В каких произведениях русских писателей отображены нравы чиновников. Тема чиновничества в русской литературе XIX в

Обе комедии написаны в начале XIX века - в 20-30-х годах. Обе пьесы показали один пласт российского общества того времени - чиновников. Обе пьесы прошли жесткую цензуру и были с восторгом приняты зрителями.

Пьеса «Горе от ума» была написана к лету 1824 года и читалась во многих домах Москвы. Успех был огромен. В списках она разошлась по всей стране, поскольку цензура не разрешила ее печатать. В основу комедии Грибоедов положил столкновение человека прогрессивных взглядов с реакционной массой дворянства. Мастерство Грибоедова, проявленное им в построении комедии, особенно сказывается в том, что все образы, данные в ней, вплоть до самых незначительных, играют важную роль в развитии сюжета, особенно же в осуществлении основного идейного замысла - дать в комедии широкую картину современной русской действительности, показать столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим».

В своей комедии Грибоедов очень остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: проблему крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, истинного патриотизма. Эти проблемы придали комедии острый политический характер, сделав ее произведением, которое, еще не будучи напечатанным, разошлось в тысячах экземпляров рукописных списков не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Основная масса чиновников, выведенная автором в комедии, принадлежит к так называемому фамусовскому кругу. Цель жизни Фамусова - карьера, почести, богатство. Служба в фамусовском обществе понимается только как источник дохода, средство достижения чинов и почестей. Они не занимаются делами по существу, Фамусов только подписывает бумаги, которые представляет ему его «деловой» секретарь Молчалин. Он сам в этом признается:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов пристраивает у себя своих родственников:

При мне служащие чужие очень редки:

Все больше сестрины, свояченицы детки...

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Полковник Скалозуб, как бы вторя Фамусову, заявляет:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Карьеризм, чинопоклонство, угодливость начальству, бессловесность - все характерные черты чиновничьего мира того времени особенно полно раскрыты в образе Молчалина. Он прекрасно понимает, что требуется от чиновника, если он хочет сделать карьеру. Всего три года как он на службе у Фамусова, а уже успел «три награжденья получить», стать нужным человеком для Фамусова, войти в его дом. Поэтому-то Чацкий, которому хорошо знаком тип такого чиновника, и предсказывает Молчалину возможность блестящей служебной карьеры:

А впрочем, он дойдет до степеней известных

, Ведь нынче любят бессловесных.

У Молчалина есть все данные стать впоследствии важнык чиновником: умение втереться в доверие к влиятельным лицам, полная неразборчивость в средствах для достижения своей цели, отсутствие всяких нравственных правил и в придачу ко всему этому два «таланта» - «умеренность и аккуратность». Фамусов и его приближение как огня боятся нового, прогрессивного, поскольку все новое угрожает их незыблемому положению. Чиновники выступают против наук, учебных заведений, просвещения вообще. Фамусов поучает:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Он предлагает решительный способ борьбы с этим злом:

Уж коли зло пресечь:

Забрать все книги бы да сжечь.

Всех своих героев, и не только чиновников, Грибоедов наделяет своим особым языком, но у всех видна одна общая черта - каждый приспосабливается к тому моменту, который настает. Фамусов с дочерью мил, со слугами - груб, с Молчалиным - начальнически высокомерен и на «ты», заискивает перед Скалозубом, видя в нем жениха для Софьи. Молчалин - немногословен, так как боится высказать свои суждения. Простонародных слов, как у Фамусова, не употребляет, перед Фамусовым заискивает, Чацкого презирает. Скалозуб - недалекий солдафон, вежливый с Фамусовым, но не стесняющийся в выражениях с Чацким и иными. По сути своей комедия «Горе от ума» была первой пьесой, обличающей современность и общество.

Вслед за ней через 10 лет появилась комедия «Ревизор» Н.В. Гоголя. Как говорил сам автор, он решил собрать в одну кучу все дурное в России. Пьеса была написана меньше чем за год и благодаря ходатайству В.А. Жуковского была допущена к постановке. В основе сюжета комедии - переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремления скрыть от него свои грешки. Тем самым определилась и такая композиционная особенность комедии, как отсутствие в ней центрального героя. Действие в «Ревизоре» относится к началу 30-х годов позапрошлого века. Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Во главе них стоит городничий. Он неглуп: более здраво, чем его сослуживцы, судит о причинах присылки к ним ревизора. Умудренный жизненным и служебным опытом, он «обманывал мошенников над мошенниками», «поддевал на уду пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать». Городничий - убежденный взяточник: «Это уж так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят». Он казнокрад: постоянно присваивает казенные деньги. В общении с подчиненными, по отношению к населению города он самоуверен, груб и деспотичен: «А который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия...»; «Вот я их, каналий...»; «Что, самоварники, аршинники...» Такие грубые окрики и брань характерны для городничего. Но иначе он держится перед начальством. В разговоре с Хлестаковым, которого он принял за ревизора, городничий старается показать себя исполнительным чиновником, говорит заискивающе-почтительно, перегружая свою речь выражениями, принятыми в чиновничьем кругу: «В других городах, осмелюсь доложить вам, градоправители и чиновники больше заботятся о своей то есть пользе; а здесь, можно сказать, нет другого помышления, кроме того чтобы благочинием и бдительностью заслужить внимание начальства». Автор не дал ему даже фамилии, городничий носит только имя и отчество - Антон Антонович.

Вторым по значению лицом в городе является судья Ляпкин-Тяпкин. В отличие от других чиновников, он представитель выборной власти: «избран судьей по воле дворянства». Поэтому он держится свободнее с городничим, позволяет себе оспаривать его. Он считается в городе «вольнодумцем и образованным человеком», так как прочитал пять или шесть книг. Чиновники отзываются о нем как о красноречивом ораторе: «У вас что ни слово, - говорит ему Земляника, - то Цицерон с языка слетел». Увлекаясь охотой, судья берет взятки борзыми щенками. Делами он совсем не занимается, и в суде полный беспорядок.

Попечитель богоугодных заведений Земляника - человек толстый, но «плут тонкий». В подведомственной ему больнице больные мрут, как мухи; врач по-русски ни слова не знает. При случае Земляника готов сделать донос на своих сослуживцев. Представляясь Хлестакову, он наговаривает и на почтмейстера, и на судью, и на смотрителя училищ. Робким, запуганным, безгласным является смотритель училищ Хлопов, единственный среди чиновников не дворянин. Почтмейстер Шпекин занимается вскрытием писем.

Все чиновники нарисованы Гоголем как живые, каждый из них своеобразен. Образы комедии типичны, поведение каждого героя Мотивировано, их слова и поступки раскрывают их характеры. Уничтожающим смехом Гоголь бичует чиновничество царской России.

И хотя Гоголь нарисовал в «Ревизоре» мир провинциальных чиновников, глубина проникновения писателя в действительность была настолько поразительной, что зрители и читатели комедии сразу же увидели в ней изображение всей России, ее крепостнически-бюрократиеского строя. А чиновники оказались очень похожими: та же страсть к наживе, чинопочитанию, стремление возвыситься или выглядеть недосягаемо для остальных. Черты героев оба автора черпали из знакомой им жизни столичного дворянства после войны 1812 года, наделив каждого из них только ему свойственными качествами. Два разных писателя, два разных стиля, но цель одна - высмеять то, что мешало нормальной жизни в начале XIX века.

А.П.Чехов в своем юмористическом рассказе «Хамелеон» высмеивает чиновников. От «А собаку истребить надо» до «Сам виноват» - так молниеносно меняется мнение Очумелова. Автор высмеивает и осуждает «хамелеонство» главного героя. В творчестве А.П.Чехова часто можно «встретить» произведения, затрагивающие проблему «чинопочитания». Одним из таких является рассказ «Смерть чиновника».

Главному герою, как и Очумелову присуще «хамелеонство». Монологи Червякова наполнены страхом к высокопоставленным чинам. Ведь изначально он говорит о том, что «Чихать никому не возбраняется», но, заметив генерала Бризжалова, в герое тут же происходят перемены. «Я его обрызгал!» - автор использует восклицание для того, чтобы показать читателю внезапно появившуюся тревогу Червякова. В тоже время если «Хамелеон» рассказ юмористический и развязка вызывает только улыбку, то «Смерть чиновника» - сатирическое произведение. В финале главный герой не только умирает, но и отрекается от собственного человеческого достоинства. Проблема «чинопочитания» в рассказе «Смерть чиновника» наиболее осуждаема автором.

В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» также высмеивается поведение чиновников. Автор, как и А.П.Чехов в «Хамелеоне» свое мнение проявляет, используя иронию и юмор. Говорящие фамилии главных героев отражают их пороки и недостатки. Например, судья Ляпкин-Тяпкин описан писателем, как глупый человек, прочитавший за всю жизнь 5 или 6 книг. К тому же он еще и делает все спустя рукава. Но, в отличие от рассказа А.П.Чехова, «Ревизор» включает в себя более конкретные примеры пагубного чиновничества.

Обновлено: 2018-02-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • 9. В каких произведениях русской литературы высмеивается поведение чиновников и в чем их можно сопоставить с «Хамелеоном» А.П. Чехова?

Нравы российского чиновничества – одна из распространенных тем литературы.

Она одна из центральных в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Алексей Степанович Молчалин, секретарь московского “туза”, получивший три награды и чин асессора, на мой взгляд, имеет много общего с героями пьесы Н. В. Гоголя “Ревизор”: так же, как и чиновники города N, старательно во всем угождавшие Хлестакову, которого приняли за “важного человека”, Молчалин считал своей задачей добиться расположения влиятельных и богатых людей. Готовность к раболепству и подхалимству – вот что объединяет героев этих комедий.

В повести А. С. Пушкина “Дубровский” ярко показаны нравы блюстителей “порядка и справедливости”, представителей государственной административной системы, очень схожие с миром, нарисованным Н. В. Гоголем. Это судейские чиновники, ярким образцом которых является заседатель Шабашкин, надежное орудие осуществления мстительных планов помещика Троекурова, человек такой продажности и подлости, что им гнушается даже тот, кто пользуется его услугами.


Другие работы по этой теме:

  1. 1. Появление чиновничества в России. 2. Чиновники в комедии “Горе от ума”. 3. Административный аппарат в “Ревизоре”. 4. Сходство произведений. Своя рубаха ближе к телу....
  2. Роман М. А. Шолохова “Тихий Дон” не единственное произведение в русской классике, в котором изображены картины военного времени. Так, события Отечественной войны 1812 года легли...
  3. Сказка М. Е. Салтыкова-Щедрина не единственное произведение отечественной классики, объектом изображения которого являются социальные пороки. Например, многие герои поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души” так...
  4. Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина,...
  5. “Анчар” не единственное произведение отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений. Так, в стихотворении Ф. И. Тютчева “Поток сгустился и тускнеет…”...
  6. Конфликт “частного” человека и государства отображен в таких произведениях российских писателей, как “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицына, В. Шаламова “Колымские рассказы”, Г. Владимова “Верный...
  7. В каких произведениях русской литературы изображены приятели и в чем эти персонажи могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером? Приятельские отношения связывают Онегина и Ленского...
  8. Более половины девятнадцатого века в России еще царствовало крепостное право. Именно в это время в произведениях русских классиков нашло отражение такое явления, как умный и...
  9. Введение сна в повествование – прием, придуманный не А. С. Пушкиным. Вспомним балладу В. А. Жуковского “Светлана”, где героиня, как и пушкинская Татьяна, сначала гадает,...
  10. “Когда волнуется желтеющая нива…” М. Ю. Лермонтова не единственное произведение в русской поэзии, в котором отображена духовная связь человека и природы. Так, в стихотворении А....

.
В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чём эти произведения перекликаются с гоголевским Ревизором?

В своих статьях я не раз упоминала о том, что Зауралье всегда было сытым и богатым краем. Не только купцы, но и крестьяне имели большие капиталы. Например, состояние некоторых торгующих крестьян превышало в несколько раз капиталы купцов III, а иногда и II гильдий. И тем не менее крестьяне, по каким-то причинам, не вступали в купеческое сословие. Мне бы хотелось опубликовать небольшой рассказ (воспоминания) из жизни торгующего крестьянина из Куртамыша (ныне Курганская область), а затем купца II гильдии Кузьмы Александровича Югова, в котором некоторым образом объясняется, почему он стал купцом, хотя и не очень этого желал. А также о произволе чиновников царской России . Но вначале хотелось бы упомянуть о том, что между молодым крестьянином Юговым и Земским начальником Петром Владимировичем Лаврентьевым произошел небольшой конфликт, который из-за мстительности и злоупотребления служебным положением Земского начальника разросся до огромных размеров. И, конечно, в таких делах фигурировали немалые деньги. Начались всякого рода проверки Югова, как волостного писаря, ревизии, которые отнимали очень много времени и сил. Не найдя причин законного характера к увольнению Югова, в его адрес начались придирки по любому поводу. Однако юридически грамотный крестьянин легко отражал все нападки местного «начальства».

«Земский начальник превратился в строгого ревизора. Два дня и два вечера производил он свою тщательную ревизию, но никаких недочетов, и тем более злоупотреблений, не нашел. Приблизительно через месяц приезжает в волость некий тип с предписанием от Земского провести тщательную ревизию. Последствия этой ревизии выявились в том, что в Каминскую приехал судебный следователь Чиков с Постановлением о предании меня суду за злоупотребление по службе. Однако, все обвинения мною были опровергнуты, и следователь выписал постановление о прекращении дела. Можно себе представить раздражение Лаврентьева?! Но он продолжает на меня нападение.

На паре лошадей едет волостной старшина Махов. Я стоял у своей лавки, далеко от дороги и укладывал товар в телегу, готовясь на ярмарку в Куртамыш. Бежит сторож с приказанием старшины: сейчас же идти в волость. Прихожу, старшина спрашивает:

Ты видел, как я проехал?

Если видел, то почему не поклонился?

Разве это обязательно? Шапки снимают только перед каретой Архиерея, когда видят его.

Писарь пиши постановление об аресте на двое суток Югова за неуважение начальства. Написал? Подпишитесь Югов.

Беру перо и раскатываю его на все корки: что он так быстро ехал, что за дальностью расстояния и клубами пыли я сначала не мог узнать, а только, когда он проехал, то я догадался, что это проехал старшина, т.е. «начальник», как именует он себя. Прошу дать копию с постановления.

Когда отсидишь, тогда получишь.

Я отвечаю, что еду на ярмарку, и если Вы меня арестуете, то сорвете мою торговлю. Затем, к Вашему сведению, сообщаю, что Ваше постановление Крестьянское присутствие отменит, как незаконное, и тогда я Вас привлеку к уголовной ответственности за неправильное лишение свободы и предъявлю иск об убытках, причиненных моей торговле задержкой меня под арестом, так как я лишаюсь поездки на ярмарку.

Ну, когда ты не узнал сначала меня, то я тебя за это прощаю.

Тогда Вы напишите, что Вы это постановление считаете недействительным, и его отменяете.

Проверив, что написал писарь и подписал старшина, я сажусь на скамью, вместе с ямщиком и крестьянином Иваном Постоваловым. И слышу снова оклик старшины:

Вот ты теперь и попал снова - зачем сел в присутственном месте? Писарь! Пиши новое постановление - На двое суток!

Тот поморщился и начал писать. Подписывая новое постановление, делаю замечание, что когда я имел объяснение по поводу первого постановления, то перед старшиною из уважения к его должности все время стоял, сел, когда весь инцидент уже был исчерпан. Сидят даже в государственных судах и учреждениях, когда допрос обвиняемых бывает окончен. Со мною сидели: ямщик и крестьянин Постовалов, но к ним старшина почему-то не предъявляет этих требований. Это я повторил все вслух, и мои собеседники живо удрали из волости.

Куртамыш. н. ХХ века.

Из окна своей комнаты вижу: сторож ведет ямщика и крестьянина Постовалова, и их старшина арестовал, за то, что они сидели в присутственном месте. Спустя некоторое время меня зовет к себе старшина и говорит:

Ты прости меня, Кузьма Александрович, ведь я не по своей воле все это давеча, а по приказанию Земского начальника. Он приказал, как я приеду в волость, то сразу арестовать тебя, придравшись к чему-нибудь.

Ну, так что Вы намерены делать теперь со мною?

Я похерил все это и выпустил арестованных ямщика и Постовалова.

Чтобы убедиться, я зашел в волость, оказалось, что Постановление отменено, «похерено», как сказал старшина. Переживши эти неприятности, я скрутился со своими товарами и уехал на ярмарку, но не видя конца подобным инцидентам, я выбрал в Куртамыше купеческие права на свое имя. Это меня гарантировало от подобных наскоков разного «начальства». Вот такая история.

В каких произведениях отечественной классики изображены нравы чиновничества и в чем эти произведения перекликаются с гоголевским «Ревизором»?

Бобчинский Только что мы в гостиницу, как вдруг молодой человек...

Добчинский (перебивая). Недурной наружности, в партикулярном платье...

Бобчинский. Недурной наружности, в партикулярном платье, ходит этак по комнате, и в лице этакое рассуждение... физиономия... поступки, и здесь (вертит рукою около лба). много, много всего. Я будто предчувствовал и говорю Петру Ивановичу: «Здесь что-нибудь неспроста-с». Да. А Петр-то Иванович уж мигнул пальцем и подозвали трактирщика-с, трактирщика Власа: у него жена три недели назад тому родила, и такой пребойкий мальчик, будет так же, как и отец, содержать трактир. Подозвавши Власа, Петр Иванович и спроси его потихоньку: «Кто, говорит, этот молодой человек? » - а Влас и отвечает на это: «Это», - говорит... Э, не перебивайте, Петр Иванович, пожалуйста, не перебивайте; вы не расскажете, ей-богу не расскажете: вы пришепетываете; у вас, я знаю, один зуб во рту со свистом... «Это, говорит, молодой человек, чиновник, - да-с, - едущий из Петербурга, а по фамилии, говорит, Иван Александрович Хлестаков-с, а едет, говорит, в Саратовскую губернию и, говорит, престранно себя аттестует: другую уж неделю живет, из трактира не едет, забирает все на счет и не копейки не хочет платить». Как сказал он мне это, а меня так вот свыше и вразумило. «Э! » - говорю я Петру Ивановичу...

Добчинский. Нет, Петр Иванович, это я сказал: «э! »

Бобчинский. Сначала вы сказали, а потом и я сказал. «Э! - сказали мы с Петром Ивановичем. - А с какой стати сидеть ему здесь, когда дорога ему лежит в Саратовскую губернию? » Да-с. А вот он-то и есть этот чиновник.

Городничий. Кто, какой чиновник?

Бобчинский. Чиновник-та, о котором изволили получили нотацию, - ревизор.

Городничий (в страхе). Что вы, господь с вами! это не он.

Добчинский. Он! и денег не платит и не едет. Кому же б быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов.

Бобчинский. Он, он, ей-богу он... Такой наблюдательный: все обсмотрел. Увидел, что мы с Петром-то Ивановичем ели семгу, - больше потому, что Петр Иванович насчет своего желудка... да, так он и в тарелки к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Городничий. Господи, помилуй нас, грешных! Где же он там живет?

Добчинский. В пятом номере, под лестницей.

Бобчинский. В том самом номере, где прошлого года подрались приезжие офицеры.

Городничий. И давно он здесь?

Добчинский. А недели две уж. Приехал на Василья Египтянина.

Городничий. Две недели! (В сторону.) Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники! В эти две недели высечена унтер-офицерская жена! Арестантам не выдавали провизии! На улицах кабак, нечистота! Позор! поношенье! (Хватается за голову.)

Артемий Филиппович. Что ж, Антон Антонович? - ехать парадом в гостиницу.

Аммос Федорович. Нет, нет! Вперед пустить голову, духовенство, купечество; вот и в книге «Деяния Иоанна Масона»...

Городничий. Нет, нет; позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?

Бобчинский. Молодой, лет двадцати трех или четырех с небольшим.

Городничий. Тем лучше: молодого скорее пронюхаешь. Беда, если старый черт, а молодой весь наверху. Вы, господа, приготовляйтесь по своей части, а я отправлюсь сам или вот хоть с Петром Ивановичем, приватно, для прогулки, наведаться, не терпят ли проезжающие неприятностей...

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Показать текст целиком

Русские классики в своих произведениях нередко освещали нравы чиновников в России. Так, в комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» показано «фамусовское общество». В нём изображены «слуги народа», которые отстаивают старые порядки, выступают за чинопочитание и пресмыкание перед высшими чинами. Яркий представитель этого общества – Молчалин, лицемерный и беспринципный молодой человек. Он угодлив и безнравственен («Ведь надобно ж зависеть от других…// В чинах мы небольших»). Комедии «Ревизор» и «Горе от ума» схожи тем, что описанные в них чиновники (городничий, Земляника


Top