Развитие географических знаний развитие географических знаний v. Основные направления развития экономико-географических идей во второй половине XIX – начале XX века

Географическая мысль в первой половине XIX в. развивалась в основном в направлениях, за­ложенных в предшествовавшем веке.

Тюнен немецкий экономист, представитель немецкой географической школы в экономической науке, один из предшественников маржинализма. Основные произведения: «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике»

Огорев «опыт статистического распределения российской империи». Признавал существование эк. Районов, рассматривал их в динамике

Крюков «картина промышленности Европейской россии»13 районов. Говорил о рациональном размещении промышленности в россии.

Существенный вклад в зарождение отечественной геоморфологии внес Севергин . На основе поездок в ряд районов европейской части России и Финляндии им составлены представления о разнообразии форм рельефа и высказаны суждения о способах их происхождения и развития. Севергин за текучими водами признавал ведущую роль в преобразовании поверхности суши. Им выделены некоторые формы речных долин. Севергин пытался классифицировать горы по происхождению: образованные под действием воды, под действием огня, под действием тех и других сил, холмы, навеянные ветром.

Начала гидрологии, в частности озероведения, изложены в ряде работ Н.Я. Озерецковского : «Путешествия академика Н. Озерецковского по озерам Ладожскому, Онежскому и вокруг Ильменя» Озерецковским была составлена карта Ладожского озера, на которую впервые были нанесены основные острова. Озерецковский исследовал и описал верховье Волги, Озерецковским впервые проведены исследования рек и озер северо-запада европейской части России, их гидрологические особенности.

Особое место в развитии эволюционного взгляда при исследовании природных процессов принадлежит К.Ф. Рулье . Рулье утверждал зависимость животных от условий существования. Основоположник экологического направления в географии. «О детальном изучении организмов и среды обитания». Все явления природы неразрывно связаны между собой и находятся в непрерывном движении. Органическую и неорганическую жизнь надо изучать во взаимодействии.

Заметным явлением в региональной физической географии XIX в. была книга Эверсмана «Естественная история Оренбургского края» Эверсман выделил на обширной территории Оренбуржья пять районов. «Естественная история Оренбургского края» Эверсмана - один из первых опытов физико-географического районирования.

Л.С. Абрамов считает, что физическая география в первой половине XIX в., особенно в его первой четверти, находилась в упадке. Причинами этого явились, во-первых, закрытие Географического департамента, а в Академии наук география оказалась не представленной никаким учреждением, во-вторых, еще не получила своего развития география в университетах. Уставом «1803 г. преподавание географии было передано на историко-филологические факультеты, где ее природная составляющая постепенно деградировала. В лучшем случае разделы о природе включались в статистические обзоры территорий.

Еще долго экономическая география развивалась под рубрикой, статистики. Экономико-географические характеристики присутствовали в региональных географических описаниях, в которых наряду с природными объектами давались сведения о населении и хозяйственной деятельности. С использованием этого принципа географических характеристик были подготовлены статистические очерки о губерниях. В числе ученых этого направления надо упомянуть Германа, организатора официальной статистики в России, автора статистических описаний Саратовской, Таврической и Ярославской губерний, «Статистического исследования относительно Российской империи», в котором представлены подробные данные о населении в различных климатах. По свойствам земли и климата Герман выделил восемь групп губерний. В 1810г. опубликовано «Статистическое обозрение Сибири» М.Н. Бакаревича .

Другим направлением социально-экономических,описаний являлась камеральная статистика, дея­тели которой противопоставляли статистику географии, ставили целью описание государства, но не территории. Представителем этого направления был профессор Петербургского университета Зябловский . Им опубликован обширный труд «Статистическое описание Российской империи », в котором было дано описание величины и пределов государства, языков и нравственности жителей, гор, почв, климата, и др. Основным его принципом было описание деталей рассматриваемых объектов без существенного их анализа.

Наиболее важными работами Арсеньева статистического содержания были: «Статистическое изображение городов и посадов Российской империи», «Гидротехническо-статистическое описание городов Российской империи с показанием всех перемен, происшедших в составе и числе оных в течение двух веков, от начала XVII столетия и до ныне», «Гидрографическое обозрение России», два сборника «Материалов для статистики Российской империи», капитальный труд «Статистические очерки России».

На территории России Арсеньев выделил три широтных зоны (полосы): лесную, сухих песчаных степей, а также лежащую между ними полосу с грунтом земли черным или серым, способным к наилучшей обработке. Помимо этого, на территории страны было выделено десять экономических районов (пространств), девять из которых охватывали европейскую часть, Урал и Кавказ, в десятое пространство были включены вся Сибирь и Дальний Восток. Арсеньев начал формировать экономическую географию как географическую дисциплину со своими методами исследований, стал разрабатывать принципы экономического районирования страны, был у истоков районной экономической географии, стремился выделить для каждого района его типические черты.

А.И. Гейм издал «Начертание всеобщего землеописания по новейшему разделению государств и земель», в 1821 г. - «Опыт начертания статистики главнейших государств».

Мысль о создании Русского географического общества впервые стала обсуждаться весной 1844 г. Проект устава общества было поручено составить Бэру .

Бэр основатель океанологии, определил причину ассиметрии берегов.

Рупрехт - основатель генетической географии растений. «Геоботанические исследования о черноземе»

Северцев - выделил 3 природные зоны (тундровую, степную, лесную). «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гат Воронежской губернии»

Ленц - главная задача физ. геогр. - определение по каким физ. законам она развивается.

Тяньшанский - выделял географию как самостоятельную науку. Выделял математич., физич., этнография, статистика.

Тюнин - изучал вопросы размещения производительных сил. «Изолированное государство, его отношение к с/х и национальной экономии».

Характерная черта нач. 1/2 19 в. развития рус. геогр. - ее дифференциация на физико- и экономико-географич. исследования.

Риттер вывел закон по которому человеческая культура должна распространяться с востока на запад.

РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ v В течение второй половины XIX и начала XX вв. русская география добилась больших успехов, что было связано главным образом с деятельностью Русского географического общества.

Ф. П. ЛИТКЕ v Ф. П. Литке (1797- 1882 гг.)- адмирал русского флота, был крупным географомпутешественником. В чине мичмана он принял участие в плавании В. М. Головнина на «Камчатке» .

Ф. П. ЛИТКЕ v В 1826- 1829 гг. Ф. П. Литке был командиром шлюпа «Сенявин» , совершившим кругосветное плавание, во время которого были выполнены значительные научные работы в северной части Тихого океана. На Камчатке были определены важнейшие пункты берега и измерены высоты многих сопок; подробно описаны острова.

СЕМЕНОВА-ТЯНШАНСКИЙ v Ф. П. Литке руководил Географическим обществом до 17 января 1873 г. После него руководителем общества стал П. П. Семенова-Тян-Шанский (1827- 1914 гг.), сыгравший большую роль в развитии русской географии.

v В 1856- 1857 гг. Семенов-Тян-Шанский совершил научную экспедицию в Тянь-Шань, положив начало, комплексному изучению природы и человеческой деятельности. Во время экспедиции Семенов-Тян-Шанский изучил взаимные связи между различными компонентами природы и человеческой деятельностью, а также нашел закономерности в связях элементов природы, выделив вертикальные пояса и типы местности. v Семенов-Тян-Шанский способствовал созданию целой школы географовисследователей, куда входили крупнейшие ученые: Я. М. Пржевальский, В. И. Роборовский, Я. Г. Потанин, М. В. Певцов, Я. К. Козлов, В. А. Обручев, И. В. Мушкетов и другие.

ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ КРОПОТКИН v Петр Алексеевич Кропоткин (1842- 1921 гг.) во время своих путешествий по Сибири в 1862- 1867 гг. собрал исключительно ценный материал, который изменил все прежние представления о северовосточной части Азии.

НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ ПРЖЕВАЛЬСКИЙ v Николай Михайлович Пржевальский (1839- 1888 гг.) известен как великий исследователь Центральной Азии. Находясь в Военной академии, Пржевальский составил большой труд «Военностатистическое обозрение Приамурского края» и был избран членом Географического общества.

v В 1867 г. П. П. Семенов-Тян-Шанский предложил Пржевальскому направиться в Уссурийский край. Пржевальский принял это предложение и замечательно провел свою первую экспедицию, результаты которой изложены в книге «Путешествие в Уссурийском крае» . После этого Географическое общество приняло план его путешествия в Центральную Азию. v Н. М. Пржевальский совершил в Центральную Азию четыре путешествия: Монгольское (1871 - 1873 гг.), Лоб-Норское и Джунгарское (1876- 1877 гг.), Тибетское первое (1879- 1881 гг.) и Тибетское второе (1883- 1886 гг.). В начале пятой экспедиции Пржевальский умер.

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ МИКЛУХО-МАКЛАЙ v Среди путешественников прошлого века особое место занимает Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846- 1888 гг.). В то время как другие географы открывали новые, доселе неизвестные земли, Миклухо-Маклай стремился прежде всего открыть человека среди исследовавшихся им «первобытных» , т. е. не затронутых европейской культурой, народов.

v Гуманитарные науки в России в XIX в. отличались оригинальностью и были на мировом уровне развития. Характерной особенностью развития гуманитарных наук в XIX веке является их дифференциация: из философии выделяются такие науки как социология, политология; из исторической науки - археология, этнография и вспомогательные исторические дисциплины. Гуманитарные науки стали отличаться разнообразием школ и течений, которые оказали влияние на развитие науки в XX веке.

v Характерным явлением начала XIX в. в России было возрастание интереса к истории. Как следствие, появляются многочисленные исторические общества, в частности Московское общество истории и древностей российских (1804). С именами К. Д. Кавелина (1818 -1885), Б. Н. Чичерина (1828 -1904), С. М. Соловьева (1820 -1879) связано направление в отечественной исторической науке, за которым утвердилось название “государственная школа”.

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ v Легендой и классиком русской историографии стал ученик С. М. Соловьева - В. О. Ключевский (1841 -1911) яркий представитель национальной психолого-экономической школы, формировавшейся в России в последней четверти XIX в. , когда стал популярен психоанализ.

«Дедушкой» российской географии и основа-телем географической школы с полным правом считают Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского (1827-1914). Более сорока лет он воз-главлял работу Русского географического обще-ства. Созданная им научная школа была одной из крупнейших географических школ. В её состав входили учёные с мировой известностью: Н.М. Пржевальский, М.В. Певцов, В.А. Обручев, П.А. Кропоткин, Н.Н. Миклухо-Маклай.

Имя П. П. Семёнова-Тян-Шанского связано с пионерным исследованием природы Тянь-Шаня, за что он и получил почётную приставку «Тян-Шанский» к своей фамилии.

Развитие Российской империи в 19 веке усилило процессы геогра-фического разделения труда. Что это означает? А то, что отдельные части страны приобретали отличный от других хозяйственный облик и своеобразие.

Между Москвой и Нижним Новгородом складывается промышленно ориентированный район, куда притягиваются многочисленные работ-ники из нечерноземных губерний. Создаётся крупнейший горнозавод-ской район на Урале. На просторах недавнего Дикого поля формируется район товарного зернового хозяйства.

Возникает потребность в экономическом районировании страны, которое было сделано П. П. Семёновым-Тян-Шанским.

П. П. Семёнов-Тян-Шанский выделяет 12 экономических областей: 1) Край-нюю северную; 2) Приозёрную; 3) Прибалтийскую; 4) Московскую про-мышленную; 5) Центральную земледельческую; 6) Приуральскую; 7) Нижневолжскую; 8) Малороссийскую; 9) Новороссийскую; 10) Юго-Западную; 11) Белорусскую; 12) Литовскую.

Рис. 6. П. П. Семёнов-Тян-Шанский

Предложенное районирование настолько верно отражало экономи-ческую действительность, что использовалось до 20-х годов XX века. Учёный считал, что география должна изучать как природные особен-ности земной поверхности, так и изменяющую её человеческую дея-тельность. Венцом же географического изучения остаётся человек.

«Отцами» русской географии считают Д. Н. Анучина , В. В. Докучаева , А. И. Воейкова , создавших свои авторитетные научные школы .

Замечательный русский учёный Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) в качестве объекта географии рассматривал поверхность Земли, служащую ареной деятельности различных сил — от космиче-ских до антропогенных. Автор нарисовал картину активного измене-ния природы человеком: «Масса заводов и фабрик потребляет теперь такую массу топлива, что в атмосферу ежедневно поступает громадное количество газов, в том числе и углекислоты, способное... влиять на состав воздуха и на общую температуру атмосферы».

Представьте, что это заявление прозвучало как предупреждение о глобальном потеплении климата ещё в начале XX века!

Д. Н. Анучин заложил основы новой географической науки — озёро-ведения в России.

На пороге XX века великий русский учёный Василий Васильевич До-кучаев (1846-1903) — основатель науки о почве и о природных зонах — в своём новаторском труде «К учению о зонах природы» обратил внима-ние на всеобщую связь между неживой и живой природой и деятель-ностью человека. Важнейшей целью учёный провозгласил изучение соотношения вековечной и закономерной связи, которая существует между телами и силами мёртвой и живой при-роды, с одной стороны, и человеком, его бытом и даже духовным миром — с другой.

Мировую известность получил выдающийся учёный-географ и климатолог Александр Иванович Воейков (1842-1916). Заслуженную славу ему принесли работы по климатам зем-ного шара. Большое внимание учёный уделял типичному для России явлению — снежному покрову и его влиянию на природу и хозяйство. Материал с сайта

Рис. 7. А. И. Воейков

Для повышения урожайности он предлагал проводить посадку полезащитных «лесных опушек» и другие меры по снегозадержанию. А. И. Воейкова интересовали и экономико-географические вопросы — мелиорации и активного использования природных ресурсов, развития курортов на Кавказе, населения. Характеризуя условия распределения населения между сёлами и городами, он ввёл термин «города-миллио-неры» (города с численностью населения более 1 млн человек).

История развития географии России в 19 веке — разработка теоретических основ географии во взаимосвязи с практически значимым характером исследований.

Вопросы по этому материалу:

  • Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Просвещение и наука во второй половине XIX века.

    "... нельзя быть патриотом сегодняшнего дня, не опираясь при этом на богатейшее наследие наших предков. Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и умнее разумом. История воспитывает в нем необходимое чувство национальной гордости! История требует от нас уважения к себе, как и дедовские могилы, а культура народа всегда зависима от того, насколько народ ценит и знает свое прошлое..." (В.Пикуль. «Ночной полет») План 1. Развитие образования. 2. Успехи естественных наук. 3. Развитие географических знаний. 4. Развитие гуманистических наук. Домашнее задание.

    1. Развитие образования 1 / 2 Отмена крепостного права, успехи в экономике во второй половине XIX века не могли не повлечь за собой глубоких сдвигов во всех областях культуры. Для пореформенного периода характерен рост грамотности, развитие просвещения.

    Начало развития внешкольного образования (1859) 1 / 2 Получили распространение различные формы внешкольного образования. В 1859 г. в Киеве были организованы первые в России воскресные школы. Затем они появились и в других городах, к 1862 г. их насчитывалось более 300. Эти школы были бесплатными. Программа обучения в них была намного шире, нежели в государственных школах. Учащихся знакомили с основами химии и физики, изучались также география и отечественная история.

    Массовое открытие земских школ (1864 - 1874) 1 / 2 Огромную роль в распространении просвещения стали играть земства. Только с 1864 по 1874 г. было открыто почти 10 тыс. земских школ. Правительство отдавало предпочтение церковно-приходским, однако денег на их содержание у государства не хватало. Поэтому земская школа продолжала оставаться самым распространенным типом начальной школы, охватив все губернские и уездные города, а также многие сельские районы. Устный счет. Н.П. Богданов – Бельский. 1895 г.

    Основным типом средней школы были гимназии. В 1861 году в России было 85 мужских гимназий, где училось 25 тысяч человек. Спустя четверть века их количество выросло в 3 раза, а гимназистов стало 70 тысяч. В конце 60-х годов XIX века был поднят вопрос о женском образовании. Уже к началу 90-х годов было открыто около 300 женских средних учебных заведений, в них занималось до 75 тысяч девушек. Женщинам было разрешено в качестве вольнослушающих посещать лекции в университетах. Вскоре начали действовать в Петербурге и Москве высшие женские курсы. Гимназии Гимназист

    Высшее образование Открываются университеты в Томске, Одессе. Действуют специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Технологический, Горный, Путей сообщения, Электротехнический институты

    Медико-хирургическая (Военно-медицинская) академия Горный институт Петровская сельскохозяйственная академия

    Однако в целом уровень грамотности населения в России оставался одним из самых низких в Европе. По переписи 1897 года Для сравнения: В конце 60х годов По переписи населения 1897 года Для сравнения: в конце 60-х годов

    2. Развитие науки и техники Успехи промышленности были тесно связаны с достижениями в различных отраслях науки и техники. Многие открытия русских ученых имели прикладной характер и широко использовались в прикладных целях, став весомым вкладом в мировой технический прогресс. 1867 г. – труд «О средних величинах», в котором дана теорема, лежащая в основе различных вопросов теории вероятностей. Математик и механик и Пафнутий Львович Чебышев

    Открытие Столетовым скорости света А.Г. Столетов в 1876 г., измеряя отношение электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света. Предложение Столетова организовать измерение этой величины, принятое I конгрессом электриков в 1881 г., способствовало утверждению электромагнитной теории света. Физик Александр Григорьевич Столетов

    Изобретение Яблочковым дуговой электролампы В 1876 г. П.Н. Яблочков создал дуговую электрическую лампу. Вскоре лампочки Яблочкова осветили улицы и дома многих городов мира. Физик Павел Николаевич Яблочков Свеча Яблочкова

    Самолет Можайского В 1881 г. морской офицер А.Ф.Можайский сконструировал первый в мире самолет, правда, его испытания закончились неудачей. Физик Александр Федорович Можайский

    Гусеничный трактор Блинова В 1888 г. механик-самоучка Ф.А. Блинов изобрел гусеничный трактор.

    Таблица Менделеева Дмитрий Иванович Менделеев Д.И. Менделеев был ученым с разносторонними знаниями и интересами (химия, физика, метрология, воздухоплавания, сельское хозяйство, экономика, просвещение. Всемирную славу ему принесло открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов - одного из основных законов естествознания. Периодическая система элементов Менделеева показывает, что химические свойства элементов, т. е. их качества, обусловлены количеством их атомного веса. Тем самым его открытие служит блестящим подтверждением одного из общих законов развития природы - закона перехода количества в качество.

    Доклад Попова по радиосвязи Александр Степанович Попов Профессор А.С. Попов разработал генератор электромагнитных колебаний; 25 апреля 1895 г. в Русском физическом обществе продемонстрировал изготовленный им приемник-передатчик. В 1900 г. радиоприемник Попова был использован в практических целях для спасения рыбаков в Финском заливе. За свое открытие ученый был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Радио Попова

    На Всемирной выставке в Париже демонстрировалась коллекция русских почв, собранная Докучаевым 1 / 1 В.В.Докучаев положил начало науке о свойствах различных почв. В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже демонстрировались опубликованные труды Докучаева, удостоенные золотой медали. В книге «Наши степи прежде и теперь» ученый изложил план борьбы с засухой, поразившей черноземную полосу России в 1891 г. Этот план предусматривал меры воздействия на природу степей путем посадок лесов. Василий Васильевич Докучаев

    Ученые-натуралисты Иван Михайлович Сеченов И.М. Сеченов создал учение о рефлексах головного мозга, осуществив переворот в биологии. Первым доказал единство и взаимную обусловленность психических и телесных явлений, подчеркнув, что мыслительная деятельность это результат работы головного мозга.

    Ученые-натуралисты Илья Ильич Мечников И.И. Мечников и Н.Ф. Гамалея организовали первую в России бактериологическую станцию, разработали методы борьбы против бешенства. Николай Федорович Гамалея

    Открытие Пржевальским вида дикой лошади (1879) Экспедиция Пржевальского Современным зоологам удалось спасти вымирающий вид - «Лошадь Пржевальского». Это единственная дикая лошадь, сохранившаяся в природе. Она была обнаружена Николаем Пржевальским в 1879 году в пустыне Гоби, в Южной Монголии. В середине ХХ века этих животных оставалось три десятка, и все они жили в неволе. Но отныне существование редкого вида более не находится под угрозой: благодаря успешному разведению дикую лошадь снова выпускают в монгольские степи.

    Экспедиции Миклухо-Маклая Николай Николаевич Миклухо-Маклай Н.Н. Миклухо-Маклай посвятил жизнь изучению народов Юго-Восточной Азии, Австралии, островов Тихого океана. Два с половиной года он прожил на северо-восточном берегу Новой Гвинеи, смог завоевать любовь и доверие ее жителей. Совершил два труднейших путешествия во внутренние районы Малакки, побывал на Филиппинах и в Индонезии, жил в Австралии, где основал биологическую станцию. В 1881 г. он разработал проект создания на Новой Гвинее независимого государства - Папуасского Союза, призванного противостоять колонизаторам.

    Историческая наука Сергей Михайлович Соловьев С.М. Соловьев-профессор, декан историко-филологического факультета, ректор Московского университета. Автор 29-томной «Истории России с древнейших времен». Принадлежал к государственной школе, считавшей государство движущей силой исторического развития.

    Начало научной деятельности Ключевского Василий Осипович Ключевский Ученик С. М. Соловьева В.О. Ключевский в 1882 г. блестяще защитил в Московском университете докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси». Автор многих исторических исследований и «Курса русской истории», который читал в Московском университете. Большое значение придавал изучению социально-экономических причин исторических событий и явлений. На лекции В. О. Ключевского собирались студенты всех факультетов и как правило они заканчивались под шквал студенческих аплодисментов.

    Открытие в Москве Исторического Музея Исторический музей основан в 1872 г., открыт в 1883 г. Представляет собой крупнейшее хранилище памятников отечественной истории и культуры. Московская Городская Дума отдала свой собственный участок – под возведение музея.

    Открытие Эрмитажа для посещений С середины XIX века растёт число музеев. Помимо художественных и естественнонаучных, открываются промышленные, мемориальные, сельскохозяйственные и краеведческие музеи. В 1865 году доступным для посещения стал Эрмитаж с его богатейшими коллекциями западноевропейского искусства, в конце века учрежден первый художественный государственный музей России - Русский музей. В провинции также открываются музеи и картинные галереи и проводятся промышленные, художественные и торговые выставки.

    Домашнее задание: Составить таблицу «Достижения науки во второй половине XIX века» в тетради. НАУКА ОТКРЫТИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ (Кто? Что? Когда?) математика физика химия биология география история 2. Параграф 36.

    Спасибо за внимание!



Top