафиксировано в работах известного филолога Н.М. Малечи. При этом у низовских казаков «хорошим тоном» считалось владение вторым, тюркским языком (татарским, а позже казахским) - своеобразным «французским» яицких, а с 1775 г. - уральских казаков.

Всем известны «некрасовцы», этнографическая группа донских казаков; на протяжении двух веков сохраняли они свою самобытную культуру в окружении иноязычного и иноверческого населения. Но мало кто за пределами долины Урала - Яика знает «уходцев», подобную некрасовцам этнографическую группу уральских казаков, высланных в 1875 г. за приверженность старой вере и протест против введения «штата» (нового Положения об управлении) в Туркестанский край, на Арал. Лишённые указом звания казаков, а значит возможности исполнять социальную функцию служилого сословия, они сохранили свою этническую идентичность и свой этноним - уральские казаки, уральцы.

Оригинальной группой в этносе уральцев (яицких казаков) являются градские казаки, обитатели г. Уральска. Гурьевцы же градскими не считались, это была как бы отдельная группа населения, к которой самая отдалённая от них группа - верховские казаки «весьма пренебрежительно относятся, как бы к чуждой им расе» (см. Н.М. Малеча «Словарь говоров уральских (яицких) казаков» Т.1 стр. 376).

А со второй половины 18 в. после освоения земель, прилегающих к Общему Сырту и удалённых от Яика - Урала, выделяется ещё одна этническая группа - «сурошники», обитатели степных посёлков и хуторов.

На земле уральских казаков проживало большое количество «иногородних» русских, приезжавших кто на время, а кто на постоянное жительство, особенно в «столичный» г. Уральск. Причём некоторые фамилии «иногородних» прослеживаются здесь веками, их носители, по сути дела, были уже «коренными иногородними».

Старообрядчество (особенно старообрядцы «малого круга», «крутоверы»), исполнявшее с начала 18 в. функцию идеолога яицкого - уральского казачества, превратилось уже в первой половине 19 века в этноконфессиональную группу.

Была в составе уральского этноса и «ксения», народ - гость. Начиная с 1630 г. в междуречье Яика и Волги приходят различные племена западных монголов. Эта группа родов в местной истории больше известна под именем калмыков торгоутов и хошоутов. Более тысячи калмык со своими семьями вошли в состав яицких казаков. И хотя их основная масса покинула наши земли в 1771 г., вплоть до 1950-х г.г. во многих казачьих посёлках продолжали существовать небольшие вкрапления калмыцкого населения, местами до нескольких десятков семей (см. например, И.М. Ботов «Январцев», стр. 20).

В состав уральского (яицкого) казачества на разных этапах его истории входили отдельные представители туркмен, кизилбашей (иранцев), каракалпаков, башкир, народы Поволжья (мордва, чуваши, мишари, и др.).

Подводя итоги, можно сказать, что яицкое (уральское) казачество, к 17в. сложившись в самостоятельный оригинальный этнос, в 18 в. вошло в качестве субэтноса в орбиту российского суперэтноса, выполняя в Российском государстве социальную роль служилого сословия.

Пережив геноцид (с 1918 по 1922 гг. погибло в ходе Гражданской войны, умерло от эпидемий и организованного голода три четверти населения), уральское (яицкое) казачество продолжает существовать на своей земле как персистент, находясь в состоянии этнического гомеостаза. «Такая система, прочно связанная с вмещающим ландшафтом (этноценозом), может существовать очень долго, практически не изменяясь...» (Л.Н. Гумилёв «Этносфера: история людей и история природы» стр.539).

История - это образ прошлого, воссозданный определённым образом и силой воображения исследователя перенесённый в настоящее. Потому столь велики последствия и ответственность за подобные перемещения во времени.

Всякая реконструкция прошлого предназначается, прежде всего, для воздействия на сознание людей в настоящем; в первую очередь, чтобы предотвратить нежелательное развитие событий или повторение трагических ошибок; это материал, взятый у Прошлого для воздействия на Будущее. В данном случае работает механизм, подобный воспоминаниям: так же мы переносим личное прошлое в день сегодняшний и делаем его действенной, органической частью Настоящего.

Для достоверности реконструкции, прежде всего, необходимо установить духовный контакт с эпохой, попытаться понять психологию людей того времени. Потому как точкой отсчёта нам будут служить не события сами по себе, но движущая сила, пружина, приводящая реакцию этноса на внешние воздействия к определённым последствиям.

Роль такой пружины в Истории выполняет характер народа, «сложный и многоаспектный этнопсихологический феномен», поведенческий нематериальный символ этничности. У яицких - уральских казаков особенности этнического характера проявлены весьма ярко. Существует и словесный символ, выражающий эти особенности. О настоящем, истовом казаке говорят: «Настоящий Горыныч!»

Чтобы постороннему человеку понять, что такое Горыныч, и откуда он взялся, нужно ознакомиться с фольклором яицких - уральских казаков, неповторимым духовным наследием, богатством, которое создавалось многими поколениями, на протяжении веков. Способно ли «служилое сословие» создать богатейший фольклор? И возможно ли существование «народной мудрости» (так переводится с немецкого термин «фольклор») без народа?

Сорок уральских казаков из числа вышедших в апреле из Форта-Александровского погибли по пути в стычках с отрядами красных и местными, никому не подчинявшимися бандами. Те, кто выжил, 160 человек во главе с атаманом Толстовым 22 мая 1920 года перешли персидскую границу.
В Персии группу Толстова встретили хорошо. Губернатор приграничной области предоставил им ночлег и приют. Казаки, наконец-то, смогли немного отдохнуть после долгих мытарств, а также подлечиться, после чего под охраной их отправили в Тегеран.
Между тем в стране, в которой они получили убежище, царил такой же хаос, как и в России 1917 года и назревала своя безумная война. Здесь были и свои либералы, и кадеты, и коммунисты. Были дженгелийцы (люди леса) во главе с Кучук-ханом, которого поддерживала Советская Россия. Персидский шах Султан Ахмад из династии Каджаров страной фактически не правил, Персия была частично оккупирована Великобританией. А ещё в Персии была Персидская казачья бригада под командованием генерала Реза Пехлеви. Бригада была сформирована российскими военными инструкторами ещё в 80-х годах 19 века и являлась лейб-гвардией шаха. Она состояла из русских и персов и долго служила инструментом российского влияния в стране. Реза Пехлеви начинал рядовым Персидской казачьей бригады и дослужился до командующего. Опираясь на десятитысячную Персидскую казачью бригаду, Пехлеви стремился навести в стране порядок и установить жёсткую власть. В своих стремлениях он был схож с Корниловым. Русский генерал любил окружать себя азиатами, а азиат Пехлеви русскими. К Пехлеви стремились и находили убежище многие офицеры и солдаты разгромленных белых армий. К Пехлеви прибыла и группа Толстова. Последний поход последнего атамана Уральского казачьего войска закончился в Тегеране.
Глава 6. Персидские мотивы.

- Знаем, мы эту флотилию, о которой ты говоришь, - оживился Пехлеви. За неделю до того, как вы пришли в Персию, высадилась эта флотилия в Энзели, отбила корабли и ушла в Россию. Но большевистские отряды остались, командует ими какой-то Блюмкин. Блюмкин снюхался с нашим Кучук-ханом, вместе провозгласили Персидскую Советскую Социалистическую Республику…
- Вот, как! - воскликнул Толстов, прервав своего собеседника. И до вас Советы докатились?
- Докатились, - подтвердил Пехлеви. Кучук-хан теперь главный народный комиссар, а Блюмкин председатель Реввоенсовета, командует персидской Красной Армией. Говорят ещё, что поэт какой-то везде за ним следует, то ли Ясенин, то ли Исенин…
- Есенин. Есть такой поэт, - подтвердил Толстов. Короче, всё у вас как у нас, и Красная Армия, и комиссары.
- Но, мы будем с этим кончать, - твёрдо сказал Пехлеви. И очень скоро. И тебе атаман, я предлагаю присоединиться к нам, бить и ваших и наших комиссаров. Уральских казаков в моей бригаде много, да, и не только уральских, Старосельский мой заместитель, Кондратьев начальник штаба, фамилии тебе знакомые, всем этим людям я доверяю, как себе. И тебе Владимир Сергеевич хорошую должность подыщу. Что скажешь?
- Нет, Реза, - покачал головой Толстов. Благодарен я тебе по гроб жизни за то, что ты меня приютил, обогрел, век не забуду, но воевать я больше не могу. Отвоевался, слишком много смертей повидал, нет больше сил моих, прости меня великодушно. Позволь мне остаться в Персии мирным жителем. Конечно, если, кто из казаков изъявит желание тебе послужить, отговаривать не буду, наоборот, призову, но сам не пойду.
- Ну, что ж, - вздохнул Пехлеви. Жаль, очень жаль, но я тебя понимаю. Живи в Персии, занимайся, чем хочешь, никто тебя здесь не тронет. А тронет, будет иметь дело со мной.

***
- Дорогие мои казаки, - начал речь Толстов. Я был вашим атаманом почти 2 года, водил вас в бой с большевиками, прошли мы с вами вместе тяжёлый путь от Гурьева до Тегерана, и вот настал последний день моего атаманства. Наше святое Отечество, великая Россия погибла под ударами варваров. Видать сильно мы прогневали Господа Бога, что отвернулся он от нас. Но, я верю, настанет час, Россия опомнится и станет такой же великой, как и раньше. Отныне я перестаю быть вашим атаманом и вместе с другими поселяюсь на гостеприимной персидской земле. Вы выбрали продолжать службу в Персидской казачьей бригаде. Одобряю ваш выбор. И отныне у вас новый атаман, уважаемый господин Реза Пехлеви, - Толстов сделал жест в направлении Пехлеви. Он теперь ваш батька, служите ему и своему новому Отечеству, так же храбро, как служили вы великой России. Да, хранит вас Господь Бог!!!

***
В начале 1921 года генерал Реза Пехлеви, опираясь на Персидскую казачью бригаду, совершил государственный переворот и фактически взял власть в свои руки. В сентябре 1921 года с территории Персии были выведены части Красной Армии, а в ноябре под ударами казаков Пехлеви пала Персидская Советская Социалистическая Республика. Персидская казачья бригада Реза Пехлеви стала основой регулярной персидской армии созданной генералом. В 1925 году династия Каджаров была официально низложена, и Реза Пехлеви был провозглашён новым персидским шахом.
В 1979 году его сын Мохаммед Реза Пехлеви был свергнут в результате исламской революции, но это уже совсем другая история.
Толстов же до 1923 года жил в Персии, потом перебрался во Францию, а в 1942 году в Австралию, где и умер в 1956 году в возрасте 72 лет.
В конце 80-х годов по всей стране началось возрождение казачества, не возродилось только уральское казачество. Возрождать было нечего, на своей исторической родине уральских казаков больше нет. Единственная страна, где они сохранились как этнос это Узбекистан, на территории автономной Республики Каракалпакстан. Сюда уральских казаков сослали ещё в 1875 году за мятеж против царской власти. Они также восставали и против Советской власти, но всё же в этих местах безумная война затронула их не так сильно. Они живут компактно, исповедуют старообрядчество, говорят на особом диалекте, в паспортах все они записаны русскими, но сами продолжают называть себя: Уральские казаки.



Крепка и надежна сбруюшка ратная,
Конь мой лихой аргамак,
Пика каленая, сабля булатная,
Сам я уральский казак!

Уральское казачье Войско по праву считается одним из древнейших, и, пожалуй, самым самобытным из всех казачьих Войск дореволюционной России. Уральцы были в числе тех немногих казачеств, которые самообразовались на границах Руси, являясь «природными» казаками, а не поселенными по царской указке крестьянами и солдатами и названными «казаками».

Время заселения территорий нижнего течения реки Урала (Яика) ватагами вольных людей точно не установлено. Историки называют различные временные рамки появления казаков на Урале: от XIV до XVI веков. Впервые в официальных документах яицкие казаки упомянуты в 30-х годах XVI столетия. Считается, что их отряды в 1550 г. участвовали во взятии Казани, однако, документально подтвержденной первой службой яицких казаков является 1591 г., когда они по «наказу Федора Иоановича» участвовали вместе со стрелецкими полками в боевых действиях против шамхала Тарковского – правителя Дагестана. С этого года и считается старшинство Уральского (Яицкого) казачьего Войска.

Столь же различны мнения исследователей относительно того, откуда пошли яицкие казаки. Кто-то выводит их родословную от тюркских племен, другие говорят об отрядах казаков переселившихся на Яик с Волги или Дона. Вопрос этот до сих пор остается открытым, но очевидно, что Яицкая казачья община была образована вольными людьми, которые, поселившись на Яике, разбили ряд городков вдоль реки, по правому ее берегу. С самого начала своего существования яицкие казаки столкнулись со своими неспокойными соседями, сперва это были ногайцы, затем – киргиз-кайсаки. Их орды, кочующие по левому берегу Яика, переправлялись через реку и нападали на казачьи городки и форпосты, угоняли скот, поджигали дома, уводили людей в рабство. Поэтому, яицкие казаки с начала своего существования все были воинами, с детства учились скакать на коне, держать оружие в руках и защищать родной дом и свое хозяйство. Боевые стычки с кочевниками продолжались вплоть до середины XIX века. С началом службы казаков Московским государям функции охраны собственных территорий переросли в функции охраны всего Московского государства. За охрану границ цари платили казакам жалованье, присылали на Яик порох, оружие и т.п. Вдоль Яика от Яицкого городка до Гурьева вниз по реке была построена Нижне-Яицкая линия, состоящая из ряда крепостиц и форпостов, возведенных в местах возможных переправ через Яик кочевников и выполнявших защитные функции. Вверх по реке от Яицкого городка до Илецкого была построена Верхне-Яицкая линия. Впоследствии, когда необходимость оборонять свои земли отпала, эти крепостицы и форпосты превратились в казачьи станицы и поселки.

Итак, яицкие (уральские) казаки с самого начала поселения своего на Яике были, прежде всего, воинами. Поэтому неудивительно, что они участвовали практически во всех войнах, которые вела Российская Империя. Бились они против крымских татар, поляков, шведов, турок, французов, немцев и многих других народов, храбро сражались под Смоленском, Полтавой, Цюрихом, Лейпцигом, Балаклавой, Иканом, Мукденом и т.д., брали Силистрию, Париж, Самарканд, Геок-Тепе, Перемышль и другие твердыни, неоднократно ходили войной на Хивинское и Кокандское ханства. Много казачьих костей разбросано от Кавказа до Туркестана, сотни казаков погибли в Первой Мировой, тысячи - в Гражданскую.

Парадокс, но несмотря на то, что уральцы были верными слугами царю и престолу, не раз доказавшими свою верность на поле брани, Яицкое (Уральское) казачье Войско считалось самым «бунтарским». Непокорность уральцев проявлялось при малейшем намерении властей ущемить их права и свободы. Не могли с этим примириться вольные люди. Волнения и беспорядки, переходившие иногда в открытое неповиновение и в вооруженное противостояние царским войскам происходили на землях уральских казаков регулярно. Все знают, что яицкие казаки являлись движущей силой восстания Е.И. Пугачева в 1773-1775г., а после его подавления хотели всем Войском, подобно донскому атаману Игнату Некрасову, уведшему после восстания К.А. Булавина часть донских казаков в Турцию, уйти за границу. В назидание потомкам, и чтобы навсегда искоренить на Яике память о пугачевском восстании, Екатерина II повелела в 1775 г. переименовать реку Яик в Урал, Яицкий городок - в Уральский, а Яицкое казачье Войско – в Уральское. Так стали Яицкие казаки Уральскими.

Среди мирных профессий, прежде всего, уральские казаки занимались рыболовством. Это неудивительно, зная, какие дары таил в себе Урал (Яик), которому казаки поклонялись как божеству. Они охраняли и берегли реку, защищали ее, лелеяли как родного ребенка и бесконечно любили. И река платила за это казакам своими сокровищами. Начиная с 1732г. ежегодно уральские казаки отправляли в столицу к царскому двору летние и зимние «станицы» (посольства) с дарами Урала - осетровой рыбой и черной икрой. Недаром на старинном гербе уральских казаков изображена стерлядь, а под ней легендарный уральский воин Рыжечка, сразивший шведского богатыря в Полтавском сражении. Помимо рыболовства уральцы занимались охотой и животноводством, земля же в Войске была в общем, общинном пользовании.

Уральские казаки всегда славились и гордились своей самобытностью. Они всегда стремились подчеркнуть свои особенности, отличие их от «русских людей», превосходство над другими сословиями. До 1917 г. большая половина Войска была староверами. Православие в казачьей среде приживалось крайне медленно и неохотно, православных храмов на казачьей территории всегда было намного меньше чем старообрядческих. Неоднократные, в разные времена, «гонения на веру» также служили катализатором волнений и недовольства среди казаков, пострадать за «истинную» веру считалось в их среде «богоугодным делом». В связи с этим становится понятно, почему богоотступников большевиков они встретили как пришествие антихриста, и практически поголовно взялись за оружие. Целых два года Войско героически сражалось за свою свободу, за право называться «казаками». История этой героической, полной подвигов и отваги борьбы до сих пор не написана и практически не изучена. Многие уральцы погибли зимой 1919-1920 гг. отступая с семьями, скотиной и имуществом вдоль Урала к Каспийскому морю. Победили уральцев не пули красных, а тиф и мороз, свирепствовавшие в те годы. Преданное своими союзниками Уральское казачье Войско предпочло не сдаться, а погибнуть в неравной борьбе.

Ныне оставшиеся потомки уральских казаков проживают на территории государства Казахстан. Территория Уральского казачьего Войска была большевиками искромсана – маленькую часть отдали в Оренбургскую область, все остальное - Казахской ССР, в том числе богатейший Урал, крупный город Гурьев с выходом в Каспийское море, многочисленные нефтяные месторождения. Новые хозяева земли начали с главного, захотели стереть всю память о казаках, словно и не было их на этих землях никогда. Переименовали в третий раз за короткий срок Урал, теперь это на казахский манер – Орал, нет больше города Гурьева – есть Атырау, нет Уральской области – есть Западно-Казахстанская. В Уральске до сих пор стоят улицы названные в честь палачей казачества – Чапаева, Фурманова, Петровского (председатель местного ЧК). На них воздвигаются памятники новым героем – Абаю, Срым Датову и им подобным. Существующая Уральская казачья община расколота, есть два атамана, две газеты, несколько казачьих организаций, каждая из которых решает разные цели и задачи. Но как бы нас не называли, как бы не унижали и не ставили на колени, нам есть чем гордиться, ведь мы потомки славного Уральского казачьего Войска, а, как известно, «казачьему роду нет переводу».

И в царское время и на сегодняшний день уральские казаки остаются самыми обделенными в информационном плане. Нет ни частичной, ни тем более полной истории Войска, практически не описана боевая служба, походы и подвиги казаков, практически отсутствуют литература мемуарного характера. О героях-уральцах не существует справочной литературы, нет изданий биографического плана. Древнейшее Войско словно забыто, а многие и не знают, что такое существовало. Наша задача искоренить эту несправедливость, восстановить имена забытых уральских богатырей-«Горынычей», помнить их подвиги и передать уральский казачий дух будущему поколению.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Тема моего проекта познакомиться с историей казачества на Южном Урале. Интерес к этой теме возник после того, как в нашей школе № 3 города Кыштыма в сентябре 2016 года был открыт казачий класс. У меня появилось желание узнать о том, кто такие казаки, всегда ли они были в нашем городе, если да, то есть ли сведения об этом, в исторических источниках.

…..Цель моей работы - собрать материал по истории возникновения казачества в Челябинской области и понять, как и почему появились казаки в Кыштыме. Эта тема большая и за один год мне ее не раскрыть. В этом году я соберу материал об истории казачества на Урале и узнаю об оружии, которым владели казаки в разные периоды истории. Проектным продуктом будет рассказ об истории южноуральского казачества, презентация об оружии и рассказ, о том, кто из кыштымских казаков может владеть этим оружием.

Гипотеза: в Кыштыме казачество появилось вместе с основанием города в 1757 году.

План моей работы включает следующие вопросы:

1. Изучение и сбор материалов по истории казачества Южного Урала.

2. Как появились казаки в Кыштыме

3. История и современность кыштымского казачества.

4. Оружие казаков. Кто из кыштымских казаков владеет этим оружием.

1. История казачества Южного Урала.

В истории нашего Отечества нет темы более интересной, чем история казачества. В словарях и различных книгах дается определение этого понятия. Казак - значит умелый и храбрый воин, готовый жизнь отдать за свою Родину. Казак значит свободолюбивый и непокорный, не потерпит насилия над собой. Основной смысл, который вкладывается в это понятие это свобода и воля.

В русских летописях слово «казак» или «козак» начинает использоваться в Х1У - ХУ1 веках. С одной стороны, летописи называют «казаками» служилых людей, размещавшихся в пограничных с Золотой ордой княжествах, использовавшихся для предупреждения набегов кочевников. Они посылались в сторожевые разъезды и караулы, ими заселялись пограничные укрепленные городки. И назывались эти казаки «городовыми. Число городовых казаков в Московском государстве начало быстро расти во времена Дмитрия Донского. Главный критерий записи в казаки был один - смелость, умение владеть оружием, готовность не щадя жизни нести сторожевую службу. В походах княжеских дружин городовые казаки составляли особые отряды разведчиков, следивших за передвижением противника, захватывавших «языков» и принимавших участие в сражениях. Городовые казаки получали земельные наделы и содержание от государства. Они были освобождены от повинностей, кроме военных. Оружие, коней часто добывали в бою.

В летописях отмечается существование артелей казаков другого типа. Они не состояли постоянно на государственной службе, пополнялись беглыми, их главное занятием были набеги на окружавшие их племена и народы, нападение на купеческие караваны. Особенно много таких казаков было там, где проходили караванные пути (Волга, Дон и др.)

Казачество составляет одно из интереснейших явлений исторической жизни двух главных племен русского народа: великороссов и малороссов. Возникшие в ХУ1 веке на всем юго-западе, юге и юго-востоке русских областей казацкие общины долго имели серьёзное значение в общем ходе истории народа, являясь защитниками и колонизаторами границ и оказывая давление на внутренний строй и судьбу государств. Слово казак или козак - тюркского происхождения и означает - свободный человек, бродяга. В начале ХХ века в нашем государстве существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Семиреченское, Забайкальское, Амурское, Уссурийское, Сибирское и Уральское. Каждое отдельное войско формировалось на занимаемых казаками землях, под началом своего атамана. А всё казачье население России к 1916 году насчитывало свыше 4,4 миллиона человек и владело почти 53 миллионами десятин земли. Именно за это, опять же по легенде, сам царь Иван Грозный, простил им «воровские» грехи их бурной молодости, а Ермаку Тимофеевичу подарил две брони (кольчуги), серебряный кубок и шубу с царского плеча. Другая часть разгромленных «воровских» казаков отправилась на реку Яик (Урал) и во главе с атаманом Нечаем разорила столицу татарских ханов Сарайчик и основала в 40 верстах от нынешнего Уральска укрепленный яицкий городок, который и стал центром казачества.

К 1591 году относится первая известная государственная служба яицких казаков на Кавказе. Этот год и считается официальным началом Яицкого (Уральского) войска. А в начале ХУ11 века яицкие казаки уже признавали себя служилыми людьми государства, сохраняя при этом значительную автономию. В ХУ1-ХУ11 вв. вольное казачество пользовалось независимостью в области управления, суда, внешних связей, а важнейшие вопросы обсуждал казачий сход, или круг, то есть казачья община. Круг, как законодательная власть общины, всем казакам давал равное право голоса. В общих делах казак принимал участи с 16 лет, а право голоса приобретал с 21 года.

На Каменный пояс, как назывался Урал в старинных русских летописях, первые казаки пришли свыше пятисот лет назад. Сохранились предания и легенды, что на Яике обосновалась ватага удальцов во главе с атаманом Василием Гугней. О его происхождении точно не известно. Либо был он донским казаком, либо новгородским ушкуйником, бежавшим на Дон к казакам. Вначале промышлял на Волге и Каспийском море, нападая на купеческие суда и караваны, потом сделал базой берега Яика, где зимовал, а весной вновь занимался своим обычным промыслом. Эта группа и положила начало заселения Яика казаками. В источниках отмечается, что казачьи ватаги были небольшие, из нескольких десятков человек. На общем собрании казаки выбирали атамана. Первые казачьи поселения строились на островах для безопасности. Это были временные жилища типа землянок, для того чтобы просто перезимовать. Сохранились предания о военном столкновении казаков с татарами. Ханы Золотой орды стремились привлечь их на свою сторону, за это дать им улусы и сделать мурзами. Казаки отказались. Татары обложили казацкий городок со всех сторон, надеясь уморить их голодом, но казаки не сдавались. Они сделали себе деревянные пушки, заряжали их за неимением пороха костями и камнями и били по противнику. В конце концов татары были вынуждены уступить, оставив казачий городок в покое. Казаки не всегда враждовали с местными татарами. Некоторые из них вступали в казачьи артели и участвовали в походах.

Южный Урал - край казачий, места обитания казаков растянулись по всей карте области. Это Красноармейский район где повсеместно обитали казаки, за исключением Бродокалмака и Русской Течи. Миасское, Пашнино, Канашево, станица Долгодеревенское. Весь Сосновский район полностью казачий. На юге Кизильское, Магнитное, Челябинск был крупнейшей станицей Оренбургского казачьего войска. Близлежащие посёлки вокруг Челябинска казачьи. Это Першино, Смолино, Фатеевка. Казачество на протяжении веков являлось универсальным родом вооруженных сил. Про казаков говорили, что они рождались в седле. Во все времена они считались великолепными наездниками, не знавшими себе равных в искусстве джигитовки. Военные специалисты оценивали казачью конницу как лучшую в мире легкую кавалерию. Воинская слава казачества укрепилась на полях сражений в Северную и Семилетнюю войны, во время Итальянского и Швейцарского походов А.В. Суворова 1799 годов. Особенно отличились казачьи полки в наполеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы». Кстати, в России есть свой Париж. Находится он на Урале - в Нагайбахском районе Челябинской области. Ближайший город Магнитогорск расположен в 90 километрах. Со всех сторон наш Париж окружен березовыми рощами. Зато «Булонский лес», так сказать, под рукой. Париж, конечно же, не столица, но крепкий посёлок в 840 дворов и восемь улиц. Постройки у них одноэтажные - деревянные, кирпичные, глинобитные. Двухэтажных всего шесть. Но имеется «Эйфелева башня» - водонапорная. Основано село казаками, принимавшими участие в войне с Наполеоном и 30 марта 1814 года бравшими в числе других Париж. Три года назад некоторые из парижан надели казачью форму, стали заводить коней, учиться джигитовке. Так понемногу возрождаются дедовские обычаи.

Без казачьих сабель не обошлась ни одна русско-турецкая война ХYIII - XIX веков, они участвовали в покорении Кавказа, завоевании Средней Азии, освоении Сибири и Дальнего Востока. Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях дедовских тактических приемов: лава (охват противника в россыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы и другое. Эти унаследованные от степняков казачьи «обороты» оказывались особенно эффективны и неожиданны при столкновениях с армиями европейских государств. «для того казак родится, чтоб царю на службе пригодиться» - говорилось в старинной казачьей поговорке. Его служба по закону 1875 года продолжалась 20 лет, начиная с 18-летнего возраста. Три года в подготовительном разряде, 4 на действительной службе, 8 лет на льготе и 5 в запасе. На службу каждый казак являлся со своим обмундированием, снаряжением, холодным оружием и верховой лошадью.

После событий 90-х ХХ века годов в нашей стране произошли серьезные перемены. Изменилась наша страна. Это уже не Союз Советских Социалистических Республик, а Россия, Российская Федерация как записано в Конституции. Эти изменения коснулись всех сторон жизни нашего общества. В том числе и казачества.

Все эти сведения о казаках даются в литературных источниках История казачества Урала, в исторической энциклопедии, История Урала и других источниках. В нашем архиве сведений о казаках и казачестве нет. В библиотеке Швейкина есть материал о том, что казаки из Кыштыма принимали участие в Первой мировой войне. На выставке фотографий в библиотеке есть фотография об этом событии.

Первые начинания по возрождению государственной службы казаков были предприняты в 1991 году. Возрождение казачьих дружин произошло в Ростовской области. А 15 марта 1993 г. вышел Указ Президента РФ № 341 «О реформировании военных структур, пограничных и внутренних войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации и государственной поддержке казачества». Считалось, что граждане РФ, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать традиционные для казачества формы хозяйствования, культуры и быта, а также граждане, добровольно вступившие в установленном порядке в казачьи общества, проходят военную службу, в казачьих соединениях и частях Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Министерства безопасности Российской Федерации, специальных казачьих моторизованных воинских частях и оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. № 355 была утверждена концепция государственной политики по отношению к казачеству. Концепция провозгласила возрождение государственной службы казачества, определила её виды и формы:

Служба в Вооруженных Силах Российской Федерации; Служба по охране государственной границы; Таможенная служба; Служба в оперативных частях Внутренних войск МВД России; Служба по охране общественного порядка; Охранная служба по сопровождению грузов и объектов государственного и важного народно-хозяйственного значения; Егерская и иная природоохранная служба.

После событий 90-х годов в традиционных местах казачьих поселений начинают формироваться казачьи подразделения. Возрождение казачьего войска происходит в Челябинске. А затем и в других городах и селениях Челябинской области.

Начинает возрождаться работа по привлечению детей и подростков к этому движению. В нашем подразделении 15 ребят. Девочек -4, остальные мальчики. Работаем мы каждый день. Ежедневно с нами проводят строевую подготовку. Обучение владению холодным оружием - ножами.

2. Казаки в Кыштыме.

В нашем старинном городке Кыштым возрождается казачество. Я узнал о тех людях, которые руководят казачеством в нашем округе. Это люди, которые хотят, чтобы в нашем городе был порядок и дисциплина. Чтобы младшие чтили и уважали старших, чтобы все заботились о возрождении традиций и обычаев Южного Урала и самое главное, чтобы любили свою Родину, могли за неё отдать свою жизнь. Эти люди работают с молодежью как школьной, так и рабочей. Казаки школы № 3 уважают этих людей и с удовольствием занимаются под их руководством. Это: исполняющий обязанности атамана Челябинского отдела Репин Алексей Ротмирович, войсковой старшина, походный атаман Челябинского отдела Валекжанин Евгений Геннадьевич, войсковой старшина, начальник штаба Челябинского отдела Привалов Пётр Николаевич, подхорунжий, заместитель атамана Челябинского отдела по работе с муниципальными и административными службами Трифонов Вячеслав Владимирович, сотник, заместитель атамана Челябинского отдела по финансово-экономической деятельности Шаронов Андрей Николаевич, хорунжий, товарищ атамана Горнозаводского отдела (Кыштым) Рубан Олег Сергеевич, есаул, начальник штаба Горнозаводского отдела (Кыштым) Бендлин Владимир Эдуардович, есаул, командир атаманского взвода Горнозаводского отдела (Кыштым) Белых Евгений Михайлович, сотник, заместитель командира атаманского взвода Горнозаводского отдела Костин Александр Александрович, сотник, заместитель атамана Горнозаводского отдела по делам молодёжи руководитель Кыштымского казачьего военно-патриотического клуба «Атаман» Ахматвалеев Ильдар Самильянович, капитан ВДВ в отставке, заместитель атамана Горнозаводского отдела по боевой подготовке и взаимодействию с государственными силовыми структурами Терещенко Юрий Вячеславович, сотник, заместитель атамана Горнозаводского отдела по административно-хозяйственной деятельности Пономарёв Евгений Юрьевич, подхорунжий, атаман станицы Тихозимовской командир Кыштымской казачьей дружины Баннов Вячеслав Владимирович, есаул.

Эти люди не просто занимают важные казачьи должности, но и реально решают вопросы: взаимодействия с другими казачьими объединениями, оказывают гуманитарную помощь жителям Донбасса, работают с молодёжью по военно-патриотическому воспитанию. На всех городских мероприятиях покой и порядок поддерживают казаки, они следят и за тем, чтобы в нашем городе не было террористических актов. В нашей школе не проходит ни одного дня, чтобы кто-либо из этих людей не занимался с нами. Мы всегда рады им и с большим удовольствием откликаемся на все их начинания.

3. Оружие казаков .

Казаки владеют разными видами оружия, но есть такое оружие, которое относят именно к казакам - исторически это сабля и шашка. С некоторыми видами холодного оружия мы познакомимся. Сабля - рубящее или рубяще-колющее холодное оружие с искривленным однолезвийным клинком с долами или без них. Сочетание кривизны клинка со значительным отдалением от центра тяжести от эфеса увеличивало силу удара и площадь поражаемого пространства. Эта особенность сабли была наиболее эффективна при клинках из твердых из твердых сталей, обладающих большой упругостью и вязкостью. Шашка (с кабардино-черкесского - длинный нож) - рубящее-колющее оружие. Первоначально на вооружении казаков была шашка кавказского типа, имевшая клинок небольшой кривизны с двулезвийным боевым концом и эфес, состоящий из одной рукояти с раздваивающейся головкой, без каких- либо защитных приспособлений. Характерным отличием шашки от сабли всегда было наличие деревянных ножен, обтянутых кожей, с кольцом для ремней портупеи. Кинжал - колюще-режущее холодное оружие с коротким клинком, предназначенное для рукопашного боя. Кинжал - один из древнейших видов холодного оружия, появившегося в эпоху неолита. На протяжении многих столетий он играл роль вспомогательного боевого оружия.

Это небольшая часть того оружия, которым владеют казаки. В начале этого года были оценены первый результаты работы казачьего класса. Был выполнен первый зачет по физической подготовке, разборке и сборке автомата АКМ-74, метанию ножей, стрельбе из пневматического оружия и отработке приёмов рукопашного боя против вооруженного соперника. По словам инструктора подхорунжего Константина Пономарёва все казаки справились с этим зачётом

Заключение.

История казачества уходит вглубь веков. Судьба его была и великой и трагичной. Бесстрашные воины, зачинатели бунтов и разбойники, рыцари православия и безбожники - все это о казаках. Ими восхищался Наполеон и боялись немцы, о них складывались легенды и их ненавидели те, по ком прошлась добрая казачья нагайка. Казачество возродилось в 90-е годы ХХ века. Больше «белых пятен» в истории казачества, чем того, что стало известным, но те вопросы, которые были поставлены вначале моей работы выполнены частично, работа должна быть продолжена. То предположение, гипотеза, поставленная в начале работы подтверждается. Казаки в Кыштыме были. Они охраняли Кыштымские заводы, участвовали в Крестьянской войне под предводительством Емельяна Ивановича Пугачёва. У нас в классе учится правнучка его соратника - кыштымского казака Клима Косолапова, но это уже другая история.

Литература

    Большая историческая энциклопедия школьников. Т.3. - М., «РОСМЭН», 2004 - 456с.

    Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. - Магнитогорск, 2004 - 497с.

    Глущенко В.В. Казачество в структуре государственности и политической истории России. //Журнал «Родина» - с. 38-44.

    Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России: Учебник. - М., Просвещение, 2013 -239с.

    Жукова Л.В. История России -. М., Просвещение, 2013. -580с.

    Историческая энциклопедия. Т.6, с.345.

    История казачества Урала. - Оренбург-Челябинск, 1992. -240с.

    Интернет - ресурсы ВИКИПЕДИЯ - Казаки и казачество.

    Чугунов В.А., Иванов С.М. История Казачества на Урале. - Стерлитамак, 2001 - с.46-49.

    Шилов В.А. Уральские казаки. //Уральский следопыт, №9, 2004.

Словарь

    Атама́н (предводитель, начальник) - старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

    Джигитовка - это русское конное боевое искусство, вклад в которое внесли многие народы, входившие в состав Российской Империи.

    Есау́л (тюрк. ясаул - начальник). В казачьих войсках русской армии: офицерское звание, соответствующее чину ротмистра в кавалерии; лицо, носившее это звание.

    Казак или козак (с тюркс.) - свободный человек, бродяга. Казаки отличаясь высоким индивидуальным боевым мастерством, перенимали и развивали самые лихие и эффективные боевые приемы у народов, с которыми они дружили или воевали.

    Казачий круг - общий войсковой совет казаков , высший орган самоуправления. Компетенция круга в решении вопросов местного характера (касающихся всех собравшихся) была неограниченной.

    Мурза (от перс. ами́р-задэ́ - принц) - аристократический титул в тюркских государствах, таких как Казанское -, Астраханское, Крымское ханство и Ногайская Орда. После захвата Казани русским войском в 1552 году некоторые мурзы перешли на русскую службу, а другие были казнены.

    Хорунжий (с XVI века у казаков : сначала вказачьих общинах, потом вказачьихвойсках ) - военный чин, закреплённый в Табели о рангах в 1722 году; c 1884 года соответствует XII рангу, в пехоте подпоручику.

    Улус (монгольского - государство, народ, люди) - группы семейств, подчинённых нойонам и кочевавших на их землях.

    Ушкуйники - русские пираты. Летописи дают ушкуйникам имя волжан, в частности отряду, под начальством Прокопия и Смольнянина, захватившему и ограбившему в 1376 г. город Кострому и Нижний Новгород.

· Младший урядник · Старший урядник ·Вахмистр · Подхорунжий ·Хорунжий · Сотник · Подъесаул ·Есаул · · Войсковой старшина ·Полковник · Генерал-майор ·Генерал-лейтенант · Генерал от кавалерии

Атаман · Гетман · Гетманщина ·Некрасовцы · Папаха · Панцирные казаки · Пластун · Шашка · Станица · Царская сотня · Казаки в Турции ·Слобожанщина · Совет украинского казачества · Расказачивание ·Донской курень · Евреи в украинском казачестве

Владимиров. Уральские казаки в походе

По историческому преданию, приводимому во всех исследованиях об Уральском казачьем войске, говорится о том, что в -XVI веках яицкие казаки не имели постоянных семей. Жену казак привозил из набега, а отправляясь в другой, бросал ее, «добывая» себе новую. Но однажды среди казаков на Яике появился Гугня , пришел он то ли с Дону, то ли с других мест, но главное, что пришел он со своей женой и бросать ее не соглашался. С этой Гугнихи якобы старый обычай был оставлен. Скорее всего, что легенда эта имела под собой реальные основания, до самого XIX века уральские казачки ставили в церквях свечи в память о бабушке Гугнихе.

Уральские казаки участвовали во всех азиатских походах России

В мае 1772 года оренбургский генерал-губернаторРейнсдорп снаряжает карательную экспедицию для подавления бунта. Генерал Фрейман рассеял казаков, возглавляемых будущими пугачёвскими генералами И. Пономаревым, И. Ульяновым, И. Зарубиным-Чикой , и 6 июня 1772 года занял Яицкий городок . Затем последовали казни и наказания, зачинщиков, которых сумели схватить, четвертовали, прочим рвали ноздри, отрезали языки и уши, клеймили лбы.

Край в ту пору был глухой, поэтому многим удалось скрыться в степи на отдаленных хуторах. Последовал указ Екатерины II - «Сим высочайшим повелением запрещается до будущего нашего указа сходиться в круги по прежнему обыкновению».

Собор Архангела Михаила (1741) в Уральске - свидетель пугачёвского бунта

Дом казака Кузнецова - «царёва» тестя

В марте 1774 у стен Татищевой крепости войска генерала П. М. Голицына нанесли поражение повстанцам, Пугачёв отошёл к Бердской слободе, остававшийся в крепости Овчинников прикрывал отход пока не кончились пушечные заряды, а потом с тремя сотнями казаков прорвался через неприятельские цепи и отошел к Нижнеозерной крепости. В середине апреля 1774 казаки, возглавляемые Овчинниковым, Перфильевым иДехтяревым , выступили из Яицкого городка против бригады генерала П. Д. Мансурова . В бою 15 апреля у реки Быковки пугачёвцы потерпели тяжелое поражение (среди сотни казаков, павших в бою, был и атаман Дехтярев). После этого этого поражения Овчинников собрал разрозненные казачьи отряды и глухими степями вышел к Пугачёву у Магнитной крепости . Последовал то ли поход, то ли бегство по Уралу, Прикамью и Поволжью, Башкирии, взятиеКазани , Саратова , Камышина . Преследуемые войсками Михельсона , казаки теряли своих атаманов, кого плененными - как Чику-Зарубина подУфой , кого убитыми. Войско то превращалось в горстку казаков, то снова наполнялось десятками тысяч мужиков.

После того, как озабоченная длительностью бунтаЕкатерина Великая направила войска с турецких границ во главе с Суворовым , и тяжелые поражения посыпались одно за другим, верхушка казаков решила получить прощение путем сдачи Пугачёва. Между степными речками Узенями они связали и выдали Пугачёва правительственным войскам. Суворов лично допрашивал самозванца, а после возглавил конвоирование посаженного в клетку «царя» в Москву . Основные сподвижники из числа яицких казаков - Чика-Зарубин, Перфильев, Шигаев были приговорены к казни вместе с Пугачёвым. После подавления восстания в Екатерина II издала указ о том, что в целях полного предания забвению случившейся смуты Яицкое войско переименовывается в Уральское казачье войско, Яицкий городок в Уральск , войско утратило остатки былой автономии.

Уральское казачье войско

Уральские казаки (вторая половина XIX века)

Во главе уральского казачества были поставлены наказной атаман и войсковое управление. С 1782 года оно управлялось то астраханским, то оренбургским генерал-губернатором . В 1868 году было введено новое «Временное положение», по которому Уральское казачье войско было подчинено генерал-губернатору (он же наказный атаман) вновь образованной Уральской области . Территория Уральского казачьего войска составляла 7,06 млн га и делилась на 3 отдела (Уральский , Лбищенский иГурьевский) с населением () 290 тысяч человек, в том числе казачьего - 166,4 тысяч человек в 480 населённых пунктах, объединённых в 30 станиц. 42 % казаков были старообрядцами , небольшая часть состояла из калмыков , татар , казахов ибашкир . В 1908 году к Уральскому казачьему войску были присоединены илецкие казаки.

Медаль За походы в средней Азии

Впервые в совместный с регулярной армией поход в Хиву яицкие казаки отправились с экспедицией князяБековича-Черкасского в -1717 годах . Яицкие казаки составляли 1500 человек из четырёхтысячного отряда, отправившегося изГурьева вдоль восточного берега Каспия к Аму-Дарье . Поход, бывший одной из авантюр Петра I , сложился крайне неудачно. Более четверти из состава отряда погибли из-за болезней, жары и жажды, остальные либо погибли в боях, либо пленены и казнены, в том числе и начальник экспедиции. К яикским берегам смогли вернуться лишь около сорока человек.

После поражения астраханский генерал-губернаторТатищев начал организовывать гарнизоны вдоль хивинской границы. Но казаки смогли убедить царское правительство оставить Яик под своим контролем, взамен обещали за свой счет обустроить границу. Началось строительство крепостей и форпостов вдоль всего Яика. С этого времени началась пограничная служба яицкого войска, время вольных набегов закончилось.

В следующий поход на Хиву уральцы отправились в1839 году под командованием оренбургского генерал-губернатора В. А. Перовского . Зимний поход был плохо подготовлен, и хоть и не был столь трагическим, тем не менее в историю вошел как «несчастный зимний поход». От бескормицы отряд потерял большую часть верблюдов и лошадей, в зимние бураны передвижение становилось невозможным, постоянная тяжелая работа привела к изнеможению и болезням. На полпути к Хиве от пятитысячного отряда осталось половина и Перовский принял решение вернуться.

С середины 1840-х началось противостояние с Кокандским ханством, так как приняв казахские жузы под свою власть, Россия фактически вышла к Сыр-Дарье . Под предлогом защиты подопечных казахов, а также предотвращения похищений своих подданных в рабство, началось строительство гарнизонов и крепостей от устья Сыр-Дарьи на восток, и вдоль Или на юго-запад. Под командованием оренбургских генерал-губернаторов Обручева , Перовского уральцы штурмуют кокандские крепости Кумыш-Курган, Чим-курган, Ак-Мечеть , Яна-Курган, после завершения строительства туркестанской пограничной линии участвуют в многочисленных сражениях под командованием Черняева , штурмуютЧимкент и Ташкент , затем уже под командованиемфон Кауфмана принимают участие в покорении Бухары и успешном Хивинском походе 1873 года .

Участники Иканского боя

Одним из самых известных эпизодов в период покорения Коканда является Иканское дело - трехдневное сражение сотни казаков под командованием есаула Серова у кишлака Икан недалеко от города Туркестана . Отправленные на разведку проверить сведения о замеченных шайках кокандцев, сотня встретилась с армией кокандского хана , направлявшегося для взятия Туркестана. Два дня уральцы держали круговую оборону, используя в качестве защиты тела убитых лошадей, а затем не дождавшись подкрепления, выстроившись в каре, пробивались через кокандскую армию, пока не соединились с направленным на выручку отрядом. Всего казаки потеряли в бою более половины людей убитыми, почти все оставшиеся в живых были тяжело ранены. Все они были награжденысолдатскими Георгиями , а Серов - орденом Св. Георгия 4-го класса.

Впрочем активное участие в туркестанских походах не спасало уральцев от царских репрессий. И наказной атаман Веревкин с тем же рвением, с каким он брал в 1873 году с уральцами Хиву, в 1874 году порол и высылал казаков-староверов на Аму-Дарью, чьи убеждения не принимали написаные им положения о воинской повинности.

Завершали эпоху среднеазиатских завоеваний которые уже по счёту походы в Хиву в -1881 годах .

Уральские казаки в Первой мировой и Гражданской войнах

Войны XX века начались для уральцев с Русско-японской , куда были направлены 4-й и 5-й Уральские казачьи полки в состав знаменитой Урало-Забайкальской дивизии генерала Мищенко П.И. , прославившейся дерзкими рейдами по тылам противника (в данной дивизии в это время проходил службу в должности начальника штаба дивизииДеникин А.И. . В память об этой войне остался посёлок Порт-Артур в приуральной степи.

Во время Первой мировой войны войско выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 год свыше 13 тысяч человек). За доблесть и отвагу 5378 уральских казаков и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями.

После Октябрьской революции 1917 уральских казаков постигла та же трагедия, что и большинство казачьих войск России. Заняв поначалу нейтральную позицию как к новоявленным властителям России (большевикам), так и к их противникам, казаки лишь стремились сохранить свои внутренние порядки, не допуская власти Советов над ними. Активно же противодействовать казаки, особенно фронтовики, не хотели, и поначалу и не пытались, во главе первых разрозненных мятежей стояли старики, радевшие за Веру и старину.


Top