Интервью: ария. арии больше не будет — арии будет две

Один из претендентов на место вокалиста ”Арии”, голос группы ”БИОТОК” и “Черновиков Маргариты” Сергей Лобанов дал эксклюзивное интервью порталу свободных музыкальных рецензий 1ne-more.ru Когда вы поняли, что не можете жить без музыки и решили связать с ней свою жизнь? На самом деле с музыкой я связан очень давно, ведь у меня вся семья поет, но всерьез я задумался о том, что бы стать музыкантом в 10 классе школы. Именно тогда я впервые пришел на прослушивание в группу. Затем продолжил в университете в Москве на первом курсе и дальше уже бродил по разным группам, искал себя и группу, которая хочет профессионально расти, творить, а не играть рок и металл с пафосом kiss и подходом ПИВЧИКА =) Какие исполнители вдохновляли и оказывали влияние в свое время? О, ну тут список может быть длинный. Именно вдохновлял сначала Кипелов. А затем вдохновил Лефлер. Не голосом, а тем что такой молодой он стал вокалистом очень известной группы, а это значит что все реально в этой жизни. Брюс Диккинсон поразил меня своей техникой и поведением на сцене, своей дыхалкой, но это уже техническая сторона, я мог бы назвать большую половину западного металла, да и из отечественного есть кого послушать, но это уже не вдохновители. С этих людей я брал какие-то фишки, интересные ходы, технику и др. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать вокалист группы “Ария”? Выдержкой к поливанию из помойного ведра недовольствами истинных фанатов золотого состава Арии =) На полном серьезе – тот негатив, что ощутил Артур это ужасно. Конечно ношу он взял очень тяжелую, в тот момент любой вокалист стал бы вот таким объектом для недовольства и дело не в Артуре, а в распаде Арии. Если б группа в итоге называлась не Ария, а как предполагалось Химера, то и спрос был бы другой. Кого бы вы хотели увидеть на месте нового фронтмена “Арии”? Ну, конечно же себя =) А если не себя, то только Валерия Кипелова. Несмотря ни на что этот состав меня лично вдохновляет сильнее всего. Этот тембр голоса неповторим и уже за многие годы впитался в наши умы, в наши души. Дыма без огня не бывает, а тем временем слухи о том, что именно вы станете новым фронтменом “Арии” крепнут, да и большинство фанатов вроде тоже не против, к вам обращались кто-нибудь из группы “Ария”? Без комментариев, но про дым вы правильно заметили. Как вы считаете, может ли Артур Беркут создать свою группу, которая как и группа “Кипелов” встанет в один ряд с “Арией” и составит ей серьезную конкуренцию на отечественной металл-сцене? Я думаю что нет. Ведь группа Кипелов изначально до первого своего альбома играла песни той же «Арии», да и ушел Кипелов не один, а с половиной группы: Терентьев, Маврин, Манякин – это сильные и легендарные музыканты. Артур же уходит один, да и репертуар он с собой унести не может, разве что песню «Твой День» с последнего альбома, которую он написал сам. К тому же фанатов у нынешней «Арии» условно вдвое меньше чем у «Арии» времен Кипелова. Это значит что фанатов Артура примерно в четверо меньше, чем у Валерия. Нехитрая условная арифметика. Это хорошо было видно на 20-тилетии альбома «Герой Асфальта», когда зал скандировал “Кипелов”. Недавно в вашем интервью для “Арийской Семейки” вы оценивали вокал Валерия Кипелова на последнем альбоме его группы, не могли бы подвести небольшой итог работе Артура Беркута в группе “Ария”? В чем он уступал Валерию, а в чем был лучше? Вышла ли с ним группа на принципиально другой уровень или осталась на том же самом? Это очень долгая тема. Если кратко, то Артур очень мощный вокалист, но у каждого вокалиста есть удобная тесситура, а есть тональности, в которых вокалисту петь неудобно. Так вот Артуру неудобны песни «Арии». Как ни крути – тесситуры у вокалистов различные. А вот новые песни группы у него получились довольно хорошо. «Свет былой Любви» мне очень нравится. Подводя итог: с Артуром группа жестче, но мне кажется потеряла былую мелодичность. Снизила вокальную планку, отошла от высоких нот и головного регистра, от микста. Просто изменилась. Какой из двух “арийских” альбом, записанных с Артуром Беркутом вам больше понравился и какой ваш самый любимый альбом группы “Ария”? Больше всего из исполненных Артуром – это конечно «Крещенье Огнем». За счет материала. А вообще старые добрые альбомы мне нравятся больше, начиная с «Героя Асфальта» и до «Генератора Зла» включительно, да и в «Химере» есть шедевральные композиции.

Выход нового альбома группы Ария - это всегда событие в российской тяжелой музыке, даже для той части публики, которая этот альбом принимает в штыки. Не избежал участи быть разруганным и их 13-й полноформатник «Проклятье морей», что, впрочем, совершенно не помешало ему занять первое место в чартах российского iTunes, а самой группе - анонсировать масштабный тур в поддержку альбома, кульминацией которого станет концерт в масштабном столичном дворце спорта «Мегаспорт». Релиз, конечно, не из простых, масштабный и необычный, так что для того, чтобы более-менее разобраться в 11 новых песнях, потребуется немало прослушиваний. Чтобы помочь слушателям и журналистам сориентироваться, музыканты представили «Проклятие морей» на пресс-конференции в информационном агентстве ИТАР-ТАСС, где вместе с пятерыми музыкантами приняла участие Маргарита Пушкина, сочинившая для альбома половину текстов. Представляем вашему вниманию наиболее интересные моменты из почти часового общения группы с прессой.

Расскажите, пожалуйста, каким получился новый альбом? Какие композиции в него вошли? Тяжело ли было над ним работать?

Михаил Житняков: Альбом «Проклятье морей», 13-й по счету, включает в себя 11 треков общим звучанием более 75 минут. В этом его особенность - он является рекордным по продолжительности звучания.

Как долго вы работали над альбомом?

Михаил Житняков: Вообще работа над новым альбомом начинается, как только выходит предыдущий. Сразу же какие-то мысли начинают реализовываться. А активная фаза происходила в течение этого года.

Группа Ария, с одной стороны, по-хорошему консервативна, работает с проверенными людьми, и это оправдывает себя в плане текстов и не только, но с другой стороны, вводит и новых людей. Вопрос Владимиру Холстинину - что за человек Владислав Тарасов, с которым вы написали композицию «Дым без огня»? Не тот ли это человек, который в соавторстве с Кириллом Немоляевым написал книгу «Истерия СССР»? Как родилось сотрудничество с ним? Что нового он привнес в идеологию Арии?

Владимир Холстинин: С Владом я познакомился совсем недавно, где-то полгода назад, как раз во время работы над альбомом. Дело в том, что у моего обычного соавтора Игоря Лобанова было много работы со своей группой, и он не успевал, было тяжело, поэтому неожиданно появился Владислав Тарасов. Работать с ним было очень здорово, очень интересно. Он терпеливый человек, сносил все мои придирки и поправки, а потом неожиданно оказалось, что он работает корректором, то есть это человек с абсолютной грамотностью. Представляете себе, как приятно было с ним переписываться - он никогда не допускает никаких ошибок, что сейчас большая редкость! Сказать, что он привнес что-то новое, наверное, нельзя, потому что у нас уже настолько сложившаяся история, что отступать от нее очень проблематично и, может, даже опасно. Но он, мне кажется, не уронил планку, и я надеюсь, что это его не последняя работа с нами. И да, это тот самый человек, который написал «Истерию СССР».

Следующий вопрос к Маргарите Анатольевне, непосредственно вытекающий из предыдущего: как вы восприняли этот текст с профессиональной точки зрения и с точки зрения человека, причастного к Арии не один год? Нет ли у вас какой-то ревности, соперничества с другими текстовиками? У вас были какие-то пикировки с Александром Елиным, если не ошибаюсь…

Маргарита Пушкина: Я человек очень спокойный, и к появлению новых людей я отношусь очень спокойно. Я знаю свой уровень, и, думаю, ниже своего уровня я на этом альбоме не опустилась. Если судить по реакции людей и по реакции музыкантов, то, что я сделала, им понравилось. Конечно, я бы хотела сделать больше, но, как говорится, мы свою жизнь не выбираем. На этот раз не получилось. Владислава Тарасова я знаю очень давно, еще до того, как он написал «Истерию…» Он написал очень большую статью для моего рок-альманаха «Забриски Rider», статья была посвящена творчеству Стивена Кинга, иллюстрации делала его жена. Прекрасная статья! Потом, поскольку я знаю Кирилла Немоляева, мы и с Владиславом общались. Ну, появился человек, написал. Честно говоря, у меня было одно опасение после «Истерии» и рок-оперы «Мавзолей», где он, кажется, весь текст написал - что появятся такие шуточки в духе Немоляева, а это несколько идет вразрез с идеологией Арии. (Смеется ). Но все обошлось, под жестким контролем Владимира Петровича все удалось. Никакой ревности к другим авторам я не испытываю, потому что я понимаю ситуацию, я понимаю, что в силу различных жизненных обстоятельств я не смогу написать столько текстов, сколько было написано раньше. Поэтому Владимир Петрович работает с Лобановым, с Лобановым я в прекрасных отношениях, обмениваемся мнениями, обмениваемся письмами. Саша Елин - большой молодец, выручил на этот раз. Я не согласна с его концепцией, выраженной в нескольких песнях - «Эра Люцифера», «От заката до рассвета», но это мое личное дело. Я бы написала по-другому, но, наверное, когда Саша смотрит мои тексты, он тоже думает: «Я бы написал по-другому», это чисто субъективно. Так что никакой вражды, ревности или желания кого-то топором по башке стукнуть у нас совершенно нет. Мы, авторы - нормальные люди, адекватные.

(*) Сведением вашего прошлого альбома «Через все времена» занимался финн Хиили Хиилесмаа, а новый диск сводил американец Рой Зет. Чем обусловлен выбор именно Роя? Довольны ли вы тем, что он сделал со звуком?

Виталий Дубинин: Это была моя идея. В прошлом году мы с Максимом сотрудничали с норвежской группой Tomorrow’s Outlook, записали с ними две песни, и продюсером этого альбома как раз и был Рой Зет. И сами норвеги предложили: «А вы не хотите, чтобы он вам свел альбом?» Я донес эту идею до остальных, и мы сошлись, что неплохо бы попробовать. Рой Зет - фигура в металле мирового уровня, мы, конечно, знали его работы как продюсера и как гитариста с Брюсом Дикинсоном и Halford - этим и был обусловлен выбор. Что получилось? Наверное, у каждого из нас есть свои замечания или, наоборот, моменты, которые кажутся нам наиболее яркими, по поводу сведения этого альбома. Я считаю, что получилось интересно и очень для нас необычно.

Заглавный трек альбома «Проклятие морей» стал самым длинным в истории группы - более 12 минут. Нет ли у вас планов записать еще более длинную балладу?

Виталий Дубинин: Так получилось случайно. Думаю, никто из нас не ставит себе целью написать песню длиннее, чем были до этого. Просто так случилось, что такой хронометраж у песни. Планов записать что-то еще длиннее у нас нет, но и сложностей больших сделать длинную песню нет. Гораздо сложнее сделать короткую песню.

Виталий, в своем блоге ваш сын написал, что принял небольшое участие в песне «Проклятье морей», и что некоторые его идеи отразились на альбоме. Планируете ли вы в дальнейшем сотрудничать с Александром? Или, может, он сыграет вместе с группой?

Виталий Дубинин (смеется ): Его участие было таким - обычно я сам пишу «рыбу» на псевдо-английском языке, а он подрос и достаточно хорошо знает язык. Я ему изложил, что должно быть в каком куплете и какой его части, и дал прочесть историю Летучего Голландца. Он все это воплотил в той или иной степени готовности - мне кажется, получилось достаточно складно, и я это спел для «рыбы». Потом я его попросил сыграть небольшое соло - опять же, для демо. Я дома делал в компьютере демо, а сам я не большой мастер, точнее, совсем не умею играть соло, а он что-то там такое напиликал, и я это вставил. Вот таким было его участие. Планирую ли я в дальнейшем привлекать его? Вполне возможно.

Чем руководствуются музыканты, когда выбирают, какие песни войдут в грядущий релиз? Доходит ли до споров, голосований, жребия? Участвуют ли в выборе люди, близкие к группе?

Виталий Дубинин: У нас не так много песен, чтобы что-то отбрасывали или спорить из-за того, войдет ли та или иная песня в альбом. Конечно, есть внутренняя цензура, но мне помнится, что все песни, которые тот или иной участник принес на этот альбом, мы записали. Мы может спорить насчет порядка песен, а насчет самих песен - если песня всем нравится, то мы ее берем. Потому что если кому-то что-то неинтересно, и он делает что-то из-под палки, то ничего хорошего из этого не получится.

(*) А как в группе происходит выбор художника, который оформляет альбом? В этот раз он у вас тоже новый - Эд Юницкий.

Виталий Дубинин: В этот раз нам посоветовала художника Маргарита Анатольевна Пушкина, с которой он сотрудничал на ее предыдущем релизе. По-моему, очень хорошо у него получилось в плане артворка, лично я очень доволен, остальные, думаю, тоже. А дальше Маргарита расскажет, где она его нашла.
Маргарита Пушкина: Нашла я его в Facebook, когда искала серьезного человека для оформления рок-оперы «Окситания». Копалась-копалась, и вдруг - портфолио Эдуарда Юницкого, город Могилев, Белоруссия. В основном, он оформляет прог-рок, очень много работает с фирменными командами. Как раз в это время готовился альбом Валерия Александровича Кипелова «Звезды и кресты», и я попыталась привлечь Юницкого к его оформлению, но менеджмент группы Кипелов мне заявил, что у него чересчур веселые картинки, и они не отвечают концепции альбома. На мои возражения, что художники прислушиваются к заказчикам, кому-то нужны веселые картинки, кому-то - грустные, люди не отреагировали. Потом вышла «Окситания», прекрасная совершенно, и ее Миша Житняков вспомнил, когда зашел разговор о том, кому поручить оформление альбома. Хотя были определенные опасения, сможет он или нет, потому что человек никогда не работал с такими тяжелыми командами - во всяком случае, тяжелыми для Юницкого. Дальнейшие контакты с ними поддерживал Виталий, и я не знаю, рубились они или не рубились, но сам Эдуард очень доволен. Он прислал мне эту замечательную обложку, я вставлю ее в рамочку, потому что, на мой взгляд, оформление прекрасное. Юницкий победил сам себя н наметил какой-то новый стиль в оформлении альбомов Арии.

Верите ли вы в магию чисел? 13-й студийный альбом все-таки…

Маргарита Пушкина: Самое расхожее мнение, что число 13 - это ай-ай-ай, какое-то нехорошее число и так далее. Это уже традиция так думать. На самом деле, открою ли я вам тайну или нет, число 13 - это замечательное число, число нелогичных людей. Это значит, что это число любит тех, кто занимается творчеством, кто способен на самые непредсказуемые поступки, кто не вписывается в общепринятые нормы и стандарты. То есть, число 13 относится к творческим людям, коими мы все и являемся, и здесь нумерология очень угадала: 13-й альбом несколько отличается по музыкальной концепции, там очень много интересных находок, небольших экспериментов, каждый выложился по-своему. И номер этого альбома очень даже этому соответствует - это число нелогичных творческих людей, которые «идут к своей цели, руководствуясь всеобъемлющей любовью», как это пишут исследователи различных чисел. Ну, насчет всеобъемлющей любви я бы сомневалась, но то, что 13 - это число нелогичных творческих людей, мне кажется, полностью соответствует.
Сергей Попов: Может быть, для кого-то это несчастливое число, но для нас оно счастливое, потому что мы считаем, что альбом удался. Во всяком случае, нам он нравится.

Все мы помним такие альбомы Арии, как «Герой асфальта» (1987) или «Кровь за кровь» (1991), и сейчас можно с уверенностью сказать, что эти альбомы и их тексты прошли проверку временем. Сегодня на слуху тексты других исполнителей - рэп-исполнителей, панк-исполнителей. Не выходит ли так, что тяжелый рок сегодня утратил свойство пророка?

Маргарита Пушкина: Если я начну, то это будет на час или два. Я хочу сказать, что никто никогда себя не ставил в позу пророка. Мы писали то, что мы чувствовали, и сейчас мы пишем - по крайней мере, я так думаю - то, что нам хотелось бы сказать. Я не могу согласиться с тем, что на последнем альбоме мы какие-то беззубые или няшные и занимаемся сказками. Там есть несколько текстов, которые нормально вписываются в сегодняшнюю ситуацию. Мне часто задают вопрос, например, недавно спрашивал замечательный китаист-профессор из Новосибирска, который, несмотря на свой статус и возраст, очень любит Арию и все время ее слушает: вы не побоялись на этом альбоме разместить такую песню, как «Убить дракона»? В обществе существует вот этот страх. То нам говорят: «Ой, социальщина, вот этот «Черный квадрат», зачем он нужен? Рассказывайте нам сказки!». А потом поклонники говорят: «Не надо нам сказок! Давайте нам…» А потом: «А вы не боитесь?» Не знаю, как музыканты, а лично я внимательно слежу за рэпом, но я их не слушаю, я их читаю, потому что слушать это невозможно. Если слушать - то американцев, потому что у них это гораздо органичнее выходит; допустим, Body Count мне нравится - старенький, но очень мощный товарищ, чернокожий. Много дабстеповых групп с интересными текстами - но это у них. У нас мне лично нравится по посылу 25/17, прекрасная группа, последнее время нравятся тексты - именно тексты - Оксимирона. Сначала он мне, как сейчас говорят, не зашел, а сейчас я его с удовольствием читаю. По поводу Фэйса и Фараона не знаю, хотя они тоже шумят.
Виталий Дубинин: А Гнойный нравится?
Маргарита Пушкина: Гнойный - нет, КПСС мне не нравится. Мне кажется, что мы если говорим, то говорим, а если молчим, то молчим, мы рассказываем сказки, но вот совсем обвинять группу Ария в том, что мы не затрагиваем никаких социальных тем и все передали в руки рэпперов - это неправомочно. Я сейчас хочу провести такой эксперимент, готовлю кое-что со своим проектом Margenta. Это будет тяжелая альтернатива, тяжелые гитары и речитативы на социальные темы. Мне интересно бросить этот проект нашей публике, которая привыкла к «тан-тага-дан» и прочее - как они на это отреагируют? Там только социальные, только злобные рэперские тексты с хорошей подачей. Вот и проверим, что говорят один и что думают другие, а потом говорят.

Сергей, а «Эра Люцифера» - это не о нынешней ситуации в стране песня?

Сергей Попов: Изначально я хотел просто прямую песню, которая бы, что называется, качала. Для меня главное в ней - драйв. Потом Саша Елин уже внес свое видение. Хотите - называйте ее социальной. В принципе, это продолжение темы нашей с Сашей Елиным песни «Будь самим собой» с прошлого альбома. Пусть каждый для себя этого Люцифера обозначит. Хотите - воспринимайте это как песню про нашу страну, хотите - более широко, ведь эра потребления, эра двойных стандартов - это тоже эра Люцифера.

Виталий, приятно удивило ваше участие в проекте группы БИ-2 Куртки Кобейна. Хотелось бы узнать ваше мнение об этом проекте в целом и конкретно о песне и клипе.

Виталий Дубинин: Клип я не видел. И вообще мое участие получилось довольно спонтанным. Мы были в городе Новосибирске, играли концерт с симфоническим оркестром, и БИ-2 пришли к нам на концерт. Шура подошел ко мне и сказал: «У тебя есть Rickenbacker?» «Да, есть у меня такая бас-гитара.» « Ты не мог бы нам помочь, сыграть песню - не в группе БИ-2, а для стороннего проекта?» Я говорю: «Я не знаю, смогу ли я, я не в курсе, что вы собираетесь делать». Он говорит: «Там достаточно все просто, именно вот прямой рисунок…» Отказывать я не умею, так что я сказал: «Хорошо, сыграю». Пришел на студию, сыграл буквально за час, и на этом мое участие закончилось. Потом они мне вдруг сказали: «Мы будем снимать клип». Я говорю: «И я должен тоже сниматься?» «Ну, ты же там играл…» Я же не мог сказать, что я на это не подписывался! Ну, сыграл и сыграл. А что получилось…. Я видел какое-то lyric-видео, себя я там не обнаружил и ничего не понял в плане видеоряда. Что же касается самой песни, то я не понял, зачем они делали сторонний проект; по-моему, это типичное БИ-2.

В 2019 году будет 30-летие альбома «Игра с огнем». Планируется ли по этому поводу что-нибудь масштабное, как это было с «Героем асфальта»? Альбом ведь тоже знаковый.

Владимир Холстинин: В 2019-м - нет, потому что этот год посвящен у нас туру «Проклятье морей», мы одновременно и то, и другое не сможем сделать, к сожалению.

(*) Песни Арии несколько раз звучали в телеконкурсе «Голос. Дети». Как вы к этому относитесь? На ваш взгляд, имеет ли право на существование «Штиль» в детском исполнении?

Виталий Дубинин: Я знаю, что многие мои коллеги относятся к этому отрицательно. Но я не вижу ничего плохого в том, что дети исполняют эти песни. Не настолько страшный там текст, и не настолько он недоступен для детского понимания. Поэтому я считаю, что это все вполне имеет право на существование.
Маргарита Пушкина: Я категорически против, чтобы дети пели про людоедство. Это совершенно не соответствует детскому восприятию. Вообще мне кажется, что это спекуляция определенная. Они хорошо пели, у Пелагеи, по-моему, были ребята, но это совершенно не песня для детских умов, даже для акселератов.
Виталий Дубинин: Они поют музыку, и оценивают их голос. Может быть, они не вникают до конца в текст, но ничего плохого, повторюсь, я в этом не вижу.

Сейчас многие фанаты смотрят YouTube, и там есть такой блогер Грибановский. Виталий, я знаю, что вы смотрели его блоги, которые он делает по вашим альбомам. Скажите, есть ли правда в его историях? Он по пять-шесть часов уделяет каждому вашему альбому. Есть даже мнение, что он имеет какое-то отношение к вашей группе.

Виталий Дубинин: Я, честно говоря, не знаю такую фамилию. Все, что о нас говорят блогеры или поклонники, тролли или хейтеры - все это мне докладывают мои сыновья. Я уже стараюсь на это никак не реагировать, поэтому фамилии тех, кто что-то пишет про группу Ария, я не запоминаю. Так что толком не могу сказать, что это за человек, извините.

(*) В апреле следующего года вы заявлены в числе участников немецкого фестиваля “Keep It True”. Это не очень большой фестиваль, но достаточно престижный. Как вы там оказались? И если ли у вас какие-то дальнейшие планы по завоеванию Европы?

Виталий Дубинин: Все фестивали, в которых мы принимали участие за рубежом, мы рассматриваем не как наши этапы покорения Европы, а скорее как туризм. Мы отдаем себе отчет, что никаких серьезных туров мы там провести не сможем, пока не сделаем релиз на Западе, то есть, не выпустим пластинку на английском языке для западных слушателей. Поскольку у нас этого нет, мы все это рассматриваем, повторюсь, больше как туризм. Как мы туда попали? Очень просто, сейчас развит Facebook, они пишут нам на официальную страницу. Организаторы этого фестиваля нам написали, возможно ли пригласить группу, наш менеджмент связался с ними, обменялись райдерами, как это сейчас называется. Как только всех все устроило, сложилось предложение. Возможно, у нас будут еще какие-то фестивали в Европе в будущем году. Во всяком случае, переговоры такие мы ведем, а уж что там получился, не знаю.

(*) В России у вас был свой фестиваль - «Ария-Фест». К сожалению, ни в этом году, ни в прошлом он не состоялся, а планируются ли в будущем подобные мероприятия?

Виталий Дубинин: Да, конечно, планируются. Почему его не было ни в прошлом, ни в нынешнем году? Это связано с работой над альбомом. Миша сказал, что мы начали плотно работать в этом году - нет, мы начали работать над альбомом достаточно плотно прошлым летом. Уже тогда мы подготовили шесть песен и записали барабаны и бас к ним, поэтому заниматься всем одновременно было тяжело, а доверить кому-то, дать на откуп у нас не получалось - все равно приходилось контролировать какие-то административные, организационные моменты. Просто мы решили, что надо заняться чем-то одним, а в дальнейшем мы планируем, что как минимум на 35-летие группы будет «Ария-Фест». В 2019 году мы планируем провести тур, посвященный альбому «Проклятие морей», а осенью очень даже возможно, что мы вас еще чем-то удивим… или не удивим.

Официальный сайт группы Ария: http://www.aria.ru

Выражаем благодарность Наталье Ступниковой (пресс-атташе группы Ария) за аккредитацию на пресс-конференцию

Вопросы, помеченные (*), заданы представителем сайт

Обработка материала - Роман Патрашов
Фото - Наталья “Snakeheart” Патрашова
30 ноября 2018 г.

Черными воронами кружились в последнее время всякие злобные слухи над головой легендарнейшей российской (или сказать: советской?) хэви-метал группы АРИЯ. То не поладилось что-то с записью нового альбома, то возникли сложности с выступлениями, то… в течение последних недель стала активно мусолиться мысль о том, что суждено Химере стать последним полноформатным альбомом команды, что больше АРИИ как таковой не будет, а экс-участники живого (пока еще) монстра отечественной метал-сцены теперича намерены заниматься какими-то совсем иными проектами.

Что ж… далеко не новость, что «смерти» и «возрождения» в судьбах известных коллективов случаются, как правило, по несколько раз в пятилетку, кто-то кого-то постоянно хоронит, реанимирует, потом снова закапывает подальше, и верить всем слухам — дело, по меньшей мере, несерьезное… Так вот и мы решили, не теряясь в мелких домыслах, попробовать разузнать о сегодняшнем положении дел в АРИИ, что называется, «от первого лица» — попросив вокалиста группы Валерия Кипелова прокомментировать сложившуюся ситуацию…

По контракту мы работаем до первого сентября этого года, после чего… не знаю, будет ли еще существовать наша группа. Не берусь пока об этом говорить. Однако ситуация сложилась так, что, скорее всего, будут действовать два параллельных проекта, дуэт Дубинин-Холстинин (который вместе с некоторыми другими музыкантами составит группу ХИМЕРА) и второй проект, в котором буду я, Терентьев и Манякин (барабанщик и гитарист), а также Сергей Маврин, который когда-то тоже играл в АРИИ — плюс бас-гитарист из его группы. Все это будет называться по моему имени, ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ.

Скромно…В каком музыкальном направлении думаете двигаться — по стопам АРИИ или в какую-то другую сторону?

Я думаю, у нас это будет продолжение линии АРИИ. О ХИМЕРЕ, пока, к сожалению, ничего сказать не могу, не знаю, что они будут делать, — но могу предположить, что они тоже пойдут по примерно тому же пути.

Получается, на смену одной группе придут две?

Ну… скорее всего.

Если не секрет, что стало причиной такого раскола: личные проблемы или, быть может, недоразумения с выпускающей компанией?

Тут много всего — что все-таки стало причиной, однозначно и не скажешь…Масса всего… не могли найти общий язык, можно сказать так… В последнее время стало сложно находить взаимопонимание — ну и, наверное, просто устали друг от друга.

..И устали, надо сказать, выборочно. То есть, с кем-то Вы продолжаете работать, с кем-то нет…

Да… так получилось само собой. Только не надо делать из этого вывод, что я страдаю манией величия, из-за чего решил назвать проект своим именем. Нет, совсем не потому. Это название обусловлено желанием… ну, понимаете, какое-то другое имя ничего не сказало бы публике — по крайней мере, на первых порах. А тут сразу понятно… Это, конечно, не значит, что я буду безусловным лидером, буду всем руководить… нет. ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ будет такая же группа, как и АРИЯ, — коллектив, состоящий из нескольких музыкантов. Все на равных правах.

Как насчет песен АРИИ — как будет решаться вопрос с правами на их исполнение?

Песни поделятся. Те, что написали Дубинин с Холстининым, будут исполняться ХИМЕРОЙ, те, что написали мы (я, Терентьев, Маврин в свое время) будут исполняться нами. Такое… гуманное распределение репертуара.

Хочется верить, что это будет здоровая конкуренция…

Да, хотелось бы в это верить…Но…трудно сказать. Поживем-увидим.

Какой-то новый материал уже пишется?

Нет, пока еще нет ничего. По крайней мере, у нас… Есть, разве что, некоторые наработки, которые пока никто записывать не собирается. На данный момент мы заняты попытками «сыграться» с новым составом, подготовкой концертной программы… благо, материала для нее предостаточно. Мы с Мавриным в свое время записали сольный альбом Смутное время — так он тоже будет представлен на концертах. Без новых песен дело, понятное дело, тоже не обойдется, что-то будет писаться — но позже. Пока еще идет необходимая «притирка»…

Что будет происходить в АРИИ до пресловутого начала сентября?

Каждый будет заниматься своими делами, нарабатывать репертуар, репетировать… А в конце июля начнется последний, завершающий тур АРИИ, который закончится большим прощальным концертом…предположительно, 31 августа.

В Москве?

Да, вероятнее всего, в Москве, в Лужниках.

Есть ли уже какие-то предварительные договоренности с выпускающими компаниями — кто будет заниматься Вашей группой?

Пока еще рановато об этом говорить, поскольку материала, который можно было бы выпускать, тоже нет. Надо его сначала записать, а потом искать компанию… но, возможно, это будут Moroz Records… хотя, повторюсь, разговор об этом слишком преждевременен. Речь ведь идет об абсолютно новом коллективе.

Как настроение сейчас — оптимистичное
(хотя по голосу того явно не слышалось — авт.) или, скорее такое… непонятное?

Непонятное… Хотя в настоящей ситуации не остается ничего, кроме как набраться терпения, засучить рукава и продолжать работу. Все равно больше не получится существовать как раньше, и…в общем, надо делать дело. Жаль только, лето выдалось такое жаркое — тяжело работать… но что делать… надо — значит надо.

Существует мнение, что группа, мол, столько уже сделала, что может позволить себе годик-другой отдыха — расслабиться, собраться со свежими силами, и только потом снова «выйти на поверхность…»

Это только так кажется. На самом деле нам предстоит еще очень нелегкий путь — фактически, создать новую команду, пускай пока и со старыми песнями. Расслабиться и отдохнуть у нас явно не получится.
Может, не совсем корректный вопрос, но мне очень интересно было бы знать Ваше мнение о предыдущих работах Дубинина и Холстинина…

То, что они делали раньше, происходило в рамках АРИИ — это было как самоирония, что ли… Сейчас это будет совершенно иная музыка — которой я, честно сказать, пока совершенно не слышал. Но они классные, очень талантливые музыканты — и надеюсь, что ХИМЕРА будет успешным проектом. По отношению к ним у меня нет никакого негатива… А что случилось, то случилось, и ничего тут не поделаешь. И назад не вернешь.

Могу предположить, что какую-то роль в ухудшении внутреннего климата сыграли бесконечные утомительные турне…

Да, вполне возможно… Хотя, с другой стороны, в последнее время не происходило ничего неожиданного: довольно напряженный гастрольный график сохраняется уже не первый год — а, наверное, года с 1995-го… так что опыт и определенная выдержка присутствуют. Даже если на этот раз «заезд» был более насыщенным, чем раньше.

Усталость…

Конечно, накапливается. Длинные переезды, огромное количество концертов — наверное, это тоже внесло свою лепту. Хотя… работа все-таки приносит больше удовлетворения, нежели усталости.

Даже если приходится по тысячу раз петь один и те же песни…

Да. Даже если приходится… много ездить и много работать. Однако тут большую роль играет внутренний климат в коллективе — многое зависит от того, есть ли взаимопонимание и желание понять позицию другого или нет. Если есть — трудности проходят сами собой, чувствуешь себя намного лучше, а если нет — приходится тяжело вдвойне. Так вот… потому, видать, все так и получилось…

Остается только надеяться, что с новым коллективом не будет сложностей…

Наверное. Во всяком случае, будем стараться…

Ария — одна из самых известных «тяжелых» групп нашей страны, которая давно уже завоевала звание «ветеранов» рок-сцены. Огромное количество поклонников разных возрастов — от мала до велика - приходит на их концерты, покупает их диски, с удовольствием слушает их песни. И снова группа готовит новый альбом под названием «Феникс». Теперь уже с новым вокалистом — Михаилом Житняковым, который сменил Артура Беркута совсем недавно. Он и Максим Удалов ответили на вопросы корреспондента Metalkings. Итак, начнем.


На вопросы отвечали: Михаил Житняков и Максим Удалов


S: Начну с самой актуальной темы в данный момент — смена вокалиста. Как давно стало известно, что Артур покидает группу?


Максим Удалов : Я знал, что Артур готовит что-то сольное, собственное. Всё шло к этому, трудно установить дату или период, когда это началось. Есть только финальная точка, которую мы с Артуром поставили в конце июля.


Михаил Житняков : Информация об уходе из группы Артура появилась буквально на следующий день после разговора с ним


S: Много ли претендентов на место Артура рассматривали?


Максим Удалов : Немного


S: По каким критериям выбрали именно Михаила Житнякова?


Максим Удалов : По критериям профессиональной пригодности и яркости таланта


S: Вы не боитесь, что со сменой вокалиста творчество «Арии» изменится и поклонники отнесутся к этому негативно?


Михаил Житняков : На мой взгляд творчество группы «Ария» не претерпело никаких изменений с приходом Артура в 2002 году. Не произойдет этого и сейчас. Это очевидно, так как основные авторы никогда не писали песен под вокалистов. Материал нового альбома был полностью придуман, когда в группе еще работал Артур.


Максим Удалов : Я не представляю как творчество «Арии» вообще может изменится и что означает это «изменение». У нас огромный творческий и технический ресурс, но я надеюсь на понимание наших поклонников.


S: Странный вопрос, но интересный. А музыканты группы «Ария» оформлены в «штат» по трудовой? Будет ли в трудовой книжке красоваться запись «вокалист группы Ария» или работа происходит по контракту? По договору?


Максим Удалов : Не то, что странный, не совсем корректный. Мы, конечно не шарашкина контора, у нас всё официально оформлено...


Михаил Житняков : Это большая коммерческая тайна (смеется).


S: А с Артуром Вы остались в хороших отношениях? Услышат ли поклонники его голос и увидят ли когда-нибудь на концерте Арии в качестве гостя?


Максим Удалов : Да, в нормальных отношениях, никто не хлопал дверьми. Думаю увидят! Время покажет.



Михаил Житняков : Таких вокалистов много: К. Майне, Д. Ковердейл, Ф. Меркьюри, Й. Ланде, С. Тайлер, Д. Бон Джови. Также отечественные, но не менее авторитетные В. Кипелов, Н. Носков.


Максим Удалов : Дикинсон, если одного выбирать. Да и так для меня он лучший


S: Вам до сих пор нравится то, что Вы делаете? Или музыка превратилась в бизнес?


Максим Удалов : Мне нравится и хочется на гастроли побыстрее


Михаил Житняков : Для меня до последнего времени музыка вообще не являлась источником дохода. Поэтому с уверенностью могу сказать, что мне это нравится.


S: У Вас выходит новый альбом «Феникс». Обычно многие группы радуют поклонников сначала синглом, потом видеоклипом. Вы сразу выстрелили альбомом. Почему обошли такие предварительные шаги?


Михаил Житняков : Последним изданием уже был сингл «Поле битвы», поэтому группа представила на радио одну композицию («Бои без правил») перед выходом альбома. Так что все вполне закономерно.


Максим Удалов : У нас полнометражный альбом, зачем размениваться на такие мелочи? Конечно, видеоклип не «мелочь» в определённом смысле, об этом можно будет говорить после выхода альбома


S: А что Вы думаете об обстановке с тяжелой музыкой в России? Считаете ли Вы ее неблагоприятной или благоприятной для развития молодых коллективов?


Максим Удалов : Тяжелая музыка - это прежде всего группы, которые существуют в этом жанре, их можно не перечислять. Много это, или мало - столько, сколько есть. О том, какая обстановка благоприятная или нет, не думаю, так как занимаюсь тем, что мне нравится.


Михаил Житняков : Можно сколько угодно сетовать на трудности и неблагоприятную обстановку для развития молодых команд, но все познается в сравнении. В далекие 70-е и 80-е годы ситуация была не менее простой. Проблемы, связанные с Железным занавесом, отсутствие аппарата и музыкальных инструментов и прочие трудности превращали занятие музыкой в настоящее испытание. На сегодняшний день все эти трудности позади, однако тяжелая музыка переживает не самые лучшие времена. Стало быть дело не только в этом, меняется время и отношение к тяжелой музыке


S: Я видела много материалов в интернете о Вашем новом альбоме. Рассказано почти все, даже спросить нечего. Однако, расскажите об общей концепции и настроении альбома? Об общем идее, которую Вы в него вложили?


Михаил Житняков : Насколько мне известно, концепции, объединяющей все песни, нет. На мой взгляд получился вполне традиционный альбом в духе Арии.


Максим Удалов : Его скоро можно будет услышать. Это нельзя описать типа «мы много работали» или «концепция такая-то». Пожалуй, мы вложили в него душу.


S: Вот уже много лет группа держит себя в жестких рамках своего стиля. Не приходило каких-либо идей зазвучать более экстремально?


Максим Удалов : Зазвучать на западном уровне - вот задача, которую нам удалось решить.


S:.И напоследок, пожелайте что-нибудь читателям Metalkings.


Михаил Житняков : Больше всего хотелось бы пожелать хорошего настроения и позитива, которых так порой не хватает на просторах интернета. И слушайте хорошую музыку.

Студия группы «Ария» похожа на все рокерские репбазы – ничего лишнего, пара комнат в старом советском ДК. Штабеля кофров с инструментами у входа – группа только что отыграла хедлайнерский концерт на «Ария-фесте» и готовится к новому турне. В углу фанатские сувениры: сварочный шлем для «героев асфальта», меч, скульптурная группа «Ария на концерте», рассыпающаяся от времени и плохого гипса. Три года назад она была еще целехонька…

Бас-гитарист Виталий Дубинин проводит нас внутрь. «Шарфик нашелся! Уже давно простился с ним, и вдруг он нашелся», — радуется он, кутаясь в шарф. В ДК холодновато… «Может, пивка?» Несколько упаковок новорожденного пивного бренда «Ария» ждут в углу. Нет, дело – прежде всего!

Мы беседовали с Виталием три года назад, как раз тогда, когда в группе дебютировал новый фронтмен Михаил Житняков. К счастью, певец прижился, и группа выпускает уже второй студийный альбом с его участием. Вышел диск «Через все времена» за несколько дней до нынешнего интервью, и по первым прослушиваниям показался более чем достойным. Но было что обсудить и помимо новинки – только что прошедший «Ария-фест», причины отсутствия на нём гитариста и основателя «Арии» Владимира Холстинина, планы «арийцев» на предстоящее 30-летие…

Начнем с нового релиза. «Через все времена» — второй альбом, записанный с Михаилом Житняковым. Наверняка после выхода предыдущего были мысли, что получилось, а что можно исправить…
На самом деле мы ничего не исправляли. Конечно, альбом — другой, потому что на «Фениксе» Михаил пришел уже на финальной стадии, когда весь инструментал был записан, и мы ему просто сказали – давай быстро пой, как говорится, пока не удавили (смеется). На этот раз он участвовал в создании песен с самого начала, пел «рыбы» на всех демо, словом, был в курсе материала. Поэтому, когда дело дошло до записи, для него это было не так страшно, как в прошлый раз. Наверное, поэтому всё получилось легче, и времени на запись было потрачено меньше.
А что-то переделать, учесть ошибки прошлого альбома… Наоборот, тогда пришлось его довольно сильно переделывать, потому что то, как пел Михаил поначалу, не очень вязалось с «Арией». Был у него такой, скажем так, мальчишеский задор, несвойственный нам. А проработав три года, он освоился, понял, чего от него хотят, как надо петь, и сам определился, как ему легче. Мы ему даже особых советов не давали.

Когда пишется «рыба» для будущего текста, ее придумывает автор музыки или вокалист?
Конечно, автор музыки. Но, во-первых, Михаил выступил на этом альбоме и как композитор (Житняков стал соавтором песни «Точка невозврата», — прим. авт.). Там, конечно, он придумал и мелодию, и гармонию. А так – чья песня, тот ее как-то и напевает. Раньше бывало, что мы садились и на гитарах играли-пели, а сейчас чаще приносишь демо, где всё забито на компьютере и спето – может, и неуклюже, — самим автором. Потом уже Михаил начинает на репетиции интерпретировать, а ты смотришь и говоришь, где правильно, где неправильно.

Насколько он далеко уходит от изначального варианта?
Может, в «Арии» мы все такие ревнивые, но и Михаил, и предыдущие вокалисты очень редко уходили от изначально задуманного… Бывает, когда на первой-второй репетиции вокалист не помнит досконально ноты, поет иначе, но подспудно чувствуешь – что-то не так, надо петь, как задумано. И если только новый вариант уж очень хорош, тогда чуть-чуть меняешь. Но это очень редко случается. Быть может, процентов пять в песне…

Каким образом, в каких условиях приходят идеи песни? Садишься и осознанно начинаешь сочинять, или вдруг где-нибудь в метро что-то слышится…
Как угодно! Бывает, что да, надо сочинять. Вот сейчас – мы решили делать альбом, хорошо, а из чего его делать? Не будешь же сидеть и тупо ждать – ах, меня осенило! Садишься и начинаешь сочинять…
Как я делаю: встаю и, не с утра, а, скажем, днем сажусь и начинаю играть на гитаре. Понимаю, что всё это полная ерунда, но вдруг через час вдруг рождается кусок откуда-то из другой области… Раньше были кассетные диктофоны, сейчас, слава богу, всё можно в телефон записать. Вечером послушал, видишь – да, это можно стереть, а вот это – оставить.
А бывает, едешь за рулем, и приходит что-то, тоже быстро записываешь, с утра слушаешь – ну, кошмар, надо стирать! (Улыбается.) И так вот – степ бай степ .

Эти мелодии идут от акустической гитары, от бас-гитары, от голоса?
Совершенно точно есть песни, которые придумывались на акустической гитаре, есть – на бас-гитаре, есть те, что придумывались вообще без инструмента. Главное – не забыть! Придумываешь-придумываешь… даже ночью бывает, лежишь – думаешь, вот точно вспомню! С утра встал и всё забыл. (Разводит руками.)

Какие из вещей на альбоме сделаны в ситуации «надо написать», а какие пришли спонтанно?
Трудно сказать. Они все в той или иной степени спонтанны. Если бы я был композитором в прямом смысле слова, зарабатывал бы себе этим на жизнь, то действительно вставал бы и, как на работе, начинал сочинять. Вот я пишу симфонию: сажусь и четыре часа в день работаю. А мы-то в группе не композиторы, а, скажем так, авторы-исполнители. Когда решаем, что надо писать альбом, тогда и начинаются поиски мелодий. А чтобы они рождались одна за другой и оставалось их складывать в копилку – такого нет, во всяком случае, у меня.
Какие-то песни на новом альбоме были придуманы раньше, какие-то позже, но вымученных не было. Какая-то песня проще далась, какая-то сложнее…

К.М.: А было такое, чтобы вдохновил какой-то текст?
У нас такого никогда не бывает. Мы можем с Пушкиной обсудить тему, но первой у нас всё равно рождается музыка. Когда ее пишешь, вообще не знаешь, про что это всё. Я считаю, что автор текста должен послушать музыку и сам понять, про что она. И в зависимости от ее характера и выбирается круг тем.
Допустим, «Зов бездны». Я занимаюсь дайвингом, и мы давно с Пушкиной хотели написать песню об этом. Но нужна соответствующая музыка.

К.М.: Эпичная.
Даже не эпичная, а просто подходящая к теме. Какая-нибудь лирическая баллада «Утонула ты» – не подойдет. Боевичок – тоже не подойдет. Мы говорили об этом года три-четыре назад… И вот, я говорю ей, получается песня, которая могла бы подойти к тому, о чём мы говорили. Про бездну.

То, что человек оказывается в чужом мире, который влечет в себе… Это и есть впечатления человека, который занимается дайвингом?
Да, именно такое бывает состояние у многих дайверов. Возникает чувство не то что эйфории, а желание погружаться всё глубже. Или желание вернуться туда… Как говорят дайверы, «жабры сохнут». Когда проходишь какой-то предел, когда в мозгу случается так называемый азотный наркоз, может показаться, здесь гораздо лучше, чем наверху, и что ты хочешь остаться здесь навсегда. Это не моё, не Пушкина придумала — многие об этом говорят.

К.М.: С музыкой так же у вас? Желание погружаться?..
Ну, наверное…

К.М.: На концерте видно, что от вас идет огромный поток энергии – словно вы так же находитесь в некоем пространстве…
Отчасти да… Ведь почему мы занимаемся? Потому что, прежде всего, это нравится… Как ты будешь вести себя на концерте? О чём ты думаешь? А ни о чём не думаешь…

А не возникает ли на концерте чувство, когда вы играете, особенно определенный набор хитов, что эту же вещь вы уже играли секунду назад где-то в городе N?
Нет, прямо такого вот нет. Когда составляешь программу – да. Думаешь: «Ох, опять «Герой асфальта», опять «Улица роз», мы же это уже играли, ну куда от этого деться, может, не будем?» – «Но вот вчера люди подходили и говорили, мол, что же вы ее не сыграли, а ведь вы тут были первый раз за пять лет, и мы так соскучились по этим песням…» И, мы, конечно, вставляем их. Вроде как обязон такой. А на концерте я никогда не ловил себя на мысли «ой, сколько можно». Это уже как с горы спускаешься – ты находишься в этом процессе. Горнолыжники с одной горки скатываются по сто раз. Классический музыкант может играть всю жизнь одно произведение, причем не свое – и каждый раз это по-разному получается. Не потому, что иначе звучит, а потому, что эмоции всё время новые испытываешь.

К.М.: Много ли идей, песен осталось за рамками альбома?
Идей-то может, и осталось, но… Знаете, бывает, западные музыканты говорят – мол, мы написали на альбом 80 песен, а отобрали 10… У нас такого никогда не было. Конечно, есть нереализованные идеи, но такого не было, чтобы мы доводили песню до готового вида – делали аранжировку, текст – а потом не вставляли в альбом. Вот «Бегущий человек» – мы записали эту вещь на предыдущий альбом. По крайней мере, скелет – барабаны, бас, ритм-гитара. А потом поняли, что не успеваем – текста нет, а диск надо уже сдавать, и отложили. В этот раз таких песен не было.

«Бегущий человек», кстати, одна из любимых моих вещей сейчас. Почему на диске только одна песня от Холстинина?
Это лучше Холстинина спросить… Он принес то, что принес, а связано это с проблемами со здоровьем, которые были у него уже достаточно давно. Мы приступили к записи в январе этого года, а у Холстинина как раз начинались проблемы со спиной. А когда у тебя нелады со здоровьем, тебе уже не до творчества. Это ведь не Моцарт, который на смертном одре «Реквием» дописывал…
Сейчас у Володи всё хорошо, и в будущем, думаю, его вещей будет гораздо больше. Он уже сказал, что есть нереализованные песни, которые он не успевал подготовить.

А в записи Холстинин в какой мере участвовал?
Как инструменталист – как обычно. Мы вместе делали аранжировки, он играл ритм, играл соло.

У вас нет такого подхода: «Это моя вещь, я ее и играю»?
Есть. Но, во-первых, шесть песен не принадлежат гитаристам, поэтому в этих шести песнях они играли вместе. Попов сыграл в своих песнях ритм, а соло – и Холстинин, и Попов. В своей песне Володя записал целиком всё сам. Но мне-то нравится, когда группа записывает всё так, как будет исполняться на сцене, несмотря на то, чья это песня. Хотелось бы, чтобы на записи было так же, как на концерте.

Возвращаясь к теме текстов. На альбоме есть несколько вещей, скажем так, злободневных: «Город», «Время затмений»… Сейчас переломный момент в нашей истории, а есть ли у вас потребность что-то говорить людям, показывать своим примером?
Мы можем констатировать какой-то факт, высказать свое отношение, а вот руководство к действию давать… Ну кто мы такие, чтобы это делать? Не знаю.
Может, надо быть автором и музыки, и текста, чтобы чувствовать такую потребность. А я написал музыку, да, я согласен с темой, которую предложила Маргарита во «Времени затмений»… Но так, чтобы указывать: «Смотрите, ребята…» По-моему, это неблагодарное занятие – учить.

Поговорим об «Ария-фесте»… Меня удивила такая вещь: вы играли с Михаилом Бугаевым, и совершенно ничего не сказали о том, что он заменил Владимира Холстинина. Замена гитариста осталась совершенно за кадром, почему?
C Бугаевым мы уже перед «Ария-фестом» сыграли 10 концертов. В самом начале, когда мы поняли, что Холстинин не поедет, собирались записать обращение для сайта… Но Володя поначалу не хотел этого делать. А в турне мы на каждом концерте говорили: «К сожалению, Владимир Холстинин заболел, и нам помогает Михаил Бугаев». Всем в соцсетях было это известно.
А перед питерским фестом мы выложили всё-таки обращение Холстинина… Он на самом-то деле собирался играть, но в последний момент понял, что не сможет. Те, кто хотел это узнать, это узнали. А на самом концерте? В Москве все знают лучше, чем в любом другом городе, что Холстинина на сцене нет, и что это Бугаев из группы «Гран-Куражъ». А в конце мы об этом сказали…

И как вписался в группу Михаил Бугаев?
Считаю, что хорошо! Сначала мы хотели взять либо Маврина, либо Терентьева. Мы начали наш предыдущий тур в октябре, было 13 концертов без заезда домой, и концерту к 10-му Холстинин понял, что в следующий тур уже не сможет поехать. «Ну, позвони тогда кому-нибудь из наших…» – сказали мы ему. Посмотрели — у Маврина гастроли, позвонили Терентьеву, он вроде сначала согласился: «Давай до завтра подумаю…» А назавтра понял, что не сможет участвовать по семейным делам. Тогда Миша предложил: «Давайте Бугаеву позвоним…» – «А он материал знает?» – «Да, знает какие-то арийские песни». Звоним: «Сможешь?» – «Ну, очень неожиданно, но я попробую…»
На следующий день после приезда с гастролей попробовали, и я смотрю – получается! Нам главное, чтобы он сыграл ритм, чтобы не было пусто и не приходилось играть с одной гитарой 10 концертов… Песни бы пострадали, пришлось бы все аранжировки переделывать. А когда есть четкий ритм, уже всё хорошо. К тому же Бугаев постарался в точности «снять» холстининские соло. Именно это было нам и нужно. Возьми какого-нибудь нашего известного гитариста, он бы пришел и сказал (нахальным голосом) : «Соло? Да зачем? Да я сам всё по-своему сыграю!» Конечно, когда человек приходит на постоянную работу, он может играть всё по-своему – вот как Стив Морс в Deep Purple. А нам нужно было, чтобы звучание группы максимально сохранилось, и Бугаев с этим очень хорошо справился, за что ему большое спасибо.

Он проделал огромную работу!
Я даже не ожидал, что так у него хорошо получится, ведь реально было очень мало времени. Неделя всего! Мы собирались три раза, по два часа репетировали и поехали на гастроли.

Еще вопрос про «Ария-фест». Не было ли мысли сделать в финале, как в прошлом году, какой-то совместный выход с другими музыкантами?
Мы думали об этом. Но что вместе играть? «Smoke On The Water» какой-то? Не знаю. (Вздыхает.) Mago de Oz хотели с нами сыграть, спрашивали, какая будет заключительная песня. Мы им даже написали слова «Дай жару», чтобы они спели их с нами. Но как у нас бывает? «Ребята, автобус пришел, пора ехать в гостиницу!» – «А мы хотим остаться!» – «А если хотите остаться, тогда добирайтесь сами…» Мы их ждали-ждали, спрашивали, где же испанцы. – «А их увезли в гостиницу! У автобуса – расписание!» Поэтому ничего и не случилось.

А за приезд Mago de Oz вообще кому сказать спасибо?
Стасу Зализняку из Motley Concerts. Он сказал нам, что есть такая испанская группа, которая у нас ни разу не была, и в Москве у нее очень много поклонников… Я, честно говоря, про нее не знал, залез на YouTube, посмотрел – там по полтора миллиона просмотров их клипов. «Ну, давай!»

«Ария» вообще участвовала в формировании программы?
Можно сказать, что участвовала. Те имена, которые предлагал Стас, мы согласовывали. Я уже не помню, что-то мы даже отвергали! А кого-то хотелось позвать, но он говорил, что мы не потянем их концерт в «Стадиуме» по гонорару. Мы хотели Sabaton привезти, хотели, чтобы выступила Доро, и даже говорили с ней в Болгарии на эту тему в прошлом году. Словом, сообщали, кого мы хотим видеть, а кого – не хотим.

Был ли фестиваль средством воплощения мечты о том, чтобы с кем-то выступить на одной сцене?
(Удивленно.) Да нет, конечно, нет! Наоборот… Фестиваль возник, поскольку было очень обидно, что нет какого-то специализированного крупного метал-фестиваля. Я понимаю, у нас тоже клубный фестиваль, но клуб-то большой! Может, надо объединиться с «Катарсисом», с Moscow Metal Meeting, хочется сделать опен-эйр, чтобы люди приезжали с палатками из других городов…
А сыграть с кем-то… ну, это уже столько раз было… Может, лет 20 назад я бы об этом думал. А когда я бывал много раз на сцене, за кулисами, у меня такое желание пропало. Ну, видишь, что люди тоже работают, и что толку? Раньше хотелось сказать (взволнованно, тянет руку) : «А я тоже музыкант! Я тоже играю!» Теперь — совершенно не хочется.

А какие желания остались у вас – глобальные, как у музыканта?
Глобальные – продолжать играть. Ведь проблемы у меня практические такие же, как у Холстинина, только менее выраженные. Хотелось бы, чтобы здоровье не подводило, чтобы по-прежнему заниматься тем, чем занимаешься. Но не потому, что если я не заработаю, то положу зубы на полку… Зарабатывать можно и по-другому, наверное. А изменить свою жизнь, когда ты всю жизнь занимался этим и ничем другим… Я полтора года был инженером после окончания института, а потом – только музыка. Как-то так совпало — когда делаешь то, что нравится, и еще за это деньги получаешь. Это ведь не работа, и даже не хобби, а, если можно сказать громкими словами, образ жизни. И не хочется его менять, а хочется, чтобы это как можно дольше продолжалось.
Бывают мысли: «Как нам не надоело эту «Улицу роз» играть, в одни и те же залы грязные приезжать по десять раз?» Но стоит посидеть дома месяца два, зимой обычно, и всё – понимаешь, что ты без этого не можешь. Опять хочется в дорогу, опять хочется выйти на сцену, на гастроли ездить, играть со своими друзьями.

Последний вопрос: следующий год юбилейный, как будете отмечать?
(Директор группы Юлия Беликова за кадром тихо смеется.) Мы уже не знаем, что делать! Мы уже приглашали и бывших участников, и…

…и будущих!
И будущих, и с оркестрами мы играли, хочется не повторяться, и надо всех собрать. По-хорошему, можно было бы записать – конечно, не диск, а песню – с бывшими участниками. Такая идея была на 25-летие, к сожалению, не вышло, будем надеяться, что получится на этот раз.

Будем надеяться!

Владимир ИМПАЛЕР
Катерина МЕЖЕКОВА
Фото: Катерина Межекова.
Благодарим Наталью Ступникову и Юлию Беликову за организацию интервью.

Наше предыдущее интервью с «Арией» — http://сайт/interviews/aria и http://сайт/interviews/aria_2011_2


Top