Франц Петер Шуберт – музыкальный гений XIX столетия. История жизни Кто из музыкантов были учителями шуберта

Франц Шуберт краткая биография изложена в этой статье.

Франц Шуберт краткая биография

Франц Петер Шуберт - австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Родился Шуберт 31 января 1797 в пригороде Вены в многодетной семье. С детства увлекался музыкой: он играл на скрипке, фортепиано. С шести лет он учился в приходской школе Лихтенталя. С семи лет он брал уроки игры на органе у капельмейстера Лихтентальской церкви.

В 1808-1812 Франц пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагогаАнтонио Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы «Замок дьявола».

Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять.

Первую популярность композитор Шуберт ощутил в 1816 году после написания баллады «Лесной царь». Дальнейшее творчество Шуберта еще более раскрыло его мелодический талант. Особенно отмечены песни, симфонии Шуберта из сборников «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь».

«Серенада» Шуберта из сборника «Лебединая песня», а также песни «Приют», «У моря» обрели мировую известность. Некоторые произведения, например, неоконченная симфония Шуберта (си минор), большая симфония и прочие, являются продолжением музыки Бетховена.

Великий композитор написал около 600 композиций. Вальсы Шуберта составляют большую долю среди 400 танцев, написанных для игры на фортепиано в 4 руки. Не смотря на это, почти всю жизнь Франц Шуберт испытывал недостаток средств.

В 1823 году его избрали почётным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов.

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел, но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

С 1826 по 1828 годы Шуберт жил в Вене, за исключением короткого пребывания в Граце.

26 марта 1828 года он дал свой единственный публичный концерт, который имел большой успех и принёс ему 800 гульденов. Между тем были напечатаны его многочисленные песни и фортепианные произведения.

Скончался Шуберт 19 ноября 1828 года на 32 году жизни от тифа после двухнедельной лихорадки.

«БОЛЬШАЯ СИМФОНИЯ» ФРАНЦА ШУБЕРТА

В течение всей жизни и достаточно долго после смерти был олицетворением не понятого гения, так и не добившегося признания. Его музыкой восхищались только друзья и близкие, а большинство произведений обнаружено и опубликовано много лет спустя после его безвременной смерти.

Разочарованный, вечно нуждающийся Шуберт создавал божественную музыку. Будучи не очень счастливым, оставаясь одиноким и чувствуя себя изолированным от всего мира, он писал дивную, наполненную свежестью музыку. Так кем же был этот невысокий, близорукий, проживший недолгую жизнь скиталец, названный при рождении Францем Питером Шубертом ?

Младший из сыновей

Семья Шубертов родом из австрийской Силезии. Отец композитора перебрался в Вену и через время стал директором школы в пригороде Лихтенталя. Он женился на девушке из своей деревни, которая работала поварихой. Средств в семье не хватало, хотя нельзя сказать, что они жили в нищете. В браке родилось 14 детей, из которых только пятеро выжили. Самым младшим из сыновей был Франц Питер Шуберт .

Благодаря своему умению играть на разных инструментах, а также преданности музыке, Шуберт вскоре получил повышение – пост первой скрипки. Он также должен был дирижировать оркестром, если отсутствовал главный дирижер.

Непреодолимое желание

Его музыка стремилась выйти наружу, но он держал свои порывы в секрете. Все же было очень трудно сопротивляться импульсу сочинять. Мысли потоками охватывали Франца , и у него никогда не было достаточно нотной бумаги, чтобы записать все, что рвалось наружу.

Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение. Трудно поверить, что ни одной песни не вышло из-под пера композитора в один из самых плодотворных лет его творчества. Возможно, Шуберт был настолько поглощен инструментальной музыкой, что это отвлекло его внимание от любимого жанра. А вот список инструментальной и религиозной музыки, написанный за этот же год, просто огромен.

Не состоявшийся брак Шуберта

1813 год считается завершающим периодом раннего творчества. В связи с переходным возрастом начал ломаться голос, и Франц больше не мог петь в придворной капелле. Император разрешил ему остаться в школе, но юный гений больше не хотел учиться. Он вернулся домой и по настоянию отца стал помощником учителя в его школе. Ему выпало работать в классе для самых маленьких, с детьми, которые еще ничего не умеют и быстро все забывают. Это было невыносимо для юного гения. Он часто выходил из себя, поправляя учеников пинками и шлепками. Несмотря на его отчаянные старания, им были всегда недовольны.

В этот период Шуберт познакомился с Терезой Гром. Дочь мануфактурщика, мягко говоря, не была красавицей – белесая, с выцветшими, как у многих блондинок бровями, со следами перенесенной оспы на лице. Она пела в церковном хоре, и как только музыка начинала звучать – Тереза преображалась из дурнушки в приметную девушку, озаренную внутренним светом. Шуберт не смог остаться равнодушным и в 1814 году решил жениться. Однако материальные затруднения помешали ему завести семью. Шуберт с грошовой зарплатой школьного учителя не устроил мать Терезы, а та, в свою очередь, не смогла пойти против родительской воли. Поплакав, она вышла замуж за кондитера.

Конец рутине

Посвятив всего себя нудной работе, Шуберт ни на мгновение не переставал работать над тем, что было дано ему с рождения. Его производительность как композитора просто поражает. 1815 считается самым продуктивным годом в жизни Шуберта . Он написал более 100 песен, полдюжины опер и оперетт, несколько симфоний, церковную музыку и так далее. В это время он много работал с Сальери . Сейчас трудно даже себе представить, как и где он находил время сочинять. Многие песни, написанные в этот период, стали лучшими в его творчестве, что еще удивительнее, так это то, что он писал иногда по 5-8 песен в день.

В конце 1815 – начале 1816 Шуберт написал одну из самых лучших его песен «Король Эрл» на стихи баллады Гете. Он прочитал ее дважды, и музыка просто полилась из него. Композитор едва успевал записывать ноты. Один из друзей застал его в процессе, и в этот же вечер песня была исполнена. Но после этого произведение пролежало в столе 6 лет, пока не исполнил ее на концерте в оперном театре. И только тогда песня получила мгновенное признание.

За 1816 год написано очень много произведений, хотя оперный жанр несколько отодвинут перед песнями и кантатами. Кантата «Прометей» была написана на заказ, и за нее Шуберт получил свой первый гонорар, 40 австрийских флорин (очень небольшая сумма). Эта работа композитора пропала, но те, кто слушал, отмечали, что кантата была очень хороша. Сам Шуберт был очень доволен этой работой.

Три года прошли в бесконечном самонаказании и беспрецедентном самоотвержении и, наконец, Шуберт решился освободиться от связывающей его должности. И даже, если для этого нужно было покинуть Вену, поссориться с отцом, он был готов на все.

Новые знакомые Франца

Франц фон Шобер

В декабре 1815 года было принято решение присоединить к обычной школе в Лейбахе музыкальную. Открыли должность учителя с мизерной, всего 500 венских флоринов, зарплатой. Шуберт подает заявку, и хотя на была подкреплена очень весомой рекомендацией от Сальери , на должность назначили другого, и план побега из дома рухнул. Однако помощь пришла, откуда не ждали.

Студент Шобер , рожденный в Швеции и приехавший в Германию, был так поражен песнями Шуберта , что решил во что бы то ни стало познакомиться с автором. Увидев, как поглощенный работой помощника учителя, композитор исправляет ошибки маленьких учеников, Шобер решил избавить юного гения от ненавистного замкнутого круга повседневных обязанностей и предложил занять одну из комнат квартиры, которую снимал. Так и поступили, а через какое-то время Шуберт съехался с поэтом Майрхофером, многие стихи которого потом положил на музыку. Так началась дружба и интеллектуальное общение между двумя талантами. В этой дружбе был и третий, не мене важный – , известный исполнитель венских опер.

Шуберт становится знаменитым

Иоганн Михаэль Фогль

Песни Франца все больше и больше привлекали певца, и однажды он пришел к нему без приглашения и просмотрел его работы. Дружба Шуберта с Фоглем оказала огромное влияние на молодого композитора. Фогль помогал ему в выборе поэм для песен, декламировал стихи с выражением, чтобы музыка, написанная Шубертом , максимально подчеркнула идеи, выраженные в стихах. Шуберт приходил к Фоглю утром, и они или сочиняли вместе, или корректировали уже написанное. Шуберт очень полагался на мнение друга, и принимал большинство его замечаний.

То, что не все замечания улучшили работы композитора, видно из рукописей некоторых песен, написанных Шубертом . Молодой и увлеченный гений не всегда улавливает вкус и потребности публики, а вот практикующий исполнитель обычно лучше понимает ее требования. Иоган Фогль был не совсем тем корректором, в котором нуждался гений, но с другой стороны, он стал тем, кто сделал Шуберта известным.

Вена – королевство фортепиано

Начиная с 1821 года в течение трех лет Шуберт писал в основном танцевальную музыку. В это же время композитору заказали написать две дополнительных части для оперы Герольда «Колокольчик, или Дьявол-паж», за что он с большим удовольствием взялся, потому что очень хотел написать что-нибудь драматическое.

Естественное распространение популярности музыки Шуберта проходило через музыкальные круги, которые были открыты для него. Вена заслужила репутацию центра музыкального мира. В каждом доме фортепиано было незаменимой частью вечерних собраний, на которых было много музыки, танцев, чтения и дискуссий. Шуберт был одним из самых известных и желанных гостей на собраниях Бидермейеровской Вены.

Типичная «Шубертиада» состояла из музыки и развлечений, ненавязчивой беседы, подшучиваниями над гостями. Как правило все начиналось с исполнения песен Шуберта , часто только написанных и под аккомпанемент композитора, после которых Франц и его друзья играли на фортепиано дуэтами или с веселым вокальным сопровождением. «Шубертиады» часто спонсировались высокопоставленными чиновниками. Это было самое счастливое время в жизни композитора.

Год 1823 был одним из самых продуктивных и важных в музыкальном смысле лет в жизни Шуберта . Он провел его в Вене, неустанно работая. В результате были написаны драма «Розамунда», оперы «Фьерабрас» и «Зингшпиль». Именно в этот период написан восхитительный цикл песен «Прекрасная мельничиха». Многие из этих песен созданы в больнице, где он оказался из-за сильной болезни, развившейся после заражения сифилисом.

Боязнь завтрашнего дня

Годом позже все, что происходило в жизни композитора, ясно отразилось в его записях и очевидно демонстрировало все признаки депрессии, все сильнее и сильнее поглощающей Шуберта . Разбитые надежды (особенно связанные с его операми), беспросветная нищета, плохое здоровье, одиночество, боль и разочарование в любви – все это приводило в отчаяние.

Но самым удивительным было то, что эта депрессия совсем не отразилась на его работоспособности. Он не прекращает писать музыку, создавая шедевр за шедевром.

В 1826 году Шуберт получил письмо-благодарность с приложенными к нему сотней флоринов от комитета «Общества любителей музыки» за неустанное восхищение работами композитора. В ответ на это годом позже Шуберт отправил свою Девятую симфонию, которая, по общему признанию, считается одной из лучших его работ. Однако исполнители Общества посчитали работу слишком сложной для них, и отклонили ее как «непригодную к исполнению». Примечательно, что такое же определение часто получали поздние произведения Бетховена . И в обоих случаях только последующие поколения смогли по достоинству оценить «сложности» этих работ.

Конец пути Франца Шуберта

Иногда его мучили головные боли, но совсем не предвещали ничего серьезного. К сентябрю 1828 года Шуберт чувствовал постоянное головокружение. Доктора советовали спокойный образ жизни и проводить больше времени на свежем воздухе.

3 ноября он преодолел пешком большое расстояние, чтобы послушать Латинский реквием, написанный его братом, последнее произведение, услышанное Шубертом . Вернувшись домой, после 3-часовой прогулки, он жаловался на изнеможение. Сифилис, которым был заражен композитор уже 6 лет, перешел в последнюю стадию. Обстоятельства заражения доподлинно не известны. Его лечили ртутью, что, скорее всего, и было причиной головокружений и головных болей.

комната, в которой умер Шуберт

Состояние композитора ухудшалось драматически. Его сознание стало терять связь с реальностью. Однажды он стал требовать, чтобы ему позволили уйти из комнаты, где находился, потому что не понимает, где он и почему он здесь.

скончался 1828 года, не дожив до своего 32-летия. Его похоронили недалеко от Бетховена , перед которым он преклонялся всю свою короткую жизнь.

Трагически рано покинул этот мир, оставив ему неоценимое наследие. Он создал удивительную музыку, трогающую проявлением чувств и согревающую душу. Ни одна из девяти симфоний композитора не была исполнена при его жизни. Из шестисот песен было напечатано около двухсот, а из двух десятков фортепианных сонат – только три.

ФАКТЫ

«Когда я хочу научить его чему-нибудь новому, я выясняю, что он уже это знает. Получается, что я ничему не учу его, только наблюдаю за ним в немом восторге», – говорил учитель хора Микаэл Холзер. Несмотря на это замечание, совершенно точно известно, что под его руководством Франц улучшил свои умения игры на басе, фортепиано и органе.

Восхитительное сопрано и мастерство владения скрипкой не мог забыть никто, кто хотя бы однажды слышал Франца Шуберта .

По праздникам Франц обожал ходить в театр. Больше всего ему нравились оперы Вайгля, Черубини, Глюка. В результате мальчик сам начал писать оперы.

Шуберт испытывал глубокое уважение и почтение к таланту . Однажды, исполнив одну из своих работ, он воскликнул: «Интересно, смогу ли я когда-нибудь написать что-то действительно достойное». На что один из его друзей заметил, что он уже написал не одну весьма достойную работу. В ответ на это, Шуберт сказал: «Иногда я думаю, кто вообще может даже надеяться написать что-то стоящее после Бетховена ?!».

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Франц Петер Шуберт (31 января 1797, Химмельпфортгрунд, Австрия — 19 ноября 1828, Вена) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. Интерес к музыке Шуберта при жизни его был умеренным, но значительно вырос посмертно. Произведения Шуберта до сих пор не утратили популярность и являются одними из самых известных образцов классической музыки.
Биография
Франц Шуберт (1797-1828), австрийский композитор. Франц Петер Шуберт, четвертый сын школьного учителя и виолончелиста-любителя Франца Теодора Шуберта, родился 31 января 1797 в Лихтентале (пригород Вены). Учителя отдавали должное поразительной легкости, с которой мальчик овладевал музыкальными знаниями. Благодаря своим успехам в учении и хорошему владению голосом Шуберт в 1808 был принят в Императорскую капеллу и в Конвикт - лучшую в Вене школу с пансионом. В течение 1810-1813 он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни. Юным музыкантом заинтересовался А.Сальери, и с 1812 по 1817 Шуберт занимался с ним композицией. В 1813 он поступил в учительскую семинарию и через год начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время он сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Гете Гретхен за прялкой - это был первый шедевр Шуберта и первая великая немецкая песня.
Годы 1815-1816 примечательны феноменальной продуктивностью юного гения. В 1815 он сочинил две симфонии, две мессы, четыре оперетты, несколько струнных квартетов и около 150 песен. В 1816 появились еще две симфонии - Трагическая и часто звучащая Пятая си бемоль мажор, а также еще месса и свыше 100 песен. Среди песен этих лет - Скиталец и знаменитый Лесной царь. Через своего преданного друга Й.фон Шпауна Шуберт познакомился с художником М.фон Швиндом и состоятельным поэтом-любителем Ф.фон Шобером, который устроил встречу Шуберта с известным баритоном М.Фоглем. Благодаря вдохновенному исполнению песен Шуберта Фоглем они завоевали популярность в венских салонах. Сам композитор продолжал работать в школе, но в конце концов в июле 1818 оставил службу и уехал в Желиз, летнюю резиденцию графа Иоганна Эстерхази, где выполнял обязанности учителя музыки. Весной была закончена Шестая симфония, а в Желизе Шуберт сочинил Вариации на французскую песню, ор. 10 для двух фортепиано, посвященные Бетховену. По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту под названием Братья-близнецы. Она была закончена к январю 1819 и исполнена в «Кертнертортеатре» в июне 1820. Летние каникулы в 1819 Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии, где и сочинил широко известный фортепианный квинтет Форель.
Последующие годы оказались для Шуберта трудными, поскольку он по складу характера не умел добиваться благосклонности влиятельных венских музыкальных деятелей. Романс Лесной царь, опубликованный как ор. 1, положил начало регулярному изданию сочинений Шуберта. В феврале 1822 он закончил оперу Альфонсо и Эстрелла; в октябре увидела свет Неоконченная симфонии. Следующий год отмечен в биографии Шуберта болезнями и унынием композитора. Его опера не была поставлена; он сочинил еще две - Заговорщики и Фьеррабрас, но их постигла та же судьба. Замечательный вокальный цикл Прекрасная мельничиха и отлично принятая слушателями музыка к драматической пьесе Розамунда свидетельствуют, что Шуберт не опустил руки. В начале 1824 он работал над струнными квартетами ля минор и ре минор и над октетом фа мажор, однако нужда заставила его вновь стать учителем в семействе Эстерхази. Летнее пребывание в Желизе благотворно повлияло на здоровье Шуберта. Он сочинил там два опуса для фортепиано в четыре руки - сонату Большой дуэт до мажор и Вариации на оригинальную тему ля бемоль мажор. В 1825 он вновь отправился с Фоглем в Верхнюю Австрию, где друзьям оказали самый теплый прием.
В 1826 Шуберт ходатайствовал о предоставлении ему места капельмейстера в придворной капелле, но ходатайство не было удовлетворено. Его последний струнный квартет и песни на слова Шекспира появились во время летней поездки в Веринг, село под Веной. В самой Вене шубертовские песни были в это время широко известны и любимы; в частных домах регулярно проводились музыкальные вечера, посвященные исключительно его музыке. В 1827 были написаны, в числе прочего, вокальный цикл Зимний путь и циклы фортепианных пьес.
В 1828 появились тревожные признаки надвигающейся болезни; лихорадочный темп композиторской деятельности Шуберта можно истолковать и как симптом недуга, и как причину, убыстрившую смертельный исход. Шедевр следовал за шедевром: величественная Симфония до мажор, вокальный цикл, посмертно изданный под названием Лебединая песнь, струнный квинтет до мажор и три последние фортепианные сонаты. По-прежнему издатели отказывались брать крупные сочинения Шуберта или платили ничтожно мало; нездоровье помешало ему поехать по приглашению с концертом в Пешт. Умер Шуберт от тифа 19 ноября 1828. Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.
Песенно-романсовый жанр в трактовке Шуберта представляет собой столь самобытный вклад в музыку 19 в., что можно говорить о возникновении особой формы, которую принято обозначать немецким словом Lied. Песни Шуберта - а их более 650 - дают множество вариантов данной формы, так что классификация здесь едва ли возможна. В принципе Lied бывает двух видов: строфическая, в которой все или почти все стихи поются на одну мелодию; «сквозная», в которой каждый стих может иметь свое музыкальное решение. Полевая розочка - пример первого вида; Молодая монахиня - второго. Два фактора способствовали расцвету Lied: повсеместное распространение фортепиано и расцвет немецкой лирической поэзии. Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. Это мог быть звукоизобразительный контекст - например, журчание воды в песнях из Прекрасной мельничихи или жужжание колеса прялки в Гретхен за прялкой, либо контекст эмоциональный - например, аккорды, передающие благоговейное настроение вечера, в Закате или полночный ужас в Двойнике. Иногда между пейзажем и настроением стихотворения благодаря особому дару Шуберта устанавливается таинственная связь: так, имитация монотонного гудения шарманки в Шарманщике чудесно передает и суровость зимнего пейзажа, и отчаяние бездомного странника. Немецкая поэзия, переживавшая в то время расцвет, стала для Шуберта бесценным источником вдохновения. Неправы те, кто подвергают сомнению литературный вкус композитора на том основании, что среди шести с лишним сотен озвученных им поэтических текстов есть весьма слабые стихи, - например, кто бы помнил поэтические строки романсов Форель или К музыке, если бы не гений Шуберта? Но все-таки величайшие шедевры созданы композитором на тексты его любимых поэтов, корифеев немецкой литературы - Гете, Шиллера, Гейне. Для песен Шуберта - кем бы ни был автор слов - характерна непосредственность воздействия на слушателя: благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.
Шубертовские многоголосные вокальные сочинения несколько менее выразительны, чем романсы. Вокальные ансамбли содержат прекрасные страницы, но ни один из них, кроме, может быть, пятиголосного Нет, только тот, кто знал, не захватывает слушателя так, как романсы. Незаконченная духовная опера Воскрешение Лазаря представляет собой скорее ораторию; музыка здесь прекрасная, а партитура содержит предвосхищения некоторых приемов Вагнера.
Шуберт сочинил шесть месс. В них тоже есть весьма яркие части, но все же у Шуберта этот жанр не поднимается до тех вершин совершенства, которые были достигнуты в мессах Баха, Бетховена, а позже Брукнера. Только в последней мессе музыкальный гений Шуберта преодолевает его отстраненное отношение к латинским текстам.
Оркестровая музыка. В юности Шуберт возглавлял студенческий оркестр и дирижировал им. Тогда же он овладел мастерством инструментовки, но жизнь редко предоставляла ему поводы писать для оркестра; после шести юношеских симфоний созданы лишь симфония си минор и симфония до мажор. В серии ранних симфоний наиболее интересна пятая (си минор), но только шубертовская Неоконченная вводит нас в новый мир, далекий от классических стилей предшественников композитора. Как и у них, развитие тем и фактуры в Неоконченной исполнено интеллектуального блеска, но по силе эмоционального воздействия Неоконченная близка шубертовским песням. В величественной до-мажорной симфонии подобные качества выступают еще ярче.
Среди прочих оркестровых сочинений выделяются увертюры. В двух из них, написанных в 1817, чувствуется влияние Дж.Россини, и в их подзаголовках указано: «в итальянском стиле». Интерес представляют также три оперных увертюры: Альфонсо и Эстрелла, Розамунда и Фьеррабрас - наиболее совершенный образец данной формы у Шуберта.
Камерно-инструментальные жанры. Камерные произведения в наибольшей мере раскрывают внутренний мир композитора; кроме того, в них ярко отражается дух его любимой Вены. Нежность и поэтичность натуры Шуберта запечатлены в шедеврах, которые принято называть «семью звездами» его камерного наследия. Квинтет Форель - это провозвестник нового, романтического мироощущения в камерно-инструментальном жанре; очаровательные мелодии и жизнерадостные ритмы принесли сочинению большую популярность. Пятью годами позже появились два струнных квартета: квартет ля минор, воспринимающийся многими как исповедь композитора, и квартет Девушка и смерть, где мелодичность и поэтичность соединяются с глубоким трагизмом. Последний шубертовский квартет соль мажор являет собой квинтэссенцию мастерства композитора; масштабы цикла и сложность форм представляют некоторое препятствие для популярности этого произведения, однако последний квартет, как и симфония до мажор, - абсолютные вершины творчества Шуберта. Лирико-драматический характер ранних квартетов свойствен и квинтету до мажор, но он не может сравниться по совершенству с квартетом соль мажор.
Фортепианные сочинения. Шуберт сочинил множество пьес для фортепиано в 4 руки. Многие из них - очаровательная музыка для домашнего употребления. Но есть среди этой части наследия композитора и более серьезные произведения. Таковы соната Grand Duo с ее симфоническим размахом, вариации ля-бемоль мажор с их острой характеристичностью и фантазия фа минор ор. 103 - первоклассное и широко признанное сочинение. Около двух десятков шубертовских фортепианных сонат по своему значению уступают только бетховенским. Полдюжины юношеских сонат интересны главным образом поклонникам искусства Шуберта; остальные известны во всем мире. Сонаты ля минор, ре мажор и соль мажор демонстрируют осмысление композитором сонатного принципа: танцевальные и песенные формы сочетаются здесь с классическими приемами развития тем. В трех сонатах, появившихся незадолго до кончины композитора, песенно-танцевальные элементы предстают в очищенном, возвышенном виде; эмоциональный мир этих сочинений богаче, чем в ранних опусах. Последняя соната си-бемоль мажор - итог работы Шуберта над тематизмом и формой сонатного цикла.
Творчество
Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов. В области песни Шуберт стал преемником Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр обрел художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Музыкальный дар Шуберта сказался также в фортепьянной музыке. Его Фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В камерной и симфонической музыке — струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett», «Большой симфонии» до мажор и «Незавершенной симфонии» си минор — Шуберт является продолжателем Бетховена. Из опер, исполнявшихся в то время, Шуберту всего более нравились «Швейцарское семейство» Йозефа Вайгля, «Медея» Луиджи Керубини, «Иоанн Парижский» Франсуа Адриана Буальдье, «Сандрильона» Изуарда и особенно «Ифигения в Тавриде» Глюка. Итальянской оперой, которая была в его время в большой моде, Шуберт интересовался мало; только «Севильский цирюльник» и некоторые отрывки из «Отелло» Джоакино Россини прельщали его.
Неоконченная симфония
Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест-на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце, и Шуберт представил две её части в 1824 году. Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока ее не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году. Осталось тайной самого Шуберта, по-чему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Ка-жется, он был намерен довести ее до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос-тальные обнаружены в набросках. С другой точки зрения «Неоконченная» симфония — вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в свое время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением.

Шуберт относится к первым романтикам (заря романтизма). В его музыке ещё нет такого сгущённого психологизма, как у более поздних романтиков. Это композитор – лирик. Основа его музыки – внутренние переживания. Передаёт в музыке любовь и многие другие чувства. В последнем произведении главная тема – одиночество. Он охватил все жанры того времени. Внёс очень много нового. Лирическая природа его музыки предопределила его главный жанр творчества – песню. У него более 600 песен. Песенность повлияла на инструментальный жанр двумя путями:

    Использование песенных тем в инструментальной музыке (песня “Скиталец” стала основой фортепианной фантазии, песня “Девушка и смерть” стала основой квартета).

    Проникновение песенности в другие жанры.

Шуберт – создатель лирико-драматической симфонии (неоконченной). Тематизм песенный, изложение песенное (неоконченная симфония: I-я часть – г.п., п.п.. II-я часть – п.п.), принцип развития – форма, как и у куплета, законченная. Это особенно заметно в симфониях и сонатах. Кроме лирической песенной симфонии он ещё создал эпическую симфонию (C-dur). Он – создатель нового жанра – вокальной баллады. Создатель романтической миниатюры (экспромты и музыкальные моменты). Создал вокальные циклы (у Бетховена был к этому подход).

Творчество огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 22 квартета, другие ансамбли, 9 симфоний, 9 увертюр, 8 экспромтов, 6 музыкальных моментов; музыка, связанная с бытовым музицированием – вальсы, ленглеры, марши, более 600 песен.

Жизненный путь.

Родился в 1797 г. в предместье Вены – в городе Лихтенталь. Отец – школьный учитель. Многодетная семья, все были музыканты, музицировали. Отец научил Франца играть на скрипке, а брат на фортепиано. Знакомый регент – пению и теории.

1808-1813 гг.

Годы учения в Конвикте. Это школа-интернат, которая готовила придворных певчих. Там Шуберт играл на скрипке, играл в оркестре, пел в хоре, участвовал в камерных ансамблях. Там он узнал много музыки – симфонии Гайдна, Моцарта, 1-ю и 2-ю симфонию Бетховена. Любимое произведение – 40-я симфония Моцарта. В Конвикте он увлёкся творчеством, поэтому забросил остальные предметы. В Конвикте он брал уроки у Сальери с 1812 г., но взгляды у них были разные. В 1816 г. их пути разошлись. В 1813 г. он ушёл из Конвикта потому, что учёба мешала творчеству. В этот период написал песни, фантазию в 4 руки, 1-ю симфонию, духовые произведения, квартеты, оперы, фортепианные произведения.

1813-1817 гг.

Написал первые песенные шедевры (“Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Форель”, “Скиталец”), 4 симфонии, 5 опер, много инструментальной и камерной музыки. После Конвикта Шуберт по настоянию отца заканчивает учительские курсы и преподаёт в школе отца арифметику и азбуку.

В 1816 г. уходит из школы и пытается получить должность учителя музыки, но не удаётся. Разорвалась связь с отцом. Начался период бедствий: жил в сырой комнате и т.д.

В 1815 г. написал 144 песни, 2 симфонии, 2 мессы, 4 оперы, 2 сонаты для фортепиано, струнные квартеты и другие произведения.

Влюбился в Терезу Гроб. Она пела в Лихтентальской церкви в хоре. Её отец выдал её за булочника. У Шуберта было очень много друзей – поэты, писатели, художники и т.д.. Его друг Шпаут написал о Шуберте Гёте. Гёте не ответил. Он имел очень плохой характер.Он не любил Бетховена. В 1817 г. Шуберт познакомился с знаменитым певцом – Иоганном Фоглем, который стал поклонником Шуберта. В 1819 г. совершил концертную поездку по верхней Австрии. В 1818 г. Шуберт жил у своих друзей. Несколько месяцев служил домашним учителем у князя Эстергази. Там он написал венгерский дивертисмент для фортепиано в 4 руки. Среди его друзей были: Шпаун (написал воспоминания о Шуберте), поэт Майрхофер, поэт Шобер (на его текст Шуберт написал оперу “Альфонс и Эстрелла”).

Часто были собрания друзей Шуберта – Шубертиады. На этих шубертиадах часто присутствовал Фогль. Благодаря шубертиадам его песни стали распространяться. Иногда его отдельные песни исполнялись на концертах, но оперы никогда не ставились, симфонии не играть. Издавали Шуберта очень мало. 1-е издание песен вышло в 1821 г. на средства почитателей и друзей.

Начало 20-х годов.

Рассвет творчества – 22-23 г. В это время он написал цикл “Прекрасная мельничиха”, цикл фортепианных миниатюр, музыкальные моменты, фантазия “Скиталец”. Бытовая сторона Шуберта продолжала оставаться тяжёлой, но он не терял надежды. В середине 20-х годов его кружок распался.

1826-1828 гг.

Последние годы. Тяжёлая жизнь отразилась на его музыке. Эта музыка имеет мрачный, тяжёлый характер, изменяется стиль. В

песнях появляется больше декламационности. Меньше закруглённости. Усложняется гармоническая основа (диссонансы). Песни на стихи Гейне. Квартет ре-минор. В это время была написана симфония C-dur. В эти годы Шуберт ещё раз подал прошение на должность придворного капельмейстера. В 1828 г. наконец, началось признание таланта Шуберта. Состоялся его авторский концерт. Вноябре он умер. Его похоронили на одном кладбище с Бетховеном.

Песенное творчество Шуберта

600 песен, сборник поздних песен, сборник последних песен. Важен выбор поэтов. Начал с творчества Гёте. Закончил трагичной песней на Гейне. Писал на Шиллера “Рельштаб”.

Жанр – вокальная баллада: “Лесной царь”, “Могильная фантазия”, “Отцу убийцы”, “Жалоба Агарии”. Жанр монолога – “Маргарита за прялкой”. Жанр народной песни “Розочка” Гёте. Песня-ария – “Аве Мария”. Жанр серенады – “Серенада” (серенада Рельштаб).

В своих мелодиях опирался на интонацию народной австрийской песни. Музыка ясная, искренняя.

Связь музыки с текстом. Шуберт передаёт общее содержание стиха. Мелодии широкие, обобщенные, пластичные. Часть музыки отмечает детали текста, тогда в исполнении появляется больше речитативности, которая после становится основой мелодического стиля Шуберта.

Впервые в музыке фортепианная партия приобрела такое значение: не аккомпанемент, а носитель музыкального образа. Выражает эмоциональное состояние. Возникают музыкальные моменты. “Маргарита за прялкой”, “Лесной царь”, “Прекрасная мельничиха”.

Баллада “Лесной царь” Гёте построена как драматический рефрен. Преследует несколько целей: драматическое действие, выражение чувств, повествование, голос автора (повествование).

Вокальный цикл “Прекрасная мельничиха”

1823 г.. 20 песен на стихи В. Мюллера. Цикл с сонатным развитием. Основная тема – любовь. В цикле есть герой (мельник), эпизодический герой (охотник), основная роль (ручей). В зависимости от состояния героя ручей журчит то радостно, живо, то бурно, выражая боль мельника. От имени ручья звучит 1-я и 20-я песня. Это объединяет цикл. Последниепесни отражаютумиротворённость, просветление в смерти. Общее настроение цикла всё же светлое. Интонационный строй близок к бытовым австрийским песням. Широка по интонации распевов и по звукам аккордов. В вокальном цикле много песенности, распевности и мало речитативности. Мелодии широкие, обобщённого характера. В основном формы песен куплетные или простые 2-х и 3х частные.

1-я песня – “В путь”. B-dur, бодрая. Эта песня от имени ручья. Он всегда изображается в фортепианной партии. Точная куплетная форма. Музыка близка народным бытовым австрийским песням.

2-я песня – “Куда”. Поёт мельник, G-dur. У фортепиано нежное журчание ручья. Интонации широкие, распевные, близкие австрийским мелодиям.

6-я песня – “Любопытство”. Эта песня отличается более тихой, тонкой лирикой. Более детализирована. H-dur. Форма более сложная – безрепризная 2-х частная форма.

1-я часть – “Ни звёзды, ни цветочки”.

2-я часть больше, чем 1-я. Простая 3-х частная форма. Обращение к ручью – 1-й раздел 2-й части. Опять появляется журчание ручья. Здесь появляется мажоро-минор. Это характерно для Шуберта. В середине 2-й части мелодия становится речитативной. Неожиданный поворот в G-dur. В репризе 2-го раздела опять появляется мажоро-минор.

Схема формы песни

A - C

CBC

11 песня – “Моя”. В ней идёт постепенное нарастание лирического радостного чувства. Она близка народным австрийским песням.

12-14 песни выражают полноту счастья. Перелом в развитии происходит в песне № 14 (Охотник) – c-moll. Складнапоминает охотничью музыку (6\8, параллельные секстаккорды). Дальше (в следующих песнях) идёт нарастание печали. Это отражается в фортепианной партии.

15 песня – “Ревность и гордость”. Отражает отчаяние, смятение (g-moll). 3-х частная форма. Вокальная партия становится более декламационная.

16 песня – “Любимый цвет”. h-moll. Это скорбная кульминация всего цикла. В музыке есть застылость (астинатный ритм), постоянное повторение фа#, острые задержания. Характерно сопоставление h-moll и H-dur. Слова: “В зелёную прохладу….”. В тексте впервые в цикле воспоминание о смерти. Далее она будет пронизывать весь цикл. Куплетная форма.

Постепенно к концу цикла происходит печальное просветление.

19 песня – “Мельник и ручей”. g-moll. 3-х частная форма. Это как бы разговор мельника и ручья. Середина в G-dur. Опять появляется журчание ручья у фортепиано. Реприза – опять поёт мельник, опять g-moll, но остаётся журчанье ручья. В конце просветление – G-dur.

20 песня – “Колыбельная песня ручья”. Ручей успокаивает мельника на дне ручья. E-dur. Это одна из любимых тональностей Шуберта (“Песня Липа” в “Зимнем пути”, 2-я часть неоконченной симфонии). Куплетная форма. Слова: “Спи, усни” от лица ручья.

Вокальный цикл “Зимний Путь”

Написан в 1827 г.. 24 песни. Так же, как и “Прекрасная мельничиха”, на слова В. Мюллера. Несмотря на 4 года разницы они разительно отличаются друг от друга. 1-й цикл светлый по музыке, а этот трагичный, отражает отчаяние, охватившееШуберта.

Тема сходна с 1-м циклом (тоже тема любви). Действие в 1-й песне гораздо меньше. Герой уходит из города, где живёт его девушка. Родители бросают его и он (зимой) уходит из города. Остальные песни – лирическая исповедь. Преобладание минора.Песни трагические. Стиль совсем другой. Если сравнить вокальные партии, то мелодии 1-го цикла более обобщённые, раскрывают общее содержание стихов, широкие, близки народным австрийским песням, а в “Зимнем пути” вокальная партия более декламационная, нет песенности, гораздо менее близка народным песням, становится более индивидуализированная.

Фортепианная партия усложнена резкими диссонансами, переходами в далёкие тональности, энгармонические модуляции.

Формы тоже усложняются. Формы насыщены сквозным развитием. Например, если куплетная форма, то куплет варьируется, если 3-х частная, то репризы сильно изменены, динамизированы (“У ручья”).

Мажорных песен мало, и даже в них проникает минор. Эти светлые островки: “Липа”, “Весенний Сон” (кульминация цикла, № 11) – здесь сосредоточено романтическое содержание и суровая действительность. 3-й раздел – смех над самим собой и над своими чувствами.

1 песня – “Спокойно спи” d-moll. Мерный ритм июля. “Чужим путём пришёл я, чужим покину”. Начинается песня с высокой кульминации. Куплетно-вариационная. Эти куплеты варьированы. 2-й куплет – d-moll – “Нельзя мне медлить доле”. 3-1 куплет – “Здесь больше ждать не стоит”. 4-й куплет – D-dur – “К чему мешать покою”. Мажор, так как воспоминание о возлюбленной. Уже внутри куплета возвращается минор. Конец в миноре.

3-я песня – “Застывшие слёзы” (f-moll). Гнетущая, тяжёлое настроение – “Из глаз струятся слёзы и стынут на щеках”. В мелодии сильно заметно усиление речитативности – “О, эти слёзы”. Тональные отклонения, усложнённый гармонический склад. 2-х частная форма сквозного развития. Репризы нет как таковой.

4-я песня – “Оцепенение”, c-moll. Очень широко развитая песня. Драматический, отчаянный характер. “Её следы ищу я”. Сложная 3-х частная форма. Крайние части состоят из 2-х тем. 2-я тема в g-moll. “Хочу припасть к земле я”. Прерванные каденции продлевают развитие. Средняя часть. Просветлённый As-dur. “О где цветы былые?”. Реприза – 1-я и 2-я тема.

5-я песня – “Липа”. E-dur. В песню проникает e-moll. Куплетно-вариационная форма. В фортепианной партии изображается шелест листвы. 1-й куплет – “У входа в город липа”. Спокойная, умиротворённая мелодия. В этой песни очень важные фортепианные моменты. Они имеют изобразительный и выразительный характер. 2-й куплет уже в e-moll. “И в путь спеша далёкий”. В фортепианной партии появляется новая тема, тема странствий с триолями. Во 2-й половине 2-го куплета появляется мажор. “Вот ветки зашумели”. Фортепианный фрагмент рисует порывы ветра. На этом фоне звучит драматический речитатив между 2-ми и 3-ми куплетами. “Стенной, холодный ветер”. 3-й куплет. “Теперь уже я далеко брожу в стране чужой”. Соединяются черты 1-го и 2-го куплета. В фортепианной партии тема странствий из 2-го куплета.

7-я песня – “У ручья”. Пример сквозного драматического развития формы. В основе 3-х частная форма с сильной динамизацией. E-moll. Музыка застылая, печальная. “О мой ручей бурливый”. Композитор строго следует тексту, происходят модуляции в cis-moll на слове “теперь”. Средняя часть. “На льду я камнем острым”. E-dur (речь о любимой). Происходит ритмическое оживление. Ускорение пульсации. Появляются триоли шестнадцатыми. “Я счастье первой встречи оставлю здесь на льду”. Реприза сильно изменена. Сильно расширена – в 2 руки. Тема уходит в фортепианную партию. А в вокальной партии речитатив “В ручье застывшем себя я узнаю”. Ритмические изменения появляются дальше. Появляются 32-е длительности. Драматическая кульминация к концу пьесы. Множество отклонений – e-moll, G-dur, dis-moll, gis-moll – fis-mollg-moll.

11 песня – “Весенний сон”. Смысловая кульминация. A-dur. Светлая. В ней как бы 3 сферы:

    воспоминания, сон

    внезапное пробуждение

    насмешка над своими мечтами.

1-й раздел. Вальс. Слова: “Мне грезился луг весёлый”.

2-й раздел. Резкий контраст (e-moll). Слова: “Пропел петух внезапно”. Петух и ворон – символ смерти. В этой песне присутствует петух, а в песне №15 присутствует ворон. Характерно сопоставление тональностей – e-moll – d-moll – g-moll – a-moll. Резко звучит гармония II низкой ступени на тоническом органном пункте. Резкие интонации (встречаются ноны).

3-й раздел. Слова: “Но кто же там цветами украсил мне окна все”. Появляется минорная доминанта.

Куплетная форма. 2 куплета, каждый из которых состоит из этих 3-х контрастных разделов.

14 песня – “Седины”. Трагический характер. C-moll. Волна скрытого драматизма. Диссонирующие гармонии. Есть сходство с 1-й песней (“Спокойно спи”), но в искажённом обострённом варианте. Слова: “Украсил иней мне чело…”.

15 песня – “Ворон”. C-moll. Трагическая просветлённость из-

за фигураций триолями. Слова: “Чёрный ворон в путь за мной пустился дальний”. 3-х частная форма. Средняя часть. Слова: “Ворон, странный чёрный друг”. Мелодия декламационная. Реприза. После неё идёт фортепианное заключение в низком регистре.

20 песня – “Путевой столб”. Появляется ритм шага. Слова: “Почему мне стало трудно вдоль больших дорог идти?”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – f-moll. Куплетно-вариационная форма. Сопоставление мажора и минора. 2-й куплет – G-dur. 3-й куплет – g-moll. Важна кода. Песня передаёт застылость, оцепенение, веяние смерти. Это проявляется в вокальной партии (постоянное повторение одного звука). Слова: “Вижу столб – один измногих…”. Далёкие модуляции – g-moll – b-moll – cis-moll – g-moll.

24 песня – “Шарманщик”. Очень простая и глубоко трагичная. A-moll. Герой встречает несчастного шарманщика и предлагает ему вместе терпеть горе. Вся песня на квинтовом тоническом органном пункте. Квинты изображают шарманку. Слова: “Вот стоит шарманщик грустно за селом”. Постоянная повторность фраз. Куплетная форма. 2 куплета. В конце драматическая кульминация. Драматический речитатив. Заканчивается вопросом: “Хочешь, будем вместе горе мы терпеть, хочешь, будем вместе под шарманку петь?”. Встречаются уменьшённые септаккорды на тоническом органном пункте.

Симфоническое творчество

Шуберт написал 9 симфоний. При жизни ни одна из них не была исполнена. Он является основоположником лирико-романтической симфонии (неоконченная симфония) и лирико-эпической симфонии (№9 – C-dur).

Неоконченная симфония

Написана в 1822 г. h-moll. Написана в пору творческого рассвета. Лирико-драматическая. Впервые личная лирическая тема стала основой в симфонии. В неё проникает песенность. Она пронизывает всю симфонию. Она проявляется в характере и изложении тем – мелодия и аккомпанемент (как в песне), в форме – форма законченная (как куплет), в развитии – оно вариационное, приближённость звучания мелодии к голосу. В симфонии 2 части – h-moll и E-dur. Шуберт начинал писать 3-ю часть, но бросил. Характерно то, что до этого он уже написал 2фортепианные 2-хчастные сонаты – Fis-dur и e-moll. В эпоху романтизма в результате свободного лирического высказывания изменяется строение симфонии (другое количество частей). У Листа тенденция к сжатию симфонического цикла (Фауст-симфония из 3-х частей, симфония Донта – из 2-х частей). Лист создал одночастную симфоническую поэму. У Берлиоза расширение симфонического цикла (Фантастическая симфония – 5 частей, симфония “Ромео и Джульетта” - 7 частей). Это происходит под влиянием програмности.

Романтические черты проявляются не только в песенности и 2-х частности, но и в тональных соотношениях. Это – не классическое соотношение. Щуберт заботится о красочном тональном соотношении (Г.П. – h-moll, П.П. – G-dur, а в репризе П.П. – в D-dur). Терцовое соотношение тональностей характерно для романтиков. Во II-й части Г.П. – E-dur, П.П. – cis-moll, а в репризе П.П. – a-moll. Здесь тоже терцовое соотношение тональностей. Романтической чертой также является и вариационность тем – не дробление тем на мотивы, а варьирование целой темы. Симфония заканчивается в E-dur, а сама она в h-moll (это тоже характерно для романтиков).

I-я часть – h-moll. Тема вступления – как романтический вопрос. Она в нижнем регистре.

Г.П. – h-moll. Типичная песня с мелодией и аккомпанементом. Солирует кларнет и гобой, а струнные аккомпанируют. Форма, как и у куплета, законченная.

П.П. – не контрастна. Она тоже песенная, но она ещё и танцевальная. Тема проходит у виолончели. Пунктирный ритм, синкопирование. Ритм является как бы связкой между частями (потому, что он есть и в П.П. во II-й части). В ней посередине происходит драматический перелом, он осень резкий (переход в c-moll). В этом переломе вторгается тема Г.П.. Это – классическая черта.

З.П. – построена на теме П.П.. G-dur. Каноническое проведение темы у разных инструментов.

Экспозиция повторяется – как у классиков.

Разработка. На грани экспозиции и разработки возникает тема вступления. Здесь она в e-moll. В разработке участвует тема вступления (но драматизированная) и синкопированный ритм от аккомпанемента П.П.. Здесь огромна роль полифонических приёмов. В разработке 2 раздела:

1-й раздел. Тема вступления в e-moll. Окончание изменено. Тема приходит к кульминации. Энгармоническая модуляция из h-moll в cis-moll. Далее идёт синкопированный ритм из П.П.. Тональный план: cis-moll – d-moll – e-moll.

2-й раздел. Это преобразованная тема вступления. Звучит грозно, повелительно. E-moll, затем h-moll. Тема сначала у медных, а потом проходит каноном во всех голосах. Драматическая кульминация, построенная на теме вступления каноном и на синкопированном ритме П.П.. Рядом с ней соседствует мажорная кульминация – D-dur. Перед репризой идёт перекличка деревянных духовых.

Реприза. Г.П. – h-moll. П.П. – D-dur. В П.П. опять происходит перелом в развитии. З.П. – H-dur. Переклички между разными инструментами. Каноническое проведение П.П.. На грани репризы и коды тема вступления звучит в той же тональности, как и вначале – в h-moll. На ней строится вся кода. Тема звучит канонически и очень скорбно.

II-я часть. E-dur. Сонатная форма без разработки. Здесь присутствует пейзажная лирика. В общем она светлая, но в ней бывают вспышки драматизма.

Г.П. . Песенная. Тема у скрипок, а в басах – пиццикато (у контрабасов). Красочные гармонические сочетания – E-dur – e-moll – C-dur – G-dur. В теме есть колыбельные интонации. 3-х частнаяформа. Она (форма) закончена. Середина драматическая. Реприза Г.П. сокращённая.

П.П. . Лирика здесь более личного характера. Тема тоже песенная. В ней, так же, как и у П.П. II-й части, синкопированный аккомпанемент. Он связывает эти темы. Соло – тоже романтическая черта. Здесь соло сначала у кларнета, потом у гобоя. Тональности подобранны очень красочно – cis-moll – fis-moll – D-dur – F-dur – d-moll – Cis-dur. 3-х частная форма. Середина вариационная. Есть реприза.

Реприза. E-dur. Г.П. – 3-х частная. П.П. – a-moll.

Кода. Здесь все темы по очереди как бы растворяются.Звучат элементы Г.П.

Шуберт Франц (1797-1828), австрийский композитор.

Родился 31 января 1797 г. в Лихтентале близ Вены в семье школьного учителя. Отец и старшие братья обучили Франца игре на скрипке и фортепиано.

С 1814 г. Шуберт учительствовал в школе отца, правда, не чувствуя особой склонности к этому. В 1818 г. он оставил преподавание и всецело занялся творчеством. Уже за время своей недолгой работы в школе Шуберт создал около 250 песен, среди которых шедевр мировой вокальной лирики «Лесной царь» (1814 г.; на стихи И. В. Гёте).

Вокруг композитора объединились единомышленники, поклонники и пропагандисты его творчества. Именно благодаря их усилиям к Шуберту пришли слава и признание. Сам же он отличался жизненной непрактичностью.

Основой творчества Шуберта стала песня. Всего им написано более 600 произведений этого жанра. Среди них вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» (1823 г.; на стихи В. Мюллера) -- простая и трогательная история любви скромного подмастерья и дочери хозяина мельницы. Это один из первых вокальных циклов в истории музыки.

В 1823 г. Шуберт стал почётным членом Штирийского и Линцкого музыкальных союзов. В 1827 г. им был написан ещё один вокальный цикл на стихи Мюллера - «Зимний путь». Уже посмертно, в 1829 г., вышел последний вокальный сборник композитора - «Лебединая песня».

Кроме вокальных сочинений Шуберт много писал для фортепиано: 23 сонаты (из них 6 незавершённых), фантазия «Скиталец» (1822 г.), «Экспромты», «Музыкальные моменты» и др. В период с 1814 по 1828 г. написаны 7 месс и «Немецкий реквием» (1818 г.) - основные сочинения Шуберта для солистов, хора и оркестра.

Для камерного ансамбля композитор создал 16 струнных квартетов, 2 струнных и 2 фортепианных трио и др. Он писал также оперы («Альфонсо и Эстрелла», 1822 г.; «Фьера-брас», 1823 г.).

P.S. Посетитель по имении Елена Л добавила короткий, емкий, замечательный комментарий. Привожу полностью и подписываюсь под каждым словом. Елена, спасибо большое!
Здравствуйте! По поводу Шуберта: как же не напомнить читателяи о его шедевре “Третья песня Эллен”, более известном широкому слушателю, как “Аве Мария”? И обязательно сказать, что эту бессмертную музыку написал мальчик 30 лет от роду…
P.P.S. Сам комментарий не размещаю, чтобы избежать повторов.


Top